Барьеры педагогического общения

Барьеры педагогического общения Полезно
Барьеры педагогического общения

Барьеры педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией. Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами.

Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.

Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.

Замечание 1

Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.

Видео:Барьеры коммуникации, их причины и способы преодоленияСкачать

Барьеры коммуникации, их причины и способы преодоления

По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.

Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:

  1. Возникновение в процессе общения отрицательной эмоциогенной ситуации, которая негативно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии педагога.
  2. Затруднения у педагога в действиях с предметом познания. В случае если педагог слабо владеет необходимой учебной информацией, то возникает эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения.
  3. Возникновение противоречий между достигнутым знанием и его принятием со стороны ученика. В том случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учащимися, но при этом в силу разных причин они отказываются принимать это знание.
  4. Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.

Основные виды барьеров педагогического общения

По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:

  • Коммуникативные барьеры общения – возникают в том случае, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друга, в силу различных причин.
  • Психологические барьеры – возникают, когда собеседники не могут понять друг друга в силу различных психологических проблем. Например, негативное первое впечатление, стеснение и т.д.

Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу. Речь педагога не может быть искажена или не понятна детям, потому что к кандидатуре педагога предъявляются определенные требования и изначально к чистоте речи предъявляются высокие требования.

Видео:Объясняющее видеоСкачать

Объясняющее видео

Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения:

  1. Барьер боязни детского коллектива (класса, группы). Данный барьер характерен для начинающих педагогов, которые хорошо владеют учебным материалом, но их пугает сама мысль контакта с детьми.
  2. Барьер отсутствия контакта. Заключается в том, что педагог действует «автономно» от детского коллектива, в то время как необходимо быстро и оперативно организовать взаимодействие с детьми.
  3. Барьер сужения функций общения. Состоит в том, что педагог сводит процесс общения с детьми исключительно к темам обучения и совершенно упускает из вида значимость социально-личностной функции педагогического общения.
  4. Барьер негативной установки на детский коллектив. Данный барьер может сформироваться у педагога заочно, до того как он познакомиться с детьми. На формирование мнения влияют отзывы других педагогов, которые имели неудачный опыт взаимодействия с классом (группой).
  5. Барьер прошлого негативного опыта основан на том, что педагог ранее не смог выстроить эффективные взаимоотношения с детьми, и настроен уже на то, что у него не получится и далее установить контакт с каким-либо детским коллективом.
  6. Барьер несовпадения установок, основан на том, что педагог приходит в детский коллектив с интересным замыслом, а дети воспринимают его равнодушно. Такое отношение вызывает у педагога гнев или раздражение.
  7. Барьер боязни педагогических ошибок заключается в том, что педагог боится опоздать на урок, оговориться, показаться глупым, не уложиться во время занятия и т.д.
  8. Барьер подражания основан на том, что молодой педагог еще не выработал собственную установку поведения, и он подражает манерам другого педагога. Механический перенос чужого стиля общения на собственную педагогическую индивидуальность невозможен.

Способы преодоления барьеров в педагогическом общении

Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:

  • При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум доминировал над эмоциями.
  • Использовать многообразие видов и форм общения. Это же касается и установлению взаимоотношений с детьми, следует подбирать к каждому свой индивидуальный подход.
  • Осознавать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как фактора развития и становления личности ребенка.
  • Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство и т.д. Педагогу необходимо уметь держать свои эмоции под контролем.
  • Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.
  • Научиться «вставать» на место ребенка в процессе общения.
  • Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.

Педагогическое общение — функции, особенности, барьеры и культура

Барьеры педагогического общения

Процессом общения называют одну из форм взаимодействия между людьми. Педагогическое общение считают специфическим и многоплановым.

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Это профессиональное общение педагогов с учащимися, которое строится на установлении и дальнейшем развитии между ними взаимопонимания и взаимодействия.

С помощью эффективных средств и современных методов обучения, происходит реализация поставленных целей, а также задач воспитания.

Педагогическое общение и его основные стили

От стиля педагогического общения зависят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие личности учащегося. С его помощью осуществляется выбор приемов и методов для воздействия воспитательного характера, а также предъявляемых требований к поведению воспитанников.

Существуют следующие стили общения:

  1. Демократический. Самый эффективный из всех, отличается налаженностью контактов с учащимися. Все отношения при этом стиле общения строятся на доверии и уважении, без строгости и наказаний. Между педагогом и воспитанниками налажено дружественное взаимопонимание, благодаря которому, дети становятся более уверенными, начинают понимать положительные стороны сотрудничества.
  2. Авторитарный. Для него характерна строгость и наказания, которые применяет педагог по отношению к учащимся. Много запретов и ограничений, а также высокий процент отрицательных негативно влияют на воспитание школьников. Использование педагогами авторитарных приемов зачастую связано с желанием ускорить темпы развития учащихся и их обучения. Однако такой стиль педагогического общения отдаляет их от воспитанников, которые начинают все больше испытывать чувства неуверенности, тревоги и незащищенности.
  3. Либеральный. Такой стиль общения характеризуется безответственностью и непоследовательностью, а также отсутствием решительности у педагога. Либеральные преподаватели часто меняют требования, а их оценки и мнение порой зависят от настроения. Из-за этого уровень их авторитета может упасть, даже несмотря на то, что в общении такие педагоги доброжелательные и приветливые. А все воспитанники характеризуются ими как общительные и инициативные.

На практике эти стили в чистом виде встречаются крайне редко. Каждый педагог подбирает свои приемы, у него, как правило, индивидуальный или «смешанный» стиль общения.

Значимые функции педагогического общения

Педагогическое общение обеспечивает весь процесс обучения и воспитания, способствует интеллектуальному и психическому развитию учащихся, но при этом сохраняет особенные черты личности.

Видео:Пример эффективной коммуникацииСкачать

Пример эффективной коммуникации

В его основе такие функции как:

  • познавательная;
  • контактная;
  • эмотивная;
  • обозначающая;
  • регулятивная;
  • фасилативная.

Самой важной считается функция понимания и восприятия педагогом личности учащегося. Она выражается в познании духовного мира и индивидуальных, возрастных и психических состояний и особенностей воспитанников.

https://www.youtube.com/watch?v=UJCgAtzO8V4

С индивидуальным общением связывают возможность познания личности, а контактная создает контакты и настрой для передачи и приема нужной информации. Эмотивная функция вызывает в учащихся необходимые эмоциональные переживания и изменения в состоянии педагога.

Видео:Коммуникативные барьерыСкачать

Коммуникативные барьеры

Любой стиль педагогического общения должен обеспечивать уважительное отношение к школьникам, ориентироваться на личное достоинство каждого человека и иметь в своей основе такие ценности как забота, доверие, терпение, вера, милосердие.

Существующие барьеры педагогического общения

Иногда при организации воспитательных и обучающих педагогических процессов могут возникать определенные трудности во взаимодействии между педагогом и учащимися. Их называют барьерами. Они могут являться причинами различных конфликтных ситуаций или косвенно способствовать их возникновению.

Полноценность восприятия и передачи обучающей и познавательной информации зачастую связана с наличием или отсутствием барьеров.

Культура педагогического общения нацелена на исключение подобных ситуаций, так как при имеющихся барьерах обучающая информация может искажаться или вовсе не дойти до учащихся. Поэтому считается, что барьеры — это, прежде всего, препятствия для передачи знаний.

Они бывают коммуникативными, связанными с непониманием говорящего, или психологическими, связанными с причинами психологического характера — негативным впечатлением, стеснительностью.

Сложности педагогического общения

Во время педагогического общения между преподавателем и учащимися могут возникнуть определенные трудности:

  1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
  2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
  3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

К особенностям педагогического общения относится специфика взаимодействия между всеми участниками воспитательного или обучающего процесса. Педагог строит отношения не только с учащимися, но и их родителями, а также своими коллегами по работе.

Эффективное педагогическое общение — видео-лекция

📽️ Видео

Барьеры общенияСкачать

Барьеры общения

Для общения с лёгкостью — "Барьеры вниз!"Скачать

Для общения с лёгкостью — "Барьеры вниз!"

Психологические барьеры общения: причины, способы лечения в к/ф "Король говорит"Скачать

Психологические барьеры общения: причины, способы лечения в к/ф "Король говорит"

Ералаш №41 "Педагогическая драма"Скачать

Ералаш №41 "Педагогическая драма"

Лекция 08. Часть 2. Эффективность педагогического общения.Скачать

Лекция 08. Часть 2. Эффективность педагогического общения.

Деловые коммуникации II. Барьеры коммуникации - Виктория ШухатСкачать

Деловые коммуникации II. Барьеры коммуникации - Виктория Шухат

Урок 2. Барьеры в общенииСкачать

Урок 2. Барьеры в общении

Педагогическое общениеСкачать

Педагогическое общение

Гражданское воспитание, 8-й класс, Барьеры в межкультурного общенияСкачать

Гражданское воспитание, 8-й класс, Барьеры в межкультурного общения

7 Коммуникационные барьеры 1Скачать

7  Коммуникационные барьеры 1

Основы педагогического общенияСкачать

Основы педагогического общения

Советы психолога. Как преодолеть психологические барьерыСкачать

Советы психолога. Как преодолеть психологические барьеры

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнкаСкачать

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Основные барьеры в коммуникацииСкачать

Основные барьеры в коммуникации
Поделиться или сохранить к себе: