Рекомендации родителям гиперактивных детей

Рекомендации родителям гиперактивных детей Полезное
Гиперактивный ребенок и особенности его воспитания

Рекомендации родителям гиперактивных детей
»

Неврологические заболевания

»

Гиперактивный ребенок и особенности его воспитания

Все дети разные. Одни несмелые, спокойные тихони, а другие – озорные живчики. В современном обществе всё чаще звучит понятие «гиперактивный ребёнок». Такое определение не всегда оправдано в отношении конкретного малыша. Необходимо различать шустрого весельчака и гиперактивного ребёнка.

В чём же различия? Гиперактивность – это нарушение неврологического и поведенческого характера, при котором наблюдается повышенная неуправляемая возбудимость и активность ребёнка.

Такие детки постоянно находятся в движении, не сидят на месте, часто невнимательны, а все их действия не имеют последовательности и спонтанны.

Эти изменения в поведении становятся заметны уже с двухлетнего возраста и могут исчезнуть к старшему школьному возрасту, не причиняя неудобств ни самому ребёнку, ни его окружению. Тем не менее невнимательность и импульсивность могут сопровождать такого человека всю жизнь.

Как выявить гиперактивность у ребёнка в раннем возрасте? Стоит понаблюдать за малышом. Если он постоянно бесцельно бегает, надолго не задерживает своё внимание даже на любимых игрушках, тормошит всех подряд, не реагирует ни на уговоры, ни на угрозы, ни на подкуп – скорее всего это гиперактивность.

Основные симптомы гиперактивности можно разделить на три группы: двигательная оживлённость, нехватка внимания, взрывной характер.

Содержание
  1. Двигательная оживлённость:
  2. Нехватка внимания:
  3. Взрывной характер:
  4. Гиперактивный ребенок, что делать? Советы родителям
  5. Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?
  6. Специфика воспитания гиперактивного ребенка
  7. Что делать, если ребенок рассеянный?
  8. Как воспитывать импульсивного ребенка?
  9. Как конструктивно использовать избыточную энергию ребенка?
  10. Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?
  11. СДВГ. Советы детского врача-психиатра
  12. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
  13. Причины СДВГ
  14. СДВГ или избалованность?
  15. Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
  16. Обучение детей с СДВГ: как помочь ребенку с дефицитом внимания
  17. Что такое СДВГ и каковы причины его возникновения
  18. Сдвг – синдром конфликта со школой?
  19. Так как же помочь ребенку с СДВГ?
  20. Лечение СДВГ, которое позитивно воздействует на любого ребёнка
  21. Как сделать будущее детям с СДВГ
  22. 🎬 Видео

Двигательная оживлённость:

  1. постоянно находится в движении, даже сидя или лёжа – ёрзает, барабанит пальцами, лезет куда-то;
  2. спит намного меньше, чем сверстники;
  3. очень много говорит.

Нехватка внимания:

  1. забывчив, часто теряет вещи;
  2. с интересом берётся за каждое новое дело, но никогда не доводит его до конца;
  3. игнорирует обращения к нему;
  4. отличается своей переменчивостью, ему сложно сконцентрировать внимание;
  5. не любит скучные монотонные занятия, требующие усидчивости;
  6. дезорганизованный.

Взрывной характер:

  1. перебивает собеседника, отвечает на вопрос, не дослушав его;
  2. вмешивается в разговор, не дождавшись своей очереди;
  3. по-разному ведёт себя на занятиях – то чрезмерно спокоен, то возбуждён, при этом результаты также отличаются;
  4. не регулирует свои действия и поведение, при этом не принимает общепринятые нормы;
  5. нетерпеливый, требовательный к сиюминутному поощрению.

Если у ребёнка до 7 лет наблюдаются хотя бы шесть из приведённых признаков, можно предположить, что он гиперактивен. Уточнить диагноз может помочь психолог или невролог. Родители должны осознавать, что малышу нужна помощь специалистов.

Воспитание гиперактивных детей приносит родителям немало трудностей и неловких моментов.

Такие ребята не признают авторитет взрослых, не реагируют на замечания, а порой и специально провоцируют повышенное внимание к собственной персоне.

Окружающих раздражают крики, истерики, развязность и излишняя навязчивость малышей. Направить их энергию в более спокойное русло и тем самым избежать многих досадных ситуаций можно следующими способами:

  1. соблюдением режима. Всем детям для правильного развития необходим распорядок дня, а для излишне активных он должен соблюдаться неукоснительно вплоть до минуты;
  2. не допускать любых эмоциональных всплесков, как положительных, так и отрицательных. Ровный, спокойный быт окажет благосклонное влияние на неокрепшую психику малыша;
  3. чёткая и понятная система поощрений за успехи и достижения. Ребёнок должен осознавать, что просто так награды не раздаются, для этого необходимо приложить усилия. Более того, приз можно забрать только тогда, когда задание будет выполнено всеми участниками;
  4. научиться договариваться с малышом о его поведении в общественных местах, за столом, в гостях и т.д.;
  5. свести до минимума просмотр телевизора, игру на компьютере, планшете, телефоне;
  6. во время занятий через небольшой интервал времени переключать внимание ребёнка на другие действия, а потом вновь возвращаться к заданию;
  7. придумать интересную процедуру для сна, чтобы малыш с удовольствием и спокойно засыпал;
  8. обратиться к специалистам, которые на профессиональном уровне смогут дать рекомендации конкретному ребёнку.

Все эти несложные советы помогут получать радость от общения с активными детьми и направят их активность по более спокойному пути.

в Неврологические заболевания Премиум Клиник

Видео:Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.Скачать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.

Гиперактивный ребенок, что делать? Советы родителям

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Дети дошкольного возраста часто очень активны, импульсивны и рассеяны, но никаких заболеваний центральной нервной системы у них нет.

Далеко не все родители способны разграничить особенности детского характера и темперамента и синдром гиперактивности – для возникновения опасений признаки патологии должны проявляться и повторяться в течение долгого времени.

Точный диагноз может поставить только специалист после комплексного обследования.

https://www.youtube.com/watch?v=XuQfv18Qp20

При возникновении подозрений не пытайтесь накормить отпрыска успокоительными. Первое, что нужно сделать, – обратиться к доктору. Второе – запастись терпением.

Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?

Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент — не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.

Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:

  1. Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
  2. Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
  3. В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
  4. В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе. Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
  5. В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями. Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
  6. В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
  7. В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
  8. В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.

Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.

Специфика воспитания гиперактивного ребенка

Гиперактивные особенные дети видят мир по-другому, реагируют на него не так, как все и решают возникшие задачи и трудности иначе. Эти отличия требуют специфического подхода к обучению и воспитанию гиперактивных детей.

Что делать, если ребенок рассеянный?

Почти невозможность гиперактивного ребенка сосредоточиться приводит к нестабильному интересу к занятиям и отсутствию концентрации на каком-то одном предмете. Постоянная рассеянность ребенка требует выполнения психологического закона трехкратного «Н»: короткие, но частые наставления, награды, напоминания.

https://www.youtube.com/watch?v=h7NoAPRN41U

Несколько советов по борьбе с рассеянностью детей:

  • Старайтесь всегда, разговаривая с ребенком, устанавливать зрительный контакт.
  • Используйте короткие фразы, обращаясь к малышу, как правило, у детей с гиперактивностью страдает аудиальная память. Просите ребенка повторять то, что вы сказали, а не ограничиваться односложными ответами.
  • Говорите четко, ясно, прямо и единожды: «Перестань прыгать/бегать/кричать». Используйте не абстрактные фразы вроде «убери в комнате», а конкретные: «убери книги на место», «убери игрушки в ящик». Задания должны быть ясными и последовательными.
  • Ставьте задачи поочередно и постепенно, проверяя выполнение предыдущей. Ребенок может не запомнить все задания, высказанные одновременно: «Иди в комнату, умойся, переодень футболку, сделай домашнее задание…».
  • Попробуйте дробить домашние задания на небольшие задачи. Можно начать выполнять работу вместе, а затем отойти и иногда подходить с предложением помощи или совета.
  • Говорите с отпрыском лично. Не кричите из кухни «Иди обедать!», если дитя во что-то играет. Присоединитесь к игре, и при первом удобном моменте позовите его к столу. Гиперактивность не означает упрямство или глупость, просто ребенку сложно быстро перейти от своих действий к вашим.
  • Для привлечения внимания ребенка и его концентрации можно использовать нестандартный подход: игры, рассказы, юмористические приемы, интересные жесты, мимику, прикосновения.
  • Ребенок нуждается в порядке, тем более – гиперактивный, поэтому навсегда исключите беспорядок там, где вы живете.
  • Старайтесь держать отпрыска в поле зрения и слуха. Гиперактивным детям очень легко найти отвлекающий объект, поэтому им нужно постоянно помогать концентрироваться на конкретной задаче.
  • Хвалите и благодарите детей за выполненные задания. Будет это словесная похвала или материальное вознаграждение – решать вам.

Как воспитывать импульсивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей зависит от импульса, они не могут спрогнозировать последствия, поэтому будьте готовы к тому, что ребенок может попадать в несчастные случаи.

Рекомендации, как бороться с импульсивностью:

  • Приучите вашего ребенка считать в уме, например, до десяти, и только после этого что-либо делать. Попробуйте объяснить отпрыску, что есть действия и их последствия, и это всегда нужно учитывать. Воспитайте в отпрыске способность представлять себя на месте другого человека. Закрепляйте привитые навыки на практике.
  • Давайте возможность отпрыску делать выбор. Принятие решения заставляет его остановиться и не поступать импульсивно. Вопрос может быть, например, таким: «Какие задания ты бы сделал в первую очередь: по математике или русскому языку?»
  • Доверьте ребенку заботу о домашнем питомце, чтобы воспитать эмпатию, мягкость, чуткость, умение присматривать за живым существом.
  • Помните, что рядом с импульсивным ребенком не может находиться такой же воспитатель – это абсолютно недопустимо. Работайте над собой, в первую очередь, будьте мудрее в любой ситуации. Вашему ребенку не на кого больше положиться, кроме вас.
  • Заранее продумывайте, чем занять ребенка во время вынужденного ожидания, например, в очереди. Это могут быть мысленные игры или словесные, книга, ваш интересный рассказ.

Как конструктивно использовать избыточную энергию ребенка?

Бесцельные движения, беспокойство, постоянная суета детей с гиперактивностью вынуждают их родителей постоянно и без устали присматривать за ними. родительская задача – применить избыточную энергию ребенка в конструктивном русле.

Рекомендации по борьбе с повышенной моторикой гиперактивного отпрыска:

  • Вы должны научить ребенка полностью расслабляться, например, с помощью спокойной музыки, дыхательных упражнений или медитации.
  • Ваш отпрыск должен уважать личное пространство окружающих его людей.
  • Обустройте ваше жилье так, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Учтите, в доме вряд ли когда-нибудь будет идеальный порядок, не ждите от гиперактивного ребенка слишком многого.
  • Воспитайте в ребенке умение внимательно слушать и не перебивать.
  • Сохраняйте стабильность и систематичность методов воспитания. Попустительство может разрушить результаты годами внедряемой концепции.

Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?

Существует несколько «золотых» правил, указывающих родителям, чего избегать и чего категорически делать нельзя при воспитании гиперактивных детей:

  • Не используйте слово «нет» в разговоре с ребенком. Попробуйте строить фразы так, чтобы в них не было запретов через отрицание. Например, вместо запрета «не ходи по газону» скажите «иди по дорожке».
  • Не читайте длинных нотаций. Запрещайте коротко и понятно.
  • Не наказывайте. Наказания только злят гиперактивного ребенка, он не способен понять, за что его наказали.
  • Не используйте слово «плохо» в высказываниях по поводу поведения отпрыска. Вместо «не делай этого» используйте «мы вместе сделаем правильно».
  • Забудьте о негативе и скандалах. Это касается отношения к ребенку, к себе и к ситуации.
  • Не отдавайте малыша в секции или кружки, чтобы там направили его энергию в нужное русло. Дети с гиперактивностью не могут выдержать повторения в любом их виде. Составьте график «выплескивания энергии» для ребенка дома, если нет возможности нанять индивидуального тренера.
  • Не забывайте о безопасности гиперактивного ребенка, ведь для него получить ссадины, порезы или синяки — пустячное дело.
  • Не пытайтесь исправить ошибки во время усердного выполнения задания, это может сбить увлеченность малыша.
  • Не допускайте переутомления ребенка (телевизор, компьютер, магазины, рынки и т.п.).
  • Не предъявляйте к дитю завышенных требований.
  • Не заставляйте отпрыска есть через силу.
  • Не забывайте говорить малышу о том, как вы его любите.

Заниматься воспитанием гиперактивного ребенка чрезвычайно сложно, возможно, порой вы будете чувствовать, что это он управляет вами, а не вы им. Но всегда помните: особенные дети не хуже всех, они просто другие. Развивайтесь, постигайте нестандартные методики воспитания и однажды поймете, что не только вы делаете своего отпрыска лучше, но и он вас. ( 11 среднее 3.5454545454545454 из 5 )

Вам также может понравиться

Видео:10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор КомаровскийСкачать

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор Комаровский

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

Рекомендации родителям гиперактивных детей

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода.

Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная.

Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

https://www.youtube.com/watch?v=2POpYpCZo8I

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят.

В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода.

Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога.

Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%.

Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив.

Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности.

К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

https://www.youtube.com/watch?v=eKjRzXj9v8k

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями.

И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам.

Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

https://www.youtube.com/watch?v=OX9KJUiCgbQ

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций.

При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается.

Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

  • ослабление физического здоровья;
  • расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
  • вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
  • закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.

Признаки невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

Видео:СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детейСкачать

СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детей

Обучение детей с СДВГ: как помочь ребенку с дефицитом внимания

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Словосочетание «гиперактивный ребёнок» мы слышим сегодня очень часто. Кто-то считает это особенностью развития детей, кто-то болезнью, а кто-то убеждён, что данное понятие указывает не столько на проблему ребёнка, сколько на нерадивость родителей, учителей и воспитателей, которые не хотят заниматься малышом из-за собственных эгоизма, лени и неумения.

В действительности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально внесён в медицинские справочники и упоминается в международной классификации болезней. При этом по части диагностики заболевание остается одним из наиболее проблематичных. Трудности вызывают:

  1. Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов и характерных физиологических особенностей организма.
  2. Частое изменение критериев диагностики и очень разный процент заболеваемости в различных странах.
  3. Отсутствие эффективного способа лечения, не считая очень долгих и медикаментозных, с использованием психотропных веществ (метилфенидата, декстроамфетамина).

Недостаточная ясность по поводу СДВГ рождает этические и юридические проблемы. Но как быть тем, кому диагноз уже поставлен или имеются на него серьёзные подозрения? Для начала всё же определим, что это за синдром и как он может возникнуть.

Что такое СДВГ и каковы причины его возникновения

«Наденьте на голое тело шерстяную, колючую одежду, и ваше поведение будет полностью повторять поведение детей с СДВГ», – предлагает врач-исследователь Родион Кузнецов, который более 20 лет занимается составлением математической модели нервной системы и имеет в этой области патенты на изобретения, авторские свидетельства и книги.

Согласно его исследованиям, синдром дефицита внимания и гиперактивности – это следствие неэффективного распространения энергии по нервным волокнам. Ребёнок постоянно испытывает дискомфорт и даже боль.

Он пытается найти положение, при котором эти ощущения уменьшаются, и физически не может находиться в покое. Со стороны это выглядит как повышенная физическая активность. Традиционные способы успокоить ребёнка здесь малоэффективны.

Ведь уменьшение частоты поступления нервных сигналов в мозг снижает его работоспособность, не позволяет сосредоточиться и полноценно проявить заложенный умственный потенциал.

Более «официальное» определение причин заболевания даёт психолог, детский нейропсихолог Михаил Владимирский. Причины возникновения СДВГ он разделяет на биологические и социальные.

К биологическим относятся неблагоприятная наследственность и нарушения в период вынашивания ребёнка и/или непосредственно после родов. В итоге из-за возникших неврологических расстройств происходит недостаточная активация корковых структур головного мозга и больные СДВГ ищут более сильной стимуляции, которая присутствует в драках, азартных играх, экстремальном спорте.

https://www.youtube.com/watch?v=Ae8970Uhc3c

К социальным причисляется ситуация хаоса в сознании период взросления ребёнка. Неудержимые информационные потоки с экранов телевизоров и гаджетов чреваты для детей потерей контроля над эмоциями и импульсивностью.

В итоге при отсутствии грамотного наставника изменения могут нести клинический характер. Пресловутый клиповый стиль мышления молодёжи формируется клиповым стилем подачи медиаобразов.

Подобная форма познания мира похожа на СДВГ до степени смешения.

Сдвг – синдром конфликта со школой?

Американский эволюционный нейропсихолог Питер Грей, не отрицая существования СДВГ, тем не менее с большим сомнением относится к количеству его носителей. В существенном завышении реальных цифр он обвиняет самую обыкновенную общеобразовательную школу.

Как свойственно учёным, он не грешит голословными утверждениями, а делает выводы из проведённых исследований. Так, в 16 разных школах с общим количеством учеников, превышающим 3000, учителей попросили заполнить стандартный диагностический опросник о нарушениях поведения детей.

По результатам заполнения диагностировали СДВГ у 25% учеников начальной школы и 20% учеников средней школы. Получилось, что каждый четвертый ученик начальной школы и каждый пятый в средней школе психически нездоров. Остаётся надеяться, что это мнение американских педагогов и российские их коллеги относятся к своим подопечным более щадящим образом.

Ведь там и обладателей диагноза в процентном отношении значительно больше. Питер Грей же разъясняет ситуацию так:

«Традиционно люди жили сообществами, а сообщества выигрывают от разнообразия. Кто-то более консервативен и сдержан, кто-то осторожен, а другой безрассуден и т. д. Каждый находит подходящую нишу и вносит свой особый вклад в общество.

Современная же школа требует единообразия, все должны делать одно и то же. Большинство приспосабливается. Диагноз ставится детям, которые конфликтуют с системой». И далее: «СДВГ можно назвать синдромом конфликта со школой».

В практическом смысле СДВГ – это неспособность ребёнка адаптироваться к условиям обычной школы. «Проблемный» ребёнок – источник постоянного раздражения учителей: он невнимателен, не выполняет заданий, мешает классу, вертится, болтает.

Своё отношение к ученику, который мешает учиться и играть, находят свои способы выразить и одноклассники. И если говорить о школах, не готовых к особому отношению к детям с нестандартными потребностями, то такое образовательное учреждение становится пыткой для ребёнка.

Последствия школьных переживаний преследуют человека многие годы.

Нужно заметить, что обучение в обычной школе может иметь и свои плюсы при неосложнённом диагнозе. Это возможность социализации среди сверстников и адаптации к жизни в обществе, адаптации к своим особенностям. Правда, об этом можно говорить только при наличии хороших педагогов, которые представляют себе особые потребности такого ребёнка.

Так как же помочь ребенку с СДВГ?

По российской статистике, СДВГ страдают около 4 % школьников, причём у мальчиков его диагностируют в 5–6 раз чаще, чем у девочек. Его обладателям от сомнений в существовании недуга не становится легче, ведь у них портятся отношения с родителями, сверстниками, да и с успеваемостью всё складывается не так, как хотелось бы.

Подборкой рекомендаций о том, как помочь таким детям, делится детский нейропсихолог Михаил Владимирский.

1. Соблюдайте дома условия неврологического здоровья:

  • твёрдый режим дня (отдыха и питания);
  • спокойная обстановка, порядок, минимум отвлечений;
  • дружественные отношения со взрослыми. За правильное поведение (концентрацию внимания, пусть это всего лишь собирание кубиков) – немедленная похвала;
  • спортивные игры с усложняющейся инструкцией;
  • отсутствие телесных наказаний.

2. Желательны еженедельные занятия с нейропсихологом в присутствии взрослых, которые могут повторять их в течение недели дома.

3. Рекомендации Американской ассоциации СДВГ (ADDA)

  • Постарайтесь удалить причины рассеивания внимания. Сажайте ученика с проблемами внимания поближе к учителю и ученикам с хорошим поведением, подальше от окон и одноклассников, которые могут отвлекать.
  • Готовьте к смене занятий. Напоминайте ученику о предстоящих событиях (следующий урок, перемена, взять другой учебник). Перед особыми событиями, например экскурсией, повторите напоминание многократно!
  • Разрешайте ученику двигаться или ёрзать. Дайте повод для физической активности: отправьте его за мелом или за водой, попросите очистить доску. Разрешите играть с мелкими объектами на парте, если это не отвлекает других.
  • Не занимайте перемену уроками. Пусть дети играют. Игра тренирует фокусирование внимания при СДВГ.

Рекомендации Американской ассоциации родителей детей с СДВГ

  • Предлагайте на выбор несколько игровых способов запоминания правописания слов.
  • Структурируйте задания и дайте ребёнку план.
  • Покажите видео с навыками написания сочинения и оставьте на видном месте ключевые пункты.
  • Вовлекайте ребёнка в групповую работу.
  • Ученики пишут ответы на доске, отвечают хором или показывают ладонью ответ на вопрос. Ладонь вверх значит «да», вниз – «нет», горизонтальная – «не знаю». 
  • Используйте наглядно-образное мышление. Пусть дети разыгрывают сценку или собирают модели.

Рекомендации учителям

1) С помощью учеников сформулируйте простые правила в позитивных формулировках. Повесьте их на стене. Пример:

  • «Войдя в класс, прочти задание на доске и приступай к работе».
  • «Сев на место, можешь тихо поговорить с соседом, пока учитель не начнёт урок».

2) Установите рутинные действия.

https://www.youtube.com/watch?v=cj8CwObbSMY

Домашнее задание всегда записывают на доске. Дежурные проверяют, что все задания записаны, а тетради собраны на проверку. После уроков одноклассники проверяют, что ученики с СДВГ правильно поняли задания.

3) Повышенное внимание детям с СДВГ. 

Такие ученики более забывчивые, отвлекаемые и неорганизованные. Найдите им «шефа» – одноклассника, который напоминал бы им о текущем задании. Помогайте «шефам» в этой работе.

Лечение СДВГ, которое позитивно воздействует на любого ребёнка

Родион Кузнецов обращает внимание читателя на другие методы, а именно на использование физиотерапевтических воздействий. Нужно отметить, что такой подход может порадовать любого ребёнка, а не только обладателей неприятного диагноза.

Наиболее перспективным методом из существующих учёный считает создание новых рефлекторных путей с нервными волокнами высокой проводимости. Говоря проще, все занятия, которые доставляют радость, являются такими рефлексами. Неслучайно и обучение в виде игры обретает всё большую популярность.

«Найдите то, что доставляет вашему ребёнку настоящую радость. Не уход от реальности, а именно радость. И стройте школьное обучение вокруг этого занятия. Не заставляйте непоседу сидеть неподвижно, делая уроки.

Пусть он каждые 5 минут попрыгает, пусть во время прыжков изучает счёт до 10. Если в это время он счастлив, то через 3–4 недели домашние занятия для него станут удовольствием.

Постепенно уменьшайте время на физические упражнения и добавляйте спокойные занятия. Но не перегибайте палку.

Многие родители готовы усадить ребёнка на весь вечер за стол потому, что задали много уроков. Ни один ребёнок не способен высидеть более 45 минут.

Помните, что ваша задача – не выучить всю школьную программу за один год, а создать у ребёнка рефлекс, связывающий учебу и удовольствие. Никто не знает его лучше вас.

Пробуйте, экспериментируйте, советуйтесь со специалистами, но помните, что результатом должно быть удовольствие от учёбы».

Дополнительно напомним, что, конечно же, не следует забывать об оздоровительном массаже, плавании и ЛФК. В результате таких занятий происходит дополнительное раздражение рецепторов, увеличивается количество энергии, протекающей по нервным путям.

Возможно, применительно к конкретному заболеванию эффективность таких воздействий не абсолютна. Однако они точно положительно влияют на иммунитет и способствуют получению массы позитивных эмоций.

А это, как показывает практика, уже весьма эффективный путь к выздоровлению.

Как сделать будущее детям с СДВГ

Кем же вырастают дети с диагнозом СДВГ и стоит ли ставить крест на качественном образовании? Практика показывает, что от 25 до 50% из них теряют симптомы с возрастом. При отсутствии травли и дополнительных стрессов в школе у таких подростков и взрослых отклонений от нормы не наблюдается.

В большинстве оставшихся случаев симптомы разной степени просматриваются, однако патологическими не являются. Дети, не умея сосредоточиться на школьных предметах, тем не менее вполне успешно работают с темами, которые им интересны. «Когда сыну что-то очень интересно, он зарывается в информацию как крот, – рассказывает мама ребёнка с диагнозом СДВГ.

– Хотя обычно с ним очень тяжело: он импульсивен, оппозиционен, конфликтен, постоянно спорит…».

Худший вариант – когда ребёнка не понимают, считая, что его проблемы лишь плод плохого воспитания и нежелания «взять себя в руки».

У таких детей портится здоровье, простуды следуют одна за другой с переходом в сопутствующие более сложные заболевания.

Человек замыкается в себе, в нём возникает чувство социальной неадекватности и низкой самооценки. Ни к чему хорошему это, конечно, не приводит.

Как же сделать так, чтобы ребёнка-непоседу не травили в школе, не издевались над ним, а позволяли заниматься тем, что ему интересно и у него оставалось желание работать над собой? Семейное и дистанционное образование для многих становится выходом из непростой ситуации.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» позволяет полноценно осваивать школьные предметы в удобном темпе. урок можно остановить в любой момент, когда у ребёнка появится потребность подвигаться, «прокрутить» назад, если он отвлёкся и пропустил объяснение.

По ряду предметов – алгебре, геометрии, физике – разработан специальные эффективные курсы обучения, позволяющие освоить школьную программу за меньшее количество уроков.

https://www.youtube.com/watch?v=a_unOfG9Z2c

Всегда стоит помнить, что, если ребёнок с симптомами СДВГ, поддерживаемый родителями, находит силу и мужество, несмотря на сложности, продолжать заниматься, учиться работать со своими особенностями, брать обстоятельства в руки, то нередко он становится лидером в своем окружении и добивается больших успехов. Проявления синдрома в этом случае резко идут на убыль.

Поэтому, как бы ни было сложно с СДВГ, очень многое остаётся в ваших руках!

🎬 Видео

5 признаков СДВ у ребенкаСкачать

5 признаков СДВ у ребенка

Режим дня для гиперактивных детей. Советы родителям - Союз педиатров РоссииСкачать

Режим дня для гиперактивных детей. Советы родителям - Союз педиатров России

Как помочь учиться ребенку с СДВГ: опыт папы-психологаСкачать

Как помочь учиться ребенку с СДВГ: опыт папы-психолога

Гиперактивные дети. Как не сойти с умаСкачать

Гиперактивные дети. Как не сойти с ума

Доминантные и гиперактивные детиСкачать

Доминантные и гиперактивные дети

Тест на СДВГ(Синдром дефицита внимания и гиперактивности)Скачать

Тест на СДВГ(Синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? - Доктор КомаровскийСкачать

Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? - Доктор Комаровский

Гиперактивные дети: особенности работы ЦНС, поведения, рекомендации родителямСкачать

Гиперактивные дети: особенности работы ЦНС, поведения, рекомендации родителям

Влияние родителей на выбор детейСкачать

Влияние родителей на выбор детей

СДВГ у детей: советы психолога для родителей гиперактивного ребенкаСкачать

СДВГ у детей: советы психолога для родителей гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГСкачать

Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГ

СДВГ. Гиперактивный ребёнок. Что делать родителям? Советы психологаСкачать

СДВГ. Гиперактивный ребёнок. Что делать родителям? Советы психолога

СДВГ: как учить уроки с ребенком? Обучение гиперактивных детей в школе и дома. Советы педагога СДВГСкачать

СДВГ: как учить уроки с ребенком? Обучение гиперактивных детей в школе и дома. Советы педагога СДВГ

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор КомаровскийСкачать

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор Комаровский

Рекомендации родителям гиперактивных детей. Как вести себя с гиперактивным ребенком?Скачать

Рекомендации родителям гиперактивных детей. Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Рекомендации родителям гиперактивных детей. Как вести себя с гиперактивным ребенком?Скачать

Рекомендации родителям гиперактивных детей. Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \ СДВГ \ Невролог \ ПетроваСкачать

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \\ СДВГ \\ Невролог \\ Петрова
Поделиться или сохранить к себе: