Зрительное восприятие

Зрительное восприятие Статьи по психологии
Визуальное восприятие, принципы гештальта

Зрительное восприятие

«Видение — это вера». То, что вы видите своими глазами, в то ты и верите». А роль зрения в нашей жизни и культуре является центральной, о чем свидетельствует то, обилие визуального контента, который нас окружает сегодня.

 Зрение позволяет нам обрабатывать информацию из окружающего нас мира, информация попадает нам в глаза. Так происходит восприятие, посредством которого мозг организует и интерпретирует данные полученные от наших глаз. На наше восприятие влияют многие вещи, включая культуру, уже имеющийся опыт и наши будущие ожидания.

Увидеть не значит поверить. Что дизайнерам нужно знать о восприятии? Когда мы разрабатываем для людей сайты, приложения да хоть что, полезно понимать некоторые процессы, которые влияют на то, как люди воспринимают всё это.

Восприятие — является индивидуальным и сложным процессом, и то, как человек воспримет что-то, никогда не будет в нашем полном контроле, но мы можем предугадывать то, как поведут себя те или иные группы людей. Для этого и проводятся всевозможные апробации продуктов перед массовым запуском.

Первое, что тебе нужно знать, так это то, что не всему нужно верить. Есть много способов, с помощью которых наше восприятие, в частности наше зрительное восприятие, может быть обмануто.

Вот например, в одной классической оптической иллюзии, треугольнике Канижа, мы видим «белый прозрачный треугольник», хотя никакого треугольника на самом деле нет.

На то, что мы видим, также влияет наш культурный контекст, например различия в восприятии глубины, которые ведут к теории «плоского мира».

Эта теория предполагает, что когда мы привыкли жить в мире, полном прямых углов, мы более легко поддаемся иллюзиям, таким как иллюзия Мюллера-Лайера.

В классическом исследовании 1963 года, проведенном «Segal et al», европейцы и американцы оказались наиболее восприимчивыми к иллюзии, а охотники-собиратели из Калахари были менее восприимчивыми. Дизайнерам важно понимать, что культура влияет на мировосприятие, и они должны проверять свои работы на целевых группах пользователей, чтобы понимать имела ли смысл их работа вообще.

Великие правила — Принцип Гештальта.

«Целое получается из суммы частей»
психолог Курт Коффка.

Итак, если восприятие — сложный и тонкий процесс, как на него влиять? В 1930-х и 40-х годах группа психологов разработала некоторые основополагающие теории о зрительном восприятии.

Основной принцип гештальт-психологии заключается в том, что наш разум работает над созданием «единого целого» (гештальт) из различных и хаотических данных, которые он получает. Как выразился гештальт-психолог Курт Коффка, «целое получается из суммы частей». Из этих исследований был разработан набор основополагающих принципов визуального восприятия.

Эти принципы имеют основополагающее значение для визуального общения в графике и интерфейсе / веб-дизайне. Понимание и применение принципов гештальта может усилить работу любого дизайнера.

Существует множество подробных руководств по гештальт-принципам, если у тебя появилось желание узнать больше, то в интернете есть все основные принципы, которые можно найти и почитать. Для начала нужно понять пять гештальт-принципов, чтобы двигаться дальше:

1. Соотношения сторон.

Когда люди смотрят на схожие элементы, они будто пытаться понять в чем же их отличия, что находится в фокусе, а что на заднем плане.

Это может дать ощущение того, что некоторые элементы «находятся в фокусе» например эти черные силуэты в нём, а другие находятся вне его. Привычная иллюзия ваза и два лица, которые смотрят друг на друга.

Всё это является примером перевертывания фигуры, туда и обратно — ваш мозг переключается между «белой вазой» и фигурами на черном фоне.

2. Близость.

Принцип близости говорит, что когда мы видим некое количество объектов перед собой, то наш мозг начинает расставлять приоритеты, а автор сайта предполагает, что чем больше объект по размеру, тем он ближе к нам и тем большее значение несёт в себе.

https://www.youtube.com/watch?v=XjR4QKkhcJ8

Сайт FastCo Design использует близость в сочетании с ключевыми линиями, чтобы указать, какие изображения и заголовки принадлежат друг другу. Это распространенный метод, который используется на сайтах.

Дизайнеры все время используют закон близости — это один из распространенных способов, которыми мы располагаем элементы интерфейса, чтобы показать взаимосвязь.

Близость является одним из самых мощных способов указать отношения — и это может быть запутанным, если неясно, какие элементы принадлежат друг другу.

3. Принцип сходства (Guidline).

Когда вещи подобны (по размеру, цвету, форме или другим свойствам), мы воспринимаем их как связанные одним стилем. Сходство очень часто используется в интерфейсах и веб-дизайне. Идея руководства по стилю предоставляет (разработчику) конечному пользователю коды или шаблоны для использования, которые опираются на заранее заложенные элементы.

Смотрите все ссылки и кнопки, являются стилями, таким же образом создаются ожидания пользователей относительно того, как будут вести себя элементы. Основной акцент цвета на сайте желтый, «теги» помогают пользователю визуально идентифицировать и группировать то, что относится к одному типу контента.

4. Элементы важности.

Когда мы смотрим на плакаты, веб-сайт или экраны приложений, мы понимаем, что несет в себе та или иная иконка приложения, каждое приложение несёт особую важность для пользователя, и даже месторасположение иконки тоже имеет значение.

Это ещё называют «визуальная иерархия» таким способом, мы просматриваем информацию и определяем, что для нас особо важно, а что нет.

Для дизайнеров манипуляция визуальной иерархией — это ключевой способ создать хороший пользовательский интерфейс, поскольку он дает представление о том, что мы хотим, чтобы люди сосредоточили свое внимание. Контраст различных элементов информирует визуальную иерархию, как и гештальт-принципы.

Хороший пример — это уведомления приложений iOS, они имеют красный пузырек справа у иконки, это пример визуальной иерархии с использованием цвета и формы — глаз человека в первую очередь замечает яркие цвета, это относится и к иконкам приложений. Поток и порядок элементов будут информировать иерархию.

В западно-культурном контексте мы читаем слева направо и сверху вниз. Относительный размер элементов также влияет на иерархию — подумайте о различии между заголовками h1 и h4 при верстке в HTML! Цвет и форма также могут влиять на то, как мы воспринимаем иерархию.

Уведомления на главном экране iOS — отличный пример этого.

Источник изображения: @AkiyoshiKitaoka

Источник изображения: @AkiyoshiKitaoka

5.Восприятие цвета.

Мозг воспринимает цвет загадочным образом, как то самое известное платье, о котором говорил весь интернет. Эти иллюзии основаны на цветовом постоянстве, которое по «Википедии» является «особенностью системы восприятия цвета человеком, гарантируя, что воспринимаемый цвет объектов остается относительно постоянным при различных условиях освещения».

Есть также люди, которые могут воспринимать больше цветов, чем мы регулярно видим, это состояние называется тетрахромацией. Опять же, когда дело доходит до восприятия реального цвета, у всех людей, оттенки воспринимаются по-разному.

Акиоши Китаока, профессор психологии в университете Ritsumeikan в Японии разработала цветовую палитру, которая состоит только из серых и голубых пикселей, но мы воспринимаем их как красный.

Нам как дизайнерам, важно, с точки зрения восприятия цвета то, что мы не полагаемся на цвет и своё зрение, а используем рабочие инструменты для цветопробы, и снимаем реальные значения нужных цветов для работы.

Никогда не забывай главное, сколько людей, столько и оттенков цвета, а ещё не забывай о людях с дальтонизмом.

Всегда будь уверен в том, что твой дизайн работает для всех, даже если они испытывают проблемы с восприятием цвета.

Восприятие — поистине таинственный процесс, а знания о нем, это ничто иное как психология. Чтобы быть отличным дизайнером, всегда помни о процессах восприятия и их ключевых принципах. Так ты значительно продвинешься в своей работе. Как сказал Джон Леннон, «чем больше я вижу, тем меньше я знаю точно».

Видео:Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Часть 1. Валентина ПаевскаяСкачать

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Часть 1.  Валентина Паевская

Физиология и психология зрительного восприятия объема, рельефа, цвета

Зрительное восприятие

Визуальную коммуникацию следует рассматривать, как процесс передачи информации средствами визуального языка. Это язык специальных символов, эмблем, графических и медийных элементов.

Когнитивной основой визуальной коммуникации является ее способность задействовать и стимулировать активность обоих полушарий головного мозга, позволяя не только донести целевую информацию максимально эффективным способом, но и обеспечить ее усвоение.

Как отмечал С. Л. Рубинштейн, в процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое». Роль зрительных образов очень велика, ведь 75% получаемой нами информации приходится именно на зрение, которое дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов [6].

Нечто большее

Очевидно, зрительное восприятие означает нечто большее, чем только то, что описано выше.Зрение не является пассивным восприятием. Мы получаем мир образов, рассматривая объект, анализируя его и изучая.

Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта: прямоугольную форму книги, холодный блеск металла, прямолинейность сигареты. Несколько линий и точек легко воспринимаются как «лицо» [3].

Экспериментально выявлено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядомнаиболее значимые элементы фигуры. Закономерные траекторииосмотра формируются только при активном взаимодействиизрительных и двигательных компонентов.

https://www.youtube.com/watch?v=ZCSpa_8I2N4

На рисунке представлена запись движения глаз при свободном рассматривании изображения в течение двух минут.

Записи движений глаз показывают, что в процессе рассматривания взор наблюдателя обычно задерживается лишь на тех элементах, которые несут сведения, позволяющие раскрыть содержание изображения.

В зависимости от содержания объекта и зрительных задач, которые стоят перед человеком в момент восприятия происходит распределение точек фиксации на объекте, последовательность, в которой взор переходит от одной точки фиксации к другой [2].

Восприятие зрительное

англ. visual perception) — совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. На ранних этапах филогенетического развития 3. в. обеспечивает получение информации в основном о пространственном положении и движении объектов.

Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. У высших млекопитающих, в т. ч. и у человека, 3. в. занимает в системе др. перцептивных процессов ведущее место (доминантность 3. в.). Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную кинестезическую функцию (см.

Двигательный анализатор, Кинестезические ощущения), участвуя в восприятии и регуляции собственных движений наблюдателя.

Современные данные показывают, что зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.

Наиболее элементарным из них, по-видимому, является восприятие цвета.

В простейшем случае оно сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты) отраженного поверхностью света. Основные механизмы восприятия цвета врожденные, они локализуются на уровне подкорковых образований мозга. См. также Цветовое зрение.

3. в. пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная, и является по существу интермодальным. В нем выделяются 2 группы перцептивных операций. 1 -я группа обеспечивает оценку удаленности объектов.

Важнейшей операцией этой группы является оценка удаленности на основе бинокулярного параллакса (признак глубины, связанный с различием проекций трехмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза) и монокулярного параллакса движения (признак, связывающий удаленность объекта с угловой скоростью его смещения при определенных движениях наблюдателя).

2-я группа операций обеспечивает оценку направления, в котором расположен тот или иной предмет. Характерно, что при этом предметное окружение выполняет роль неподвижной системы отсчета. Благодаря этому локализация объектов остается примерно неизменной во время движений наблюдателя (т. н. феномен стабильности видимого мира).

Комбинация данных об удаленности и направлении обеспечивает константное восприятие (см. Константность восприятия) величины видимых объектов. См. также Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.

Как показывают исследования, многие операции пространственного восприятия являются врожденными. Однако их координация осуществляется прижизненно. Важную роль в онтогенетическом развитии восприятия пространства играет включение отмеченных операций в состав практических, а затем и перцептивных действий.

На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Подобно др. видам восприятия, оно характеризуется высокой константностью: видимая скорость движущегося объекта обычно гораздо больше соответствует его абсолютной скорости, чем угловой. Константность имеет место при восприятии как реального, так и кажущегося движения.

Нейрофизиологические исследования позволили обнаружить в подкорковых образованиях и коре мозга многочисленные детекторы движения — нейроны, чувствительные к перемещению стимулов в зрительном поле (см. Нейрон-детектор).

Они участвуют в перцептивном анализе движения, а также в регуляции медленных следящих движений глаз, без которых точная оценка параметров движения предмета оказывается невозможной.

https://www.youtube.com/watch?v=XQmVt6XWImc

Наиболее сложным процессом 3. в. является восприятие формы. В фило- и онтогенезе оно развивается позднее восприятия движения. Восприятию формы предшествует пространственная группировка расположенных в зрительном поле однотипных элементов (см. Гештальт-психология).

Для точного отражения фигуративных характеристик предмета большое значение имеют быстрые, саккадические движения глаз, с помощью которых наблюдатель фиксирует его характерные детали, а также устанавливает их пространственные отношения.

Являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета.

Отмеченные взаимоотношения, или микроструктура, процессов 3. в. проявляются в ходе его микрогенеза (см. Микрогенез восприятия). За первые 30-50 мс после предъявления стимулов осуществляется оценка пространственного положения, удаленности и абсолютных размеров.

В зависимости от расстояния, проходимого объектами за единицу времени, от 30 до 140 мс тратится на получение информации о параметрах их движения. Воспринятое ранее пространство выполняет при этом функцию интермодальной системы отсчета, а сам движущийся объект воспринимается как некоторая бесформенная и вследствие этого весьма пластичная масса.

Только после того как возникает восприятие движения объекта, начинается процесс спецификации его формы. Длительность этого процесса зависит от сложности формы.

В среднем через 300 мс после предъявления стимула процесс построения зрительного образа оказывается завершенным и приобретает свои хорошо известные характеристики: общую пространственную стабильность, подвижность локальных объектов, инвариантность видимых форм относительно цвета, пространственного положения и состояния движения. (Б. М. Величковский.)

Зрительные задачи

К зрительным задачам относятся:

  1. Обнаружение, опознание (узнавание), идентификация. При обнаружении фиксируется только наличие объекта
  2. Отнесение его к классу объектов (по обобщенным характеристикам класса)
  3. Идентификация – сравнение объекта с конкретным эталоном, хранящимся в памяти.

Также существуют уровни восприятия:

  1. Первый, низший уровень иерархической системы обобщенности признаков восприятия составляют локальные признаки, характеризующие отдельные участки контура объекта, например выпуклость, излом, длину.
  2. Следующий уровень иерархии составляют обобщенные (вторичные) признаки, характеризующие весь объект в целом, например: число углов, число вогнутостей, степень изрезанности всего контура и др.
  3. Третий уровень составляют еще более обобщенные – третичные признаки. Они характеризуют не сам контур воспринимаемого объекта, а его соотношение с контуром вспомогательного объекта, который целиком формируется мысленно. К таким признакам можно отнести удаленность объекта, его компактность, площадь.
  4. Высший уровень иерархии – признаки сходства. Они обозначаются словами: похож, напоминает, близок и содержат сведения не об одном, а о нескольких объектах в из взаимных отношениях. Они хранятся впамяти как сведения о степени качественного и количественного сходства объектов и отражают информацию не о свойствах самих объектов, а только об отношениях их свойств.[1]

Виды

Нарушение восприятия в психологии зависит от многих факторов и уровней самого восприятия.

Видео:Мы видим мозгом! Зрительное восприятие. Физиология человека — 8 урокСкачать

Мы видим мозгом! Зрительное восприятие. Физиология человека — 8 урок

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие

Изучая зрительное восприятие, психологи выяснили, как информация, поступающая в органы чувств, закладывает основы восприятия. Иными словами, они пытаются объяснить, каким образом мы понимаем, что в комнате стоит стул, если при этом в глаза нам бьет яркий свет, или почему мы воспринимаем приближающийся звук определенным образом.

Надо сказать, психологи до сих пор не пришли к согласию в вопросе о том, в какой мере восприятие определяется информацией, заложенной в сенсорных стимулах.

Сегодня существует две основные теории, которые объясняют, как обрабатывается сенсорная информация: теории нисходящей и восходящей обработки сенсорной информации; обе они имеют в психологическом научном сообществе убежденных сторонников.

Нисходящая обработка сенсорной информации

В 1979 году психолог Ричард Грегори предположил, что восприятие носит конструктивный характер и что, глядя на что-нибудь, человек с помощью чувственного восприятия строит гипотезы относительно того, что видит, основываясь на своем предыдущем опыте, — и эти предположения в большинстве случаев верны.

https://www.youtube.com/watch?v=IDdOLl3GxGw

Нисходящая обработка сенсорной информации основывается на распознавании образов и использовании контекстуальной информации. Например, при попытке прочесть неразборчивый почерк бывает трудно разобрать конкретное слово, а не все предложение, потому что смысл других слов, обеспечивая контекст, подсказывает смысл всего предложения.

По оценкам Грегори, почти 90 процентов информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит, поэтому мозг использует предыдущий опыт для конструирования реальности.

Восприятие включает в себя активный и масштабный анализ гипотез, обеспечивающий логичность информации, поступающей от органов чувств.

Наши сенсорные рецепторы получают из среды новую информацию, которая объединяется с информацией об окружающем мире, накопившейся в сознании в результате предыдущего опыта.

Куб Неккера

Сторонники теории нисходящей обработки сенсорной информации приводят в качестве аргумента своей правоты оптическую иллюзию под названием «Куб Неккера».

С ее помощью они наглядно демонстрируют, что неверная гипотеза ведет к ошибкам восприятия, неверному представлению о действительности. Если долго и пристально смотреть на этот куб, то можно увидеть, как расположение его граней меняется.

Иными словами, эта физическая модель нестабильна и фактически создает два разных восприятия.

По мнению приверженцев теории нисходящей обработки информации, это происходит потому, что человеческий мозг вырабатывает на основе входящих сенсорных данных и предыдущего опыта две гипотезы, в равной мере достоверные и жизнеспособные, и потом не может решить, какую из них выбрать.

Куб Неккера

Восходящая обработка сенсорной информации

Не все психологи считают теорию нисходящей обработки сенсорной информации правильной. Так, психолог Джеймс Гибсон убежден в том, что даже сама идея проверки гипотезы в корне неверна; он утверждает, что процесс восприятия носит более прямой, непосредственный характер.

По мнению ученого, смысл извлекается непосредственно из окружающего мира, поскольку информации в окружающей среде вполне достаточно.

Согласно теории Гибсона, получаемая мозгом информация вообще никак не интерпретируется и не обрабатывается, потому что она достаточно содержательна сама по себе.

В поддержку этой идеи приводится такой аргумент: если предположить, что, скажем, вы едете в быстро движущемся поезде и смотрите в окно, то объекты, более удаленные от вас, пролетают мимо с меньшей скоростью, чем те, что расположены ближе. И расстояние до удаленных объектов можно приблизительно определить по относительной скорости их движения.

По теории восходящей обработки информации или обработки, управляемой данными, восприятие начинается с самого раздражителя и анализируется с одной-единственной стороны, выполняя, по сути, простое разбиение необработанной сенсорной информации для проведения более сложного анализа.

Вид из последнего вагона поезда

Во время Второй мировой войны Гибсон возглавлял отдел психологических исследований и, занимаясь отбором пилотов, проводил тесты на испытание глубинного зрения.

В итоге он пришел к выводу, что восприятие поверхностей важнее, чем восприятие глубины или пространства, поскольку поверхности обладают свойствами, позволяющими человеку разграничивать объекты и отличать их друг от друга.

Гибсон также утверждал, что частью процесса восприятия является понимание функции объекта — например, можно ли на нем сидеть, нести или бросить.

Работая в авиации, Гибсон предложил свою концепцию структуры светового потока. Когда пилот приближается к посадочной полосе, точка, к которой он идет, кажется ему недвижимой, в то время как все остальные окружающие объекты движутся от этой точки.

Оптический строй; инструкция по посадке

По мнению Гибсона, структуры светового потока могут обеспечивать пилота абсолютно точной информацией относительно скорости, направления и высоты полета. Благодаря этой концепции психолог составил более полное описание своей теории восходящей обработки сенсорной информации, состоящее из трех частей. Они кратко описаны далее.

Структуры светового потока

  • Если в оптическом строе* отсутствуют изменения или поток, воспринимающий статичен. Если изменения или поток есть, воспринимающий движется.
  • Поток либо исходит из конкретной точки, либо движется по направлению к ней.

    Воспринимающий может определить направление движения, исходя из его центра; если поток движется по направлению к конкретной точке — значит, воспринимающий удаляется от нее; если поток исходит из какой-то точки, воспринимающий приближается к ней.

* Объемлющий оптический строй — это совокупность встроенных друг в друга телесных углов, образованных лучами отраженного от окружающего мира света, где основания этих углов образованы гранями компонентов окружающего мира, а вершины находятся в общей точке схождения этих лучей. Прим. ред.

Инвариантные структуры светового потока

Инвариантные структуры светового потока — это структуры, обладающие определенными характеристиками, в которых задана информация об объективных свойствах и событиях окружающего мира, а также о возможностях, которые окружающий мир предоставляет наблюдателю для действий в нем.

https://www.youtube.com/watch?v=taIsOPcLJzg

Каждый раз, когда мы двигаем глазами или головой или движемся в пространстве сами, в поле нашего зрения одни вещи входят, а другие из него выходят, поэтому мы крайне редко видим мир неподвижным.

  • При приближении к объекту структура светового потока его поверхности становится более четкой и выпуклой, а при удалении от него она, напротив, делается смазанной и менее заметной.
  • Поскольку, когда мы перемещаемся, структура светового потока всегда одинакова, ее называют инвариантной, то есть не изменяющейся при движении наблюдателя. Она обеспечивает нас информацией об окружающей среде и представляет собой чрезвычайно важную подсказку при определении глубины. Наглядные примеры инвариантных структур — это текстура и линейная перспектива.

Структура светового потока как средство передачи глубины. Пример линейной перспективы

Аффорданс

Аффорданс — это подсказка в окружающей среде, подтверждающая восприятие и наполняющая его смыслом.

Гибсон не разделял мнения, что смысл воспринимаемого объекта обеспечивается долгосрочной памятью; он утверждал, что то, как будет использоваться предмет, мы воспринимаем непосредственно, напрямую.

Например, стул обеспечивает возможность посидеть, а лестница — возможность переместиться выше либо ниже. К важным аффордансам относятся:

  • Оптический строй — структуры светового потока из окружающей среды, достигающие глаза.
  • Относительная яркость. Более четкие и яркие объекты воспринимаются как расположенные ближе.
  • Относительный размер. По мере удаления объекта образ, видимый глазом, кажется меньше, а объекты с мелкими деталями кажутся более удаленными.
  • Высота расположения в поле зрения. Удаленный объект находится выше в поле зрения.
  • Градиент структуры поверхности. По мере удаления объекта «зерно» структуры становится более мелким.
  • Наложение. Если образ одного объекта заслоняет в поле зрения образ второго — значит, первый объект находится ближе.

Ни теория Грегори, ни теория Гибсона не способны точно и полно описать, каким образом происходит сенсорное восприятие. Многие ученые разработали дополнительные теории, согласно которым нисходящая и восходящая обработка сенсорной информации взаимодействуют друг с другом с целью создания наилучшей ее интерпретации.

Впрочем, каким бы ни было окончательное решение, обе описанные выше теории зрительного восприятия проложили психологам путь к лучшему пониманию этого сложнейшего процесса.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

📺 Видео

Смысл зрения и зрительная система. Зрительное восприятие: от физиологии к образу. Алексей ШадринСкачать

Смысл зрения и зрительная система. Зрительное восприятие: от физиологии к образу. Алексей Шадрин

Алмара Кулиева - Как работает зрительное восприятие?Скачать

Алмара Кулиева - Как работает зрительное восприятие?

Зрение человека. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: как устроено? Зрение и зрительная система глаза.Скачать

Зрение человека. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: как устроено? Зрение и зрительная система глаза.

Механизмы восприятия - Мария ФаликманСкачать

Механизмы восприятия - Мария Фаликман

Зрительный анализатор. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Зрительный анализатор. Видеоурок по биологии 8 класс

Зрительное восприятие: от физиологии к образу. Алексей ШадринСкачать

Зрительное восприятие: от физиологии к образу. Алексей Шадрин

Зрительное восприятие и вниманиеСкачать

Зрительное восприятие и внимание

Руперт Шелдрейк ― Зрительное восприятиеСкачать

Руперт Шелдрейк ― Зрительное восприятие

Зрительное восприятие: от физиологии к образу. Представление. Алексей ШадринСкачать

Зрительное восприятие: от физиологии к образу. Представление. Алексей Шадрин

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Часть 2. Валентина ПаевскаяСкачать

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Часть 2.  Валентина Паевская

[КостяПрав] 4 типа восприятия человекаСкачать

[КостяПрав] 4 типа восприятия человека

Биология 8 класс (Урок№10 - Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.)Скачать

Биология 8 класс (Урок№10 - Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.)

Лекция «Искусство. Опыт визуального восприятия»Скачать

Лекция «Искусство. Опыт визуального восприятия»

Искусство видеть искусство. Визуальное восприятие живописиСкачать

Искусство видеть искусство. Визуальное восприятие живописи

Аграмматизмы, фонематическое и зрительное восприятие: игры и упражнения. Часть 1Скачать

Аграмматизмы, фонематическое и зрительное восприятие: игры и упражнения. Часть 1

Логопедические занятия/Советы специалиста/Развитие зрительного восприятия/Упражнения и игрыСкачать

Логопедические занятия/Советы специалиста/Развитие зрительного восприятия/Упражнения и игры
Поделиться или сохранить к себе: