Рекомендации психолога подросткам

Рекомендации психолога подросткам Статьи по психологии
Как поднять самооценку подростку? Советы психолога

Рекомендации психолога подросткам

  • 28 Октября, 2018
  • Самооценка
  • Черноус Роза

Не думайте, что подростки самостоятельно начинают определять свою личность. Важную роль в процессе их становления играют родители. В подростковом периоде дети очень уязвимые в моральном плане.

Любая их неудача ведет к неуверенности в себе. Очень важно помочь поднять самооценку подростку (юноше или девушке). Иногда им сложно справиться с этой нелегкой задачей самостоятельно.

В этой статье будут приведены советы психологов по поводу того, как повысить самооценку подростку.

Содержание
  1. Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка
  2. Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте
  3. Роль родителей в формировании личности подростка
  4. Формирование самооценки подростка
  5. Особенности в юношеском возрасте
  6. Самооценка девочки-подростка
  7. Повышение самооценки парней
  8. Больше похвалы, меньше критики
  9. Формирование правильного восприятия критики
  10. Помощь в поддержании внешней привлекательности
  11. Развитие талантов и умственных способностей, поиск новых знакомств и возможностей
  12. Проявление любви — это хорошо!
  13. Родители в роли психолога
  14. Трудный подросток. 8 советов психолога
  15. Биологические предпосылки
  16. Социальные предпосылки
  17. Кто виноват?
  18. Что делать?
  19. 1. Вести список достижений
  20. 2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания
  21. 3. Избавиться от шума
  22. 4. Говорить с собой уважительно
  23. 5. Найти внутреннего наставника
  24. 6. Провести время с теми, кто тебя любит
  25. 7. Делать добро
  26. 8. Найти взрослого, с которым можно поговорить
  27. 9. Определить жизненные ценности
  28. 10. Нарисовать свои мечты
  29. 11. Определить источники вдохновения
  30. 12. Ставить маленькие цели и достигать их
  31. Психологическая работа с подростками: работа с трудными подростками, девиация
  32. Подросток и его проблемы — взгляд науки
  33. Особенности развития личности подростка
  34. Как проявляются подростковые девиации
  35. Что делать, если возникли проблемы
  36. Методы психологической диагностики
  37. Помощь психолога
  38. Как выбрать специалиста
  39. 🎥 Видео

Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка

Подростковый возраст начинается в 11 и длится до 15 лет. Именно на этом этапе ребенок переходит от детства к зрелости. Этот период еще называют «критическим», потому что происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации и биологической зрелости юношей и девушек.

Индивидуальной особенностью несовершеннолетнего, как и других индивидов, является темперамент. Именно он часто влияет на то, как подросток воспринимает все, что с ним происходит. Черты темперамента заложены в человеке на генетическом уровне, и сильно их видоизменить нельзя.

Как поднять самооценку и уверенность подростку? В этом могут помочь следующие сведения:

  • Сангвиники в подростковый период обладают повышенной активностью, энергичные, работоспособные, легко принимаются за новые дела. Таких детей «сложно выбить из седла».
  • Холерики очень активные, несдержанные, вспыльчивые, нетерпеливые. Иногда они впадают в крайность, их самооценка то падает, то поднимается.
  • Флегматики менее чувствительны и эмоциональны. Они редко смеются и остаются спокойными при неприятностях. Флегматики более уверенны в себе. Терпеливость и выдержка помогают им обладать собой.
  • С меланхоликами дела обстоят труднее всего. У них высокая чувствительность и большая инертность. Это часто ведет к слезам, обидчивости. У меланхоликов часто проявляется неуверенность в себе.

В подростковом возрасте складываются и закрепляются черты характера. Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал все, что с ним происходит. Поэтому очень важно следить за уровнем самооценки подростков.

Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте

Часто психическое и физическое здоровье девочки или парня зависят от уверенности в себе. Родителям не стоит забывать об этом. Вот к каким негативным последствиям может привести низкая оценка себя:

  • теряется устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • возникает депрессивное настроение;
  • появляются различные страхи;
  • нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

Конечно же, ни один родитель не желает, чтобы такое происходило с его ребенком. Поэтому очень важно помочь несовершеннолетним поднять уверенность в себе. Психологи рекомендуют советы и упражнения, как поднять самооценку подростку.

Роль родителей в формировании личности подростка

Часто парни и девушки всячески демонстрируют свою значимость, но внутри имеют очень много сомнений. Каждый их шаг во взрослую жизнь для них сложный, и они проявляют нерешительность. Важно помочь детям пережить этот этап, научиться самим не раздражаться.

Родители должны правильно наладить общение с подростками, чтобы те не выражали свою значимость протестом. Ведь если у несовершеннолетних не получается контакт с родителями, то они бурно выплескивают эмоции, могут уходить из дома. Именно в этом возрасте некоторые привыкают к наркотикам, курению. Влияние улицы очень большое.

Важно, чтобы дети приходили домой не просто на ночлег. Подросткам очень хочется быть лидерами перед своими сверстниками.

Как повысить самооценку своей дочери или сына, должен знать каждый родитель. Для начала нужно принять и понять позицию своего ребенка. Поддержка в этот момент очень важна. Укоры и сравнения не всегда дают результаты. Пора начинать смотреть на подростка как на взрослого. Уважение, мягкая форма общения, возможность самовыразиться — вот что нужно несовершеннолетним.

Формирование самооценки подростка

Психологи утверждают, что заниженная самооценка наблюдается у 90 % подростков. К этому нужно быть готовым. Родители должны знать, как поднять самооценку подростку, помочь ему в этот непростой период. Помните, что родительские замечания и упреки только больше занижают самооценку детей. Важно не навредить им.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnt1smciXxg

Стоит разобраться, что же такое самооценка. Она включает в себя анализ подростком своих физических характеристик, поступков, нравственных качеств, способностей.

Самооценка зарождается именно в подростковый период. Она проходит несколько ступеней. Сначала появляется наивное неосведомленность происходящего, потом возникает колеблющаяся самооценка.

Центр внимания подростков переносится на то, что скрыто внутри.

Самооценка определяет социальную адаптацию личности, регулирует ее поведение и деятельность. Иногда формируется завышенная оценка себя, а в других случаях — заниженная. Здесь важно найти золотую серединку. Сколько бы мама в этот момент не убеждала своего сына в том, что он привлекательный, он затаит сомнения, если ни одна девочка в школе не обращает на него внимания.

Особенности в юношеском возрасте

Сложный и противоречивый период формирования самоанализа у подростка определяет то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. Хорошая самооценка поможет нормально взаимодействовать с противоположным полом, идти к поставленным целям, добиваться успехов.

Одной из особенностей этого периода является то, что у несовершеннолетних начинает падать авторитет родителей. Если сверстники видят подростка красивым, умным, веселым, то он ценит себя. Если однолетки реагируют на него негативно, то самооценка опускается вниз. Только не нужно отступать в сторону, важно помогать ребенку.

В этот период детям хочется все испытать через собственный опыт. Поэтому советы должны быть очень корректными.

Самооценка девочки-подростка

Мама вполне может убедить несовершеннолетнюю дочку в ее успешности. Как повысить самооценку девочке-подростку? Для начала помогите ей ухаживать за собой. Отведите в парикмахерскую, салон красоты.

Девочке очень важно ощущать себя красивой, ухоженной, важной, ценной. Только не нужно заставлять это делать, найдите способ завлечь дочку на добровольных началах. Отличной идеей будет провести фотосессию в новом образе.

Можете отдать дочку на курсы по созданию своего стиля.

Предлагайте девочке выполнять какую-то работу по дому, где она проявит свои способности. Интересуйтесь школьной жизнью девочки, следите, чтобы учителя хорошо относились к ней. Недопустимы случаи унижения, высмеивания со стороны учителей.

Повышение самооценки парней

Часто подростки ориентируются на родителей. Так, парни могут подражать своему отцу. Важно быть достойным примером. Те, кто наблюдают дома употребление алкоголя, могут также к нему пристраститься. Даже уровень образования детей зависит от уровня знаний родителей. Ваши поступки и дела оказывают влияние на юношей.

Парням очень важно сосредоточить внимание не на внешности, а на достижениях. Вдохновляйте подростка на хорошие поступки, которыми вы потом будете гордиться. Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре.

У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом.

Может быть, это будет физкультура, история или биология.

Больше похвалы, меньше критики

Задача родителей максимально приблизить самооценку ребенка к реальности. Если сына или дочку все время критиковать, то их самооценка упадет окончательно. Не скупитесь на похвалу. Важно поощрение любых начинаний подростка.

Никогда не высмеивайте ребенка, если у него что-то не получается. Старайтесь помогать ему, давайте материнские или отцовские советы, только делайте это неназойливо. Подбадривайте подростка, говорите, что у него все получится.

Если не знаете, как поднять самооценку подростку, покажите сыну или дочери, что вы в них верите.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях. Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения.

Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него.

Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Помощь в поддержании внешней привлекательности

Подростки особое значение уделяют своей внешности. И не только девочки. Если вы не являетесь у ребенка авторитетом по выбору стиля, можете сходить к стилисту. Очень важны правильно подобранные прическа, одежда. Учите детей приводить в порядок кожу, зубы.

В подростковом возрасте часто как у мальчиков, так и у девочек бывают угревые высыпания. Это приносит им много неудобств, хотя они стесняются иногда об этом сказать. Не считайте эту проблему пустяком.

Если косметические процедуры не помогают, обязательно сходите на прием к дерматологу.

Развитие талантов и умственных способностей, поиск новых знакомств и возможностей

Кто, как не вы, сможет определить таланты подростка. Определите его в кружок, секцию, лагерь отдыха, отправьтесь с ним в интересное путешествие. В новом коллективе ребенок сможет по-другому раскрыться. Это поможет выявить его новые стороны, посмотреть на него другими глазами.

Может быть, подростку трудно найти взаимопонимание среди одноклассников, ему не с кем общаться. Возможно, ему будет хорошо в театральном кружке, где он сможет проявить свой талант и чувство юмора. Большой круг общения поможет подростку раскрыть разные грани личности.

В подростковом возрасте можно учить ребенка разбираться в людях.

Проявление любви — это хорошо!

Само собой разумеется, что родители любят своих детей. Но не все взрослые умеют выражать сердечную привязанность. Если этого не делать, то подросток почувствует себя никому не нужным, и самооценка упадет. Учитесь сами говорить о чувствах, проявляйте нежность, показывайте симпатию.

Дайте сыну или дочке почувствовать, что вы безоговорочно, безусловно, искренне принимаете его таким, каким он есть. Говорите ребенку, что вы рады проводить с ним время, и как хорошо, что он у вас есть. Старайтесь делать это эмоционально.

Выражайте свои чувства невербальными (бессловесными) средствами: искренним блеском в глазах, пристальным вниманием, касанием плеча, объятиями. Если подросток почувствует себя любимым, его самооценка обязательно повысится.

Родители в роли психолога

В эпоху интернета отец и мать могут взять на себя роль психолога для подростка, если вдруг заметили у него заниженную самооценку. Специалисты советуют провести тест на определение самооценки подростка.

После этого можно провести с ребенком беседу о том, что нужно себя любить и принимать со всеми недостатками. Скажите несовершеннолетнему, что каждый может ошибиться, и это его право. Важно донести сыну или дочке, что не стоит концентрироваться на недостатках.

Посоветуйте ребенку общаться с уверенными в себе ребятами. Для случаев, когда ситуация вообще выходит из-под контроля, и подросток теряет уверенность в себе, предложите ему использовать упражнение с глубоким вдохом и выдохом. Нужно дышать и считать до 10.

Это поможет плохим мыслям отойти, а уверенность в своих силах поднимется. Общайтесь больше со своими детьми, просите у них совета, покажите, что они для вас значимы.

Видео:5 советов психолога, которые спасли мне жизньСкачать

5 советов психолога, которые спасли мне жизнь

Трудный подросток. 8 советов психолога

Рекомендации психолога подросткам

Авторы:

Когда родители приводят своих подростков к нам на тренинги КУБ, они порой жалуются психологам, что стало трудно договориться с ребенком, что тот перестал прислушиваться к их мнению, ведет себя безответственно, не хочет выполнять их требования. Родители испытывают разочарование, гнев и бессилие.

Подростки часто воспринимают помощь родителей как должное, не понимают, что чем они старше, тем больше их отвественность. Они требуют свободы, а заботу родителей воспринимают как насилие.

Помочь подросткам и родителям наладить отношения, понимать и уважать чувства друг друга — важная задача тренингов КУБ.

На тренингах ребята могут по-новому взглянуть на отношения с родителями. Подростки прорабатывают в сценках свои реальные конфликты. Ребята учатся общаться и договариваться, справляться с негативными эмоциями. Они становятся уравновешеннее и увереннее в своих силах.  В результате отношения в семье теплеют, растет уважение.

Нам, родителям, тоже стоит по-новому взглянуть на отношениям с нашими подростками и понять причины, почему же стало трудно, и что мы можем с этим сделать.

Биологические предпосылки

Мы ещё ушли совсем немногоот родни с мохнатыми боками,много наших чувств — четвероного,

а иные — даже с плавниками.

https://www.youtube.com/watch?v=Eh3vuI2rt8I

Игорь Губерман

Давайте посмотрим, как это происходит у наших ближайших биологических родственников – высших приматов. Часто такое сравнение помогает разобраться в истоках многих человеческих проблем. Ведь как бы ни хотелось нам думать иначе, законы биологии действуют и на нас. Несмотря на всю нашу разумность, инстинкты никто не отменял, хоть мы и стараемся найти нашим поступкам рациональные объяснения.

Когда детеныши других приматов (а человек относится к приматам) достигают половой зрелости, они начинают самостоятельную жизнь, к которой уже вполне готовы.

Люди, в отличие от других приматов, строят постоянные семьи из одного мужчины и одной женщины. И когда их ребенок превращается в подростка, (а по факту — в половозрелого человека) между ним и родителями часто возникают конфликты. Ведь наши инстинкты говорят нам, что не должно быть в одной семье двух взрослых особей одного пола.

Инстинктивно, неосознанно между родителем и ребенком одного пола возникает конкуренция, а с конкурентом неизбежны конфликты. Между ребенком и родителем противоположного пола появляется сексуальная притягательность.

И поскольку она запретна и неосознанна, начинает работать, так же неосознанно, защитный механизм в виде конфликтного поведения.

Кроме того, независимо от пола, мы просто обнаруживаем на своей территории еще одного взрослого человека. И этот человек ведет себя на нашей законной территории не как гость, а как хозяин, он требует отдельную комнату, да еще и просит без стука не входить. Его инстинкт требует своей территории, а наш —  с возмущением бросается защищать нас от посягательств нашу территорию.

Может быть, вам трудно поверить в то, что вы только что прочитали. Вы, скорее всего, не замечали такого в своей жизни. Но учтите, все мы научились прилично себя вести и рационально объяснять  себе собственные поступки.

А неосознаваемые страсти кипят, иногда прорываясь наружу и вызывая тем бОльшую бурю, чем меньше мы осознаем наши инстинктивные мотивы.

Поэтому лучше нашу биологическую природу учитывать и контролировать, чем по незнанию отдать ей полное управление.

Социальные предпосылки

Раньше вопрос отделения подростка от родительской семьи решался достаточно легко. Ведь еще недавно человек в подростковом возрасте уже считался вполне взрослым. Мог работать, воевать и заводить семью.

В России всего 300 лет назад (ничтожное время по биологическим меркам), в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин 13 лет, для мужчин — 15 лет.

А помните, сколько лет было Ромео и Джульетте?

И сейчас много стран, в частности, исламских, где в брак могут вступать, по нашим понятиям, дети. Например, в Иране брачный возраст женщин сейчас 9 лет, а мужчин – 15 лет.

Однако в большинстве светских государств это не так.В России мы к 15–летнему человеку относимся как к ребенку. Ведь с социальной точки зрения наш подросток, несмотря на усы или грудь, еще ребенок в том смысле, что имеет очень мало жизненного опыта, чтобы жить самостоятельно и считаться взрослым.

Хорошо, если к двадцати пяти дети закончат учебу и смогут содержать себя и свою семью.

Вот и получается, что все биологическое и в нем, и в нас говорит, что это взрослый половозрелый человек, и в то же время, мы прекрасно понимаем, что это еще ребенок не готовый к самостоятельной жизни.

Кто виноват?

Когда возникают конфликты и напряженность в отношениях с подростком, многие родители склонны обвинять в этом себя или ребенка. Конечно, каждый не совершенен, и наверное, что-то мог бы сделать лучше.В то же время нужно помнить, что подросток проходит необходимый этап взросления. Это трудное время и для него, и для родителей.

Но оно неизбежно пройдет. И вы сможете наладить дружеские отношения уже на новом, взрослом уровне. Можно провести аналогию с прорезыванием зубов. Этот этап взросления тоже нередко происходит мучительно для ребенка, который плохо себя чувствует, и для родителей, которых он изводит своим нытьем и капризами.

Да и прорезавшиеся зубы травмируют грудь кормящей матери.

Но ни один родитель не захочет, чтобы у  ребенка не было зубов! Родители понимают, что нужно по мере возможности облегчать ребенку страдания, набраться терпения и ждать. Все само пройдет.

Что делать?

Ждать когда «все само пройдет» с подростком вовсе не так просто. И период гораздо дольше. И причины совсем не столь очевидны, как с зубами.

https://www.youtube.com/watch?v=Z_Is3ty44g0

Что же делать?

  1. Поддерживать собственную позитивную самооценку, как родителя. То, что происходит – не ваша вина. Это просто закон природы. 
  2. Уважать необходимость подростка психологически отделиться от вас. Ему это необходимо, чтобы вырасти полноценным взрослым.
  3. Давать подростку больше свободы, иначе он все равно попытается взять ее силой. Дав эту свободу сами, вы сохраните более дружественные и уважительные отношения.
  4. Постепенно отдавать подростку контроль над все большими сферами его жизни. Ему необходимо учиться на собственном опыте и ошибках. В конечном итоге будет оптимально, если вы сможете вмешиваться в его жизнь, только когда заподозрите угрозу его жизни и здоровью.
  5. Оберегать собственные психологические границы – не давать ему садиться себе на шею. Раз у ребенка есть своя территория, вы тоже имеете право на свою.
  6. В подростковом возрасте основной референтной группой (той, чье мнение для него важно) становятся не родители, а другие подростки и чужие взрослые, от которых у подростка нет причин отделяться. Поэтому будет гораздо полезнее, если вы обеспечите подростку хорошее окружение, в котором он легко научится полезным навыкам, нежели будете сами действовать напрямую. Не зря сказано о пророке в своем отечестве.
  7. Большую помощь может оказать участие подростка в тренинговой группе, где он находится среди сверстников и учится в игровой форме под руководством опытных психологов. Там ребенок может освоить необходимые навыки и разрешить многие психологические проблемы.
  8. И наконец, помнить, что трудный возраст пройдет, и ваши добрые отношения наладятся. Надо только набраться терпения и помочь подростку пройти этот период.

Психология

Подросток и самооценка: 12 советов, которые помогут поверить в себя

22 марта 2019 45 468 просмотров

Елена Исупова

Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.

1. Вести список достижений

Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно.

Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест).

В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.

Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.

2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.

Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник

Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.

3. Избавиться от шума

От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос.

Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности.

Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.

https://www.youtube.com/watch?v=3tU9I82h2VQ

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.

Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума

4. Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

5. Найти внутреннего наставника

У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).

Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.

6. Провести время с теми, кто тебя любит

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.

Любовь близких придает нам сил. — Источник

Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-

ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.

7. Делать добро

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.

Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник

Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.

8. Найти взрослого, с которым можно поговорить

Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.

9. Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

10. Нарисовать свои мечты

Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:

  • Напишите про трех своих знакомых, которыми восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
  • Напишите о трех людях, которыми восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, об известных личностях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических героях. За какие заслуги вы считаете их великими?
  • Представьте себя на выпускном вечере. Перед тем как вы войдете в праздничный зал, вас просят предположить, кем вы однажды станете и чего добьетесь. Что вы ответите?

Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник

11. Определить источники вдохновения

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.

Скачать

12. Ставить маленькие цели и достигать их

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки.

Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи.

Каждая решенная проблема добавит уверенности.

https://www.youtube.com/watch?v=1X76CTM72Dc

Еще больше вдохновения и сил в наших книгах: «Дыши. Списки на все случаи жизни», «Дыши. Практики счастья», «Дорожная карта», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты имеешь значение!»

Обложка поста pexels.com

Видео:Как вести себя с подростками Михаил ЛабковскийСкачать

Как вести себя с подростками Михаил Лабковский

Психологическая работа с подростками: работа с трудными подростками, девиация

Рекомендации психолога подросткам

Подростковый возраст считается самым сложным в жизни. Первые проблески самостоятельности, самодостаточности, самоуверенности осложняются абсолютным отсутствием жизненного опыта, неустойчивостью психики молодых людей. Такая смесь приводит к внутреннему, социальному конфликту, выражающемуся «проблемным» взрослением.

Наладить взаимоотношения с окружающими, самим собой помогает психологическая работа с подростками, которой можно расширить учебный курс или сделать частью индивидуальной терапии. Второй вариант более предпочтителен, так как каждый сложный подросток требует индивидуального подхода.

Подросток и его проблемы — взгляд науки

Специалисты советуют начинать работу психолога с подростками с 11-12 лет, когда нет явно выраженных проблем взаимного непонимания, комплексов. Такой возраст обусловлен началом мощных психофизиологических трансформаций вчерашнего ребенка.

По своей сути они представляют череду изменений всех сфер жизни:

  • резко увеличивается объем получаемых знаний, практического опыта;
  • появляется больше жестких черт характера: бескомпромиссность, решительность, усиливается ощущение собственного достоинства;
  • утрачивается «детское» ощущение мира — проявляется большая осознанность, на плечи человека ложатся первые элементы ответственности;
  • обостряется реакция на мнение окружающих о действиях, мыслях, целях молодого человека, проявляется фактор отрицания авторитетов, происходит формирование «Я», столь же ценного, весомого, как у взрослых людей;
  • происходит половая самоидентификация, самовыражение которого может приобретать более острые черты.

Все эти процессы усугубляются неустойчивым гормональным фоном, из-за которого возникает ощущение тревоги, неуверенности, обесценивания способностей. Все это продолжается до 15-16 лет, иногда до 19-летнего возраста.

Оставлять человека, вошедшего на стадию активного взросления, наедине с проблемами — огромная ошибка. Можно потерять ценного члена общества из-за неправильно выстроенных, зачастую попросту разрушенных социальных коммуникаций.

Именно поэтому крайне важна комплексная работа психолога с трудными подростками, а также юношами, которые испытывают проблемы познания и принятия себя.

Особенности развития личности подростка

На развитие личности подростка особо выраженное влияние оказывает его самооценка. Она формируется не столько из адекватного восприятия достоинств, индивидуальных недостатков, сколько на основе сравнения себя с подростками, взрослыми, кумирами.

На основании этого у ребенка формируется:

  • субъективное осознание степени женственности или мужественности;
  • умение взаимодействовать с родителями, взрослыми родственниками;
  • осознание своего места в социальной группе (подростки, друзья, однокашники).

Любое неодобрение, даже высказанное лаконично, трезво, без перехода на личности, порождает тревогу: меня не приняли, меня не поняли, я неполноценный.

Пережить подобное положение вещей не до конца сформированная личность может несколькими способами.

  1. Замкнутость. Ребенок прекращает делиться мыслями, мечтами, мнениями с окружающими. Уйти в себя, стать асоциальным, но при этом не оставить мысли о том, чтобы доказать свою силу, волю, таланты.

  2. Негативизм. Попытка помочь, наладить контакт встречает пассивное сопротивление: зачем тратить силы, если шансов нет. Любые доводы взрослых обесцениваются.

  3. Агрессивность. Ребенок ведет себя неадекватно, воспринимает в штыки попытки наладить контакт (активное отрицание). Он пытается доказать действиями, что отличается от идеалов, которые ему пытаются привить. Может действовать «от противного» без видимых причин.

Если психологическая работа с трудными подростками не начата с первого проявления девиаций, есть риск, что психологическая дестабилизация перерастет в невротическое расстройство. По мере прогрессирования аномалия может осложниться зависимостями от алкоголя, химических веществ, препаратов, сложными формами депрессии, суицидальными наклонностями.

Как проявляются подростковые девиации

Поводом инициировать работу с трудными подростками у психолога в школе или на индивидуальной основе, могут быть заметные отклонения в их поведении:

  • участившиеся конфликтные ситуации с родителями, учителями, сверстниками;
  • нарастающий кризис в учебе, вызванный ухудшением когнитивных функций, плохая успеваемость, пассивность выполнения общественных задач (участие в спортивных, внеклассных мероприятиях);
  • нарушение административного кодекса, правил общественного порядка, наконец, норм морали, этикета;
  • полное отсутствие коммуникаций со сверстниками, нежелание/неспособность общаться;
  • незрелость эмоций — срывы, неспособность контролировать выражение чувств, девиантная демонстрация;
  • ускоренная эмансипация — стремление к автономности от взрослых, бродяжничество, отсутствие интереса к бытовым, семейным делам;
  • высокий интерес к субкультурам, слепое подражание, соблюдение норм поведения, внешнего вида, жизненных ценностей, принятых ограниченными группами за истину в последней инстанции;
  • увлеченность предметами, взлетевшими на пик моды, но не несущими эстетической, культурной нагрузки: тупой просмотр роликов, компьютерных игр, стримов, мощное эмоциональное включение.

Также о кризисе формирующейся личности говорит отсутствие целей профессионального порядка.

В норме к 15-17 годам у ребенка формируется четкое понимание увлеченности, склонности к определенным занятиям, виду науки. Сложные подростки не имеют таких интересов, они плохо представляют, чем будут заниматься, как обеспечивать себя.

https://www.youtube.com/watch?v=WoL3hci1ZII

Все это должно заставить педагогов или родителей привлечь профессионального психолога к решению проблемы. Чем быстрее это произойдет, тем выше шанс возвращения школьника в здоровый социум.

Что делать, если возникли проблемы

Распространенная ошибка родителей и педагогов — до начала занятий с трудным подростком у психолога пытаться внушить ребенку, что он не прав. Такой шаг провоцирует увеличение пропасти между индивидами, обостряет разногласия, заставляет школьника еще больше закрыться.

Что не советуют делать психологи в таких ситуациях:

  • нагнетать обстановку давлением на осознанность и совесть ребенка;
  • нарушать его личные границы попытками выяснить причины недопониманий с помощью обыска личных вещей, гаджетов, прочтения личных дневников;
  • принуждать ребенка к действиям, которые вы считаете правильными, а он их отрицает.

Что стоит делать:

  • проявите мягкость, терпение — вы уже проходили кризисный этап в жизни, имеете непростой опыт коммуникаций, а ребенок столкнулся с этим впервые, поэтому агрессия или игнор с его стороны являются нормальным способом защиты;

  • попытайтесь выстроить общение на равных, а не с позиции сильного;

Важно помнить — ваша задача не требует доказательств вашей правоты, силы. Куда более важно восстановить взаимопонимание. Поэтому вы должны быть готовы прогибаться, но не прогибать подростка под свое определение «правильного/неправильного» поведения. Например, если ребенок не хочет ходить в школу, для начала нужно разобраться в причинах — поможет эта статья.

После того, как ребенок убедится, что никто не собирается ломать его волю, предложите ему консультацию психолога. Делать это нужно не в ультимативной форме, а мягко, ненавязчиво.

Выбор специалиста, с которым будет консультироваться ребенок, должен проходить с его участием. Не стоит вести школьника к психотерапевту, выбранному родителями по умолчанию. Обязательное условие для плодотворной работы психолога с сложным подростком — взаимная приязнь между ними.

Методы психологической диагностики

Перед тем, как работать психологу с подростком, проводится комплексная диагностика личности пациента, разбор его «Я», выявление коммуникативных, иных проблем.

Для этого используется множество методик:

  • заполнение опросников авторства Р. Б. Кеттелла, К. Леонгарда;
  • исследования посредством тестов на уровень притязаний, самооценки;
  • диагностика типического реагирования на кризисные, конфликтные ситуации по К. Томасу, Дембо-Рубинштейну или Будасси;
  • тестирование уровня тревожности авторства Ч. Спилберга или Дж. Тейлора;
  • диагностика межличностных отношений в семье, коллективе по методике Т. Клири;
  • определение типа личности, степени ее созревания;
  • определение позиции пациента на шкале депрессии.

Полное представление о механизме формировании личностного «Я» у подростка психолог выявляет посредством применения методик: «Репертуарные решетки», социометрии, опросников общительности, превалирования импульсных или инертных решений, составлении индивидуальной карты интересов по методике Е. А. Климова.

На основании полученных данных психолог сможет понять, в чем именно состоит проблема девиации поведения подростка, какие «раны» он пытается защитить посредством непринятия или активной агрессии, аутоагрессии.

Далее предстоит долгий процесс коррекции самовосприятия, налаживания коммуникаций с окружающими, выстраивание личной защиты, характерной для здоровой личности.

Помощь психолога

проблема воссоздания коммуникаций, адекватных поведенческих линий у подростков — непроявление чувств, эмоций, возникающих на фоне взаимодействия с внешним миром, самим собой. Непонимание, неприятие собственных стремлений, страх быть непонятым родными людьми заставляет завтрашних самостоятельных личностей прятать истинное «Я» под оболочкой хамства, агрессии, игнорирования.

Формирования принятия истинного «Я», умение быть собой, отстаивать свои интересы в рамках приемлемых для социума вариаций — основные задачи психолога или психотерапевта.

https://www.youtube.com/watch?v=Uma40SO_tI8

Чему он учит подростка:

  • принимать чувства, считать их нормальным проявлением, даже если они носят негативный подтекст;
  • выражать чувства объективно, спокойно, без импульсивности;
  • понимать мотивы родителей, принимать их чувства, переживания;
  • брать ответственность за поступки, чувства, реакции.

Благодаря применяемым методикам родители, трудные дети получают возможность посмотреть на ситуацию в семье со стороны. На специализированных тренингах они учатся говорить о своих чувствах, желаниях, выражать эмоции, принимать эмоции других людей такими, какие они есть, без «переделывания» окружения под свои потребности.

Важно понимать, что коррекции требует не только поведение подростка, но и его родителей. В конфликте всегда виноваты обе стороны, поэтому «вылечить» внутрисемейные отношения можно только путем совместной работы над своим «Я».

Родители должны быть готовы меняться сами, а не только менять характер ребенка под свои нужды, привычки. Так, работа психолога с девочкой-подростком, склонной к агрессии, будет абсолютно непродуктивной, если родители на включатся в процесс, чтобы отыскать триггеры неадекватного поведения ребенка в себе.

Как выбрать специалиста

Чтобы подарить школьнику шанс стать ценным членом социума, необходимо внимательно отнестись к выбору психолога или психотерапевта.

На что обратить внимание:

  • специализацию психолога — в описании деятельности должна упоминаться работа с трудными подростками, семейная психотерапия, работа над коммуникациями, самооценкой;

  • образование, опыт работы — резюме специалиста должно содержать информацию о вузе, специальности, переподготовках, повышении квалификации. Виды образования должны быть связаны с психологией, психотерапией, педагогикой;

  • перечень применяемых психотерапевтических, коррекционных методик — они должны соответствовать вашим запросам, быть приемлемыми для вас.

После стартовой консультации у ребенка и родителей должно остаться положительное ощущение. Напряжение, беспокойство, желание закрыться означают, что коммуникация «пациент — доктор» не была налажены. В этом случае стоит продолжить поиск своего психолога.

698 Опубликована: 21.05.2021

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Подробнее

🎥 Видео

15 советов моего психолога, которые сделали жизнь качественнейСкачать

15 советов моего психолога, которые сделали жизнь качественней

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК КОНФЛИКТУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК МИРНО ПЕРЕЖИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТСкачать

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК КОНФЛИКТУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК МИРНО ПЕРЕЖИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммариСкачать

Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммари

Советы психолога родителям. Как быть с подростковой агрессией?Скачать

Советы психолога родителям. Как быть с подростковой агрессией?

8 Советов Подросткам до 18 лет✨ (психология, привычки, одежда, контроль и другое)Скачать

8 Советов Подросткам до 18 лет✨ (психология, привычки, одежда, контроль и другое)

Как правильно воспитывать подростка? | Андрей Курпатов | Счастливые родителиСкачать

Как правильно воспитывать подростка? | Андрей Курпатов | Счастливые родители

Как помочь ребенку - подростку найти друзей? Советы психологаСкачать

Как помочь ребенку - подростку найти друзей? Советы психолога

Подростковый кризис: о чем не пишут в книгахСкачать

Подростковый кризис: о чем не пишут в книгах

21 причина, чтобы жить. Посмотри, если ты подросток 💔Скачать

21 причина, чтобы жить. Посмотри, если ты подросток 💔

Если ты подросток - посмотри это видео...Скачать

Если ты подросток -  посмотри это видео...

Дети и подростки отвечают на вопросы психолога: почему взрослые вас не понимают? | СекретыСкачать

Дети и подростки отвечают на вопросы психолога: почему взрослые вас не понимают? | Секреты

5 советов психолога, на которых держится моя жизнь *это лучшее решение*Скачать

5 советов психолога, на которых держится моя жизнь *это лучшее решение*

ПСИХОЛОГ ДЛЯ ПОДРОСТКА. Как проходит консультация подросткового психолога?Скачать

ПСИХОЛОГ ДЛЯ ПОДРОСТКА. Как проходит консультация подросткового психолога?

10 советов психолога, которые изменили мою жизнь: самооценка, отношения, родители//girly podcast n.1Скачать

10 советов психолога, которые изменили мою жизнь: самооценка, отношения, родители//girly podcast n.1

10 СОВЕТОВ ПОДРОСТКАМ / ЧТО Я ХОТЕЛА БЫ ЗНАТЬ РАНЬШЕСкачать

10 СОВЕТОВ ПОДРОСТКАМ / ЧТО Я ХОТЕЛА БЫ ЗНАТЬ РАНЬШЕ

Подросток ничего не хочет делатьСкачать

Подросток ничего не хочет делать

Детская психика 12-15 лет😵 Советы Психолога👨‍🔬Скачать

Детская психика 12-15 лет😵 Советы Психолога👨‍🔬
Поделиться или сохранить к себе: