Типы лирики

Типы лирики Полезное
Виды лирики:

Типы лирики

описательная (пейзажная);

повествовательная (событие, эпизод)

ролевая (монолог от лица персонажа)

медитативная (любовная, философская)

Лирический герой (ЛЭС) – образ поэтав лирике, один из способов раскрытияавторского сознания.

Это художественный«двойник» автора-поэта, вырастающий изтекста лирических композиций (цикл,книга стихов, лирическая поэма, всясовокупность лирики) как четко очерченнаяфигура или жизненная роль, как лицо,наделенное определенностью индивидуальнойсудьбы, психологической отчетливостьювнутреннего мира, а подчас и чертамипластического облика.

Лирический субъект – носительпереживания «я» в одном произведении.

Для Е. Г. Чернышевой: лирический субъектближе к личности автора, чем лирическийгерой. Герой = роль, субъект = субъекттворчества.

Ведущие лирические жанры:послание, элегия, ода, сатира, эпиграмма,эпитафия, эпиталама, сонет, рондо,триолет.

Ода – стихотворение, выражающеевосторженные чувства, которые возбуждаетв поэте какой-то значительный предмет(личность великого человека, историческоесобытие и пр.).

Сатира – стихотворение, выражающеенегодование, возмущение поэтаотрицательными сторонами жизни общества.Сатира нравоописательна: поэт в ней какбы рупор передовой части общества,озабоченной отрицательным его состоянием.

Элегия – стихотворение, исполненноегрусти, неудовлетворенности жизнью.

Эпиграмма – 1) древнегреческаянадпись на предметах культа; 2) короткоеюмористическое или сатирическоестихотворение, чаще всего высмеивающееопределенное лицо.

Эпитафия – надпись на надгробии,разновидность эпиграммы в ее первомзначении.

Мадригал – антипод эпиграммы в еевтором значении – короткое полушутливоестихотворение комплиментарного характера(обычно обращенное к даме).

Билет 49. Своеобразие целей, содержание и форма драмы. Виды и жанры драмы

Драма принадлежит и литературе и театру.Драматические произведения, как иэпические, воссоздают событийные ряды,поступки людей и их взаимоотношения.Основным текстом драмы является цепьвысказываний персонажей, их реплик имонологов.

Время воспроизводимыхдраматургом событий на протяжениисценического эпизода не сжимается и нерастягивается. Действие протекает передглазами читателя. Драма ориентированана требования сцены и, соответственно,тяготеет к эффектной подаче изображаемого.

Ее образность характеризуетсятеатрализующими гиперболами.

Наиболее ответственная роль в драматическихпроизведениях принадлежит условностиречевого самораскрытия героев, диалогии монологи которых, нередко насыщенныеафоризмами и сентенциями, оказываютсякуда более пространными и эффектными,нежели те реплики, которые могли бы бытьпроизнесены в аналогичном жизненномположении.

Характерные черты драмы:

— отсутствие повествования;

— авторская речь эпизодична;

— специализирована для сцены;

— монологи и диалоги – основной текст;

— авторские комментарии, описаниесценической обстановки, заглавие,эпиграф, список действующих лиц –побочный текст;

— сюжет всегда есть;

— время и пространство ограничены:

— три единства: время, места, действия;

— хронотоп драмы: здесь и сейчас;

— дистанции между героем и читателем(зрителем) нет.

— с XIX в. резонер (герой,выражающий авторскую позицию) исчез.

Ведущие драматические жанры:трагедия, комедия, драма как вид,трагикомедия, мистерия, мелодрама,водевиль, фарс.

Трагедия – вид драмы, основанныйна неразрешимой коллизии героическихперсонажей с миром, трагическом ееисходе. Трагедия отмечена суровойсерьезностью, изображает действительностьнаиболее заостренно, как сгустоквнутренних противоречий, вскрываетглубочайшие конфликты реальности впредельно напряженной и насыщеннойформе, обретающей значение художественногосимвола.

Комедия – вид драмы, в которомхарактеры, ситуации и действие представленыв смешных формах или проникнутыкомическим.

Комедия устремлена преждевсего к осмеянию безобразного(противоречащего общественному идеалуили норме): герои комедии внутренненесостоятельны, несообразны, несоответствуют своему положению,предназначению и этим выдаются в жертвусмеху, который и развенчивает их, выполняятем самым свою “идеальную” миссию.

Драма (вид) – один из основныхвидов драмы как литературного роданаряду с трагедией и комедией.

Подобнокомедии, воспроизводит преимущественночастную жизнь людей, но ее главная цель– не осмеяние нравов, а изображениеличности в ее драматичных отношенияхс обществом.

Подобно трагедии, драматяготеет к воссозданию острых противоречий;вместе с тем ее конфликты не стольнапряженны и неизбывны и в принципедопускают возможность благополучногоразрешения, а характеры не стольисключительны.

Трагикомедия– вид драмы,обладающий признаками как трагедии,так и комедии. Трагикомическоемироощущение, лежащее в основетрагикомедии, связано с чувствомотносительности существующих критериевжизни и отказом от нравственного абсолютакомедии и трагедии.

Трагикомедия непризнает абсолютного вообще, субъективноездесь может видеться объективным инаоборот; чувство относительности можетприводить к полному релятивизму;переоценка моральных устоев можетсводиться к неуверенности в ихвсемогуществе или к окончательномуотказу от твердой морали; неясноепонимание реальности может вызывать кней жгучий интерес или полное безразличие,может сказаться меньшей определенностьюв отображении закономерностей бытияили равнодушием к ним и даже их отрицанием– вплоть до признания алогичности мира.

Мистерия – жанр западноевропейскоготеатра эпохи позднего Средневековья,содержание которого составляли библейскиесюжеты; религиозные сцены чередовалисьв них с интермедиями, мистика сочеталасьс реализмом, набожность – с богохульством.

Мелодрама – вид драмы, пьеса с остройинтригой, преувеличенной эмоциональностью,резким противопоставлением добра изла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль – один из видов драмы,легкая пьеса с занимательной интригой,с песенками-куплетами и танцами.

Фарс – вид народного театра илитературы западноевропейских стран14-16 вв., прежде всего Франции, которыйотличался комической, нередко сатирическойнаправленностью, реалистическойконкретностью, вольнодумством и былнасыщен буффонадой.

Видео:ЕГЭ по Литературе 2022. Жанры лирикиСкачать

ЕГЭ по Литературе 2022. Жанры лирики

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Типы лирики

Лирика – один из трёх родов литературы. Сделан акцент на внутренний мир человека, его душевные переживания. Лирические произведения имеют особую языковую организацию: рифму, ритм, размер.
А.С. Пушкин, М.Ю Лермонтов – романтизм;
Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, В.Н. Соколов – реализм;
И.А. Бродский, В.А. Солоухин, М.И. Цветаева, Б.А. Ахмадулина – модернизм.

Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Основные тематические разновидности лирики

  • Пейзажная лирика (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
  • Любовная лирика (С. А. Есенин «Я спросил сегодня у менялы»)
  • Философская лирика — размышление над вечными вопросами о ходе времени и жизненном пути (О. Г. Чухонцева «Я был разбужен третьим петухом»)
  • Гражданская лирика (Н. Некрасов)
  • Поэт и поэзия (А.С. Пушкин «Поэт»)
  • Сатирическая поэзия (В.В. Маяковский «Нате»)

Лирические жанры

ОдаГ. Р. Державин «Бог»
Лирическое стихотворениеА.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина»
ЭлегияА.А. Фет «Ласточки»
Послание (лирическое послание)С.А. Есенин «Письмо матери»
Авторская песня В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

Лирический герой — герой, от лица которого ведётся повествование; выразитель авторской позиции.

Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)

Народность — эстетическая категория, показывающая отражение в художественном произведении облика и миросозерцания народа.

Чистое искусство — эстетического направления в искусстве, цель которого провозглашать вечные ценности, стремиться к совершенной красоте, а не зависеть от текущих событий.

Психологический параллелизм — приём уподобления событий человеческой жизни явлениям природы.

Реминисценция – отсылка к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям.

Серебряный век русской литературы

Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века. Разрушение классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Включает в себя несколько литературных течений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Литературное течение Основные принципы Представители
Символизм Создание картины идеального мира, уход от реальности; слово может иметь бесконечное количество значений А.А. Блок
Акмеизм Провозглашали простоту «земных» вещей; слово только называет вещи А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам
Футуризм Вызов традициям, разрушение старого мира; слово – всего лишь звук, активное появление неологизмов Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский
Имажинизм Яркость образов преобладает над осмысленностью содержания; слова – метафоры. С. Есенин

Типы композиций

Композиция — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.

Линейная Естественная последовательность событий И. Гончаров «Обломов»
Инверсионная События происходят в обратном порядке И. Бунин «Легкое дыхание»
Кольцевая (опоясывающая) Произведение начинается и заканчивается одинаково Д. Самойлов «Сороковые», С.А. Есенин «Письмо матери»,
Концентрическая Повторение событий по ходу развития сюжета М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Зеркальная симметрия Повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Рифма, размер стихотворения

Строфа — сочетание стихотворных строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией.

Рифма — созвучие концов стихотворных строк.

https://www.youtube.com/watch?v=KAPbV_VFlAM

Типы рифм:

  • мужская — ударение падает на последний слог (рыдал — стоял)
  • женская — ударение падает на предпоследний слог (наука — скука)

Типы рифмовки

Парная (смежная) – aabb «Солнце пахнет травами,Свежими купавами,Пробужденною веснойИ смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт)
Перекрестная – abab Одним толчком согнать ладью живуюС наглаженных отливами песков,Одной волной подняться в жизнь иную,Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет)
Опоясывающая (кольцевая) – abba«С земли не видно. Страшную бедуПочувствовав, мы сразу замолчали.Заупокойно филины кричали,И душный ветер буйствовал в саду»(А. А. Ахматова)
Смешанная «О, горько, горько я рыдал,Когда в то утро я стоялНа берегу родной реки,И в первый раз ее назвалРекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов)

Двусложные

Ямб Ударение на второй слог Она души не приняла. А я старался. Так старался, Что и свои забыл дела, И без иной души остался. Я говорю о ней: была. (В.Н. Соколов)
Хорей Ударение на первый слог Я спросил сегодня у менялы,Что дает за полтумана по рублю,Как сказать мне для прекрасной ЛалыПо-персидски нежное «люблю»?(С. Есенин)

Трехсложные

Дактиль Ударение на первый слог Славная осень! Здоровый, ядреныйВоздух усталые силы бодрит;Лед неокрепший на речке студенойСловно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов)
Амфибрахий Ударение на второй слог Кто создан из камня, кто создан из глины, —А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело — измена, мне имя — Марина,Я — бренная пена морская. (М. Цветаева)
Анапест Ударение на третий слог В нашей жизни, прекрасной, и странной,и короткой, как росчерк пера,над дымящейся свежею ранойпризадуматься, право, пора. (Б. Окуджава)

Акцентный стих — система тонического стиха, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках. (В.В. Маяковский «Нате»)

Синтаксические средства

Риторический вопросВопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждениеНе так ли ты над самой безднойНа высоте, уздой железнойРоссию поднял на дыбы? (А.С. Пушкин «Медный всадник»)
Риторическое восклицаниеЭмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние герояМеж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу!(Н. Некрасов)
Риторическое обращениеУсловное обращениеА вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов…(М. Лермонтов)
ПовторПовтор одинаковых слов для усиления смысла высказыванияЖить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего(Ф.М. Достоевский)
АнафораПовтор начального слова в нескольких смежных строкахНам и места в землянке хватало вполне,Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий)
ЭпифораПовтор слов в конце строк или смежных отрезков речиФестончики, все фестончики: пелеринкаиз фестончиков, на рукавах фестончики, везде фестончики (Н.В. Гоголь)
ИнверсияНарушение привычного порядка слов в предложенииИ даль свободного романаЯ сквозь магический кристаллЕщё неясно различал. (А.С. Пушкин)
ГрадацияРасположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимостиБарина холить, беречь, ублажать. (Н. Некрасов)
Антитеза (контраст)ПротивопоставлениеОни сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой (А.С. Пушкин)
ПараллелизмОдинаковое синтаксическое построение предложенийСпит животное Собака,Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий)
УмолчаниеНамеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речиИ эту секундубенгальскую,громкуюЯ ни на что б не выменял, —я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах»)

Фонетические приемы

АллитерацияПовтор согласныхВот в светлице стол накрытБелой пеленою;И на том столе стоитЗеркало с свечою (В. Жуковский)
АссонансПовтор гласных звуковЖиви, да будет лик твой тихИ чист, как той весною ранней,Среди оставшихся в живыхВоспоминанийПоминаний;Перед весной бывают дни такие, И дома своего не узнаёшь (В. Соколов)

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

ЭпитетОбразное определениеУмный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой)
МетафораПеренос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогииНаша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев)
МетонимияПеренос наименования по смежностиТорговал только рынок. (И. Бунин)
СинекдохаОбозначение части вместо целого«Дожить до седых волос» вместо «дожитьдо старости»
ОлицетворениеОдушевление неодушевлённых понятийХолодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский)
СравнениеСопоставление двух предметов по общему признакуПорой в ущелии шакалКричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов)Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов)
ГиперболаНамеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатленияДьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин)
ЛитотаНамеренное преуменьшениеВаш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов)
ПерифразЗамена слова описательным выражениемТвоё лицо в его простой оправеСвоей рукой убрал я со стола. (А. Блок)
ОксюморонСоединение несовместимых понятий, противоречащих друг другуГрешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин)
АллегорияИзображение отвлечённой идеи через конкретный образЦарский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин)

Лексические средства

ТавтологияИспользование близких по значению, однокоренных слов, создающих смысловую избыточностьИ никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку… (И. Бунин)
Книжные слова (устаревшие слова)Слова, вышедшие из употребления или имеющие аналог в современном русском языкеЛаниты, уста

Видео:Теория литературы. ЛирикаСкачать

Теория литературы. Лирика

Лирика в литературе — определение, виды и особенности жанра

Типы лирики

Определение лирики ведет свои истоки от названия этого рода литературы, способного воспроизводить чувства и настроение героя по отношению к кому-то или чему-то, дословно переводясь с древнегреческого как «чувствительный, лирный, исполняемый под звучание лиры». К основным характеристикам лирического жанра можно отнести повышенную чувствительность, эмоциональность, взволнованность, задушевность, в общем, все те качества, которые свойственны глубоким, чувственным натурам, склонным к личным переживаниям.

Сравнительные характеристики

Всего на сегодняшний день выделяют три художественных литературных рода, среди которых, помимо лирики, существуют еще эпос и драма. В отличие от них в лирических произведениях имеют свойство отображаться полностью сформированные и законченные характеры в условиях разных обстоятельств, а также происходящие изменения в моральном состоянии персонажей на определенных жизненных этапах.

Поэтому совсем неудивительно, что при написании лирических произведений перед авторами открывается безграничный источник вдохновения, ведь существует огромное количество ситуаций, способных вызывать сильные чувства у персонажей.

Особенности лирики заключаются еще и в том, что несмотря на яркое и эмоциональное освещение событий, вне зависимости от того, в прошлом ли они происходили или в настоящем, оно не должно принимать слишком расплывчатую форму и сводиться к чересчур долгому описанию.

https://www.youtube.com/watch?v=KAPbV_VFlAMu0026t=41s

Речь должна быть сжатой, но в то же время максимально наполненной, и способность следовать этому негласному правилу без каких-либо потерь для эмоционального окраса и точности передачи чувств описываемых героев. И даже если получится описать все очень кратко, в итоге должно получиться законченное по смыслу произведение.

Нередко лирический стиль используется писателями, как выражение личного отношения к той или иной ситуации, а иногда даже к общим тенденциям конкретного времени и связанных с ним исторических событий, донося всю суть через действия персонажей. Удивительно, но в поэме могут описываться не только высокие порывы, но и низменные чувства, также побуждающие человека на переживания, вне зависимости от того, принадлежат ли они ему или кому-то другому.

Что касается других литературных родов, то для того, чтобы понять основные их отличия от лирических произведения, стоит ознакомиться со следующей таблицей с основными их видами и жанрами:

Род/Виды и жанры Народный Авторский
Лирика. Переживание различных событий, отображение человеческих чувств, внутреннего мироустройства и мироощущения, а также эмоционального состояния, что позволяет ставить чувственное во главе угла. Песня Ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадригал, рондо, эпиграмма.
Драма. Демонстрация отношений героев между собой и связанные с этими событиями, отображающиеся на сцене, для чего применяются особые приемы для записи текста, а также ремарки, позволяющие понять истинное отношение автора к происходящему. Игра, обряд, народная драма, раек, вертеп Трагедия, комедия (по жанрам делится на комедию положений, характеров, масок), драма (философская, социальная, историческая, социально-философская), водевиль, фарс, трагифарс.
Эпос. Повествование о чьей-либо судьбе, приключениях либо определенных поступков, причем как положительных, так и отрицательных, позволяющее автору полноценно высказывать свое мнение об описываемых событиях. Миф, поэма (героическая, строго-воинская, сказочно-легендарная, историческая), сказка, былина, дума, легенда, предание, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки) Роман или эпопея (историческая, фантастическая, авантюрная, психологическая, утопическая, социальная, притча) и малые жанры (повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, литературная сказка).

Имея под рукой такую табличку, можно за считаные секунды определиться с тем, к какому стилю относится то или иное произведения, а также привести точную классификацию его вида. К примеру, у лирического рода нет жанров и только одна народная форма — песнь, тогда как у эпоса и драмы гораздо больше производных разной степени сложности и основной темой.

Кроме того, не следует забывать о существовании четвертого, смешанного литературного рода, который называют лиро-эпическим. Именно сюда можно отнести такой распространенный жанр, как поэма, способная проявлять все присущие эпосу качества. Так, автору удается передать в своем рассказе всю гамму чувств, испытываемых главными/или второстепенными персонажами.

Виды и тематика

Приведенная таблица характерна тем, что может лишь поверхностно отображать разновидности лирического, поэтического и эпического жанров, тогда как существует гораздо больше признаков их классификации. Так, та же лирика имеет разную тематическую направленность, представленную в следующих вариантах:

  • Философская тематика, где весь упор делается на размышления автора о проблематике персонажа или конкретной ситуации с их максимально глубоким исследованием. Если приводить аналогии с русской классикой, то к подобным приемам прибегал Державин в своих стихотворениях, Баратынский, Жуковский и многие другие талантливые литераторы.
  • Гражданская, где особенно остро рассматриваются определенные социальные проблемы, а также чувства главных персонажей, так или иначе связанных с ними. Все это есть у Пушкина, Лермонтова, Набокова, Маяковского, Мандельштама и у многих других поэтов, творивших в разные эпохи.
  • Политическая. Казалось бы, официозная тема, но и она способна вызывать целую вереницу чувств у героев, иногда заставляя их идти на самые безрассудные поступки, поэтому неудивительно, что она неоднократно становилась источником вдохновения для многих классиков (а в особенности тех, кто сам привык остро реагировать на происходящее в стране и в мире).
  • Пейзажная. Одна из излюбленных тематик многих лирических авторов, которая позволяет передавать чувства через любовь к природе, наблюдение за ней, а также описание смен времен года, часто сравниваемых в собственном своеобразии с разными периодами жизни человека. Что касается авторов, то среди русских классиков в этом плане нет равных Бунину, Есенину, Фету, Тютчеву и Некрасову.
  • Любовная. Еще одна распространенная лирическая тема, которая, как показывает практика, находит самый большой отклик у читателей, не теряя актуальности со временем. Лирические произведения о любви могут быть грустными и радостными, со стремительно развивающимся сюжетом или без него, вращаясь исключительно вокруг воспоминаний повествующего о событиях прошлых лет, но всегда одинаково интересной. В качестве прекрасного примера можно привести прекрасное классическое произведение «Евгений Онегин», которое вдохновляло деятелей искусства не только на театральные, но и на музыкальные постановки. Сюда же можно отнести и дружескую тему, так как она способна вызывать чувства, близкие к любовным.

Не стоит думать, будто лирические произведения являются однотемными, ведь в одном произведении могут найти свое отражение сразу несколько интересных направлений, вызывающих определенные чувственные волнения у персонажей. Кроме того, всю поэзию такого плана можно условно разделить на виды, отличающиеся друг от друга по стилю написания.

Речь идет о следующих видах лирики:

  • Ода. В основе этого жанра всегда стоит торжественное воспевание кого-либо или чего-либо.
  • Песнь. Как правило, такие произведения не лишены сюжетности, нередко комбинированной, когда одна строка имеет все признаки лирического стиля, тогда как другая буквально пропитана эпосом.
  • Элегия, под которой подразумевается романтическая поэзия, причем с грустным налетом, выражающимся в рассуждениях автора о своей судьбе, творчестве или событиях прошлых лет.
  • Послание. Этот жанр может иметь любую тематическую принадлежность, всегда адресуясь к кому-либо (возможен и предмет невоодушевленный).
  • Сонет. В отличие от всех предыдущих видов, этот обязательно должен быть представлен в строгой форме, состоя из 14 строк и имея французскую или английскую принадлежность.
  • Эпиграмма — коротенькое четверостишье, используемое для того, чтобы охарактеризовать какое-то лицо или ситуацию в краткой, но от этого не менее емкой форме.
  • Сатира. По аналогии с эпиграммой может носить хлесткий высмеивающий характер, но, в отличие от нее, не имея жестких ограничений по объему.

Естественно, перечисленные в списке жанры лирики являются весьма условными и на практике в одном произведении может рассматриваться сразу несколько направлений (иногда общую тематику может менять одно только слово). Кроме того, лирический характер свойственен не только стихотворной форме, но и прозе.

История развития направления

Как и любой другой литературный род, лирика не стоит на месте, постоянно меняясь, в зависимости от исторических событий и общих мировых тенденций.

И несмотря на тесную взаимосвязь со всеми течениями в литературе и искусства, расцвет жанра пришелся именно на эпоху романтизма.

Что же касается его зарождения, то он ведет свои истоки еще с древних времен, имея на разных стадиях своего развития следующие характеристики:

  • Античный период. На этапе образования лирические произведения представляли собой музыкальные композиции, исполнявшиеся под аккомпанемент различных музыкальных инструментов (откуда и название). Огромный вклад в развитие жанра внесла древнегреческая школа, именуемая эолийской. Удивительно, но выходцы этой и других школ, в которых были популярны лирические произведения, воспевали с помощью этого жанра не только любовные и эротические отношения, но и влиятельных на тот момент политиков.
  • Средневековье. Огромное значение имела лирика и в этот продолжительный период со всем свойственным ему колоритом. И если на начальном этапе религиозность в лирическом жанре носила стертый характер, то в со временем она стала основополагающей тематикой. Чуть позже классический жанр максимально приблизился к народному, будучи тесно связанным с песнями и танцами, а со временем трубадурство сменилось рыцарством, для которого была свойственна своя лирика.
  • Эпоха Возрождения. Пик развития романтической лирики пришелся на Италию, постепенно дав свои отголоски и в южной части Франции. Большой вклад в развитие этого литературного искусства был сделан и знатным родом Медичи, заправлявшим в период Ренессанса во Флоренции.
  • XVI-XVIII столетия. Полноценное участие в использовании лирического жанра Франция приняла только в XVI веке. К тому времени свой след в искусство уже успела внести Германия с ее реформаторскими религиозными движениями. Со временем при французском дворе появилась ложноклассическая ода, которая так и не прижилась, уступив место известному по сей день жанру в классическом его понимании. Уже в XVIII веке появляются первые русские оды, авторами которых стали Державин, Ломоносов и другие классики. Были актуальны и народные песни, которые особенно сильно ценились правящей тогда императрицей Екатериной II.

Завершает условный исторический цикл развития лирика XIX столетия с присущим ей романтизмом. Именно тогда появились первые лирические пьесы и баллады, а также поэзия, восхваляющая природу, красоту родного края, любовь к женщине, преданность другу и многие другие чувства, которые продолжают волновать человечество, оставаясь всегда актуальными.

Видео:Литература ЕГЭ - Основные жанры лирикиСкачать

Литература ЕГЭ - Основные жанры лирики

Что такое лирика?

Типы лирики

Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы. Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка. В классическом понимании Лирика – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений.

Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом. Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.

https://www.youtube.com/watch?v=qWPsUEiyzLs

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Средства выразительности лирики

Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Прекрасен царскосельский сад, 

Где льва сразив, почил орел России мощной 

На лоне мира и отрад. 

(лев – Швеция). (А. Пушкин)

Аллитерация – один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветер, 

В шёлковом шелесте снежного шума… 

(С.Есенин)

Анафора –  одинаковое начало нескольких соседних предложений.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте. 

(О. Высотская)

Антитеза – сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления    .“Сон и смерть” А.А. Фета, “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского.

Ассонанс — Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела… (Б.Пастернак)

Гипербола – художественное преувеличение.

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.

Завыл, запел, взлетел под небо камень,

И заволокся дымом весь карьер. 

(Н.Заболоцкий)

Именительный темы – особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях.

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия – нарушение прямого порядка слов.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле… 

(А.Пушкин)

Ирония – Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Граф Хвостов,

Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье Невских берегов… 

(А.Пушкин)

Композиционный стык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

На заре зорянка запела. 

Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков)

Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)

Литота – художественное преуменьшение.

“мальчик с пальчик”

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.

Сюда по новым им волнам 

Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие – намеренное использование повторяющегося союза.

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. 

(В.Инбер)

Окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования

…В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов.

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.

Утешится безмолвная печаль, 

И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)

Парцелляция –  намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.

https://www.youtube.com/watch?v=9pT6Dje_Ucc

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом.

“люди в белых халатах” (врачи), “рыжая плутовка” (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение – Ввыражение утверждения в вопросительной форме;

привлечение внимания;

усиление эмоционального воздействия 

О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я? 

(Н.Некрасов)

Ряды, парное соединение однородных членов –  использование однородных членов для большей художественной выразительности текста. .

..Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С. Маршак)

Сарказм – едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры.

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха –  замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного.

Швед, русский колет, рубит, режет… (А. Пушкин)

Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение фраз, строк.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов)

Эллипсис – сокращение, “пропуск” слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,

В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум… 

(Н.Некрасов)

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений.

Весну заклинати, зиму провожати.

Рано, рано зиму провожати.

Виды лирики по темам

Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

  • философская;
  • религиозная;
  • гражданская;
  • любовная;
  • о природе (пейзажная).

Существует деление на крупные и малые формы.

К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

Малыми жанрами лирики считаются:

  • стихотворение;
  • сонет;
  • ода;
  • баллада;
  • эпиграмма;
  • эпитафия;
  • посвящение.

В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

Примеры лирических произведений

В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.

Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».

Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.

Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.

https://www.youtube.com/watch?v=3BDxRyEJyPU

Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.

Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.

🎬 Видео

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫСкачать

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Как правильно анализировать лирику?Скачать

Как правильно анализировать лирику?

Типы лирических героев по литературеСкачать

Типы лирических героев по литературе

10 класс - Литература - М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирикиСкачать

10 класс - Литература - М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики

ТОП-10 стихотворений, которые помогут тебе затащить лирику на ЕГЭ | ЕГЭ Литература | ВебиумСкачать

ТОП-10 стихотворений, которые помогут тебе затащить лирику на ЕГЭ | ЕГЭ Литература | Вебиум

ЛИРИКА ФЕТА ДЛЯ ЕГЭ ЗА 30 МИНУТСкачать

ЛИРИКА ФЕТА ДЛЯ ЕГЭ ЗА 30 МИНУТ

как анализировать ЛИРИКУ на ОГЭ по литературе? | план анализа, жанры, лайфхакиСкачать

как анализировать ЛИРИКУ на ОГЭ по литературе? | план анализа, жанры, лайфхаки

Видеоурок ''Литературные роды и жанры''Скачать

Видеоурок ''Литературные роды и жанры''

Лирика моя любимая. На какие виды она делится?Скачать

Лирика моя любимая. На какие виды она делится?

Лирика на ЕГЭ по литературе // лирический герой // лирический субъектСкачать

Лирика на ЕГЭ по литературе // лирический герой // лирический субъект

Литература 9 класс (Урок№48 - Античная лирика. Катулл. Гораций.)Скачать

Литература 9 класс (Урок№48 - Античная лирика. Катулл. Гораций.)

Все об изучении лирики для ЕГЭ за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2021 | Онлайн-школа СОТКАСкачать

Все об изучении лирики для ЕГЭ за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2021 | Онлайн-школа СОТКА

Анализируем лирику для ЕГЭ 2023 по литературеСкачать

Анализируем лирику для ЕГЭ 2023 по литературе

Лирика на ЕГЭ по литературе // 10, 11 и 12 сочинение // поэзия кодификатор ЕГЭСкачать

Лирика на ЕГЭ по литературе // 10, 11 и 12 сочинение // поэзия кодификатор ЕГЭ

ВРЕМЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ПОСЛАНИЕСкачать

ВРЕМЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ПОСЛАНИЕ

ЛИРИКА💊ПРЕГАБАЛИН-эффект действия и последствияСкачать

ЛИРИКА💊ПРЕГАБАЛИН-эффект действия и последствия

Все жанры для ОГЭ по литературе | Разбор жанров, примеры произведений | Литература ОГЭ 2023Скачать

Все жанры для ОГЭ по литературе | Разбор жанров, примеры произведений | Литература ОГЭ 2023
Поделиться или сохранить к себе: