Цели занятия:
- В процессе дискуссии выявлены возможные помехи, возникающие в процессе общения.
- Учащиеся владеют понятием «техники эффективного общения».
- У учащихся сформированы основные навыки эффективного общения.
Рекомендуемая литература:
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. — 173 с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. — 198 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М.: Смысл; Academia, 1996. — 192 с.
- Помехи в общении
- Техники эффективного общения
- Техники общения в психологии
- Виды общения
- Техники общения
- Технологии эффективной коммуникации
- 2. Техники эффективной коммуникации
- 3. Виды и техники слушания
- 4. Психологические приемы расположения к себе
- 5. Барьеры в общении – это различного вида препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям между людьми
- 6 реальных техник коммуникации — ваш ключ к пониманию | Фактор Роста
- Техника тишины: прием общения, основанный на сдержанности
- Аналогичные приемы в общении: станьте зеркалом собеседника
- Умение слушать – основа любой коммуникации
- Эффективность обратной связи в общении
- Используйте любопытство как прием общения
- Отодвинуть себя на второй план – тоже техника коммуникации
- 51. Техника и приемы общения / Психология
- Готовые работы на аналогичную тему
- Виды общения
- Психотехники, которые способствуют эффективному общению
- 🎦 Видео
Помехи в общении
1. Двойные сигналы в общении.
Несоответствие между вербальными и невербальными планами общения порождает двусмысленность. Слова говорят одно, а все остальное — другое.
Почти всегда такое происходит неосознанно. Слушатель воспринимает два сигнала, но может реагировать только на один. Например, он может воспринимать только буквальный смысл слов, игнорируя все остальное, а может быть наоборот.
Примерами могут служить следующие высказывания: женщина говорит с радостной улыбкой: «Я ужасно себя чувствую». Здесь налицо двойной сигнал. Реакция на такое высказывание может быть следующей —
- «Это очень плохо» — на что женщина может сказать, что пошутила;
- «Ты отлично выглядишь» — может вызвать обиду — «Как ты можешь так говорить»;
- Игнорирование слов — женщина может вскипеть: «В чем дело, тебе наплевать?»;
- Уравновешанный отклик «Я не знаю, что ты имеешь ввиду. Ты улыбаешься, но в то же время говоришь, что тебе плохо. Что же ты хочешь сказать?».
Последнее высказывание может позволить выразить истинные чувства и лишить некоторой неопределенности.
2. Маски в общении.
Рекомендуемое упражнение:
Цель: проиграть возможные маски в общении.
Правила: поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость, скорбь, лесть. Затем сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.
Обсуждение: — достаточны ли наши возможности для выражения своих чувств,
— какие чувства, возникающие в контакте мы часто пытаемся скрыт от партнера в общении.
3. Искажения информации в общении.
Рекомендуемое упражнение:
Цель: познакомиться с возможными способами искажения информации.
Правила: 1. Несколько человек выходят из комнаты. Заходит первый участник, ему зачитывается небольшой текст, в котором много точной информации.
(Это может быть также показ какой-либо картинки с множеством предметов). Затем он должен как можно более точно передать смысл полученного сообщения второму вошедшему и так далее.
Остальные не должны помогать или показывать свои эмоции.
2.»Зеркало». Задача учащихся по кругу передать какую-либо эмоцию или состояние. При этом, у всех сначала должны быть закрыты глаза, только тогда, когда до очередного игрока дошла очередь, он открывает глаза.
Обсуждение: попытаться определить причину искажений информации. Как изменяет информацию пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношения к тактильным прикосновениям, возраст и др.
4. Формирование образа партнера.
Рекомендуемое упражнение:
Цель: отследить посредством выполнения упражнения процесс формирования образа партнера и связанных с ним ожиданий.
Правила: два участника получают задание продемонстрировать следующие состояния поздоровавшись и задав несколько вопросов группе — 1) Самодовольная уверенность занимающего высокий пост человека, 2)веселый беззаботный человек.
Обсуждение: на основании чего сложился образ, насколько он объективен, как отражаются на создании образа следующие факторы:
- социальное, интеллектуальное первенство,
- фактор внешней привлекательности,
- фактор любовных, дружеских отношений,
- положительное отношение к человеку,
- стереотипы.
Техники эффективного общения
Два уха и один язык даны нам для того,чтобы больше слушать и меньше говорить.Зенон из Китиона |
Прежде чем начать обсуждение по данной теме, стоит привести пример разговора двух старушек:
А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну «лычку»! теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась — сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск — это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.
2 основных правила общения:
- Лучший собеседник — не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
- Прежде чем сказать учащимся второе правило, следует выполнить упражнение. Разбиться на пары и разговорить собеседника на интересующую каждого из них тему. Обсудить, у кого получилось, у кого — нет. С чем это связано.
Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.
Почему люди не слушают? Это может быть связано со множеством причин, например, поглощенность собственными мыслями, эмоциональная неуравновешенность, уязвленное самолюбие, выставление оценок сказанному (не докончив до конца оцениваем), потери внимательности к близким, невладение техникой слушания.
https://www.youtube.com/watch?v=j8_0VwrKi6I
Приемы понимающего слушания:
Нерефлексивное слушание —
Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться.
Правила: минимум ответов (невмешательство), обратная связь, т.е. мы должны постоянно давать собеседнику понять, что мы его слышим.
Полезно:
- Когда собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо. Уместно начать с открытого вопроса: «Что Вы думаете по этому поводу?»
- В напряженных ситуациях, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Например, конфликт здесь благоразумно сначала дать человеку высказаться, а потом приступить к решению проблемы.
- У собеседника проблемы с выражением своих трудностей, забот, радостей. Можно использовать все те же открытые и закрытые вопросы: «Вас что-то беспокоит?», «Вы, наверное, хотите поделиться своими новостями?» и т.д.
Недостаточно:
- У собеседника желание говорить слабое или полностью отсутствует;
- Если вы не согласны с тем, о чем говорят, лучше сразу высказать, иначе видя нашу обратную связь, он будет думать, что мы полностью с ним согласны;
- Говорящий стремится получить более весомую поддержку и одобрение;
- Когда данный вид общения мешает самораскрытию, противоречит нашим интересам.
Выяснение —
Это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями; выполняется посредством выясняющих вопросов.
Полезно:
- Необходимо точное понимание позиции собеседника;
- Если человек говорит путано, перепрыгивает с одного на другое;
- Выясняющие вопросы показывают говорящему, что его слушают и стараются понять;
Перефразирование —
Это значит сказать ту же мысль, но несколько иными словами.
Правила:
- Начать с таких слов, например, «Если я Вас правильно понял…», «Другими словами, Вы считаете…»;
- Ориентироваться именно на смысл, а не на эмоции;
- Важно выбрать главное и сказать это своими словами;
- Не перебивать (только во время пауз).
Полезно:
- Когда необходимо полное понимание желаний партнера в переговорах;
- В конфликтах или во время дискуссий. Если мы повторим мысль собеседника прежде чем высказать аргумент против, то он с большим вниманием отнесется к нам, т.к. он видит, что его слушают и стараются понять;
- Когда мы слабо ориентируемся в предмете разговора, ведь наши ответы — его собственные мысли;
- Помогает собеседнику — у него появляется возможность увидеть — правильно ли его понимают.
Резюмирование —
Это подведение итогов. Мы подводим итог основным мыслям собеседника.
Правила:
- Использовать фразы типа: «Таким образом, главное…», «Итак, Вы предлагаете…», «Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»;
- При резюмировании из целой части разговора выделяется только целая часть.
Отражение чувств —
Это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства.
Полезно:
- В конфликтных ситуациях. Если мы сможем дать понять человеку, что понимаем его чувства, то наверняка обвинительный накал его речи спадет.
- В ситуациях, когда собеседника мучает личная проблема и он хочет поделиться с нами и найти понимание.
- Помогаем собеседнику лучше понять эмоциональное состояние.
Предлагается обсудить два возможных варианта беседы двух друзей:А — Как меня измотали отношения с шефом. Наверное уйду я оттуда.- И правильно! Зачем тебе эта нервотрепка? Переходи ты в другое место.Б — Как меня измотали отношения с шефом. Наверное уйду я оттуда.- Да…Мне кажется, ты просто устал постоянно бороться за свои предложения и, видимо, хочешь отдохнуть от всего этого, хотя бы на время.В первом случае — реакция на буквальные слова, во втором — на чувства.
Правила:
- Акцент делается на эмоциональном состоянии собеседника;
- Можно использовать такие слова, как «Мне кажется, что Вы чувствуете…», «У меня такое ощущение, что Вы чем-то…» и т.д.
- Желательно избегать категоричных формулировок, таких как «Я уверен, что…»;
- Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника;
- Понять чувства собеседника можно различными путями:
— следует обращать внимание на употребляемые им слова «неприятный», «коварный», «убийственный», «неожиданный».- Можно многое понять по выражению лица, жестам, интонации собеседника.- Необходимо как можно ярче представить, что мы сами чувствовали бы на месте говорящего в такой ситуации.
Для наиболее полного понимания собеседника, мы часто задаем вопросы и получаем на них ответы. Вопросы можно условно подразделить на простые и сложные, открытые и закрытые, прямые и косвенные. Ответы в свою очередь делятся на полные и неполные, прямые и со скрытым смыслом, проясняющие и уводящие в строну.
https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0
При групповом обсуждении можно привести примеры каждого типа вопросов и ответов.
Вопросы:
- Какие из возможных помех в общении являются наиболее опасными?
- Какие техники эффективного общения можно было бы добавить, исходя из личного опыта?
- Какими правилами необходимо руководствоваться при осуществлении деловых (личных) переговоров.
Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать
Техники общения в психологии
Определение 1
Техника общения – это то, к чему прибегает человек для того, чтобы подготовиться к общению и смоделировать свое поведение в ходе общения.
В современном мире общение носит деловой или формальный характер, поэтому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, недооцененными. В связи с этим эффективное общение имеет важное значение для всех людей, живущих в определенном социуме.
Функции эффективного общения:
- способствует достижению взаимопонимания между людьми;
- направляет поток передаваемой информации в нужное русло;
- способствует преодолению барьеров между людьми для проведения открытой дискуссии.
Использование различных техник общения позволяет повысить его успешность, а также обеспечить положительный результат коммуникаций. Как правило, под техниками общения понимают совокупность действий и приемов, которые приводят к удовлетворению социально ценных потребностей. К таким потребностям можно отнести стремление к лидерству, потребность в познании и т.д.
Существуют такие универсальные приемы в общении, которые можно эффективно применять в любых сферах деятельности человека. Например, тактичность, вежливость, приветливость и т.д. Специфическая техника общения используется, когда нужно установить хорошие взаимоотношения с коллегами, партнерами и иными заинтересованными лицами.
Виды общения
Виды общения как тема привлекли внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения. Современные психологи, начиная со Второй мировой войны, проявляют значительный интерес к способам коммуникации.
Так, например, бихевиористы были склонны рассматривать коммуникацию с точки зрения отношений стимул-реакция. К середине 1950-ых годов интересы психологов во многом был сосредоточен на аспектах различных типов сообщений.
Психологи пытались выяснить, можно ли выявить что-то общее в общении у людей в целом.
В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного человека к другому, можно выделить вербальные и невербальные средства взаимодействия.
Вербальная коммуникация характеризуется прежде всего тем, что содержание сообщения передается непосредственно через произносимые голосом слова, то есть люди слышат слова и формулируют соответствующие фразы в зависимости от того, что они сами воспринимают на слух.
Отличительной особенностью невербального общения является использование вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновения к собеседнику во время разговора. Иногда ими можно сказать больше, чем словами.
Зачастую человек воспринимает во время разговора не столько слова, сколько тон, которым они были произнесены.
Все виды общения, в том числе и невербального, необходимы для достижения чувства доверия и взаимопонимания между людьми.
Техники общения
Можно выделить следующие техники общения:
- Техника тишины: прием общения, основанный на сдержанности;
- Аналогичные приемы в общении: станьте зеркалом своего собеседника;
- Техника активного слушания;
- Техника вербализации;
- Перефразирование и т.д.
Рассмотрим некоторые из них.
https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI
Определение 2
Техника активного слушания – это одна из специальных техник, которая предполагает наиболее полное понимание самочувствия собеседника.
Можно выделить нерефлексивное и рефлексивное слушание.
В первом случае в процессе коммуникации один человек говорит, а другой его внимательно слушает либо в полном молчании, либо с минимальным вмешательством в речь говорящего.
Рефлексивное слушание предполагает использование таких простейших фраз, как: «да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Зачастую этих фраз достаточно человек, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.
Для смягчения эмоционального фона делового и повседневного общения используется техника вербализации. Можно выделить следующие виды вербализации:
- непосредственная вербализация собственных эмоциональных состояний партнера, которая предполагает прямое информирование собеседника о собственном эмоциональном состоянии или высказывание переживаний по поводу его чувств и эмоций;
- косвенная (опосредованная) вербализация эмоций и чувств партнера, реализуемая посредством использования таких формулировок, как: Я понимаю, что это беспокоит вас», «Я чувствую, что вы чем-то расстроены»;
- метафорическая вербализация эмоциональных состояний партнера, предполагающая использование аналогий, сравнение, сходств для понижения психического напряжения в общении;
- вербализация общности с партнером. Здесь необходимо отметить, что подчеркивание общности с партнером должно быть релевантным (уместным), а также оно должно относится к деловой, профессиональной или личностной, персонифицированной зоне партнера. Например, в случае подчеркивания общности с собеседником посредством выделения личностных черт, эти черты необходимо воспринимать как его достоинства. В качестве примера вербализации общности с собеседником можно привести следующее высказывание: «Нам с вами, как творческим людям, присущи изобретательность и поиск нестандартных решений деловой проблемы»;
- вербализация значимости партнера. Оптимизации эмоционального состояния в решении деловой проблемы можно достичь посредством использования вербализации значимости делового партнера. Зачастую «эмоциональный язык» деловых партнеров в межличностной коммуникации является неконгруэнтным. Чтобы получить правдивую обратную информацию следует отметить подчеркнуть ценность вклада партнера в нахождение оптимального варианта решения проблемы. Такое подчеркивание значимости будет способствовать смягчению напряженного эмоционального фона деловой коммуникации. Однако в этом случае есть необходимое условие. Формулировка высказывания должна быть убедительной и искренней. Например: «Ваша способность к быстрому нахождению решений в сложных экономических ситуациях вызывает восхищение»
Видео:Техники эффективного общения. Я-сообщения.Скачать
Технологии эффективной коммуникации
1. Конструктивное общение – это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.
Конструктивное общение состоит из:
— умения слушать;
— способности понять смысл услышанного;
— способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения;
— желания получать новую информацию, знания;
— доброжелательности, приветливости;
— способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения;
— умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.
Конструктивное общение необходимо для того, чтобы:
— решить возникшую проблему
— обсудить совместные действия
— для развития личности
— как средство поддержки
— для получения новой информации, опыта
— для приятного общения.
2. Техники эффективной коммуникации
Для осуществления эффективной коммуникации между людьми выработан определенный ряд правил общения. Психологи обычно этот свод правил называют техниками эффективной коммуникации.
https://www.youtube.com/watch?v=iT9qknl7nGc
Правило 1. Говорите с партнером на его языке – тогда вы поймете друг друга.
Правило 2. Постарайтесь подчеркнуть, что вы относитесь к собеседнику с уважением.
Правило 3. Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть нечто общее, – это сделает ваши отношения более теплыми и доверительными.
Правило 4. Проявляйте интерес к проблемам собеседника.
Правило 5. Дайте собеседнику выговориться.
Правило 6. Используйте техники «вербализации эмоционального состояния» — проговаривайте вслух то, что чувствуете вы и то, что чувствует ваш собеседник.
Правило 7. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации.
Правило 8. Постарайтесь занять позицию «на равных» с собеседником.
Правило 9. Используйте техники слушания.
Правило 10. Действуйте в соответствии с правилом – «не ты плохой», а «ты что-то не так сделал».
Чтобы избежать ошибок поведения, прислушайтесь к советам:
1. Не принимайте молчание за внимание.
2. Не притворяйтесь, что слушаете.
3. Не перебивайте без надобности.
4. Не делайте поспешных выводов.
5. Не давайте «поймать» себя в споре.
6. Не задавайте слишком много вопросов.
7. Никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства».
3. Виды и техники слушания
Умение слушать – важнейшая составляющая процесса общения. Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. При слушании очень важно давать обратную связь.
Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.
При активном слушании (рефлексивное) на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.
Пассивное (нерефлексивное) слушание – умение внимательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции».
Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.
Правила эмпатического слушания:
1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.
2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.
3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.
4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.
5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами, кивать головой или же повторять его последние слова.
6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.
4. Приемы активного слушания.
Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:
— поощрение собеседника («Да-да», «Очень интересно», «Я вас слушаю » и т. п.);
— уточнение («Что вы имеете в виду, говоря о…?», «Что значит…?» и т. п.);
— дословное или почти дословное повторение слов собеседника («Если я правильно вас понял, вы предлагаете… «, «То есть вы считаете, что… «);
— выражение сопереживания, понимания чувств собеседника («Я понимаю ваше состояние «, «Ваше возмупцение можно понять «);
— выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника («Таким образом, можно сделать вывод о том, что…», «Вы хотите сказать, что… «, «Итак, подводя итоги… » и т. д.).
4. Психологические приемы расположения к себе
а. Прием «имя собственное». Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного.
б. Прием «зеркало отношения». В арсенале данного приема есть два инструмента – улыбка и комплементы.
в. Прием «терпеливый слушатель». Для того чтобы терпеливо и внимательно выслушивать собеседника, нужно немалое время, т.к. не каждый умеет сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать высказывания, которые не относятся к делу.
Если вы все-таки выслушаете собеседника, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные эмоции, связав это помимо своей воли с вами.
Поскольку источником этих положительных эмоций явились именно вы, то они и будут вам «возвращены» в виде небольшого усиления симпатии к вам.
г. Прием «личная жизнь». У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
5. Барьеры в общении – это различного вида препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям между людьми
Препятствием полноценному общению могут стать:
1. Вербальные и невербальные барьеры.
https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs
Вербальные барьеры – перебивание партнера, споры и эмоциональные реплики, постановка закрытых вопросов. Невербальные барьеры – когда собеседник всем своим поведением демонстрирует нежелание вести разговор. Это выражается в том, что собеседник избегает смотреть в глаза партнера, лицо выражает скуку, ерзает, зевает, смотрит на часы, держит большую дистанцию.
2. Индивидуально-типологические особенности людей, с которыми связаны следующие барьеры:
а) Барьер темперамента.
б) Барьер несовместимости характеров.
в) Барьеры отрицательных эмоций.
г) Барьер отвращения и брезгливости.
д) Барьер презрения.
е) Барьер страха.
ж) Барьер стыда и вины.
з) Барьер общения, возникающим на почве страдания или горя.
и) Барьер гнева
Кроме этого барьеры в общении могут провоцироваться еще рядом следующих причин. Защищаться от воздействия сообщений от другого человека мы можем, избегая этой информации, отрицая авторитетность ее источника или просто не понимая ее по ряду причин.
Б.Ф. Поршнев выделил следующие виды барьеров в общении:
— Барьеры избегания и авторитета
Барьер избегания – это уклонение от контактов с партнером, которые могут оказать на нас негативное воздействие, когда человек просто избегает общаться с человеком, опасным для него в каком-либо отношении. Например, если мы идем по коридору и видим идущего навстречу человека» который нам неприятен, то мы просто отворачиваемся и делаем вид, что его не заметили, только бы не общаться с ним.
Избегание, как вид защиты от воздействия, проявляется не только в избегании людей, но и в уклонении от определенных ситуаций, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия.
Проявление барьера авторитета заключается в том, что, мы, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, доверяем мнению первых и отказываем в этом доверии вторым.
Барьер авторитета очень явно всегда проявляется на различных выборах, когда людям необходимо отдать предпочтение тому или иному кандидату.
— Барьеры непонимания – защита от самого сообщений, которая может вызываться речевыми аспектами в речи собеседника.
Существует несколько разновидностей барьеров непонимания, вызываемых различными причинами:
— Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин ими не воспринимается (скорость, ритм речи, произношение, незнания языка и т.д.).
— Семантический барьер возникает между людьми в тех случаях, когда смысл сообщения партнера искажается в силу употребления им слов, которые несут второй смысл, или же жаргонных, сленговых выражений, заимствованных слов, фраз из кинофильмов и анекдотов, в результате чего собеседник, который не знаком с ними, их не понимает и, следовательно, не улавливает смысла всего сообщения,
— Следующим уровнем непонимания, который может быть причиной затруднений в общении и его низкой эффективности, является уровень стилистический или синтаксический.
В любом сообщении, которое получает человек, для правильного его восприятия должно быть использовано не только нужное словесное обращение, но и тот стиль, который соответствует данной ситуации общения.
Ведь реакцию непонимания со стороны партнера вызовет не только явное нарушение грамматики, но и явное нарушение стиля, т. е. некоторого соотношения между формой и содержанием сообщения.
— Логический барьер непонимания вызывается неприятием одним из участников общения логики и аргументов другого. Каждый из нас живет и думает по своей логике, и если у человека нет ясного представления о логике партнера, о ее отличии от собственной, тогда и «срабатывает» барьер логического непонимания.
· Внутренние барьеры
Даже доверяя своему партнеру и оценивая его аргументы как верные и правильные, мы часто все равно поступаем по-своему. Очевидно, что, помимо внешних барьеров» существуют и какие-то внутренние защиты, которые определяют отношение человека к уже принятой и понятой, но, в то же время, неприятной, опасной информации.
Преодолеть эти наши внутренние барьеры можно только двумя путями:
1. Когда информация очень значима для человека.
2. Когда информация, поступающая к человеку, достигает своего критического максимума, то он начинает наконец-то ее осознавать и понимать.
Видео:🗣 5 секретов эффективной коммуникации. Как общаться, чтобы нравиться людям. Психология общения. 18+Скачать
6 реальных техник коммуникации — ваш ключ к пониманию | Фактор Роста
Владение техниками коммуникации — ваш путь к взаимопониманию с людьми, ведь, по сути, смысл любого общения в том, чтобы собеседник вас понял и поступил так, как хотите вы.
Жизнь в обществе войдёт в колею гармонии, если добиться, чтобы люди проще понимали друг друга. А ваша жизнь улучшится, если вы научитесь находить подход к разным людям.
Чтобы устранить недопонимание, благополучно выйти из конфликтной ситуации и повлиять на другого человека, в ход идут самые разные техники коммуникации, включая манипулятивные. В желании понять другу друга правильно хороши все методы, так как на первое место ставится не форма, а способность передать свои мысли и представления.
Несмотря на весь арсенал выразительных средств языка, порой даже граффити на стене может быть красноречивее неумелого монолога сомневающегося в себе человека.
https://www.youtube.com/watch?v=_1YVjexU4IM
Для построения эффективной коммуникации техники, которые вы выбираете, должны зависеть от конкретной ситуации. Тем более в общении с малознакомыми людьми надо быть особенно внимательным.
Качественное общение – это особый род искусства. Используя разные приемы построения эффективной коммуникации, вы научитесь убеждать, управлять вниманием собеседника, сможете вовремя увести беседу в нужное вам русло.
Техника тишины: прием общения, основанный на сдержанности
Всегда ли фонтан слов ведёт к долгожданному результату? Вы можете даже связать собеседника и целый день усиленно доносить до него нужную вам информацию. Однако практика показывает, что в некоторых случаях гораздо эффективнее тишина.
Подумайте сами, чем ещё удивить оппонента и охладить его пыл, если не молчанием в ответ на шквал эмоций? И что будет если вы будете яро доказывать свою точку зрению тому, кто не умеет признавать свои ошибки? Пролить свет на сложную ситуацию нередко помогает вовремя сделанная пауза.
К примеру: интуиция подсказывает, что визави старается что-то скрыть. Воспользуйтесь паузой в разговоре, позволяющей оппоненту сделать вывод, что его секрет уже не секрет и, как следствие, «раскрыть свои карты».
Даже если он не захочет сказать всей правды, то пауза поможет присмотреться к нему и по внешним признакам понять, лжёт он или нет.
Аналогичные приемы в общении: станьте зеркалом собеседника
Хоть и не все люди владеют секретами НЛП, помогающего понять и усовершенствовать себя, осознать с кем имеешь дело и сделать коммуникации максимально эффективными, но использовать некоторые приемы этого метода можно и бессознательно. Это как с влюблёнными, эмоции, жесты и движения которых удивительно похожи. Совсем иначе выглядят люди в неприятных ситуациях, когда их мимика, положения тел и манеры поведения будут противоположными.
Так что, если возникло недопонимание или собеседник настроен враждебно, лучшей техникой коммуникации будет отзеркаливание (иначе, подстраивание под собеседника).
Наблюдая знакомую ему манеру поведения, собеседник вероятнее сменит своё отношение в позитивную сторону, нужно только правильно использовать язык тела и уделять внимание особенностям построения речи.
Естественно, копирование поведение оппонента не подразумевает отзеркаливание его агрессии.
Умение слушать – основа любой коммуникации
Учитывая, что считать собственные проблемы самыми важными – естественная особенность любого человека, в общении следует держать курс на те техники коммуникации, которые позволяют руководить беседой, внимательно слушая. Собеседник, умеющий правильно задавать наводящие вопросы, проявляя интерес к сказанному, обязательно добьётся своего и направит беседу в нужное русло.
Используя приём гибкости в общении, вы легче сможете влиять на ход беседы, чем прибегая к неприкрытым попыткам убеждения, особенно, когда оппонент уверен в том, что он управляет разговором.
Желанным собеседником будет тот из нас, кто находит собственный интерес в общении, а не действует только ради выгоды. Неподдельный интерес притянет другого человека, поможет установить гармоничные отношения и не даст развиться конфликту.
Эффективность обратной связи в общении
Всегда следите за реакцией собеседника на ваш рассказ.
Как бы вы ни были увлечены тем, что вы говорите, в каком бы восторге ни были от описываемой ситуации, только то, как реагирует он, важно в процессе вашей коммуникации.
Круг наших интересов не всегда находит точки соприкосновения с увлечениями других людей – это нормально. Важно вовремя это заметить и избежать продолжения разговора в неудобном для собеседника ключе.
Всегда есть возможность задать прямой вопрос: “Вам интересно?”, но гарантий относительно правдивости ответа тут нет – ваш собеседник может быть слишком вежлив и побоится вас обидеть ответом. Следите за его малозаметной мимикой и языком тела, они скажут куда ярче слов. Если собеседник отводит глаза, ему, скорее всего, неприятно либо он обманывает.
https://www.youtube.com/watch?v=1oprVxZT2f0
Задавайте наводящие вопросы, но не для подтверждения сказанного вами, а для того, чтобы узнать реальное мнение своего собеседника.
Используйте любопытство как прием общения
Для построения эффективной коммуникации очень важно контролировать собственное настроение. Маловероятно, что интересным будет тот собеседник, лицемерие и наигранность которого лежат на поверхности. Не притворяйтесь!
Но как избежать притворства и заставить себя испытывать добрые чувства к человеку, который малоинтересен и подсознательно опасен? Чтобы не идти на поводу у собственного настроения, постарайтесь не отыскивать в нем недостатки, ищите то, что привлекает вас. В каждом человеке обязательно есть что-то интересное, а не только выгодное.
Любой диалог пройдет успешнее, если собеседники искренне интересны друг другу. Не обязательно искать интерес в сфере вашей беседы, возможно, вас привлечет в нем умение играть на скрипке, а он заинтересуется вашей страстью к путешествиям. Любопытсвуйте, стремитесь узнать партнера, найти что-то общее во взглядах и мнениях.
Культивируйте в себе интерес к другим людям, и получите его же в ответ.
Отодвинуть себя на второй план – тоже техника коммуникации
Отстранитесь от желания говорить только о своих проблемах, проявляйте интерес и к проблемам собеседника. Не загоняйте себя в глухой угол, зацикливаясь на историях собственной жизни. Чтобы узнать побольше нового об интересующем человеке или теме, дайте понять, что искренне интересуетесь рассказом, поддержите разговор.
Хотите наладить отношения и добиться уважения разных людей? Ищите разные подходы к ним, работайте над собой, своим умением слушать и интересно преподносить информацию. Кстати, отговорка “Я с детства не умею общаться с людьми” – это только отговорка.
Всё вполне возможно, если работать над собой, изучать разные техники общения и использовать приемы коммуникации на практике.
Видео:Коммуникативные приёмы для эффективного общенияСкачать
51. Техника и приемы общения / Психология
страница | Контакты | Случайная страница Автомобили | Астрономия | Биология | География | Дом и сад | Другие языки | Другое | Информатика |
История | Культура | Литература | Логика | Математика | Медицина | Металлургия | Механика |
Образование | Охрана труда | Педагогика | Политика | Право | Психология | Религия | Риторика |
Социология | Спорт | Строительство | Технология | Туризм | Физика | Философия | Финансы |
Химия | Черчение | Экология | Экономика | Электроника |
Определение 1
Техника общения – это то, к чему прибегает человек для того, чтобы подготовиться к общению и смоделировать свое поведение в ходе общения.
В современном мире общение носит деловой или формальный характер, поэтому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, недооцененными. В связи с этим эффективное общение имеет важное значение для всех людей, живущих в определенном социуме.
Функции эффективного общения:
- способствует достижению взаимопонимания между людьми;
- направляет поток передаваемой информации в нужное русло;
- способствует преодолению барьеров между людьми для проведения открытой дискуссии.
Использование различных техник общения позволяет повысить его успешность, а также обеспечить положительный результат коммуникаций. Как правило, под техниками общения понимают совокупность действий и приемов, которые приводят к удовлетворению социально ценных потребностей. К таким потребностям можно отнести стремление к лидерству, потребность в познании и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Техники общения в психологии 460 руб.
- Реферат Техники общения в психологии 230 руб.
- Контрольная работа Техники общения в психологии 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
https://www.youtube.com/watch?v=F6mo-MPveCI
Существуют такие универсальные приемы в общении, которые можно эффективно применять в любых сферах деятельности человека. Например, тактичность, вежливость, приветливость и т.д. Специфическая техника общения используется, когда нужно установить хорошие взаимоотношения с коллегами, партнерами и иными заинтересованными лицами.
Виды общения
Виды общения как тема привлекли внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения. Современные психологи, начиная со Второй мировой войны, проявляют значительный интерес к способам коммуникации.
Так, например, бихевиористы были склонны рассматривать коммуникацию с точки зрения отношений стимул-реакция. К середине 1950-ых годов интересы психологов во многом был сосредоточен на аспектах различных типов сообщений.
Психологи пытались выяснить, можно ли выявить что-то общее в общении у людей в целом.
В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного человека к другому, можно выделить вербальные и невербальные средства взаимодействия.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Вербальная коммуникация характеризуется прежде всего тем, что содержание сообщения передается непосредственно через произносимые голосом слова, то есть люди слышат слова и формулируют соответствующие фразы в зависимости от того, что они сами воспринимают на слух.
Отличительной особенностью невербального общения является использование вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновения к собеседнику во время разговора. Иногда ими можно сказать больше, чем словами.
Зачастую человек воспринимает во время разговора не столько слова, сколько тон, которым они были произнесены.
Все виды общения, в том числе и невербального, необходимы для достижения чувства доверия и взаимопонимания между людьми.
Психотехники, которые способствуют эффективному общению
Каждый из нас не раз сталкивался с ситуацией, когда необходимо произвести положительное впечатление на другого человека, вызвать у него симпатию.
Это происходит как в профессиональной деятельности (чтобы задобрить, найти нового клиента), так и в межличностном, повседневном общении.
Мы живем в мире, где нужно уметь быстро устанавливать эмоциональные контакты с людьми, вызывать у них интерес к своей личности или симпатию.
Наша успешность часто зависит не только от уровня образования, настойчивости, профессиональной компетентности, но и от умения эффективно взаимодействовать, общаться с другими. Ниже приведены некоторые психотехники, которые помогут вам справиться с этой задачей.
1) Персональноеобращение. Ученые доказали, что собственное имя для человека звучит как один из самых приятных звуков. Обращаясь по имени (отчеству, если этого требует статус), вы не только привлекаете внимание собеседника, но и выражаете свою заинтересованность, уважение к его личности.
Безличное обращение (Господин, Госпожа, Уважаемый Уважаемая) делает общение неэффективным и безэмоциональным. Обратите внимание, большинство маркетологов активно применяют данную технологию. Если им известно ваше имя, они обязательно при переписке, в разговоре по телефону или лично, обращаются к вам по имени и отчеству.
2) Зеркальное отображение. Во время общения можно проанализировать выражение лица собеседника, его мимику, жесты и позу. Именно благодаря ним, отражается его внутренний мир и скрытое отношение к вам.
Всем известна, так называемая «закрытая поза», когда человек скрещивает руки на груди, переплетает пальцы, кладет ногу на ногу, или максимально отстраняется от партнера в противоположную сторону. Все это свидетельствует о его закрытости, нежелании идти на контакт.
И наоборот, если человек улыбается, развернут к вам, поза у него расслабленая – это указывает на привязанность к партнеру, заинтересованность в разговоре.
Поэтому, если вы хотите настроиться на взаимодействие с человеком, попробуйте «отзеркалить» его мимику и позу. Например, если человек постукивает ручкой или пальцем, попробуйте ненавязчиво раскачивать ногой в такт.
Если человек улыбнулся вам, улыбнитесь ему в ответ.
Но будьте осторожны не принимайте поз доминирование и противостояния (зависание над партнером, похлопывание его по плечу, руки сжаты в кулак, плечо вперед), это может вызвать повышенное напряжение или привести к нежелательному конфликта.
3) Визуальный контакт. Не забывайте смотреть в глаза собеседнику, это позволит отследить его реакцию, и продемонстрирует вашу заинтересованность в разговоре.
Если ситуация это позволяет, попробуйте проследить за зрачками. Мрачное настроение, чрезмерная возбудимость или даже злость – сужают зрачки.
Расширенные зрачки свидетельствуют о том, что объект или субъект, на который смотрит человек, нравится ему.
4) Психотехника «Комплимент». Если вы хотите вызвать у кого-то симпатию, не забывайте время от времени делать ему комплименты.
Они могут удовлетворить потребность казаться лучше, красивее, умнее и способствуют возникновению положительных эмоций у обоих собеседников.
Однако старайтесь делать это не навязчиво, всегда искренне и не очень часто, ведь в противном случае эта техника может превратиться в банальное «подхалимство».
🎦 Видео
Пример эффективной коммуникацииСкачать
5 правил эффективной коммуникации | Радислав ГандапасСкачать
КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕСкачать
Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать
Как доходчиво объяснить свои МЫСЛИ и ИДЕИ, чтобы убедить других - СДЕЛАНО, ЧТОБЫ ПРИЛИПАТЬСкачать
Психотрюки. 69 приемов в общении, которым не учат в школе самостоятельное обучениеСкачать
15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать
Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать
Техника активного слушания. Пример из "Теории большого взрыва".Скачать
Как эффективно общаться с партнером: Техника "Плюс-Минус-Плюс"Скачать
КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыковСкачать
Психологические Приемы. Как Манипулируют Людьми. Психология ВлиянияСкачать
Главное правило успешных продаж и переговоров | Секретная техника эффективных продажСкачать
Эффективное общение/Как правильно задавать вопросы/Психология общенияСкачать
2.3.1 Приёмы и техники эффективного общенияСкачать
Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)Скачать