Управление эмоциями тренинг

Управление эмоциями тренинг Статьи по психологии
Техники управления эмоциями

Управление эмоциями тренинг

Зачастую деятельность, подразумевающая тесную работу с людьми, является эмоционально затратной. И справедливо это даже в случае, если работа — любимая. Бывает, что при таком раскладе многие не позволяют себе проявлять эмоции, считая, что здесь они должны быть беспристрастными и предельно спокойными.

Но все мы люди, и остаемся таковыми даже в те часы, которые проводим на работе. К счастью или к сожалению, но в организме нет функции, которая бы позволяла отключать эмоциональную чувствительность в будние дни с 8 до 17. И, поскольку должность требует определенных норм поведения, человеку порой приходится сдерживать себя, оставляя эмоции без какого-либо выражения.

Подавление эмоций и попутное их накапливание подобно стихийному бедствию. Начинается с легкого ветерка скажем, недовольства в адрес коллеги). Потом недовольство нагнетается, и дальше события уже развиваются по принципу снежного кома.

Начинает раздражать все, что бы ни происходило вокруг. Раздражение порождает злость, которая проникает все глубже в человека. Если не обратить внимание на свое внутреннее состояние и сейчас, злость перерастет в гнев.

В свою очередь, гнев — сильнейшая эмоция, которую сдерживать будет уже сложнее, чем ей предшествующих. Но на данном этапе это еще возможно. Пиковым моментом этого стихийного бедствия является ярость, рождающаяся из гнева. Эта эмоция по своей сути неконтролируема.

Здесь, даже при большом желании, соответствовать имиджу спокойного и уравновешенного сотрудника уж точно будет невозможно. И тогда — пишите пропало.

В связи с этим возникают вопросы: что же делать в подобных ситуациях? как предотвращать эмоциональные взрывы?

Чтобы избавиться от влияния негативных эмоций, вначале необходимо научиться видеть и распознавать их, а затем — переживать и проживать. Ведь проглатывание и игнорирование своих эмоций чревато не только деструктивным поведением в адрес окружающих, но и проблемами с личным здоровьем.

Обратимся к техникам управления собственными эмоциями, которые могут помочь вам сохранять как внутреннее, так и внешнее самообладание в необходимый момент.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ТЕЛА

Содержание
  1. Техника глубокого дыхания
  2. Техника мышечной разрядки
  3. Техника «Стрелоулавливатель»
  4. Тренинг
  5. Занятие 1
  6. Занятие 2
  7. Занятие 3
  8. Психологические упражнения: способы и цели применения
  9. Когда необходимы психологические упражнения
  10. Что дает психологическая тренировка спортсмена
  11. Популярные психологические упражнения
  12. Упражнение 1. Метод преодоления тревоги (гештальт-терапевтическая техника)
  13. Упражнение 2. Способ преодоления страха (по Эллису)
  14. Упражнение 3. Метод повышения творческой активности (по Д Скотту)
  15. Упражнение 4. Техника снятия стресса (по К. Шрайнеру)
  16. Упражнение 5. Разрешение стрессовой по методике “Взмах” (по Р. Бендлеру)
  17. Упражнение 6. Коррекция негативного поведения посредством самоанализа (по Рейуотеру)
  18. Упражнение 7. Кто я? (по Т. Йоумену)
  19. Упражнение 8. Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи (По М. Сандомирскому)
  20. 11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
  21. Зачем нужен эмоциональный интеллект
  22. Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
  23. «Зеркало»
  24. «Найти и запомнить»
  25. «Раздражители»
  26. Упражнения для эмоциональной устойчивости
  27. «Назойливая муха»
  28. Просто читайте книги
  29. «Аверс и реверс»
  30. «Разобрать по косточкам»
  31. «Эмоции исторических персонажей»
  32. «Дневник эмоций»
  33. 🌟 Видео

Техника глубокого дыхания

Как известно, дыхание непосредственно связано с нервной системой. Таким образом, дыхательные упражнения могут стать экстренным способом регуляции своего состояния. В настоящее время весьма популярны методики, в которых используются глубокие вдохи и выдохи. Ниже приведено одно из упражнений подобного плана:

  • сядьте ровно. Досчитайте про себя до 4, сделайте глубокий вдох через нос. Таким же образом — выдох через рот на 4 счета.
  • затем на вдохе приподнимайте левую ногу. На выдохе — опускайте. То же самое повторите с правой ногой.
  • сделайте 4 подхода для левой и 4 для правой ноги.

Техника мышечной разрядки

Так же избавиться от напряжения помогает мышечная разрядка. Ее актуально использовать, например, в те моменты, когда чувствуете наступление злости.

Один из способов — сожмите кулаки со всей силы, и держите их в таком положении, пока не ощутите, что больше сил нет. Пальцы начнут расслабляться сами. Метод хорош тем, что его можно использовать в любом месте, позаботившись о том, чтобы хотя бы один кулак был спрятан.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ

Когда начнете закипать, раздражаться, возьмите паузу. В прямом смысле слова.

Можете сказать «я подумаю», «давайте перенесем разговор» или любую другую, удобную для вас фразу, которая позволит выиграть время, чтобы навести порядок у себя в голове. Обозначьте срок, по истечении которого сможете дать ответ.

Так у вас получится погрузиться в состояние повышенной осознанности, что даст возможность успокоиться, проработать свои эмоции и принять более взвешенное решение.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:

Техника «Стрелоулавливатель»

Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес — это стрелы, которые исходят от собеседника.

Но вы обладаете преимуществом — наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением.

Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.

Техника «Вторая пара глаз»

Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются.

Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму.

Хорошо, теперь все в порядке».

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ

Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний.

https://www.youtube.com/watch?v=vfBU2Pe2JU8

В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель.

Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.

В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:

  • регулярно заниматься спортом, посещать массажиста, заниматься йогой, дыхательными практиками или любыми другими занятиями, которые будут соответствовать вашим потребностям в эмоциональной сфере;
  • перед началом каждого рабочего дня или предстоящего трудного разговора рисуйте у себя в голове идеальную картину этого, настраиваясь на положительный лад;
  • создайте для себя комфортные рабочие условия. Даже если у вас нет личного кабинета, уют можно создать и на рабочем столе: поставьте в рамку фотографию дорогого человека или любимого питомца, подберите канцелярские товары, с которыми работа будет в бо́льшее удовольствие, выберите кружку, из которой вам будет приятно пить чай/кофе, прикрепите на монитор стикер с ободряющей надписью.

Эти рекомендации создают хороший общий фон в работе с эмоциями.

Из всех предложенных методов находите те, которые наиболее вам близки или удобны, и — к действию!

Помните, что мы сами выбираем, быть или не быть в плену собственных эмоций!

Давыденко Ольга Игоревна

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

  • Упражнение-разминка «Разожми кулак» Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…Объем тренерской методички: 8 страниц.Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.
  • «Продай» свой недостаток Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. Упражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. Бонусы!Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения! 
  • Бегом к своей цели Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели. Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу  рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! -файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

Видео:Как выражать позитивные и негативные эмоции? Невербальная, вербальная форма. Управление эмоциями ч.3Скачать

Как выражать позитивные и негативные эмоции? Невербальная, вербальная форма. Управление эмоциями ч.3

Тренинг

Управление эмоциями тренинг

Цель тренинга:

  • Обучающая – дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем.
  • Практическая – развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.

Задачи тренинга “Регуляция эмоционального состояния”:

  • активизация процесса самопознания;
  • обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния;
  • повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
  • формирование навыков произвольного контроля.

Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.

Тематический план тренинга “Регуляция эмоционального состояния”

№ п/пТемы занятийДлительность занятия
1.Знакомство и включение участников в тренинговую работу. Знакомство со способами саморегуляции50 мин.
2.Освоение способов саморегуляции через управление дыханием и тонусом мышц50 мин.
3Повышение самооценки и уверенности в своих возможностях, обучение приемам самовнушения. Подведение итогов работы групппы50 мин.

программы и методические указания к тренинговым занятиям

https://www.youtube.com/watch?v=UHYj7g77MXg

Значимые характеристики группы:

Возраст: от 18 до 50 лет.

Гетерогенная группа: муж. и жен.

Способ набора группы: добровольная.

Специфическая характеристика группы: родители и (или) педагоги детского сада.

Длительность тренинга: 2 – 2,5 часа.

Режим работы группы: 3 занятия по 40 – 50 минут в течение 1 недели.

Кол-во участников: до 12 человек;

Каждое занятие включает:

  • разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе;
  • основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
  • завершающая часть направленная на рефлексию;
  • домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Условия проведения тренинга: просторное помещение.

Необходимые материалы: стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).

Методы оценки эффективности тренинга: рисуночный тест “Мое настроение”, рефлексия, стабилизация эмоционального состояния участников тренинга, поведенческие изменения в ответ на внешние воздействия.

Занятие 1

Перед занятием всем участникам тренинга предлагается нарисовать свое настроение. Предложить карандаши, мелки, фломастеры и бумагу (2 мин).

1) Вступление (10 мин)

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно.

Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию.

Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу.

Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них, назовите какие именно? Названные способы записываются ведущим на доске.

(Участники перечисляют: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, размышление о приятном, различные движения потягивания, расслабления мышц, вдыхание свежего воздуха и т.д.). Попробуйте задать себе вопросы:

— Что помогает вам поднять настроение, переключиться?

— Что я могу использовать из выше перечисленного?

На бумаге, составьте перечень этих способов.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени.

Прежде чем начать обучение, предлагаю вам встать в круг и представиться.

2) Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

3) Игра “Приветствие” (2 мин)

Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его по имени.

Основная часть

4) Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь неприятное” (5-7 мин)

Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

Обсуждение ощущений:

  • какие ощущения возникли в процессе воспоминания?
  • какие ощущения были в мышцах?
  • где больше всего чувствовалось напряжение?
  • приятным было такое состояние?

Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.

5) Упражнение “Вспомни неприятную ситуацию и расслабься” (3-4 мин)

Участники вновь погружаются в воспоминания той же ситуации, но при этом стараются контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения – расслабиться.

После данного упражнения каждый участник рассказывает:

  • насколько удалось расслабиться;
  • какие ощущения возникли после расслабления;
  • какое настроение сейчас;
  • осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.

6) Телесно ориентированное упражнение “Погода” (3 мин)

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник.

Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

7) Игра “Снежки” (2 мин)

Участникам предлагается бумагу, они комкают ее и делают “снежки”. Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего “снежков” на их территории.

https://www.youtube.com/watch?v=fH_pSsSN—Y

Заключительная часть

8) Рефлексия (5-7 мин)

Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.

Домашнее задание – совершенствовать способность расслабления мышц в стрессовых ситуациях или при воспоминании о них.

Занятие 2

1) Игра “Приветствие” (2 мин)

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – плечами, стопами ног, тыльной стороной ладони и т.п.

2) Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на тренинге опыт в какой-нибудь негативной ситуации.

3) Упражнение “Веревка” (3 мин)

Ведущий предлагает представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв “веревку” за кончики, медленно двигаем руками на уровне ушей, имитируя движение “веревки” из стороны в сторону. При этом мысленно представляем себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной “очистки” мозгов.

Основная часть (20-25 мин)

4) Обучение способам управления дыханием

Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2

Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох,

  • глубоко выдохните;
  • задержите дыхание так надолго, как сможете;
  • сделайте несколько глубоких вдохов;
  • снова задержите дыхание.

5) Управление тонусом мышц, движения

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 1

Сядьте удобно, закройте глаза;

— дышите глубоко и медленно;

— пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

— постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

— прочувствуйте это напряжение;

— резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;

— сделайте это несколько раз.

Заключительная часть

6) Рефлексия (5-7 мин)

Какие ощущения у вас появились после упражнения? Удалось или нет снять зажимы? Какое из упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?

Домашнее задание – тренироваться в освоении способов саморегуляции для регуляции своего психоэмоционального состояния.

Занятие 3

1. Игра “Приветствие” (2мин)

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – спиной, коленками, локтями.

2. Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на предыдущих тренингах опыт.

Основная часть

3. “Моя самооценка” (10-15 мин)

Ведущий предлагает участникам тренинга в течение 5 минут составить наиболее полный перечень своих достоинств. После того как все написали, обсудить. У кого получилось больше всего, что было тяжелее – рассказывать о своих достоинствах или слушать других, почему?

4. Упражнения “Похвалилки” (5 мин)

1) Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторяем:

“Меня замечают, любят и высоко ценят”.

2) Поворачивая голову вправо-влево, повторяем: “Все идет хорошо”.

3) Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: “В моей жизни случается только хорошее”.

5. Упражнение “Лучик” (2-3 мин)

Сидя, примите удобную для вас позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней части, возникает светлый луч, который медленно и постепенно освещает лицо, шею, плечи. Руки теплым ровным и расслабляющим светом.

По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.

Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей профессией.

https://www.youtube.com/watch?v=hlNbKyu8N2g

Заканчиваем упражнение словами: “Я стала новым человеком! Я стала спокойной! Я все буду делать хорошо!”

Второй раз выполнить упражнение самостоятельно – сверху вниз.

6. Упражнение “Передача энергии” (5 мин)

  1. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
  2. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной.

    Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

  3. Поместите энергию справа. Ощутите ее воздействие на левую половину тела.
  4. Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
  5. Источник энергии под ногами.

    Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.

Вопросы к участникам: удалось вам представить источник вашей энергии? В каком виде вы ее представили? Чувствовали вы ее воздействие на ваше тело? Какие ощущение это вызвало у вас?

Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.

Заключительная часть

7) Рефлексия (5-7 мин)

Участникам предлагается нарисовать свое настроение. По окончании рисования каждый участник высказывает свое мнение о тренинге, что нового для себя открыл; что заставило задуматься или изменить взгляд на ситуацию.

Видео:Полный контроль ЭМОЦИЙ: Природа и сущность стресса | ПросвещенныйСкачать

Полный контроль ЭМОЦИЙ: Природа и сущность стресса | Просвещенный

Психологические упражнения: способы и цели применения

Управление эмоциями тренинг

Способность управлять собственными эмоциями не дается человеку от рождения, но ее можно развить благодаря регулярным тренировкам. Мозг научается анализировать ситуацию и определять, представляет она опасность или нет только, если человек выполняет психологические упражнения.

Когда необходимы психологические упражнения

Необходимость в выполнении психологических упражнений есть практически у каждого человека в разных жизненных ситуациях. Психологические тренинги оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние. Они помогают:

  • менее остро переживать стрессовые ситуации;
  • управлять своими страхами, агрессией, раздражением, тревожностью;
  • легко справляться со сложностями коммуникации с другими людьми;
  • достигать поставленных целей.

Психологические упражнения позволяют разобраться в собственной личности (установках, целях, желаниях, ограничивающих переживаниях и их причинах).

Выполнять упражнения можно самостоятельно, во время индивидуальной сессии с психологом или в рамках группового тренинга.

Когда речь идет об индивидуальной работе и групповом тренинге, то предполагается, что все участники будут придерживаться правил:

  • не критиковать самого человека, а только давать отзыв о его действиях, выходящих за рамки социально приемлемых;
  • проявлять активность — необходимо выполнять упражнения, участвовать в играх;
  • абсолютная конфиденциальность — все, что происходит во время тренинга или сессии не выноситься за двери все участники не имеют права распространять информацию об услышанном и происходившем во время работы;
  • здесь и сейчас — необходимо выполнять все задания ведущего сразу, поскольку они необходимы для работы.

Психологические упражнения в работе с психологом, во время участия в тренинге или при самостоятельном выполнении дают толчок к активному развитию личности. Человек овладевает инструментами, которые помогают ему добиться успеха в карьере, личных отношениях, духовном развитии.

Что дает психологическая тренировка спортсмена

Психологическая подготовка спортсмена не менее важна, чем ежедневные многочасовые занятия в спортзале, в бассейне или на стадионе. Умение управлять эмоциями дает атлету огромное преимущество перед соперниками.

Спортсмен, который регулярно работает со специалистом и выполняет психологические упражнения, способен концентрировать внимание на цели, более устойчив к стрессу.

У спортсменов после психотренинга улучшается точность движений, способность оптимально расходовать энергию, появляется умение расслабляться и восстанавливать энергию за короткое время.

https://www.youtube.com/watch?v=wWbEQqIzth8

В результате психотренировок у спортсменов улучшается внимание, восприятие, скорость реакции. Атлет становится более уверенным в своих способностях, у него растет самооценка.

Психологическая тренировка спортсмена направлена на:

  • повышение устойчивости к стрессу;
  • овладение способностью быстро расслабляться и мобилизовать тело, психику;
  • повышение уверенности в собственных силах при помощи позитивного мышления и внутренних диалогов;
  • улучшение способности к концентрации и фокусировке внимания.

Психологические тренировки позволяют повысить мотивацию, учат визуализировать цель и удерживать на ней внимание до момента достижения.

Популярные психологические упражнения

В разных направлениях психологии применяются очень действенные тренинговые упражнения, помогающие справиться с эмоциональной нестабильностью и психологическим дискомфортом, который возникает в сложных ситуациях. Мы предлагаем несколько эффективных методик для самостоятельной проработки.

Читать далее:  Что такое иллюзия

Упражнение 1. Метод преодоления тревоги (гештальт-терапевтическая техника)

Чтобы избавится от тревоги, ухудшающей качество жизни, возьмите листок бумаги, ручку. Задайте себе вопросы и запишите ответы на них:

  1. Тревожусь ли я за свое будущее?
  2. Как тревога за будущее отражается на моей сегодняшней жизни?
  3. Я тревожусь потому что проблема не имеет решения или просто тяну время, чтобы ее не решать?
  4. Если ответ “тяну время”, то почему, зачем?
  5. Могу ли я прямо сейчас сделать то, что меня тревожит?

Если на последний вопрос вы ответите положительно, то запишите, что нужно, чтобы реализовать задуманное (договориться о встрече, составить план).

Изложив на бумаге все ответы, представьте, что ваши переживания стали реальностью прямо сейчас. Постарайтесь максимально подробно описать свое состояние при мысли, что тревога уже реализовалась. Как вы себя чувствуете? Какие мыли теперь в голове? Какие ощущения в теле?

Далее сконцентрируйтесь на происходящем вокруг. Постарайтесь уловить все звуки, запахи, которые вас окружают, назовите цвета обстановки. Запишите все ваши чувства, начиная с фразы: “Я осознаю, что …”

Прислушайтесь к каждому участку своего тела. Запишите все ощущения, которые возникают в нем, с той же фразы: “Я осознаю, …”

Подумайте, все ли части тела вы “обследовали”. Если есть те, которые вы не учли, повторите эту часть работы и запишите ощущения (обычно люди игнорирую ощущения в области гениталий). Повторите “телесную ревизию”, пока не почувствуете, что ваше внимание сконцентрировано не на тревожащем событии, а переключилось на дугую деятельность.

Упражнение 2. Способ преодоления страха (по Эллису)

Ваш страх не имеет рациональной основы? Тогда постарайтесь посмеяться над ним, “раздуть” свой страх до абсурда. Например, если боитесь, что приготовленное вами блюдо не понравится гостям. Они его едят, никто не жалуется и не выплевывает, некоторые даже хвалят и причмокивают. Вы еще боитесь? Если нет, то подумайте, почему вам так важна уверенность что ваше блюдо одобрят?

Постарайтесь найти истоки вашего страха. Замените иррациональное убеждение на то, которое соответствует вашей сегодняшней реальности. Осуждающий или поучающий внутренний голос остановите своими трезвыми аргументами.

Понаблюдайте за своими страхами, внимательно рассмотрите их и поймите, насколько они велики или, наоборот, ничтожны. После этого  спросите себя, так же страшен ваш страх, как и раньше, или изменился?

Упражнение 3. Метод повышения творческой активности (по Д Скотту)

Перед вами стоит проблема, решения которой вы не знаете. Возьмите несколько чистых листов бумаги, ручку. Запишите все мысли, которые только приходят в голову в связи с проблемой. Вычлените из них те, которые можно преобразовать в варианты решения.

Выделите из выбранных вариантов самые, на ваш взгляд, подходящие (не менее 3). Ранжируйте их от самого удачного к самому неудачному. Выберите одно или несколько решений, которые могут помочь в решении вашей проблемы.

https://www.youtube.com/watch?v=rRutURqTGCs

Читать далее:  Что такое лень

Упражнение 4. Техника снятия стресса (по К. Шрайнеру)

Очистите мозг от мыслительного мусора. Для этого:

  1. Вспомните, что вы чувствуете, находясь в стрессовом состоянии —  вы покрываетесь испариной или скованы напряжением?
  2. Почувствуете момент, когда вы максимально напряжены. Спросите себя: ”Зачем, ради чего я напрягаюсь так сильно? Что дает мне это напряжение?”
  3. Спросите себя: “Что я должен сделать, чтобы чувствовать себя лучше?”
  4. На несколько минут погрузитесь в еще более напряженное состояние. Почувствуйте, как много энергии оно забирает.
  5. Ответьте: “Нужно ли такое напряжение? Дает ли оно мне пользу? Хочу я избавиться от него?”
  6. Осознайте, что требования, которые вы выставляете к себе и которые вызывают напряжение, погружают вас в отчаяние.
  7. Сядьте или лягте удобно. Представьте, что ваше тело, каждая его клеточка абсолютно расслаблены. Они похожи на мягкий поролон или тесто. Постарайтесь почувствовать, как это отзывается в теле.
  8. Представьте, что выметаете из мозга все ненужные убеждения, установки, оброненные кем то слова, застрявшие в мозге надолго.
  9. Освободившееся место заполните теми установками, которые вы считаете полезными и нужными для вас.

После этого замените ваши требования  на предпочтения.

Упражнение 5. Разрешение стрессовой по методике “Взмах” (по Р. Бендлеру)

Устройтесь удобно, закройте глаза. Представьте, что у вас в руках по фотографии. На одной изображена неприятная для вас ситуация в серых тонах с размытым изображением, а на другой  —  комфортная, яркая, четкая. Глядя на вторую фотографию вы испытываете тепло, радость, счастье.

Молниеносно опустите первое фото и положите его на колени, а яркую приятную фотографию поднимите до уровня глаз. Повторяйте этот мысленный “взмах” с заменой изображений, пока не почувствуете, что напряжение от стресса снизилось.

Упражнение 6. Коррекция негативного поведения посредством самоанализа (по Рейуотеру)

Эту технику необходимо проводить в спокойной обстановке, уединившись. Цель методики  —  “разъединиться” со своими мыслями, телесными проявлениями и посмотреть на них со стороны, ничего не меняя.

  1. Сконцентрируйтесь на своем теле —  подумайте, в какой позе оно находится, расслаблено или напряжено, как лежат руки, ноги, в каком положении голова, спина. Что вы чувствуете внутри  —  тепло, холод или другие ощущения. Прислушайтесь, как бьется сердце, как вы дышите. Мысленно произнесите: “Это мое тело, оно  —  не я”.
  2. Сконцентрируйтесь на своих чувствах —  что вы сейчас испытываете, обнаружьте положительные и отрицательные чувства, разделите их. Скажите себе “Это мои чувства, не я.”
  3. Перечислите все, чего бы вам хотелось, к чему вы стремитесь. Не думайте над их важностью и приоритетностью. Произнесите про себя: “ Это мои желания. Это не я”.
  4. Сконцентрируйтесь на мыслях. Если вам кажется, что именно в этот момент в голове нет мыслей, понаблюдайте за этой мыслью. Если мысли быстро сменяют друг друга, понаблюдайте за ними. Скажите: “Это мои мысли. Это не я”.

Читать далее:  Развиваем мышление

Эта техника самокоррекции была разработана в модальности психосинтеза. Она дает возможность глубоко познать собственную личность, научиться контролировать эмоции, мысли, реакции.

3 возможных пути влияния на состояние человека:

  • изменение тонуса скелетных мышц, дыхания;
  • активное включение представлений и чувственных образов;
  • программирующие и регулирующие слова.

Упражнение 7. Кто я? (по Т. Йоумену)

Еще одно упражнение из психосинтеза.  Его цель  —  развитие самосознания и идентификация своего настоящего “Я”.  Чтобы выполнить упражнение качественно, необходимо находиться в тишине и уединении, полностью сосредоточиться на задании.

  1. Задайте себе вопрос: “Кто я?” Ответ дайте, исходя только из собственных знаний о себе, мыслей и ощущений. Не вспоминайте, что думают о вас другие люди. Запишите ответ на вопрос.
  2. Закройте глаза и снова спросите: “Кто я?” Нарисуйте мысленный образ, откройте глаза, максимально точно опишите его.
  3. Встаньте в центре комнаты, закройте глаза. Спросите у себя: “Кто я?” Почувствуйте, как отзывается этот вопрос в вашем теле. Не контролируйте телесные реакции, не меняйте их, просто доверьтесь ощущениям. Запомните, что вы чувствуете, какие движения происходят.

Проанализируйте телесные ощущения, свои мысли и тот образ, который вы описали. Теперь дайте еще раз ответ на вопрос: “Так кто же я?”

Упражнение 8. Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи (По М. Сандомирскому)

Цель этой техники  —  быстро помочь себе в момент появления интенсивного дискомфорта в теле, эмоциях. Делайте упражнение медленно, в спокойной обстановке.

  1. Закройте глаза, представьте что вы стоите перед зеркалом. Как вы выглядите в напряженный момент? Как дискомфорт отражается на вашем лице?
  2. Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. Найдите зоны в теле, в которых дискомфорт чувствуется особенно остро.
  3. Произнесите в свой адрес слова, которые могут успокоить, подбодрить, дать чувство опоры, поднимут самоуважение, остановят тревогу. Вложите в слова столько силы, эмоциональности, сколько необходимо, чтобы вернуть вам душевный и телесный комфорт.
  4. Снова почувствуйте, как реагирует тело. Если произнесенное достигло цели, то физический дискомфорт ослабнет. Если он не ослаб, то повторите произнесенную поддерживающую фразу еще 3 раза.

Если необходимо, то технику самопомощи можно выполнять несколько раз подряд, пока физический и эмоциональный дискомфорт не ослабнет.

Упражнения, с которыми вы ознакомились, дают возможность самостоятельно регулировать эмоциональное состояние, снимать страх, снижать тревожность. Практикуйте их, чтобы стать более сильными и уверенными в себе.

Видео:Контроль эмоций. Упражнение. Тренер Игорь Попович. Мастерская Реальности.Скачать

Контроль эмоций. Упражнение. Тренер Игорь Попович. Мастерская Реальности.

11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции

Управление эмоциями тренинг

Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша.

Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы.

Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.

https://www.youtube.com/watch?v=ZPKAvTIjV9Y

Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.

Как понять, что эмоциональный интеллект хромает

Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.

Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.

Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.

Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть , чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.

Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.

Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.

Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • поддаётесь стрессу,
  • не можете распознать свои эмоции,
  • легко обижаетесь,
  • долго переживаете из-за ошибок,
  • подавляете негативные эмоции,
  • склонны обвинять других людей,
  • испытываете трудности с установлением личных границ,
  • агрессивны в общении с людьми,
  • чувствуете себя непонятым.

«Зеркало»

  1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
  2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
  3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.

  4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
  5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза.

Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

«Найти и запомнить»

  1. В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.

  2. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
  3. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.

«Раздражители»

Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.

Упражнения для эмоциональной устойчивости

Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.

«Назойливая муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.

https://www.youtube.com/watch?v=eSIL97gAqac

Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте.

Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз.

Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.

Просто читайте книги

Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.

«Аверс и реверс»

Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.

«Разобрать по косточкам»

Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:

  • Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
  • Почему я испытываю злость?
  • Когда я уже испытывал злость?
  • Как часто я злюсь?
  • Чем злость мне помогает?
  • Чем и где злость мешает?

Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

«Эмоции исторических персонажей»

Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.

Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:

Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».

«Дневник эмоций»

Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике.

На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове».

Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.

🌟 Видео

САМЫЙ ВАЖНЫЙ НАВЫК ДЛЯ УСПЕХА И СЧАСТЬЯ. Управление мыслями и эмоциями. Ада КондэСкачать

САМЫЙ ВАЖНЫЙ НАВЫК ДЛЯ УСПЕХА И СЧАСТЬЯ. Управление мыслями и эмоциями. Ада Кондэ

Полный контроль эмоций | Как управлять эмоциямиСкачать

Полный контроль эмоций | Как управлять эмоциями

Упражнение на эмоциональный интеллект, которое изменит вашу жизнь! Практика "ОРУЖИЕ "Скачать

Упражнение на эмоциональный интеллект, которое изменит вашу жизнь! Практика "ОРУЖИЕ "

Эмоции: подавлять, управлять или расслабиться? / EMOTIONS | IRINA KHAKAMADA | TEDxRANEPAСкачать

Эмоции: подавлять, управлять или расслабиться? / EMOTIONS | IRINA KHAKAMADA | TEDxRANEPA

Как контролировать свои эмоции? Управление эмоциями.Скачать

Как контролировать свои эмоции? Управление эмоциями.

Упражнения для управления эмоциями Часть 1. ДверьСкачать

Упражнения для управления эмоциями Часть 1. Дверь

7 методик управления эмоциями и переговорамиСкачать

7 методик управления эмоциями и переговорами

Осознавать эмоции: зачем? Как? Контролировать эмоции здраво. Шаг 2 управления эмоциямиСкачать

Осознавать эмоции: зачем? Как? Контролировать эмоции здраво. Шаг 2 управления эмоциями

КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ. Управление эмоциямиСкачать

КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ.  Управление эмоциями

Как проживать эмоции правильно. Как управлять эмоциями. Токсичные эмоции и эмоциональный интеллект.Скачать

Как проживать эмоции правильно. Как управлять эмоциями. Токсичные эмоции и эмоциональный интеллект.

Квадрант управления эмоциямиСкачать

Квадрант управления эмоциями

Как научиться контролировать свои эмоции? Советы психолога по самоконтролю.Скачать

Как научиться контролировать свои эмоции? Советы психолога по самоконтролю.

1. Эмоциональный интеллект-управление эмоциями. К. Прищенко.Скачать

1. Эмоциональный интеллект-управление эмоциями. К. Прищенко.

ПРАКТИКА: Управление Эмоциями/Повышение Осознанности. Тренинг. Сергей БеловСкачать

ПРАКТИКА: Управление Эмоциями/Повышение Осознанности. Тренинг. Сергей Белов

КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИСкачать

КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

Как говорить более ЭМОЦИОНАЛЬНО и уверенно. 7 инструментов проявлять эмоции. Управление эмоциями.Скачать

Как говорить более ЭМОЦИОНАЛЬНО и уверенно. 7 инструментов проявлять эмоции. Управление эмоциями.
Поделиться или сохранить к себе: