Структура педагогического общения

Структура педагогического общения Полезное
Психологические основы и функции педагогического общения

Структура педагогического общения

Важным видом коммуникации является педагогическое общение.

Это многоплановый процесс взаимодействия преподавателя с учениками, имеющий ряд особенностей.

Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие: кратко

Что такое педагогическое общение?

Общение является ключевым фактором психического, социального развития личности.

Только в процессе коммуникации с взрослыми ребенок постигает нормы поведения, получает информацию об окружающем мире и об обществе.

Чем продуктивнее складывается взаимодействие с окружающими, тем больше шансов на реализацию у личности.

Огромное влияние на ребенка оказывает не только ближайшее окружение в лице родителей, родственников и друзей. Также ощутимую роль играют педагоги.

Педагогическое общение — взаимодействие преподавателя с учащимся в рамках учебного процесса.

Это многоуровневая коммуникация, которая включает передачу и прием информации, возникновение эмоциональных реакций, установление взаимопонимания. В результате совместной деятельности происходит усвоение учеником новых знаний.

Психологические основы

Педагогическое общение является важным фактором, влияющим на социализацию ученика, на его личностное развитие. Если взаимодействие сторон происходит эффективно, ученик приобретает новые навыки и знания, уверенность в своих силах.

Учитель, в свою очередь, убеждается в собственной профессиональной состоятельности, получает удовлетворение от учебного процесса.

Отрицательные результаты взаимодействия негативно сказываются на психологическом состоянии обеих сторон: преподаватель может засомневаться в собственной компетенции, а учащийся потерять интерес к учебе.

Педагогическая коммуникация имеет тройную направленность: на само взаимодействие (передача информации), на учеников (их состояние, их развитие), на предмет освоения.

При этом педагог должен донести информацию до всей аудитории, учесть особенности каждого ученика, акцентировать внимание на всех важных моментах усваиваемого материала.

Сложность представляет и сам процесс выстраивания отношений с подопечными. С одной стороны, педагогический процесс предусматривает деловые отношения.

С другой стороны, продуктивного результата можно добиться только при создании благоприятной для обучающихся психологической атмосферы. Соответственно, эффективная деятельность учителя предполагает сочетание деловых и личностных отношений.

Культура педагогического общения

В основе лежит общая и педагогическая культура личности учителя.

Под общей культурой понимается уровень развития человека, его духовные и нравственные качества, интеллектуальные способности.

Чем выше этот показатель, тем больше учитель может дать своим подопечным. Педагогическая культура — это понимание специфики своей профессиональной деятельности, направленной на воспитание подрастающего поколения.

У каждого педагога свой характер, манера поведения, стиль и т.д. Тем не менее, культура его поведения выражается в соблюдении следующих правил:

  • уважительное отношение к каждому ученику независимо от личного мнения о нем;
  • объективная оценка способностей учеников;
  • учет психологических особенностей учеников;
  • демонстрация доброжелательности и открытости;
  • заинтересованное отношение к любой точке зрения;
  • готовность давать пояснения и повторять информацию, не усвоенную с первого раза;
  • проявление терпимости, понимания, участия;
  • признание права подопечных иметь свою точку зрения, отличную от мнения большинства;
  • исключение любых угроз, высмеиваний, унижений достоинства, упреков (негативная оценка может даваться результатам учебы, а не конкретно личности ученика);
  • отсутствие в поведении учителя признаков ощущения собственного превосходства ввиду занимаемого положения или имеющегося жизненного опыта.

Функции

Педагогическое общение выполняет следующие функции:

  1. Нормативная. Учащиеся получают информацию об основных правилах и нормах поведения, вырабатывают у себя умение действовать в соответствии с ожиданиями общества.
  2. Познавательная. Получение знаний об окружающем мире, о явлениях и процессах, об отдельных сферах науки. Эти знания формируют интеллектуальный багаж, которым человек располагает в будущем.
  3. Эмоциональная. В процессе обучения происходит формирование определенных эмоций.
  4. Актуализирующая. Ученики в процессе получения знаний, во время коммуникации с учителем познают собственную индивидуальность, получают возможности для самореализации и самовыражения.
  5. Регулятивная. Регулятивная функция педагогического общения заключается в его способности оказывать влияние на поведение учеников.

    Воспитательный процесс предполагает наложение определенных обязанностей, применение мер воздействия и контроля.

Структура

Данный вид коммуникации состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Прогностический. Во время подготовки к осуществлению преподавательской деятельности педагог моделирует предстоящее общение. Он исходит из целей и задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. Также влияние оказывает личность самого педагога, особенности аудитории, с которой предстоит взаимодействовать. Построение прогноза позволяет определить стиль поведения, освежить знания в конкретной области, подготовить при необходимости наглядные материалы и т.д.
  2. Начальный. Знакомство с новой аудиторией, построение первичного диалога с ее представителями. В этот момент у сторон формируются первые впечатления, основанные на эмоциональном восприятии оппонента. Этот этап во многом определяет успешность не только содержательной части деятельности, но и ее социально-психологическую основу.

    В первые же мгновения работы с аудиторией преподаватель должен определить, насколько выбранная им модель обучения соответствует обстановке, настроению подопечных.

  3. Управление общением. Это непосредственный процесс взаимодействия, во время которого преподаватель реализует намеченную на прогностическом этапе стратегию. В зависимости от ответной реакции аудитории, опытный педагог может корректировать свое поведение, подстраиваясь под конкретную ситуацию. Он оказывает речевое воздействие на учеников, подбирает и применяет различные средства передачи информации, поддерживает вербальный и невербальный контакт.
  4. Заключительный. Анализ промежуточных результатов общения. Выявление имеющихся проблем с целью корректировки выбранных методов. Определение педагогических задач, которые будут решаться в дальнейшем. Для преподавателя важно уметь объективно оценивать результаты взаимодействия, ощущать обратную связь с аудиторией. В противном случае эффективность коммуникации и самого учебного процесса будет очень низкой.

Виды и типы

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Педагогическое общение представлено двумя основными видами:

  1. Индивидуальное. Двусторонний диалог, в котором принимает участие учитель и конкретный ученик. Так, во время вызова к доске одного подопечного или во время обсуждения на семинаре доклада конкретного студента происходит индивидуальное общение педагога и ученика.
  2. Фронтальное. Взаимодействие педагога со всей аудиторией одновременно. Происходит во время ведения урока в классе, чтения лекции в институте. В этом случае информация транслируется обезличено.

Преподаватель должен владеть в полной мере обоими видами коммуникации, поскольку учебный процесс практически всегда включает в себя и то, и другое.

Типология педагогического общения очень разнообразна в зависимости от тех его факторов, которые подлежат анализу:

  • по направленности: прямое, косвенное;
  • по содержанию: учебная, спортивная, досуговая деятельность;
  • по цели: стихийное, целенаправленное;
  • по управляемости: неуправляемое, частично управляемое, управляемое;
  • по установившейся взаимосвязи: равноправие, руководство;
  • по характеру коммуникации: сотрудничество, диалог, опека, подавление, конфликт.
  • по охвату аудитории: частное, публичное;
  • по наличию намерений: случайное, преднамеренное;
  • по продолжительности: длительное, кратковременное;
  • по результативности: продуктивное, непродуктивное.

Стили коммуникации педагога

Основные стили коммуникации:

  1. Авторитарный. Учитель выступает в качестве носителя некоторой власти, которая дает ему авторитет. Процесс обучения строится на основании существующих у педагога установок, взглядов и убеждений. Он самостоятельно определяет стратегию действий, цели обучения, субъективно оценивает результаты взаимодействия.

    Подобный стиль поведения приводит к тому, что ученики признают авторитет учителя, но не имеют возможности высказывать свое мнение и влиять на процесс обучения.

    https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4

    Часто личность педагога вызывает неприязнь, а его подопечные испытывают различные эмоциональные переживания.

  2. Демократический. Приветствуется сотрудничество сторон, коллективное принятие решений. Учитель и ученики обладают равными правами и возможностями. При таком стиле коммуникации подопечные имеют больше возможностей для самореализации, ощущают психологический комфорт во время занятий. Педагог устанавливает с ними доверительные, уважительные отношения. Демократический стиль педагогического общения является наиболее продуктивным способом сотрудничества, позволяющим получить высокие результаты.
  3. Попустительский. Педагог демонстрирует пассивную позицию. Он не стремится включаться во взаимодействие в той мере, в которой необходимо это делать. Подобное поведение объясняется неосознанным или сознательным желанием снять с себя ответственность за результаты взаимодействия. Все участники общения вовлекаются преподавателем в решение общих дел. Соответственно, результаты также становятся следствием общих усилий.

    По продуктивности такое взаимодействие уступает предыдущим двум типам, но с точки зрения психологического фактора является лучшим вариантом, чем авторитарный стиль.

Специфика

Подобная коммуникация отличается от всех остальных видов социального взаимодействия тем, что один из субъектов изначально признается авторитетом, источником знаний, примером соблюдения важных жизненных ценностей.

Учитель воспринимается как символ культуры межличностных отношений.

Ученики должны уважать его мнение, прислушиваться к нему.

Целью общения учителя с подопечными является не только предоставление информации, но и развитие их творческих умений и способностей.

Это требует индивидуального подхода, что представляет большую сложность при взаимодействии с большими аудиториями.

Отличительная особенность коммуникации — невозможность ее избегания для обоих участников взаимодействия.

В большинстве случаев любое нежелательное общение люди могут свести к минимуму — прекратить надоевшую дружбу, расстаться с нелюбимым человеком, уволиться с работы и т.д.

Ученик и педагог вынуждены на протяжении нескольких лет взаимодействовать друг с другом даже при наличии стойкой личной неприязни.

В итоге общение носит в некоторой степени принудительный характер и заставляет обе стороны по мере возможности и желания подстраиваться под обстоятельства.

Таким образом, педагогическое общение является важным элементом системы становления личности. Эффективность подобной коммуникации зависит от квалификации педагога, его умения выстраивать отношения с учащимися.

Педагогическое общение, как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка:

Наша интересная группа :

Педагогическое общение

Структура педагогического общения

Оглавление

Введение 3

1.Особенности педагогического общения 4

2.Функции педагогического общения 5

3.Структура педагогического общения 9

4.Стили общения 12

Заключение 21

Литература 22

Введение

 Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4u0026t=1635s

Видео:Основы педагогического общенияСкачать

Основы педагогического общения

Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса.

Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е.

педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других.

В психолого-педагогической литературе чаще всего говорят о коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления плодотворной педагогической деятельности.

Опыт показывает, что для успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы.

Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения.

1.Особенности педагогического общения

Обращаясь к вопросу о специфике педагогического общения сравнительно с другими видами и формами общения людей, отметим, что особенность общения и сотрудничества (взаимодействия) учителя и ученика состоит в ведущей роли сотрудника-учителя, особенно в тех областях деятельности, которые для ученика составляют зону его ближайшего развития.

Опыт показывает, что в системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само собой, в то время, как в целенаправленной воспитательной деятельности оно становится специальной задачей.

Педагог должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой.

Задача осуществления коммуникации в педагогическом процессе существенно осложняется, прежде всего, потому, что естественные формы общения получают здесь профессионально-функциональную нагрузку, то есть профессионализируются.

Конкретизированное в педагогической деятельности, общение выступает и как процесс решения педагогом бесчисленного множества коммуникативных задач, и как его результат.

В процессе общения с детьми педагог осуществляет,

—  во-первых, психологический и коммуникативный поиск, связанный с познанием индивидуального своеобразия другой личности (воспитуемого);

 и, во-вторых,

— выбор в соответствии с этим своеобразием специфического репертуара воспитательно целесообразных воздействий относительно данного ребенка. 

Необходимость постоянного решения педагогом коммуникативных задач – как отражение задач педагогических – в свою очередь, придает коммуникативной структуре педагогической деятельности ярко выраженный эвристический характер. Однако педагогическое общение включает не только коммуникативную деятельность учителя. В литературе указывается и на способность учителя стимулировать инициативное общение учащихся.

Педагогическое общение с его ярко выраженным воздействующим характером реализуется в субъект-субъектных отношениях с учениками, несмотря на то, что последние выступают чаще всего в роли объекта обучения и воспитания в системе учебно-познавательной деятельности.

В педагогическом общении на фоне субъектно-субъектных отношений учащихся и педагога реализуются взаимные потребности общения: учителя – в выполнении своей социально значимой функции обучения и воспитания, учащихся – в формировании миропонимания и мировоззрения, личностного развития, в овладении различными видами деятельности (учебной, трудовой, игровой, познавательной) в ходе социализации.

В современной психолого-педагогической литературе под профессиональным общением в целом понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы отдельного учащегося, классного коллектива и учителя, оказание воспитательного воздействия, познание личности учащегося и самого себя, создание условий для саморазвития личности ребенка. Педагог выступает как активатор данных процессов, организует их и управляет ими.

2.Функции педагогического общения

Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А.А.

https://www.youtube.com/watch?v=rdYtSDHwtrI

Леонтьев отмечает, что «Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

Для оптимального педагогического общения, по А.А.Леонтьеву, учителю необходимы следующие умения:

      • умение управлять своим поведением;
      • качества внимания;
      • умение социальной перцепции, или «чтения по лицу»;
      • умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам;
      • умение речевого общения (оптимально строить свою речь в психологическом плане);
      • умения речевого и неречевого контакта с учащимися.

Одной из составляющих оптимального педагогического общения является совершенное владение учителем средствами педагогического воздействия – педагогической техникой, всеми вербальными и невербальными средствами общения с учащимися.

В.В.Рыжов, в свою очередь, полагает, что эффективность педагогического общения определяется тем, в какой мере педагог способен оставаться в сотрудничестве с учащимися именно участником, а не субъектом, для которого ученик только объект приложения его педагогических воздействий и усилий.

Наряду с понятием «оптимальное педагогическое общение» в литературе встречается и термин «продуктивное общение», которое понимается как процесс, который должен обеспечить следующее:

    • реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми и превратить их в субъект-субъектов общения;
    • преодоление барьеров, которые возникают в процессе взаимодействия педагогов и детей (возрастные, социально-психологические, мотивационные, установочные, познавательные и т.д.);
    • перевод учащихся с привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества, а, следовательно, и их превращение в субъектов педагогического процесса.

Таким образом, педагогическое общение выступает как фактор, оптимизирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий реализацию любого его компонента.

Ученые выделяют следующие функции педагогического общения как социально-психологического феномена:

      • познание личности;
      • обмен информацией;
      • организация деятельности;
      • обмен ролями;
      • сопереживание;
      • самоутверждение.

Информационная функция педагогического общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. Л.М.Митина замечает при этом, что передача различного рода информации осуществляется как вербальным путем, так и помощью невербальной коммуникации.

Функцией педагогического общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога – способствовать осознанию школьниками своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

Видео:Структура педагогического процессаСкачать

Структура педагогического процесса

Реализация такой важной функции педагогического общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.

Дети постоянно «считывают» поведение, настроение, отношение учителя. По этой причине учитель должен уметь грамотно проявлять свои чувства, находить соответствующие обстановке вербальные и невербальные формы поведения, быть понятным ученикам, открытым и искренним.

Учителю необходимо настроиться на соответствующие отношения с учениками, то есть вступать с ними в коммуникацию, помня о том, что тем самым он демонстрирует детям готовность и желание общаться, вызывая учеников на аналогичные встречные шаги, побуждая их к взаимности.

Рассматривая особенности реализации данной функции, необходимо помнить о том, что в педагогической практике часто встречаются ошибки в восприятии учащегося, достаточно сильно затрудняющие общение и деятельность учителя.

https://www.youtube.com/watch?v=rdYtSDHwtrIu0026t=13s

Вступая во взаимоотношения с детьми, учитель предлагает себя как партнера по общению. Это предполагает определенную активность учителя. Предпочтительно, чтобы он создал позитивное впечатление о себе в глазах учеников.

Эта способность «вмешательства» живого объекта восприятия в процесс формирования своего образа у собеседника обозначена у Л.М.Митиной как функция самопрезентации, которая, согласно А.А.

Леонтьеву, может иметь три основных мотива:

      • стремление к развитию отношений;
      • самоутверждение личности;
      • необходимость профессионального  плана.                                     

 Функция самопрезентации  в педагогическом общении способствует самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения осуществляется презентация внутреннего мира учителя.

 В случае, когда учитель с богатым внутренним миром способен грамотно предъявить его ученикам, можно говорить о конгруэнтности самовыражения.

 Конгруэнтность понимается в данном случае как полное соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы, содержанию его слов, внутренним убеждениям.

Знание указанных функций, на наш взгляд, способствует  организации общения учителя со школьниками на уроке и вне его как целостного процесса.

Планируя урок, учителю необходимо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех учеников, которые нуждаются в помощи учителя; необходимо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечивать сотрудничество и сотворчество.

3.Структура педагогического общения

Профессиональное педагогическое общение – феномен сложный. Оно имеет определенную структуру, соответствующую общей логике педагогического процесса.

Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионального общения. Н.Д.Никандров и В.А.

Кан-Калик предлагают следующую структуру педагогического общения:

    • моделирование педагогом предстоящего общения с учеником;
    • организация непосредственного общения с детьми (начальный период общения);
    • управление общением в ходе педагогического процесса;
    • анализ осуществленной системы общения на предстоящую деятельность.

Моделирование является важнейшим этапом педагогического общения. Определенное прогнозирование предстоящего общения мы осуществляем даже при обыденном общении.

Осуществлять предварительное прогнозирование предстоящего общения крайне важно, поскольку это помогает педагогу конкретизировать вероятностную картину общения и соответственно корректировать методику воспитательного воздействия.

В целом это своеобразная опережающая стадия общения, в которой закладываются контуры предстоящего взаимодействия. Продумывание предстоящего общения с детьми оптимизирует весь учебно-воспитательный процесс.

Большое значение в учебном процессе имеет также и организация непосредственного общения с детьми в начальный период контакта с ними. Этот период В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров условно называют «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с детьми.

Управление общением – важнейший элемент профессиональной коммуникации. Под ним понимается коммуникативное обеспечение того или иного метода воспитательного воздействия.

В первые моменты общения с детьми педагог должен уточнить возможности работы, общее настроение детей, их психологическую готовность к работе избранным для этого адекватным методом.

Этот этап играет важную ориентировочную роль в ситуации общения.

Структура педагогического общения

Педагогическое общение имеет следующую структуру:

  1. Коммуникативная сторона – осуществление обмена информацией между субъектами общения, являющимися участниками воспитательно-образовательного процесса.
  2. Интерактивная сторона – построение общей стратегии взаимодействия между педагогом и детьми, направленной на обмен информацией и фактами, организация общей деятельности. Выделяют два вида взаимодействия: «кооперация — сотрудничество» и «конкуренция – соперничество».
  3. Перцептивная сторона – представлена восприятием, пониманием, изучением и оценкой партнера по общению.

Педагогическое общение является одним из элементов метода обучения и воспитания, представляя собой способ организации и управления педагогического процесса. В связи с этим педагогическое общение выполняет следующие функции:

  • информационную
  • самопрезентативную
  • интерактивную
  • аффективную
  • социально-перцептивную

Замечание 1

Реализация педагогического общения осуществляется посредством вербальных и невербальных средств.

Важное значение, для продуктивности педагогического общения, имеют личные качества педагога:

  • наличие необходимых знаний психологии человека и ребенка;
  • четкая социальная установка;
  • безусловное принятие ребенка (опирается на принцип предвосхищающего уважения);
  • развитость таких качеств как внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение, интуиция;
  • воспитанность эмоциональной сферы, предполагающая умение сочувствовать и сопереживать;
  • личностные черты и индивидуальные психологические особенности, определяющие линию поведения педагога при общении с другими участниками образовательного процесса;
  • самооценка, самопознания и педагогическая рефлексия;
  • развитость коммуникативных умений и навыков (умение выступать перед публикой, владение техникой речи, словарный запас и т.д.);
  • наличие педагогической интуиции.

Стили педагогического общения

Большое значение на развитие личности ребенка, его отношение к педагогическому процессу и в целом личностное отношение к образовательному учреждению, зависит от стилей педагогического общения.

https://www.youtube.com/watch?v=RCizr8ZF5Xs

Видео:Педагогика. Федякова Е.Ю. 3 курс, тема "Стили педагогического общения"Скачать

Педагогика. Федякова Е.Ю. 3 курс, тема "Стили педагогического общения"

Замечание 2

Стиль педагогического общения – методы и приемы взаимодействия воспитательного характера, проявляющиеся в наборе требования и ожиданий соответствующего поведения учащегося (воспитанника).

Стиль педагогического общения воплощается в организации деятельности и реализации взаимоотношений с детьми. Традиционно выделяют три основных стиля педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения.

Данный стиль педагогического общения признан одним из наиболее эффективных стилей общения и взаимодействия между детьми и педагогами. Его характерными чертами являются:

  • взаимодействие с детьми устанавливается на основании взаимного доверия и уважения;
  • педагог выстраивает положительное эмоциональное взаимодействие с каждым ребенком;
  • в процессе общения и взаимодействия педагог не подавляет детей своим личным авторитетом, возможностью наказания;
  • наличие обратной связи с детьми, умение признавать и осознавать свои ошибки.

Педагог, использующий демократический стиль общения, нацелен на стимуляцию активной познавательной деятельности, мотивации на обучение, развитие дружеских взаимоотношений между детьми. В целом педагогический стиль общения создает дружеские взаимоотношения между педагогом и детьми, вызывает только положительные эмоции и развивает уверенность в себе как в личности.

Авторитарный стиль педагогического общения.

В отличие от демократического стиля общения, педагоги, использующие авторитарный стиль, отмечаются ярко выраженными установками и избирательностью в отношениях с детьми. Авторитарные педагоги используют в процессе взаимодействия с детьми такие методы как наказание, отрицательные оценки, строгость в общении, ограничения и т.п. Они ожидают от детей беспрекословного подчинения и послушания.

Авторитарный стиль педагогического общения зачастую является одной из причин конфликтов между педагогом и детьми, возникновению недоброжелательности в отношения. Особенно это актуально с детьми подросткового возраста, которые в отличие от дошкольников и детей начальных классов не желают подчиняться и стараются сделать все наперекор.

Педагог в свою очередь не идет на компромиссы и уступки, не выстраивает с детьми эмоционально положительных и доверительных отношений, он «напирает» на детей своим авторитетом и мнением, тем самым создаются неблагоприятные условия по воспитанию и обучению.

У детей отмечается снижение мотивации на обучения, желания посещать образовательное учреждение.

Либеральный стиль педагогического общения.

Данный стиль педагогического общения основан на безынициативности, безответственности и непоследовательности в принимаемых решениях и действиях со стороны педагога.

Зачастую либеральные педагоги не могут принять нужного решения в сложной ситуации и, по сути, плывут по «течению». Основой их поведения является настроение.

Педагог не оценивает знания детей по существу, он ставит оценки в зависимости от своего настроения и желания.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников.

Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям.

Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

https://www.youtube.com/watch?v=YSU8HWLquk0

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки.

Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности.

В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей.

Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.

Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.

Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных плохое – негативные оценки.

Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко.

На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

https://www.youtube.com/watch?v=iHtwK8i5iGI

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения.

Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя.

Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения.

Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга.

Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога.

К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний.

Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации.

Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

https://www.youtube.com/watch?v=MOJ1ZTu2qcs

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

📺 Видео

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Открытый урок СПО. Структура общения.Скачать

Открытый урок СПО. Структура общения.

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнкаСкачать

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Структура, виды, уровни педагогической деятельности. Профессиональные функции педагогаСкачать

Структура, виды, уровни педагогической деятельности. Профессиональные функции педагога

Педагогическое общениеСкачать

Педагогическое общение

Нина Савельева: Педагогический процесс | Вилла ПапирусовСкачать

Нина Савельева: Педагогический процесс | Вилла Папирусов

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

Структура педагогической деятельности Часть 1.Скачать

Структура педагогической деятельности Часть 1.

8 Педагогическое общениеСкачать

8 Педагогическое общение

Этика педагогического общенияСкачать

Этика педагогического общения

Вся педагогика на одном слайдеСкачать

Вся педагогика на одном слайде

Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наукСкачать

Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наук

методы педагогического исследованияСкачать

методы педагогического исследования
Поделиться или сохранить к себе: