Психология раннего возраста

Психология раннего возраста Статьи по психологии
Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет

Психология раннего возраста

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С.

Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.

Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.). Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие.

Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией.

К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых.

Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Становится биологически независим.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.

Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.

Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству.

Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком.

И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная Деятельность.

В совместной Деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

https://www.youtube.com/watch?v=xqRpLst3Rgs

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической Деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Ведущая Деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.

Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом.

Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов.

Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.

В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь.

Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину.

Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство.

Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость.

Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

https://www.youtube.com/watch?v=10Bm3lBrVj4

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Видео:Дети от 1 до 3. Особенности психологии возрастаСкачать

Дети от 1 до 3. Особенности психологии возраста

Детская психология для родителей: возрастные этапы детства

Психология раннего возраста

Детская психология изучает поведение детей, их реакцию на окружающий мир. Как малыш развивается, как учится и играет. Основной целью изучения является желание понять мотивы поведения детей: что ими движет и чем они руководствуются в различных ситуациях, что они чувствуют и как воспринимают события.

Понимание детской мотивации помогает предугадать те или иные поступки малыша и уберечь его от негативных последствий какого-то события. Понимая своего ребенка, можно помочь ему справиться с проблемами в коллективе. Ведь в детских коллективах малыш остается один на один с различными вызовами.

Его нужно научить находить решение в сложных конфликтных ситуациях.

Очень многие родители сталкиваются с категорическим нежеланием детей учиться. Как их мотивировать делать уроки и слушать учителя? Некоторые думают, что эта задача невыполнима. Что если сыну не дано, то и не надо его заставлять. Заставлять, действительно, не надо. Но найти подход можно к любому малышу.

Родители школьников наверняка замечали, что ребенок по-разному воспринимает учителей. Одну учительницу малыш обожает, а другую ненавидит. Соответственно школьник относится и к предметам, которые они преподают. Получается, что одна учительница нашла к детям подход, а другой это не удалось. Каждого ребенка можно заинтересовать и увлечь.

Для этого нужно знать основы детской психологии.

Основы психологии детей

Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность. Все это происходит на фоне бурного физического роста, развития органов и гормональных перестроек.

Несмотря на такую нагрузку, дети умудряются ловко манипулировать взрослыми. Настолько ловко, что не все взрослые в состоянии это осознать. Как им это удается? Дети действуют интуитивно. Ежедневно они устраивают взрослым множество проверок, выясняя границы дозволенного.

Где можно добиться желаемого, а где получить серьезный отпор. В процессе таких исследований они определяют, каким способом легче получить свое и кто из взрослых чаще дает слабину. Потрясающей психологической интуицией обладают еще совсем маленькие дети.

Они могут еще не уметь говорить, но уже безошибочно чувствуют, как можно управлять родителями. Истерики в магазине — один из способов манипулирования.

https://www.youtube.com/watch?v=f_o8TSDEhHM

Часто воспитатели и педагоги перенимают тактику детей. Они экспериментируют, подбирая к каждому из малышей ключик. Затем внимательно следят за реакцией и зорко подмечают все положительные результаты.

Детская психология опирается на житейский опыт большого количества педагогов и родителей. Изучение поведения детей происходит в процессе систематических наблюдений, бесед, сбора и анализа продуктов деятельности малышей: лепки, рисунков, конструирования.

Психологами проводятся «продольные срезы» — исследования процессов развития одного и того же малыша на протяжении длительного периода. Или «поперечные срезы», когда в короткий промежуток времени изучаются с помощью экспериментов различные группы детей.

Детская возрастная психология часто является для родителей загадкой.

В разном возрасте дети ведут себя по-разному, сбивая родителей с толку. Рассматривают несколько периодов психического развития детей.

Читать далее:  Взрослая жизнь при родителях

Период раннего детства и стадия младенчества

Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери.

Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными.

Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития.

Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.

Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.

Психология ребенка раннего возраста

Спустя год после рождения вместо единого целого мамы и младенца появляется ребенок и взрослый. Малыш становится самостоятельным и более независимым. Он уже может сам передвигаться, играть с предметами и произносить несложные слова. В этом возрасте он целиком поглощен предметами.

Взаимодействие взрослого и малыша осуществляется через игру. Кроха еще не может понять, что делать с окружающими вещами. И взрослый постоянно объясняет ему функцию и назначение вещи. В процессе игры дети осваивают различные предметы и начинают осознавать последствия действий с ними.

Например, когда ложка подносится к лицу, малыш открывает рот. В этом возрасте он уже способен на перенос действия. Если он научился пить из чашки, то он повторяет такие же действия и со стаканом. Дети после года уже могут обобщать. Они активно подражают действиям взрослых, и их развитие в этот период полностью основано на восприятии.

Критический возраст трех лет

Трехлетний малыш активно сопротивляется взрослым. Он подчеркивает свою самостоятельность и свою собственность. Это время бунта с родителями. Единственный ребенок в семье может стать деспотичным. Он всеми способами пытается подчинить себе взрослых и требует неукоснительного выполнения своих желаний.

Этот период характеризуется ломкой отношений между малышом и родителями. Признаками отделения детей от взрослых являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и обесценивание взрослых.

Все эти признаки свидетельствуют о том, что малыш хочет проявить свою индивидуальность. Он уже осознает свои желания и разделяет их с желаниями взрослых. Кроха пытается подражать взрослым, которые поступают самостоятельно.

Он тоже хочет реализовывать свои желания. На этом этапе у него активно формируется речь.

https://www.youtube.com/watch?v=v3CkpRX1tiU

Читать далее:  Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Психолог Дмитрий Карпачев о особенностях трехлетнего возраста в видео:

Психология детей дошкольного возраста

Это период, когда ребенок отдаляется от семьи и устанавливает связь с окружающим миром. Основной тип деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно через игру дошкольник пытается моделировать ситуацию и учится ориентироваться во внешнем мире. В сюжетно-ролевой игре малыш эмоционально, а потом и интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений.

Ребенок берет на себя роль мамы или врача и символично пытается сымитировать поведение взрослого. Он плачет, как пациент, или наказывает дочку, как мама. От того, что он действует по правилам, малыш получает удовольствие. Для игр дошкольнику нужен товарищ. Так моделировать ситуацию получается гораздо лучше. Поэтому в этом возрасте дети стремятся быть в коллективе.

Они остро нуждаются в ровесниках.

Дошкольники связывают свои движения с окружающим миром. В этот период они начинают увлеченно рисовать. Их первые каракули постепенно приобретают для них смысловое значение. Дети дают названия своим творениям. Хотя обнаружить связь между нарисованным и названием взрослому трудно, для малыша она есть.

И это признак изменения в мышлении ребенка. Если раньше ему нравились движения сами по себе, сейчас он их связывает с окружающим миром. Пытаясь точнее отобразить предмет, малыш овладевает моторной координацией.

Таким образом, занятия рисованием стимулируют интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей.

Младший школьный возраст

Когда малыш приходит в школу, происходит перестройка всех его систем отношений с действительностью. В школе добавляется новая структура отношений: «ребенок — учитель». Если в пределах семьи существует неравенство, то в школе действует принцип «все равны перед законом», где закон и требования общества представляет учитель.

В школе важным является умение детей учиться самостоятельно. И этим умением им тоже придется овладеть. Для этого педагогам и родителям нужно сформировать у школьников познавательную мотивацию. Малыши будут бежать в школу, где им интересно и весело. Скучный процесс зубрежки нужно разбавить элементами игры. Стих в виде песенки запомнится быстрее.

Именно в младшей школе идет интенсивное формирование приемов запоминания.

Многие преподаватели и родители недооценивают те трудности, с которыми сталкивается школьник при изучении нового объекта. Необходимо детальнее рассматривать новую тему, руководить восприятием школьника, дать ему время оценить информацию. В этом возрасте у детей формируется воля и вырабатываются дисциплинарные навыки.

Это возраст интенсивного интеллектуального развития.

Подростковый возраст

Это переломный возраст, когда происходит половое созревание. Его еще называют критическим, поскольку ребенок может стать неуправляемым.

Читать далее:  Гнев — это опасное чувство

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер считал этот возраст периодом врастания в культуру. Он разделил протекание подросткового периода на три категории.

Первый тип — бурный, резкий и бунтующий. Происходит своего рода перерождение, и из подростка вырастает совершенно другой взрослый человек с другими качествами.

Второй тип протекает плавно. Ребенок постепенно приобщается к взрослой жизни, приобретая черты взрослого человека без кардинальных личностных изменений.

Третий тип представляют собой подростки, которые активно занимаются самовоспитанием. Они самостоятельно справляются с трудностями перехода во взрослую жизнь, проявляя железную волю.

В переходном возрасте происходит осознание подростком себя как личности.

Половое созревание накладывает свой отпечаток на этот процесс. Дети становятся чрезмерно чувствительными и ранимыми, возбудимыми и даже агрессивными. Они могут ненавидеть себя и весь окружающий мир, тянуться к таинственному и непонятному. Особой притягательной силой для них обладают все запретные вещи.

https://www.youtube.com/watch?v=G4Wu0bNvuTo

Этот неустойчивый период скоро заканчивается и ребенок загорается оптимизмом. Меланхолия может смениться повышенной тягой к знаниям и работоспособностью. Подростки строят глобальные планы и берутся решать непосильные задачи. Психология детская вытесняется естественным образом.

Детская психология для родителей

Психология воспитания детей должна быть направлена на поиск решения проблем и на формирование гармоничных личностей. Дети проходят несколько сложных этапов взросления. Задача родителей — помочь им справиться с трудностями. Воспитание — задача непростая. Но родители должны найти в себе силы, терпение и желание, чтобы с нею справиться.

Семья — это главная опора детей. Там они ищут любовь, заботу и понимание. И родители должны находить время выслушивать детей и вникать в их проблемы. Контакт с ребенком является основой воспитания.

Поэтому желательно, чтобы родители больше времени проводили с детьми, организовывали семейный летний отдых или выезд за город по выходным. Вечерние прогулки и совместные игры способствуют взаимопониманию родителей и детей.

Если в семье будут интересоваться проблемами ребенка, он станет больше доверять родителям.

Важно поддерживать детей всегда, даже когда родителям кажется, что они не правы. Дети имеют право на собственное мнение, и родителям нужно его уважать.

Психолог Дмитрий Карпачев главной проблемой в воспитании считает то, что дети «не слышат» то, что говорят им родители.

В критической ситуации нужно попытаться посмотреть на конфликт глазами сына или дочери. Попробовать на время стать психологом и разобраться в мотивах детского поведения. Родителям рекомендуется почитать статьи по детской психологии. Поиск компромисса поможет уладить конфликт и сохранить с детьми теплые отношения.

Видео:Ранний возраст. Кризис трех лет. Этапы детского развития.Скачать

Ранний возраст. Кризис трех лет. Этапы детского развития.

Особенности психического развития детей раннего возраста

Психология раннего возраста

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит.

А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется.

Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками.

Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения.

Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики.

Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств.

Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Видео:Возрастная психология: ранний возраст, кризис 3х лет, дошкольный возраст, кризис 7 летСкачать

Возрастная психология: ранний возраст, кризис 3х лет, дошкольный возраст, кризис 7 лет

Психологическая характеристика раннего возраста

Психология раннего возраста

Раннийвозраст подразделяется на два периода:

  • первый год жизни (младенческий возраст);

  • ранний возраст – от одного до 3 лет.

Психологиямладенческого возраста наиболееинтенсивно развивается со второйполовины 20 века. Это направлениеразрабатывается в рамках психоаналитическойконцепции (А.Фрейд, Дж.Данн, Спитц,Р.Сирс), теории привязанностей (Дж.Боулби,М.

Эйнсворт), социального научения (Льюис, Липпсит, Бижу, Баер), когнитивнойпсихологии ( Дж.Брунер, Т. Бауэр, Р.Фанц,Ж.Пиаже).

Во всех перечисленных направленияхмладенец преимущественно рассматриваетсякак природное, натуральное существо,которое со временем социализируется.

https://www.youtube.com/watch?v=8iUTXkQmg0I

В отличие от этого в отечественнойпсихологии, которая строится на основекультурно исторической концепции,младенец рассматривается как максимальносоциальное существо, живущее в уникальнойсоциальной ситуации развития. Связь иотношения ребенка с матерью являетсяосновным предметом психологиимладенчества.

Вотечественной психологии наиболееизвестными исследователями младенческоговозраста являются М. И.Лисина,М.Ю.Кистяковская, Н.М.Аксарина,Н.М.Щелованов, С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева,Е.А.Сергиенко. В раннем возрасте происходитактивное овладение активной речью (ееграмматической и лексической и др.сторонами), которая становится важнейшимсредством общения.

В рамках предметнойдеятельности, которая является ведущейв данном возрасте, развиваются всеосновные психические процессы и новыевиды деятельности: процессуальная игра,целенаправленность, самостоятельность,творческие способности и др. Психическоеразвитие детей раннего возраста наиболееуспешно изучалось в работах Л.С.Выготского,А.В.Запорожца, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина,М.И.Лисиной, А.Г.

Рузская, С.Л.Новоселова,Л.Н.Галигузова и др.

Руководительраздела «Ранний возраст»

СмирноваЕ.О.- профессор, доктор психологическихнаук, заведующая лабораторией психическогоразвития дошкольников Психологическогоинститута Российской Академии Образования,заведующая лабораторией раннего возрастаМГППУ.

(от1  до  3-х лет)

Раннийвозраст – чрезвычайно важный иответственный период психическогоразвития ребёнка. Это возраст, когдавсё впервые, всё только начинается –речь, игра, общение со сверстниками,первые представления о себе, о других,о мире.

В первые три года жизни закладываютсянаиболее важные и фундаментальныечеловеческие способности – познавательнаяактивность,  любознательность,уверенность в себе и доверие к другимлюдям, целенаправленность и настойчивость,воображение, творческая позиция и многиедругое.

При чём все эти способности невозникают сами по себе, как следствиемаленького возраста ребёнка,  нотребуют непременного участия взрослогои соответствующих возрасту формдеятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

Враннем возрасте содержанием совместной   деятельности ребёнкаи взрослого становится усвоениекультурных способов употребленияпред­метов.

Взрослый становится для ребёнка нетолько источ­ником внимания идоброжелательности, не только «поставщиком»самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Та­кое сотрудничество  уже  несводится к прямой помощи или к де­монстрациипредметов.

  Теперь необходимосоучастие  взрослого, одновременнаяпрактическая деятельность вместе сним, выполне­ние одного и  того же  дела.

  В  ходе  такого сотрудничества ребёнок одновременно получает  и  внимание  взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное  —  новые,  адекватныеспособы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнкув руки предметы, но вместе с предметомпередаёт способдействия сним.

Всовместной деятельности  с ребёнком  взрослый  выполняетсразу несколько функций:

  • во-первых  взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию;

  • во-вторых он организует действия и движения ребёнка,пе­редаёт ему технические приёмы осуществляния действия;

  • в-третьих,  он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Раннийвозраст является периодом наиболееинтенсивного усвоения способов действийс предметами.  К концу этого периода,благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок  в основном умеетпользоваться бытовыми предметами ииграть с игрушками.  

Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

Новойсоциальной  ситуации развитиясоответствует и новый тип ведущейдеятельности ребёнка – предметнаядеятельность.

Предметнаядеятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитиевсех сторон  психики и личностиребёнка. Прежде всего нужно подчеркнуть,что в предметной деятельности малышапроисходит развитие восприятия,а поведение и сознание детей этоговозраста целиком определяется восприятием.

Так, память в раннем возрасте существуетв форме узнавания, т.е. восприятиязнакомых предметов. Мышление ребёнкадо 3 лет носит преимущественнонепосредственный характер – ребёнокустанавливает связи между воспринимаемымипредметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле еговосприятия.

Все переживания ребёнкатакже сосредоточены на воспринимаемыхпредметах и явлениях.

https://www.youtube.com/watch?v=dNAV8Ip9RWI

Посколькудействия с предметами направлены восновном на такие их свойства как формаи величина,именно эти признаки являются главнымидля ребёнка.  Цвет в начале раннегодетства не имеет особого значения дляузнавания предметов.

Малыш совершенноодинаково узнаёт окрашенные и неокрашенныеизображения, а также изображения,окрашенные в самые необычные цвета(например зелёная кошка остаётся кошкой).Он ориентируется прежде всего на форму,на общий контур изображений. Это вовсене значит, что ребёнок не различаетцвета.

Однако, цвет ещё не стал признаком,характеризующим предмет и не определяетего узнавание.

Особоезначение имеют действия, которые называютсоотносящими. Это действия с двумя и более предметами,в которых необходимо учитывать исоотносить свойства разных объектов –их форму, величину, твёрдость, местоположениеи пр. не пытается расположить их вопределённом порядке.

  Соотносящиедействия требуют учёта величины, формы,местоположения различных предметов.  Характерно, что большинство игрушек,предназначенных для детей раннеговозраста, (пирамидки, простые кубики,вкладыши, матрёшки) предполагают именносоотносящие действия.

Когда ребёнокпытается осуществить такое  действие,он подбирает и соединяет предметы илиих части в соответствии с их формой илиразмером. Так, чтобы сложить пирамидку,нужно попадать палочкой в отверстиеколечек и учитывать соотношение колецпо величине.

При сборке матрёшки нужноподбирать половинки одинаковой величиныи совершать действия в определённомпорядке – сначала собрать самуюмаленькую, а потом вложить её в большую.

Первоначальномалыш может выполнять эти действиятолько через практические пробы, потомучто он ещё не умеет зрительно сравниватьвеличину и форму предметов.

  Например,прикладывая нижнюю половинку матрёшкик верхней, он обнаруживает, что она неподходит и начинает пробовать другую.

Иногда он пытается добиться результатасилой – втиснуть неподходящие части,но вскоре убеждается в несостоятельностиэтих попыток и переходит к примериваниюи опробыванию разных частей, пока ненайдёт нужную деталь.

Отвнешних ориентировочных действий малышпереходит к зрительномусоотнесению свойствпредметов. Эта способность проявляетсяв том, что ребёнок подбирает нужныедетали на глаз и выполняет правильноедействие сразу, без предварительныхпрактических проб. Он может, например, подобрать одинаковые или различные повеличине колечки или стаканчики.

Восприятиена всём протяжении раннего возрастатесно связано с предметными действиями.Ребёнок может достаточно точно определитьформу,  величину или цвет предмета,если это необходимо для выполнениянужного и доступного действия. В другихслучаях восприятие может оказатьсявесьма расплывчатым и неточным.

Натретьем году жизни складываютсяпредставленияо свойствах вещей и эти представлениязакреплены за конкретными предметами.

 Для обогащения представлений ребёнкао свойствах предметов необходимо чтобыон знакомился с разнообразнымихарактеристиками и признаками вещей вконкретных практических действиях.

Богатая и разнообразная сенсорнаясреда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкойстановления внутреннего плана действияи умственного развития.

Ужек началу раннего возраста у ребёнкаесть отдельные действия,  которыеможно считать проявлениями мышления.Это те действия, в которых ребёнокобнаруживает связьмежду отдельными предметами или явлениями–например, подтягивает верёвочку, чтобыприблизить к себе игрушку.

Но в процессе усвоения соотносящих действий ребёнокначинает ориентироваться не просто наотдельные вещи, но на связьмежду предметами, что в дальнейшем способствует решениюпрактических задач.

Переход отиспользования готовых связей, показанныхвзрослым, к их самостоятельномуустановлению – важный шаг в развитиимышления.

Сначалаустановление таких связей происходитпутём практических проб.  Он пробуетразные способы открывания коробочки,доставания привлекательной игрушкиили получения новых впечатлений и врезультате своих проб, случайно получаетэффект.

Например, случайно нажав насоску от бутылочки с водой, он обнаруживаетбрызжущую струю, или сдвинув крышкукоробочки-пенала, открывает её и достаётспрятанный предмет.  Мышление ребёнка,которое осуществляется в форме внешнихориентировочных действий,  называютнаглядно-действенным.Именно эта форма мышления характернадля детей раннего возраста.

Малышиактивно используют наглядно-действенноемышление для обнаружения и открытиясамых разнообразных связей вещей иявлений окружающего их предметногомира.

Настойчивое воспроизведение однихи тех же  простых действий и получениеожидаемого эффекта (открывание изакрывание  коробочек,  извлечениезвуков из звучащих игрушек, сравненияразных предметов, действия однихпредметов на другие и пр.)  дают малышучрезвычайно важный  чувственныйопыт, который ложится в основу болеесложных, внутренних форм мышления.

https://www.youtube.com/watch?v=QlCPMERLddE

Познавательнаяактивность и развитие мышления в раннемвозрасте проявляется не только и нестолько в успешности решения практическихзадач, но прежде всего в эмоциональнойвовлечённости в такое экспериментирование,в настойчивости и  в удовольствии,которое получает ребёнок от своейисследовательской деятельности. Такоепознание захватывает малыша и приноситему новые, познавательные эмоции –интерес, любопытство, удивление, радостьоткрытия.

🔍 Видео

Младенчество. Кризис первого года. Этапы детского развития.Скачать

Младенчество. Кризис первого года. Этапы детского развития.

"О детях по-взрослому": Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская

Развитие детей раннего возраста / Как развивать ребенка в раннем возрасте?Скачать

Развитие детей раннего возраста / Как развивать ребенка в раннем возрасте?

Дошкольный возраст. Кризис семи лет. Этапы детского развития.Скачать

Дошкольный возраст. Кризис семи лет. Этапы детского развития.

Возрастная психология. Психология раннего детства (1-3 года). Лекция 7. Часть 1.Скачать

Возрастная психология. Психология раннего детства (1-3 года). Лекция 7. Часть 1.

"О детях по-взрослому": От года до 3-х лет. Людмила Петрановская.Скачать

"О детях по-взрослому": От года до 3-х лет. Людмила Петрановская.

Баранова Э.А. - Младенчество и ранний возрастСкачать

Баранова Э.А. - Младенчество и ранний возраст

Мастер-класс "Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста" для специалистов ПМПКСкачать

Мастер-класс "Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста" для специалистов ПМПК

Возрастная психология. Психология раннего детства (1-3 года). Лекция 7. Часть 2.Скачать

Возрастная психология. Психология раннего детства (1-3 года). Лекция 7. Часть 2.

09. АнтропогенезСкачать

09. Антропогенез

"О детях по-взрослому": 1-й год жизни ребенка и состояние мамы. Людмила Петрановская.Скачать

"О детях по-взрослому": 1-й год жизни ребенка и состояние мамы. Людмила Петрановская.

КРИЗИС 1,5 ЛЕТ: НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТИ ОШИБКИ В ПЕРВЫЙ КРИЗИС РЕБЕНКА. Практические советы для родителейСкачать

КРИЗИС 1,5 ЛЕТ: НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТИ ОШИБКИ В ПЕРВЫЙ КРИЗИС РЕБЕНКА. Практические советы для родителей

«Психология развития и возрастная психология» лекция №1 Обуховой Л.Ф.Скачать

«Психология развития и возрастная психология» лекция №1 Обуховой Л.Ф.

Татьяна Черниговская о раннем воспитании детейСкачать

Татьяна Черниговская о раннем воспитании детей

Возрастная психология. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Лекция №8, часть №1.Скачать

Возрастная психология. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Лекция №8, часть №1.

3) Арасланова Е.В.:Психологические особенности развития детей раннего возраста"Скачать

3) Арасланова Е.В.:Психологические особенности развития детей раннего возраста"

ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ #детииродители #психология #воспитание #частныйсад #детскийпсихологСкачать

ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ #детииродители #психология #воспитание #частныйсад #детскийпсихолог
Поделиться или сохранить к себе: