Проведение деловых игр

Проведение деловых игр Статьи по психологии
Деловые игры на занятиях по «Деловым коммуникациям» в вузе

Проведение деловых игр

Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

Содержание
  1. Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:
  2. Примеры деловых игр
  3. Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры
  4. Метод деловой игры
  5. Классификация деловых игр
  6. Разновидности деловых игр
  7. Как организовать игру?
  8. Этапы проведения
  9. План игры «Производственное совещание»
  10. Ролевая игра
  11. Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов
  12. Примерные темы игр по менеджменту
  13. Метод игр и метод кейсов
  14. Методика организации и проведения деловой игры
  15. Виды деловых игр
  16. Специфика организации и проведения
  17. Проведение деловых игр в офисной работе
  18. Задачи проведения деловых игр
  19. Организация и проведение деловых игр
  20. Правила грамотной организации для руководителя
  21. Советы для организатора деловой игры
  22. Как подготовить деловую игру
  23. Как проводить деловые игры
  24. Деловая игра
  25. Порядок проведения деловой игры
  26. Роль ведущего в деловой игре
  27. 💡 Видео

Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:

  1. наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
  2. распределение ролей и ролевых функций;
  3. моделирования процесса принятия управленческих решений;
  4. взаимодействие участников игры;
  5. многоальтернативность  решений;
  6. наличие конфликтных ситуаций;
  7. наличие системы оценки игровой деятельности.
  1. обучение через моделирование рабочего процесса;
  2. формирование профессионального менталитета;
  3. мотивация обучающихся;
  4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
  5. оценка обучающихся.

Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

Примеры деловых игр

Деловая игра «Поручение задания подчиненному».

Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

  • задание традиционное, плановое;
  • задание экстремальное, внеплановое.

Подготовка к игре. В игре участвуют руководитель и подчиненный. Группа выступает в качестве наблюдателя.  Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

  • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
  • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
  • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

  1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
  2. Желает ли он выполнять данное задание?
  3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность.

Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания.

Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия

Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

https://www.youtube.com/watch?v=6M6aLFuM6-8

Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

  1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
  2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
  3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
  4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
  5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

  • Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
  • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей рабо­ты; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
  • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
  • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он со­бирается начать.
  • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
  • Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
  • Завершите беседу конкретным решением и действиями.

Таблица “Качество беседы”

Деловая игра «Совещание»

Цель деловой игры — приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

Порядок проведения деловой игры:

  • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
  • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

Задание

Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

Порядок выполнения работы:

  1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
  2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
  3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

Деловая игра «Проведение переговоров»

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

Инструкция для участника № 1. Вы — компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

https://www.youtube.com/watch?v=eFPTaDU_Qa0

Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

Инструкция для участника № 2. Вы — директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя.

Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно.

На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

Ваша задача: максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

Этапы игры: этапы проведения переговоров.

Распределение ролей: Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

Составление документации:

  1. Протокол о распределении должностей.
  2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
  3. Договор.
  4. Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

Оценка действий участников игры:

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

Ермолаева Жаннетта Евгеньевна – соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Материал из учебного пособия:

Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014. 

Видео:Геймификация коммерческого отдела, создание и проведение деловых игр для продавцов. Михаил Люфанов.Скачать

Геймификация коммерческого отдела, создание и проведение деловых игр для продавцов. Михаил Люфанов.

Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры

Проведение деловых игр

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

https://www.youtube.com/watch?v=Kel_qnU1DhE

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

ПризнакВиды игр
Отражение реальностиРеальные (практика)Теоретические (абстрактные)
Уровень сложностиНебольшой (одна задача, небольшая команда игроков)Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)
Оценка итоговОценка жюри, экспертаСамооценка
РегламентЖесткие с четким порядком действий, временными рамкамиСвободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игрыХарактеристикаПримеры деловых игр
Групповая дискуссияФормирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»
Ролевая играКаждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»
Салонная играПроводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»
Эмоционально-деятельностная играЯвляется формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений
Блиц-играИгра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций.«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»
Имитационная играИмитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»
ИнновационнаяНаправлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм
СтратегическаяКоллективное создание картины будущего развития ситуации.«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.

  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов.

В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

https://www.youtube.com/watch?v=1F8xMM5utbA

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры
Вводная частьВступление. Цели и тема игры.
Игровая ситуацияОзнакомление с ситуацией на фирме.
План подготовки к совещанию
  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.
СовещаниеВыступление директора, реакция и вопросы от начальников.
Дискуссия иколлективное обсуждение вопросов.Каким будет поведение директора на совещании?Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?
Подведение итоговВыводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность — менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

https://www.youtube.com/watch?v=T0r6AkqZ28Yu0026list=PLtHpaqWiTxKGsnCFGJ-ITr_e-BFzVm0W6

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

ФормаПримеры деловых игр
Групповая дискуссия«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»«Организационная культура студентов колледжа»«Цикл менеджмента в учебном заведении»
Ролевая игра«Аттестация персонала»«Как попросить прибавку к зарплате?»«Переговоры по телефону»«Заключение контракта»
Эмоционально-деятельностная игра«Этика делового общения. Служебный роман»«Конфликт между начальниками отделов»«Деловое общение. Увольнение сотрудника»«Справиться со стрессом»
Имитационная игра«Эффективность контроля»«Разработка бизнес-плана»«Деловое письмо»«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Видео:Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросамиСкачать

Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами

Методика организации и проведения деловой игры

Проведение деловых игр

Определение

Деловая игра является одной из эффективных форм взаимодействия педагога с учащимися и представляет собой моделирование тех систем взаимоотношений, что существуют в настоящей реальности и посредством которых приобретаются практические умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Деловая игра способствует лучшему восприятию окружающего мира, дает некий опыт принятия решений, формирует характер и элементы поведения детей. Для педагога деловая игра дает возможность творческого подхода к организации совместной деятельности, отражения всех профессиональных знаний и навыков.

Важным условием эффективности деловой игры считается добровольное и заинтересованное участие как педагога, так и воспитанников, а также их открытость, искренность и полнота ответов. При этом учитель должен иметь необходимые знания для организации и проведения такой формы работы.

Деловые игры содействуют увеличению интереса к рассматриваемой проблеме, могут помочь формированию креативного мышления, поиску новых путей решения трудоемких задач, тренируют практические умения.

Деловая игра — это в некой степени репетиция работы преподавателя.

Она позволяет проиграть любую педагогическую обстановку в лицах, что дает возможность понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, коллег и т.д.

Виды деловых игр

Деловые игры составляют довольно обширный педагогический материал и по своей методологии проведения подразделяются на:

  • ролевые игры – каждый участник имеет или же конкретное задание, или конкретную роль, которую он обязан исполнить согласно поставленным условиям;
  • групповые дискуссии – соединены с отработкой проведения совещаний либо приобретением навыков работы в группе. Участники имеют персональные задания, и, кроме того, существуют и совместные правила ведения дискуссии;
  • имитационные игры – имеют задачу сформировать у участников представление, которое характерно для реальности, и позволяют отработать поведенческие навыки в конкретной ситуации;
  • организационно-деятельностные игры – не имеют строгих инструкций, у участников нет ролей, а сама игра ориентирована на решение междисциплинарных трудностей. Активизация работы участников происходит с помощью определенного давления на личность;
  • инновационные игры – сформировывают инновационное мышление участников, выдвигают новые идеи в классической системе поступков, отрабатывают модели настоящей, желанной, образцовой ситуаций;
  • ансамблевые игры – сформировывают управленческое мышление у участников, ориентированы на решение конкретных задач методом организации делового партнерского сотрудничества команд;
  • исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму исследуются методики по заданным направлениям;
  • игры-тренинги — закрепляют какие-либо умения и навыки с психологической точки зрения.

Специфика организации и проведения

При организации и проведении деловой игры роль педагога различна – до игры он инструктор, в ходе ее проведения – консультант, на заключительном шаге – глава обсуждения вопроса.

https://www.youtube.com/watch?v=Ug6VKobH85Uu0026list=PLtHpaqWiTxKGsnCFGJ-ITr_e-BFzVm0W6

задача игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, отработка точных практических умений, способствующих быстрой адаптации к новым условиям и направленных на саморазвитие личности.

Процесс организации и проведения игры можно поделить на 4 этапа:

  • конкретно сформировать единую цель игры и конкретные задачи для участников;
  • создать план, общие правила игры;
  • описать организацию и последовательность действий участников;
  • подготовить задания для участников;
  • подготовить необходимое оборудование.
  • Организационная подготовка выбранной игры с реализацией предопределенной дидактической цели:
    • представление участников;
    • педагог объясняет участникам смысл игры, знакомит с ее программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями задачи, которые должны быть решены;
    • назначаются специалисты, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку;
    • определяется продолжительность игры.
  • Ход игры.
  • Подведение результатов:
    • анализ игры, выявление положительных и отрицательных моментов;
    • мнение участников о выполнении заданий, степень их индивидуальной удовлетворенности;
    • оценка экспертов (подсчет набранных баллов, выбор номинации и т.д.).

    Аспектом для оценки может служить количество и содержательность выдвинутых мыслей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

    Для того, чтобы деловая игра прошла успешно, нужно соблюдать ряд требований:

    • проводить деловые игры часто нежелательно, оптимальный вариант — 1-2 раза в год;
    • с полной ответственностью и творческим подходом отнестись к процессу подготовки и организации игры, поскольку это будет ее фундаментом при проведении;
    • тщательно отработать игровую модель поступков участников согласно заданной обстановке;
    • четко формулировать цели и задачи;
    • продумать размещение участников с наиболее выгодной позиции для общения.

    Также уместно провести и заключительный анализ: что необходимо учитывать в последующем, какой материал еще необходимо изучить и отработать. Это будет существенным аспектом помощи для проведения деловых игр в последующем и развития интереса участников к познавательной деятельности.

    Видео:Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей НифонтовСкачать

    Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей Нифонтов

    Проведение деловых игр в офисной работе

    Проведение деловых игр

    Руководителю нередко приходится произвести мониторинг психологического состояния коллектива, выработать новую стратегию управления, повысить работоспособность, сформировать мотивацию или улучшить климат в рабочем коллективе. С этими и многими другими управленческими задачами хорошо могут справиться деловые игры.

    Планерки и совещания, написание корреспонденции и телефонные звонки, деловые переговоры и интервью, планирование деятельности, составление графиков и отчетов – это то, что представляет рутинную часть офисной работы и на самом деле мало говорит о менеджменте компании и его сотрудниках.

    Задачи проведения деловых игр

    Руководитель, заинтересованный в высокой производительности труда офисной работы, постоянно вынужден искать новые средства и способы мониторинга психологического и интеллектуального состояния коллектива и повышения профессиональной мотивации. Применение деловых игр справится с этими задачами.

    Кроме этого, деловая игра

    • способствует формированию системного мышления и целостного представления о себе в мире и в профессии,
    • обучает коллективной мыслительной работе и навыкам взаимодействия с коллегами и сотрудниками,
    • формирует представление о формате совместного принятия решения и ценностных установках коллектива,
    • обучает методам моделирования и социального проектирования.

    Организация и проведение деловых игр

    Деловые игры связаны с понятием игрового процесса, и в чем-то сходны с тем, что мы детстве называли играми. Деловая игра – это процесс, в основе которого лежит моделирование a) реальных ситуаций и b) возможного развития событий.

    А.А. Вербицкий: «В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»

    Деловая игра – это не просто коллективная работа, но именно командная, в которой встраиваются взаимоотношения коллег как внутри каждой группы, так и на уровне отношения команд и представителей отдельных команд.

    https://www.youtube.com/watch?v=jQW3uy0wy18

    Прежде чем говорить об организации деловой игры, необходимо назвать её специфический особенности:

    • игра имеет четкие временные рамки,
    • у деловой игры есть правила и сценарий,
    • каждый участник игры получает илии сам избирает роль и не имеет возможности быть равнодушным наблюдателем,
    • игра создает ситуацию целостно, позволяет учитывать множество факторов и аспектов (как психологических, так и профессиональных),
    • поэтому игра формирует не один навык, а их совокупность,
    • проблемное содержание игры обязательно, это может быть конфликт интересов, конкуренция или недостаток информации или иных ресурсов,
    • игра имеет итог, результат: победу или поражение, поэтому наглядно демонстрирует примеры успешного поведения и ошибки.

    Нередко участники деловой игры получают более продуктивный и осознанный опыт, по сравнению с профессиональным.

    Причины этого вполне объяснимы: в силу условного характера они дают возможность осуществить альтернативные варианты, формируют наглядное представление о последствиях каждого выбора, то есть увеличивают объем и охват действительности. Если в реальной жизни у нас редко складывается полная и точная картина происходящего, то в игре мы всегда может уточнить все увиденное и услышанное.

    Правила грамотной организации для руководителя

    Организатор на каждом этапе игры должен помнить о 2 её аспектах: эмоционально-ролевом и инструментальном.

    Инструментально организатор выполняет следующие функции: ставит цели, знакомит участников с их ролями и регламентом, предоставляет всю необходимую информацию, организует пространство, формирует и поддерживает специфический стиль общения. Руководитель направляет все силы на то, чтобы участники понимали суть, детали игровой ситуации и соглашались с её условиями. Иными словами, первая роль ведущего – поддерживать игровой план на предметом уровне.

    Вторая и столь же важная его роль – обеспечение оптимальных межличностных отношений и их динамики. Это подразумевает поддержку уровня соревновательной мотивации, создание ролевого взаимодействия, сохранение позитивных межличностных отношений и недопущение конфликтов.

    НО! Организатор не должен быть включен в игру непосредственно и во взаимоотношения участников. Психолог Вербицкий А.А пишет: «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры»

    Советы для организатора деловой игры

    Основные трудности, с которыми может столкнуться организатор деловых игр:

    • на начальном этапе формирования группы объектом критики становятся сама суть, правила и условия игры. Решение этой проблемы лежит на смещении акцентов: несовершенство игры – это не ошибка и не недоработка разработчиков, а последствие подражания реальным процессам. Как и в реальной жизни, в игре ни одно условие не может быть совершенным, а правило – идеальным.
    • в процессе игры возможен перенос личных взаимоотношений на ролевые. Выход – подчеркнуть условный характер происходящего, в крайних случаях перераспределить роли, минимизировать контакты, иногда – изменить правила.
    • в дальнейшем процессе условность игры может её участниками быть преувеличена, в результате они становятся слишком эмоционально возбудимыми, импульсивными, сконцентрироваными на выигрыше, а не на результате. Решение – обесценить выигрыш, снизить значение проигрыша, т.е. ни победа, ни поражение не должны казаться столь однозначными.
    • индивидуальные особенности некоторых участников, неспособность принять игровую ситуацию. Решение – перераспределить его роль, найти ему пространство и задачи для адекватного исполнения его игровой роли.

    Как подготовить деловую игру

    В основе разработки деловой игры – деятельность. Не среда, атмосфера, а цель, сверхцель, задачи, функционал, согласование различных интересов, проблемная ситуация. Сверхцель любой деловой игры – результат, а не выигрыш.

    События – столкновение интересов, диалог смыслов, построенный на неопределенности всего: решения, выбора, результата, смысловых позиций. Только наиболее значимые факторы требуются для постановки задач, они оговариваются отдельно, остальное остается на волю случая и свободу действия для игроков.

    Каждый участник имеет право принимать решения и даже обязан это делать.

    https://www.youtube.com/watch?v=dpfffUqV7IA

    Однако не забывайте! Правила должны быть жестко обозначены и границы намечены однозначно.

    Условия успешности деловой игры:

    • хорошо продуманная последовательность действий,
    • ясно обозначенные роли и взаимосвязи между участниками,
    • драматизация событий (проблема, конфликт интересов, конкуренция),
    • автоматизация рутинных процессов, детализация задач (подробная методическая инструкция для проведения игры),
    • поддержка организатором высокой динамики и вообще активная роль организатора.

    Количество участников деловой игры разнится: это могут быть большие группы по 50-60 человек или группы из 15-20 участников. Оптимальное количество участников в команде – 5-6 человек. Для больших деловых игр организатор обычно привлекает помощников – игротехников, которые разделяют обязанности как при разработке сценария, так при организации игры.

    Согласитесь? Игроку тяжелее всего не проигрыш, а то, что нельзя продолжать игру. Анна Луиза Жермена де Сталь

    Как проводить деловые игры

    Игра включает четыре этапа:

    • этап проблемизации
    • этап целеполагания
    • этап разработки и выбора решения
    • этап организационного проектирования

    Первый этап ставит перед участниками игры проблему, обозначает её рамки. В этот период участники формируют взаимоотношения внутри группы и определяются в своих игровых ролях.

    Второй этап называют также этапом оптимизации, он необходим для работы внутри группы, когда каждый член команды и команда в целом выстраивает рабочую коммуникацию. В этот период бурный поиск оптимальных решений проблемы, ищутся альтернативные пути и завязываются системные «профессиональные» связи.

    Третий этап необходим командам для поиска ресурсов, которые бы способствовали реальному решению поставленных перед ними задач. Все нелепые предложения, неосуществимые прожекты, придуманные на втором этапе здесь, должны пройти проверку на прочность и отброшены. Зато оптимальная модель выхода из проблемы должна быть осмыслена, доработана и дополнена ресурсами.

    Четвертый этап – это уже постигровое моделирование, проба внедрить полученный результат в реальную действительность.

    В деловой игре формируются навыки через деятельность, профессиональное мастерство совершенствуется именно через богатый опыт, а опыт игровой проектной деятельности также работоспособен и полезен, как и любой другой. Игра развивает навыки планирования, прогнозирования, системное мышление, умения рефлексии, коммуникативные и творческие способности человека, а это и является основой для его профессионального роста.

    В заключение – видеоролик, в котором удачно передана атмосфера деловой игры.

    Видео:Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игрыСкачать

    Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игры

    Деловая игра

    Проведение деловых игр

    Деловая игра — моделирование процессов и механизмов принятия решений.

    В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры.

    В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т. д.

    Для деловых игр характерно:

    • жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
    • регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;
    • конфликтность и скрытые резервы. Как известно, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет решить ситуацию;
    • отсутствие полной информации, т. е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия;
    • влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;
    • действующие лица: участники и ведущие;
    • наглядность последствий принимаемых решений;
    • определенные правила и регламентация игры.

    Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение.

    Порядок проведения деловой игры

    В деловой игре выделяют следующие этапы.

    1. Введение в игру.
    2. Разделение участников на группы.
    3. Изучение ситуации.
    4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры.
    5. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).
    6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.
    7. Разбор оптимального варианта.
    8. Общая дискуссия.

    Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения.

    Разделение участников на группы: оптимальный размер группы — 3–5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.

    Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).

    Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего — управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения.

    Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать.

    Важным моментом является фактор времени. Конечно, не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако было бы разумно, если в кабинете, где проводится игра, висели часы.

    Игровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.

    https://www.youtube.com/watch?v=rMGZFP6JEN4

    Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами.

    Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т. д.

    Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений.

    Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.

    Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.

    Роль ведущего в деловой игре

    Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры — он инструктор, в процессе игры — консультант, по ее окончании — судья, и, наконец,— руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков.

    Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра — это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни, и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом — роль ведущего.

    Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.

    Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.

    Вам понравилась статья?
    Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

    • Игра для тренинга «Чёртова Башня»

      Красивое, редкое и крайне мощное упражнение для тренинга командообразования, эффективной коммуникации или личностного роста. Красивая легенда упражнения привлекает внимание и интригует, а решение сложной задачи, поставленной перед группой, требует активного участия и  тотальной вовлеченности всей команды.

      Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды, которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу.

      Но решение есть! Участники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы «нерешаемые» задачи.

      Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек». Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц. 

    • Убеди другого!

      Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным — вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж.

       В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.

        Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

      Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

      Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
      Бонусы!Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

    • Встречи уверенных людей

      💡 Видео

      Деловая игра StockerСкачать

      Деловая игра Stocker

      Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другогоСкачать

      Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другого

      Деловая игра Стокер (Stocker) - лучшая развлекательная деловая играСкачать

      Деловая игра Стокер (Stocker) - лучшая развлекательная деловая игра

      Деловая игра на 300 человекСкачать

      Деловая игра на 300 человек

      КАК ПРОВОДИТЬ ДЕЛОВУЮ ИГРУ НА СОБЕСЕДОВАНИИ | БОЙЛЕРНАЯСкачать

      КАК ПРОВОДИТЬ ДЕЛОВУЮ ИГРУ НА СОБЕСЕДОВАНИИ | БОЙЛЕРНАЯ

      Деловые игры для оценки персоналаСкачать

      Деловые игры для оценки персонала

      Бизнес - игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игрыСкачать

      Бизнес - игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игры

      Деловые игрыСкачать

      Деловые игры

      ЛУЧШИЙ ПРИМЕР ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ Ӏ Переговоры из фильма "Миллиарды" Ӏ Деловые переговорыСкачать

      ЛУЧШИЙ ПРИМЕР ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ Ӏ Переговоры из фильма "Миллиарды" Ӏ Деловые переговоры

      "Деловые игры на выживание" - документальный фильмСкачать

      "Деловые игры на выживание" - документальный фильм

      Деловая игра "Вавилонская башня"Скачать

      Деловая игра "Вавилонская башня"

      Тимбилдинг: 10 ИДЕЙ, как организовать С ПОЛЬЗОЙ (проверено)Скачать

      Тимбилдинг: 10 ИДЕЙ, как организовать С ПОЛЬЗОЙ (проверено)

      Деловая игра "Контакт"Скачать

      Деловая игра "Контакт"

      Упражнение для сплочения команды на тренинге | упражнение тимбилдингСкачать

      Упражнение для сплочения команды на тренинге | упражнение тимбилдинг

      Вопросы для выявления потребностей. Ролевая игра - переговоры.Скачать

      Вопросы для выявления потребностей. Ролевая игра - переговоры.

      🎖Как побеждать в любых переговорах | Мощный бизнес тренинг по ведению деловых переговоров | 18+Скачать

      🎖Как побеждать в любых переговорах | Мощный бизнес тренинг по ведению деловых переговоров | 18+
    Поделиться или сохранить к себе: