Оверченко Татьяна Валентиновна
Должность: психолог
Учебное заведение: КГКУ «Центр содействия семейному устройству г.Лесозаводска»
Населённый пункт: г.Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг для подростков «Я умею общаться»
07.04.2018
Раздел: среднее образование
«Мы умеем общаться»
(тренинг для подростков)
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков.
Задачи:
1.
раскрыть понятия «общение», «коммуникация»;
2.
познакомить с основными видами общения;
3.
способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;
4.
отрабатывать навыки понимания других людей, себя;
5.
развивать навыками вербальной и невербальной коммуникации;
6.
способствовать развитию чувства «мы», группового единства;
7.
воспитывать взаимоуважение, толерантные чувства.
Форма занятия: групповая.
Численность группы: 8-10 человек.
Возраст участников: 12-15 лет.
Основная форма работы: игровой психотренинг.
Материалы: теннисный мячик, ноутбук, проектор, карточки с фрагментами пословиц, листы
формата А4, карандаши простые, корона, запись классической или легкой музыки.
Структура занятия:
1. Начало работы – ритуал приветствия, знакомство, формулирование темы, основных целей,
разминка.
2. Работа по теме – мини-лекция, игровые упражнения, видео презентация.
3. Обобщение – дискуссия.
4. Завершение работы – обратная связь, рефлексия, заключительное слово ведущего.
Вступление
Психолог: Здравствуйте, ребята! Во время сегодняшней нашей встречи мы поговорим о важной
части нашей жизни. О том, без чего жить очень сложно, а порой и невозможно. Это то, для чего
мы нужны друг другу. Вы догадались, что это? Это общение. Отлично, а как иначе называется
общение?
Одному из детей предлагается из разделенных букв на магнитной доске сложить слово
«коммуникация».
Психолог: Трудно представить себе жизнь без общения. — Скажите, всегда ли ваше общение с
другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
— Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение
требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общению нужно учиться, чтобы
оно приносило человеку пользу и радость.
Для
того
чтоб
наше
занятие
принесло
пользу
и
радость,
и
нам
было
интересно,
необходимо вспомнить некоторые правила.
Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь? (СЛАЙД)
Правила работы группы:
1.
Говорить по одному.
2.
Все внимательно слушают говорящего, не перебивая.
3.
Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
4.
Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
5.
Говорим только от себя и о себе. («Я считаю…», «Я думаю…», а не «Некоторые говорят…»,
«Мои друзья считают…»).
6.
Недопустимость насмешек.
7.
Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
8.
Конфиденциальность информации. Все, что происходит во время занятий, не выносится
за пределы этой комнаты.
Ход занятия
Этапы работы:
I. этап – разогрев:
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга лучше.
Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает.»
Цель: открыть для участников новые грани друг друга.
Инструкция:
Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и
https://www.youtube.com/watch?v=1ZB0xb5taMQ
перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать, что говорят.
Пример: « Я — Мария Ивановна, никто не знает что я…..»
Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном
супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-
автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет.
Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук».
Как это проявляется в нашем с вами общении? Важен ли тактильный контакт? Молодые
люди здороваются за руку. Протягивая другому руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в
руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг друга в щеку.
Такие же знаки используют парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и
дружеских. Это ритуалы приветствия.
Мы сегодня используем другой ритуал.
Упражнение “Я рад общаться с тобой”
Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из стоящих рядом ребят со
словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает
свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова.
Важно смотреть в глаза – это
зрительный контакт. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает
упражнение ведущий словами: “Ребята, я рада общаться с вами!”
Психолог: предлагает подросткам разделиться на две группы и дать определение понятию
«общение».
Практически каждый имеет свое представление о том, что такое общение . Давайте
обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ОБЩЕНИЕ — это взаимодействие людей друг с
другом
с
целью
передачи
знаний,
опыта,
обмена
мнениями.
В
отличие
от
простого
взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя.
Во все времена и до наших дней существовало и существует наказание — заточение в
одиночную камеру. Люди очень плохо переносят заключение в одиночестве. Многие даже сходят
с ума.
Ребята, на тему общения существует много пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Упражнение «Мудрость народа»
Цель: введение в тему, организация совместной деятельности, снятие барьеров в общении.
Необходимые материалы: набор фрагментов пословиц.
Описание: участники делятся на группы, каждая группа получает набор фрагментов пословиц.
Задание – составить пословицу из фрагментов и объяснить её смысл.
Слово не воробей — вылетит не поймаешь.
Лучше недоговорить, чем переговорить.
Лошадь узнают в езде, человека в общении.
Со старым человеком общайся, как с отцом.
С кем поведёшься, от того и наберёшься
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Вертит языком, что корова хвостом.
На языке медок, а на сердце ледок.
Кто ругается, у того лошадь спотыкается.
Слово — серебро, молчание — золото.
Язык мой — враг мой:
Раненный мечом вылечится, словом — никогда. (Азерб.)
Людей не суди, на себя погляди.
Сказанное слово- золото, не сказанное- алмаз.
Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Психолог: поэтому, ребята, очень важно, что мы говорим и как мы это говорим.
Звучит музыкальное произведение, на фоне которого ученик читает притчу.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:
«Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с
кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился
https://www.youtube.com/watch?v=H7E_HVFgLZs
контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще
контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни
одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал
юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец,
наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к
садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на
воротах!». Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь
ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в
человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты
попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и
физическая.
Общение
с
людьми
—
это
редкое
богатство!
Они
заставляют
тебя
улыбнуться
и
подбадривают. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!
Психолог: Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику
или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите
прожить интересную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми — не
обойтись, для этого необходимо учиться общению.
Как мы обычно общаемся? При помощи слов – устно или письменно, при помощи жестов,
мимики. Мы даже можем передавать информацию, просто глядя друг другу в глаза. В целом все
эти виды общения делятся на две группы – вербальное (речевое) и невербальное. (СЛАЙД)
Итак, что такое общение при помощи слов, мы знаем, но известно ли вам, что большая
часть информации поступает к человеку через жесты, мимику? Сейчас мы сделаем несколько
упражнений, которые это докажут.
Итак, невербальное общение.
Ведущий предлагает выйти в центр одного из участников и продемонстрировать
предлагаемые жесты и позы, остальные должны отгадать, что они означают.
— Руки в карманах. Напоказ отставлены большие пальцы.
— руки перекрещены между собой на груди, подбородок приподнят.
— Руки упираются в бока.
(это стремление показать свое превосходство, авторитет, ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА
Выходит другой участник.
— Крепко сцепленные пальцы. Напряженное лицо.
-постукивание при разговоре по чему-либо.
-Потирание глаз, почесывание, закутывание.
(это демонстрация напряженности, неуверенности, НИЗКАЯ САМООЦЕНКА).
Психолог:
некоторые
жесты
говорят
о
состоянии
человека.
Они
выражают
его
мысли,
отношение к чему-либо, намерения. Участникам тренинга предлагается карточка с описанием
жеста, и предлагается фраза, которую он должен произнести и изобразить жест. Остальные
угадывают передаваемые чувства.
Упражнение «Жесты-состояния»: (фраза: «Закончились каникулы») (СЛАЙД)
1.
восторг (размахивание руками, интенсивное потирание ладоней, прищелкивание средним
и большим пальцами, слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу).
2.
Удивление (разведение рук на уровне пояса, ладони вперед вверх, протягивание рук на
уровне груди к собеседнику, всплескивание руками).
3.
Предвкушение приятного (потирание раскрытых ладоней друг о друга).
4.
Неуверенность, незнание (пожимание плечами, разведение рук в стороны раскрытыми
ладонями вверх с одновременным приподниманием плеч).
5.
Интерес (наклон головы чуть вперед набок, небольшой поворот головы в сторону ухом к
говорящему).
6.
Растерянность, смятение, досада (опущенная голова, теребление пальцев, ходьба из
https://www.youtube.com/watch?v=TBTVB48Lh4c
стороны в сторону).
7.
Отчаяние (голова обхвачена руками, широко раскрытые глаза)
8.
Возмущение (резкий хлопок рукой по бедрам, резкий указательный жест рукой в сторону
объекта возмущения)
9.
Испуг, страх (ладонь прикрывает рот, руки перекрещены)
Психолог: «Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно
незнакомым
человеком.
Хорошо,
если
есть
его
фотография.
А
если
нет?
Что
делать?
Вы
договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг
друга. Например, красный шарф, синее пальто и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.
Давайте
уйдем
от
этого
стереотипа.
Опишите
себя
так,
чтобы
незнакомец,
которого
вы
встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять очки,
теребить правой рукой мочку уха, необычная деталь походки. После этого сдайте свои листы с
описанием портрета».
Упражнение «Вы меня узнаете?»
Цель — развитие рефлексии.
Время для работы — 5 минут
- Психологические игры и упражнения для подростков
- Игры на сплочение команды
- Упражнения на эффективную коммуникацию
- Тренинг общения для подростков
- Основные концепции тренинговой работы с подростками
- Основными темами тренинга общения для подростков могут быть:
- Тренинг уверенности для подростков
- Тренинг личностного роста для подростков
- Основными темами тренинга личностного роста для подростков могут быть:
- Психологическая группа для подростков
- Рассмотрим этапы тренинга для подростков подробнее
- Рассмотрим данную схему на конкретном примере
- Формы проведения тренинговых упражнений
- Если вы хотите оперативно узнавать о новых тренингах, группах и других мероприятиях, а так получать интересные материалы о психологии детей и подростков, пожалуйста, подпишитесь на нашу рассылку
- 🔥 Видео
Видео:Тренинг "Развитие коммуникативных навыков"Скачать
Психологические игры и упражнения для подростков
Психологические игры и упражнения для подростков
Игры на сплочение команды
Циферблат
Описание
Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека.
Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной.
Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.
Смысл упражнения
Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.
Обсуждение
Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.
Хлопок по коленям
Описание
Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева.
После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры.
Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.
Смысл упражнения
Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.
Обсуждение
Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.
Скалолаз
Описание
Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е.
не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя.
Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.
https://www.youtube.com/watch?v=1aNXJ5fOCNY
Смысл упражнения
Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без по
мощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.
Обсуждение
Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Живое зеркало
Описание
Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты).
Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.
Смысл упражнения
Разминка, сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи — возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.
Обсуждение
Какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?
Волшебный ключ
Подготовка
Для упражнения потребуется замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).
Описание
Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).
Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».
Смысл упражнения
Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»). Снятие пространственных и психологических барьеров между участниками.
Обсуждение
Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».
Упражнения на эффективную коммуникацию
Эстафета с шариками
Подготовка
Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).
Описание
Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад.
При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается.
Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.
Смысл упражнения
Установление взаимопонимания в парах. Выработка умения действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко.
Обсуждение
Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?
Чепуха
Описание
Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник
https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0
разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.
Примерный перечень вопросов:
• Кто?
• Где?
• С кем?
• Чем занимались?
• Как это происходило?
+ Что запомнилось?
• И что в итоге получилось?
Смысл упражнения
Внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.
Обсуждение
Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.
Спмпатия группы
Описание
Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой.
Выступление осуществляется в произвольной форме — это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п.
Ставится лишь одна задача — вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.
Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.
Смысл упражнения
Тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировка сообразительности. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.
Обсуждение
Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?
Угадай рифму
Описание
Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которому легко подобрать множество рифм (например, можно использовать: дом, нос, день, суп, лед, гол, май). Одна команда придумывает к нему три рифмы.
Их задача — продемонстрировать эти рифмы другой команде таким образом, чтобы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов.
Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями, и игра повторяется (общая длительность 4- 6 раундов).
Формального определения победителей в этой игре не предусмотрено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперникам.
Смысл упражнения
Развивается невербальная экспрессия (способность выражать свои мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательность и умение понимать собеседников на основе их мимики и жестов. Тренировка беглости и гибкости владения речью (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этим качествами).
Обсуждение
Кому больше понравилась роль придумывающего и демонстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, почему? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, показались наиболее интересными, чем именно? Дл я чего важно уметь передавать определенную информацию без помощи слов, а также понимать такую информацию, передаваемую другими людьми?
Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
Видео:Психологический тренинг 10 класс. Занятие ведёт педагог-психолог Шабалина Екатерина Александровна.Скачать
Тренинг общения для подростков
Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 10 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности, эмоциональной сферы.
Коммуникативные тренинги общения для подростков приобретают все большую популярность. Это связано с несколькими важными аспектами:
- Самое главное в подростковом возрасте – общение. Для подростка самым главным является именно общение со сверстниками. Поэтому формирование навыков коммуникации и среды и благоприятной среды для общения – является одной из важнейших задач в подростковом возрасте.
- Значительное время, которое современные подростки тратят на онлайн общение в ущерб очному общению. Это приводит к понижению уровня социализации и плохо развитому эмоциональному интеллекту, отсутствию умения выстраивать длительные отношения.
- Низкая психологическая грамотность. В современной системе образования отсутствуют учебные предметы, на которых подростки могли бы научиться эффективному общению, предотвращению конфликтов, выстраиванию длительных отношений, пониманию себя и своих ценностей.
Таким образом, в переходном возрасте подросток встречается с целым рядом вопросов и задач: как найти друзей, какие мои цели и ценности, какой я, как научиться общаться, как стать уверенным в себе?
Поэтому социально-психологический тренинг общения для подростков (а также тренинг личностного роста) являются крайне полезной и эффективной формой как развития навыков общения, так и формирования самосознания, понимания себя, своих ценностей.
В некотором роде, такие тренинги для подростков (психологические группы) являются просто незаменимыми, так как зачастую это единственное (или одно из немногих) мест, где подросток может поделиться своими переживаниями, получить поддержку и понимание, задать интересующие вопросы на тему собственного психологического развития.
Основные концепции тренинговой работы с подростками
В данной подходе тренинг представляет собой систему передачи знаний и отработки навыков, полученных на основе этих знаний. В таком виде тренинг общения представляет собой чисто навыковый инструмент обучения.
Например, ведущий тренинга общения для подростков рассказывает участникам о правилах эффективного и бесконфликтного общения, приемах и методах ведения дискуссии: техника «я-высказывание», открытые и закрытые вопросы, приемы активного слушания и т.д.
После этого участникам предлагается перевести полученные знания — в навыки, путем отработки с использованием различных заданий: моделирование типичных ситуаций, отработка в парах и т.д. Благодаря такому подходу у подростка появляется возможность тренировки полезных психологических навыков в безопасной среде.
Основными темами тренинга общения для подростков могут быть:
- Вербальное и невербальное общение
- Признаки уверенного поведения
- Отличия уверенного, неуверенного и агрессивного стилей поведения
- Как правильно вести дискуссию
- Как эффективно выражать свои эмоции
- Как говорить комплименты
- Конфликт и способы его предотвращения
- Как знакомиться
- О чем говорить со сверстниками
- Элементы ораторского мастерства
Особенность такого подхода заключается в том, что у подростка УЖЕ должен быть определенный уровень общительности и уверенности. Иначе все техники и приемы просто не будут работать, так как подросток сам по себе не уверен и просто не сможет применить полученные знания на практике. Это может приводить к ситуации, когда неуверенный подросток с низкой самооценкой идет на такой тренинг развития навыков, а результата нет или он даже отрицательный. Если же подросток уже имеет базовый уровень общительности, в целом уверен в себе — то такие навыки будут ему очень полезны.
Тренинг уверенности для подростков
Развитие уверенности у подростков – это не просто навык, это набор качеств, которые формируются в результате комплекса факторов: формирование соответствующей среды общения, поддержка родителей и родственников, хорошие отношения со сверстниками, друзьями, отсутствие опыта буллинга, травли, развитые навыки коммуникации. Поэтому тренинг уверенности для подростков включает в себя не только элементы тренинговой работы по отработке коммуникативных навыков, но и элементы самопознания. Также большую значимость приобретает взаимодействие с родителями, изменение контекста общения вне тренинга.
Курсы уверенности для подростков могут быть эффективны именно при длительной психологической работе. В идеале такая работа может сочетать групповой формат (тренинг) и индивидуальный формат (консультации психолога).
Самое главное в тренинге уверенности для подростков – создание безопасной, поддерживающей атмосферы во время групповой работы. Такая безопасная атмосфера будет способствовать раскрытию и постепенному формированию уверенности.
Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 10 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности, эмоциональной сферы.
- Что такое уверенность
- Как развить уверенность
- Как понимать свои чувства и эмоции
- Почему страшно проявлять себя
- С кем мне комфортно общаться
- Навыки уверенного человека
Специфика тренинга уверенности заключается в том, что это не столько навыковый тренинг, сколько длительная работа по работе с самооценкой, самоощущению в коллективе, принятию себя.
Тренинг личностного роста для подростков
Тренинг личностного роста для подростков направлен в первую очередь на познание себя, своего внутреннего мира, своих эмоций и чувств в контексте отношений, понимание своего места в мире, своих ценностей и приоритетов. Это очень актуально для подросткового возраста. Ведь именно в этот период подросток задается многими экзистенциальными вопросами, пытается осознать свое место в жизни, понять себя.
Тренинг личностного роста для подростков подразумевает высокую степень открытости и искренности участников, поэтому в данном формате особую значимость приобретают атмосфера безопасности, принятия и открытости.
https://www.youtube.com/watch?v=2-vPb29AssM
Только в безопасной, теплой, принимающей атмосфере у подростков есть возможность приоткрыть себя окружающим, участникам группы и встать на путь познания себя. Умение формировать такую атмосферу – признак высокого профессионализма ведущего. Для формирования такой атмосферы требуется время и профессионализм ведущего.
Основными темами тренинга личностного роста для подростков могут быть:
- Мой внутренний мир: какой он
- Что для меня важно в жизни и в людях
- Мои цели
- Мои ценности
- Качества, которые мне в себе нравятся и не нравятся
- Мои страхи
- Мои ресурсы и помощники
Специфика тренинга личностного роста для подростков заключается в длительной работе, когда создается безопасная среда, в которой подросток может раскрыться, поделиться своими чувствами, задать интересующие вопросы.
Психологическая группа для подростков
Ключевое отличие психологической группа для подростков от тренинга для подростков – это акцент на том, что происходит с участниками группы, на их эмоциях, переживаниях и желаниях, жизненных событиях и эмоциях с связанными с этими событиями.
Как правило, психологическая группа для подростков менее структурирована, в ней больше свободы для участников и меньше упражнений; больше разговоров и меньше двигательной активности.
Такой формат групповой психологической работы подразумевает уже определенный уровень самоконтроля и осознанности, поэтому психологическая группа для подростков подходит для возраста от 14 лет и старше.
Данный формат может показаться, на первый взгляд, менее интересным за счет меньшего количества упражнений и активностей. Однако психологическая группа для подростков – это прообраз взрослой терапевтической группы.
Такие группы характеризуются очень высокой степенью открытости, принятия, поддержки, доверия. За счет такого уровня открытости и глубины на группе может проявляться более широкий спектр чувств и эмоций: теплота, агрессия, боль, чувство вины, открытость и т.д. Поэтому вести такую группу сложнее.
Обычно ведущий такой группы – профессиональный психолог, психотерапевт с большим стажем.
Специфика психологической группы для подростков — акцент на том, что происходит с участниками в их жизни и в моменте «здесь и сейчас» на группе. Психологическая группа априори — это длительная и основательная работа.
Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 10 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности, эмоциональной сферы.
Классическое тренинговой занятие с подростками (да и не только с ними), в котором мы хотим выработать определенные навыки строится по следующей схеме (обучающий цикл Колба):
- Личный опыт
- Осмысление опыта
- Теоретическая концепция
- Применение на практике
Рассмотрим этапы тренинга для подростков подробнее
- Личный опыт. Получение личного опыта проблематизирует участников тренинга. Это очень важный этап. Именно проблематизация показывает необходимость получения знаний.
Благодаря проблематизации участник тренинга понимает, что у него есть зона роста, что не все получается сразу и необходимо получиться дополнительные знания и навыки, чтобы успешно решить поставленную задачу
- Осмысление опыта. В результате осмысления полученного опыта, совместного обсуждения с участниками тренинга появляется понимание необходимости иного способа поведения.
- Теоретическая концепция. На этом этапе ведущий тренинга предоставляет информацию, знания, которые способны помочь участнику в решение сложной ситуации
- Применение на практике. В соответствии с новыми полученными знаниями, участник тренинга успешно (или с ошибками) решает проблемную ситуацию.
Рассмотрим данную схему на конкретном примере
Ведущий тренинга неконфликтного поведения предлагает рассмотреть следующую ситуацию: «Вы договорились с товарищем встретиться и пойти на прогулку, он опоздал на 20 минут. Ваши действия?». Ведущий предлагает двум участникам разыграть сценку, где один будет опоздавшим, а другой – ожидающим.
Этап 1. Личный опыт — участники разыгрывают сценку, ожидающий каким-либо образом реагирует на опоздание товарища. Обычно возмущенный товарищ начинает обвинять опоздавшего в эгоизме и безответственности. Сценка доходит до логического завершения.
Этап 2. Осмысление опыта — участники подросткового тренинга обсуждают ситуацию, поведение каждого участника, какой результат получился, удалось ли сохранить отношения.
Этап 3. Теоретическая концепция — ведущий тренинга предлагает технологию для эффективного решения подобных ситуаций. Рассказывает о технологии «Я-высказывания». Описывает этапы, результат и особенности данной техники.
Этап 4. Применение на практике — на основе полученной информации участники тренинга снова пытаются решить конфликтную ситуацию, но уже с учетом полученных теоретических знаний.
https://www.youtube.com/watch?v=Uo2Up45AjCg
Вся группа обсуждает. Как изменилось поведение участников конфликта, какой получился результат и как на него повлияло использование техники «Я-высказывание».
Таким образом, зная технологию проведения тренинга, возможно разрабатывать тренинг общения, уверенного поведения для подростков с учетом этих знаний.
Формы проведения тренинговых упражнений
В процессе тренинг и психологической группы для подростков используются совершенно разные методы и формы. Разнообразие форм групповой работы делает занятия интересными.
Вот только некоторые формы групповой работы:
- рисунок
- общение в парах
- коллаж
- динамические упражнения
- активные игры
- ролевые и деловые игры
- метафорические карты
- работа в мини-группа
- написание письма
- разыгрывание сценок
- и многое другое
Разнообразие форм не позволяет заскучать участникам тренинга!
В нашем Центре мы стараемся сочетать элементы тренинга уверенного поведения и психологической группы для подростков. С одной стороны, на наших тренингах для подростков присутствуют различные упражнения и задания — в парах, в мини-группах.
С другой – ведущие часто делают акцент на эмоциональной составляющей занятий, на том, что происходит с каждым участником здесь и сейчас.
Такое соединение рождает уникальный формат, когда есть и активные задания, и возможность поделиться значимым жизненным опытом и переживаниями. Безусловно, это требует высокого уровня профессионализма от ведущего такой группы.
Именно поэтому все психологи СПП «Эмпатия» не только имеют высшее психологическое образование, но и повышение квалификации по одной или нескольким терапевтическим модальностям.
Наши занятия находятся на стыке тренинга общения для подростков, психологической группы и тренинга личностного роста.
Более подробную информацию о психологической группе для подростков «Искусство общения» вы можете узнать по этой ссылке: психологическая группа для подростков «Искусство общения».
Базовая группа. Помогает лучше понять себя и окружающих. Развиваем уверенность и навыки общения, умение выстраивать отношения и говорить о своих чувствах.ПодробнееБазовая группа. Помогает лучше понять себя и окружающих. Развиваем уверенность и навыки общения, умение выстраивать отношения и говорить о своих чувствах.Подробнее Эффективная программа выбора будущей профессииПодробнееЭффективная программа выбора будущей профессииПодробнее Учимся эффективно управлять своим временем, ставить цели и планировать.ПодробнееУчимся эффективно управлять своим временем, ставить цели и планировать.Подробнее Красивая, грамотная, убедительная речь нужна везде — в школе, в институте, на работе в личном общении.ПодробнееКрасивая, грамотная, убедительная речь нужна везде — в школе, в институте, на работе в личном общении.Подробнее
Если вы хотите оперативно узнавать о новых тренингах, группах и других мероприятиях, а так получать интересные материалы о психологии детей и подростков, пожалуйста, подпишитесь на нашу рассылку
Информация, размещенная на сайте, носит исключительно информационно-рекламный характер и не является офертой или публичной офертой в соответствии со ст. 435 и п.2 ст. 437 ГК РФ
2004-2021 СПП «Эмпатия» — комплексное психологическое сопровождение подросткового возраста. Все права защищены. 8-495-507-94-77, info@empatia.ru
Меню
🔥 Видео
Тренинги на знакомство, общение, двигательную активностьСкачать
Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать
Упражнение для сплочения команды на тренинге | упражнение тимбилдингСкачать
Упражнение «Тучка». Тренинг «Всё в твоих руках!». Февраль 2020Скачать
психологическая играСкачать
Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другогоСкачать
[ ОРБИТЫ ЛЮДЕЙ - упражнение психологического тренинга ] - хроника частногоСкачать
Занятия для подростков. Групповой тренингСкачать
АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для ДИКЦИИ. Упражнения для голоса | Vocal ImageСкачать
Тренинг снятия эмоционального напряженияСкачать
КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыковСкачать
Упражнение "Мячики и цели" для тренинга Time ManagementСкачать
Тренинг для педагоговСкачать
Управление конфликтом. Тренинг общения для подростков 13-15 летСкачать
Тренинг Общения. Бесплатное занятие 25 сентября!Скачать
Веселые упражнения с тренинга: "Секреты постановки и достижения целей"Скачать
Психологические тренинги для детейСкачать
Как выражать свои мысли. Упражнение на импровизацию. Ораторское искусство. Как говорить красивоСкачать