Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Детская арт-терапия основана на развитии креативности, и помогает ребенку обрести гармонию, а также справиться со многими психологическими проблемами. Арт-терапия для детей помогает проявить скрытые возможности ребенка. Арт-терапия не имеет каких-либо ограничений или противопоказаний и является вполне безопасным методом.
- Как воздействует арт-терапия на ребенка?
- Как проводить занятия по детской арт-терапии?
- Условия подбора техник и приемов создания изображений
- Приемы арт-терапевтической работы с детьми: изобразительные техники
- психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей.
- Арт-терапия. Виды и методы арт-терапии. Коррекция арт-терапией СПб
- Виды арт-терапии
- Методы арт-терапии
- Коррекция арт-терапией
- Что такое арт-терапия и как она применяется в психологии?
- Виды арт-терапии в современной психологии
- Методы/техники арт-терапии
- Цель и задачи арт-терапии
- Арт-терапия для лечения наркомании и алкоголизма — частная наркология в Израиле Maavar Clinic
- Цели аот-терапии
- Задачи арт-терапии
- Показание для проведения арт-терапии
- Виды арт-терапии
- Индивидуальная арт-терапия
- Арт-терапия в лечении зависимостей
- Арт-терапия
- Что такое арт-терапия и зачем она нужна?
- Цели и преимущества
- Приемы
- Основные виды арт-терапии
- Все методы арт-терапии: что это за направление, какие виды бывают
- Музыкотерапия
- Библиотерапия
- Драмотерапия
- Игротерапия
- Изотерапия
- Маскотерапия
- Коллаж
- Песочная терапия
- Цветотерапия
- Сказкотерапия
- Фототерапия
- Глинотерапия
- Методы арт-терапии видео и книги
- Заключение
- 🎦 Видео
Как воздействует арт-терапия на ребенка?
• повышает самооценку;
• успокаивает и приводит в норму эмоциональный фон;
• способствует адекватному восприятию своей личности в социуме.
Как проводить занятия по детской арт-терапии?
Проводить занятия по арт-терапии с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы.
• Индивидуальные занятия помогают снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, скорректировать страхи, устранить барьеры, ставшие следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье.
• Групповые детские занятия арт-терапией дают возможность удовлетворить потребность во взаимодействии и коммуникации, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться.
Арт-сессии продолжительностью от 30 до 80 минут проводятся один раз в неделю, и, в зависимости от сложности проблемы, длятся от 3–5 до 12 недель.
Выбор материала для арт-терапии индивидуален. Один ребенок быстрее согласится рисовать красками, другой проявит интерес к песочнице. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники – гуашь. Психологу желательно иметь в своем арсенале разные материалы.
Подвести ребенка к манипуляциям с арт-терапевтическим материалом можно несколькими способами:
- дать инструкцию: если установлен доверительный контакт, ребенку легче принять инструкцию, например, «рисовать цветом: пятнами, мазками, линиями, брызгами;
- показать рисунки других детей, если контакт только устанавливается и ребенок сохраняет явную тревогу, зажат. Обычно они развешены по пространству арт-комнаты или по стенам коридора рядом с комнатой. Можно сделать специальную подборку рисунков, выполненных в определенной манере;
- дополнительный вариант – показ ребенку манеры действий с материалом или совместные действия. Психолог словно «заражает» ребенка, увлекает за собой. Вариант уместен, когда у ребенка сложились серьезные барьеры спонтанности реакций, обусловленные ранним обучением, гиперсоциализацией;
- подобрать задания, сами собой предполагающие «свободную» манеру действий с материалами. Например, рисование на мокрой бумаге.
Условия подбора техник и приемов создания изображений
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципупростоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Сталкиваясь с трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Как правило, психологу приходится иметь дело с детьми, которые на препятствия реагируют разными формами защиты.
Наличие трудностей любого плана – учебных, коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем, с которыми внимательные родители впоследствии обратились к детскому психологу.
Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.
Условие 2. Интересными и привлекательнымидолжны быть ипроцесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны бытьнетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта.
Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.
https://www.youtube.com/watch?v=QRc_BNcSHWs
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д.
Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных.
Дети почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, «сжечь» свои страхи, помирить игрушки.
Приемы арт-терапевтической работы с детьми: изобразительные техники
1) Марания
В буквальном понимании «марать» — это значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках, выполненных в абстрактной манере.
Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.
Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.
2) Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.
Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
3) Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Детей захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа.
Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет.
Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность.
Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.
Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
4) Рисование пальцами
Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает, или не считает возможным нарушать правила.
5) Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
https://www.youtube.com/watch?v=egS5rEdkGmk
Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху.
Дети набирают их снова и снова, сгребая в кучки со всей поверхности, до которой дотянулись, и которую смогли «отбить» у соседей.
Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению — сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.
6) Рисование предметами окружающего пространства
Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей.
Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!
Предложения по новому использовать неизобразительные материалы может исходить и от психолога. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.
Дети любят, когда прямо на их глазах происходит чудо – только что исчирканный, замаранный лист легким движением руки и степлера превращается в предмет: шапочку, коробочку, домик, игрушку.
На закрашенный разными цветами ватман приклеиваются кусочки зеленой бумаги в виде листьев кувшинок – и взору предстает сказочное болото, и где-то на нем обязательно появится Царевна-Лягушка.
Мелкие кусочки разорванной бумаги приклеиваются рядом, и теперь они напоминают лохматое существо. На смоченный мокрой губкой лист бумаги прилетают капли краски – росинки, и от каждой росинки рождается цветок.
Блеклый невыразительный рисунок вставляется в веселую рамку, сразу становится «картиной». Таких приемов можно придумать множество, важно знать, какие коррекционные задачи вы хотите решить, и в соответствии с ними подбирать или изобретать задания.
Как правило, дети выполняют задания психолога индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.
По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные эмоции и переживания объединяют детей.
Статью подготовила: медицинский психолог Шахрай Е.О.
В статье использованы материалы сайтов:
психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей.
Получить более подробную информацию, а так же записаться, можно по телефону: 468 – 500 (регистратура ОГБУЗ «ЦМП»).
Видео:3 техники арт терапии, которые работаютСкачать
Арт-терапия. Виды и методы арт-терапии. Коррекция арт-терапией СПб
Термин «арт-терапия» дословно переводится как терапия искусством. Это отдельное психотерапевтическое направление с применением готовых предметов искусства или привлечением к творчеству самого клиента.
Использование приемов данного направления позволяет:
- гармонизировать психическое состояние человека;
- провести психологическую диагностику личности клиента (определение качеств характера человека, структуры его личности, уровня понимания им своей проблемы, защитных механизмов личности, уровня тревожности, агрессивности и т.д.);
- проработать недоступные на сознательном уровне чувства и эмоции.
Первые упоминания об арт-терапии встречаются у художника Адриана Хилла, который работал в тубсанаториях. Он заметил благоприятное воздействие искусства на состояние пациентов. Далее эти методы использовались для реабилитации выживших в концентрационных лагерях.
Теоретическая база и обоснования были созданы Юнгом и Фрейдом, где главная мысль сводилась к тому, что рисунок и любое иное творчество человека выражает его подсознательные мотивы и стремления.
https://www.youtube.com/watch?v=Ab—i2DV2R0
Проводит арт-терапевтические сеансы психолог или психотерапевт. Он может использовать техники или элементы арт-терапии без дополнительной подготовки (основы арт-терапии преподаются каждому специалисту в ВУЗе).
Но если психолог работает по узкой специализации, желательно иметь соответствующую сертификацию (но это необязательно).
Также любой психолог может разработать свой собственный авторский метод и использовать его в терапии.
Занятия могут иметь как групповой, так и индивидуальный характер. В зависимости от темы запроса клиента определяется не только форма работы, но также соответствующие методы и количество занятий.
Арт-терапия дает огромные возможности для психодиагностики.
И хоть посредством этих методик невозможно оценить характеристики личности в цифрах или баллах, зато есть возможность отследить изменение состояния человека в процессе, определить наличие тех или иных проблем, выявить тревожность или, наоборот, инфантильность и т.д. Часто человек сам не осознает свои проблемы, но психолог это замечает по продуктам его творения.
Первичная консультация психолога длится 60 минут, в процессе нее заключается психотерапевтический контракт, оговариваются методики работы, количество сессий, задачи терапии. В среднем курс психотерапии занимает 6-10 встреч. Для каждого он назначается индивидуально с учетом готовности клиента, его состояния и пожеланий.
Виды арт-терапии
Арт-терапия для детей и взрослых является универсальным методом работы с возникшими вопросами или проблемами. В зависимости от предпочтений и склонностей, человек может выбрать тот ее вид, который нравится больше всего.
Видовое разнообразие ограничивается исключительно направлениями искусства:
- классическая арт-терапия – подразумевает использование рисуночных техник, создания коллажей;
- музыкотерапия, фото и фильмотерапия – используются готовые продукты творчества, после прослушивания или просмотра которых открывается дискуссия, или же человеку предоставляют возможность самостоятельно переработать материал;
- драматерапия и танцедвигательная терапия – выражение проблемной ситуации через театральную постановку или танец, причем в качестве исполнителя может быть как клиент, так и назначенный заместитель;
- библиотерапия и сказкотерапия – подразумевают глубокий анализ готовых произведений, а также сочинение собственных;
- песочная терапия и глинотерапия (при желании заменяется пластилином) — похожи по технике с рисованием, только образы получаются объемными, что открывает больше пространства для манипуляций и преобразований.
Поскольку арт-терапия находится на стыке психологии и всех видов искусств, невозможно ограничиться только знанием чего-то одного. Для полноценной реализации используются методы:
- психоанализа и архетипической проработки;
- семейных расстановок;
- гештальта и пр.
Главным в арт-терапии является не столько концепция, в рамках которой она используется, сколько искусство как ключ к познанию своего внутреннего мира и его преобразования через контакт с творчеством.
Методы арт-терапии
По своей направленности методы арт-терапии разделяются на:
- активные – творческое создание чего-то нового;
- пассивные – восприятие и переработка существующих произведений искусства.
Невозможно заранее определить, какой из подходов окажется более действенным для конкретного человека. Даже считая, что активное участие в преобразовании жизни является более быстрым путем к переменам, иногда простое созерцание цвета дает большие результаты.
Коррекция арт-терапией
Приемы данного направления могут применяться для детей с 4-летнего возраста. Сама методика является максимально экологичной, не травмирует внутреннее пространство личности, а направлена на наполнение и использование внутренних ресурсов.
Упражнения арт-терапии корректируют следующие проблемы:
- состояние стресса;
- депрессивные расстройства и тревожные состояния;
- последствия психотравматического опыта;
- эмоциональная неустойчивость;
- межличностные конфликты и непонимание;
- трудности самооценки и самоотношения;
- сложные семейные и детско-родительские отношения;
- психосоматические заболевания;
- страхи и фобии.
Также к методике прибегают при коррекции таких проблем у детей и подростков, как:
- истерики;
- агрессивность;
- тревожность;
- энурез;
- заикание;
- нарушение адаптации в детском саду или в школе;
- нежелание учиться;
- нарушение сна;
- трудность общения со сверстниками.
Метод арт-терапии подходит для работы с состояниями и переживаниями, которые человеку трудно описать вербально.
В такие моменты появляется возможность выпустить скопившееся внутреннее напряжение через обозначения цветом, формой, движением или звуком.
Кроме того, ассоциативные механизмы и творческая направленность помогают не оголять душу полностью и сразу – это мир образов, смыслов и тонких архетипических ассоциаций.
https://www.youtube.com/watch?v=cmU2rrsIzjY
Все сеансы под руководством опытных специалистов центра Ember проходят в приятной атмосфере. Даже самые тяжелые переживания благодаря уникальности данного направления проходят в мягкой форме и быстро возвращают человека в ресурсное состояние.
Видео:🔥Что такое Арт -терапия? | Техники Арт-терапии | ПСИХОЛОГИЯ РЕАЛЬНОСТИСкачать
Что такое арт-терапия и как она применяется в психологии?
25.11.2020 5 минут чтения 87
Оглавление
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологии, основанное на применении искусства и творчества в терапии психологических проблем и заболеваний.
Основная цель арт-терапии — гармонизация психического состояния, самовыражение и самопознание, актуализация подавленных эмоций.
В процессе терапии на символическом уровне человек может выразить и исследовать все свои чувства, осознаваемые и скрытые: любовь, ненависть, злость, зависть, нежность, радость, грусть, боль и т.д.
Изначально данная методика применялась в психоаналитической школе, основным механизмом её является сублимация.
Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.
Впервые описан Фрейдом
Виды арт-терапии в современной психологии
Арт-терапия может использоваться как в виде основного способа лечения, так и в качестве одного из вспомогательных методов в ходе комплексной терапии.
Её основное целительное свойство состоит в том, что человек посредством творческой деятельности может выразить сложно оформляемые словами чувства.
Создав образ, увидев его, он может интерпретировать свои эмоции и решить конфликт, трансформировать отрицательные эмоции в положительные, найти выход из тревожной ситуации.
Существует множество способов выразить себя, и даже не нужно уметь рисовать, ваять или танцевать. Абсолютно каждый может найти для себя тот вид арт-терапии, из множества направлений, который наилучшим образом решит проблему.
Танцевальная терапия
Терапия изобразительной деятельностью (рисунок, коллаж)
Сказкотерапия (библиотерапия)
Музыкотерапия
Куклотерапия
Работа с пластическими материалами — техники лепки, скульптура, гончарство
Песочная терапия
Мандалотерапия
Фототерапия
Анимационная терапия и т.п.
Упражнение арт-терапии «Образ цели»
— Определите свою цель.Традиционное: «Хочу много денег», — это не цель, а средство для её достижения. — Нарисуйте вашу цель. Проработайте все детали, не торопитесь.
— Теперь, когда она стала воплощённой, подумайте, что вам нужно для достижения цели?
Методы/техники арт-терапии
- Арт-терапия — это исцеление творчеством, данная методика позволяет установить связь между подсознанием и сознательной частью психики. Основа метода — метафора, которая вскрывает причины психологических проблем и сложностей. В процессе творчества бессознательно эти причины всплывают на поверхность, и человек использует подручные материалы для создания их образов, и затем под руководством психолога или самостоятельно работает с этими образами.
- Работа может проводиться активно или пассивно. Активно — происходит деятельный творческий процесс: человек самостоятельно, рисует, лепит или сочиняет сказку, рассказ. Пассивно — клиент слушает музыку или рассматривает произведение искусства, смотрит фильм, и интерпретирует информацию, вычленяет то, что вызывает наибольший отклик, то, что составляет образ его проблемы.
- Также методы арт-терапии могут проводиться в группе или индивидуально. В группе люди могут заниматься совместным творчеством, работать над проектом сообща или индивидуально в рамках заданной арт-терапевтом темы.
Цель и задачи арт-терапии
Терапия решает множество задач очень гуманным и безопасным для человека способом:
Социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств. Возможно выразить негативные чувства без вреда для себя и окружающих. Особенно хорошо подходит для этих целей лепка.
Облегчает процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода. Терапия может использоваться как вспомогательная техника в лечении как психологических, так и соматических проблем, например, при болезнях сердца, когда нужно преодолеть тревожность пациента, после перенесённого инфаркта.
Предоставляет богатый материал для психодиагностики. Абсолютно всё, что использует человек для творчества, интерпретируется психологом, а в дальнейшем и самими пациентом: вид терапии, материал, цвет, расположение рисунка на листе, размер скульптуры, даже невозможность что-то изобразить, каждая деталь, имеющая отношение к творческому процессу — всё это материал для диагностики.
Проработка подавленных мыслей и чувств. В процессе творчества все вытесненные, затаённые чувства начинают осознаваться клиентом.
Контакт терапевта с клиентом. Особенно это помогает в работе с детьми.
Развитие самоконтроля.
Концентрация на ощущениях и чувствах.
Развитие творческих способностей. Как пассивная, так и активная формы арт-терапии развивают креативное мышление и повышают чувствительность к искусству.
Повышение самооценки.
Видео:Современные методы арт-терапии: базовые техникиСкачать
Арт-терапия для лечения наркомании и алкоголизма — частная наркология в Израиле Maavar Clinic
Данный подраздел призван помочь осмыслить арт – терапевтический опыт с точки зрения современной художественной практики. Арт — терапия является частью культуры, развивается в тесном взаимодействии с современным искусством, дискурсивными практиками, социальными отношениями.
Всё это влияет на творческое самовыражение участников арт – терапевтических занятий. Иногда человек испытывает трудности при выражении чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная «бегущая строка».
Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что – то тревожит, волнует. И тогда на помощь приходит арт – терапия.
Человек может даже и не знать, как называется то действие, в которое он делает неосознанный шаг, он берёт кисть, масло, холст…… и через несколько часов в голове наступает порядок, беспокойные мысли отступают на задний план и по всему телу разливается, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт – терапией.
https://www.youtube.com/watch?v=jPqeAwIRwIY
Одним из методов арт — терапии являются метафорические ассоциативные карты (МАК)
МАК карты как инструмент в решении жизненных задач и получение ответов на вопросы. Взаимодействие с МАК позволяет посмотреть на ситуацию глубже и шире, чем она видится и ощущается.
Методы арт-терапии, основанные на игре и творчестве, признаны во всем мире одними из самых эффективных и, при этом, увлекательных видов психологической помощи.
Благодаря интерактивным и «живым» занятиям, в короткие сроки удается улучшить настроение, общее психоэмоциональное состояние, снять напряжение и скованность, помочь избавиться от страхов, агрессии, тревог, депрессии и апатии, поднять жизненный тонус и самооценку.
Цели аот-терапии
Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его психическое состояние. Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.
Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:
- Раскрыть творческий потенциал человека, его таланты и способности.
- Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
- Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
- Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
- Помочь человеку социально адаптироваться.
- Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.
Задачи арт-терапии
Рассмотрим конкретные задачи, с которыми справляется арт-терапия. К ним относятся:
— Диагностика. С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.
— Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д.
— Развитие. Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.
— Удовлетворение эстетических потребностей. В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.
— Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.
Показание для проведения арт-терапии
Показаниями к лечебной терапии может стать любое отклонение психоэмоционального или психического состояния человека. К наиболее распространенным относятся:
- Стресс, депрессия, подавленное настроение.
- Импульсивность и эмоциональная неустойчивость.
- Страхи, фобии.
- Заниженная самооценка, негативная «Я-концепция».
- Повышенная тревожность.
- Психологическая неудовлетворенность собой или какими-либо отношениями.
- Беспричинная раздражительность и конфликтность.
- Замкнутость и психическое напряжение.
- Психологическая травма.
- Нарушение коммуникативных качеств.
- Возрастные кризисы.
- Задержка психического или речевого развития.
Виды арт-терапии
С развитием психотерапии арт-терапия стала наиболее успешным и эффективным способом диагностики и лечения людей с психосоматическими заболеваниями. Всему виной основная теория занятий, цели которой тесно переплетены с психоанализом личности. Практика как способ реализации творческих идей не имеет границ развития. Поэтому появляются все новые и новые виды арт-терапии.
Наиболее популярными являются следующие разновидности лечения:
Индивидуальная арт-терапия
Для этой формы арт-психотерапевтической работы характерно то, что клиент обращается за консультацией к специалисту, а затем в его же присутствии выполняет творческие задания. Терапевт, к примеру, может дать задание нарисовать что-то на конкретную тему и в определенной технике, последовательно создать целостный художественный образ и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=ZiT5SflycGk
В большинстве случаев продолжительность одной сессии составляет от 45 минут до 2 часов. Учитывая, что это немногим больше, чем длится обычная консультация психотерапевта, человеку вполне хватает времени для погружения в творческий поток, выполнение задания, последующий его анализ и формулирование выводов.
Арт-терапия в лечении зависимостей
Обычно каждый человек все свои проблемы пытается решить привычным путем с помощью своего ума. Но именно логическое мышление зачастую загоняет человека в угол.
Логика блокирует эмоциональный фон, а во время работы с этим инструментом выход эмоций высвобождает дополнительную энергию, и решение проблемы вдруг возникает само собой.
Появляется новый уровень информации и новые возможности.
Видео:Арт-терапия онлайн занятия по психологии | Московское долголетиеСкачать
Арт-терапия
Об арт-терапии впервые узнали в середине XX века. Это направление в психотерапии, основанное на творчестве различного жанра. Данная методика корректирует психическое и эмоциональное состояние больного с помощью самовыражения.
Что такое арт-терапия и зачем она нужна?
Влияние искусства на психику человека вызывает улучшение ментального самочувствия. В процессе творчества пациент получает удовольствие от деятельности, которое выбирает по своему желанию.
В арт-терапии применяются различные виды искусства: рисование, танцы, фотография, музыка, лепка.
Творческая деятельность помогает собраться с мыслями, оказывает успокаивающее действие, помогает избавиться от комплексов.
Пациент выражает характер и настроение в творчестве, поэтому психологи могут составить общую картину состояния больного, выяснить причину возникновения недуга. Лечение творчеством подходит для людей любого возраста.
К показаниям для применения арт-терапии относятся практически все душевные отклонения:
- стрессы;
- психоэмоциональная нестабильность;
- присутствие страха;
- постоянная тревога;
- крайняя степень раздражительности;
- замкнутость;
- психологические травмы;
- возрастной кризис;
- сложности с адаптацией ребенка;
- задержка в психическом развитии ребенка.
Психологическая практика, основанная на творчестве, все больше получает популярность сегодня. Арт-терапия не имеет противопоказаний, а занятия всегда дают положительные результаты.
Консультации
Психолог
Подростковый психолог
Семейный психолог
Цели и преимущества
Внутренняя гармония достигается путем самосовершенствования, самопознания, анализа внутреннего состояния. Понимание себя приводит к умиротворению и успокоению. Поэтому главными целями психологической практики являются:
- подавление эмоционального возбуждения;
- снятие напряжения;
- повышение самооценки;
- научить пациента выражать эмоции;
- координировать мысли, чувства;
- развить творческие способности;
- контролировать поведение;
- адаптация в обществе;
- создание гармонии.
Арт-терапия помогает снять стресс, развить творческий потенциал, победить фобии и страхи. Психотерапевт с помощью данного метода налаживает контакт с пациентом. Участвовать в творческом процессе может любой человек, независимо от способностей и навыков.
Методика позволяет участвовать в исследовании бессознательных процессов, выразить скрытые проблемы и найти пути к их разрешению. Арт-терапия снижает утомляемость, поднимает настроение.
Детям дошкольного и школьного возраста помогает адаптироваться в новой обстановке.
Приемы
Отсутствие требований в лечении искусством позволяет пациенту не тревожиться об отсутствии навыков и умений. Поэтому в своих работах он отражает истинную сущность, обрисовывая источник проблемы. Существует два основных приема в терапии с помощью творчества:
- Использование творческого потенциала пациента, способствующего выявлению проблемы и ее устранения.
- Перенаправление состояния возбуждения в позитивное настроение, исходя из природы эстетической реакции.
Все занятия основываются на определенных задачах, поставленных для пациента. Психотерапевт работает по основной схеме, предлагая создать рисунок с определенными формами, цветом. Изучая нюансы и детали, специалист получает полную картину психического состояния больного.
https://www.youtube.com/watch?v=ZiT5SflycGku0026t=1383s
Второй прием арт-терапии включает воображение пациента, который занимается творчеством на свободную тематику. Он самостоятельно выбирает материал, инструменты. По результату проведенной работы психотерапевт оценивает критерии выбора и процесс выполнения задания.
Основные виды арт-терапии
1. Изотерапия
Изобразительное искусство в свободной форме позволяет выводить наружу внутренние конфликты. Помогает пациенту понять уровень собственной значимости, подавляя низкую самооценку. Дети с помощью изотерапии становятся менее замкнутыми, адаптируются в обществе. Данная методика включает в себя: рисование различными техниками на бумаге, стекле, посуде.
2. Фототерапия
Психотехника помогает развить личностный потенциал с помощью фотографии. Пациент может работать с готовыми фотографиями или создавать собственные снимки. Творческий процесс включает в себя: создание коллажей, инсталляцию, рисование. С помощью работ с фотографиями терапевт может понять душевное состояние пациента, обнаружить комплексы, понять ситуацию в семье.
3. Музыкотерапия
В основе данной методики лежит терапия музыкальными произведениями. Пациент может слушать музыку или принимать участие в произведении, играя на различных инструментах. Музыкальное направление подбирается с учетом личных предпочтений пациента. Наиболее эффективным методом считается лечение классической музыкой.
4. Сказкотерапия
Данная методика применяется к пациентам любого возраста. Лечение сказками эффективно помогает людям с хорошей фантазией. Терапия включает в себя не только чтение, но и создание собственных историй. Сказкотерапия помогает развиваться воображению и логике, помогает найти решение в трудных ситуациях.
5. Дэнстерапия
Использование танцевального искусства позволяет пациенту самовыражаться в движении. Танец помогает раскрепоститься, по-другому смотреть на окружающий мир. Дэнстерапия основана на свободе движений, поэтому отличается от классических занятий танцами. Терапия помогает освободиться от накопленных негативных эмоций и восстановить душевное равновесие.
Клиника психического здоровья «Семейная Практика» в Нижнем Новгороде проводит консультации и лечение арт-терапией. Наши опытные врачи возьмутся за лечение сложных случаев на любых стадиях заболевания. Чтобы жить полной жизнью и радоваться, запишитесь на консультацию в нашу клинику!
Видео:Как побороть страх? Арт терапия, Эффективно !Скачать
Все методы арт-терапии: что это за направление, какие виды бывают
Арт – терапия представляет собой специализированную форму психиатрии, основанную на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Данное направление было основано в 30-е годы 20 века.
Сперва арт – терапия была создана с целью коррекции эмоционально – личностных проблем у детей, а позже стала использоваться в качестве эффективного средства развития межличностных коммуникаций. Различные методы арт-терапии помогают людям выявить прошлые и актуальные переживания, которые они не в состоянии по каким – либо причинам изложить в устной форме.
цель этого направления помочь в гармонизации развития личности путем формирования способностей самовыражаться и познавать свой внутренний мир.
Музыкотерапия
Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Музыка сама по себе несет множественные терапевтические эффекты и влияет на самочувствие человека.
Выделяют групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей поставленных специалистом. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат.
В некоторых случаях может применяться живое исполнение музыки.
Библиотерапия
С целью специального коррекционного воздействия на человека путем чтения подобранной литературы происходит нормализация и оптимизация его психологического состояния. С помощью книг можно воздействовать на мысли, характер действий и поведение людей. За счет этого происходит решение казалось бы не решимых проблем.
Драмотерапия
Основывается на театральных постановках различной тематической направленности.
Помогают воздействовать на все психические процессы клиента, улучшить память, развить воображение и чувственность, улучшить внимательность и мышление.
Драматические занятия также развивают логику и помогают владеть своим телом, не стесняться своего «я», убирают внутренние зажимы и показывают через игру пути выхода из сложившихся ситуаций.
Справка! Наиболее распространенными методами постановок являются коррекционные постановки для улучшения межличностных взаимоотношений: я и друзья, я и родители, друг и враг, сильный и слабый.
Игротерапия
С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле, как детей, так и взрослых. Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы.
Объекты игры обладают массой полезных свойств, с их помощью можно развить многие скрытые способности.
Происходит это путем того, что в ходе игры есть возможность применить не только тактильные ощущения, но и игрушки можно рассматривать, прослушивать, пообщаться с ними.
https://www.youtube.com/watch?v=cUi3BXhBJrg
Игротерапия используется как в индивидуальной работе с клиентом, так и в групповой. Воздействие в игровой форме помогает не только избавиться от комплексов и побороть индивидуальные барьеры, но и помочь людям решить профессиональные и семейные проблемы.
Изотерапия
Изобразительное творчество, особенно в виде рисования, помогает выходу внутренним конфликтам вовне, позволяет оценить значимость своих чувств и пересмотреть подход к их развитию или угнетению, развивает собственную значимость людям с заниженной самооценкой. Кроме того, изотерапия прекрасно развивает творческий потенциал человека. Основными причинами, по которым специалисты используют изотерапию в своей практике, являются следующие проблемы клиентов:
- невротические и психосоматические нарушения;
- проблемы в социальной сфере, не умение найти свое место в социуме;
- трудности общения в связи с низкой самооценкой;
- серьезные внутрисемейные конфликты.
При помощи изотерапии замкнутые в общении дети становятся более раскрепощенными, а ребятишки с агрессивными проявлениями в психике становятся более уравновешенными.
В изотерапии самыми распространенными методами считаются:
- Рисование на мокрой бумаге. С помощью смешения красок происходит воздействия на образные чувства детей.
- Монотипия. Изображение сначала наносится на стекло, которое потом прикладывается к чистому листку бумаги.
- Техника раздувания краски. При помощи специальной трубочки полученный на листке бумаге рисунок раздувается. Полученное изображение подлежит изучению и оуенке.
Маскотерапия
Психологическая работа заключается в переводе глубинных комплексов и проблем клиента в неживую материю маски. Лицо является проекцией настроения и состояния психики человека, а также на нем отражаются следы настоящего и прошлого.
Метод основывается на избавлении от привычных и стереотипных ролей, освобождении от ненужных мыслей и догм.
В целом маскотерапия способна воздействовать на поступки человека в дальнейшем и изменить жизнь по тому сценарию, который пожелает сам человек.
Коллаж
Является техническим приемом в изобразительном искусстве. Суть его заключается на формировании на ватмане нужного рисунки или изображения. Для работы используются различные предметы и материалы, которые клеятся на бумагу. Они обязательно должны отличаться друг от друга по цвету и фактуре. Понадобятся также клей, скотч и ножницы.
Справочная информация! В коллажировании можно использовать любые подручные материалы: фантики от конфет, вырезки из газет и прочие материалы. Коллаж помогает раскрыть все потайные комплексы личности и проработать их с помощью изменения композиции: изменения цвета изображения, добавления к картине каких – либо дополнительных элементов и все что приходит в воображение клиента.
Песочная терапия
Общение со своим «я» и с окружающим миром происходит через песок. Он помогает справиться с внутренним напряжением и воплотить его бессознательно – символическом уровне.
Песочная терапия позволяет поднять свою внутреннюю самооценку и открыть новые пути развития сложных ситуаций.
Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.
Цветотерапия
Лечение и восстановление психической травмы с помощью цвета. Специалист по цветотерапии производит цветовое воздействие на клиента в зависимости от поставленной задачи.
Каждый оттенок имеет свое лечебное действие.
Например, красно – оранжевый цвет воздействует на биение сердца, увеличивает частоту сердечного ритма и оказывает возбуждающее действие на человека, а темно – синий, наоборот, успокаивает и умиротворяет.
Сказкотерапия
Чтение сказок, былин, мифов и притч развивают у детей образное мышление, прививают им моральные нормы и правила поведения. Хорошо развивается воображение и логика. Разрешение любых проблем и трудностей происходит посредством чтения, разыгрывания ролей, придумывания продолжение сказки. Методика идеально помогает как детям, так и взрослым.
Фототерапия
Помогает развить и гармонизировать личностный потенциал. Работа происходит как с готовыми фотографиями, так и с авторскими снимками.
фототерапии заключается в том, что создается и воспринимается клиентом фотографические образы, которые дополняются в процессе сеанса их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними).
Глинотерапия
Глина позволяет клиенту мягко отреагировать, осознать и переработать печальный опыт своей деятельности. Подходит для тех клиентов, которые по каким – либо причинам затрудняются высказать свою проблему словесно.
Все смешанные чувства и переживания вылепляются из глины в определенную форму, которую легко видоизменить, скорректировать под желаемый образ. Это позволяет быстрее найти решение из сложившейся проблемы, понять методы дельнейших действий.
Лепка помогает человеку раскрыться и понять самого себя, справиться со страхами, агрессией и обидами.
https://www.youtube.com/watch?v=doIm95fmRBg
Лепка из глины для детей — увлекательное и полезное занятие
Методы арт-терапии видео и книги
Копытин А.И. — «Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса» (скачать) methods_art_therapy
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все методы арт-терапии являются замечательным средством воздействия на многие сферы жизни человека.
Методика помогает не только справиться с личными душевными конфликтами, но и позволяет найти решение самой сложной и запутанной ситуации.
Уникальность арт – терапии состоит в многогранности ее воздействия: в процессе сеансов задействованы тактильные, зрительные и слуховые анализаторы.
Статью прочитали: 7 139
Расскажите друзьям:
🎦 Видео
Арт-терапия : МОЕ ТЕКУЩЕЕ И ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ (техника)Скачать
Мастер-класс «Арт-терапия: от формирования запроса до решения глубинных проблем» Зингман О. Г.Скачать
Арт-терапия. Основные направления арт-терапииСкачать
Лекция 1. Что такое арт-терапия?Скачать
Арт-терапия. Выход из запутанной ситуации. Метод каракули.Скачать
Арт-терапия. Техника на снятие стресса и напряжения. Как помочь себе?Скачать
Простое упражнение для поднятия самооценкиСкачать
Что такое арт терапия? Почему и как она работаетСкачать
Арт-терапия - лучший психологический метод для детейСкачать
Коррекция детских страхов методами арт терапииСкачать
МЕТОДЫ АРТ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИСкачать
Арт-терапия в работе с детьми. Как провести 1 консультацию (запись вебинара) | Елена ТараринаСкачать
Арт терапия Эмоциональное выгорание|Стресс|ТревогаСкачать
Арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты как методы профилактики эмоционального выгоранияСкачать
АРТ-ТЕРАПИЯ: ТЕХНИКА Цветок женской идентичности (рисуночная техника)Скачать