В нашей стране уделяется большое внимание такому процессу, как патриотическое воспитание детей и молодежи, то есть формированию у юного поколения любви к своей Родине.
Этому способствуют такие мероприятия, как «Бессмертный полк» и создание отрядов, разыскивающих погибших во время Великой Отечественной Войны солдат и офицеров. Патриотизм выступает объединяющим народ фактором, который помогает в трудные для страны минуты защитить ее.
Не может считаться цивилизованным то государство, граждане которого не ощущают потребности приумножить ее культурно-историческое наследие, защитить его, не хотят бережно относиться к своей Родине.
- Задачи патриотического воспитания
- Патриотическое воспитание: как привить любовь к Родине
- Убеждение
- Патриотическая деятельность
- Военно-патриотическое воспитание
- Мероприятия по воспитанию юных патриотов
- Литературно-музыкальные уроки
- Экскурс в историю
- Экологические уроки
- Встречи с фронтовиками
- Уроки патриотического воспитания — видео
- Современные проблемы патриотического воспитания
- Нравственные проблемы общества
- У предков проблем с патриотизмом не было
- Истоки патриотизма, задачи воспитателей
- Основные пути формирования чувства патриотизма
- Воспитание морали, нравственности
- Важность знания культуры, истории
- Подготовка будущих защитников Отечества
- Патриотическое воспитание детей школьного возраста
- Что такое патриотизм
- Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?
- Уровни патриотизма
- Задачи патриотического воспитания на примере школы
- Методы патриотического воспитания
- Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания
- Роль педагога в патриотическом воспитании
- План мероприятий по патриотическому воспитанию школьников
- Патриотическое воспитание в школе
- Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи
- Патриотическое воспитание детей в начальной школе
- Патриотическое воспитание старшеклассников
- Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе
- Примерные темы мероприятий по патриотическому воспитанию в СОШ
- 🔥 Видео
Задачи патриотического воспитания
Патриотизм не возникает сам собой, его следует развивать с детских лет. И задача эта лежит на родителях и педагогах, которые с помощью патриотического воспитания, включающего беседы на заданные темы, экскурсии и другие мероприятия могут сформировать у юного поколения светлого и великого чувства патриотизма.
Задачи патриотического воспитания:
- Формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, за ее национальных героев, уважение к прошлому.
- Развитие желания служить своему Отечеству, защищать его.
- Воспитание многосторонней развитой, высококультурной личности на основе исторических примеров.
- Выработка привычки всегда поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в родном государстве.
- Формирование у маленького человека чувства толерантности, уважительного отношения к правам людей любой национальности, вероисповедания и нетерпимости к экстремизму и терроризму
- Выработка чувства сопричастности к своему народу, семье, культуре и истории Отечества.
Патриотическое воспитание дошкольников, подростков и молодежи опирается на культурные, духовные, национальные идеалы страны и народа. Этот процесс имеет свою структуру, четкий алгоритм действий, с помощью которого формируется гражданская позиция человека.
Начинается развитие патриотизма с:
- привязанности к местам, где человек родился;
- со своей малой Родины;
- любви к красоте и богатству родного языка, природы;
- интереса к культурным традициям своего народа.
Постепенно чувство патриотизма перерастает во всеобщую любовь к стране.
Патриотическое воспитание: как привить любовь к Родине
Действия педагогов и семьи по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи различаются. Существуют три компонента, которые последовательно формируют у ребенка соответствующее представление о патриотизме.
Убеждение
Этот компонент включает первоначальные знания ребенка о своем Отечестве, истории и развитии культуры своего народа.
Патриотические убеждения формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте благодаря работе воспитателей в детском саду, классных руководителей в школе и членов семьи. Это, пожалуй, самый важный момент в патриотическом воспитании.
Именно от правильных идеалов, заложенных в младшем возрасте, зависят дальнейшие патриотические настроения ребенка, то, как он будет относиться к своей Родине.
Важную роль в воспитании патриотизма у детей играет семья. Родители могут с самых первых лет жизни своего ребенка прививать ему любовь к Родине, уважение к ее традициям и культуре. Для этого используются самые разнообразные способы. Это и совместные прогулки по своей улице, району, лесам и полям, чтобы показать малышу какая богатая и красивая его Родина.
Прогулки следует сопровождать рассказами о флоре и фауне, о том, какие огромные природные богатства таит родная земля. Помогают развить чувство патриотизма и книжки детских писателей (И. Тургенева, А. Гайдара).
Патриотическая деятельность
На этом этапе ребенок уже четко осознает собственную причастность к судьбе Отечества, учится поступать в соответствии с установленными в социуме правилами и нормами.
Военно-патриотическое воспитание
В настоящее время военно-патриотическому воспитанию государство уделяет много внимания. Создаются поисковые отряды, патриотические клубы.
Дети и молодежь активно и с удовольствием:
- участвуют в мероприятиях, посвященных памятным для нашей страны датам истории;
- помогают ветеранам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда.
Старшеклассники, студенты и люди более взрослые из розыскных отрядов регулярно проводят раскопки в местах боевых действий времен Великой Отечественной Войны, благодаря чему стране становятся известны имена погибших героев, ранее считавшимися без вести пропавшими. Все это является результатом правильного патриотического воспитания. С помощью патриотического воспитания у юного поколения формируются волевые и моральные качества.
Мероприятия по воспитанию юных патриотов
Педагогами и психологами было разработано множество способов по патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Работа включает развитие чувства патриотизма во время урочной деятельности и воспитание любви к Родине после уроков, в свободное время, в том числе и с участием родителей.
Литературно-музыкальные уроки
Такой подход используют для работы с малышами, так как они очень хорошо воспринимают информацию именно через эмоции.
Для формирования у детей детсадовского возраста чувства патриотизма:
- им читают былины о русских богатырях, о красоте и разнообразии природы РФ;
- разучивают народные песни.
Дети очень эмоциональны и через сопереживание героям литературных произведений непроизвольно учатся любить свою Родину, гордиться ею.
Экскурс в историю
Для ребят постарше разработана система патриотических мероприятий, включающих:
- экскурсии в музеи боевой славы, краеведческие музей;
- посещение в своем городе памятников героям различных войн;
- рассказы об их подвигах.
Такие мероприятия формируют у детей систему знаний об исторических событиях, произошедших на их Родине, развивают чувство гордости за своих сограждан, которые стали героями.
https://www.youtube.com/watch?v=THnt3fCSahM
После экскурсий проводятся серьезные беседы, направленные на формирование правильной гражданской позиции. Это беседы о Конституции и правах человека, о важных праздниках, памятных датах, о символике страны.
Экологические уроки
В школе проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию, направленные на изучение природы своего края, защите ее от экологических проблем. Участвуют в таких акциях младшие школьники, которые собирают гербарии. Подростки и молодежь, сажают деревья, собирают лекарственные растения или занимаются уборкой рощ, лесов, водоемов.
С помощью экологического направления патриотического воспитания дети учатся любить и уважать природу своей Родины, беречь ее.
Встречи с фронтовиками
Немаловажным и мероприятиями становятся регулярные встречи с ветеранами боевых действий. Их остается все меньше и поэтому важно передать юным патриотам те идеалы, ради которых совсем еще молодые ребята и девушки сознательно на различных войнах отдавали свою жизнь за Родину.
Следует понимать, что дети воспринимают мир иначе, чем взрослые. Они из-за своей эмоциональности способны к эмпатии (сопереживанию), поэтому живо откликаются на значимые события. Особенно они сочувствуют пожилым ветеранам войн.
Именно поэтому патриотическое воспитание школьников включает встречи с фронтовиками и блокадниками. В их ходе они рассказывают о своей нелегкой судьбе. Такие встречи формируют у детей чувство уважения к старшему поколению и их ценности как живых свидетелей важных исторических событий, произошедших на Родине.
Встречи с ветеранами оставляют мощный эмоциональный след в сознании детей, и в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за героев своей страны.
Патриотическое воспитание молодежи, дошколят, школьников является залогом развития:
- ответственности;
- сохранения духовности у молодого поколения страны.
Соответственно, укрепляется государство. В результате проводимых мероприятий сознание детей, подростков, молодежи меняется в лучшую сторону. Возрастает их социальная активность, гражданская ответственность, уважение к старшему поколению.
Уроки патриотического воспитания — видео
Видео:ШКОЛА НАУЧИТ ПАТРИОТИЗМУ / В РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕСкачать
Современные проблемы патриотического воспитания
Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.
Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности.
Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию.
Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государственники, которым комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы.
Что бы лучше разобраться в сути проблем, рекомендуем ознакомиться с предыдущим материалом, где мы писали о целях патриотического воспитания.
Основные проблемы патриотического воспитания:
- Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
- Слабые познания в области культуры, истории.
- Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.
- Нравственные проблемы общества
- У предков проблем с патриотизмом не было
- Истоки патриотизма, задачи воспитателей
- Основные пути формирования чувства патриотизма
- Воспитание морали, нравственности
- Важность знания культуры, истории
- Подготовка будущих защитников Отечества
Нравственные проблемы общества
Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство.
https://www.youtube.com/watch?v=vb-vECVgX48
Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России — разрушение культурного пространства.
Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами. Истоками кризиса системы образования нужно признать отсутствие целей. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги.
На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания забракованы, новые не созданы. Система подготовки учителей припадает на все четыре ноги, компетентных воспитателей крайне мало.
Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями. Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ.
Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами.
Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства. Но не только его.
Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов.
Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.
У предков проблем с патриотизмом не было
В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.
Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет возраст, до которого молодежи запрещается продавать пиво. Перед детьми эпохи Владимира Мономаха такой вопрос не стоял.
Как только ребенок начинал хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу. Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности происходило с младых ногтей.
Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на футбол, корпоративы. Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания. Нужно было пахать-сеять, ставить на ноги младших, обороняться от завоевателей.
Любая проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес имел приоритет над любым другим.
Воспитание детей осуществлялось не путем назиданий, будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой пример, посильно участвуя во всех делах семьи и общества.
Тренировочные ситуации не создавались искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос сохранения семьи, государства.
Церковь еще не была «опиумом для народа» а являлась центром духовности и нравственности.
Петр І требовал от окружения сначала преданности государству, а потом царю. В период развитого социализма молодого человека, не служившего в армии, подозревали в отсутствие здоровья.
Такой наверняка не защитник, как за него замуж выходить? Демобилизовавшиеся не спешили расстаться с галифе и бескозырками, в них нужно было пощеголять на родной улице, вызвать зависть у пацанов, завоевать симпатии девушек.
https://www.youtube.com/watch?v=T_sTlU7R63o
Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.
Истоки патриотизма, задачи воспитателей
Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. В период Древней Руси выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина».
В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален.
На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные самостоятельные народы.
Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно.
Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.
Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема, и должна рассматриваться на государственном уровне. Из-за ослабления внимания к этому вопросу появляются предпосылки для возникновения внутренних, внешних угроз, государство теряет в динамическом развитии, качестве жизни населения, влиянии на мировые процессы.
Патриотическое воспитание дошкольников и школьников – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию.
Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим.
В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.
Дошкольное образование, школа должны опираться на разум и нравственность, помогать в ценностных ориентирах, прививать молодому человеку чувство ответственности за народ, государство, сохранение моральных устоев.
Основные пути формирования чувства патриотизма
Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.
В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.
Воспитание морали, нравственности
Нравственного человека характеризует его отношение к людям, труду, результатам труда других людей, уважение к представителям иных народов, своей культуре, культурам других наций.
Общество предъявляет определенные требования к личности. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело добровольное.
Наказание за несоответствие принятым нормам – это «всего лишь» общественное порицание.
Задачей воспитателя становится вырастить такого человека, для которого правила поведения станут его собственными убеждениями, внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть.
Общечеловеческая ценность – жизнь.
Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей.
Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.
https://www.youtube.com/watch?v=zT2KgCAEY3I
Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.
В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.
Важность знания культуры, истории
Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.
Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей.
Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке.
Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина.
Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.
Подготовка будущих защитников Отечества
Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное.
Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия.
Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора.
Встречи с ветеранами ВОВ, просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.
Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать.
От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества.
Творцы воспитательной системы – родители, учителя, весь народ в совокупности предыдущих и нынешних поколений.
Видео:За и против патриотического воспитания / России нужны патриоты или глобальный мир? / НЕНАВИЖУ ТЕБЯ?Скачать
Патриотическое воспитание детей школьного возраста
Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.
Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?
Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.
Что такое патриотизм
Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».
Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.
https://www.youtube.com/watch?v=3amBxVHPVtk
Понятие “Я – патриот”
В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.
Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.
Что включает воспитание патриотизма
Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?
- развитие любви к своему отечеству;
- готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
- гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
- стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
- преданность Отечеству.
Уровни патриотизма
- Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка.
Цель – воздействие на личность ребенка.
- Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.
Гражданско-патриотическое воспитание – состав
Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.
Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:
- утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
- уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
- повышение престижа военной службы;
- вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
- изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
- привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
- формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.
Военно-патриотические воспитание – знание военной истории страны и готовность ее защищать
Задачи патриотического воспитания на примере школы
- Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
- Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
- Цель – воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.
Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.
Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.
Урок обществознания – один из методов патриотического воспитания
В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.
https://www.youtube.com/watch?v=NE5uBIQSTFE
В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.
Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.
Совместные акции ко Дню Флага РФ
Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.
Методы патриотического воспитания
Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.
При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.
Составление родословного дерево – метод патриотического воспитания
Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.
- Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
- Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.
Встреча с ветеранами войны и труда – важный метод ВПВ
Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.
Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке.
Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине.
Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.
Посещение музея в День Победы
Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.
Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди.
Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток.
Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.
Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей
Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя.
Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие.
Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.
Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.
В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.
https://www.youtube.com/watch?v=WwABEEw7YTA
Патриотические игры проводятся уже с первых классов
В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.
В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает.
Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети.
На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.
Соревнования на знание истории страны
Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.
Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания
- Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
- Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
- Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
- Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
- Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
- Гуманный подход к личности ребенка.
- Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
- Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
- Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.
Конкурс патриотического рисунка
Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена.
С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа.
В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.
Роль педагога в патриотическом воспитании
Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.
Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое.
Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края.
Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:
- результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
- только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
- воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.
Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.
https://www.youtube.com/watch?v=lZoxA8eRnOs
Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.
План мероприятий по патриотическому воспитанию школьников
Скачать план
Видео:Патриотическое воспитание: индоктринация школьников. Интервью каналу@redactsiya Алексея ПивовароваСкачать
Патриотическое воспитание в школе
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Патриотическое воспитание детей и молодежи становится одной из самых актуальных проблем современности. Резкие колебания социальных и нравственных ориентиров в стране, изменения ценностей и отсутствие стабильности в обществе показали негативные результаты.
Понятие «патриотизм» приобрело расплывчатые рамки. Еще каких-то двадцать лет назад быть патриотом было, по меньшей мере, непочетно. Сегодня ситуация заметно стабилизируется.
Правительство и Министерство образования РФ видит патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.
Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи
Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости.
Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность. Патриотическое воспитание – не каприз государства .
Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.
Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).
Цель – реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.
Патриотическое воспитание детей в начальной школе
? Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.
Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны.
Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся.
Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия.
Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.
Открытое занятие по окружающему миру в средней группе по ФГОС
Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:
Принцип интеграции в современном образовании занимает ведущие позиции. Он предполагает объединение нескольких предметов общей идеей или тематикой. Так тема «Семья и быт в древней Руси» проходит единой нитью через такие предметы, как русский язык, литературу, историю, музыку, изобразительное искусство .
https://www.youtube.com/watch?v=rs535z9n-WA
К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применимы на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества).
Патриотическое воспитание старшеклассников
Воспитательная деятельность в старших классах несколько отличается от начальной школы. Пример и воспитательные методы уступают место темному взаимодействию педагога и учеников в совместной деятельности.
Такое взаимодействие направлено на воспитание у старшеклассников патриотических чувств и гражданского сознания.
Наиболее успешной формой патриотического воспитания является внеклассная деятельность, которая может сочетать разные виды деятельности.
Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке.
Включать старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и полезно. Это обогащает их личный опыт.
Патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием, поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.
Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков – наличие программно-методического обеспечения.
Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся старших классов, направленная на формирования и у них сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам Российской Федерации.
Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе
Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.
Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:
- Праздник (концерта);
- Тематический урок;
- Экскурсии к памятным местам или монументам;
- Конкурсы (внутри класса и между классами);
- Тематические выставки;
- Организация школьного музея и музейные уроки;
- Открытые уроки;
- Тематические классные часы;
- Показ патриотических и документальных фильмов.
Примерные темы мероприятий по патриотическому воспитанию в СОШ
Тематические уроки | 1. Уроки Памяти «Недаром помнит вся Россия …» (1-11 кл) |
2. Диспут «Дети блокадного Ленинграда» по книге Е. Верейской «Три девочки» (6-7 классы) | |
3. Урок мужества «Ленинградская победа» (7-8 классы) | |
4. Уроки Мужества «Колокола нашей памяти», посвященные битве за Москву (1-11 классы) | |
5. Урок мужества: «И шли на войну девчата…» «У войны не женское лицо…» с приглашением ветеранов войны и труда | |
Конкурсы | 1. Конкурс рисунков «Оружие, доспехи 1812 г.» (1-4 классы) |
2. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы) | |
3. Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». Рукописная книга памяти (старшие классы) | |
4. Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» — история одной фотографии. «Дню Пионерии посвящается» | |
5. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы) | |
6. Участие в конкурсе «Защитники Отечества» среди военно-патриотических объединений школ | |
Классные часы 1-4 класс | 1. «Дети военной поры» |
2. «Первая победа в Великой Отечественной войне» | |
3. «О подвигах, о доблести, о славе» | |
Классные часы 5-8 классы | 1. «Помни имя свое!» |
2. «Русский характер» | |
3. «Есть слово такое – выстоять!» | |
4. «Наш край в годы войны» | |
5. «Помни, что когда-то шли на бой ребята» | |
Классные часы 9-11 классы | 1. «Они сражались за Родину!» |
2. «Героические подвиги наших земляков» | |
3. «Он тогда не вернулся из боя» | |
4. «Полководцы Великой Отечественной Войны» | |
Выставки, уроки в школьном музее | 1. Организация в библиотеке тематической экспозиции, посвященной 200- летию победы России в Отечественной войне 1812 г. |
2. Музейные уроки «Колокола нашей памяти» | |
3. Участие в смотре-конкурсе залов, музеев, экспозиций боевой славы. | |
Экскурсии, участия в городских мероприятиях | 1. Экскурсии в краеведческий музей, в историко-художественные музеи г.Москва, г. Зарайск, г. Коломна, к памятникам и мемориалам, обелискам |
2. Акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Мы граждане России», «Свет в окне» — шефство над ветеранами | |
3. Трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории «Подвиг в камне и бронзе» | |
Открытые мероприятия | 1. Открытое мероприятие на параллель «Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвященное победе в Отечественной войне 1812 г |
2. Открытое мероприятие на параллель «Я – гражданин России!», посвященное Дню Конституции. | |
3. Открытое мероприятие на параллель «Есть такая профессия – Родину защищать!» ко Дню защитника Отечества. | |
Музыкальные мероприятия | 1. Конкурс инсценированной песни «Споемте, друзья!» |
2. Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам!», посвященная Дню Победы. |
Формы и методы применяемые в патриотическом воспитании
🔥 Видео
Со школьников потребовали денег за патриотическое воспитаниеСкачать
Гоблин - Про патриотическое воспитание подростковСкачать
Школы готовят солдат: как в России запустили программу по воспитанию поколения ZСкачать
Они зомбируют детей! Патриотическое воспитание - вы готовы?Скачать
Патриотическое воспитание школьников с позиций системного подходаСкачать
Патриотическое воспитание школьниковСкачать
Лекция 2. Актуальные проблемы патриотического воспитания в образовательном процессеСкачать
Патриотическое воспитание детейСкачать
Патриотическое воспитание молодежи в современных реалияхСкачать
Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриотаСкачать
Ошибки России и Беларуси в воспитании патриотизмаСкачать
Патриотическое воспитание детей важно для формирования личностиСкачать
Патриотическое воспитание школьников в КНРСкачать
Патриотическое воспитание детей эффективнее с интерактивными технологиями: ПО "АЛМА Патриот"Скачать
Мастер-класс "Патриотическое воспитание детей"Скачать
1 этап. Вебинар "Патриотическое воспитание детей в современных условиях"Скачать
Патриотическое воспитание школьников в курсе историиСкачать