Воспитание патриотизма

Воспитание патриотизма Статьи по психологии
Как воспитать патриотизм у ребенка

Воспитание патриотизма

Что такое пат­ри­о­тизм? Это и родина для кон­крет­ного чело­века, и чув­ство пре­дан­но­сти, вер­но­сти сво­ему Оте­че­ству, любовь к нему, жела­ние слу­жить его инте­ре­сам и защи­щать от врага.

Любовь к родине не вхо­дит в ком­плект зна­ний, обя­за­тель­ных для «успеш­ного дошколь­ника». Но это не зна­чит, что роди­те­лям не надо вос­пи­ты­вать у малыша ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к своей стране. Оно может стать осно­вой для целе­устрем­лен­но­сти, уве­рен­но­сти в себе и эру­ди­ции. Глав­ное – заин­те­ре­со­вать ребенка.

Елена Крав­цова
пси­хо­лог, Москва 

Для чего чело­веку пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства? Зачем нужно вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое про­ис­хож­де­ние как от роди­те­лей, так и от сво­его народа.

Посте­пенно узна­вая исто­рию страны, осо­бенно ее слав­ные стра­ницы, он будет гор­диться ею, как гор­дится ребе­нок силь­ными умными роди­те­лями, чув­ствуя себя защи­щен­ным бла­го­даря им.

И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя.

Надо про­ве­сти «реви­зию» своих чувств к родине, под­нять из глу­бины души соб­ствен­ные теп­лые чув­ства: гор­дость за дости­же­ния сооте­че­ствен­ни­ков, инте­рес к исто­рии род­ного города и всей страны. Поду­мать, что есть заме­ча­тель­ного и по-насто­я­щему вели­кого, на что отзы­ва­ется сердце.

Это не зна­чит, что надо надеть «розо­вые очки» и не заме­чать недо­стат­ков, кото­рые есть в любом госу­дар­стве. Однако малень­кому ребенку знать о них пока не обя­за­тельно.

У него должна фор­ми­ро­ваться пози­тив­ная кар­тина окру­жа­ю­щего его мира, без излиш­них стра­хов и неопре­де­лен­но­сти. Правда, не стоит заво­дить серьез­ный раз­го­вор на пустом месте, про­сто так.

«Кра­си­вые» слова о пат­ри­о­тизме без при­вязки к какому-то собы­тию для ребенка ничего не зна­чат и быстро вывет­рятся из его головы. Поэтому лучше вос­поль­зо­ваться достой­ным поводом.

Содержание
  1. Как воспитать патриотизм
  2. Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)
  3. Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)
  4. Патриотическое воспитание детей школьного возраста
  5. Что такое патриотизм
  6. Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?
  7. Уровни патриотизма
  8. Задачи патриотического воспитания на примере школы
  9. Методы патриотического воспитания
  10. Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания
  11. Роль педагога в патриотическом воспитании
  12. План мероприятий по патриотическому воспитанию школьников
  13. Патриотическое воспитание: сущность, проблемы, методы достижения цели
  14. Сущность вопроса
  15. Семья и сила ее влияния
  16. Детский сад и школа
  17. Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи
  18. Что подразумевают под патриотическим воспитанием
  19. Понятие патриотизма
  20. Задачи патриотического воспитания
  21. Структура патриотического воспитания
  22. Военно-патриотическое воспитание
  23. 🔥 Видео

Как воспитать патриотизм

Напри­мер, в мае широко празд­ну­ется День Победы. Его про­сто невоз­можно не заме­тить. Парад и тор­же­ствен­ный салют не оста­вят рав­но­душ­ным ни одного ребенка. Малышу нужно пояс­нить, что это за тор­же­ство. Но с уче­том воз­раста.

Самым малень­ким доста­точно ска­зать при­мерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храб­рые сол­даты про­гнали захват­чи­ков. Это было очень трудно, поэтому каж­дый год мы вспо­ми­наем их подвиг, так мы выра­жаем им свое ува­же­ние».

С детьми постарше можно пого­во­рить подроб­нее: рас­ска­зать о воен­ной тех­нике, о тру­же­ни­ках тыла, о сме­лых пио­не­рах-героях, пойти в кра­е­вой музей бое­вой славы. Заост­рить вни­ма­ние на памят­ни­ках. Напри­мер: «Смотри, вот памят­ная доска, на кото­рой много фами­лий напи­сано.

Ты можешь себе пред­ста­вить, что совсем неда­леко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фами­лии напи­саны на доске, сра­жа­лись здесь за наш район. Им было страшно, но они защи­щали свои дома, своих род­ных и даже чужих людей».

Нелишне доба­вить, что вете­раны (те, кто вое­вал) сей­час уже очень ста­рень­кие. Их можно пора­до­вать (напри­мер, пода­рить букет тюль­па­нов или гвоз­дик; напи­сать поздрав­ле­ние в открытке, сде­лан­ной сво­ими руками).

В Рос­сии и в Европе есть мно­же­ство леген­дар­ных памят­ни­ков, посвя­щен­ных героям вто­рой миро­вой войны. Эти мону­менты можно пока­зать ребенку в Интер­нете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Вол­го­граде, «Алеша» в Пло­в­диве, «Воин-осво­бо­ди­тель» в Бер­лине и др. Визу­аль­ное впе­чат­ле­ние важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют бога­тое вооб­ра­же­ние и боль­шое жела­ние что-то узнать. Самое глав­ное для взрос­лых – не «засу­шить» детей фак­тами. Все, что можно исполь­зо­вать для вос­пи­та­ния пат­ри­о­ти­че­ских чувств, должно быть инте­рес­ным, ярким, эмоциональным.

  • Исто­рия семьи. Самое пер­вое, что могут сде­лать роди­тели для про­буж­де­ния пат­ри­о­тизма – это позна­ко­мить ребенка с исто­рией соб­ствен­ной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем рабо­тали, чем увле­ка­лись, чего достигли и о чем меч­тали. Фото­гра­фии или вещи, остав­ши­еся с тех вре­мен, ста­нут пре­крас­ным допол­не­нием к рас­сказу. Ощу­ще­ние, что ты име­ешь отно­ше­ние к боль­шой семье, где до тебя были заслу­жи­ва­ю­щие ува­же­ния люди, напол­нит душу ребенка гор­до­стью. Не менее ценны семей­ные тра­ди­ции, пере­хо­дя­щие из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Напри­мер, соби­раться всем вме­сте на День Победы или печь торт к боль­шим празд­ни­кам. Когда малыш под­рас­тет, ему будет инте­ресно соста­вить вме­сте с роди­те­лями гене­а­ло­ги­че­ское древо своей семьи (хотя бы до пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек). Судьбы наших пред­ков – это наша при­част­ность к судьбе страны.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм: города и улицы. С ран­него воз­раста можно начи­нать вос­пи­ты­вать инте­рес к род­ной земле. Малышу будет любо­пытно узнать, с чем свя­зано назва­ние улицы, на кото­рой он живет, почему и как полу­чили свои имена его город или посе­лок. И дело взрос­лого – рас­ска­зать об этом доступ­ным язы­ком. Не менее важно пове­дать ребенку о зна­ме­ни­тых зем­ля­ках и их заслу­гах, схо­дить вме­сте к памят­ни­кам, уста­нов­лен­ным в их честь. А можно про­сто пока­зать порт­рет мест­ного героя и рас­ска­зать о нем. Малышу при­ятно будет ощу­щать, что он имеет отно­ше­ние к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Зна­ком­ство с фольк­ло­ром и народ­ными про­мыс­лами. Кра­си­вые книжки с рус­скими народ­ными сказ­ками, хоро­шие мульт­фильмы, сим­па­тич­ные тра­ди­ци­он­ные игрушки – все это увле­чет ребенка и помо­жет ува­жать свою страну. Какие книги, фильмы или мульт­фильмы будут у детей – решать роди­те­лям. Но есть такие, кото­рые по-насто­я­щему нужны детям. Напри­мер, сбор­ник мульт­филь­мов «Гора само­цве­тов», создан­ный по моти­вам ска­зок раз­ных народ­но­стей, насе­ля­ю­щих Рос­сию. Перед каж­дой серией – неболь­шая заставка, где гово­рится об исто­рии и зна­че­нии города или реги­она, из фольк­лора кото­рого взята сказка. Сде­лано это так увле­ка­тельно и кра­сиво, что захва­ты­вает вни­ма­ние и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш рас­тет, и все темы, о кото­рых гово­ри­лось раньше – родо­слов­ная, исто­рия род­ного края и народ­ное твор­че­ство – для него обре­тают глу­бину. К ним добав­ля­ются новые, инте­рес­ные и понят­ные в этом возрасте.

  • Зани­ма­тель­ные рас­сказы о досто­при­ме­ча­тель­но­стях. Храм, ста­рин­ный дом, мост, озеро или река не запом­нятся ребенку или сольются в его созна­нии с дру­гими, если не под­кре­пить впе­чат­ле­ние зани­ма­тель­ным рас­ска­зом. Это может быть пре­да­ние или дет­ское вос­по­ми­на­ние кого-то из роди­те­лей, научно уста­нов­лен­ный или спор­ный исто­ри­че­ский факт, глав­ное – он дол­жен быть инте­рес­ным. Напри­мер, таким: В Пскове есть ста­рин­ное зда­ние со стран­ным назва­нием: «Поган­кины палаты». Одна из легенд гла­сит, что когда-то жил-был чело­век в ста­рень­кой избушке. Он делал бочки на про­дажу, то есть был бон­да­рем. Но бочки мало поку­пали, и бон­дарь был очень бед­ным. Одна­жды сидел он в своей малень­кой избушке, рабо­тал. Вдруг мимо него про­бе­жала крыса. Бон­дарь рас­сер­дился, схва­тил пер­вое, что под руку попало, и швыр­нул в крысу. Подо­шел посмот­реть: попал или нет? И уви­дел клад – кучу золо­тых монет. Раз­бо­га­тев, бон­дарь пер­вым делом построил пыш­ные палаты. Их про­звали «Поган­ки­ными», потому что деньги, полу­чен­ные таким зага­доч­ным путем, счи­та­лись нехорошими.
  • Путе­ше­ствия. Необя­за­тельно ехать далеко, можно выбраться на один день в сосед­ний город. Но взрос­лые должны зара­нее гото­виться к поездке, нахо­дить объ­екты, кото­рые могут быть инте­ресны ребенку. И состав­лять марш­рут. В Вели­ком Нов­го­роде есть пеше­ход­ный мост через реку Вол­хов, а рядом с мостом стоит скульп­тура «Устав­шая туристка» – девушка, кото­рая ски­нула туфельки и при­села отдох­нуть. Есть пове­рье: если поло­жишь монетку в туфельку, то обя­за­тельно вер­нешься в Вели­кий Нов­го­род. Если пройти по набе­реж­ной дальше, уви­дишь сидя­щего на ска­мейке улы­ба­ю­ще­гося мед­ведя. Легенда гла­сит: он при­шел в город из дре­му­чего леса, хотел позна­ко­миться с нов­го­род­цами и остался ими очень дово­лен. Воз­вра­щаться обратно в лес мед­ведю не захо­те­лось, он решил остаться и радует теперь жите­лей города и его гостей. Можно при­сесть рядом и «побол­тать» с косолапым.
  • Кос­ми­че­ская одис­сея. Дети любят рас­сказы о кос­мосе, и нашей стране в этом отно­ше­нии есть чем гор­диться. Можно рас­ска­зать ребенку о пер­вых кос­ми­че­ских кораб­лях и кос­мо­нав­тах или пона­блю­дать вме­сте с ним за звез­дами и мига­ю­щими в ноч­ном небе спут­ни­ками, схо­дить в Музей кос­мо­нав­тики или Пла­не­та­рий на соот­вет­ству­ю­щую воз­расту про­грамму или посмот­реть позна­ва­тель­ный фильм дома.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей: тема­ти­че­ские игры. Малыши лучше усва­и­вают зна­ния в игро­вой форме. Можно под­го­то­вить сле­ду­ю­щие заня­тия с кар­точ­ками-кар­тин­ками: «Зна­ком­ство с гер­бом род­ного города», «Путе­ше­ствие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – сто­лица нашей родины».

Конечно, от взрос­лых потре­бу­ются неко­то­рые уси­лия, чтобы вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей, зато потом малыш будет пора­жать всех своей эру­ди­цией.

Ребенку важно поло­жи­тельно отно­ситься к своей стране, гор­диться ее геро­ями, пони­мать, что они сде­лали хоро­шего. Так у него будут нрав­ствен­ные ори­ен­тиры, кото­рые помо­гут опре­де­лить, что такое хорошо и что такое плохо.

Это вдох­нов­ляет, а также дает дошколь­нику состо­я­ние внут­рен­него покоя и определенности.

Видео:ШКОЛА НАУЧИТ ПАТРИОТИЗМУ / В РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕСкачать

ШКОЛА НАУЧИТ ПАТРИОТИЗМУ / В РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патриотическое воспитание детей школьного возраста

Воспитание патриотизма

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

https://www.youtube.com/watch?v=rKNi9Yyqvs0

Понятие “Я – патриот”

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.

Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма

  1. Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка.

    Цель – воздействие на личность ребенка.

  2. Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.

    Гражданско-патриотическое воспитание – состав

Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание – знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель  – воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.

Урок обществознания – один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=Mf_wQE7LCr8

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.

Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.

Составление родословного дерево – метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда – важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке.

Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине.

Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.

Посещение музея в День Победы

Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди.

Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток.

Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.

Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя.

Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие.

Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.

https://www.youtube.com/watch?v=zT2KgCAEY3I

Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает.

Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети.

На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.

Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена.

С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа.

В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое.

Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края.

Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

https://www.youtube.com/watch?v=YXFSqqdKKes

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

План мероприятий по патриотическому воспитанию школьников

Скачать план

Видео:За и против патриотического воспитания / России нужны патриоты или глобальный мир? / НЕНАВИЖУ ТЕБЯ?Скачать

За и против патриотического воспитания / России нужны патриоты или глобальный мир? / НЕНАВИЖУ ТЕБЯ?

Патриотическое воспитание: сущность, проблемы, методы достижения цели

Воспитание патриотизма

  • 1 Сущность вопроса
  • 2 Семья и сила ее влияния
  • 3 Детский сад и школа

Вопрос патриотического воспитания всегда «контролировался» на государственном уровне: ведь защитить и приумножить богатства Родины сможет только человек, который искренне любит ее. В чем сущность этого направления в педагогике? Почему оно стоит в одном ряду с нравственным и трудовым воспитанием? Как и, главное, зачем воспитывать патриотизм в современных детях? На эти и другие, не менее важные вопросы попробуем найти ответ в этой статье.

Сущность вопроса

По определению Википедии, патриотизм – чувство любви к Родине, умение подчинить личные интересы общественным, государственным. Говоря о Родине, следует четко понимать, что это понятие широкое. Слово употребляется в нескольких смыслах, каждый из которых тесно связан с другим. Перечислим самые употребляемые из них:

  •  Территория проживания;
  •  Местная природа;
  • Специфика языка и бытовых отношений;
  •  Организация социально-общественной жизни;
  •  Расовая связь;
  •  Общность исторического прошлого.

Все эти составляющие слова «Родина» способствуют тесному взаимодействию людей, живущих на одной территории, формированию их духовного единства. Это значит, что задатки патриотизма возникают у детей на подсознательном, неосознанном уровне. Ведь даже животным свойственно охранять свою территорию, так как по-другому они не смогут обеспечить свое выживание.

Однако человеческое отношение к патриотизму несколько отличается от животных инстинктов.

Интуитивная потребность любви ко всему, что окружает малыша в жизни, требует дальнейшего развития, в некотором роде подтверждения.

В этот момент в дело «вступает» воспитание, которое призвано приобщить ребенка к родному языку, культуре, социальным особенностям, наполняя понятие «патриотизм» осознанным смыслом.

Осознанный патриотизм включает в себя такие позиции:

  1.  Любовь к постоянному месту жительства или рождения, забота о нем. Уважение к местным особенностям социальных отношений. Сохранение трепетного отношения к данной территории.
  2.  Уважение к истории, предкам и традициям. Искренняя терпимость к землякам.
  3.  Ежедневные дела, связанные с благополучием Родины, ее обустройством. Они могут быть совершенно разными, начиная от уборки своего двора и заканчивая культурным, материальным, промышленным развитием деревни (города), области, страны.

Кто же должен заниматься этим вопросом? Патриотическое воспитание «стоит» на трех китах, которые тесно связаны между собой, дополняя друг друга: семья, педагогические организации, общество.

Оспаривать влияние какой-либо отдельно взятой системы воспитательного процесса на психологическое взросление детской личности бессмысленно.

Несмотря на тесную связь, каждая из них имеет свои специфические особенности и методы воздействия.

Повлиять на этих «китов» патриотического воспитания может только одна система – общественное мнение, которое и формирует отношение людей к большой и малой Родине.

Поговорим о том, что представляет собой каждая из составляющих патриотического воспитания.

Семья и сила ее влияния

Патриотизм – понятие тонкое, глубокое и очень личное, несмотря на глобальность поставленных им задач.

Наверное, именно поэтому семья является основоположницей самых важных патриотических чувств, которые зарождаются у маленького гражданина. На личном примере родители показывают, как нужно «правильно» любить Родину.

Звучит немного парадоксально, не правда ли? Разве уместно в отношении любви использовать такие эпитеты? В отношении чувства патриотизма, думаю, да.

https://www.youtube.com/watch?v=THnt3fCSahM

Раньше призывали «отдавать» Родине все, начиная от чувств и заканчивая жизнью. Такую установку нельзя назвать правильной. Страну, большую или малую Родину, составляют ее население.

То есть Родина – это люди, которые проживают в ней.

Разве может быть счастлива страна, в которой отдельно взятый человек несчастлив? Нет! Значит, истинный патриот тот человек, который стремится быть счастливым сам и помогает добиться счастья другим.

Именно в этой позиции состоит, на наш взгляд, специфика «правильного» патриотического воспитания в семье. Ребенок должен понимать, что защитить свою Родину, приумножить ее богатства можно только в том

случае, если отдельно взятый гражданин будет соблюдать следующие правила:

  •  Заботиться о своем физическом, психологическом и интеллектуальном здоровье;
  •  Получать достойное воспитание и образование;
  • Заботиться обо всех членах своей семьи, с уважением к ним относится;
  • Знать историю своей семьи, города (деревни), области, страны;
  •  Поддерживать веками установленные традиции, создавать новые;
  •  Стремиться улучшать свое благосостояние и уровень жизни;
  •  Совершенствовать культуру поведения, образ жизни;
  • Содержать в чистоте свое жилище, двор, улицу, город;
  •  Участвовать во всех патриотических, социальных и других мероприятиях, направленных на улучшение жизни в городе, области, стране.

В процессе семейного воспитания важно не только опираться на принципы патриотизма, но и не нарушать общечеловеческие ценности. Малыш с самых ранних лет должен знать правило пяти «не»:

  •  Не обижай людей, не похожих на тебя;
  •  Не смейся над чужими традициями и нравами;
  •  Не оскорбляй чужую для тебя семью, ведь она для кого-то родная;
  •  Не сквернословь, уважай родную речь;
  •  Не искажай историю, ведь ее творили живые люди, поэтому в ней есть хорошие и плохие стороны.

Семья – самая благодатная почва для развития у ребенка патриотизма по трем причинам:

  1.  Это самый первый коллектив, в котором ребенок учится взаимодействию с другими людьми. Его составляют самые близкие и родные люди, которым малыш безоговорочно доверяет.
  2.  В семье первые годы жизни ребенка происходит безоговорочное подражание взрослым.
  3. В семье воспитательный процесс не прекращается ни на минуту, являясь цельным и непрерывным.

Постепенно ребенок начинает посещать другие социальные группы: детский сад, школу, кружки и секции. Новые социальные группы продолжают формирование осознанного патриотизма в другом, «общественном» ключе. Однако во многом эффективность этого воздействия вес равно определяет семья и ее установки, данные ребенку в раннем детстве.

Детский сад и школа

В период дошкольного возраста происходит первый этап становления ребенка как личности. Малыш учится осознавать себя частью социума, «вливаясь» в детский коллектив. Поэтому задача воспитателей детского сада – максимально приобщить малышей к соблюдению нравственно-моральных норм. Важной составляющей этого направления в воспитании является развитие патриотических чувств у детей.

Цели патриотического воспитания в дошкольном учреждении:

  •  Учить малыша осознавать себя полноценной личностью, имеющей права и обязанности;
  •  Прививать чувство уважения к семье и семейным традициям;
  •  Формировать чувство гордости за свою малую и большую родину;
  •  Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповедования.

Так как дошкольники в силу возрастных особенностей не могут осознать глубину и целостность понятия патриотизм, основную работу в этом направлении выполняет школа.

В учреждении образования процесс патриотического воспитания становится целенаправленным и комплексным. Задача воспитания патриотизма в школе – подготовить ребенка к жизни в социуме. Цели процесса следующие:

  • Научить детей взаимодействовать с другими членами общества;
  •  Прививать трудолюбие как главный ценностный ориентир;
  • Формировать ответственное отношение к общественной жизни;
  • Воспитывать ответственность за принятый нравственный и правовой выбор.

Работа по выбранному направлению патриотического воспитания должна вестись в школе постоянно во время учебных занятий и в процессе внеурочной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=rs535z9n-WA

В заключении следует отметить, что главная задача всех действующих направлений патриотического воспитания – воспитать у детей осознанное чувство любви к Родине.

Молодое поколение должно осознавать, насколько важно его участие в жизни страны, знание истории и традиций.

Только осознанная преемственность, целенаправленная работа всех институтов образования, семьи и государства в целом может скоординировать работу по патриотическому воспитанию, сделав ее плодотворной и действенной.

Видео:Лев Шлосберг о приступе государственного патриотизма / 06.06.2017Скачать

Лев Шлосберг о приступе государственного патриотизма / 06.06.2017

Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи

Воспитание патриотизма

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории.

Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям.

Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

  • научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
  • сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
  • на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.

Понятие патриотизма

Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.

Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.

Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.

Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?

Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания.

Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви родному краю, к родной природе, истории своей страны.

Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.

Задачи патриотического воспитания

Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
  • формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
  • воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
  • воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
  • воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
  • формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
  • формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.

  Уголок патриотического воспитания в саду и школе

Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.

Структура патриотического воспитания

Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока, которые в конечном итоге

  1. Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
  2. Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
  3. Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.

Военно-патриотическое воспитание

Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.

https://www.youtube.com/watch?v=6qn04jIgELQ

Здесь широкое поле для форм и методов организации этой работы:

  • военно-патриотические клубы;
  • профильные военно-спортивные лагеря;
  • поисковые отряды;
  • тесное сотрудничество с музеями, общественными историческими организациями.

В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов по военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.

  Патриотические беседы в группах детского сада

🔥 Видео

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ [ Зомбирование ПОЛНЫМ ХОДОМ ]Скачать

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ [ Зомбирование ПОЛНЫМ ХОДОМ ]

Ошибки России и Беларуси в воспитании патриотизмаСкачать

Ошибки России и Беларуси в воспитании патриотизма

Они зомбируют детей! Патриотическое воспитание - вы готовы?Скачать

Они зомбируют детей! Патриотическое воспитание - вы готовы?

Патриотическое воспитание молодежи в современных реалияхСкачать

Патриотическое воспитание молодежи в современных реалиях

Ролик ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМАСкачать

Ролик ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Духовно-нравственное воспитание - основа патриотизмаСкачать

Духовно-нравственное воспитание - основа патриотизма

Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриотаСкачать

Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота

Важно ли патриотическое воспитание школьников? Владимир Брилёв.Скачать

Важно ли патриотическое воспитание школьников? Владимир Брилёв.

Воспитание патриотизмаСкачать

Воспитание патриотизма

Зачем школьникам военно-патриотическое воспитание? Библия отвечает. Протоиерей Максим ПервозванскийСкачать

Зачем школьникам военно-патриотическое воспитание?  Библия отвечает. Протоиерей Максим Первозванский

Патриотическое воспитание: индоктринация школьников. Интервью каналу@redactsiya Алексея Пивоварова​Скачать

Патриотическое воспитание: индоктринация школьников. Интервью каналу@redactsiya Алексея Пивоварова​

46 млрд на «патриотическое воспитание» россиянСкачать

46 млрд на «патриотическое воспитание» россиян

Лекция 2. Актуальные проблемы патриотического воспитания в образовательном процессеСкачать

Лекция 2. Актуальные проблемы патриотического воспитания  в образовательном процессе

Патриотическое воспитание в детском садуСкачать

Патриотическое воспитание в детском саду

Как улучшить военно-патриотическое воспитание молодежи в школах и вузахСкачать

Как улучшить военно-патриотическое воспитание молодежи в школах и вузах

Гоблин - Про патриотическое воспитание подростковСкачать

Гоблин - Про патриотическое воспитание подростков

Лекция 3. Особенности, содержание и основные направления патриотического воспитания в школеСкачать

Лекция 3.  Особенности, содержание  и основные направления патриотического воспитания в школе
Поделиться или сохранить к себе: