трансактный анализ примеры

трансактный анализ примеры Полезно
Трансакционный анализ

трансактный анализ примеры

Трансакционный анализ (транзактный, трансактный анализ) – это психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.

В 1960-ые годы трансакционный анализ развился из психоанализа, в первую очередь благодаря работам Эрика Берна и ряда других психотерапевтов. Популярность ТА объясняется тем, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы несложны.

Функции ТА анализа заключаются в том, чтобы помочь человеку:

  • Выявить непродуктивные стереотипы своего поведения.
  • Сформировать новую систему ценностей и принимать решения, исходя из собственных потребностей и возможностей.
  • Понять самого себя.
  • Понять особенности своего взаимодействия с окружающими.
  • Открыто выражать свои чувства.
  • Научиться доверять себе.

Трансакционный анализ можно практиковать где угодно – дома, на работе, в школе. Словом, там, где есть люди. За эту простоту его и любят и критикуют. Ведь по мнению многих психиатров, качественные изменения возможны только под присмотром профессионалов.

Содержание
  1. Три эго-состояния по Эрику Берну
  2. Как выяснить, в каком состоянии вы находитесь?
  3. Трансакции
  4. Поглаживания
  5. Книги
  6. Транзактный анализ: что это простыми словами и как это работает
  7. Сущность транзактного анализа по Эрику Берну
  8. Как определить, в каком состоянии вы находитесь
  9. Транзакционный анализ
  10. Анализ трансакций
  11. Виды трансакций
  12. Комплементарные трансакции
  13. Перекрёстные трансакции
  14. Скрытые трансакции
  15. Формы общения
  16. Группы игр
  17. Развлечение
  18. Деятельность (Процедура)
  19. Ритуал
  20. Близость
  21. Уход в себя
  22. Литература:
  23. Трансактный анализ — психология
  24. Эго-состояния
  25. Игры
  26. Трансактный анализ Берна
  27. Трансактный анализ Эрика Берна — основы:
  28. Составляющие трансактного анализа
  29. Структурный анализ
  30. Транзактный анализ
  31. Транзакции человека в жизни
  32. Структурирование времени
  33. Сценарный анализ
  34. Что такое транзактный анализ?
  35. Три элемента личности
  36. 1. Эго-состояние Ребенок
  37. 2. Родитель
  38. 3. Взрослый
  39. Принципы транзакционного анализа
  40. Понятие трансакции
  41. Цели и методики проведения транзакционного анализа
  42. Выводы
  43. 💥 Видео

Три эго-состояния по Эрику Берну

Эрик Берн утверждает, что в каждый момент жизни наши мысли, чувства, слова, действия и реакции определяются одним из 3 возможных эго-состояний:

  • Я-Родитель: содержит поведение и установки, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим и в предубеждениях. Внутренне – принимают вид старых родительских назиданий.
  • Я-Взрослый: состояние ориентировано на восприятие текущей реальности и получение обратной связи. В нем человек является хорошо приспособленным, организованным, находчивым и действует, спокойно рассчитывая и оценивая свои возможности.
  • Я-Ребенок: в этом состоянии человек содержит в себе все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом, а также записи детских переживаний, позиций и реакций в отношении себя и других. Помимо этого, включается творческое проявление личности.

Что любопытно, время от времени человек может существовать в двух из трех состояний одновременно, а их смена может происходить быстро и часто. Например, утром в кровати многие из нас борются между Родителем и Ребенком – один хочет поспать еще час, а второй говорит, что пора вставать и идти учиться или зарабатывать деньги.

Нельзя сказать, что одно эго-состояние важнее другого. Скорее так – гармония состояний помогает оставаться вменяемым человеком, не скатываться к нравоучительству, но и не веселиться сверх меры. Всему свое время.

Ребенок может быть:

Спонтанным. Это импульсивное, эгоцентричное, хитрое и естественное поведение.

Приспосабливающимся. Боязливое, беспомощное, уступчивое и приспосабливающееся к нормам поведение.

Бунтующим. Протестующее, бросающее вызов поведение.

Родитель может быть:

Заботливым. Исправляет, утешает, помогает.

Критическим. Критикует, грозит, приказывает.

Взрослый же играет роль своеобразного арбитра между Родителем и Ребенком. После анализа информации, Взрослый решает, какое поведение будет адекватным данному обстоятельству, от каких стереотипов можно отказаться, а какие желательно включить.

Несмотря на то, что для полноценно счастливой жизни требуется периодическая смена эго-состояний, наиболее важным является Взрослый. Именно он должен принимать большинство решений.

Как выяснить, в каком состоянии вы находитесь?

Сделать это можно при помощи наблюдения за вербальными и невербальными элементами поведения.

Ребенок внутри нас, как правило, использует фразы и мысли: «Я хочу!», «Я ненавижу», «Меня это злит», «Какое мне дело». Внешне это проявляется в потупленном взоре, дрожащих губах, выражении восторга, пожимании плечами.

https://www.youtube.com/watch?v=VfnG5DjND1M

Родителю характерны фразы и мысли: «Мне нельзя», «Тебе нельзя», «Я должен», «Ты должен», «Прекрати это», «Я бы на твоем месте». Внешне это проявляется в качании головой, нахмуренном лбе, скрещенных на груди руках, грозном виде.

Главные слова и мысли Взрослого: «Давайте посчитаем», «Это целесообразно», «Где польза?». Выражается это в задумчивости, размышлениях и концентрации.

Трансакции

Трансакции – это вербальные и невербальные взаимодействия между людьми, обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Они состоят из стимула и реакции. Например, стимул: «Что ты здесь делаешь?», реакция: «Да вот, с работы пораньше отпустили».

Типы трансакций:

  • Дополняющие (параллельные): это такие трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. К примеру, стимул: «Который час?» дополняется реакцией: «Половина восьмого». В этом случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников. Во время этих трансакций не возникает конфликтов и взаимодействие может продолжаться длительное время.
  • Пересекающиеся (перекрестные): здесь уже возможны конфликты и скандалы. К примеру, муж спрашивает: «Где мои запонки?», а жена отвечает: «Я всегда у тебя во всем виновата!». Муж посылает стимул Взрослого к Взрослому своей жены, а ее реакция исходит от ее Ребенка. Такие трансакции начинаются с колких реплик, взаимных упреков и могут продолжаться на протяжении всей семейной жизни, если оба участника сознательно не решат включить Взрослых.
  • Скрытые: это самые сложные трансакции, потому что включают более одного эго-состояния на человека, так как сообщение маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Все это является почвой для развития психологических игр, которые были описаны Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Многие проблемы в семейной жизни можно разрешить, если их выявить и исправить.

Поглаживания

Каждый Ребенок внутри нас ищет одобрение со стороны Родителя другого человека. Одобрение в трансакционном анализе называется «поглаживанием». Их существует три типа:

  • Вербальное: виде комплиментов или похвалы.
  • Невербальное: кивки, подмигивание, жесты.
  • Физическое: рукопожатие, похлопывание по спине, поглаживание по спине.

Мы «поглаживаем» человека либо за существование (безусловное), либо за поступки (условное). При этом «поглаживания» могут быть позитивными (теплые слова, дружеское физическое прикосновение, доброжелательные жесты) и негативными (хмурые взгляды, шлепки, брань).

Книги

Если вы хотите узнать о трансакционном анализе больше, ознакомьтесь с психологическими играми, прочитайте следующие книги:

  • «Трансакционный анализ и психотерапия» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн.
  • «Групповая психотерапия» коллективная монография клиники неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и Института психиатрии и неврологии в Варшаве.
  • «Я о’кей, ты – о’кей» Томас Э. Харрис.
  • «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  • «Техники транзактного анализа и психосинтеза» Ирина Малкина-Пых.
  • «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике» Николай Васильев.

Желаем вам удачи!

Видео:Эго-состояния. Транзактный анализ. Эрик Берн. Родитель. Взрослый. Ребенок. Дисфункциональная семья.Скачать

Эго-состояния. Транзактный анализ. Эрик Берн. Родитель. Взрослый. Ребенок. Дисфункциональная семья.

Транзактный анализ: что это простыми словами и как это работает

трансактный анализ примеры

Транзактный анализ ответит на главный вопрос вашей жизни: почему у меня ничего не получается. Бывало ли у вас так, что стараетесь, прикладываете усилия, но так и не можете добиться желаемого? Обвинять можно что угодно.

Это могут быть обстоятельства, окружающие люди, обстановка в стране и многое другое. Но что если проблема в вас самих? Об этом и расскажет транзактный анализ. Его создатель Эрик Берн считал, что вся наша жизнь запрограммирована еще в детстве.

Так ли это на самом деле?

Сущность транзактного анализа по Эрику Берну

Транзактный анализ (ТА) в психологии – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение отдельного человека или группы. По-другому называется трансакционным или трансактным анализом. Применяется для лечения сложных психологических проблем. Его автор – психотерапевт Эрик Берн.

https://www.youtube.com/watch?v=9gSnJuJ5JJ8

Трансактный анализ Э. Берна появился в 60-е годы прошлого столетия и сразу же приобрел популярность. Отчасти из-за своей простоты, доступности.

ТА преследует несколько целей:

  1. Найти, устранить стереотипы в поведении.
  2. Определиться с ценностями, научиться принимать решения, учитывая при этом свои возможности и потребности.
  3. Понять свой внутренний мир.
  4. Разобраться во взаимоотношениях с окружающими людьми.
  5. Научиться не скрывать чувства.
  6. Поверить самому себе.

Интересно, что проводить трансактный анализ Эрика Берна можно в любом месте: дома, в школе, на работе. Его применяют в бизнесе и в общении. Но многие психологи считают, что все же лучше пройти консультирование у специалистов. Без их помощи добиться существенных улучшений не получится.

Как определить, в каком состоянии вы находитесь

Достаточно немного понаблюдать за поведением. Каждое эго-состояние имеет свои характерные черты:

  1. «Ребенок» часто говорит такие фразы: «Я хочу», «Меня это сильно злит», «Мне нет до этого дела». Эмоции отображаются на его лице. Это может быть взгляд куда-то под ноги, дрожащие губы, выражение восторга.
  2. «Родители» постоянно что-то запрещают, указывают, напоминают о чувстве долга. Они качают головой, принимают грозный вид, скрещивают руки на груди.

И, наконец, «взрослые». Они во всем ищут пользу, предлагают посчитать выгоду, обсудить целесообразность того или иного действия, решения. Они постоянно о чем-то думают.

Транзакционный анализ

Сами по себе состояния Я ни хороши, ни плохи, вопрос в том, насколько состояние Я человека в данный момент адекватно состоянию Я партнёра по общению. Этот вопрос решается с помощью транзакционного анализа, основными понятиями которого являются:

а) «поглаживание» — любой акт признания присутствия другого человека, основная единица социального действия;

б) транзакция — обмен «поглаживаниями», основная единица социального взаимодействия;

в) транзакционный стимул — «поглаживание», с которого начинается взаимодействие;

г) транзакционная реакция — ответное «поглаживание»;

д) дополняющая транзакция — соответствие реакции стимулу. Например, человек из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого партнёра: «Ты не знаешь, где мои запонки?». «На письменном столе», — реакция также направлена от Взрослого Взрослому;

е) пересекающаяся транзакция — реакция не соответствует стимулу. Например, на взрослый вопрос о местонахождении запонок следует реакция: «У тебя я всегда во всём виновата» («поглаживание» от Ребёнка Родителю). Или «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты же уже не ребёнок» («поглаживание» от Родителя Ребёнку).

Видео:Транзактный анализ Эрика БернаСкачать

Транзактный анализ Эрика Берна

Анализ трансакций

трансактный анализ примеры

Коммуникация между людьми представляет собой набор трансакций. Трансакция – это единица вербального и невербального общения.

Виды трансакций

Трансакции делятся на истинные — единица общения между людьми, при осуществлении которой происходит соподстройка и псевдотрасакции (или манипуляции). Истинные трансакции могут быть комплементарными, перекрёстными или скрытыми.

Комплементарные трансакции

Такая трансакция основана на взаимодополнении сообщения и реакции на него. Реакция Ребёнка дополняет сообщение Взрослого. Реакция Родителя дополняет сообщение Ребёнка. Реакция Взрослого дополняет сообщение другого Взрослого.

Примером модели общения Родитель- Родитель являются сплетни или пустые разговоры. К модели общения Взрослый- Взрослый можно отнести разговоры во время рабочего процесса или просто обмен информацией. Сочетание эго- состояний Ребёнок- Ребёнок отвечает за такие проявления, как любовь или радость от интересного времяпрепровождения.

Перекрёстные трансакции

Возникают в ситуации, когда на коммуникативное сообщение следует неожиданная реакция. После такой трансакции процесс общения временно прекращается, так как субъекты коммуникации не получают результата, на который рассчитывали.

К примеру, когда Взрослый задаёт вопрос с намерением получить ответ от эго-состояния Взрослого, а получает реакцию Ребёнка или Родителя. После чего начинается борьба, которая идёт до тех пор, пока векторы трансакций не будут уравновешены.

Для решения проблемы одной из сторон необходимо изменить своё эго-состояние.

Скрытые трансакции

Характеризуются участием более чем двух эго- состояний, при этом одно из них скрыто. Это характерно для ситуаций, когда поведение человека не соответствует тому, что от него ожидает другой коммуникации.

Например, когда преподаватель начинает проявлять себя в эго- состоянии Ребёнка, при этом на внешнем уровне коммуникация строится с позиции Родителя. В данном случае мы видим эго- состояние Родителя на уровне социальной коммуникации и  эго- состояние Ребёнка в психологическом пласте общения.

В такой ситуации результат взаимодействия определяется именно состоянием, которое задаёт психологическая составляющая коммуникации.

Э. Бёрн при изучении трансакций сделал следующие выводы:

  • Если общение обусловлено комплементарной трансакцией, то конфликт между участниками коммуникации исключён.
  • При перекрёстной трансакции начинается позиционная борьба.

Формы общения

Э. Бёрн рассматривает следующие формы общения: игра, развлечение, деятельность, ритуал, близость, уход в себя. Игра совокупность скрытых трансакций, ведущих к конфликту. При данной форме общения один из субъектов всегда проигрывает, так как нет равноправия интересов, взаимодополняемости.  

Группы игр

Несмотря на то, что игра может стать причиной психозов и неврозов, у этой формы общения есть свои плюсы.

Если «играть» дозировано или на начальных этапах общения, то таким образом можно сблизиться с человеком (приёмы для такого сближения описывает, в своей книге «Включаем обаяние по методике спецслужб», бывший агент ФБР, Джек Шафер), получить эмоциональную разрядку или просто убить время.

Развлечение

Это форма общения, цель которой направлена на то, чтобы занять свободное время. Например, разговоры во время обеденного перерыва в офисе.

 Для того чтобы избежать конфликта при данной форме общения необходима поддерживать общую линию, выбранной темы.

Если подруги обсуждают недостатки своих мужей и цепляют на них штампы из разряда « все мужики ходят налево», то они примут с негативом противную позицию одной из собеседниц.

Деятельность (Процедура)

Это форма общения, при которой коммуникация выстраивается исходя из модели Взрослый- Взрослый. Например, рабочий процесс или учёба.

Как правило, люди, которые постоянно общающиеся друг с другом используют деятельность как способ уйти от конфликта.

Например, если в семейных отношениях назревает конфликт, то партнёры с головой уходят в работу, в таких случаях возможен невроз выходного дня.

Ритуал

Форма общения, связанная установками общества и общими морально- ценностными концепциями социальной среды, в которой находится человек. Ритуал представляет собой модель Родитель- Родитель.

Такое общение не ведёт к созданию конфликта. Ритуалы делятся на формальные и неформальные.

Трансактный анализ помогает не воспринимать близко к сердцу действия и слова, произведенные во время ритуала, так как это своего рода свидетельства  прошлого.

Близость

Э. Бёрн характеризовал близость, как «искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом мыслями и чувствами, исключающим извлечение выгоды». Эрик Бёрн считал, что именно данная форма общения помогает сохранить здоровье и избежать конфликтов.

Уход в себя

Погружение человека в свой внутренний мир. Такая модель общения характерна для людей, получивших какие- либо эмоциональные травмы в процессе коммуникации с другими людьми, выражается в форме внутреннего диалога. Уход в себя носит функцию успокоения и очищения от лишних эмоций. Однако если уход в себя затянется надолго, то это может перерасти в психоз навязчивых состояний.

https://www.youtube.com/watch?v=A4gKqNcO5U4

Целью трансактного анализа является определения эго-состояния того субъекта общение, который посылает сообщение и того субъекта, который реагирует на это сообщение. Т.

е, анализ игры, в которой находится человек и поиск способов выхода из этой игры. Э.

 Бёрн считал, что человек начинает обучаться играм еще в детстве и самым верным способом защитить ребёнка от невротических проблем во взрослом возрасте это правильное воспитание.

Литература:

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансакционный анализ и психотерапия»;
  3. Шафер Д. «Включаем обаяние по методике спецслужб»;
  4. Стьюарт и. Джоинс В. «Современный ТА»

Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории

Текст публикуется в авторской редакции

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Видео:ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕРЫ ДИАЛОГОВ. #ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. #Транзакционный анализ. Транзактный..Скачать

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕРЫ ДИАЛОГОВ. #ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. #Транзакционный анализ. Транзактный..

Трансактный анализ — психология

трансактный анализ примеры

04.06.2018

Трансактный анализ – это психотерапевтическая концепция, разработанная Эрихом Бёрном в 50-х годах XX века. Благодаря своей простоте и доступности она нашла множество последователей и приверженцев.

Эго-состояния

В основе трансактного анализа лежит представление о трех эго-состояниях, в которых может находиться человек: взрослого, ребенка и родителя.

Взрослый — рациональное начало человека. То, что позволяет нам объективно оценивать окружающую обстановку, разрабатывать план действий и принимать решения. Это примерно соответствует фрейдовскому эго.

Ребенок – естественные и непринужденные реакции, эмоциональное импульсивное поведение. В то же время, к этому эго-состоянию относят и определенные модели поведения, усвоенные в детстве – покорность и беспомощность либо же бунт. Психическая структура, соответствующая ид у Фрейда.

Родитель – волевой  директивный компонент личности. Иногда утешает и опекает, а иногда – требует, угрожает и запрещает. Модель поведения родителя человек заимствует у значимых других, с которыми ему пришлось тесно контактировать в детстве. Родитель соответствует суперэго у Фрейда.

В той или иной степени эти эго-состояния свойственны нам всем. Каждое из них при определенных обстоятельствах уместно и необходимо. Взрослый позволяет нам эффективно анализировать и решать насущные жизненные задачи.

Без внутреннего ребенка жизнь была бы тосклива и уныла, а родитель регулирует нравственную сторону жизни.

Но когда эти эго-состояния проявляются некстати либо находятся в сильном дисбалансе, это приводит к серьезным проблемам в жизни.

Игры

Именно скрытые трансакции лежат в основе психологических манипуляций и игр — включая знаменитый треугольник Карпмана. Люди прибегают к ним, чтобы получить мимолетную психологическую выгоду.

Игры могут быть безобидными и откровенно опасными, но в целом в трансактном анализе они расцениваются скорее как негативное явление. Потому что в отдаленной перспективе нередко несут проигрыш всем участникам.

А также потому что полностью несовместимы с подлинной душевной близостью.

Цель психологической помощи, согласно трансактному анализу, научить человека распознавать свое эго-состояние и осознанно выбирать его. Благодаря этому достигается понимание истинных мотивов собственных слов и поступков, а также мотивов, которые движут другими людьми.

Освоив трансактный анализ, можно разобраться в причинах многих конфликтов, предотвратить их появление в будущем, и таким образом сделать общение с другими людьми более эффективным.

Можно освободиться от привычных, усвоенных с детства, моделей поведения и научиться самостоятельно управлять собственной жизнью.

Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Психоанализ и психотерапия, мы рассмотрим трансактный анализ как терапию взаимодействия и изменения жизни, судьбы.

Трансактный анализ Эрика Берна — основы:

Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе жизненного сценария.
Все эти три составляющие определяют жизнь и судьбу человека.

https://www.youtube.com/watch?v=BUUG_-SLr9I

Познание и осознание, посредством трансактного анализа, структуры своей личности, взаимодействия с другими людьми и своего сценария жизни, дает возможность человеку заметно улучшить свою жизнь, либо, при трагическом сценарии неудачника, изменить ее, вплоть до наоборот.

Составляющие трансактного анализа

В состав трансактного анализа входят три отдельные и логически завершенные, самостоятельные части.
Структурный анализ, транзактный анализ и сценарный анализ.

Структурный анализ

Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).

РодительУ каждого человека были родители или лица их замещающие, и все, что ребенок скопировал и сохранил в себе (интроецировал), воспринимая заботливое или критикующее, разрешающее или приказывающее (наказывающее) поведение своих родителей, продолжает жить в психике человека всю его жизнь, несколько модернизируясь и видоизменяясь.

Это и есть Я-состояние «Родитель».

Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием. Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и предрассудках нашего нынешнего поведения.

Родитель в нас отвечает за нашу совесть.

Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном. Это можно легко наблюдать, когда человек пьянеет от алкоголя — первым засыпает Родитель, что очевидно в бессовестности и, порой, безнравственности, а иногда, и аморальности нашего поведения.

Взрослый Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку вероятностей.

Взрослый — это та часть личности, которая адекватно реагирует на ситуацию «здесь и сейчас». Это эго-состояние воспринимает и перерабатывает информацию в настоящем времени, словно бездушный компьютер. Также, Взрослый является посредником во внутренних отношениях Родителя и Дитя.

Дитя (Ребенок)
Каждый человек был когда-то ребенком, отголоски детства проявляются во взрослой жизни как Я-состояние «Дитя».

Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя.

Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки).

Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий, неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм, наркомания, курение, переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия). Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).

Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например: Взрослый — Взрослый — Сколько время? (стимул)

— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель — Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)

— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя — Давай прогуляем школу…

— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос) Например: муж жене — В-В где моя рубашка? (стимул) — Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)

или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов, как дома, так и на работе.

https://www.youtube.com/watch?v=FbBx129LGtE

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения, в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры, которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем.

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений, воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен: На познание и понимание себя, своей личности;

На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;

На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Если у человека есть желание, то он может понять себя, наладить отношения в семье и на работе; избавиться от вредных привычек, страхов, тревожности, неврозов и других психологических и эмоциональных расстройств личности; он может выстроить новый сценарий победителя и обрести счастливую судьбу.

Волшебства никакого нет, но есть большое желание и активная работа, в первую очередь, над собой.

Помощь психоаналитика Матвеева Олега в осознании и изменении негативного сценария жизни. Все в Ваших руках!

Доминирование в личности человека: Родитель, Взрослый, Дитя — тест

Желаю всем психологического благополучия!

Что такое транзактный анализ?

В психологии транзакционным анализом называют методику, помогающую подвергнуть анализу и последующему описанию поведение конкретного человека или группы лиц. Автором указанной методики является известный психотерапевт Э. Берн, как правило, ее применяют при разрешении тяжелых психологических проблем.

Концепция основана на умении субъекта понимать свои поведенческие реакции, отделяя неадекватные паттерны от собственной личности.

Благодаря праву выбора и свободной воле любой человек может освободиться от привитых ему в детстве поведенческих стереотипов, изменив, таким образом, и сценарий собственной жизни — свою судьбу.

Отличием данного метода от других является отсутствие фиксации на отдельных особенностях поведения и обращение к его более существенным следствиям и формам.

https://www.youtube.com/watch?v=fHrkfDoDsp0

В идеале транзактный анализ должен помочь человеку понять правила и сценарий его жизни, после чего индивидуум сможет принять новые решения, изменяющие его поведенческое реагирование, а значит — и сценарий его жизни в дальнейшем.

Происходит подобное посредством освобождения человека от навязанных ему в ранние годы жизни программ поведения, что помогает ему обрести самостоятельность и способность к полноценным контактам с другими людьми.

А транзакцией называют единицу коммуникативного взаимодействия, она представляет собой стимул либо реакцию, направленную на индивидуума или исходящую от него. При анализе общения, предварительно разделенного на последовательно чередующиеся транзакции, специалист выясняет суть и причины имеющейся у человека проблемы.

Три элемента личности

Описываемый метод делит жизнь человека на три состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Рассмотрим каждое из них подробнее:

1. Эго-состояние Ребенок

Данное состояние представлено поведенческими нормами, сформированными в детские годы. Поэтому поведение, мысли и чувства находящегося в состоянии Ребенка человека схожи с детскими, такой индивидуум отличается инфантильностью, он склонен к бунтам, испугам, часто ищет поддержку других людей или требует к себе повышенного внимания.

Психологи разделяют это эго-состояние на следующие части:

  • Свободный Ребенок, основными чертами которого называют эмоциональность, спонтанность, склонность к играм и творческой деятельности. Такое состояние являет собой своеобразное «свободное» начало в любом человеке, способное к непосредственным радостным переживаниям и чувствам, к непосредственности и детскому любопытству. Находящийся в состоянии Свободного Ребенка индивидуум может принимать быстрые и основанные на чувствах решения, он тянется к самовыражению и творческой активности, отталкиваясь при этом от собственных желаний.
  • Главными особенностями Адаптивного Ребенка являются угодливость, послушание и способность подстроиться к требованиям окружающих его людей. Находящийся в таком эго-состоянии индивидуум старается оправдать возложенные на него ожидания, получить положительный отзыв от вышестоящих личностей, он избегает критики, подчиняется установленным начальством правилам и нормам.
  • Характерными чертами Бунтующего Ребенка являются протест против установленного порядка, борьба с контролем и спор с начальством. В данном эго-состоянии индивидуум бунтует против любых попыток установить над ним контроль, саботирует возложенные на него обязанности и не выполняет порученных заданий.

2. Родитель

В данном состоянии отражаются черты значимой для индивидуума в его ранние годы личности, в целом данное эго-состояние характеризуется поведением опекуна, также почерпнутым человеком из детства. Помимо этого, в описываемом состоянии выделяют два типа:

  • доминирующими чертами Критикующего (или Контролирующего) Родителя являются строгость и критичность, требование к послушанию и подчинению установленным правилам. В подобном эго-состоянии человек начинает указывать другим на их ошибки и учить жизни, критикует их поведение, требуя от окружающих соответствия приемлемым для него нормам.
  • в противовес Критикующему, Опекающий (или Заботливый) Родитель склонен сопереживать, успокаивать и защищать окружающих. Находящийся в подобном состоянии человек хочет поддержать близких словом и делом, он стремиться помочь им и позаботиться о них.

3. Взрослый

Взрослый ответственен за логику и рационализм нашего поведения, за принятие ответственных решений и за действия человека в определенной жизненной ситуации.

Это состояние является единственным из всех эго-состояний человека, живущим только в настоящем времени, в нем нет места ни детскому опыту индивидуума, ни свойственным Ребенку инфантильности и непосредственности, а потому только оно представляет собой отличную опору для принятия важных решений.

Стоит отметить еще один важный аспект — в различных жизненных ситуациях люди находятся в разных эго-состояниях. К примеру, общаясь с высокопоставленными личностями, индивидуум становится Адаптивным Ребенком, и тот же человек предстает уже в образе Контролирующего Родителя перед собственными подчиненными.

https://www.youtube.com/watch?v=gJZF2IhoyEU

К тому же, то эго-состояние, из которого человек общаемся со своим собеседником, оказывает прямое влияние на данного собеседника, к примеру, разговаривая с кем-то с позиции Контролирующего Родителя, мы сами подталкиваем его к реакции либо Бунтующего, либо Адаптивного Ребенка. Таким образом, знание и понимание концепции транзакционного анализа позволяет людям эффективно и правильно строить дружеские, личные и семейные, а также профессиональные отношения, попутно избегая огромного числа ненужных конфликтов.

Принципы транзакционного анализа

Существуют три базовых принципа транзактного анализа:

  1. Любой взрослый в прошлом был ребенком, следовательно, для любой личности характерно представление себя в качестве «ребенка»;
  2. Индивид, имеющий правильно сформированные структуры мозга, способен адекватно оценивать окружающую его реальность и принимать взвешенные, рационально обоснованные решения (это важнейшее качество «взрослого»);
  3. У всех людей были родители (либо заменяющие их лица), значит, каждому из нас присуще родительское начало.

Берн видел главную функцию Взрослого в исполнении роли арбитра между состояниями Ребенка и Родителя. Именно Взрослый всегда анализировал информацию, определял соответствующую той или иной ситуации модель поведения и решал, от каких паттернов необходимо немедленно отказаться, а какие, наоборот, следует включить в состав личности.

Понятие трансакции

Трансакциями называют контакты между индивидуумами, они носят характер вербального или невербального взаимодействия. В состав любой трансакции входит стимул и реакция, к примеру, заданный вопрос является стимулом, а полученный на него ответ — реакцией. Трансакции подразделяются на следующие типы:

  • Параллельные, также называемые дополнительными. В транзакции такого типа исходящий от одного индивидуума стимул непосредственно дополняет реакция его собеседника. Так, стимул: «Сколько сейчас времени?» дополняет реакция: «Половина второго», т.е. в этом случае между собой взаимодействуют два человека в состоянии Взрослого, что исключает возможность возникновения между ними конфликтной ситуации.
  • Перекрестные или пересекающиеся трансакции, наоборот, часто приводят к конфликтам, которые способны продолжаться достаточно долго — до тех пор, пока конфликтующие не решатся осознанно включить эго-состояние Взрослых.
  • Скрытыми называют наиболее сложный тип трансакций, они включают более чем одно эго-состояние на индивидуума, при этом само сообщение маскирует внешне приглядный стимул, а вот ответная реакция ожидается уже как некое скрытое сообщение.

Цели и методики проведения транзакционного анализа

Первой стадией проведения транзактного анализа является «контракт» — соглашение, заключенное между психотерапевтом и клиентом. В «контракте» отражаются конкретные цели и желаемые результаты проводимой терапии, в нем же стороны разграничивают между собой сферы ответственности.

К целям транзакционного анализа относят:

  • нахождение и устранение поведенческих стереотипов;
  • определение первичных ценностей, а также потребностей и возможностей индивидуума, прививание ему навыков по принятию самостоятельных решений с учетом его способностей и потребностей;
  • создание условий, при которых человек научится не скрывать собственные чувства, сможет понимать самого себя и верить себе;
  • разбор взаимоотношений, сложившихся у индивидуума с окружающими его людьми.

При проведении сеансов транзакционного анализа специалисты, при необходимости, применяют различные психотерапевтические техники, но две из них, о которых мы расскажем чуть ниже, характерны исключительно для описываемой концепции:

  1. Методика «Нового решения». Как уже отмечалось выше, основой жизненного сценария человека являются полученные им в детстве правила, убеждения и нормы, названные «ранними решениями». Метод «Нового решения», созданный супругами Гулдинг, строится на осознании индивидуумом принятых им в детстве ранних решений, в итоге приведших к развитию неблагоприятных жизненных ситуаций уже во взрослые годы, и на их последующем изменении. Сеансы, проводимые по этому методу, помогают клиенту актуализировать эго-состояние Ребенка, заменив при этом свои прежние, ошибочные решения на новые, более актуальные и правильные, способные кардинально изменить жизнь клиента.
  2. Реперентинг. В случаях, когда родители у клиента отсутствовали либо не могли полноценно исполнять свои родительские обязательства, терапевтами используется методика реперентинга. Ее суть заключается в создании для клиента нового Внутреннего родителя, призванного заменить собой отсутствующих или нерадивых реальных родителей. Особые психотерапевтические техники позволяют специалистам брать на себя роль «хорошего родителя», поддерживающего клиента, искренне сочувствующего ему и выстраивающего вокруг него теплую и безопасную атмосферу. Благодаря данному методу клиент постепенно учиться быть «родителем» для себя самого, начинает заботиться о себе и получает так необходимую в жизни внутреннюю опору, позволяющую ему в дальнейшем изменить свою жизнь к лучшему.

Выводы

Таким образом, проведенный опытным специалистом сеанс транзакционного анализа поможет человеку понять суть причин, по которым его жизнь складывается не так, как хотелось бы ему самому.

Основой этой концепции стало утверждение о том, что вложенные еще в детские годы в подсознание индивидуума постулаты определяют всю его дальнейшую жизнь.

Однако, транзакционный анализ позволяет выявить и устранить данные проблемы, а потому не стоит опасаться визита к психотерапевту, ведь он может в прямом смысле слова изменить в лучшую сторону сценарий вашего дальнейшего жизненного пути.

💥 Видео

Техники транзактного анализа. Василий ПузиковСкачать

Техники транзактного анализа. Василий Пузиков

Что такое транзактный анализ? Особенности и методы работыСкачать

Что такое транзактный анализ? Особенности и методы работы

Э. Берн. Транзактный анализ краткоСкачать

Э. Берн. Транзактный анализ кратко

Что такое транзактный анализ?Скачать

Что такое транзактный анализ?

Структурный анализ Эрика БернаСкачать

Структурный анализ Эрика Берна

Эрик Берн, транзактный анализ и общение на позитиве | Людмила ШехолмСкачать

Эрик Берн, транзактный анализ и общение на позитиве | Людмила Шехолм

Трансакционный анализ. Часть четвертая. Практика: работа с эго-состояниями, психологические игрыСкачать

Трансакционный анализ. Часть четвертая. Практика: работа с эго-состояниями, психологические игры

ЭГО-СОСТОЯНИЯ: Родитель, Взрослый, РебёнокСкачать

ЭГО-СОСТОЯНИЯ: Родитель, Взрослый, Ребёнок

Трансакционный анализ. Часть первая. Теория: эго-состояния и наше общениеСкачать

Трансакционный анализ. Часть первая. Теория: эго-состояния и наше общение

Родитель-Взрослый-Ребёнок. Разбор диалога из фильма Ла-Ла-ЛендСкачать

Родитель-Взрослый-Ребёнок. Разбор диалога из фильма Ла-Ла-Ленд

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ. КАК ИГРАТЬ В ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ? Эрик Берн Трансактный анализ Часть 2.Скачать

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ. КАК ИГРАТЬ В ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ? Эрик Берн Трансактный анализ Часть 2.

Трансактный анализ. Как улучшить отношения. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция № 33.Скачать

Трансактный анализ. Как улучшить отношения. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция № 33.

Пример ответа на вопросСкачать

Пример ответа на вопрос

Фундамент вашего жизненного сценария/ Как разобраться в своем жизненном сценарии/Транзактный анализСкачать

Фундамент вашего жизненного сценария/ Как разобраться в своем жизненном сценарии/Транзактный анализ

Эрик Берн. Транзактный анализ. Практическое применение.Скачать

Эрик Берн. Транзактный анализ. Практическое применение.

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ Эрика БернаСкачать

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ Эрика Берна

Трансактный анализ для самопомощиСкачать

Трансактный анализ для самопомощи
Поделиться или сохранить к себе: