Психокоррекция

Психокоррекция Статьи по психологии
Психологическая коррекция: это что такое, методы и средства

Психокоррекция

Человек постоянно стремится к психическому, физическому здоровью, гармонии, равновесию, но когда дело доходит до практики, возникают сложности, проблемы.

Справиться с моральными трудностями, психическими нарушениями, отклонениями только с помощью физических усилий невозможно, требуется психологическая коррекция — один из видов помощи, методики которой нужны для восстановления эмоционального состояния.

Содержание
  1. Понятие и задачи
  2. История изучения и исследователи
  3. Классификация
  4. По типу задач
  5. По характеру направленности
  6. По методу воздействия
  7. По форме организации
  8. Показания и противопоказания
  9. Базовые принципы
  10. Требования к психологу и разработанной программе
  11. Методики
  12. Куклотерапия
  13. Психодрама
  14. Холдинг-терапия
  15. Имаго-метод
  16. Психогимнастика
  17. Игротерапия
  18. Арттерапия
  19. Музыкотерапия
  20. Библиотерапия
  21. Танцевальная терапия
  22. Сказкотерапия
  23. Сочинение историй
  24. Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия
  25. Существующие методы
  26. Поведенческая коррекция
  27. Методы психокоррекции в детском возрасте
  28. Терапия отреагирования
  29. Групповая форма работы
  30. Индивидуальные занятия
  31. Онлайн-конференция «ДЕТСТВО: развитие, психокоррекция, психотерапия»
  32. Сертификат участника конференции
  33. Эксперты конференции «ДЕТСТВО: развитие, психокоррекция, психотерапия»
  34. Психокоррекция — это психологическое консультирование и помощь. Методы психологической помощи
  35. Специфические особенности психокоррекции
  36. Когда нужна психокоррекция
  37. Возникновение и развитие психокоррекции
  38. Где применяется психокоррекция
  39. Методы психокоррекции
  40. Работа с детьми
  41. Этапы работы с детьми
  42. Подростковый телефон доверия
  43. Вывод
  44. 🎥 Видео

Понятие и задачи

Коррекция в психологии — направленное психологическое воздействие, которое может затрагивать различные структуры психики.

Приемы психокоррекции изменяются зависимо от состояния пациента.

Задача психологической коррекции — исправление психических нарушений, заторможенностей развития.

Методики должны помочь человеку переступить через трудности, дать надежду на лучшее будущее, помочь в развитии.

История изучения и исследователи

Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.

Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори.

Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов.

Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.

Огромный вклад в развитие психокоррекции внес Л. С. Выготский.

Классификация

Ученые классифицируют способа психологических коррекций по различным критериям. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.

По типу задач

Классификация по типу задач:

  • игровые методики;
  • семейная коррекция;
  • способы для личного роста;
  • нейропсихологические методики.

По характеру направленности

Зависимо от характера направленности:

  1. Симптоматическая — один из видов психокоррекции, с помощью которой психологи снимают острые эмоциональные напряжения, помогают в периоды нервных срывов, острых отклонений от развития.
  2. Казуальная — психологическая коррекция, направленная на разрешение причин, основных проблем развития.

По методу воздействия

Зависимо от методов воздействия:

По форме организации

Виды психологической коррекции зависимо от формы организации:

  1. Специальные — комплекс приемов, для работы с одним ребенком или группой. Цель — разрешение одной или ряда психологических проблем.
  2. Частные — множество психолого-педагогических воздействий, применяющихся для улучшения образовательных процессов.
  3. Общие — методики общепедагогического порядка. Предназначены для регуляции эмоциональных нагрузок, социальной среды, в которой развивается ребенок.

Показания и противопоказания

Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:

  • сильной заторможенности развития;
  • утрате целей, смысла жизни;
  • непонимании себя;
  • необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
  • сильной тревожности;
  • отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).

Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=5a1yQUvQu6w

Противопоказаний к психокоррекции мало. Прежде чем ее назначать специалисты должны провести диагностику пациента, чтобы выявить точные нарушения развития. Одно из противопоказаний — серьезные нарушения психики, которые должны исправляться комплексно.

Базовые принципы

Основные принципы психокоррекции:

  1. Нормативность развития. Прежде чем назначать методики психологической коррекции нужно изучить индивидуальные особенности личности, социальный статус, уровень развития основной деятельности.
  2. Единство коррекции, диагностики. Успех от применения психокоррекции зависит от глубины, тщательности проведения диагностических процедур.
  3. Коррекция сверху-вниз. Чтобы коррекционная деятельность была эффективной, психологи должны создать «зону ближнего комфорта».
  4. Принцип деятельности. Правильное коррекционное воздействие провоцирует человека на активную деятельность, направляет его энергию в необходимое русло. Это способствует положительным сдвигам в психике.

Требования к психологу и разработанной программе

Существует ряд требований, которым должен следовать психолог при разработке психокоррекционных методов:

  1. Теоретические знания психологического воздействия на людей.
  2. Практические навыки применения психокоррекционных методик.
  3. Личностная готовность. Прежде чем приступать к работе с пациентами специалисты должен разобраться с личными проблемами, тревогами.

Психолог не должен относится к пациенту предвзято. В противном случае результаты или не дадут необходимого эффекта или навредят ему.

Методики

Существуют разные методы коррекции. Каждый из них имеет определенные особенности, сильные, слабые стороны. При психологической работе с детьми все методики нужно превратить в игры, главный принцип которых — создание ведущей деятельности, ее познание.

Куклотерапия

С помощью этой методики можно:

  • снять эмоциональное напряжение;
  • ослабить негативных эмоций, агрессию;
  • активировать познавательные процессы;
  • развить моторику рук;
  • повысить уверенность в себе.

Этапы:

  1. Изготовление куклы из любых материалов. Размеры и форму пациент выбирает самостоятельно. Куклу можно украсить разными декоративными элементами.
  2. Оживление фигуры. Ребенок должен придумать имя кукле, рассказать, с кем она может дружить, чем занимается каждый день.
  3. Проигрывание жизненных ситуаций.

На 3 этапе можно узнать, что волнует ребенка, какие барьеры стоят перед ним, не давая активно развиваться.

Психодрама

Психокоррекционная методика, применяющаяся для работы с группой людей. Чтобы раскрыть внутренний мир участников, моделируются различные драматические ситуации. Задачи психодрамы:

  • формирование нового поведения, которое будет адекватным;
  • переосмысление проблем, внутренних конфликтов;
  • выработка адекватного самопонимания;
  • преодоление неправильных стереотипов поведения.

Процедура состоит из 5 элементов:

  1. Протагонист — первый игрок, который играет роль главного героя. Он исполняет драматические сцены.
  2. Режиссер — опытный психолог, которые выявляет нарушения, психические проблемы, помогает с ними разобраться. Он создает драматические сцены, отдает команды протагонисту.
  3. Вспомогательные Я — клиенты, которые усиливают функции психолога. Они могут играть роль людей, которые близки для главного героя.
  4. Зрители — члены подобранной заранее группы. Они анализируют сцену после ее завершения, обсуждают. Сами не участвуют в проводимом эксперименте.

Сцена — место, в котором разворачиваются основные действия.

Холдинг-терапия

Метод был разработан для психологической помощи детям. При проведении процедуры, психолог должен:

  • подбадривать, вдохновлять мать ребенка;
  • анализировать семейную ситуацию;
  • сдерживать отчаяние, гнев матери;
  • наблюдать за развитием ситуации, записывать или снимать на видео происходящее.

Принцип методики заключается в том, чтобы заставить мать привлечь к себе ребенка. После этого она должна его обнять и не отпускать при любых условиях. Мать должна стараться наладить контакт с ребенком, не обращать внимания на плач, удары, психи.

Имаго-метод

Эффективная методика психокоррекции, при которой пациент тренируется воспроизводить разные образы, чтобы избавиться от внутренних барьеров, страхов.

https://www.youtube.com/watch?v=36ihV8EqYG0

На первом этапе человек выступает в роли слушателя или рассказчика, на втором — включается драматизация истории, на третьем перед пациентом разыгрываются драматические спектакли.

Психогимнастика

Метод психокоррекции, при котором все участники обмениваются информацией без слов. Благодаря этой процедуре активно развивается мелкая моторика рук, активизируется межполушарное взаимодействие.

Игротерапия

Метод психологической коррекции, который подходит детям, подросткам. Через игру можно избавиться от негативных эмоций, переживаний. Важно, чтобы роли отдельных участников игры были особыми для главного героя или всех участников, а сюжет был схож с неприятными жизненными ситуациями.

Арттерапия

Совокупность методик, главная цель которых — воздействие на психику человека с помощью творчества, искусства. Психолог должен научить пациента выражать свои эмоции, чувства в картинах, рисунках. После этого специалист анализирует изображения, разбирает детали, подготавливает выводы.

Музыкотерапия

Применяется для исправления эмоциональных нарушений у детей разного возраста. Методика помогает:

  • повысить эстетические потребности;
  • развить навыки коммуникации;
  • активировать эмоциональные процессы.

Музыкотерапия может быть рецептивной или активной. Активная нужна для начала продуктивной деятельности, рецептивная — для психокоррекции.

Библиотерапия

Методика психологической коррекции, при которой психолог проводит опрос по интересующей теме, подбирает определенную литературу для пациента, читает ее. С помощью этого метода можно отвлечь человека от переживаний, стрессов, депрессии. Дополнительно восстанавливается душевное равновесие.

Танцевальная терапия

Методика психотерапии, которая помогает:

  • установить связь между мыслями, чувствами, движениями;
  • развить социальные умения;
  • осознать собственное тело, возможности, особенности.

Практика методика запрещена людям с повышенной агрессией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Сказкотерапия

Разработана для исправления психологических нарушений у детей. С ее помощью можно скорректировать сознание, поведение ребенка. Нужно подбирать сказки, в которых описываются переживания, проблемы детей.

Сочинение историй

Метод психокоррекции, который подходит для индивидуальных и групповых занятий. Человек должен придумать историю, отражающую внутренние переживания, страхи. Так он выплеснет наружу негатив, настроит себя на творчество.

Психокоррекция — одна из разновидностей психологической помощи, применяющаяся при нарушении развития, заторможенности, отклонениях от нормы.

Видео:Гипноз для сна. Все меняется к лучшему. Психокоррекция во сне по У. Хьюитту.Скачать

Гипноз для сна. Все меняется к лучшему. Психокоррекция во сне по У. Хьюитту.

Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

Психокоррекция

Понятие «психокоррекция» используется для обозначения комплекса мероприятий, призванных исправить недостатки поведения или психологии. Методы психокоррекции чаще применяются к психически здоровым людям, которые столкнулись с психологическими или поведенческими проблемами.

Психотерапия возникла как раздел медицины (сегодня — клиническая психотерапия), сегодня она занимается помощью людям, у которых психологические трудности. Психотерапия начинается там, где есть проблема, пациент и врач, который целенаправленно лечит расстройства поведения, используя психотерапевтические методы.

Психокоррекцию и психотерапию довольно трудно разграничить. На сегодня существует 2 основных мнения:

  1. Психокоррекция и психотерапия — идентичные понятия. Здесь не учитывается, что последняя применяется не только при лечении, но главным образом в профилактике (в том числе в садах, школах). Заниматься психокоррекцией может психолог, а психотерапией — только врач с высшим медицинским образованием.
  2. Психокоррекцию лучше использовать лишь для профилактических целей. Такое жесткое ограничение не вполне справедливо. Некоторые соматические заболевания (неврозы) являются динамическими. Не всегда можно определить, на какой стадии находится пациент. Профилактика в таком случае становится полноценной частью лечения.

Вопрос о разграничении понятий остается открытым. Они очень похожи, оба означают направленное психологической воздействие. Современная психология все чаще стала использовать комплексные меры: определить общее соотношение психотерапии и психокоррекции очень сложно вне конкретного случая.

На практике термин «психокоррекция» чаще применяется в России, за границей — «психологическое вмешательство».

Существующие методы

Выбор метода психокоррекционной работы, которых очень много, будет зависеть от пациента.

Каков его возраст, уровень образования, интеллекта, наличие психических заболеваний, социальное положение, принадлежность той или иной религии, отношения в семье? Учитывая все это, специалист определяет наиболее подходящие способы. Например, для детей и подростков чаще всего используется:

  • игровая терапия;
  • арттерапия;
  • поведенческая;
  • социальная;
  • замещающий онтогенез.

Со взрослыми обычно используются классический психоанализ, когнитивно-поведенческие методы, гуманистическое направление психотерапии.

Поведенческая коррекция

Одно из лидирующих направлений, суть которого сводится к формированию новых поведенческих навыков, взамен прежних, нежелательных, которые могут служить причиной появления отклонений в поведении.

Метод имитации заключается в том, что клиент (ребенок или взрослый) сначала наблюдают, затем повторяют желательные модели поведения. Могут использоваться как реальные люди, так и воображаемые образы.

Ролевой тренинг сочетает в себе мягкую конфронтацию, десенсибилизацию (для снижения тревожности), положительную обратную связь от психолога. Эта техника успешно используется и в группах.

Ситуация, которая вызывает опасения, разыгрывается в безопасных условиях, пациент может выступать в разных ролях. Чаще всего он играет себя, но может быть и наблюдателем.

Взгляд со стороны позволяет лучше понять проблему, увидеть возможные варианты развития событий.

https://www.youtube.com/watch?v=bCwm28HXjqw

Широко используется и систематическая десенсибилизация. Методика помогает эффективно справляться со страхами, фобиями:

  • боязнь полетов;
  • боязнь собак;
  • детские ночные страхи;
  • путешествие в транспорте;
  • страх публичных выступлений.

Если фобий много, проработка начинается с той, которая доставляет наибольшее беспокойство.

Методы психокоррекции в детском возрасте

Психотерапия считает важным условием успешной коррекции раннюю диагностику отклонений. Организация просветительной работы с родителями, комплексного сопровождения детей с проблемами развития должна быть доступна с первых месяцев жизни. Ведь любое нарушение (физическое или умственное) отрицательно влияет на способность мыслить, говорить, строить общение.

Игра для ребенка — естественное состояние, которым он пользуется, чтобы выражать свои ощущения, реагировать на окружающий мир. В психокоррекции игровые методы применяются уже почти столетие.

Это направление возникло, когда психологи поняли, что дети не могут словами объяснять, что их беспокоит. Детей не интересует собственное прошлое, они неспособны оперировать абстрактными понятиями. Поэтому психотерапия должна была подстроиться под детское восприятие.

Игровая форма помогает детям лучше понять себя и окружающих, дает возможность переоценить те события, которые были травмирующими.

Терапия отреагирования

Метод был разработан Д. Леви, работа строится из нескольких этапов. Сначала ребенок знакомится с психологом, привыкает к новой обстановке, играет.

Затем при помощи игрушек врач моделирует ситуацию, которая напоминает травмирующее событие. Только в этом случае ребенок занимает не пассивную, а активную роль. Ребенок продолжает играть под наблюдением и руководством взрослого.

План ролевой игры составляется заранее, учитывая индивидуальные особенности участников.

Широко известен метод замещающего онтогенеза (МЗО), основанный благодаря работам Л. Цветковой и А. Лурия. Это система, состоящая из 3 уровней, каждый имеет определенную цель и влияет на разные участки мозга. Показания для нейрокоррекции у детей:

  • Стрессовое состояние.
  • Лабильность, импульсивное поведение.
  • Конфликтность, депривация, ощущение одиночества.
  • Тревожность, фобии, страхи.
  • Заниженная самооценка.
  • Сложности в эмоциональном развитии.

Большой арсенал методов должен применяться сообразно возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка. Чтобы подобрать необходимые упражнения, специалист должен сначала провести диагностику. На ее результатах строится стратегия психокоррекции.

Групповая форма работы

В психологии взаимодействие учителя с группами считается более эффективным, чем со всем классом. Более тесный эмоциональный контакт резко повышает интерес к занятиям.

Оптимальное количество детей в группе u000f— 2–5 человек. Если участников больше, эффективность работы падает. Избирается староста, которому педагог передает задания, поручает руководство. Каждый участник, выполнив задачу, говорит старосте ответ.

Переход к следующей задаче происходит только если все отвечают правильно. Если нет — начинается разбор ошибок. Должность старосты со временем переходит от одного участника группы к другому.

Каждый должен побывать в роли руководителя, чтобы избежать желания увильнуть от работы.

Такой подход формирует умение слушать, оценивать точку зрения других. Психология доказала, что именно в такой активной форме знания усваиваются детьми лучше всего. Групповые занятия рекомендуют проводить дважды в неделю по 40 мин.

Индивидуальные занятия

Эта форма психокоррекции показана, когда ребенок имеет явно выраженные проблемы с общением, учебой. Она позволяет не отставать от образовательного процесса.

Особый темп работы дает возможность развития тем детям, у которых есть нарушения. Задачи лучше ставить и решать в форме диалога, чтобы дать возможность проговорить все варианты решения.

Рекомендуется чаще использовать примеры, что облегчает ребенку усвоение информации, поиск правильного ответа.

https://www.youtube.com/watch?v=wYhru0S8qC8

Психологии известны также некоторые негативные стороны индивидуальной работы. Насмешки одноклассников (ходишь на занятия один — значит, самый глупый) способны вызвать негативные эмоции. Тогда ребенок может постараться избежать занятий. Групповая форма работы для многих оказывается более эффективной, поскольку дети стремятся не отставать от сверстников.

Направленное воздействие методами психокоррекции помогает индивидуальности развиваться правильно, благодаря чему психика приходит в норму, человек приходит в состояние душевного комфорта.

Видео:Сеанс гипноза "Вы можете всё!" Психокоррекция во время сна.Скачать

Сеанс гипноза "Вы можете всё!" Психокоррекция во время сна.

Онлайн-конференция «ДЕТСТВО: развитие, психокоррекция, психотерапия»

Психокоррекция

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Детство – ключевой этап в жизни каждого человека. От того, насколько гармоничен данный этап, зависит многое в судьбе человека.

Всем известна популярная фраза о том, что все мы родом из детства. Именно там живут все наши мечты, наши искренние и безусловные желания, наши первые впечатления от соприкосновения с миром.

Детство подарило каждому из нас неограниченную надежду. И здесь же мы сталкиваемся с первыми серьезными трудностями, когда опыта для преодоления недостаточно.

Первые разочарования, конфликты, кризисы; первая влюбленность и первые разочарования. Первое предательство и первая настоящая дружба. Причастность к группе и первое одиночество. Сомнения, страхи, беспомощность, уверенность и вера в себя.


В детстве спрятаны наши самые сокровенные тайны.

Формат онлайн-конференции:

— конференция проходит на четырех тематических онлайн-площадках в течение 2-х дней — 8 параллелей — 26 выступлений; — в зависимости от специализации спикера выступление осуществляется на одной из тематических площадок; — длительность выступления составляет 60 – 80 минут + время для обсуждений и вопросов (всего – 1 час 30 минут); — выступление осуществляется в прямом эфире. ДЕНЬ 2
22.05.2021

  • Детские тайны, мечты, желания
  • Этапы взросления. Идентичность. Социализация
  • Ранний детский опыт. Проблемы адаптации ребенка
  • Трудности подросткового возраста
  • Аддикции и суицидальность в детском и подростковом возрасте
  • Детские страхи. Агрессия. Поведенческие нарушения
  • Ребенок и родители. Ребенок и сверстники
  • Ребенок и общество: детский сад, школа
  • Развивающие методы. Психокоррекция
  • Детская и подростковая психотерапия

ЧЕТЫРЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ

  • Рождение, этапы развития и взросления ребенка
  • Дети и их родители: особенности семейной динамики
  • Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
  • Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
  • Студенты и слушатели учебных курсов
  • Детские и школьные психологи
  • Частнопрактикующие психотерапевты и консультанты
  • Специалисты медицинских и учебных заведений
  • Родители, для которых имеет значение гармоничное развитие их детей

10:30 – 11:00

Открытие 1 дня

11:00 – 12:30

Параллель 1

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
От образа к символу: роль довербальных, пре-символических репрезентаций в детских фантазиях и грезах (психоаналитический взгляд).

13:00 – 14:30

Параллель 2

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Сепарация через призму теории привязанности.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Возрастные закономерности проявлений детской агрессивности.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Психологические особенности формирования пищевого поведения: путь от младенчества до подростка.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Физическое злоупотребление и инцест: психотерапия стыда и чувства вины у подростков.

15:00 – 16:30

Параллель 3

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Психосексуальное развитие подростка.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Культуральные и психопатологические аспекты шрамирования в подростковом возрасте.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Братья и сестры. Феномен сиблинговой конкуренции.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Интимная осведомленность родителей и детей. Как и когда говорить о том, о чем обычно молчат.

17:00 – 18:30

Параллель 4

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
М или Ж? Половая идентификация у подростков — новомодное течение или обусловленный феномен?

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Страх сепарации и насилие.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Системные динамики после потери ребенка.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Как ребенку не стать жертвой насилия?

18:30 – 19:00

Открытый микрофон

https://www.youtube.com/watch?v=4rC8xD-UoAc

Возможность выйти в эфир и задать вопросы экспертам

19:00

Завершение 1 дня конференции

10:30 – 11:00

Открытие 2 дня

11:00 – 12:30

Параллель 5

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Нейропсихологические игры для развития дошкольников.

13:00 – 14:30

Параллель 6

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Довербальное развитие младенца.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Проявления агрессии в подростковом возрасте. Психоаналитический подход.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Освоение супругами родительских ролей — кризис семейной системы.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Чердачная кукла -право на тень.

15:00 – 16:30

Параллель 7

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Первичные эмоциональные потребности в жизни ребенка.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Селфхарм в пубертате. Клинические случаи.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Влияние наследственных травм на будущие поколения.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Глинотерапия против «тактильного голода» в работе с подростками.

17:00 – 18:30

Параллель 8

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Психоаналитический подход к происхождению, развитию и коррекции гиперактивности у детей.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Особенности протекания горя у детей.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Факторы, влияющие на формирование характера ребенка.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Когда семья «убивает»: о терапии идентифицированных пациентов.

18:30 – 19:00

Открытый микрофон

https://www.youtube.com/watch?v=4rC8xD-UoAc

Возможность выйти в эфир и задать вопросы экспертам

19:00

Завершение 2 дня конференции
Розыгрыш подарков среди участников!

Сертификат участника конференции

По окончании конференции эксперты и участники получают сертификат от портала #SavePersona.

Сертификаты выдаются 3-х видов:

  • Участника (без указания часов) — всем, кто покупает Пакет В, принимает участие во всей конференции и не получает видеозаписи
  • Участника (52 учебных часа) — всем, кто принимает участие, покупает пакет С или покупает все записи после конференции
  • Эксперта — всем, кто выступает на онлайн-конференции в качестве спикера

Эксперты конференции
«ДЕТСТВО: развитие, психокоррекция, психотерапия»

Если хотите принять участие на конференции в качестве спикера –

Видео:Психотерапия, психокоррекция, консультирование. В чем разница? + МетафреймСкачать

Психотерапия, психокоррекция, консультирование. В чем разница? + Метафрейм

Психокоррекция — это психологическое консультирование и помощь. Методы психологической помощи

Психокоррекция

Психокоррекция — это вид психологической помощи, который имеет своей целью исправление направления эмоционального развития или уже сложившихся характеристик. Это один из важнейших моментов социализации личности, а также адаптации человека к переменам.

Специфические особенности психокоррекции

Психологическая коррекция на данный момент времени стала не только привычным явлением, но также и объективной необходимостью. Она подразумевает целенаправленное влияние на поведение человека, его интеллектуальную деятельность, мировосприятие и прочие сферы жизни.

Хороший психолог может в корне изменить ситуацию, если речь идет об отклонениях в развитии или девиациях в поведении.

Говоря о цели психокоррекции, стоит отметить, что она заключается в выявлении и искоренении любых дефектов личностного развития человека.

Здесь важно понимать ее принципиальное отличие от других распространенных понятий. Она не эквивалентна ни консультированию, ни психотерапии. Коррекция возможна даже в тех случаях, когда человек не просто не осознает своих проблем, но и отказывается это делать.

Также возможно целенаправленное расширение мировоззрения человека, его физических и умственных навыков.

https://www.youtube.com/watch?v=7Uk3kwKMW70

Говоря об основных признаках психокоррекции, важно отметить ее дискретность.

Имеется в виду, что психолог может воздействовать на глубочайшие внутренние системы, которые функционируют независимо друг от друга.

Также важно понимать, что психокоррекция ориентируется на разные возрастные категории. Так, методики, которые используются в работе со взрослыми, будут неэффективными в случае с детьми.

Когда нужна психокоррекция

Задача психокоррекции определяется, во-первых, возрастными и прочими особенностями самого пациента. Также важно учитывать направленность работы (коррекция отклонений, задержек развития и так далее). Так, чаще всего к психокоррекции прибегают в таких случаях:

  • раздражительность и возбудимость;
  • чрезмерная злость и нетерпимость к окружающим;
  • склонность к конфликтам;
  • чрезмерная эмоциональность и восприимчивость к внешним раздражителям;
  • пессимистичное отношение к жизни;
  • совершение необдуманных поступков;
  • апатия и безразличие к происходящему вокруг;
  • чрезмерная активность или же, напротив, пассивность поведения;
  • зацикленность на одной и той же проблеме;
  • прочие девиации.

Важно понимать, что далеко не каждый человек готов открыто заявить специалисту о существующей проблеме ввиду ее интимного или конфиденциального характера. В данном случае особенно актуальной становится работа такой службы, как телефон психологической помощи, при помощи которого может быть получена абсолютно анонимная консультация.

Возникновение и развитие психокоррекции

Психологическая коррекция в своем развитии прошла четыре последовательных периода. Первый заключался исключительно в описании уже известных фактов и новых гипотез. Речь в основном шла о диагностике и коррекции состояния детей, которые отставали как в умственном, так и в физическом развитии.

Разрабатывались теории, которые подразумевали работу с мировоззренческими и познавательными процессами.На следующем этапе теория оформилась в отдельную область знаний, а потому наступило время практических экспериментов. Психологи приступили к непосредственной коррекционной работе с пациентами.

Основное внимание уделялось такой деятельности, как психологическая диагностика и коррекция детских познавательных процессов. Начинает проявляться интерес к явлению памяти. Также начинается активная работа с детьми, характеризующимися деструктивным поведением.

Третий этап охарактеризовался объединением всех ранее существующих идей в единую концепцию, которая определила признаки аномальных состояний. Также были разработаны основные направления, по которым проводилась психологическая коррекция. Получают развитие теории и методики адаптации детей с аномалиями развития слуха, речи, зрения и прочих систем.

К четвертому периоду можно отнести также и современность. Он характеризуется активной деятельностью специалистов. При этом психологическая коррекция — это уже не просто теория, а общепринятая практика, которая включает работу педагогов, медиков, а также реабилитационных центров и прочих служб.

Где применяется психокоррекция

Несмотря на сложность и деликатность темы, психокоррекция — это достаточно распространенная практика. У нее весьма широкая сфера применения. Наиболее часто данный механизм бывает задействован в следующих областях:

  • эмоциональное развитие детей и подростков (также иногда речь может идти о работе со взрослыми людьми);
  • коррекция интеллектуальной деятельности (восприятие и переработка информации, а также способность усваивать и правильно оценивать ее);
  • психологическая коррекция подростков, которые под воздействием нестабильного гормонального фона могут характеризоваться девиантным поведением;
  • коррекция личностного развития человека, которая подразумевает определение жизненных ориентиров, а также постановки и достижения целей;
  • коррекция поведения (это может относиться к детям, а также реабилитации асоциальных личностей);
  • работа над эмоциональной сферой.

Методы психокоррекции

Коррекция может осуществляться в соответствии со следующими методиками:

  • Простое предложение подразумевает моделирования определенных ситуаций, в которых пациенту предлагается принять решение. Стоит отметить, что категорически запрещено вести речь о жизненно важных ситуациях.
  • Инструкция-парадокс заключается в том, что пациенту будет предложено смоделировать ситуацию, в которой он продолжает вести себя неизменным образом, не внося никаких коррективов. В результате он должен самостоятельно осознать ошибочность своей позиции.
  • Фантазия — это формирование абстрактных рассуждений о реально существующей проблеме. Пациент может поразмыслить о ее причинах и возможных последствиях, а также альтернативных путях выхода из ситуации.
  • Формирование нового видения ситуации предусматривает расширение мировоззрения. Появляется возможность посмотреть на проблему с новой, позитивной, стороны.
  • Обратная связь — это метод, который подразумевает установление доверительных отношений между психологом и его клиентом. Когда цель будет достигнута, доктор будет иметь достаточное влияние на ситуацию и сознание человека.
  • Закрытые вопросы используются в том случае, когда пациент не может (или не хочет) четко объяснить свою позицию. Психолог начинает сам перечислять альтернативные варианты.
  • Выстраивание логической цепочки предоставляет возможность структурировать проблему. Таким образом, выявляются не только причины, но и промежуточные препятствия к преодолению.
  • Эмоциональное резюме возвращает пациента к пережитой ситуации. При этом он должен описать не ход развития событий, а именно свои ощущения.

Работа с детьми

Психокоррекция детей осуществляется на основании следующего ряда принципов:

  • коррекционной работе непременно должна предшествовать диагностика, по результатам которой определяются механизмы психологического воздействия;
  • работа по устранению девиаций подразумевает установление полного контакта и взаимодействия (в противном случае она окажется неэффективной);
  • в работе с детьми важно ориентироваться на ближайший период развития, а не на дальнюю перспективу;
  • коррекция должна проводиться по направлению от высших психологических процессов к элементарным их проявлениям;
  • для каждого возрастного периода определены эталонные показатели развития, поведения и мировосприятия, на которые и должен ориентироваться специалист в процессе работы с ребенком;
  • важно не просто устранить девиацию, а искоренить саму причину (в противном случае проблема может в любой момент вернуться);
  • психолог должен определить возрастную точку, в которой были замечены первые признаки отклонения, после чего предпринимать соответствующие меры;
  • психологическая коррекция не должна касаться нормально работающих процессов и механизмов, а затрагивать лишь девиантные (при этом важно предупредить возникновение отклонений в будущем);
  • нельзя работать с детьми по унифицированному сценарию (каждый сеанс должен планироваться исходя из того, какие успехи были достигнуты в ходе предыдущего);
  • психологическая коррекция поведения ребенка должна учитывать интересы и способности;
  • сеансы должны нести в себе не только практическую значимость, но также и доставлять детям эмоциональное и эстетическое удовольствие.

Этапы работы с детьми

Социально-психологическая коррекция поведения детей включает в себя следующие этапы:

  • постановка диагноза по результатам беседы как с самим ребенком, так и с лицами, входящими в его окружение (друзья, родители, педагоги);
  • составление перспективных прогнозов развития ситуации (должны быть предусмотрены варианты как по результатам коррекции, так и в случае отказа от нее);
  • разработка коррекционной программы с указанием целей и детализацией их на отдельные задачи;
  • реализация намеченного плана психологической работы;
  • оценка достигнутых результатов.

Большинство специалистов сходится во мнении, что положительным сдвигом можно считать появление принципиально нового взгляда на сложившуюся ситуацию.

Подростковый телефон доверия

Подростковый период является одним из самых сложных как в плане развития, так и в плане постановки психологической работы.

Важно понимать, что именно в это время человек сталкивается с серьезными проблемами мировосприятия, выбора и отношения к тем или иным ситуациям. Если учесть, что ситуация обостряется гормональной нестабильностью, то нередко вопросы имеют интимный характер.

Очевидно, что молодые люди не всегда готовы говорить о своих проблемах открыто. Выходом из ситуации может стать телефон доверия для подростков.

https://www.youtube.com/watch?v=bkOTKZ7Bn4Q

Важно понимать, что данная форма психологической помощи является одной из самых эффективных и подходящих для детей старшего школьного возраста. Именно поэтому она получила такое широкое распространение во всем мире.

При этом звонить могут не только сами подростки, но также их родители, педагоги, друзья и близкие люди.

Такая востребованность вызвана также и тем, что телефонная связь — это один из самых доступных на данный момент ресурсов.

Если обратить внимание на статистику, то именно на подростковый возраст приходится наибольшее количество случаев суицида. Это вызвано в основном тем, что молодые люди не находят понимания в привычном кругу общения или же попросту не решаются рассказать о своей проблеме.

Если говорить о такой службе, как телефон доверия для подростков, то появляется возможность выговориться и получить помощь от квалифицированного психолога. Молодых людей такой вариант привлекает тем, что разговор их ни к чему не обязывает и может быть закончен в любой момент.

Задача специалиста, который обеспечивает работу службы, состоит в том, чтобы установить доверительные отношения и создать атмосферу взаимопонимания.

Параллельно психолог должен определить степень серьезности проблемы, эмоциональное состояние клиента, а также период времени, в течение которого может быть оказана та или иная помощь.

Почувствовав отсутствие критики и полное понимание, подросток наверняка раскроется перед специалистом, что позволит снять эмоциональное напряжение и перейти к непосредственному поиску путей выхода из положения.

Вывод

Психокоррекция — это исправление эмоционального состояния человека с помощью специалиста.

Современный темп жизни, а также насыщенность ее событиями не могут не отразиться на душевном состоянии людей, а потому данное явление уже давно перестало быть чем-то новым и необычным.

Своевременная помощь психолога порой становится определяющим моментом в решении той или иной эмоциональной проблемы. В случае деликатности вопроса может быть использован телефон психологической помощи.

Психокоррекция в своем развитии прошла несколько последовательных этапов. Поначалу это были исключительно теоретические труды, в которых выдвигались гипотезы о возможности исправить эмоциональное состояние человека или же его отношение к сложившейся ситуации.

Постепенно специалисты начали переходить к практическим опытам. Наибольшее внимание уделялось именно работе с детьми и подростками, ведь в их мышлении и поведении наблюдается наибольшее количество девиаций.

После того как все идеи были объединены в рамках одной концепции, психокоррекция стала распространенной практикой.

Ежедневно психологи сталкиваются теми или иными проблемами пациентов, которые требуют непременного вмешательства.

Если говорить о коррекции, то она направлена на состояние детей и подростков, проблем интеллектуального характера, а также решение вопросов, которые касаются личностного роста человека.

Довольно часто правки требуют поведенческие характеристики человека, которые подверглись девиациям в силу тех или иных обстоятельств. Одной из самых сложных сфер для коррекции является эмоциональный фон.

Что касается работы с детьми и подростками, то здесь одну из решающих ролей в психологической коррекции играют так называемые телефоны доверия, которые характеризуются полной анонимностью.

Юный возраст характеризуется гормональной и эмоциональной нестабильностью, что нередко порождает отклонения психологического характера, а также проблемы с мировосприятием. В некоторых случаях подростки просто не могут открыться постороннему человеку (тем более — взрослому) в силу деликатности проблемы.

Общаясь с незнакомым человеком посредством телефонной связи, молодые люди могут дать выход эмоциям, а также получить моральную поддержку и совет.

🎥 Видео

Психокоррекция невроза | психотерапевт Александр КузьмичевСкачать

Психокоррекция невроза | психотерапевт Александр Кузьмичев

Лекция академика Яценко Т.С. "Психокоррекция"Скачать

Лекция академика Яценко Т.С. "Психокоррекция"

Психотерапия / Психокоррекция / Консультирование / В чем различия?Скачать

Психотерапия / Психокоррекция / Консультирование / В чем различия?

Гипноз для сна "Позитивная реальность". Психокоррекция во сне.Скачать

Гипноз для сна "Позитивная реальность". Психокоррекция во сне.

Вводная видеолекция к курсу "Основы психокоррекции"Скачать

Вводная видеолекция к курсу "Основы психокоррекции"

Психокоррекция. Основной подход. Часть 1Скачать

Психокоррекция. Основной подход. Часть 1

"Психокоррекция здоровья"Скачать

"Психокоррекция здоровья"

А. Ракицкий. Гипноз для похудения. Психокоррекция веса.Скачать

А. Ракицкий. Гипноз для похудения. Психокоррекция веса.

Психокоррекция тревоги, страхов, паники и фобийСкачать

Психокоррекция тревоги, страхов, паники и фобий

Чевычалова Римма Витальевна. Что такое психологическая "Коррекция"?Скачать

Чевычалова Римма Витальевна. Что такое психологическая "Коррекция"?

Про метод Энергия выбора (Полярная психокоррекция)Скачать

Про метод Энергия выбора (Полярная психокоррекция)

Что такое кинезиологическая психокоррекция, МельниковСкачать

Что такое кинезиологическая психокоррекция, Мельников

Психокоррекция рабочих отношенийСкачать

Психокоррекция рабочих отношений
Поделиться или сохранить к себе: