Если ребенка обижают в школе советы психолога

Если ребенка обижают в школе советы психолога Статьи по психологии
Что делать если ребенка обижают в школе — Советы психолога

Если ребенка обижают в школе советы психолога

29.05.2021 14:30:01

Эксперт: Лочуков Денис Александрович

Возраст начала обучения в школе, и само это событие является настоящим испытанием для маленького человека. В 7 лет мироощущение ребенка снова скачкообразно меняется. В этом возрасте ребенок начинает отдавать себе отчет в том, что он чувствует и начинает классифицировать эти чувства.

Наличие чувств было у него конечно всегда, но вот их осознание приходит в 7 лет, и появляется то самое, — «я обрадовался», «я в ужасе», «я огорчен» по отношению к себе самому.

Именно осознавая и определяя у себя чувства ребенок в этом возрасте начинает понимать, что они связаны с другими людьми. Некоторые люди вызывают симпатию, другие – страх, с кем-то связано чувство страдания, а от кого-то он получает оптимистический заряд бодрости.

Наличие других людей, конечно, было очевидно для ребенка, однако осознание их полной самостоятельности и необходимости с ней считаться усваиваются мышлением ребенка только в 7 лет. На этом пути у детей неминуемо начнут возникать конфликты со сверстниками

Содержание
  1. Основы формирования способностей ребенка решать конфликт самостоятельно
  2. Психологические аспекты возникновения конфликтных ситуаций в школе и их профилактика
  3. Начальная школа, возраст 7 – 10 лет
  4. Возраст от 10 до 13-14 лет
  5. Возраст полового созревания, 13-14 лет.
  6. Что нужно делать если ребенка уже обижают в школе
  7. Какие меры будут эффективны
  8. Что делать, если ребенка обижают в школе? Психолог о буллинге
  9. Как понять, что над ребёнком смеются сверстники?
  10. Кто становится объектом насмешек?
  11. Как не нужно поступать?
  12. Что делать родителям?
  13. Когда достают везде
  14. Правильные отношения с ребёнком
  15. Что делать, если ребенка обижают в школе? Как помочь сыну или дочери? Советы психологов
  16. Как понять, что дочку или сына обижают в школе
  17. Советы психологов: что делать?
  18. Как помочь, если советы не сработали?
  19. Ребенка обижают в школе: что делать родителям (советы психолога)
  20. Ребенка обижают в школе: что делать родителям, каковы признаки изгоя
  21. Выбор жертвы
  22. Ошибки родителей
  23. Неотложная помощь
  24. Правила развития успешного человека
  25. 📺 Видео

Основы формирования способностей ребенка решать конфликт самостоятельно

Часто родители, в излишнем стремлении уберечь ребенка от всех невзгод, вмешиваются в формирование у него навыков социальной жизни.

Элементарный пример – ребенок играет с детьми на детской площадке, неожиданно его кто-то толкнул, либо забрал у него игрушку.

Супер -заботливый родитель, в «праведном гневе» отчитывает обидчика, ставит его на место и совершает «дело справедливости». Реакция вполне естественна и понятна многим родителям.

Однако правильными действиями будет предоставить возможность ребенку решить ситуацию самому. Это будет очень важный социальный опыт для ребенка.

Вмешательство необходимо только в следующих случаях:

  1. Когда есть явная угроза здоровью ребенка. Например, когда ребенок рассказал о том, что его собираются избить в школе.

  2. Когда ребенка обижают регулярно, и он явно не справляется с ситуацией.

Поддержка и вообще весь процесс воспитания должна быть построена не только на любви к ребенку, но и на вере в его возможности и собственные силы. Эту веру надо демонстрировать ребенку. Именно эта вера аккумулирует в ребенке энергию и стремление, необходимые ему, чтобы сформироваться как самодостаточная и успешная личность.

Начинать рассмотрение этого вопроса стоит с профилактики возможной проблемы. Следует помочь ребенку лучше понять и узнать самого себя.

Психологические аспекты возникновения конфликтных ситуаций в школе и их профилактика

Ситуации связанная с тем, что ребенка могут начать обижать в школе возникают в школе, на трех возрастных рубежах, — на рубеже 7 до10 лет, с 10 до 13-14 лет и в начале подросткового периода, примерно в 13-14 лет.

Понимание механизма развития мышления у ребенка в эти периоды и своевременная поддержка со стороны близкого взрослого человека могут стать хорошей профилактикой, которая позволит избежать конфликтов в школе или выйти победителем, если конфликт случился.

Начальная школа, возраст 7 – 10 лет

До этого момента ребенок, чаще всего, ходил в детский сад. Давать ему оценку и судить его могли только его родители и априори ни чье мнение его больше не интересовало.

Пойдя в школу, ребенок погружается в новый для него мир.

В этом мире совершенно посторонний ему ранее взрослый, его учитель, может поставить ему оценку, и эта оценка повлияет на отношение к нему его родителей (для ребенка этот факт, как «гром среди ясного неба»!).

Помимо этой неожиданности, которую нельзя назвать приятной, его ждут отношения со сверстниками. В детском коллективе, даже таких ещё юных ребятишек, уже имеет место жестокость, очень часто эгоизм и несправедливость и как следствие конфликты между детьми.

https://www.youtube.com/watch?v=scTKkN3ejpE

С самого первого класса школы ребенку предстоит проявить настоящее мужество, чтобы принять для себя факт необходимости уживаться с этими другими людьми, научиться подчинять себя требованиям социума, не потеряв при этом самого себя.

Родители, в глазах ребенка этого возраста, должны сохранить ощущение гарантий и опоры в этом новом для него мире.

  1. Начинать нужно с того, чтобы ребенок правильно научился определять и квалифицировать свои чувства, давал им правильные характеристики и верную оценку. Это позволит избежать нарушений, которые могут вызвать пограничные расстройства психики у ребенка.

  2. Не вставать необдуманно на сторону педагога, который оценивает знания ребенка.

    Четко усвоив, что главное в обучении не полученная оценка, а степень усвоения материала и объективная оценка возможностей самого ребенка, которая родителям должна быть яснее, чем постороннему человеку, пусть даже с дипломом педагога. Это очень важно в этом возрасте для сохранения достойной самооценки ребенка, которая должна стать стержнем будущей сильной личности.

  3. Научив ребенка правильно квалифицировать свои чувства, если это необходимо, помочь ему понять, как они соотносятся с окружающими его в школе сверстниками.

    Хотя, чаще всего, он сам это поймет если будет правильно разбираться в своих чувствах.

    Такое умение позволит ему на бессознательном уровне выстраивать отношения со сверстниками так, чтобы избегать «острых углов» и ощущать себя в коллективе комфортно.

Возраст от 10 до 13-14 лет

Этот возраст характерен тем, что ребенок уже сформировал для себя достаточно ясные представления о себе самом, окружающей его действительности, жизни в ней и о других людях. Сейчас его уже можно назвать «личностью», в том понимании как это принято в обществе. Одним словом, в нем сейчас преобладает здравый смысл.

Ребенок начинает понимать, что хочется ему и осознавать, чего от него хотят взрослые. На этом этапе может возникнуть дисбаланс доверия.

Если ситуации раз за разом будут складываться так, что ему придется защищаться от родителей с их безапелляционными требованиями, контакт и связь с ними нарушаться.

Ребенок начнет увиливать и хитрить, а ведь этот этап развития связан с взрослением и обретением самостоятельности, которая зачастую не дается без ошибок и неудач.

Психологами установлено, что именно в этом возрасте у детей максимально усиливается потребность занять свое место в группе.

Начинается разделение коллектива класса на «сегменты», — «реальные пацаны», «ботаны», «девочки – няшки», «девочки – отличницы» и т.п. Принцип сплачивания в группы необходим детям, чтобы ощущать себя полноценными и не испытывать ущербность.

Здесь начинают возникать предпосылки к унижению тех, кто не «вписался» в коллектив или оказался в «непрестижной касте».

На этом этапе взросления от родителей потребуется ещё больше усилий для сохранения доверительных отношений с ребенком.

  1. Потребуется осознать, что механизм «ты – мне, я – тебе», это пройдённый этап воспитания и с ребенком надо постараться общаться не на договорной основе и тем более не как надзиратель-дрессировщик, а как с личностью. Пусть он ещё мал и неопытен, но с ним вполне уже можно разговаривать исходя из позиций здравого смысла.

  2. Если доверие к родителям не утрачено, этот возраст самое эффективное время для того, чтобы учить ребенка всему, что они знают, используя в основном слова.

    До 10 лет смысл многих слов ребенку ещё не был понятен, и его оценка происходящего была ущербной, после 13-14 лет его захлестнёт пубертатный период и многие слова для него станут бессмысленными. Как правило, родители «учат жизни» ребенка именно до 10, а потом запал заканчивается, и они выдыхаются.

    Поступать же надо наоборот, чтобы сберечь свой потенциал и готовность поделится жизненным опытом с ребенком именно в этот период его взросления.

  3. Таким образом, при сохранении доверия к родителям, ребенок с радостью ухватиться за советы родителей и исходя из собственных интересов, руководимый опытом взрослого, сможет занять достойное место в выбранной им группе одноклассников.

Возраст полового созревания, 13-14 лет.

Этот возраст связан с полным переосмыслением всего своего существования и окружающего мира.

Девочки, ещё совсем девчонки, а испытывают все аспекты борьбы внутренних мотивов и комплексы, которые присуще женщине.

Мальчики видят себя мужчинами, при этом несуразны и даже недоросли до состояния юношей. Любые конфликты, а тем более ситуация, когда ребенка обижают в школе кажется подростку катастрофой.

https://www.youtube.com/watch?v=73ebq1vypV4

Очень важным моментом для родителей становится соблюдение тех правил о которых было написано выше. В этом случае шансы, поддержать подростка и на первоначальной стадии профилактической работы не допустить острых конфликтов со сверстниками, будут высоки.

· Единственным советом здесь будет, — не навредить своими неосторожными замечаниями и критикой. Именно в этом возрасте складываются идеальные условия формирования у подростка достойной самооценки и уважения к себе.

Если помнить об этом и строить свои отношения с подростком учитывая, то состояние, которое он переживает, вполне возможно, что он ни только успешно справится с конфликтными ситуациями в школе, но и закрепит основные сильные черты своего характера.

Что нужно делать если ребенка уже обижают в школе

Теперь стоит рассмотреть ситуацию, если никакой профилактики не было, либо она оказалась неэффективной и ребенка обижают в школе.

Начинать стоит с того, чтобы узнать, — обижают ли ребенка или проблема в другой плоскости. Признаки того, что ребенка обижают в школе, являются:

  1. Первыми признаками могут стать соматические реакции организма, — ребенок начинает испытывать головные боли, расстройства желудка, чаще болеть.

  2. Ребенок всячески уклоняется от посещения школы, прогуливает, старается избегать внешкольных мероприятий с классом, не рассказывает о делах в школе.

  3. Изменение поведение школьника, — замкнутость, раздражительность, плаксивость вплоть до истерик, нарушение сна и кошмары, иногда энурез.

  4. Регулярное возвращение со школы с синяками, ссадинами, в грязной и порванной одежде, поломанными личными вещами или с частыми «потерями» их.

  5. Прямое обращение ребенка с жалобой на то, что его обижают.

Начинать нужно с того, чтобы прояснить ситуацию, сделав следующее:

  1. Доверительно побеседовать с ребенком, вложив в разговор свою любовь, понимание и веру в него. В разговоре следует избегать оценки действий ребенка и его обидчиков.

  2. При любом результате разговора с ребенком следует поговорить с учителями школьника и классным руководителем, постаравшись выяснить причину и суть конфликта и понять личностные качества обидчиков.

Прояснив ситуацию не стоит сразу же на прямую пытаться осадить обидчиков и решить всё за ребенка. На некоторое время, возможно, ситуация утихнет, но в скором будущем станет ещё острее, и ребенок может оказаться под большим давлением.

Какие меры будут эффективны

Предпринять все меры к тому, чтобы повысить самооценку ребенку. Следует выяснить суть конфликта и его причину, если они лежат в области понижения самооценки ребенка как личности постараться поднять её.

С основными тезисами по повышению самооценки можно познакомится в сериях работ доктора биологических наук М.М. Безруких «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития».

Вопрос достойной самооценки у ребенка является ключевым, без решения этой задачи остальные меры будут малоэффективными.

В случае если причиной является робость ребенка, либо напротив его провоцирующее поведение необходимо «отрепетировать» его поведение, в этом поможет:

  1. моделирование и разыгрывание возможных ситуаций дома;

  2. занятия, развивающие навык выступать публично, примеры можно прочесть здесь.

  3. Занятие по изучению приемов самообороны, тренажерный зал или секция единоборств.

Когда речь идет об угрозе здоровью ребенка, безусловно требуется вмешательство взрослого. Вопрос лучше решить на уровне родителей обидчиков, с предупреждением их о возможном обращении с жалобой в правоохранительные органы. Право поступить так остается за родителями ребенка, который подвергается нападкам.

Если проблема не будет решена возможно придется переводить ребенка в другой класс или школу. Однако это решение всё равно вернет к вопросу отработки с ребенком этой ситуации по всем вышеизложенным позициям, иначе шансы повторения истории в новой школе или классе очень велики.

https://www.youtube.com/watch?v=wSvM42BsvFo

Статья составлена на основании книг А. Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила»; М.М. Безруких «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития»  и педагогической, воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.

Всего : 0, рейтинг: 0

Видео:Каких детей обижают в школе? / Православный психологСкачать

Каких детей обижают в школе? / Православный психолог

Что делать, если ребенка обижают в школе? Психолог о буллинге

Если ребенка обижают в школе советы психолога

Ребёнок приходит из школы. И вроде бы всё нормально, как всегда, но почему-то настроение у него неважное, он с неохотой рассказывает, как прошёл день, а то и не хочет идти в школу завтра.

В чём причина такого странного поведения, он рассказывает неохотно. Но часто дело в том, что одноклассники его обижают.

Ребёнок является объектом насмешек, действия учителя по этому поводу сводятся к простым замечаниям, а то и вовсе не предпринимается ничего. Итог — нежелание посещать занятия и обида на школу.

Преподаватели часто не видят происходящего. Для издевательств выбирается время, когда никого из взрослых нет поблизости. Например, перемена, время после уроков или минуты, когда учитель покидает класс.

Что делать, если ребёнка обижают в школе?

Советы психолога помогут понять, как поступить, если вы попали в такую ситуацию, а также причины возникновения такого поведения у детей в различной обстановке: детском саду, школе, на улице.

Как понять, что над ребёнком смеются сверстники?

Скажем сразу: понять это будет нелегко, особенно поначалу. Дети часто скрывают от родителей, что их достают одноклассники.

Но есть некоторые признаки, по которым можно догадаться о не лучших отношениях его со сверстниками:

  • Ребёнок стал учиться хуже, отказывается посещать занятия, ищет предлоги, чтобы остаться дома, или идёт гулять вместо школы
  • Стал замкнутым, не делится своими радостями и проблемами
  • Настроение портится в обычные дни, но становится лучше в выходные, когда не нужно идти в школу
  • Часто появляется недомогание — например, болит живот или голова, ребёнок может использовать это как предлог не идти на занятия, либо плохо себя чувствует на самом деле. Могут появиться такие симптомы, как ночные кошмары, заикание, энурез
  • Наблюдайте за его внешним видом и состоянием его личных вещей: если замечены признаки побоев, например, синяки, или вещи часто оказываются испорчены или украдены, это тоже признак травли со стороны одноклассников.

Не обязательно, чтобы присутствовало всё перечисленное сразу. Даже одного признака достаточно, чтобы понять, что с ребёнком что-то не так. Поговорите с ним и попытайтесь выяснить, не насмехаются ли над ним в классе.

Кто становится объектом насмешек?

Часто можно услышать мнение, что это люди, обладающие явными отличиями от большинства. На самом деле всё далеко не так однозначно: дети замечают всё, и повод может быть любым. Например, им показалось, что человек поступил не так, как следовало.

Или они узнали тщательно скрываемую тайну. В этом случае начинаются насмешки, и продолжатся ли они — зависит от реакции.

Если ребёнок держится с достоинством и не обращает внимания, они вскоре прекращаются, одноклассникам уже неинтересно доводить того, кто не реагирует на подколки.

Большую роль играют отношения, установившиеся в семье. Если они «не очень», ребёнок станет вести себя неуверенно, что спровоцирует насмешки со стороны сверстников.

Чаще всего такая участь постигает детей из неблагополучных семей, которые неважно одеты и часто не имеют вещей, которыми могут похвастать ровесники (телефон определённой модели или что-нибудь в этом роде).

Также продолжают изводить того, кто не даёт отпор обидчикам, но ясно даёт понять, что задет: плачет, показывает эмоции. Но и те, кто слишком бурно реагирует на оскорбления, получают их снова и снова.

Важный фактор — самооценка. Если она занижена, труднее добиться в коллективе авторитета.

Как не нужно поступать?

Три самых распространённых родительских ошибки:

  • Идти разбираться самим. Приходить в школу и начинать жаловаться учителям или ругаться с самими одноклассниками. Такой поступок может привести к тому, что ребёнка могут невзлюбить ещё больше — за то, что нажаловался — и дополнительно вы навлечёте на него антипатию преподавателей. Хуже всего, если вы решитесь на такой шаг, не обсудив это с сыном дочерью
  • Наоборот, устраняться от решения проблемы. Вы должны быть рядом с ребёнком, помочь ему в непростой ситуации, научить правильно отвечать обидчикам
  • Переводить в другой класс или школу. Когда отношения с классом только-только начинают портиться, это может быть хорошим решением. Но существуют подводные камни: сложность адаптации в непривычной обстановке, например. А если причиной травли было неуверенное поведение школьника, на новом месте история может начаться сначала. А бывших одноклассников всё равно не исправить — они найдут другой объект.

Что делать родителям?

Прислушайтесь, что скажет сын дочь. Возможно, ребёнок будет задаваться вопросом, почему это случилось именно с ним, почему одноклассник начал насмехаться. Это повод выяснить, не задел ли он первым своих обидчиков. Если он ничего им не сделал, то, конечно, не виноват. Причина в них.

Узнайте, подвергается ли ребёнок насмешкам только в одном месте (школе, садике, какой-либо секции).

Если над ним смеются, как ему кажется, из-за детали внешности, которая вызывает у него комплексы, объясните, что она здесь ни при чём.

В самом деле, таким детям не так уж важна внешность: они ищут неуверенного в себе человека, а, например, полнота или шрам — дополнительный повод, унижают не за это, а потому, что хочется за счёт кого-то самоутвердиться.

Причину могут найти любую: учится лучше или хуже других, не так выглядит, ведёт себя, одевается, не ту музыку слушает — что угодно, вплоть до необычного имени или фамилии.

Предложите помощь. Поддержка родителей в этом случае очень важна. Дайте ребёнку понять, что любите его, понимаете, что он нужен.

Узнайте, чем интересуется сын дочь. Предложите записаться в клуб, кружок, секцию. Если школьник по-настоящему увлечён тем или иным занятием, это поможет переключиться и не думать постоянно о тяжёлой ситуации в школе, находить силы и восстанавливаться.

https://www.youtube.com/watch?v=dhkIn_pJ9kk

Подайте идею о празднике для детей, на котором они могут помириться и даже стать друзьями.

Дайте совет: если систематически изводят — нужно просто не обращать внимание.

Даже если одноклассники крадут вещи ребёнка, он может сделать вид, что ему всё равно, или сказать что-нибудь вроде: «Отдай, когда надоест играть«. И через какое-то время ему отдадут отобранное.

Таким детям важна реакция, бурное проявление эмоций. Если этого нет, им станет скучно.

Разберите ситуацию с дочерью сыном. Причина конфликта может крыться в когда-то неосторожно брошенном школьником слове, неприятном намёке или некрасивом поступке.

Обиженные дети способны долго помнить такое и жестоко отвечать. Часто за задетого вступается группа ребят, школьник оказывается в положении виноватого.

Если вы узнали, что ваш малыш действительно поступил подобным образом, не ругайте его, просто объясните, как нужно поступать теперь.

Дайте учителю знать, что происходит в его классе. Полезно будет, если преподаватель проведёт классный час на тему жестокости детей и преследования. Хорошей идеей будет показать фильм или мультик с подходящей тематикой — «Чучело», «Гадкий утёнок».

Но пусть учитель не обвиняет кого-то конкретно, а просто объяснит, как некрасиво поступают дети, толпой бросаясь на одного, покажет всю опасность такого поведения, которой ученики часто не осознают.

Поняв, что делали, они могут раскаяться в том, что обидели мальчика или девочку, и исправиться.

И самое главное. Ни при каких обстоятельствах не позволяйте школьнику думать, что это он виноват в том, что его достали ученики из его класса. Виноваты они и только они.

Это им захотелось самоутвердиться за его счёт, возможно, отыграться за свои комплексы, это они придумывают обидные прозвища, забирают вещи или даже бьют.

Люди, пытающиеся высмеять слабость других, и сами чувствуют себя в чём-то слабыми и боятся, что их в этом уличат.

Куда жаловаться, заметив, что учитель не особенно помогает или не хочет это делать?

Надо обратиться к вышестоящему начальству — директору или его заместителям. Если узнали, что одноклассники бьют вашего сына или дочь, необходимо сразу обращаться в полицию, как и в том случае, если ребёнку угрожают.

Когда достают везде

Запишитесь на консультацию семейного психолога. Специалист поможет разобраться, почему ваш малыш так часто оказывается объектом агрессивного поведения. Обратите внимание на атмосферу в школе, в классе. Если там чётко запрещено нападать на других, смеяться над ними, то будет принят любой человек с какими бы то ни было особенностями.

Здесь нужно, чтобы учителя влияли на ситуацию: травля начинается тогда, когда взрослые не обращают внимания на то, как ведут себя дети вне уроков. Пока учитель в классе, они могут делать вид, что всё нормально, но стоит ему выйти или закончить урок, как начинаются насмешки.

О том, что в классе есть группа преследователей и их жертва, учитель может узнать по некоторым признакам, но многие, к сожалению, их игнорируют.

Например, ребёнок жалуется, что кто-то из одноклассников обзывал его, ударил, что у него исчезли вещи из сумки, а учитель не придаёт этим словам особого значения и отвечает что-то вроде: «Разберитесь сами«.

Или, например, распространены случаи, когда мальчик обижает девочку, та рассказывает об этом, а взрослый отмахивается: «Ты ему нравишься, он обратил на тебя внимание«. Педагог не должен так поступать, а наоборот, обязан принять меры и защитить от одноклассников вашего малыша.

Нужны мероприятия, смыслом которых будет донести до детей, что жестокость не приведёт ни к чему хорошему, а только создаст дополнительные проблемы.

Преподаватель не должен устраняться от решения вопроса, отмахиваясь словами, что жертва «виновата сама«, «провоцирует«, странно себя ведёт (а то и вовсе — «чтобы не обижали — веди себя, как все дети«), не может постоять за себя. Надо работать со всем классом, не только с одним агрессором или пострадавшим. Также надо разговаривать с родителями обидчика.

Полезно будет отвлечь детей, дать им проявить себя в чём-то, что не подразумевает применение силы. Каждый должен найти то, что удаётся ему лучше всего, и рассказать другим об этом. Так школьники поймут, что каждый из них в чём-то силён, и откажутся от идеи доминирования одних над другими.

Правильные отношения с ребёнком

Когда против кого-либо без особой причины ополчилось такое количество людей сразу, часто он не может понять, в чём дело, и ищет причину в себе. Он становится неуверенным, считает себя ни на что не способным и хуже других. Убедите ребёнка, что это не так. Даже если у него что-то не получается, покажите, что верите в него: ведь часто уже начать — достижение.

Обратная ошибка — гиперопека. Не бойтесь доверять малышу то, с чем, по вашему мнению, он уже может справиться. Это воспитает у него чувство ответственности и самостоятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=5fdBVt6pNA4

Часто родители переоценивают своих детей, что приводит к завышенным ожиданиям. Не стоит ждать от сына или дочери чего-то экстраординарного, давить на них, требовать, например, чтобы они получали только высшие отметки.

Перебор со строгостью тоже не нужен. Детей надо воспитывать, но не требовать слишком много.

Прививайте такое качество, как настойчивость. Ничего не получается сразу, и мало кто, лишь начав, удостоился триумфа. Не стоит бросать дело на полпути, встретив препятствие.

Уличили в некрасивом поступке? Объясните, почему так делать не надо, но не злитесь, не кричите. Поддерживайте своих детей даже в такой ситуации, возможно, малыш уже и так понял свою ошибку и не повторит её.

В любом случае, вам следует выстроить с ребёнком эмоциональную связь. Идите с ним на контакт, позвольте рассказывать о его чувствах, переживаниях. Интересуйтесь, нет ли проблем.

Не нужно делать акцент на успеваемости, спросите об отношениях в классе, о том, не чувствует ли ребёнок негативного к себе отношения. Дайте ему понять, что в семье его всегда будут любить и ценить.

Вызывайте доверие у малыша, показывайте, что в любом случае он может найти у вас поддержку.

Любовь родителей — то, в чём нуждаются все дети.

Видео:Вашего ребенка обижают! Что делать?Скачать

Вашего ребенка обижают! Что делать?

Что делать, если ребенка обижают в школе? Как помочь сыну или дочери? Советы психологов

Если ребенка обижают в школе советы психолога

Помните, как в знаменитой детской песне: «…Малышей не обижать учат в школе….». К сожалению, сегодня о доброжелательных отношениях между детьми в школе можно услышать только в песнях. А что же делать родителям, если его ребенка обижают и бьют одноклассники? Тогда, не откладывая в долгий ящик, воспользуйтесь материалами нашей статьи.

Как понять, что дочку или сына обижают в школе

Если ваш школьник не признается, а вы подозреваете, что его бьют сверстники, стоит обратить внимание на следующие признаки, по которым можно определить, подвергается ли ребенок насилию в коллективе.

  • Частые травмы. Один из признаков насилия – необъяснимые ссадины, синяки и шишки на теле. Детка, конечно же, объясняет это собственной неуклюжестью: упал, поскользнулся, не увидел преграду. В этом случае необходимо поговорить с ребенком начистоту и пояснить, что если он все расскажет, то это не будет расцениваться как предательство. И привлекают взрослых к проблеме насилия вовсе не ябеды и слабаки. А наносить травмы ему никто не имеет права.
  • Исчезновение вещей. Вы заметили, что у ребенка стали исчезать или выходить из строя ценные вещи. Причем разумного объяснения этому факту тинейджер не дает. Иногда агрессор может не физически воздействовать на жертву, а даже психологически. Перед тем как упрекать детку в расточительности и халатном отношении к собственным вещам, постарайтесь выяснить причину происходящего, показывая при этом, как вы ему сочувствуете.
  • Ребенок не хочет ходить в школу. Если ваш сын с удовольствием учился, бежал в школу с большим удовольствием, а потом вдруг перестал интересоваться школьными делами и бойкотирует посещение занятий, скорее всего ребенок подвергается нападкам со стороны сверстников. Если ваш ученик отказывается посещать уроки и выполнять домашние задания по конкретному предмету, то вполне возможно, что его обижает учитель. К сожалению, подобные ситуации случаются достаточно часто даже с первоклассниками и обучающимися коррекционных школ.
  • Болезни. Неприятные симптомы: головные боли, тошнота, кишечные колики, повышенная температура тела могут свидетельствовать о том, что ребенка обижают в школе. Особенно, если все эти болячки исчезают сразу после того, как вы приняли решение, что он сегодня останется дома и на занятия не пойдет. Не спешите обзывать его «притворщиком» и «симулянтом». Иногда психологическое насилие над личностью может проявляться во вполне конкретных физических симптомах, вызванных психосоматикой.
  • Истязание себя. Царапины, вырывание волос, порезы кожи – вот далеко не самые страшные признаки того, что ребенку тяжело смириться с бессилием, страхом, издевательствами и невозможностью их остановить. Наличие подобных симптомов требует немедленного вмешательства психолога.
  • Изоляция. Тревогу у родителей должна вызывать добровольная изоляция ребенка. В этом случае подросток несколько дней подряд предпочитает закрываться в собственной комнате, перестает общаться с товарищами, приглашать их в гости.

Советы психологов: что делать?

Когда вы сталкиваетесь с подобной проблемой, то заговоры и молитвы тут вряд ли помогут, лучше записаться вместе с сыном или дочерью на консультацию к психологу и следовать следующим советам:

  • Выведите на откровенный разговор. Первая ваша задача – сделать так, чтобы ребенок раскрылся. Осторожно и словно невзначай заведите разговор о том, какие новости происходят в школе, успехах и неудачах. Если вы чувствуете, что тинейджер замкнут и на контакт не идет, объясните, что хотели бы знать о его жизни как можно больше. Не помешает, если вы разбавите непростой разговор историей из собственного детства, поясните, что очень переживаете о том, что в его жизни могут возникнуть проблемы.
  • Хитрите и используйте обходные пути. Как бы случайно на компьютере оставьте открытой вкладку с сайтом, где могут оказать психологическую помощь тинейджерам. Или расскажите трогательную историю о том, как у одной знакомой ребенок подвергался буллингу. Внимательно слушайте, что думает по этому поводу ваш подросток. Его мысли помогут вам понять оправданы ли ваши опасения.
  • Поговорите со знакомыми. Учителя в школе сына или его друзья могут стать источниками полезной информации для вас. Однако расспрашивать нужно очень осторожно, чтобы не усугубить ситуацию вмешательством.
  • Выясните, почему происходит травля. Причин, по которым сына или дочь обижают в школе, может быть несколько:
    1. считают, что ваш ребенок хуже их. Быть может, ваш тинейджер хуже одевается или имеет проблемы с внешностью.
    2. Ребенок сам провоцирует буллинг своими поступками. Причиной может послужить вызывающее поведение подростка, оскорбление им сверстников.
    3. Закрытость и робость. Ребенок совершенно не умеет вступать в коммуникацию с другими ребятами, любое происшествие у него вызывает слезы и нежелание общаться с окружающими.

Как помочь, если советы не сработали?

После того, как вы пообщаетесь с педагогами и сверстниками сына или дочери, скорее всего, окажется, что ваш школьник не умеет правильно строить отношения с другими ребятами, постоять за себя, найти свое место в коллективе. Поэтому не откладывайте решение данной проблемы в долгий ящик.

  • Поговорите с обидчиком. Если вы выяснили, что вашего мальчика или девочку бьет одноклассник, то стоит побеседовать с этим ребенком и обратиться к его родителям. Однако постарайтесь прибегать к этому способу разрешения конфликта только в крайнем случае, ведь подобный разговор может усугубить ситуацию и вызвать новый всплеск агрессии в сторону вашего ребенка. Во время такого разговора воздержитесь от угроз и физических нападок.
  • Визит в правоохранительные органы. Если все разговоры с обидчиком и его родителями не принесут успеха, то пришло время жаловаться в полицию. Быть может, разговор с участковым решит проблему буллинга.
  • Перевод в другое учебное учреждение. Кардинальным решение проблемы может стать переход в другую школу. Но родители должны понимать, что если причина проблемы кроется в ребенке, то она «перекочует» за ним в новую школу.
  • Учите ставить себя в коллективе. Обыгрывайте ситуации общения со своим подростком в домашних условиях, развивайте навыки публичного выступления, разучите простые приемы, которые помогут тинейджеру при самообороне, формируйте уверенность в себе.
  • Запишите ребенка на курсы по искусству коммуникации. Такие занятия могут быть полезными в развитии умения находить общий язык со сверстниками, выстраивать конструктивные взаимоотношения в коллективе.
  • Не обвиняйте. Воздержитесь от обвинений в сторону ребенка, даже если вам кажется, что он сам виноват в том, что его постоянно обижают сверстники. Оказывайте ему всяческую поддержку, чтобы не потерять доверительные отношения с малышом.
  • Не пускайте проблему на самотек. Подросток не имеет достаточно жизненного опыта для того, чтобы справиться с проблемой и требует помощи взрослых людей. Тинейджер, который чувствует поддержку взрослых, реже подвергается буллингу со стороны сверстников. Родители не должны обесценивать чувства своего ребенка и отметать его проблемы, как совершенно пустяковые. Не стоит утверждать, что обзывания нужно просто игнорировать, а вся агрессия – «просто ерунда». Для ребенка это вовсе не детские проблемы, а вопрос, требующий немедленного решения с помощью взрослых.
  • Обратитесь к психологу. Важно незамедлительно обратиться к школьному или семейному психологу за консультацией. Специалист поможет повысить самооценку и уверенность подростка в себе.

Часто нападки на ребенка проще предупредить, чем остановить.

(1 5,00 из 5)

Видео:ТРАВЛЯ! МОЕГО РЕБЕНКА ТРАВЯТ В ШКОЛЕ.ЧТО НАМ ПОМОГЛОСкачать

ТРАВЛЯ! МОЕГО РЕБЕНКА ТРАВЯТ В ШКОЛЕ.ЧТО НАМ ПОМОГЛО

Ребенка обижают в школе: что делать родителям (советы психолога)

Если ребенка обижают в школе советы психолога

Школа — это важная ступень в жизни любого человека. От ощущения комфорта и уверенности в себе зависит развитие способностей сына или дочери и желание учиться. В том, что делать родителям, если ребенка обижают в школе, поможет разобраться психология. В такой ситуации ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек.

Ребенка обижают в школе: что делать родителям, каковы признаки изгоя

Школьнику очень трудно сосредоточить свое внимание на занятиях, если он вдруг стал объектом насмешек в классе. А если такие обиды перерастают во что-то более серьезное, то их последствия могут сломать ребенка. Он в будущем не сможет принимать решения, озлобится на весь мир и не сможет никому доверять.

Как же родителям понять, что дело неладно, если чадо не признается? Есть несколько признаков, по которым это становится очевидным:

  1. Школьник всячески пытается остаться дома, не хочет идти на учебу, его успеваемость резко падает.
  2. Малыш находится по будням в подавленном состоянии, а в выходные настроение налаживается.
  3. Присутствуют внешние признаки — испорчены вещи, на теле есть следы побоев.
  4. Ребенок жалуется на головные боли, что может быть симптомом психологической проблемы.

Выбор жертвы

Многие люди думают, что травле подвержены люди, которые отличаются от других своей внешностью или социальным статусом. На самом деле высмеивать могут любого человека. Стоит только раз оступиться — репутации конец. Различный доход или особенности внешности не могут влиять на травлю и обуславливать ее. Намного большее значение имеют семейные отношения.

https://www.youtube.com/watch?v=XeYW3FjCDEY

Если человек умеет давать отпор, он спокоен и самоуверен, то любые шутки над ним очень быстро прекращаются. Нападкам чаще всего поддаются:

  1. «Жертвы», которые постоянно сомневаются и находятся в состоянии апатии. Они никогда не отвечают на оскорбления и не стоят за себя.
  2. «Агрессоры», которые в большинстве случаев сами нападают на других, что приводит к бурным провокациям.
  3. Дети из неблагополучных семей — плохо одетые, неряшливые, не желающие учиться.

Ошибки родителей

Родители, задумываясь над тем, как поступить, если ребенка обижают в школе, должны понимать, что неверными действиями они могут навредить школьнику.

Не стоит делать следующее:

  1. Оставлять ребенка один на один с проблемой, якобы для того, чтобы развивать самостоятельность. Скорее всего, малыш не готов к такой ситуации, и задача родителей должны— научить его давать отпор обидчику.
  2. Переводить его в другой класс или школу. Конечно, бывают ситуации, в которых действовать нужно немедленно, чтобы спасти ребенка, однако гарантии того, что травля не повторится на новом месте, нет. К тому же школьнику нужно адаптироваться в новом классе, что может усугубить проблему.
  3. Решать конфликт исключительно своими силами — разбираться с недоброжелателями и их родственниками, а также преподавателем. Так можно еще больше навредить, спровоцировав усиление агрессии врагов и их наставников. Не стоит действовать, не посоветовавшись с самим малышом.

Неотложная помощь

Прежде всего нужно трезво оценить ситуацию и величину проблемы.

Помочь может:

  1. Искренняя беседа по душам. Главное — выяснить ответ на вопрос «почему именно он?». Так можно докопаться до истины и понять, что он мог сделать нападающему. Если ничего, то дочка или сын невиновны в этой ситуации. Травля не бывает беспочвенной, и в ее причинах родители обязаны разобраться.
  2. Понимание того, только ли в школе ребенок подвергается издевательствам. Родители должны обязательно предложить свою помощь и пути решения проблемы. Школьнику нужна родительская поддержка: он должен чувствовать свою нужность и положительное отношение к себе.
  3. Детский праздник поможет сплотить коллектив и примерить враждующие стороны: школьная дискотека, спортивные соревнования или коллективный поход в кино. Детям нужно побыть в неформальной, внеклассной обстановке.
  4. Посещение спортивных секций поможет малышу найти для себя единомышленников. Хобби отвлекает человека и морально его восстанавливает.
  5. Помочь разобраться в себе и поведении обидчиков, вполне возможно, что школьник сам провоцирует конфликты. Не стоит на него давить, лучше объяснить правила поведения.
  6. Понимание того, что внешность не имеет никакой значимости, защитит ребенка от комплексов. Уверенность в том, что он любим такой, какой есть, не должна его покидать.
  7. Игнорирование и отсутствие реакции чаще всего приводит к тому, что врагам надоедает их жертва. К примеру, если отобрали ручку, нужно сказать: «Когда надоест ее держать, отдашь». Очень скоро она будет брошена на парту.
  8. Обязательно известить классного руководителя, который примет меры: проведет классный час, покажет тематический фильм и т. д. Главное — не называть обидчиков, потому что они могут принять оборонительную позицию и настаивать на том, что первые начали не они.
  9. Пояснить ребенку, куда он должен жаловаться в случае возникновения критической ситуации (классному руководителю, директору и т. д. ).

Правила развития успешного человека

Чтобы развить в ребенке силу воли, уверенность и успешность, родителям не нужны специальные знания и умения.

Достаточно выполнять некоторые рекомендации:

  1. Родители должны постоянно восхищаться ребенком, хвалить, даже если он не достиг чего-то особенного. Приложенные усилия к чему бы то ни было всегда должны быть отмечены. Только тогда он не будет бояться нового.
  2. Чрезмерная опека всегда вредит человеку и лишает его возможности брать ответственность на себя.
  3. Не стоит ждать от малыша больше, чем он может сделать в своем возрасте.
  4. Необходимо позволять задавать любые вопросы, ведь любопытство — одно из упражнений для умственного и личностного развития.
  5. Не стоит злиться и критиковать чадо. Говорить о том, что он сделал нечто плохое, нужно обязательно, но при этом нужно предлагать малышу пути решения и поддерживать его.
  6. Не нужно перегибать со строгостью. Родительский авторитет нужно сохранять, но излишняя требовательность только навредит.
  7. Обязательно нужно учить дитя настойчивости и говорить о том, что не стоит сдаваться при первом поражении, ведь не все приходит сразу.

Родители всегда должны объяснять ребенку, что делать, если тебя обижают в школе, и всячески помогать ему в решении проблемы. Если вашего ребенка травят в любом социуме, будь то школа, спортивная секция или дворовая компания, не оставайтесь в стороне.

https://www.youtube.com/watch?v=T92BGqHaZOk

Вам также может понравиться

📺 Видео

МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ - Не позволяйте обижать вашего ребенкаСкачать

МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ - Не позволяйте обижать вашего ребенка

Конфликты в школе: что делать, если ребенка обижают? Большой разговор с Александром КолмановскимСкачать

Конфликты в школе: что делать, если ребенка обижают? Большой разговор с Александром Колмановским

Психолог | Что делать если ребенка обижают в школеСкачать

Психолог | Что делать если ребенка обижают в школе

ЕСЛИ РЕБЕНКА ОБИЖАЮТ В ШКОЛЕ - психолог рассказала, как быть родителямСкачать

ЕСЛИ РЕБЕНКА ОБИЖАЮТ В ШКОЛЕ - психолог рассказала, как быть родителям

Если ребенка обижают в школе [ СУПЕРДЕТИ ]Скачать

Если ребенка обижают в школе [ СУПЕРДЕТИ ]

Моего ребенка обижают. Как научить постоять за себя?Скачать

Моего ребенка обижают.  Как научить постоять за себя?

Ребенок обижает других детей?Скачать

Ребенок обижает других детей?

Как правильно воспитать мальчика | Советы психологаСкачать

Как правильно воспитать мальчика | Советы психолога

Как защитить ребёнка от буллинга: три эффективные стратегииСкачать

Как защитить ребёнка от буллинга: три эффективные стратегии

Что делать если моего ребенка обижают спроси ПотаповаСкачать

Что делать если моего ребенка обижают спроси Потапова

Вашего ребёнка обижают в школе? Что делать родителям есле ребенка обижают в школе?Сатья дасСкачать

Вашего ребёнка обижают в школе? Что делать родителям есле ребенка обижают в школе?Сатья дас

«Как не дать школе сломать вашего ребенка» - 5 советов родителям от Михаила ЛабковскогоСкачать

«Как не дать школе сломать вашего ребенка» - 5 советов родителям от Михаила Лабковского

Буллинг в школе. Что делать родителям, когда ребенка травят в школе.Скачать

Буллинг в школе. Что делать родителям, когда ребенка травят в школе.

Ребенка обижают в детском коллективе. Травля в школеСкачать

Ребенка обижают в детском коллективе. Травля в школе

Остановить травлю в школе, ребёнка обижают. Советы психолога.Скачать

Остановить травлю в школе, ребёнка обижают. Советы психолога.

ТРАВЯТ В ШКОЛЕ? 9 СОВЕТОВ, ЧТО ДЕЛАТЬСкачать

ТРАВЯТ В ШКОЛЕ? 9 СОВЕТОВ, ЧТО ДЕЛАТЬ

Как обезопасить ребенка от буллинга?Скачать

Как обезопасить ребенка от буллинга?
Поделиться или сохранить к себе: