Козел отпущения

Козел отпущения Полезно
Что означает выражение «козел отпущения»

Козел отпущения

Образ мифического козла отпущения давно стал фразеологизмом — крылатым выражением, частично утратившим свое первоначальное значение.

Кратко данная идиома обозначает человека (общество, группу людей), на которого по неким причинам возложили ответственность и вину за действие других, скрыв настоящего виновника и истинные причины происшедшего.

Почему именно козел? Откуда пошло это выражение и что оно означает?

Содержание
  1. Ритуал очищения в иудаизме
  2. Жертва Богу или дар Дьяволу?
  3. Переосмысление ритуала
  4. Искупительная жертва в христианстве
  5. Что значит выражение «козел отпущения» в наше время?
  6. «Козел отпущения» в политике и социологии
  7. Значение фразеологизма
  8. Ритуал очищения
  9. Дар Сатане?
  10. Переосмысление ритуала «козла отпущения» в исламе и христианстве
  11. Превращение в метафору
  12. «Козел отпущения»: значение фразеологизма
  13. Инструмент пропаганды
  14. Козлы и стрелочники
  15. Читать Козёл отпущения онлайн (полностью и бесплатно)
  16. Глава 1
  17. Козёл отпущения в иудаизме и христианстве | Церковь.Общество.История. Политика
  18. Козёл отпущения в иудаизме
  19. Трактовка и связь с дьяволом
  20. Козёл отпущения в христианстве
  21. Козёл отпущения: как изменить свою роль, если тебя им делают
  22. Роль козла отпущения
  23. Три самых заметных качества козла отпущения
  24. Немедленно избавляйся негатива
  25. Небольшой список фильмов
  26. Значение словосочетания КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ. Что такое КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ?
  27. Предложения со словосочетанием «козёл отпущения»
  28. Цитаты из русской классики со словосочетанием «козёл отпущения»
  29. Понятия со словосочетанием «козёл отпущения»
  30. 🎦 Видео

Ритуал очищения в иудаизме

История происхождения фразеологизма о козле отпущения берет свое начало в иудаизме. Глава 16 книги Левит Ветхого завета содержит указания на обряд очищения от грехов для народа Израиля и его священства.

В соответствии Божественным откровением ежегодно, 10-го дня седьмого месяца иудеи отмечают праздник, получивший название Судного дня или Дня искупления грехов (иуд. Йом Кипур).

Каждый иудей в этот день должен отложить все свое земное попечение и заниматься исключительно одним — анализом своей жизни и допущенных в ней дурных поступков и помыслов.

В этот праздник в храмовый двор приводили четырех жертвенных животных, которым отводилась важная роль в процедуре самоочищения. Это были молодые барашек и бычок, а также два схожих мастью козла одного возраста. Священник бросал жребий, который падал на одного из них — его отводили в сторону.

Три оставшихся животных закладывались в жертву. Жертвенной кровью освящали скинию, а туши сжигались во дворе храма. Оставшемуся же в живых козлу была уготована куда более незавидная участь. Его подводили к первосвященнику, которых возложив обе руки на его несчастную голову, совершал обряд исповеди грехов всего израильского народа.

Считалось, что израильтяне становились чисты перед Богом, а вся их вина переходила на ни в чем неповинного козла. Легкая и бесплатная индульгенция! Затем специально назначенный человек (нарочный) брал «вместилище грехов» за веревку и уводил его в безжизненную и безводную пустыню, где животное было обречено на мучительную голодную смерть.

Существует и другая версия, согласно которой его избавляли от долгих мучений и просто сбрасывали со скалы Азазель., носившей дурную славу обиталища Сатаны.

Жертва Богу или дар Дьяволу?

Соседние Израилю народы, не разбиравшиеся в обрядовых тонкостях иудейской религии, считали козла отпущения грехов (полное название) жертвой Дьяволу. Это ошибочное мнение порождало некоторые религиозные разногласия.

Иногда место козла у ранних евреев занимала ярко-рыжая корова (олицетворение жадности и сребролюбия, золотой телец), которую также объявляли вместилищем пороков и всех дурных дел и помыслов и выводили за город на погибель.

Интересен и тот факт, что еврейский народ желал знать, принял ли Господь их жертву и отпустил ли их греховные дела.

Для этого на рога козлу или корове повязывалась красная тряпочка или клок окрашенной кровью шерсти, которую другим концом привязывали к воротам, а затем разрезали. Часть ее животное уносило с собой, а часть оставалась на воротах.

Считалось, что в час смерти жертвы и наступления всенародного избавления красная материя (шерсть) должна побелеть.

Переосмысление ритуала

Современные иудеи по-прежнему отмечают Йом Кипур, перенеся действие после разрушения Иерусалимского храма в синагоги, но обряд с козлом отпущения грехов претерпел неизбежную интерпретацию. Место обрядовой жертвы с животными заняла молитва.

Однако некоторые исламские народы, почитающие Ветхозаветный Закон, помимо молитвы, по-прежнему совершают ритуал очищения, правда, уже не нагружая козла отпущения собственными поступками.

Они уходят в специальное место, долину, где по их поверьям, обитает Сатана, и побивают его, невидимого, камнями.

Искупительная жертва в христианстве

Сохраняя саму идею искупительной жертвы, христианство иначе интерпретирует ее образ. Вместо бесправного и бессознательного козла, которого нагружают грехами помимо его собственной воли, выступает непорочно зачатый Богочеловек, Иисус Христос, который уже добровольно идет на самопожертвование и взятие на себя искупительной вины за все человечество, включая его первородный грех.

Именно добровольность становится главной отличительной чертой этой искупительной жертвы. И если Дьяволу приписываются некоторые козлиные признаки (рога, хвост, копыта и даже внешнее сходство лица), то Иисуса Христа писание именует Агнцем Божьим, поскольку молодой барашек, в отличие от козла, считался животным чистым и на протяжении всего Ветхого Завета приносился в храмовую жертву.

Что значит выражение «козел отпущения» в наше время?

Данный фразеологизм принято использовать в отношении человека, которого либо однократно, либо постоянно обвиняют и наказывают на чужие деяния. Это особая роль в коллективе, его незавидная ниша, попав однажды в которую, человеку бывает крайне сложно выбраться из нее обратно.

Зачастую распределение ролей происходит еще в школе.

Причиной того, что один человек становится «громоотводом» для негативных эмоций других, может быть несколько — заниженная самооценка, неуважение к другим людям, неумение постоять за себя, высокая обидчивость, которая прекрасно подпитывает эмоциональные нехватки коллег или одноклассников.

https://www.youtube.com/watch?v=R-oFoZhCkLw

Кроме того, психологи относят к числу причин завышенные амбиции, которые не имеют под собой обеспечивающей их базы. Ущемленная и неоправданная амбициозность со временем приводит к внутреннему конфликту в коллективе, в результате которого в нем появляется очередной «козел отпущения».

«Козел отпущения» в политике и социологии

В масштабах мирового сообщества фразеологизм может быть применим как к отдельным видным политическим деятелям, так и к целым странам и народам.

Чаще всего «козлы отпущения» появляются не случайно, а создаются целенаправленно как инструмент в борьбе за власть, искоренение инакомыслия и сокрытие истинных виновников происходящих событий.

Они являются частою политических игр и важной составляющей пропаганды и отстаивания определенных интересов.

К сожалению, правовой институт даже в мировом масштабе не настолько совершенен, чтобы фактически защитить интересы и морально попираемые права отдельных людей и стран, которым бывает отведена эта незавидная роль.

Видео:ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ Козел отпущенияСкачать

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ  Козел отпущения

Значение фразеологизма

Козел отпущения

В наше время слова «козел отпущения» стали фразеологизмом. Эта идиома давно утратила свой первоначальный смысл.

Что же она означала первоначально? Почему именно козел, а не какое-то другое животное? И кого или что он отпускал? Какие метаморфозы и переосмысливания претерпела идиома в последующем? Об этом узнаете из этой статьи.

Мы расскажем, в каких случаях уместно употреблять это выражение. Давайте также рассмотрим, какой фразеологизм ближе всего по смыслу к «козлу отпущения» и почему употребляется этот синоним.

Ритуал очищения

Исторические корни происхождения фразеологизма «козел отпущения» следует искать в иудаизме. Ветхозаветная книга Левит в главе 16 от имени Бога дает четкие указания, как нужно поступать первосвященнику и прочему народу Израилевому, чтобы очиститься от грехов и получить прощение от Господа.

В праздник Йом Киппур, который отмечается «в седьмой месяц, в десятый день» по иудейскому календарю, к храму приводили четырех животных. Это были молодой бычок (телец), баран (овен) и два козла одинаковой масти. Священник метал жребий относительно этих двух последних животных. На кого из них падал выбор, отводился в сторону.

Трех других резали, их кровью освящалась скиния, а туши сжигались перед храмом как жертва Богу. Оставшийся в живых козел подводился к первосвященнику. Тот возлагал на его голову обе руки и исповедовал все грехи еврейского народа. Считалось, что в результате такого обряда вся вина людей перед Богом переходила на животное.

После этого специальный нарочный отводил козла в безводную Иудейскую пустыню, где и оставлял умирать жестокой голодной смертью. По другой версии, животное сбрасывали в пропасть со скалы Азазель, которая считалась обиталищем Дьявола.

Дар Сатане?

Этот ритуал, практиковавшийся еще во времена первой скинии (X в. до н. э.) и вплоть до разрушения Иерусалимского храма (I в. н. э.), породил у соседних народов ошибочное мнение, будто иудеи приносят жертву Дьяволу. Как и обряд убоя и сжигания за пределами города ярко-рыжей коровы, отправление мелкого рогатого скота в пустыню вовсе не означало дар кому-либо.

Тогда кем, а точнее, чем был козел отпущения? Значение этого ритуала такое: на животное возлагали все дурные дела народа. Тем самым оно превращалось во вместилище грехов. Козла отправляли в пустыню, где обитали демоны, а очистившийся от скверны народ Божий мог общаться с Господом.

В ранних обрядах отпущение сопровождалось тем, что к рогам животного привязывали кусок красной материи. Перед выходом из стана ленту разрезали надвое. Половину тряпицы привязывали к воротам, тогда как оставшаяся часть оставалась на животном. Если раскаяние иудеев перед лицом Бога было искренним, то в момент гибели козла в пустыне тряпица должна была побелеть.

А рыжая корова считалась символом золотого тельца, сребролюбия, начала всех грехов.

Переосмысление ритуала «козла отпущения» в исламе и христианстве

В мировых религиях, которые почитают Ветхий Завет, произошла неизбежная интерпретация этого обряда. В Исламе существует специальный ритуал побиения камнями Сатаны. Правда, никакого животного уже не «нагружают грехами». Люди просто отправляются в долину, где, по верованиям, обитает Дьявол, и швыряют туда камни.

В христианской же теологии козел отпущения интерпретируется иногда как символический образ самопожертвования Иисуса Христа. Все Евангелия и другие книги Нового Завета пестрят упоминаниями о том, что Сын Божий взял на свои плечи первородный грех человечества, произошедший от непослушания Адама и Евы, и искупил его своей смертью.

Правда, нашего Господа Иисуса называют не «козлом», а «Агнцем Божиим» (например, так его именует Предтеча в Евангелии от Иоанна 1:29). Но от ритуала козла отпущения искупительная жертва Иисуса Христа отличается одной очень важной деталью. Это – добровольность.

Животное не выбирало само своей смерти, его назначали быть «козлом отпущения».

Евреи были не единственным народом, который практиковал такой обряд передачи грехов и последующего убиения «вместилища зла». Дж. Фрезер, исследователь древних верований, отмечает, что повсеместно, от Исландии до Австралии, люди стремились отделаться от злых, неблагоприятных сил природы сходным образом.

В античной Греции на случай стихийных бедствий или мора всегда были наготове преступники или пленные, которые приносились в жертву. Верования, что грехи могут быть причиной всеобщих бедствий, наблюдаются и у славянских народов. Так, обряд сжигания чучела Зимы имеет под собой древние ритуалы человеческих жертвоприношений.

У земледельческих народов своеобразный «козел отпущения» практиковался в праздник первой борозды, сенокоса, последнего снопа.

Превращение в метафору

Людям свойственно перекладывать вину с себя на других. Это очень удобно и заглушает укоры совести. Многим из нас на собственной шкуре довелось узнать, что значит «козел отпущения». Но еще чаще мы виним других в содеянных нами плохих поступках.

«Я не сделал работу, потому что мне помешали», «я вспылил, поскольку меня довели» — такого рода оправдания мы слышим ежедневно и сами их произносим. Возможно, доля вины этих «других» и присутствует.

Но делаемся ли мы от этого менее виноватыми? Из-за того, что практика «перекладывания с больной головы на здоровую» встречается повсеместно и во все времена, единичный ритуал еврейского народа стал нарицательным.

«Козел отпущения»: значение фразеологизма

Сейчас эта идиома используется исключительно в качестве образного выражения, метафоры.

Под «козлом отпущения» подразумевается человек, на которого несправедливо возложили ответственность за промахи других людей, сделали виноватым за неудачи, чтобы обелить настоящих преступников. Как правило, таким «ритуальным животным» является низший по иерархии работник.

В условиях коррумпированной системы следствия и судов, тюрьмы переполнены такими «козлами отпущения», получившими срок за действия богатых людей, которые за взятки «отмазались» от ответственности.

Инструмент пропаганды

История знает немало примеров того, когда политики скрывали причины собственных неудач, обвиняя различных вредителей и диверсантов, а иногда и целые народы в постигших людей бедствиях и злоключениях. Еще во времена Великой чумы (середина XIV века) в причине эпидемии были обвинены евреи. Это стало причиной антисемитских погромов, прокатившихся по всей Европе.

Евреи на протяжении истории довольно часто записывались в категорию «козел отпущения». Выражение о том, почему в кране нет воды, бытует и в русском языке. В гитлеровской Германии вину за экономический кризис власти возложили также и на коммунистов, ромов и другие категории населения. В современной России такими козлами отпущения традиционно выступают Запад и США.

Так что политики всегда выбирают «крайних».

Козлы и стрелочники

Поскольку виноватыми часто делали людей бедных, не имеющих возможности постоять за себя, появился у выражения «козел отпущения» синоним «стрелочник».

Почему именно этот трудящийся железной дороги стал лицом нарицательным? Потому что на заре эпохи поездов часто происходили крушения.

В судебных расследованиях причин катастрофы ответственность за происшедшее часто спускали вниз по иерархической лестнице, пока не останавливались на простых стрелочниках. Дескать, весь состав пошел под откос из-за его халатности.

Поэтому также распространено выражение «перевести стрелки», обозначающее «возложить вину на кого-то, не имеющего к делу никакого отношения». Не менее популярной является поговорка «валить с больной головы на здоровую». Она означает, что виноватый хочет переложить ответственность на плечи другого человека.

Видео:Козел отпущения - СимпсоныСкачать

Козел отпущения - Симпсоны

Читать Козёл отпущения онлайн (полностью и бесплатно)

Козел отпущения

Роман английской писательницы Дафны Дю Морье «Козел отпущения» по праву считается одним из лучших ее произведений, в котором глубокий психологизм сочетается с потрясающим лиризмом.

Главный герой — англичанин, преподаватель университета — путешествует по Франции. В ресторане он встречает своего двойника — француза, владельца поместья и стекольного завода. И вот одному из них приходит в голову сумасшедшая идея — поменяться местами, а точнее, жизнями.

Глава 1 1

Глава 2 3

Глава 3 5

Глава 4 8

Глава 5 12

Глава 6 14

Глава 7 15

Глава 8 19

Глава 9 23

Глава 10 25

Глава 11 28

Глава 12 31

Глава 13 33

Глава 14 37

Глава 15 40

Глава 16 43

Глава 17 46

Глава 18 48

Глава 19 50

Глава 20 54

Глава 21 56

Глава 22 58

Глава 23 61

Глава 24 64

Глава 25 68

Глава 26 70

Глава 27 73

Примечания 74

Глава 1

Я оставил машину у собора и спустился по ступеням на площадь Якобинцев. Дождь по-прежнему лил как из ведра. Он не прекращался с самого Тура, и единственное, что я мог увидеть в этих любимых мною местах, было блестящее полотно route nationale, пересекаемое мерными взмахами «дворника».

Когда я подъехал к Ле-Ману, хандра, овладевшая мной за последние сутки, еще более обострилась. Это было неизбежно, как всегда в последние дни отпуска, но сейчас я сильнее, чем раньше, ощущал бег времени, и не потому, что дни мои были слишком наполнены, а потому, что я не успел ничего достичь.

Не спорю, заметки для моих будущих лекций в осенний семестр были достаточно профессиональными, с точными датами и фактами, которые впоследствии я облеку в слова, способные вызвать проблеск мысли в вялых умах невнимательных студентов.

Но даже если мне удастся удержать их затухающий интерес на короткие полчаса, я все равно буду знать, закончив лекцию, что все сказанное мной ничего не стоит, что я показал им ярко раскрашенные картинки, восковых кукол, марионеток, участвующих в шарадах, и только.

Истинный смысл истории ускользал от меня, потому что я никогда не был близок к живым людям. Куда легче было погрузиться в прошлое, наполовину реальное, наполовину созданное воображением, и закрыть глаза на настоящее.

В Туре, Блуа, Орлеане — городах, которые я знал лучше других, — я отдавался во власть фантазии: видел другие стены, другие, прежние, улицы, сверкающие фасады домов, на которых теперь крошилась кладка; они были для меня более живыми, чем любое современное здание, на которое падал мой взгляд, в их тени я чувствовал себя под зашитой, а жесткий свет реальности обнажал мои сомнения и страхи.

https://www.youtube.com/watch?v=jMdxOsB9bEc

Когда в Блуа я дотрагивался до темных от копоти стен загородного замка, тысячи людей могли страдать и томиться в какой-нибудь сотне шагов оттуда — я их не замечал.

Ведь рядом со мной стоял Генрих III, надушенный, весь в брильянтах: бархатной перчаткой он слегка касался моего плеча, а на сгибе локтя у него, точно дитя, сидела болонка; я видел его вероломное, хитрое, женоподобное и все же обольстительное лицо явственней, чем глупую физиономию стоящего возле меня туриста, который рылся в кармане в поисках конфеты, в то время как я ждал, что вот-вот прозвучат шаги, раздастся крик и герцог де Гиз замертво упадет на землю. В Орлеане я скакал рядом с Девой или вместо Бастарда поддерживал стремя, когда она садилась на боевого коня, и слышал лязг оружия, крики и низкий перезвон колоколов. Я мог даже стоять подле нее на коленях в ожидании Божественных Голосов, но до меня доносились лишь их отголоски, сами Голоса слышать мне было не дано. Я выходил, спотыкаясь, из храма, глядя, как эта девушка в облике юноши с чистыми глазами фанатика уходит в свой невидимый для нас мир, и тут же меня вышвыривало в настоящее, где Дева была всего лишь статуя, я — средней руки историк, а Франция — страна, ради спасения которой она умерла, — родина ныне живущих мужчин и женщин, которых я и не пытался понять.

Утром, при выезде из Тура, мое недовольство лекциями, которые мне предстояло читать в Лондоне, и сознание того, что не только во Франции, но и в Англии я всегда был сторонним наблюдателем, никогда не делил с людьми их горе и радости, нагнало на меня беспросветную хандру, ставшую еще тяжелее из-за дождя, секущего стекла машины; поэтому, подъезжая к Ле-Ману, я, хоть раньше не собирался делать там остановку и перекусывать, изменил свои планы, надеясь, что изменится к лучшему и мое настроение.

Был рыночный день, и на площади Якобинцев, у самых ступеней, ведущих к собору, стояли в ряд грузовики и повозки с зеленым брезентовым верхом, а все остальное пространство было заставлено прилавками и ларьками.

В тот день был, видимо, особенно большой торг, так как повсюду толпились во множестве сельские жители, а в воздухе носился тот особый, ни с чем не сравнимый запах — смесь флоры и фауны, — который издает только земля, красно-коричневая, унавоженная, влажная, и дымящиеся, набитые до отказа загоны, где тревожно топчутся на месте друзья по неволе — коровы, телята и овцы. Трое мужчин острыми вилами подгоняли вола к грузовику, стоявшему рядом с моей машиной. Бедное животное мычало, мотало из стороны в сторону головой, туго обвязанной веревкой, и пятилось от грузовика, переполненного его хрипящими и фыркающими от страха собратьями. Я видел, как вспыхнули красные искры в его оторопелых глазах, когда один из мужчин вонзил ему в бок вилы.

Перед открытой повозкой пререкались две женщины в черных шалях, одна из них держала за ногу квохчущую курицу, та протестующе била крыльями по высокой плетеной корзине с яблоками, на которую облокотилась ее хозяйка.

К ним нетвердой походкой направлялся огромный кряжистый мужчина в коричневой вельветовой куртке с багровым лицом и мутным взглядом от обильного угощения в соседнем бистро.

Глядя на монеты у себя на ладони, он что-то бурчал — их было меньше, чем он думал, слишком мало; видно, он обсчитался за этот час, что провел в жаркой комнате, пропахшей п о том и табаком, откуда он теперь возвращался для перекоров с женой и матерью.

Я легко мог представить его ферму, которой он владел всю свою жизнь, как и отец до него, в двух километрах от шоссе по песчаной проселочной дороге в колдобинах и рытвинах; низкий дом светло-желтого цвета с черепичной крышей и службы — расплывчатое пятно на фоне плоских коричневых полей, где ряд за рядом лежат кучи круглых и плотных тыкв, оранжево-розовых или зеленых, как листья липы, оставленных здесь до зимы, когда они высохнут и пойдут в корм скоту или на суп самим обитателям фермы.

Я обогнул грузовик и пошел через площадь в brasserie на углу; внезапно сквозь просветы на небе брызнуло бледное солнце, и все, кто был на площади, — безликие черные кляксы, похожие на ворон, — стали цветными каплями ртути: они улыбались, жестикулировали, расхаживали не спеша по своим делам, а серая пелена над головой все расползалась и расползалась, пока день из хмурого не стал золотым.

https://www.youtube.com/watch?v=B1yh1sf0vr0

В ресторане яблоку негде было упасть; приятно пахло едой — супом, острой и пикантной подливкой, сыром, пролитым вином, горькой кофейной гущей — и удушливо несло сыростью от подсыхающих пальто и курток; зал тонул в голубом облаке сигарет «Голуаз».

Видео:Козел отпущения (новый звук) - Владимир Высоцкий VysotskyСкачать

Козел отпущения (новый звук) - Владимир Высоцкий Vysotsky

Козёл отпущения в иудаизме и христианстве | Церковь.Общество.История. Политика

Козел отпущения

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Козёл отпущения (значения).

«Козёл отпущения». Картина Вильяма Хольмана Ханта, 1854

Козёл отпуще́ния (иначе назывался «Азазель»[1][2][3]) — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню. Обряд исполнялся в праздник Йом Киппур (Лев. 16:29,34) во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете (Лев. 16).

Козёл отпущения в иудаизме

В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев. 16).

 Первосвященникбросал жребий и, по его выбору, первого из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев.

 16:20-22). После чего, жрец, и люди сжигавшие «нечистых» тельца и козла, и уводившие второго козла в пустыню, мылись и должны были вымыть одежду (Лев. 16:23-28). Отсюда — «козёл отпущения».

Надо заметить, что в книге Исход (Исх. 29:10) и далее повсеместно в книге Левит есть требование Моисея приносить скот в жертву за грех (искупительная жертва) и во всесожжение (во славу Бога). В зависимости от уровня богатства иудея, за грехи требуется приносить в жертву: тельца (кожа и мясо которого сжигаются вне поселения), козла, овна, козу, горлицу или голубя, муку и зерно.

Трактовка и связь с дьяволом

Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему.

 Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню.

К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла.

Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».

Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признает существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров.

Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались.

Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.

https://www.youtube.com/watch?v=J2R2aOyzYfQ

Видимо именно отсюда возник популярный образ дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельцаМоисеем (Исх. 32:19-20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота.

Козла ассоциировали с прикованным в пустыне демоном Азазелем[2][4]. По другой версии, Азазелем называли скалу, с которой козла сбрасывали в пропасть[2].

Козёл отпущения в христианстве

В христианской теологии Козёл отпущения иногда интерпретируется («Насилие и священное», «Козел отпущения» Рене Жирар) как прообраз самопожертвования Иисуса Христа[5]. (1Пет.1:19; Отк.5:6; 7:9 и дал.; 12:11; 17:14; 21:23 и дал.; 22:1. Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим» в Иоан. 1:29).

Некоторые христиане видят в этом образе Сатану.

Они считают, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на Сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха. «Агнцем, ягнёнком» называют кроткого верующего человека, Библия называет так весь народ Израиля, ведомый словно на заклание[6].

Понимание Козла отпущения как прообраза самопожертвования Иисуса Христа коренится в идее, что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Он стал искупительным пасхальным агнцем для всего человечества.

Поэтому все те, кто верит в Иисуса Христа как Мессию, который пришёл и спас человечество от первородного греха Адама — получают прощение грехов[7].

Для этого лишь надо прийти в молитве к Иисусу, принять его жертву и покаяться в грехах, ибо мы прощены в Иисусе Христе[8].

Видео:Откуда берутся козлы отпущения и контролёры?Скачать

Откуда берутся козлы отпущения и контролёры?

Козёл отпущения: как изменить свою роль, если тебя им делают

Козел отпущения

Случалось ли в детстве, что родители вымещали на тебе свою злость и недовольство этим миром? А позже, на работе, перекладывали ли на тебя ответственность за чужие ошибки? Либо в отношениях партнёр никогда не был виноват, а виновата кругом была ты?

Если да, и таких ситуаций больше (и, более того, ты с ними согласна), то ты приняла на себя роль «козла отпущения».

Выражение «козёл отпущения» пришло из Ветхого Завета. Во время одного праздничного обряда иудеи приводили в Иерусалимский храм жертвенного козла, символически возлагали на него свои грехи и отпускали бродить по пустыне. Обряд был чисто символическим, но выражение прижилось.

Роль козла отпущения

Фото автора cottonbro: Pexels

Любые здоровые отношения строятся на взаимоуважении и равенстве всех участников, будь то семья или рабочие отношения.

И если один из участников становится «боксёрской грушей», а другие объединяются вокруг него, то гармония уже невозможна.

Абъюз и токсичность – весомые поводы для того, чтобы пересмотреть своё поведение и научиться защищаться, как минимум, психологически.

Три самых заметных качества козла отпущения

Козла отпущения можно легко узнать по низкой самооценке. Это саморазрушающее качество можно наблюдать у всех, кто принял данную роль. Они уже морально готовы, что их не собираются уважать и воспринимать всерьез, потому что чувствуют, что недостойны этого всего. Чаще всего причиной этому является обстановка в семье или травмы детства, в котором к ним относились крайне неуважительно.

Хотя козёл отпущения и ощущает отсутствие собственной ценности, он обладает огромным желанием превзойти других людей, занять статус в коллективе повыше. Его не принимают и отвергают. Козёл отпущения и не против, он готов быть отверженным, но при этом ущемлённая амбициозность шепчет, что он должен всех превзойти.

Кто такой козёл отпущения?

Но тут и происходит самое интересное. Те, кто загнали человека в роль козла отпущения, объединяются и идут против, желая поставить «обнаглевшую» боксёрскую грушу на место. Зачем тому, кто не ценит себя, внезапно понадобилось лезть на самый верх?

  • Отсутствие уважения к другим людям.

Как когда-то на козле отпущения вымещали обиду на весь мир, так и он теперь стал обижен. Он не питает к окружающим людям ни любви, ни уважения. Ещё одно качество, характеризующее данную нишу людей. Разрываемые внутренним конфликтом, они грезят о том, что начнут относиться к окружающим так, как они относятся к ним на протяжении всей их нелёгкой и несправедливой жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=SStVqnPlRnk

Узнала себя?

Немедленно избавляйся негатива

Первый шаг к решению любой проблемы – осознание этой проблемы. Необходимо признать её и ни в коем случае не начинать себя грызть, а настраиваться на долгую и упорную работу.

Как бы тяжело тебе не было, если ты нашла себя в вышеуказанных признаках, а так же считаешь, что «я вечно всем мешаю», «если бы не я, другим бы было легче» и т.д., то будь максимально честна с собой. Попытайся понять, что заставляет тебя оставаться в этой роли.

Может, ты боишься одиночества? А может, не привыкла принимать решения самостоятельно и думаешь чужой головой? Или ты находишься в абьюзивных отношениях, и не можешь их разорвать из-за материальной зависимости?

Что бы ты не выбрала, ситуация указывает на глубокие внутренние проблемы, связанные с твоей личностью. Распутай узлы этих проблем и тебе станет легче дышать. Пойми, что выйти из роли «козла отпущения» невозможно, пока ты бежишь от ответственности за свою жизнь и поступки.

Вот несколько конкретных шагов, которые помогут тебе сбросить тяжёлую шкуру козла:

Giphy

  • Осознанно и шаг за шагом, последовательно избавься от поведения жертвы в своих рабочих или семейных отношениях. Не позволяй окружающим людям проявлять к себе высокомерие, винить себя и обесценивать. Здесь не имеется в виду, что на токсичность нужно отвечать токсичностью. Просто глубоко вдохни и мысленно отвечай «нет» на каждый выпад обидчика.
  • Возьми свою жизнь в свои руки. Она ведь твоя, а не чья-то ещё. Определи, какими сферами жизни владеет твой мучитель, и всеми силами начинай добиваться независимости. Финансы? Найди другой заработок. Секс и мнимая любовь? Найди того, кто поставит в приоритет тебя и твои ощущения и т.д.
  • Не теряй чувство собственного достоинства, будь честна с собой и остальными.
  • Не позволяй перекладывать на себя ответственность за чужие промахи, настроение и чувства. И самостоятельно эту ответственность не бери.
  • У кого нет слабостей? И у тебя есть. Будь к ним терпима и снисходительна. Люби себя.
  • Не дожидайся оценки своих действий, поступков, внешности от других людей, и не обращайся за этой оценкой к ним. Научись сама себя оценивать. Самооценка – очень важная вещь. И, однажды уронив её на дно, потребуется много времени, чтобы выловить обратно.
  • Избегай взаимодействия с людьми, которые тебя не уважают. И не думай, что тебя не за что уважать. Любого человека есть за что уважать. Найди причины в первую очередь для себя.

Фото автора Emmylou: Pexels

  • Поставь на «беззвучный» весь негатив, который может звучать в голове или исходить от других людей. А именно: издевки, оскорбления и сомнения. Весь этот фоновый шум – мусор, является незначительным и тебе не нужен.
  • Старайся избегать язвительных, желчных и саркастичных людей. И сама такой не будь. Токсичность ещё ни к чему хорошему не приводила.
  • Посторонние люди не стоят того, чтобы посвящать их в подробности твоей личной жизни. Всегда найдутся те, кто решат за тебя, что ты неправильно живешь, и могут загнать тебя в рамки, которые ты позже начнёшь воспринимать как норм и грызть себя. Оставь душевные откровения для разговоров с друзьями.
  • Ищи во всём хорошее, мысли позитивно. Всё, что ни делается, то к лучшему.

Самые важные отношения в твоей жизни – отношения с самой собой. Брось все свои усилия на то, чтобы твои ощущения, чувства и мысли стали значимыми для тебя, обрели вес в твоей картине мира и стали ценными для тебя самой.

Тебя всегда будут пытаться использовать, будут стараться сесть на шею и с ветерком на ней прокатиться. Но, твоим мощным оружием против таких личностей будут стойкость духа и самоуважение.

Так же, для мотивации можно посмотреть несколько фильмов, посвящённых теме «козёл отпущения». Просматривая их можно увидеть, каким стадом могут быть другие люди, и какой невероятной стойкостью обладает главный герой, который выстоял в этой, казалось бы, неравной схватке.

Фото Giulia May on Unsplash

Небольшой список фильмов

  • «Дело Ричарда Джуэлла»
  • «По долгу службы»
  • «Гарри Поттер и Тайная комната»
  • «Игра без правил»
  • «Козёл отпущения» (2012)
  • «Хранительницы» (2017)
  • «Общество мёртвых поэтов»

Всегда помни, что жизнь у тебя одна, а время – самый ценный ресурс. И нельзя тратить этот ресурс на абьюзы, токсичность и саморазрушение. Только счастье, гармония и возможность жить ярко стоят твоего безраздельного внимания. Принимай на себя только те роли, которые не будут заставлять тебя обесценивать себя и терять самоуважение.

https://www.youtube.com/watch?v=0hT8fqERvXY

Люби себя, выстраивай отношения с собой, и ты увидишь, что и другие начнут относиться к тебе иначе. А если не начнут, то просто выкинь этих людей из своего круга общения. Дай им остаться наедине со своей желчью и высокомерием.

Видео:Высоцкий - Песня про Козла отпущенияСкачать

Высоцкий - Песня про Козла отпущения

Значение словосочетания КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ. Что такое КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ?

Козел отпущения

  • Козел отпущения — о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок (первоначально козел у древних евреев, на которого особым обрядом возлагались грехи всего народа).

    См. также козёл.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Козёл отпуще́ния (иначе назывался «Азазель») — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню. Обряд исполнялся в праздник Йом Киппур (Лев. 16:29,34) во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете (Лев. 16).
  • Козел отпущения (разг.) — человек, на к-рого постоянно сваливают чужую вину, чужую ответственность [ первонач. козел у древних евреев, на к-рого особым обрядом возлагались грехи всего народа].

    См. также козёл.

  • Козел отпущения — см. козел.

    См. также отпущение.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. разг.

    тот или то, кто или что обвиняется в чужих ошибках, прегрешениях, провалах ◆ В Петербурге козлом отпущения намечен ректор, — несчастная жертва — и жертва долга, потому что он добросовестно взялся за дело, на которое призвали его, но не рассчитал ни сил своих, ни условий среды, в которой пришлось действовать! К. П. Победоносцев, «Письма к Александру III», 1881–1889 г (цитата из НКРЯ) ◆ Любому деспоту, насаждающему культ своей личности, нужен козёл отпущения. Если в 1928–1932 годах таким козлом отпущения были кулаки и «буржуазная интеллигенция», то в середине 30-х годов — бывшие члены различных оппозиций. Рой Медведев, «О Сталине и сталинизме», „Исторические очерки“ // «Знамя», 1989 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Бюрократия у нас — вечный козёл отпущения, на неё списываются все неудачи. Иван Дмитриев, «Бизнесмен — идеальный чиновник» // «Известия», 07 декабря 2001 г. (цитата из НКРЯ)

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: виноделие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Все ассоциации к словосочетанию КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ

Предложения со словосочетанием «козёл отпущения»

  • – Пожар. Но я его не разжигал, я его тушил! А мне не верят. Конечно, проще найти козла отпущения, чем искать настоящего поджигателя.

    Наталия Кузнецова, Пушистая улика, 2018

  • Вы только что обнаружили, что ребёнок стал козлом отпущения у учителя математики и поэтому потерял сон и аппетит? Елена Камаровская, Помогите, у ребенка стресс!, 2012
  • Раз страна оказалась в тяжёлом положении, должны быть ответственные за это, а кто более подходил на роль козлов отпущения, чем военные, которые не справились со своими обязанностями. Алексей Исаев, Мифы Великой Отечественной (сборник), 2010
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «козёл отпущения»

  • — А знаешь, мне кажется, что между обрядом обрезания и скопчеством есть связь; вероятно, обряд этот заменил кастрацию, так же как «козлом отпущения» заменили живую жертву богу.

    Горький Максим, Жизнь Клима Самгина, 1936

  • Правосудие должно было быть удовлетворено, и козлом отпущения являлся именно он, Карачунский. Мамин-Сибиряк Д. Н., Золото, 1892
  • — Да, болен.

    Но ведь десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе, потому что ваше невежество не способно отличить их от здоровых.

    Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех, как козлы отпущения? Вы, фельдшер, смотритель и вся ваша больничная сволочь в нравственном отношении неизмеримо ниже каждого из нас, почему же мы сидим, а вы нет? Где логика? Чехов А. П., Палата № 6, 1892

  • (все цитаты из русской классики)

Понятия со словосочетанием «козёл отпущения»

  • Козёл отпуще́ния (иначе назывался «Азазель») — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню. Обряд исполнялся в праздник Йом-Киппур (Лев. 16:29, 34) во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете (Лев. 16).
  • (все понятия)

🎦 Видео

ПЕСНЯ ПРО КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ | ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ (ИЗ СЕРИИ "СКАЗОЧНЫЕ ПЕСНИ")Скачать

ПЕСНЯ ПРО КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ | ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ (ИЗ СЕРИИ "СКАЗОЧНЫЕ ПЕСНИ")

КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ. Кто это ? Игумен Арсений (Соколов)Скачать

КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ. Кто это ?  Игумен Арсений (Соколов)

Козёл отпущенияСкачать

Козёл отпущения

Козёл отпущения / Как становятся козлом отпущения / Как им не бытьСкачать

Козёл отпущения / Как становятся козлом отпущения / Как им не быть

КУДА ОТПУСКАЛИ КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ ? Иеромонах Нектарий (Соколов)Скачать

КУДА ОТПУСКАЛИ КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ ?  Иеромонах Нектарий (Соколов)

Библейские крылатые выражения. Козёл отпущенияСкачать

Библейские крылатые выражения. Козёл отпущения

Козёл отпущения / драма детектив мелодрама ВеликобританияСкачать

Козёл отпущения / драма детектив мелодрама Великобритания

#4 Козел отпущения и золотой ребёнок у родителя с расстройством личностиСкачать

#4 Козел отпущения и золотой ребёнок у родителя с расстройством личности

КТО ТАКОЙ КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ? Отвечает Священник Александр СатомскийСкачать

КТО ТАКОЙ КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ? Отвечает Священник Александр Сатомский

Козел отпущения (Дафна Дюморье) аудиокнига, детективСкачать

Козел отпущения (Дафна Дюморье) аудиокнига, детектив

В.Высоцкий. Песенка про козла отпущения (1973г.)Скачать

В.Высоцкий. Песенка про козла отпущения (1973г.)

Зачем нарциссу "козел отпущения"?Скачать

Зачем нарциссу "козел отпущения"?

Признаки того, что Ваша Семья использует Вас в качестве КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯСкачать

Признаки того, что Ваша Семья использует Вас в качестве КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ

Песенка про козла отпущенияСкачать

Песенка про козла отпущения
Поделиться или сохранить к себе: