Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.
И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта.
В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними.
Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.
- Что такое психологическая проблема
- Возникновение психологических трудностей
- Заниженная самооценка
- Комплекс неполноценности
- Исследование психоаналитика Адлера
- Психологическая травма
- Межличностные конфликты
- Детские сложности
- Пирамида потребностей Маслоу
- Проблема выбора в современном мире потребления
- Ускоренный ритм жизни
- О нерешенных проблемах психологии
- Мой синий – твой синий… или нет?
- Кто умнее?
- Кто он – этот я?
- а) Что такое сознание?
- б) Решение – за мной или за меня?
- Я мыслю – я существую?
- Куда подевался бихевиоризм?
- Список использованных источников:
- Современные проблемы Психологии
- Современные проблемы психологии заключаются в следующем
- Ряд факторов, ставящих под вопрос эффективность полученных знаний в области психологии
- Существуют некоторые предположения, способные доказать несостоятельность научного подхода к психологии
- Психологические проблемы: что это, какие бывают трудности у людей
- Понятие и суть
- Психосоматика
- Виды
- Причины возникновения трудностей
- Типичные симптомы
- Диагностика состояния психики
- Как не допустить развития психических расстройств?
- 🎬 Видео
Что такое психологическая проблема
Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины.
Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение.
Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.
В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.
Возникновение психологических трудностей
Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого человека есть всего два вида желаний:
- что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами «стремление к…»;
- от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами «стремление от…».
Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.
Заниженная самооценка
Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.
Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом.
Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества.
Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.
Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится.
Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе.
Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.
Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся.
Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки.
Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности – это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути – это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.
https://www.youtube.com/watch?v=vHiobfiaSMI
Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении.
В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки».
Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.
Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.
Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не оправдали ожиданий родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.
Исследование психоаналитика Адлера
Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности.
По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это – не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности.
Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.
Психологическая травма
Очень распространенная психологическая проблема – это последствия пережитых стрессовых ситуаций.
По своей природе это – разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний.
Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое.
Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.
Межличностные конфликты
Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология — это различного рода конфликты.
Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:
- Семейные конфликты (разные ценностные ориентиры, проблемные отношения с детьми, сексуальная неудовлетворенность, ощущение недопонимания и обид, измена, разводы).
- Конфликты на рабочем месте (конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, синдром хронической усталости, стрессы, неудовлетворенность, агрессия, ощущение, что это препятствует взаимному пониманию, работе и карьерному продвижению).
- Конфликты с друзьями и родными людьми (психологическое раздражение, зависть, болезненная ревность, обида).
- Конфликты с посторонними людьми (уличные конфликты, в автотранспорте, в помещении с незнакомыми людьми).
Детские сложности
Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:
- детская агрессия и импульсивность;
- замкнутость;
- капризность и плаксивость;
- робость и застенчивость;
- низкая самооценка;
- высокий уровень тревожности;
- повышенная обидчивость;
- упрямство;
- страхи и всевозможные фобии;
- невнимательность;
- трудности с запоминанием информации;
- различные проблемы психологического развития;
- плохая успеваемость в школе;
- сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
- проблемы общения со сверстниками и взрослыми;
В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка – очень хрупкая структура.
Пирамида потребностей Маслоу
С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время.
Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе.
По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность.
Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.
Проблема выбора в современном мире потребления
Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои основные потребности, пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами.
На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество.
Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.
https://www.youtube.com/watch?v=tBPIijcZh1U
В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.
Ускоренный ритм жизни
Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других.
В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований.
Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, – настоящий бич современности, считают психологи.
Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.
Видео:Психологические проблемы РанетокСкачать
О нерешенных проблемах психологии
Психология – одна из самых молодых наук, ведущая отсчет своего возраста, как принято полагать, с 1879 года (а именно – с открытия Вильгельмом Вундтом первой психологической лаборатории в Лейпциге [6, С. 8]).
К настоящему моменту психология уже ответила на ряд волнующих вопросов, прояснила механизмы работы разнообразных процессов, происходящих как внутри одной личности, так и при общении нескольких людей. Однако, как и в любой науке, здесь тоже существует множество загадок.
Одинаково ли мы воспринимаем цвета? Откуда в голове человека берутся мысли? Как зародилось сознание? Об этих и других тайнах подумаем вместе.
Мой синий – твой синий… или нет?
Все мы знаем, что лимоны – желтые, а небо – голубое и, вне всяких сомнений, найдем с чем сравнить все оттенки коричневого цвета.
Но совпадает ли наше восприятие цветов, видим ли мы цвета совершенно одинаково? Оттенки и их названия соотносятся исключительно с нашим индивидуальным опытом; ученые не исключают, что все мы видим цвета по-разному, и даже попытка косвенного их объяснения мало что способна упростить.
Рассмотрим на примере: красное яблоко может восприниматься Толей как фиолетовое, а Соней – как черное. Но они называют цвет одним словом, потому что и Толю, и Соню так научили еще в детстве. Они всю свою жизнь слышат именно такое название – потому и нет противоречия.
То есть, по сути, основным этапом узнавания чего-либо является этап научения, передачи опыта младшему поколению. В данном случае, это – информация о том, что такое цвет и как называются цвета. Ребенок не рождается со знанием оттенков; называть и отличать их друг от друга учат родители.
Возможно, таким видит цвет ягоды ваш друг. А может, и все друзья сразу.
Ученый Джозеф Кэрролл из Медицинского колледжа штата Висконсин даже утверждает следующее: «Думаю, можно сказать с уверенностью – люди не видят цвета одинаково» [1, С. 245].
По сей день нет никаких научных способов доказать или опровергнуть это утверждение, как и разрешить эту загадку вообще.
А если все вышеописанное не показалось Вам достаточно убедительным, попробуйте в разговоре с друзьями выяснить, какой цвет для них является синим и как бы они его описали. Без сравнений!
Кто умнее?
Уже довольно продолжительное время вопрос об измерении интеллекта человека остается открытым. Решение этой проблемы дало бы нам очень многое – методы воспитания гениев, коррекцию нарушений интеллекта. И, конечно, больше поводов для бытового хвастовства! Но здесь есть сразу несколько нерешенных исследователями проблем.
Во-первых, пока невозможно сказать наверняка, является ли интеллект способностью сам по себе, или же это сплав нескольких способностей и умений человека.
Во-вторых, остро стоит проблема соотношения наследственности и средовых факторов в процессе формирования интеллекта – проявится ли гениальность у ребенка, родившегося не в самых подходящих для интеллектуального развития условиях, например, в неблагополучной семье?
Хотя в настоящее время существуют методики для определения уровня вербального и невербального интеллекта, все же к данному диагностическому инструментарию интеллекта зачастую относятся с изрядной долей скептицизма. В основном, подчеркивается нелогичность «правильных» ответов и постепенное улучшение результатов с прохождением все большего количества типовых тестов.
https://www.youtube.com/watch?v=5JfkTs1iOlw
Необходимо сказать, что, пока ученые точно не знают, что именно должны изучать тесты интеллекта (какое-то одно свойство психики или же сразу несколько и, вероятно, даже их переплетение), ждать валидных, объективных и понятных тестов уровня IQ рано. Чтобы создать надежную методику, нужно основательно изучить и сформулировать, что именно должен измерять тест, а в случае интеллекта для этого еще много белых пятен.
Кто он – этот я?
Как возникла высшая форма психики (сознание) – тайна, не дающая ученым-исследователям покоя. А. Н.
Леонтьев полагал, что примитивное сознание появилось у обезьяночеловека вследствие напряженной трудовой деятельности (изготовления орудий труда, поиска пищи, обустройства жилья), а также развития навыка членораздельной речи [2, С. 198].
Согласно этому взгляду, у сознания просто не оставалось никаких шансов – разделение труда и потребность в обмене информацией породили высшую форму психики.
Но психологи, антропологи, биологи и специалисты других наук до сих пор не пришли к единому выводу. Загадка появления сознания существует много веков, и антрополог Н. А. Курчанов даже отмечает: «Происхождение сознания остается второй крупнейшей загадкой Природы, наряду с проблемой происхождения жизни» [4, С. 198].
а) Что такое сознание?
В. М. Аллахвердов, российский психолог, утверждал: «Сознание имеет едва ли не сотню разных и противоречащих друг другу значений» [5, С. 230]. Довольно сложно вывести единое определение при существовании полярных представлений об одном и том же понятии.
И тем более сложно при таком раскладе – исследовать сознание, ведь в этом случае для каждого представления должны быть разработаны свои методики изучения. Р. Вирхов (мировую славу которому принесло открытие клеточного строения организмов) выразил эту проблему так: «Я анатомировал уже тысячи мозгов, но еще ни разу не обнаружил душу» [3, С. 320].
Мы можем исследовать тело как материальный объект, но душа, сознание пока остаются для нас идеальными.
б) Решение – за мной или за меня?
Свобода воли тоже остается одной из животрепещущих проблем психологии. Может ли человек решать сам или в его голове уже существует набор некоторых шаблонов, а его выбор детерминируется различным сочетанием внешних и внутренних обстоятельств? Например, немецкий философ А.
Шопенгауэр, разделяя свободу на физическую (отсутствие материальных преград), интеллектуальную (гармония с самим собой) и моральную (выбор в пользу соблюдения норм и правил), доказывает, что последней не существует вовсе. Ведь, по его мнению, человеческий характер врожден, как врождены все наши пороки и добродетели.
И именно из-за характера, контролирующего нас (не наоборот!), свобода воли невозможна.
Так ли это? Психологи спорят до сих пор, и свобода воли представляется одной из величайших проблем – не только психологической или вообще научной, но даже житейской.
Я мыслю – я существую?
Одной из самых известных загадок психологии является тайна мыслей. Будучи идеальной единицей, мысль вполне способна стать началом материальных действий и вещей.
Но материальное мы вполне способны исследовать.
Как исследовать идеальное, как мысль может давать толчок к производству материальных результатов (от измеряемых импульсов головного мозга и движений тела до произведений искусства) – мы пока не знаем.
Куда подевался бихевиоризм?
С избранием психики новым предметом изучения в психологии говорить о бихевиоризме стало как-то не принято – ведь он словно стал олицетворением не самой продуманной научной теории. Конечно, мы помним об основателе данной школы Джоне Уотсоне и его трудах и о формуле «стимул>реакция» [7, С. 268].
Бихевиоризм буквально спас юную науку психологию, когда ученые выдвинули довольно беспомощный постулат: «Мы не можем изучить чужой внутренний мир – остается только изучать свой».
У интроспекции вскоре обнаружились значимые недостатки (необъективность – лишь один из них), и как нельзя кстати Джон Уотсон предложил изучать поведение (англ. behavior — поведение).
Сейчас бихевиоризмом часто пренебрегают – и весьма незаслуженно. Сменив предмет изучения в психологии, ученые тем самым переключили внимание на объект (человека), а не влияние среды на него.
Хотя, как мы понимаем, именно на последнем строится множество сфер науки – возрастная и педагогическая психология, патопсихология.
Ведь немногие готовы поспорить с тем, что сознание человека, как и его социальная принадлежность, язык, культура, система знаний и мировоззрение – результат научения, результат действия средовых факторов. Сознание не возникает в ребенке само по себе, его обучают взрослые.
Без влияния родителей или опекунов ребенок не усвоит социальных и моральных норм, он не научится прямохождению и речи, не выработает свою целостную картину мира. Все это – так или иначе информация, постигаемая и обрабатываемая нами извне.
https://www.youtube.com/watch?v=DUYxhoO_vZE
Тому существует масса примеров, и самый известный — пожалуй, Амала и Камала, две сестры, найденные и воспитанные волками.
Девочки не умели передвигаться на двух ногах, у них отсутствовало самосознание, после того, как их забрали люди, девочки выучили едва ли десяток слов, так как развивать речь было слишком поздно.
Это ли не подтверждение тому, что необходимо не только не исключать влияние среды на человека, но и уделить этому внимания не менее, чем когнитивной составляющей психики?
Конечно, как и у любой школы психологии, у бихевиоризма есть ряд недостатков.
Но не принимая его во внимание совсем, мы рискуем перекладывать ответственность на одного конкретного человека за многие вещи, которыми он просто не может управлять.
И это меньшее из зол для науки – гораздо более серьезно то, что мы не сможем открыть ни одной из тайн, перечисленных выше, если не отдадим должное огромному влиянию окружающей среды на нас, наше развитие и становление как личностей.
Проблем, не имеющих пока своего решения, как мы можем увидеть, остается очень много. Некоторые даже укоряют психологию как науку в чрезмерном наборе неразгаданных тайн, забывая, однако, что в каждой существующей науке есть белые пятна.
Кроме того, не приходится сомневаться, что любые ответы на поставленные учеными вопросы дадут в результате гораздо больше новых загадок.
В конечном итоге, только вопросы без ответов – и возможно, не имеющие ответов в принципе – дают нам вдохновение и толчок к исследованию и познанию всего нового.
Список использованных источников:
- 1. Rooney A. The 15-Minute Scientist. — London: Arcturus Publishing, 2016 г. — 272 с.
- 2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
- 3. Куликов Л.В. Психология сознания — СПб: Питер, 2001. — 480 с.
- 4. Курчанов Н.А. Антропология и концепции биологии. — СПб: Спецлит, 2007 — 192 с.
- 5. Психология: учебник /Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 2001. — 584 с.
- 6. Сирота Э.Л. Психология. Для тех, кто хочет все успеть. — М.: Эксмо, 2015. — 128 с.
- 7. Смит Р. История психологии. — М.: Академия, 2008. — 416 с.
Юлия Матыченко, педагог-психолог, МБОУ Кадетская СОШ2, г. Рубцовск
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Видео:Психологические проблемы киногероевСкачать
Современные проблемы Психологии
В настоящее время трактовок психологии существует достаточно много, но истинной психологией можно считать лишь науку, изучающую внутренний мир человека, как душу. Однако с субъективной точки зрения очень сложно изучить то, что незримо и не подвластно объяснениям.
Конечно, можно прийти в церковь и услышать множество глубоких мыслей и трактовок с точки зрения религии, объясняющих суть души и призывающих к вере и очищению, но будет ли это объективным, единым и истинным?
Человек не сможет, просто основываясь на чьих-то словах и убеждениях, пусть даже и логичных, принять себя и свой внутренний мир как душу. Для этого нужно достичь определенной стадии внутреннего духовного развития.
Современные проблемы психологии заключаются в следующем
- Знать как данность, некие научные доктрины и понимать суть – это совершенно разные вещи. Люди поступают в университеты, получают там знания, пишут научные работы и становятся докторами наук в этой области. Однако может ли человек, рассматривающий душу лишь как объект исходя из полученных теоретических знаний, быть духовным наставником и помогать людям решать возникающие у них психологические проблемы?
- Все те знания, которые даются на протяжении обучения являются лишь малой частью того, что представляет собой психология. Ведь не зря с каждым годом теорий и разнообразных случаев, связанных с этой областью становится всё больше и больше. Душа слишком широкое понятие, чтобы подвести её к определенной конечной совокупности знаний. Людей, занимающихся проблемами психологии, с каждым годом становится больше, однако некоторые факты заставляют задуматься над продуктивностью их работы.
Ряд факторов, ставящих под вопрос эффективность полученных знаний в области психологии
- Несмотря на развитие области консультационных услуг и попыток решения проблем психологами, оперирующими большим запасом знаний, счастливей общество не стало. Люди испытывают всё те же страдания и подвергаются всё тем же болезням.
- Масса тренингов и курсов по управлению своими мыслями и развитию стрессоустойчивости зачастую являются лишь очередной попыткой заработать для людей, их организующих. Стрессу подвержено около 80% людей, при этом около 30% из них уже находится в предстрессовом состоянии и живут в нём постоянно.
- Самым эффективным способом управления своим внутренним я является самостоятельное решение проблем и принятие решений, развитие самого себя, однако лишь 3% людей способны на это.
- Смысл жизни утерян более чем у 50% населения.
- Понятие «здоровых семейных отношений» отсутствует у половины общества, видимо поэтому 3 из 5 браков заканчиваются разводами.
- Кроме всего, сами психологи подвергаются стрессу и депрессиям в 2-3 раза чаще, чем остальные люди, этот факт говорит о том, что с этой наукой что-то не в порядке. Так как же можно довериться доктору, который не может помочь себе сам и еще берется учить кого-то уму-разуму? Если человек является экспертом в этой области, то самым ярким примером его профессионализма является Он сам.
Исходя из всей этой информации, можно отметить, что современные проблемы психологии заключаются в недостаточности и некоторой ошибочности знаний, на основе которых великие умы делают выводы о человеческой душе.
Существуют некоторые предположения, способные доказать несостоятельность научного подхода к психологии
- Психология изучает душевное состояние человека с материальной точки зрения, однако как можно рассуждать материально о том, что не является материальным? Ведь те качества личности, которые характерны для каждого не являются составляющими физического тела.
Для людей свойственна любовь, верность, доброта, может быть трусость, а может и ответственность, но все эти качества не принадлежат ни к одному из органов человеческого тела. Тем не менее они реальны и являются определяющими в жизнедеятельности человека.
- В науке отсутствует хотя бы общая модель сознания, в которой можно увидеть взаимосвязь между мыслями, чувствами, эмоциями и действиями, нет объяснения свойств памяти и всевозможным личностным характеристикам. Поэтому фактически все теории в психологии являются необъективными, основанными лишь на ряде конечных случаев, объединенных общими факторами.
- Совокупность научных теорий представляет собой массу разрозненных и противоречащих друг другу гипотез, что явно не сможет явиться помощником в решении реальных, а не предполагаемых проблем.
Результатом становится то, что человека учат не тому, как избавиться от беспокоящих его ощущений, а как жить с минимальными потерями от них или даже попытаться извлечь из них ту или иную пользу. Это одновременно и смешно, и до ужаса печально.
- Имеющиеся знания о типах личности не дают конечной оценки человека.
Холерик ты или сангвиник, можно быть прекрасным представителем общества и достичь успехов как в личной жизни, так и оставив след в истории человечества, имея при этом любой из представленных наукой типов.
Из этого можно сказать, что теперешние проблемы в психологии заслуживают более глубокого подхода и анализа. Психологию, на данный момент, сложно назвать эффективной в решении психологических проблем.
https://www.youtube.com/watch?v=VFxmTqTP5dw
Но есть действительно хорошие специалисты в своем деле, которые не обходят проблему, а действительно помогают решить ее. Их главный инструмент для решения психологических проблем — это ПРАВДА, которую так не любят очень многие из нас.
Куда важнее были бы знания о внутренней силе духа человека, развитии души и её состоянии, определяющие возможности к росту и достижению гармонии. Но в этой области наука не имеет абсолютно никаких знаний, что не может не опечалить.
Видео:Психологические проблемы фей ВинксСкачать
Психологические проблемы: что это, какие бывают трудности у людей
Люди, которые при первых признаках простуды или небольшой царапине спешат к врачу, часто не обращают внимания на симптомы заболеваний другого типа — психологических.
Они развиваются постепенно и приводят к опасным последствиям. Причиной их становятся психологические проблемы. Преодолеть трудности можно, но сначала необходимо определить их истинную причину.
В этом помогут средства современной психотерапии.
Понятие и суть
В психологии понятие «проблема» имеет несколько значений. Чтобы выделить трудности, имеющие психологический характер, нужно ориентироваться на корень их возникновения. У психологической проблемы он внутренний: связан с представлением человека о мире, самом себе, межличностных взаимодействиях.
Психологические проблемы часто имеют неявные симптомы и мешают реализации в нескольких жизненных сферах. Можно выделить 4 основные зоны, которые затрагивают психологические проблемы:
- Индивидные трудности. Тесно связаны с телесностью. Человек, имеющий расстройства в этой сфере, часто имеет проблемы с физическим здоровьем. У него есть явные или мнимые изъяны во внешности, сексуальная дисфункция, возможна инвалидность или хроническое заболевание.
- Субъектные трудности. Связаны с выполнением целенаправленных действий. Люди, имеющие проблемы в этой сфере, имеют слабую волю, низкий уровень интеллекта, у них недостаточно мотивации для саморазвития. Субъектные проблемы не только ограничивают возможности, но и мешают искать пути выхода из сложных ситуаций.
- Личностные трудности. Препятствуют человеку быть полноценным членом общества, участвовать в социальной жизни. У таких людей заниженная самооценка, они не чувствуют себя частью группы.
- Индивидуальные трудности. Связаны с самореализацией. Самый сложноосознаваемый тип проблем, поскольку тяжело поддается описанию и классификации. К таким проблемам относятся страхи, связанные с жизненными потерями: внезапная смерть близких, заболевания, ощущение пустоты, потеря смысла жизни.
Психологические проблемы есть практически у каждого человека, но уровень психологической грамотности остается низким. Часто человек проживает с проблемой всю жизнь, не догадываясь, что от нее можно избавиться. Поэтому важно уметь замечать симптомы и вовремя от них избавляться.
Психосоматика
На первый взгляд, психическое здоровье не оказывает особого влияния на физическое состояние.
Пациенты, приходя на прием к врачу, описывают только физические симптомы, не упоминая о психологических трудностях. Врач не может правильно поставить диагноз, лечение затягивается и не дает результатов.
Физические проявления болезни не уйдут, пока не будет устранена истинная причина — психологическая.
Чтобы понять, как нервное напряжение влияет на организм, нужно открыть анатомический атлас. Все органы связаны и объединены двумя системами: кровеносной и лимфатической. В норме все процессы функционируют непрерывно: с кровью в организм поступают питательные вещества, а вместе с лимфатической жидкостью они выводятся из организма.
Но если психологическое равновесие нарушено, возникает нервное напряжение. Мозг, как внутренний менеджер, запускает механизм выживания, заставляющий надпочечники вырабатывать гормон стресса.
В ситуации реальной опасности это придает человеку сил, чтобы убежать или вступить в сражение. Психологическая проблема не воспринимается, как объективная опасность, человек остается напряженным и избыток гормонов не расходуется.
Постепенно гормон стресса вмешивается в работу головного мозга, пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.
https://www.youtube.com/watch?v=xhv3lN1CyFI
Соматическое проявление болезни — наличие симптомов при отсутствии физиологической причины. Блуждающие боли, мышечные спазмы, отеки, мигрень, внезапный приступ аллергии — все эти признаки могут быть соматическими. Если анализы и УЗИ не помогли найти причину недомогания, нужно обратиться к психологу.
Виды
Сложно составить единую классификацию психологических трудностей: их слишком много и часто они специфические. Наиболее распространенные проблемы:
- Проблемы коммуникации. К ним относится чувство одиночества, неумение налаживать контакты с другими людьми, боязнь людей, общения. В запущенных случаях проблемы коммуникации лишают человека всех возможностей развития: в отношениях, работе, личной жизни.
- Возрастные кризисы. Наиболее известны проблемы подросткового кризиса: агрессия, перепады настроения, склонность к асоциальному поведению. Кризисы сопровождают человека всю жизнь. Зная об этом, переносить их легче.
- Семейные проблемы. Распространенный тип психологических трудностей, который влияет на другие жизненные аспекты. Детско-родительские отношения определяют цели и стремления человека, даже если он отрицает это. Решение проблем внутри семьи обычно требует долгой терапии и сопряжено с сильными эмоциональными переживаниями.
- Проблемы отношений с противоположным полом. К ним относятся и эмоциональные, и сексуальные расстройства, боязнь отношений.
- Проблемы индивидуального развития. К ним относятся проблемы, которые спровоцировала внешняя обстановка. У человека, выросшего в традиционной семье, уровень доверия к миру высокий, а тревожность низкая, у человека из дисфункциональной неполноценной семьи — наоборот.
Однозначно определить, какая именно проблема является основной, невозможно. Это всегда комплекс причин, влияющих на человека. И устранять их нужно также комплексно, иначе симптомы будут постоянно возвращаться.
Причины возникновения трудностей
Психологическая проблема — реакция психики на внешнюю среду, и искать причину стоит не в человеке, а в его окружении. Факторы, затрудняющие адаптацию:
- Ошибки в воспитании. Слишком сильный родительский контроль также опасен, как и безразличие. В первом случае ребенок лишается ощущения себя как самостоятельной личности. Во втором — не может доверять родителям, чувствует себя ненужным и одиноким.
- Завышенные ожидания. Если в своих мечтах человек успешный, а в реальности реализовать себя ему не удается, у него развивается нарциссическое расстройство. Оно часто развивается у подростков, становится причиной наркологической зависимости, агрессии, потери связи с реальностью.
- Пребывание в опасной ситуации. Когда человек попадает в ситуацию, несущую реальную угрозу жизни (например, в зону военных действий), психика мобилизует все ресурсы и быстро истощается. Если из ситуации удается выйти, развивается ПТСР — расстройство, при котором человек повторно проживает эмоции, которые испытывал во время опасности. Без лечения это может привести к развитию паранойи, шизофрении.
Поиском причины появления проблем должен заниматься психолог. Если он обнаруживает запущенное расстройство, может понадобиться медикаментозное лечение. Этим уже занимается психиатр.
Типичные симптомы
Симптоматика психологических проблем обширна. Появление одного симптома еще не говорит о наличии проблем, но совокупность 3 и более признаков должно насторожить. Типичные признаки:
- головные боли;
- тошнота, появляющаяся по утрам, отвращение к еде;
- вздутие живота, запор;
- покалывание в пальцах;
- частые вирусные заболевания (простуда, герпес)
- тремор рук, ломота костей, как при гриппе;
- сильный зуд, желание вымыть руки;
- повышенная потливость;
- резкое похудение или набор веса;
- учащенное сердцебиение;
- кашель и боль в горле без других симптомов ОРЗ;
- энурез (особенно у дошкольников);
- сильное чувство голода, постоянное переедание;
- чувство усталости без видимой причины;
- проблемы с потенцией, отсутствие сексуального интереса.
Отдельно стоит выделить паническую атаку, как уникальный комплекс симптомов, свидетельствующих о наличии психологической проблемы. Паническая атака — продолжительное (от нескольких минут до нескольких часов) состояние дискомфорта, при котором больной переживает ряд неприятных ощущений:
- холод в конечностях, зуд, «мурашки»;
- затрудненное дыхание, боль в груди;
- дезориентацию, ощущение «сна наяву»;
- приступ слабости;
- головокружение, обморок.
Паническая атака, как и другие симптомы, появляются внезапно. Поначалу они случаются редко, потом частота проявлений возрастает. Если удалось установить, что причина — психологическая, а не физиологическая, для ее устранения потребуется особое лечение.
Диагностика состояния психики
Определить причину психологической проблемы можно только при личной консультации со специалистом. Психологи используют несколько способов поиска:
- Беседа. С нее начинается диагностика. Найти проблему при первом разговоре обычно не удается, но психолог отмечает, о какой сфере жизни клиент говорит неохотно, и далее работает с ней.
- Тесты. Различные опросники, графические методики, тесты свободного выбора помогают выявить скрытые переживания, оценить мировоззрение.
- Наблюдение. Проводится в рамках стационара, приемного кабинета или смоделированной проблемной ситуации. Психолог наблюдает, как человек ведет себя, как разговаривает, жестикулирует, в какой позе стоит или сидит. Жесты почти невозможно контролировать, и по ним можно узнать о самовосприятии и мировосприятии человека.
- Гипноз. Если пациент скрытен, психолог вводит его в состояние гипноза. Это позволяет выявить подавленные воспоминания, добраться до переживаний, которые пациент игнорирует.
Выявив, что послужило причиной развития проблемы, психолог подбирает подходящее средство терапии:
- консультации (индивидуальные и групповые);
- терапевтические игры;
- тонизирующие и релаксационные упражнения;
- средства арт-терапии, творческие упражнения, лечение цветом и звуками;
- сказкотерапию, ведение записей.
Продолжительность лечения и необходимость более серьезных средств подбирается индивидуально. Параллельно психолог занимается просвещением, повышая уровень осознанности пациента.
Как не допустить развития психических расстройств?
Люди подвержены стрессу в разной степени, но даже самые стойкие нуждаются в регулярной «перезагрузке». Для профилактики развития психологических проблем можно использовать:
- Короткие медитации. Это настоящий феномен в сфере психологии: достаточно 5–7 минут в день, чтобы ощутить результат. Медитация — это самосозерцание. Нужно просто закрыть глаза и глубоко дышать, не обращая внимания на окружающий шум. Медитация поможет восстановить силы во второй половине рабочего дня и снять усталость вечером. Практики уверяют, что она помогает дольше не стареть и сохранять ясность ума.
- Заземление. Близкая к медитации техника, но глаза закрывать не нужно. Необходимо сосредоточить взгляд на каком-нибудь красивом предмете. Например, смотреть на цветок или картину. Нужно стараться не допускать возникновения посторонних мыслей, думая только о выбранном предмете.
- Ведение дневника. Записывание прожитых событий и впечатлений помогает их переосмыслить и не зацикливаться на негативных эмоциях.
- Утренние страницы. Метод, избавляющий от навязчивых мыслей. Нужно сразу после пробуждения написать 5–10 страниц, записывая все, что придет на ум.
- Водные процедуры. Мытье — это не только гигиена. Доказано, что вода успокаивает и заряжает бодростью. После сложного дня или неприятного события нужно принимать ванну или душ.
Также профилактикой психологических проблем будет ведение здорового образа жизни: достаточный уровень физической активности, правильное питание, соблюдение водного баланса. Это важно и для молодежи, и для людей пожилого возраста.
🎬 Видео
Фрейд за 10 минутСкачать
Психологические проблемы «Отчаянных домохозяек»?Скачать
Психологические проблемы Барби и КенаСкачать
Психологические проблемы Леди Баг и Супер-КотаСкачать
Психологические проблемы злодеев ДиснейСкачать
Психологические проблемы героев «Уэнсдей»Скачать
Какие психологические проблемы у Северуса Снейпа?Скачать
Выпуск 71. Психология VS физиология речи. Что важнее?Скачать
Психологические проблемы Драко МалфояСкачать
Психологические проблемы героинь «My Little Pony»Скачать
Психологические проблемы Уолтера УайтаСкачать
Психологические проблемы Клана СопраноСкачать
Психология «Папиных дочек»Скачать
Главные проблемы современной психологии. ЧНТСП #1Скачать
23 Психологические Уловки, которые всегда РаботаютСкачать
Проблемы современной психологии. Часть1 | 3.02.2022Скачать
Психологические проблемы. Как решать?Скачать