Треугольник Карпмана подразумевает определенный сценарий поведения, в котором участвуют 3 основных персонажа: жертва, преследователь, спасатель. Каждый из них крайне любопытен и связан с глубокими мотивами, бессознательным выбором наиболее удобной модели поведения.
Но эта статья будет посвящена, как кажется, самому невинному из героев – жертве. Тебе уже ее жалко, или ты сразу представила, как плохо в этом мире именно тебе, и как сильно ты хочешь быть счастливой? Тогда давай разбираться, как выйти из треугольника Карпмана и перестать быть жертвой.
- Что такое треугольник Карпмана
- Характерные черты треугольника Карпмана
- Роль жертвы
- Как выйти из треугольника Карпмана, если ты жертва
- Треугольник Карпмана: развенчание
- Наука психология
- Наука психология и треугольник Карпмана
- Тщетная попытка воскрешения
- Эксперименты без экспериментов
- Безуспешные поиски
- проблема треугольника
- Кручу-верчу
- Это просто метафора
- Непробиваемый аргумент
- Пользуйтесь доказательствами
- Треугольник карпмана — просто о сложном в психологии
- Гештальт жертвы
- Треугольник состояний
- Механизмы треугольника
- Битвы не с теми
- Треугольник Карпмана: идеальная жертва
- Треугольник отношений Карпмана: основные роли и их влияние на взаимодействие с людьми
- Позиция жертвы в треугольнике Карпмана
- Вторичная выгода жертвы
- Прорабатывание чувства вины у жертвы
- 🔥 Видео
Что такое треугольник Карпмана
Фото автора Roy Reyna: Pexels
Если внимательно присмотреться к любой группе людей, будь то семья, небольшой коллектив на работе или компания друзей, можно увидеть, что многие в ней играют определенные роли.
Во главе угла стоит жертва, с ней активно взаимодействуют ее преследователь и «рыцарь на белом коне» – спасатель. Это и есть так называемый треугольник Карпмана, по иронии судьбы созвучный с русским словом капкан.
Несколько слов об основных ролях. Жертва постоянно жалуется на жизнь, всё у нее плохо, её заставляют страдать, во всем обвиняют, сама она – невинная, немощная овечка.
Жизнь ей портит преследователь. Его агрессивное поведение заставляет ее чувствовать виноватой. Он постоянно её упрекает, критикует, создает невыносимые условия.
Чтобы избавить жертву от страхов и преследования, на сцену выходит спасатель. Зачастую о помощи его никто не просит, он проявляет благородство, жертвует своим благополучием и делает все, чтобы оказать помощь жертве.
Если трудно представить, как это работает в жизни, вот один из примеров: Мать запрещает девушке гулять, поздно возвращаться домой, пугая риском изнасилования на улице, грабежей и тому подобными ужасами.
Однажды девушка встречает парня, который спасает ее от запретов матери, предлагая свободу. Она с радостью соглашается, но, выполняя определенную программу, провоцирует молодого человека на интим и обвиняет его в насилии.
Мать стремится ей на помощь, парню ничего не остается, как признать вину.
Треугольник Карпмана. Как перестать быть жертвой?
В начале игры мать принимает на себя роль преследователя, дочь – жертвы, а молодой человек – спасателя. Но посмотри, как все хитро обернулось в конце – девушка стала вести себя, как обвинитель, мать пришла ее спасать, а парень превратился в жертву.
Характерные черты треугольника Карпмана
Ситуация с девушкой, ее мамой и молодым человеком позволяет представить особенности взаимодействия персонажей треугольника Карпмана:
- В отличие от театральной постановки, роли в нем не зафиксированы.
Сегодня человек может быть преследователем, завтра станет жертвой, через день отправится спасать невинного. От участников, их видения мира, самих себя зависит скорость, с которой они меняют модели поведения.
- Роли не подразумевают, что человек действительно агрессор или герой.
Скорее, это временно принятые модели поведения, в которых оптимально проявляются бессознательные желания, страхи, желание манипулировать собой и другими. Цель – игра, времяпровождение, попытка решить свои проблемы за чужой счет, избежать сознательного, взрослого поведения.
- Кажется, что каждый член транзакции выигрывает, на самом деле есть только проигравшие.
Они замораживают свои проблемы, фиксируются на недостатках, не видят будущего, неспособны реализовать внутренние ресурсы.
- В треугольнике Карпмана нет возрастных ограничений.
Взрослые активно привлекают к игре детей, нанося им травму и научая неуспешному, манипуляторному поведению с детства.
- Периодически к взаимодействию привлекаются окружающие.
С одной стороны, они являются благодарными зрителями, с другой, невольно становятся кандидатами на исполнение ролей.
https://www.youtube.com/watch?v=OuMmg_GUX5c
Игры могут быть напряженными, в других участники чувствуют себя расслабленными, дают волю чувствам, не проявляют излишнюю агрессию. Однако не думай, что подобное поведение – приятная, расслабляющая попытка провести время. В некоторых случаях взаимодействие ведет к тяжелым последствиям, связано с нанесением реального вреда.
Роль жертвы
Многие психологи склонны полагать, что самый важный персонаж в треугольнике Карпмана – это жертва. Именно она инициирует игру, провоцирует или находит преследователя, привлекает спасателя. Причем делает это, реализуя бессознательные мотивы и чувства, активно манипулируя другими героями.
Для появления агрессора нужно, чтобы жертва испытывала чувство вины, страха, несправедливости, бессознательно искала того, кто бы ее наказал, усугубив виновность. Для вызова спасателя необходимо показать, как много страдает, а исправить ситуацию – не в её силах.
