— описательная (пейзажная);
— повествовательная (событие, эпизод)
— ролевая (монолог от лица персонажа)
— медитативная (любовная, философская)
Лирический герой (ЛЭС) – образ поэтав лирике, один из способов раскрытияавторского сознания.
Это художественный«двойник» автора-поэта, вырастающий изтекста лирических композиций (цикл,книга стихов, лирическая поэма, всясовокупность лирики) как четко очерченнаяфигура или жизненная роль, как лицо,наделенное определенностью индивидуальнойсудьбы, психологической отчетливостьювнутреннего мира, а подчас и чертамипластического облика.
Лирический субъект – носительпереживания «я» в одном произведении.
Для Е. Г. Чернышевой: лирический субъектближе к личности автора, чем лирическийгерой. Герой = роль, субъект = субъекттворчества.
Ведущие лирические жанры:послание, элегия, ода, сатира, эпиграмма,эпитафия, эпиталама, сонет, рондо,триолет.
Ода – стихотворение, выражающеевосторженные чувства, которые возбуждаетв поэте какой-то значительный предмет(личность великого человека, историческоесобытие и пр.).
Сатира – стихотворение, выражающеенегодование, возмущение поэтаотрицательными сторонами жизни общества.Сатира нравоописательна: поэт в ней какбы рупор передовой части общества,озабоченной отрицательным его состоянием.
Элегия – стихотворение, исполненноегрусти, неудовлетворенности жизнью.
Эпиграмма – 1) древнегреческаянадпись на предметах культа; 2) короткоеюмористическое или сатирическоестихотворение, чаще всего высмеивающееопределенное лицо.
Эпитафия – надпись на надгробии,разновидность эпиграммы в ее первомзначении.
Мадригал – антипод эпиграммы в еевтором значении – короткое полушутливоестихотворение комплиментарного характера(обычно обращенное к даме).
- Билет 49. Своеобразие целей, содержание и форма драмы. Виды и жанры драмы
- Характерные черты драмы:
- Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
- Основные тематические разновидности лирики
- Лирические жанры
- Серебряный век русской литературы
- Типы композиций
- Рифма, размер стихотворения
- Типы рифмовки
- Двусложные
- Трехсложные
- Синтаксические средства
- Фонетические приемы
- Изобразительно-выразительные средства (тропы)
- Лексические средства
- Лирика в литературе — определение, виды и особенности жанра
- Сравнительные характеристики
- Виды и тематика
- История развития направления
- Что такое лирика?
- Определение лирики — что это
- Средства выразительности лирики
- Виды лирики по темам
- Примеры лирических произведений
- 🌟 Видео
Билет 49. Своеобразие целей, содержание и форма драмы. Виды и жанры драмы
Драма принадлежит и литературе и театру.Драматические произведения, как иэпические, воссоздают событийные ряды,поступки людей и их взаимоотношения.Основным текстом драмы является цепьвысказываний персонажей, их реплик имонологов.
Время воспроизводимыхдраматургом событий на протяжениисценического эпизода не сжимается и нерастягивается. Действие протекает передглазами читателя. Драма ориентированана требования сцены и, соответственно,тяготеет к эффектной подаче изображаемого.
Ее образность характеризуетсятеатрализующими гиперболами.
Наиболее ответственная роль в драматическихпроизведениях принадлежит условностиречевого самораскрытия героев, диалогии монологи которых, нередко насыщенныеафоризмами и сентенциями, оказываютсякуда более пространными и эффектными,нежели те реплики, которые могли бы бытьпроизнесены в аналогичном жизненномположении.
Характерные черты драмы:
— отсутствие повествования;
— авторская речь эпизодична;
— специализирована для сцены;
— монологи и диалоги – основной текст;
— авторские комментарии, описаниесценической обстановки, заглавие,эпиграф, список действующих лиц –побочный текст;
— сюжет всегда есть;
— время и пространство ограничены:
— три единства: время, места, действия;
— хронотоп драмы: здесь и сейчас;
— дистанции между героем и читателем(зрителем) нет.
— с XIX в. резонер (герой,выражающий авторскую позицию) исчез.
Ведущие драматические жанры:трагедия, комедия, драма как вид,трагикомедия, мистерия, мелодрама,водевиль, фарс.
Трагедия – вид драмы, основанныйна неразрешимой коллизии героическихперсонажей с миром, трагическом ееисходе. Трагедия отмечена суровойсерьезностью, изображает действительностьнаиболее заостренно, как сгустоквнутренних противоречий, вскрываетглубочайшие конфликты реальности впредельно напряженной и насыщеннойформе, обретающей значение художественногосимвола.
Комедия – вид драмы, в которомхарактеры, ситуации и действие представленыв смешных формах или проникнутыкомическим.
Комедия устремлена преждевсего к осмеянию безобразного(противоречащего общественному идеалуили норме): герои комедии внутренненесостоятельны, несообразны, несоответствуют своему положению,предназначению и этим выдаются в жертвусмеху, который и развенчивает их, выполняятем самым свою “идеальную” миссию.
Драма (вид) – один из основныхвидов драмы как литературного роданаряду с трагедией и комедией.
Подобнокомедии, воспроизводит преимущественночастную жизнь людей, но ее главная цель– не осмеяние нравов, а изображениеличности в ее драматичных отношенияхс обществом.
Подобно трагедии, драматяготеет к воссозданию острых противоречий;вместе с тем ее конфликты не стольнапряженны и неизбывны и в принципедопускают возможность благополучногоразрешения, а характеры не стольисключительны.
Трагикомедия– вид драмы,обладающий признаками как трагедии,так и комедии. Трагикомическоемироощущение, лежащее в основетрагикомедии, связано с чувствомотносительности существующих критериевжизни и отказом от нравственного абсолютакомедии и трагедии.
Трагикомедия непризнает абсолютного вообще, субъективноездесь может видеться объективным инаоборот; чувство относительности можетприводить к полному релятивизму;переоценка моральных устоев можетсводиться к неуверенности в ихвсемогуществе или к окончательномуотказу от твердой морали; неясноепонимание реальности может вызывать кней жгучий интерес или полное безразличие,может сказаться меньшей определенностьюв отображении закономерностей бытияили равнодушием к ним и даже их отрицанием– вплоть до признания алогичности мира.
Мистерия – жанр западноевропейскоготеатра эпохи позднего Средневековья,содержание которого составляли библейскиесюжеты; религиозные сцены чередовалисьв них с интермедиями, мистика сочеталасьс реализмом, набожность – с богохульством.
Мелодрама – вид драмы, пьеса с остройинтригой, преувеличенной эмоциональностью,резким противопоставлением добра изла, морально-поучительной тенденцией.
Водевиль – один из видов драмы,легкая пьеса с занимательной интригой,с песенками-куплетами и танцами.
Фарс – вид народного театра илитературы западноевропейских стран14-16 вв., прежде всего Франции, которыйотличался комической, нередко сатирическойнаправленностью, реалистическойконкретностью, вольнодумством и былнасыщен буффонадой.
Видео:Литература ЕГЭ - Основные жанры лирикиСкачать
Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
Лирика – один из трёх родов литературы. Сделан акцент на внутренний мир человека, его душевные переживания. Лирические произведения имеют особую языковую организацию: рифму, ритм, размер.
А.С. Пушкин, М.Ю Лермонтов – романтизм;
Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, В.Н. Соколов – реализм;
И.А. Бродский, В.А. Солоухин, М.И. Цветаева, Б.А. Ахмадулина – модернизм.
Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Основные тематические разновидности лирики
- Пейзажная лирика (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
- Любовная лирика (С. А. Есенин «Я спросил сегодня у менялы»)
- Философская лирика — размышление над вечными вопросами о ходе времени и жизненном пути (О. Г. Чухонцева «Я был разбужен третьим петухом»)
- Гражданская лирика (Н. Некрасов)
- Поэт и поэзия (А.С. Пушкин «Поэт»)
- Сатирическая поэзия (В.В. Маяковский «Нате»)
Лирические жанры
Ода | Г. Р. Державин «Бог» |
Лирическое стихотворение | А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина» |
Элегия | А.А. Фет «Ласточки» |
Послание (лирическое послание) | С.А. Есенин «Письмо матери» |
Авторская песня | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» |
Лирический герой — герой, от лица которого ведётся повествование; выразитель авторской позиции.
Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)
Народность — эстетическая категория, показывающая отражение в художественном произведении облика и миросозерцания народа.
Чистое искусство — эстетического направления в искусстве, цель которого провозглашать вечные ценности, стремиться к совершенной красоте, а не зависеть от текущих событий.
Психологический параллелизм — приём уподобления событий человеческой жизни явлениям природы.
Реминисценция – отсылка к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям.
Серебряный век русской литературы
Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века. Разрушение классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Включает в себя несколько литературных течений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Литературное течение | Основные принципы | Представители |
Символизм | Создание картины идеального мира, уход от реальности; слово может иметь бесконечное количество значений | А.А. Блок |
Акмеизм | Провозглашали простоту «земных» вещей; слово только называет вещи | А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам |
Футуризм | Вызов традициям, разрушение старого мира; слово – всего лишь звук, активное появление неологизмов | Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский |
Имажинизм | Яркость образов преобладает над осмысленностью содержания; слова – метафоры. | С. Есенин |
Типы композиций
Композиция — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
Линейная | Естественная последовательность событий | И. Гончаров «Обломов» |
Инверсионная | События происходят в обратном порядке | И. Бунин «Легкое дыхание» |
Кольцевая (опоясывающая) | Произведение начинается и заканчивается одинаково | Д. Самойлов «Сороковые», С.А. Есенин «Письмо матери», |
Концентрическая | Повторение событий по ходу развития сюжета | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» |
Зеркальная симметрия | Повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Рифма, размер стихотворения
Строфа — сочетание стихотворных строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией.
Рифма — созвучие концов стихотворных строк.
https://www.youtube.com/watch?v=KAPbV_VFlAM
Типы рифм:
- мужская — ударение падает на последний слог (рыдал — стоял)
- женская — ударение падает на предпоследний слог (наука — скука)
Типы рифмовки
Парная (смежная) – aabb | «Солнце пахнет травами,Свежими купавами,Пробужденною веснойИ смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт) |
Перекрестная – abab | Одним толчком согнать ладью живуюС наглаженных отливами песков,Одной волной подняться в жизнь иную,Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) – abba | «С земли не видно. Страшную бедуПочувствовав, мы сразу замолчали.Заупокойно филины кричали,И душный ветер буйствовал в саду»(А. А. Ахматова) |
Смешанная | «О, горько, горько я рыдал,Когда в то утро я стоялНа берегу родной реки,И в первый раз ее назвалРекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов) |
Двусложные
Ямб | Ударение на второй слог | Она души не приняла. А я старался. Так старался, Что и свои забыл дела, И без иной души остался. Я говорю о ней: была. (В.Н. Соколов) |
Хорей | Ударение на первый слог | Я спросил сегодня у менялы,Что дает за полтумана по рублю,Как сказать мне для прекрасной ЛалыПо-персидски нежное «люблю»?(С. Есенин) |
Трехсложные
Дактиль | Ударение на первый слог | Славная осень! Здоровый, ядреныйВоздух усталые силы бодрит;Лед неокрепший на речке студенойСловно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий | Ударение на второй слог | Кто создан из камня, кто создан из глины, —А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело — измена, мне имя — Марина,Я — бренная пена морская. (М. Цветаева) |
Анапест | Ударение на третий слог | В нашей жизни, прекрасной, и странной,и короткой, как росчерк пера,над дымящейся свежею ранойпризадуматься, право, пора. (Б. Окуджава) |
Акцентный стих — система тонического стиха, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках. (В.В. Маяковский «Нате»)
Синтаксические средства
Риторический вопрос | Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение | Не так ли ты над самой безднойНа высоте, уздой железнойРоссию поднял на дыбы? (А.С. Пушкин «Медный всадник») |
Риторическое восклицание | Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя | Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу!(Н. Некрасов) |
Риторическое обращение | Условное обращение | А вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов…(М. Лермонтов) |
Повтор | Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания | Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего(Ф.М. Достоевский) |
Анафора | Повтор начального слова в нескольких смежных строках | Нам и места в землянке хватало вполне,Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий) |
Эпифора | Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи | Фестончики, все фестончики: пелеринкаиз фестончиков, на рукавах фестончики, везде фестончики (Н.В. Гоголь) |
Инверсия | Нарушение привычного порядка слов в предложении | И даль свободного романаЯ сквозь магический кристаллЕщё неясно различал. (А.С. Пушкин) |
Градация | Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости | Барина холить, беречь, ублажать. (Н. Некрасов) |
Антитеза (контраст) | Противопоставление | Они сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой (А.С. Пушкин) |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение предложений | Спит животное Собака,Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий) |
Умолчание | Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи | И эту секундубенгальскую,громкуюЯ ни на что б не выменял, —я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах») |
Фонетические приемы
Аллитерация | Повтор согласных | Вот в светлице стол накрытБелой пеленою;И на том столе стоитЗеркало с свечою (В. Жуковский) |
Ассонанс | Повтор гласных звуков | Живи, да будет лик твой тихИ чист, как той весною ранней,Среди оставшихся в живыхВоспоминанийПоминаний;Перед весной бывают дни такие, И дома своего не узнаёшь (В. Соколов) |
Изобразительно-выразительные средства (тропы)
Эпитет | Образное определение | Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой) |
Метафора | Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии | Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев) |
Метонимия | Перенос наименования по смежности | Торговал только рынок. (И. Бунин) |
Синекдоха | Обозначение части вместо целого | «Дожить до седых волос» вместо «дожитьдо старости» |
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых понятий | Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский) |
Сравнение | Сопоставление двух предметов по общему признаку | Порой в ущелии шакалКричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов)Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов) |
Гипербола | Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления | Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин) |
Литота | Намеренное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов) |
Перифраз | Замена слова описательным выражением | Твоё лицо в его простой оправеСвоей рукой убрал я со стола. (А. Блок) |
Оксюморон | Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу | Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин) |
Аллегория | Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ | Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин) |
Лексические средства
Тавтология | Использование близких по значению, однокоренных слов, создающих смысловую избыточность | И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку… (И. Бунин) |
Книжные слова (устаревшие слова) | Слова, вышедшие из употребления или имеющие аналог в современном русском языке | Ланиты, уста |
Видео:ЕГЭ по Литературе 2022. Жанры лирикиСкачать
Лирика в литературе — определение, виды и особенности жанра
Определение лирики ведет свои истоки от названия этого рода литературы, способного воспроизводить чувства и настроение героя по отношению к кому-то или чему-то, дословно переводясь с древнегреческого как «чувствительный, лирный, исполняемый под звучание лиры». К основным характеристикам лирического жанра можно отнести повышенную чувствительность, эмоциональность, взволнованность, задушевность, в общем, все те качества, которые свойственны глубоким, чувственным натурам, склонным к личным переживаниям.
Сравнительные характеристики
Всего на сегодняшний день выделяют три художественных литературных рода, среди которых, помимо лирики, существуют еще эпос и драма. В отличие от них в лирических произведениях имеют свойство отображаться полностью сформированные и законченные характеры в условиях разных обстоятельств, а также происходящие изменения в моральном состоянии персонажей на определенных жизненных этапах.
Поэтому совсем неудивительно, что при написании лирических произведений перед авторами открывается безграничный источник вдохновения, ведь существует огромное количество ситуаций, способных вызывать сильные чувства у персонажей.
Особенности лирики заключаются еще и в том, что несмотря на яркое и эмоциональное освещение событий, вне зависимости от того, в прошлом ли они происходили или в настоящем, оно не должно принимать слишком расплывчатую форму и сводиться к чересчур долгому описанию.
https://www.youtube.com/watch?v=KAPbV_VFlAMu0026t=41s
Речь должна быть сжатой, но в то же время максимально наполненной, и способность следовать этому негласному правилу без каких-либо потерь для эмоционального окраса и точности передачи чувств описываемых героев. И даже если получится описать все очень кратко, в итоге должно получиться законченное по смыслу произведение.
Нередко лирический стиль используется писателями, как выражение личного отношения к той или иной ситуации, а иногда даже к общим тенденциям конкретного времени и связанных с ним исторических событий, донося всю суть через действия персонажей. Удивительно, но в поэме могут описываться не только высокие порывы, но и низменные чувства, также побуждающие человека на переживания, вне зависимости от того, принадлежат ли они ему или кому-то другому.
Что касается других литературных родов, то для того, чтобы понять основные их отличия от лирических произведения, стоит ознакомиться со следующей таблицей с основными их видами и жанрами:
Род/Виды и жанры | Народный | Авторский |
Лирика. Переживание различных событий, отображение человеческих чувств, внутреннего мироустройства и мироощущения, а также эмоционального состояния, что позволяет ставить чувственное во главе угла. | Песня | Ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадригал, рондо, эпиграмма. |
Драма. Демонстрация отношений героев между собой и связанные с этими событиями, отображающиеся на сцене, для чего применяются особые приемы для записи текста, а также ремарки, позволяющие понять истинное отношение автора к происходящему. | Игра, обряд, народная драма, раек, вертеп | Трагедия, комедия (по жанрам делится на комедию положений, характеров, масок), драма (философская, социальная, историческая, социально-философская), водевиль, фарс, трагифарс. |
Эпос. Повествование о чьей-либо судьбе, приключениях либо определенных поступков, причем как положительных, так и отрицательных, позволяющее автору полноценно высказывать свое мнение об описываемых событиях. | Миф, поэма (героическая, строго-воинская, сказочно-легендарная, историческая), сказка, былина, дума, легенда, предание, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки) | Роман или эпопея (историческая, фантастическая, авантюрная, психологическая, утопическая, социальная, притча) и малые жанры (повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, литературная сказка). |
Имея под рукой такую табличку, можно за считаные секунды определиться с тем, к какому стилю относится то или иное произведения, а также привести точную классификацию его вида. К примеру, у лирического рода нет жанров и только одна народная форма — песнь, тогда как у эпоса и драмы гораздо больше производных разной степени сложности и основной темой.
Кроме того, не следует забывать о существовании четвертого, смешанного литературного рода, который называют лиро-эпическим. Именно сюда можно отнести такой распространенный жанр, как поэма, способная проявлять все присущие эпосу качества. Так, автору удается передать в своем рассказе всю гамму чувств, испытываемых главными/или второстепенными персонажами.
Виды и тематика
Приведенная таблица характерна тем, что может лишь поверхностно отображать разновидности лирического, поэтического и эпического жанров, тогда как существует гораздо больше признаков их классификации. Так, та же лирика имеет разную тематическую направленность, представленную в следующих вариантах:
- Философская тематика, где весь упор делается на размышления автора о проблематике персонажа или конкретной ситуации с их максимально глубоким исследованием. Если приводить аналогии с русской классикой, то к подобным приемам прибегал Державин в своих стихотворениях, Баратынский, Жуковский и многие другие талантливые литераторы.
- Гражданская, где особенно остро рассматриваются определенные социальные проблемы, а также чувства главных персонажей, так или иначе связанных с ними. Все это есть у Пушкина, Лермонтова, Набокова, Маяковского, Мандельштама и у многих других поэтов, творивших в разные эпохи.
- Политическая. Казалось бы, официозная тема, но и она способна вызывать целую вереницу чувств у героев, иногда заставляя их идти на самые безрассудные поступки, поэтому неудивительно, что она неоднократно становилась источником вдохновения для многих классиков (а в особенности тех, кто сам привык остро реагировать на происходящее в стране и в мире).
- Пейзажная. Одна из излюбленных тематик многих лирических авторов, которая позволяет передавать чувства через любовь к природе, наблюдение за ней, а также описание смен времен года, часто сравниваемых в собственном своеобразии с разными периодами жизни человека. Что касается авторов, то среди русских классиков в этом плане нет равных Бунину, Есенину, Фету, Тютчеву и Некрасову.
- Любовная. Еще одна распространенная лирическая тема, которая, как показывает практика, находит самый большой отклик у читателей, не теряя актуальности со временем. Лирические произведения о любви могут быть грустными и радостными, со стремительно развивающимся сюжетом или без него, вращаясь исключительно вокруг воспоминаний повествующего о событиях прошлых лет, но всегда одинаково интересной. В качестве прекрасного примера можно привести прекрасное классическое произведение «Евгений Онегин», которое вдохновляло деятелей искусства не только на театральные, но и на музыкальные постановки. Сюда же можно отнести и дружескую тему, так как она способна вызывать чувства, близкие к любовным.
Не стоит думать, будто лирические произведения являются однотемными, ведь в одном произведении могут найти свое отражение сразу несколько интересных направлений, вызывающих определенные чувственные волнения у персонажей. Кроме того, всю поэзию такого плана можно условно разделить на виды, отличающиеся друг от друга по стилю написания.
Речь идет о следующих видах лирики:
- Ода. В основе этого жанра всегда стоит торжественное воспевание кого-либо или чего-либо.
- Песнь. Как правило, такие произведения не лишены сюжетности, нередко комбинированной, когда одна строка имеет все признаки лирического стиля, тогда как другая буквально пропитана эпосом.
- Элегия, под которой подразумевается романтическая поэзия, причем с грустным налетом, выражающимся в рассуждениях автора о своей судьбе, творчестве или событиях прошлых лет.
- Послание. Этот жанр может иметь любую тематическую принадлежность, всегда адресуясь к кому-либо (возможен и предмет невоодушевленный).
- Сонет. В отличие от всех предыдущих видов, этот обязательно должен быть представлен в строгой форме, состоя из 14 строк и имея французскую или английскую принадлежность.
- Эпиграмма — коротенькое четверостишье, используемое для того, чтобы охарактеризовать какое-то лицо или ситуацию в краткой, но от этого не менее емкой форме.
- Сатира. По аналогии с эпиграммой может носить хлесткий высмеивающий характер, но, в отличие от нее, не имея жестких ограничений по объему.
Естественно, перечисленные в списке жанры лирики являются весьма условными и на практике в одном произведении может рассматриваться сразу несколько направлений (иногда общую тематику может менять одно только слово). Кроме того, лирический характер свойственен не только стихотворной форме, но и прозе.
История развития направления
Как и любой другой литературный род, лирика не стоит на месте, постоянно меняясь, в зависимости от исторических событий и общих мировых тенденций.
И несмотря на тесную взаимосвязь со всеми течениями в литературе и искусства, расцвет жанра пришелся именно на эпоху романтизма.
Что же касается его зарождения, то он ведет свои истоки еще с древних времен, имея на разных стадиях своего развития следующие характеристики:
- Античный период. На этапе образования лирические произведения представляли собой музыкальные композиции, исполнявшиеся под аккомпанемент различных музыкальных инструментов (откуда и название). Огромный вклад в развитие жанра внесла древнегреческая школа, именуемая эолийской. Удивительно, но выходцы этой и других школ, в которых были популярны лирические произведения, воспевали с помощью этого жанра не только любовные и эротические отношения, но и влиятельных на тот момент политиков.
- Средневековье. Огромное значение имела лирика и в этот продолжительный период со всем свойственным ему колоритом. И если на начальном этапе религиозность в лирическом жанре носила стертый характер, то в со временем она стала основополагающей тематикой. Чуть позже классический жанр максимально приблизился к народному, будучи тесно связанным с песнями и танцами, а со временем трубадурство сменилось рыцарством, для которого была свойственна своя лирика.
- Эпоха Возрождения. Пик развития романтической лирики пришелся на Италию, постепенно дав свои отголоски и в южной части Франции. Большой вклад в развитие этого литературного искусства был сделан и знатным родом Медичи, заправлявшим в период Ренессанса во Флоренции.
- XVI-XVIII столетия. Полноценное участие в использовании лирического жанра Франция приняла только в XVI веке. К тому времени свой след в искусство уже успела внести Германия с ее реформаторскими религиозными движениями. Со временем при французском дворе появилась ложноклассическая ода, которая так и не прижилась, уступив место известному по сей день жанру в классическом его понимании. Уже в XVIII веке появляются первые русские оды, авторами которых стали Державин, Ломоносов и другие классики. Были актуальны и народные песни, которые особенно сильно ценились правящей тогда императрицей Екатериной II.
Завершает условный исторический цикл развития лирика XIX столетия с присущим ей романтизмом. Именно тогда появились первые лирические пьесы и баллады, а также поэзия, восхваляющая природу, красоту родного края, любовь к женщине, преданность другу и многие другие чувства, которые продолжают волновать человечество, оставаясь всегда актуальными.
Видео:Теория литературы. ЛирикаСкачать
Что такое лирика?
Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы. Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка. В классическом понимании Лирика – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений.
Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом. Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.
Определение лирики — что это
Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.
Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.
https://www.youtube.com/watch?v=qWPsUEiyzLs
Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.
Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.
Средства выразительности лирики
Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад.
(лев – Швеция). (А. Пушкин)
Аллитерация – один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шёлковом шелесте снежного шума…
(С.Есенин)
Анафора – одинаковое начало нескольких соседних предложений.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
(О. Высотская)
Антитеза – сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления .“Сон и смерть” А.А. Фета, “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского.
Ассонанс — Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (Б.Пастернак)
Гипербола – художественное преувеличение.
шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
(Н.Заболоцкий)
Именительный темы – особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях.
Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!
Инверсия – нарушение прямого порядка слов.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
(А.Пушкин)
Ирония – Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов…
(А.Пушкин)
Композиционный стык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
На заре зорянка запела.
Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков)
Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)
Литота – художественное преуменьшение.
“мальчик с пальчик”
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.
Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)
Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
Многосоюзие – намеренное использование повторяющегося союза.
Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.
(В.Инбер)
Окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования
…В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов.
Туристы в родном городе. (Тэффи)
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Парцелляция – намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
https://www.youtube.com/watch?v=9pT6Dje_Ucc
Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом.
“люди в белых халатах” (врачи), “рыжая плутовка” (лиса)
Риторический вопрос, восклицание, обращение – Ввыражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
(Н.Некрасов)
Ряды, парное соединение однородных членов – использование однородных членов для большей художественной выразительности текста. .
..Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С. Маршак)
Сарказм – едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры.
Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.
Синекдоха – замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного.
Швед, русский колет, рубит, режет… (А. Пушкин)
Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение фраз, строк.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)
Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов)
Эллипсис – сокращение, “пропуск” слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.
Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений.
Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.
Виды лирики по темам
Традиционно принято выделять следующие виды лирики:
- философская;
- религиозная;
- гражданская;
- любовная;
- о природе (пейзажная).
Существует деление на крупные и малые формы.
К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).
Малыми жанрами лирики считаются:
- стихотворение;
- сонет;
- ода;
- баллада;
- эпиграмма;
- эпитафия;
- посвящение.
В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).
Примеры лирических произведений
В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.
Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».
Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.
Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.
https://www.youtube.com/watch?v=3BDxRyEJyPU
Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.
Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.
Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.
🌟 Видео
ТОП-10 стихотворений, которые помогут тебе затащить лирику на ЕГЭ | ЕГЭ Литература | ВебиумСкачать
ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫСкачать
10 класс - Литература - М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирикиСкачать
Как правильно анализировать лирику?Скачать
Типы лирических героев по литературеСкачать
Видеоурок ''Литературные роды и жанры''Скачать
как анализировать ЛИРИКУ на ОГЭ по литературе? | план анализа, жанры, лайфхакиСкачать
Лирика моя любимая. На какие виды она делится?Скачать
ЛИРИКА ФЕТА ДЛЯ ЕГЭ ЗА 30 МИНУТСкачать
Лирика на ЕГЭ по литературе // лирический герой // лирический субъектСкачать
Анализируем лирику для ЕГЭ 2023 по литературеСкачать
Все об изучении лирики для ЕГЭ за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2021 | Онлайн-школа СОТКАСкачать
Литература 9 класс (Урок№48 - Античная лирика. Катулл. Гораций.)Скачать
Лирика на ЕГЭ по литературе // 10, 11 и 12 сочинение // поэзия кодификатор ЕГЭСкачать
ВРЕМЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ПОСЛАНИЕСкачать
Все жанры для ОГЭ по литературе | Разбор жанров, примеры произведений | Литература ОГЭ 2023Скачать
ЛИРИКА💊ПРЕГАБАЛИН-эффект действия и последствияСкачать