Всё это позволяет сформулировать основные черты жертвы, которые позволят тебе узнать ее в любом обществе:
- Она постоянно жалуется, что никто ее не понимает.
- Чувствует себя несчастной, бедной, обиженной, страдающей.
- Ей приходится многое терпеть.
- Она уверяет всех, что в жизни нет справедливости.
- Все ей делают больно, ранят, оскорбляют, унижают.
- Она вынуждена работать, зарабатывать деньги, пока остальные наслаждаются жизнью.
- Начальник постоянно заставляет оставаться после работы. Муж не помогает. Родители скандалят. Дети не слушаются.
- На отдыхе случаются неприятности.
- Ее обвиняют во всех грехах, а она всего лишь мышка-малышка, белая и пушистая.
- Она хочет выглядеть хорошей в глазах других, игнорируя то, что может сделать её действительно счастливой.
Жертва может играть во множество игр одновременно – при общении с родителями, мужем, коллегами, начальством, подругами.
Одна из типичных игр «Да, но…» представляет безрезультатное взаимодействие со спасителем. Например, женщина (жертва) жалуется на своего сына (агрессор), обвиняя его в тирании, агрессии; он занимает все ее свободное время, не даёт наслаждаться жизнью.
Подруга (спасатель) предлагает разные варианты решения проблем: попросить мужа, бабушку помочь; сама она может иногда возить ребенка на занятия – ей по дороге; мальчик уже не маленький, сам может дойти, тем более что школа (кружок) рядом.
Ответ жертвы связан с невозможностью принять все эти предложения, т.к. в них всегда есть недостатки.
Как выйти из треугольника Карпмана, если ты жертва
Как видишь, роль жертвы связана с основной проблемой – неумением или нежеланием быть счастливой. Она не хочет брать на себя ответственность, не готова верить в себя, обвинять кого-то в своих проблемах для нее легче, чем искать их решения или строить успешную жизнь.
Giphy
Как выйти из роли жертвы:
- Перестань смотреть на этот мир с точки зрения виноватых и преследователей.
Каждый человек имеет в себе достаточно ресурсов, чтобы быть успешным и перестать играть в заведомо проигрышные игры.
- Посмотри – в мире нет людей хуже или лучше тебя.
У каждого есть свои преимущества, позволяющие добиться успеха.
Даже если ты уверена, что в чем-то ты несовершенна, не бойся этого. Мечта об идеалах, соответствие им – элемент игры, которую тебе навязывает кто-то другой.
- Не бояться искренне выражать свои чувства.
Поверь, в умении сделать это – твоя сила. Многие бояться, что, открыв свои раны, они станут уязвимыми. Но твои подруги, друзья скорее будут завидовать тому, что ты способна это сделать, чем осуждать или стремиться тебя ранить. Если кто-то захочет тебе навредить, уйди от общения с ним, прерви игру.
Фото King Lip on Unsplash
- Проанализируй свои желания, откинь те, которые мешают тебе чувствовать себя счастливой и полюбить себя.
Подумай, есть ли глубокий смысл в том, чтобы чувствовать себя несчастной, страдать, болеть?
- Установи границы, за которыми будет только твое личное пространство.
- Не давай другим втягивать себя в неконструктивные взаимодействия.
- Не ищи во взаимоотношениях с другими подвохов.
Будь сильной, чтобы встать лицом к лицу с твоими друзьями, родными.
- Анализируй прошлое и настоящее.
Не использую заведомо проигрышные, конфликтные шаблоны. Каждая ситуация – уникальная, не бойся быть гибкой и творческой.
https://www.youtube.com/watch?v=szR5H_Gldeo
Попробуй научить быть счастливой – в этом секрет того, как выйти из треугольника Карпмана, если ты жертва. Преследователи, спасатели вокруг тебя – всего лишь маски, которые легко снять, проявив искренность, стремление добиться конструктивных целей.
Видео:Как выйти из синдрома жертвы? Игровой треугольник Карпмана. Созависимость. Транзактный анализ.Скачать
Треугольник Карпмана: развенчание
Уверен, вы слышали про треугольник Карпмана. Про тот, где Преследователь атакует Жертву, которую спасает Спасатель.
И, уверен, вы слышали, что находиться в этом треугольнике опасно и вредно.
Так вот — это неправда.
В этой статье я подробно и обстоятельно расскажу, почему треугольник Карпмана вообще не стоит вашего внимания.
Статья получилась очень большой, поэтому я сначала дам выводы, а все доказательства будут в основном тексте.
Итак.
1. Нет никаких достоверных доказательств реальности феномена, описываемого треугольником Карпмана.
2. Треугольник Карпмана является всего лишь метафорой.
3. Нет никаких достоверных доказательств пользы применения этой метафоры в широкой практике.
4. В самой модели треугольника заложена серьёзная проблема, полностью его обесценивающая.
И кстати — правильно говорить не треугольник Карпмана, а драматический треугольник. Именно под названием «драматический треугольник» (The Drama Triangle) эта концепция известна в мире. Треугольником Карпмана её называют только у нас.
А теперь — все подробности.
Наука психология
Вопреки распространённому взгляду, психология является наукой. А в любой науке знания добываются исследованиями.
Подчёркиваю — чтобы получить знания, нужно проводить исследования. Выдумки, взятые с потолка, психологией не являются. Подробнее об этом см. в статье «Как отличить психологию от выдумок?».
Чтобы разговор о треугольнике Карпмана был нагляднее, давайте сравним его с гипотезой о существовании асимметрии деятеля и наблюдателя.
В 1971 году психологи Джонс и Нисбетт предположили, между теми, кто действует, и теми, кто наблюдает, есть разница [1].
Деятели приписывают причины своего поведения окружающей среде. Наблюдатели — другое дело. Они причины того же самого поведения склонны видеть в личностных характеристиках деятеля.
То есть у нас есть некие внутренние причины, которые — предположительно — проявляются в поведении.
Нормальная научная задача, можно исследовать.
Это и стали делать — уйма учёных-психологов тут же принялась проводить самые разные эксперименты. Затем результаты этих экспериментов начали осмыслять. Сначала вышел один пересмотр в 1996 году [2].
Потом огромный мета-анализ из 171 исследования, который показал ограниченную применимость гипотезы [3].
Потом добавили разных уточнений [4].
Дискуссия не прекратилась, но общее место уже найдено — мы относимся к другим людям по-иному, чем относились бы к самим себе, даже если бы находились в той же самой ситуации.
Исследования продолжаются и сейчас, в 2020 году [5]
Наука психология и треугольник Карпмана
Следовательно, если треугольник Карпмана описывает что-то реальное, то его должны исследовать так же.
Давайте посмотрим, что мы можем найти. Вот статья самого Стивена Карпмана, автора обсуждаемой концепции. Она вышла в июле 2019 года и называется «Script Drama Analysis II» [6].
В статье есть уйма разных тезисов — например, что треугольники можно вкладывать друг в друга (треугольник из детства может быть внутри треугольника взрослого).
Есть концепция треугольника сострадания («The Compassion Triangle») и рассмотрение связи драматического треугольника с концепциями Фрейда.
А вот доказательств — нет. Вообще. Никаких.
Зато автор чётко пишет, что всё это — не более чем идеи, родившиеся в мозговом штурме. Причём, «никакие идеи здесь нет были осуждены и отброшены» («No ideas here were judged and eliminated»).
Итак, перед нами статья, написанная через пятьдесят с хвостиком лет после первой статьи на эту тему. Однако никаких научных данных касательно обсуждаемого треугольника она не содержит.
https://www.youtube.com/watch?v=3ehzPiaCrF4
Более того, есть даже специальный сайт, посвящённый драматическому треугольнику — https://www.karpmandramatriangle.com
Увы, в разделе «Статьи» там нет никаких данных о научных исследованиях концепции.
Для сравнения — сайт, посвящённый теории самодетерминации. Это крепкая научная теория, и на сайте уйма статей с самыми разными исследованиями по теме.
Вот, можете убедиться сами — https://selfdeterminationtheory.org/research
Тщетная попытка воскрешения
Ладно, поищем дальше. Может быть, разбираемая выше статья и не должна была содержать научные данные. Может быть, сайт, посвящённый треугольнику, ведётся плохо.
Нахожу статью в журнале «The American Journal of Family Therapy» за авторством Лучиано Лабате (Luciano L’Abate).
Кто это? Американский психолог итальянского происхождения. Очень серьёзный профессионал, известный научной и преподавательской деятельностью. Среди прочего был руководителем Американской Ассоциации брачной и семейной терапии. В общем, уважаемый человек.
Статья называется так: «The Drama Triangle: An Attempt to Resurrect a Neglected Pathogenic Model in Family Therapy Theory and Practice» (январь 2009 года).
То есть — «Драматический треугольник: попытка возродить заброшенную модель патогеничности в теории и практике семейной терапии» [7].
Вот первые строки статьи: «Эта слабая и, возможно, тщетная попытка воскресить одну модель из литературы по транзактному анализу кажется неуместной и вряд ли будет интересной для современных редакторов и читателей журналов».
Дальше больше: «пока ещё нет эмпирических и клинических доказательств, подтверждающих его валидность, чтобы оправдать его применение в практике семейной терапии».
Автору удалось найти только один эксперимент по теме. Поставлен он так себе — контрольной группы нет, альтернативные объяснения не исключены.
Поэтому Лучиано Лабате честно сообщает: «Несмотря на эту простую попытку найти эмпирическую основу для этого треугольника, его обоснованность остается открытым вопросом.
Необходимо так или иначе разобраться, прежде чем применять его к семьям в кризисе.
Более строгое и контролируемое воспроизведение этого теста, по-видимому, имеет решающее значение для установления валидности этого треугольника».
То есть автор, который всей душой за драматический треугольник, чётко видит отсутствие доказательств этой концепции.
Надо признать, такой подход вызывает у меня глубочайшее уважение. Лучиано Лабате — настоящий учёный.
Эксперименты без экспериментов
Лучиано Лабате умер в 2016, поэтому не узнал, что в 2019 году вышла статья учёных из Индонезии по интересующей его теме .
Эти учёные попытались делом проверить работоспособность драматического треугольника (напомню, так на самом деле называется треугольник Карпмана) [8].
Они взяли тему школьной травли (буллинга) и попробовали снизить его повышением самосознания студентов (self-awareness). Повышали с помощью обсуждаемого треугольника.
После нескольких занятий студенты стали вести себя лучше. Значит ли это, что им помог треугольник?
Увы, нет. Дело в том, что исследование было квазиэкспериментальным (авторы прямо и чётко написали об этом).
Это значит, что в исследовании не было контрольной группы и второй экспериментальной. Это тот же недостаток, что у теста, о котором писал Лучиано Лабате.
Проще говоря, индонезийцы не смогли доказать, что дело именно в драматическом треугольнике.
Не исключено, что самосознание школьников выросло только потому, что взрослые просто возились с ними. Учитывая наши знания о психологических исследованиях, это — наиболее вероятный вариант.
Там же в исследовании указано, что были и другие такие же исследования в Индонезии — тоже квазиэкспериментальные.
Такие исследования показывают одно — делать что-то всяко лучше, чем пускать ситуацию на самотёк.
Однако из-за специфики дизайна эти эксперименты доказательствами не являются. Снова тупик.
Безуспешные поиски
Ещё мне удалось найти статью из польского научного журнала. Называется она «Patient – doctor relationship from perspective of the Karpman drama triangle» (ноябрь 2016) [9].
Текст я добыть не смог, но в абстракте (кратком описании) нет ни слова о доказательствах существования треугольника Карпмана. Статья посвящена вопросам доверия к врачам. Авторы предлагают изменить систему здравоохранения так, чтобы врачи могли немного работать и с эмоциональными проблемами пациентов.
https://www.youtube.com/watch?v=fHrkfDoDsp0
Очень интересно, но никак не доказывает существование драматического треугольника.
В общем-то это всё. Никаких серьёзных, качественных больших исследований треугольника Карпмана мне найти не удалось.
На примере Лучиано Лабате можно убедиться, что я в этом, увы, не одинок.
проблема треугольника
На этом статью можно было бы и закончить — главное уже сделано.
Однако я хочу показать вам ещё одну важную деталь. В драматическом треугольнике имени Карпмана изначально заложена проблема. Её легко увидеть при вдумчивом изучении.
Вот она — отсутствие чётких критериев для каждой роли означает, что определить роль невозможно.
Не верите? Смотрите сами.
В самой первой статье Карпман пишет: «В Красной Шапочке героиня начинает как спасатель. В переключателе напряжения она становится жертвой волка-преследователя, который в свою очередь, в неожиданном переключении, становится жертвой преследователя лесника, который, в этом одном действии, играя сразу две роли (увеличенная скорость), также спасатель» [10].
Автор чётко пишет, что роли могут меняться, от ситуации к ситуации. С этим спорить бессмысленно.
Лучше спросить — а благодаря чему мы понимаем, какую именно роль играет персонаж в данный момент?
Кручу-верчу
Почему я не могу предположить, что на самом деле это волк — спасатель? Он спасает несчастных охотников (лесника) от Красной Шапочки. Да, жертвует своей жизнью, но спасает.
Что вы говорите? Не видно, что Красная Шапочка преследует охотников? Как же не видно, если она умоляет их спасти бабушку? Этим охотникам вообще не хотелось убивать волка, но они не могли вынести заплаканных глаз Красной Шапочки. И волк выступил их спасителем.
Или, может быть, он спасал их от Бабушки, которая считала их бесполезными бездельниками. Чтобы спасти охотников от упрёков Бабушки, волк её съел. Это дало охотникам возможность показать свою полезность. Волк стал их спасителем.
Можно шагнуть и дальше.
Упоминавшийся ранее Лучиано Лабате писал, что в триаде «Преступники — Граждане — Правосудие» видно треугольник. Правосудие спасает граждан от преступников — всё же понятно, да?
Но погодите — а что, если это преступники спасают правосудие от осуждения граждан? Если бы не было преступников, граждане бы не стали содержать правосудие. Значит, настоящие преследователи — это граждане, а не правосудие. Верно?
Понимаете, к чему я клоню? Поскольку нет чётких критериев роли, можно сочинять всякое-любое, на что только хватит фантазии.
Всегда можно предположить, что Красная Шапочка на самом деле спасает не Бабушку, а Волка. Жалеет бедную зверушку, вот и спасает. И Волк тут не преследователь, а жертва — жертва злой Бабушки, которая морила его голодом и не давала себя сожрать.
Это просто метафора
Получается, что каждый в один и тот же момент времени может быть и Спасателем, и Преследователем, и Жертвой. Всё упирается лишь в фантазию интерпретатора.
А это означает, что мы имеем дело просто с красивой метафорой. Как всякая метафора, она может быть полезна, это правда так. Однако есть нюанс — польза её зависит от искусства использующего.
Это, в свою очередь, означает, что нельзя эту метафору накладывать на всё вокруг. Любая метафора подходит только для конкретной ситуации. Механический перенос в лучшем случае просто не работает. В худшем — чреват проблемами.
Я вот, например, неоднократно сталкивался с ситуациями, когда люди переживали по поводу своего добродушия. Как так, печалились они, раз я помогаю, значит я — спасатель, которым быть вредно?
Вот так, на пустом месте и из самых лучших побуждений, людям создали переживания и беспокойства.
Непробиваемый аргумент
Почему же люди так легко верят в эту метафору? Почему так отстаивают её? Ведь нет же никаких доказательств существования феномена, описанного треугольником Карпмана. Да что там — даже сама модель внутри себя противоречива.
Что же так привлекает людей в ней?
Как всегда — простота, ясность и когнитивные искажения. Драматический треугольник — это удобная метафора. Она интуитивно понятна, поэтому в некоторых случаях может дать облегчение.
https://www.youtube.com/watch?v=4NDE_NiS94s
В каких случаях? В тех, где сработает любое понятное объяснение. Кому-то станет легче после: «Это у вас треугольник Карпмана». А кому-то легчает от: «Просто Рыбы с Тельцом не могут ужиться».
А когда полегчало, в дело вступает непробиваемый аргумент «Зато мне помогло». Его не победить.
Если человек не знает о когнитивных искажениях и чудовищной уязвимости личного опыта, всё бесполезно.
Человек может лечиться коровьим навозом и считать это отличным лекарством. Ведь в тот раз, когда у него был насморк, получилось же — человек обмазался навозом, и насморк прошёл. Тот факт, что насморк мог пройти по десятку других причин, для человека не важен.
Наши мозги ловко видят причинно-следственные связи там, где их даже не предполагалось. Это неизменно удивляет — см. подробности в статье «4 исследования о несовершенстве нашего мышления».
Так и здесь, с треугольником — иногда эта метафора помогает. Как помогла бы любая другая метафора, попавшая в нужно время в нужные уши.
И как только человек почувствовал облегчение — он начинает верить в драматический треугольник Карпмана.
Плохо ли это? Нет. Это нормально.
Плохо, что человек начинает использовать эту метафору везде, куда дотянется. Как и в случае с другими ненаучными концепциям, это редко заканчивается чем-то хорошим.
Пользуйтесь доказательствами
Вслед за Лучиано Лабате я могу лишь повторить — прежде использования недосказанных концепций стоит их доказать. И потом ещё проверить на эффективность.
Именно этим психология отличается от фантазий.
Никто не должен доказывать лженаучность фантазий. Никто не должен опровергать их. Это приверженец фантазии должен доказать, что они работают.
С треугольником Карпмана, как видим, такое не случилось — никто не доказал, что он работает. Да, есть люди, которым кажется, что он работает. Но “я уверен” — это не доказательство.
Многие уверены, что их лечит коровий навоз или целебный удар берёзовым поленом по больному месту. Но вера не является доказательством. Это всего лишь вера.
А у меня всё, спасибо за внимание.
В продолжение темы рекомендую мои статьи «Вторичные выгоды: выдумка, которая калечит», и “Доказательная психология: давайте уже серьёзно”.
Видео:Что такое Треугольник Карпмана?Скачать
Треугольник карпмана — просто о сложном в психологии
Когда мы все были малышами, нам не всегда удавалось соприкасаться только с приятными проявлениями внешнего мира. Это была не только ласка, принятие, забота и сочувствие. Приходилось сталкиваться еще и с жесткой стороной этого мира. Взрослые больше, сильнее, действуют очень уверенно, реализуют свою власть над нами.
Сначала это родители и близкие родственники, потом это учителя в школе. Так или иначе, все из нас оказывались в такой ситуации, когда с нами делали что-то такое, что нам бы очень не хотелось. К примеру, нам это не нравится, или в этот момент мы хотим делать что-то другое, или нам просто страшно.
И вот появляется властная фигура взрослого и заставляет нас делать что-то. Фактически, хоть это не принято так называть, ребенок, даже в типичной ситуации, когда его заставляют сделать вовремя уроки, сталкивается с насилием.
То есть с таким явлением, когда я бы не стал это делать, но меня заставили силой или манипуляцией, обманом, я был не в силах сопротивляться, и я вынужден это делать.
Хорошо, если воспоминания о принуждении выполнять домашнюю работу – самое страшное, что ты можешь вспомнить из детства. Большинство из нас редко или часто подвергались гораздо более жесткому обращению.
Кого-то отправляли в угол за то, что обозвал другого мальчика, а кого-то систематически били. Или кто-то из родителей на какое-то время в знак своего нерасположения объявлял молчанку на день или несколько.
Такие ситуации травмируют ребенка, оставляют в его психике напряженности, которые потом остаются с человеком на всю жизнь, влияя на его поведение, на его жизненный сценарий.
Сам того не осознавая, человек потом как запрограммированный раз за разом будет пытаться получить то, что было ранено в той самой или в тех самых ситуациях. Некое пораженное место в ядре самооценки, самоценности, праве быть таким, а не другим.
https://www.youtube.com/watch?v=qXmxDVlpntQ
В самом начале жизни ребенок видит взрослого, как воплощение безопасности, уверенности, правильности.
Испытывая насилие, ребенок не обладает альтернативными вариантами, как любить эту фигуру, уважать эту фигуру – формируется образ и формат привязанности, который неизбежно включает элементы насилия и безысходности, невозможности самостоятельно и своими силами изменить ситуацию к лучшему.
И, хоть сознательно он конечно способен сформулировать, что, к примеру, он бы хотел дружить и любить людей честных, справедливых, добрых и так далее. Но его психика настроена таким образом, что комфортно ему будет отнюдь не с добрым и справедливым. Не понимая этого, он будет искать такую справедливость, когда партнер его накажет за ошибки и провинности.
А, оказавшись рядом с действительно теплым и искренним человеком, он просто не сможет поверить в честность этих проявлений в свой адрес. Он будет думать, что это наверно, потому что ему что-то от меня нужно – не, меня не проведешь, я отдалюсь лучше от этого непонятного человека. Я ведь такой человек, что ко мне никогда хорошо не относились просто так – значит, от него надо держаться подальше.
Оставим вопрос, кто виноват, за скобками. Бывает, что родители действительно ведут себя неоправданно жестко. Бывает, что у них у самих серьезные проблемы с психикой, и, по-хорошему, их бы вообще лишить родительских прав.
Но часто получается и так, что даже деликатное обращение с ребенком все равно может оставить глубокий жертвенный след в его психике. Этот след, этот гештальт, потом всю жизнь будет неосознаваемо звенеть где-то за затылком, принуждая человека разрядить это напряжение прожитого насилия.
У всех это происходит индивидуально, но есть и некоторые закономерности.
Гештальт жертвы
Сами того не осознавая, в течение всей жизни мы потом стараемся любыми способами добиться разрешения или завершения той звенящей потребности, которая возникла в моменты насилия в прошлом. Часто мы сами не понимаем, не только почему я что-то сделал, мы даже не понимаем, почему я этого вообще этого захотел.
Как так оказалось, что мне в какой-то момент это стало так надо? Так проявляются активизированные в прошлом гештальты. Пытаться разобраться с ними самостоятельно, то есть замечать, когда и как это происходит и как-то повлиять на этот процесс, практически невозможно.
Это связано с тем, что всё, что мы будем пытаться делать – это невольно использовать те же механизмы, которые и приводят к деструктивным моделям поведения.
Треугольник состояний
Было замечено, что люди склонны пытаться разрядить внутреннее напряжение из трех различных состояний, или включаясь в три разные роли. Условно их можно назвать Жертва, Спасатель и Агрессор. Эту модель в 1968 году сформулировал американский психолог Стивен Карпман.
Согласно этой концепции, люди, имеющие внутренний конфликт, в различных ситуациях склонны занимать одну из этих трех ролей. Как правило, в целом человек тяготеет к одной из них, есть еще какая-то наиболее отработанная вторая, и иногда включается третья. Это может происходить поочередно и довольно быстро.
Иногда переключение ролей имеет циклы длиной в день и несколько и более.
Для каждой ситуации есть своя роль. К примеру, на работе я сегодня жертва, но позвонив мужу, оказалась агрессором, отчитав его за нерадивость и выплеснув на него своё напряжение и злость.
Незаслуженно «обласканный» муж может сорваться на подчиненном на работе, или даже на ребенке дома, а может, к примеру, рассказать про эту ситуацию другу или даже маме. Друг или мама в свою очередь поддержат в трудную минуту, пожалеют.
И скорее всего, осудят обидчика. Замечаешь, как каждый персонаж переключается между тремя ролями?
Для отношений, участники которых склонны к включению в эти игры, характерна цикличность. Похожие сценарии будут повторяться много раз. Иногда это доходит до абсурда, когда после ссоры партнеры смотрят друг на друга и смеются сквозь слезы – любят друг друга, но ничего не могут поделать с этой динамикой ролевой агрессии, стыда и вины.
https://www.youtube.com/watch?v=cn6wQM5l45c
Классический пример отношений, включающих все три роли: муж, напившись, приходит домой и побивает жену. Тут он агрессор, она – жертва. Утром он просыпается с сильной головной болью и ощущением вины за то, что натворил вчера. И приезжает тёща, которая принимается высказывать ему, какой он плохой муж. Она становится защитником, а жена и муж меняются ролями.
Часто переключение ролей происходит неожиданно и непредсказуемо. Например, молодой человек видит, как пьяный парень грубо обращается с девушкой.
Он делает замечание, завязывается перебранка, стремительно переходящая в драку, и он сильно ударяет пьяного парня, отчего тот падает, у него кровь. В этот момент он, конечно, ощущает себя спасителем.
Каково же будет его удивление, когда девушка накинется на него с проклятиями, кто вообще его просил вмешиваться и за что он так ударил её парня.
Механизмы треугольника
Динамика переключения ролей подчиняется вполне определенным механизмам, соответствующим ролям или состояниям. К примеру, я такая несчастная, меня кто-то должен спасти.
Я буду склонна искать кого-то, кто мне поможет, сделает всё за меня, снимет с меня ответственность, решит мои проблемы. Или, я такой плохой, меня кто-то должен наказать.
Ощущаю сильную вину за что-то сделанное мной, она тяготит меня, почувствовать себя хорошо я смогу только после того, как некто накажет меня.
Человек, склонный проявлять и выплескивать агрессию, всегда ищет и находит жертву – такого человека, который склонен быть жертвой. В свою очередь, у любой жертвы есть ощущение несправедливости, когда-то нарушенного баланса, восстановить который он может только став сильнее кого-то, став агрессором по отношению к жертве.
Интерес вызывает роль спасателя. Обычно эта роль ассоциируется с чем-то справедливым, доблестным и бескорыстным. На самом деле ничего не делается просто так.
Каждый спасатель включается в свою роль ради получения своего бонуса – насытить свой дефицит за счет возвышения над другим.
Тут важно знать, что за любую якобы бескорыстную помощь бывший спасатель однажды спросит, оказавшись агрессором, потому что его будет глодать уже его чувство нарушенного баланса: ведь он же так много сделал для тебя, ты теперь должен отплатить тем же.
Битвы не с теми
Неосознаваемые попытки получить, наконец, то желанное, насытить тот детский дефицит, залечить ту рану, закрыть наконец свой гештальт, всегда оказываются направлены на каких-то людей, кто не имеет отношения к возникновению проблемы.
Даже если ты контактируешь с родителями, которые давным-давно нанесли тебе душевные травмы, сегодня это уже совсем другие люди. Так вот беда в том, что проблема с другими людьми решиться не может. Решиться она могла только тогда, когда возникла.
Но ресурса отнестись к ней по-другому, обойтись с ней иначе тогда ты не умел. Получается замкнутый круг? Безвыходная ситуация? орошая новость заключается в том, что специально для таких вещей и придумали психотерапию. Более того, гештальт-психотерапия отлично подходит для того, чтобы разобраться с этим.
Как это работает, я уже неоднократно писал. Каждый раз, когда я вижу, что мой клиент начинает по-другому вести себя, приобретает внутреннюю опору и ресурс, чтобы не ощущать эту острую необходимость включиться в игру.
Когда он начинает жить своей настоящей жизнью, вместо того, чтобы бесконечно бороться с ветряными мельницами и учить других, доказывать другим, меня охватывает восторг и предвкушение: у него еще столько впереди – он только начинает жить.
Видео:Треугольник Карпмана: как выйти?Скачать
Треугольник Карпмана: идеальная жертва
Многие психологи и философы пытались выделить некие закономерности отношений между людьми. Несмотря на то, что все мы разные и по-разному взаимодействуем с другими, можно заметить определенные общие моменты, тенденции и склонности. Одной из систем, описывающих стереотипы общения, является треугольник Карпмана.
Стивен Карпман, американский психотерапевт, ученик Ерика Берна, заметил, что в отношениях между людьми есть три роли: жертва, спаситель и преследователь. Иногда эти роли меняются, но суть отношений остается прежней. Идеальная жертва пытается вызвать к себе сочувствие со стороны спасителя, который потом неизменно превращается в преследователя.
Но обо все по порядку.
Вильям Шекспир очень тонко очертил удел человеческих взаимодействий: весь мир – театр, в нем женщины и мужчины – все актеры. Все мы актеры, с выходами и уходами со сцены, переживающие роли и чувства перед призрачными зрителями. Мы и не отдаем себе отчета в том, как сама социальная жизнь театрализована, и от этой игры, свершаемой нами, она может быть либо грубой, либо изящной.
https://www.youtube.com/watch?v=rNMvha5Alqk
Начало пьесы о идеальной жертве начинается со слов главной жертвы. Она, пострадав в отношениях, понимая всю боль и разочарование, которые получила, говорит, что надеется все вернуть. Ведь по-другому просто не может жить. После этого начинается основное действие нашей пьесы.
Как часто мы слышим подобное в повседневной жизни? Игра жертвы основывается на переживании ощущений беспомощности перед преследователем, перед роком, перед внешними обстоятельствами.
Характерологическими особенностями ситуаций, в которые попадают жертвы, а также их самих, являются безысходное положение и апатическая составляющая, покорность и ощущение острой несправедливости, возможно, и чувства вины.
Давайте разберемся более подробно в этом.
Треугольник отношений Карпмана: основные роли и их влияние на взаимодействие с людьми
Треугольник отношений Карпмана объясняет основные роли и их влияние на взаимодействие с людьми. С точки зрения транзактного анализа, люди играют в определенные игры и исполняют роли, которые, согласно их потребностям, здесь и сейчас, в какой-то степени выгодны. О том, что люди играют в игры, писал еще основатель транзактного анализа Ерик Берн.
Его ученик, Стивен Карпман, расширил это теорию путем создания треугольника психосоциального взаимодействия человека. Чаще всего, люди не осознают, что, занимая определенную позицию по отношению к другому человеку, они, прежде всего, заботятся о себе и о конечном результате всего мероприятия – получения определенной выгоды.
Жертва строит свое взаимоотношение с миром посредством треугольника Карпмана.
Треугольник отношений Карпмана состоит из трех ключевых ролей для взаимодействия: Спасатель, Преследователь виновного и Жертва. Автор идеи рассуждает, что люди склонны рассматривать эти роли, как мелодраматическую попытку упростить свое поведение и поведение других людей.
Каждый человек в определенных обстоятельствах может видеть себя благородным рыцарем – Спасателем; карающим согрешившего и виновного Преследователем; виноватой без вины Жертвой.
Эти роли достаточно ситуативны, мы не склонны играть определенную роль постоянно и согласно обстоятельствам, мы их меняем.
Позиция жертвы в треугольнике Карпмана
Позиция Жертвы в треугольнике Карпмана предполагает, что у человека в данном случае просто нет выбора иного способа поведения. В данном случае включается некий фаталистический момент, что от судьбы не уйдешь, это наказание, от меня все равно ничего не зависит, и так далее.
В таком случае, любая из трех позиций треугольника – Жертва, Спасатель или Преследователь, в той или иной степени, – являются жертвами, так как не способны выбрать другой способ реагирования. Они просто не могут вести себя иначе, и не видят для себя альтернативного сценария поведения.
В некоторой мере, треугольник Карпмана – это тюрьма, попав в которую, не так просто выбраться.
Когда вам жалуются друг или подруга – они находятся в позиции Жертвы. Одновременно сам Преследователь находится в том же состоянии.
Как бы он не стремился покарать Жертву, в ответ на выяснение основного мотива его деятельности, можно услышать что-то в духе: а что мне оставалось делать? К примеру, если Жертва не помыла посуду, Преследователь будет кричать, прессовать, напоминать, наказывать за этот проступок, так как что же еще ему остается, если желаемое действие не выполняется? К сожалению, многие убеждены, что благодаря просьбе, основанной на страхе, и в повышенных тонах эффективность выполнения действия возрастает. К счастью, это не так. Очень часто, преследователем становится спасатель. После того, как он предпринимал множество бессмысленных и неуспешных попыток спасти жертву, у него, условно говоря, сдают нервы, и он превращается в палача, преследователя, который стремится наказать жертву.
Вторичная выгода жертвы
Человек с позицией Жертвы имеет свою выгоду, ему ведомую. Это называется вторичной выгодой жертвы. Какой-то элемент выгоды есть в каждом поступке человека. Приведем пример. В некоторых семьях, к сожалению, распространено семейное насилие, муж периодически избивает жену. В данной ситуации она является жертвой, а муж – преследователем.
Но почему она не уйдет от него, почему не бросит? Во-первых, она находится внутри треугольника Карпмана, а выйти оттуда без посторонней помощи не так легко, как может показаться. А во-вторых, как бы она ни жаловалась, как бы ни рассказывала о своих страданиях – она хочет сохранить эту семью. Есть одна важная и жестокая истина – человек всегда делает только то, что хочет.
Если женщина остается с мужем, который ее избивает, значит, она хочет с ним быть. Значит, в этом есть какая-то выгода для нее. Может, это деньги, а может – возможность жаловаться. Рассказывать обо все этом подругам и родственникам, и получать от них поддержку. Часто сам человек, находящийся в подобной ситуации, не осознает, почему до сих пор остается в токсичных отношениях.
Но, разобравшись в своей вторичной выгоде, получает возможность наконец-то вырваться из плена.
https://www.youtube.com/watch?v=UtHGiyKZa60
Вторичная выгода может проявляться в виде желания получить большее количество внимания, вернуть себя в переживание чувства вины, стремлением наказать себя. Именно неосознаваемая потребность получить наказание может быть объяснением поддержания токсичных отношений, которые уже давно не приносят радости.
Всегда удивительно, почему, если им настолько плохо вместе, они не могут расстаться? А, если расходятся, то, через некоторое время, снова вместе. Как уже было сказано, люди всегда делают только то, что хотят. А причину того, почему они хотят именно этого, можно найти в глубоком детстве.
Поведение этой позиции формируется посредством воспитания в семье, в случаях, когда ребенок был виноват в том, за что не мог нести ответственности.
Так, маленького ребенка обвиняют, что он описался в том возрасте, когда он еще не может контролировать работу своего мочевого пузыря, либо трехлетнего ребенка обвиняют в том, что он не досмотрел за своим младшим братом, которому всего годик. В этих случаях ребенок будет чувствовать вину за поступки, где он не мог быть компетентным.
Поэтому психология жертвы – это виноватый без вины. В ходе терапевтических сессий при проработке созависимости в отношениях, чаще всего поднимается эта тема – чувство вины. Вина – результат собственных заблуждений, так как чаще всего это иллюзорное чувство, которое возникло на основе недостатка информации о ситуации и своей роли в этой ситуации.
Прорабатывание чувства вины у жертвы
Прорабатывание чувства вины у жертвы необходимо для созависимых пар, для работы со своей виктимностью, так как на эмоциональном уровне Жертва ощущает букет из таких неприятных эмоций, как вина, детские обиды, страхи, собственная неспособность и беспомощность.
На уровне же поведенческом – это будет проявляться в бессознательном стремлении Жертвы создать или выбрать те условия в реальной жизни, которые бы позволили вновь пережить эти эмоции.
Таким образом, Жертва, к примеру, поздно возвращаясь домой, будет идти по неосвещенным улицам, так как так быстрее, в семейной жизни выберет в партнеры тирана, а на работе, если не попадет под горячую руку начальника, так лишнюю ответственность на себя возьмет, чтобы потом иметь возможность жаловаться на начальника за чашкой ароматного чая. Что бы она ни делала, в этом всегда прослеживается желание получить наказание. А после этого рассказать и пожаловаться всем на такую несправедливость. Быть жертвой – это ужасно. Из этого состояния просто необходимо выйти.
Для того, чтобы избавиться от чувства вины, в первую очередь необходимо определить, есть оно у вас или нет. Наблюдайте за собой.
Есть ли у вас привычка постоянно извиняться, даже если вы ничего плохого не сделали? Самому бывает тяжело это заметить, поэтому вспомните, не просили ли вас извиняться поменьше? Также, к признакам чувства вины относятся различные установки: например, вы можете думать, что не заслуживаете счастья или что вас никто не полюбит. Это совершенно не обоснованные и деструктивные мысли, которые точно не приведут вас к чему-то хорошему. Лучше всего поработать с ними у психотерапевта. И последнее, что отличает людей с хроническим чувством вины – это повышенная тревожность. Вы можете думать, что обидели кого-то, чрезмерно переживать за себя и других или просто без причины чувствовать тревогу.
Самостоятельно бороться с чувством вины очень сложно. Намного надежнее обратиться к специалисту. Но, можно для начала попробовать разобраться своими силами. В этом нам поможет наблюдение и рефлексия.
Старайтесь записывать те случаи, когда у вас появляется чувство вины. В каких ситуациях оно возникает? Какими мыслями сопровождается, какие эмоции у вас возникают? Ведите такой дневник несколько недель. Затем проанализируйте его.
Посмотрите, почему и когда вы чувствуете вину. Такой анализ может помочь вам научиться отделять себя от своего чувства вины. Вы будете понимать, что оно зарождается независимо от ваших действий и ваших желаний.
А отделение себя от своих переживаний – это уже первый шаг на пути к исцелению. Если вы подойдете к этому с должным усердием – у вас обязательно все получится.
https://www.youtube.com/watch?v=gpFUfX34IYA
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них.
В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора.
Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/treugolnik-karpmana-idealnaya-zhertva/.
🔥 Видео
Как выйти из состояния жертвы Треугольник Карпмана Михаил ЛабковскийСкачать
Треугольник Карпмана. Психология Отношений. СаморазвитиеСкачать
Жертва, спасатель, преследователь: как работает треугольник Карпмана / Александр Шахов // Не ФрейдСкачать
ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА | ОНА | КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ЖЕРТВОЙСкачать
Треугольник Карпмана - Михаил ЛабковскийСкачать
БЛИЗОСТЬ И ДАЛЁКОСТЬ. Как строить отношения с миром? Тренинг. Экспедиция - 2019Скачать
ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА - рассказываю свой взгляд на теорию. Жертва, спасатель и палач (тиран).Скачать
Треугольник Карпмана. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция № 11.Скачать
Как не попадать в треугольник Карпмана. Комплекс спасателя. Как перестать спасать других.Скачать
ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА. ЖЕРТВА - СПАСАТЕЛЬ. Как выйти из роли спасателя.Скачать
Мотивация на выход из Жертвы/ Как перестать быть Жертвой/ Советы психолога/ Треугольник КарпманаСкачать
Треугольник Карпмана - жертва, преследователь, спасатель. Токсичные отношения. Манипуляторы.Скачать
Как выйти из треугольника Карпмана.Скачать
Как не вестись на манипуляции жертвы. Треугольник Карпмана. Провокативная психология.Скачать
Треугольник Карпмана: большое надувательство (он не Преследователь, а вы не Спасатель)Скачать
Возможно ли ВЫЙТИ из ТРЕУГОЛЬНИКА КАРПМАНА раз и навсегда? #еленановоселова #психолог #психологияСкачать
Треугольник Карпмана. Преследователь, жертва, спасатель.Скачать