Как вы думаете, что важнее – знания или воображение? Когда этот же вопрос задали Альберту Эйнштейну, он ответил, что и то, и другое важно. Но знания ограничены, а воображение границ не имеет.
Без него невозможно придумать что-то новое, найти нестандартное решение различных проблем. У человека, обладающего творческой фантазией, больше шансов стать успешным.
Поэтому я расскажу вам, как развить воображение.
- Разница между воображением и фантазией
- Каким бывает воображение
- Приемы творческого воображения
- Развитие воображения у детей
- Способы
- Упражнения
- Развитие воображения у взрослых
- Заключение
- Как развить фантазию и воображение у взрослых: условия и методы
- Типы воображения
- Воображение и возраст
- Методы развития воображения
- Книги
- Ассоциации
- Творчество
- Советы по развитию воображения и фантазии: почему это важно, способы
- Для чего нужно воображение
- Способы развития воображения
- У взрослых людей
- У детей и подростков
- Простые упражнения для тренировки фантазии
- Развитие воображения для творчества и рисования
- Урок 4. Развитие творческого воображения
- Что такое творческое воображение
- Способность к поиску решения проблем
- Упражнение «Перемешанные буквы в словах»
- Средства развития воображения
- Упражнение 1. Поворот фигур
- Упражнение 2. Разгадывание друдлов
- 📸 Видео
Разница между воображением и фантазией
Воображение – это вид мышления, когда мы создаем “в своей голове” новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. При этом они формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. Этим воображение отличается от фантазии.
Фантазируя, взрослые и в особенности дети придумывают тоже новые, но нереальные пока образы и ситуации. Фантазия позволяет нам создать абсолютно любой сюжет, даже сказочный. Чтобы фантазировать, не надо учитывать никакие физические законы, обладать большими познаниями.
Допустим, нам надо решить задачу. Воображение подскажет нестандартное, но реальное и вполне выполнимое решение, основанное на нашем опыте и знаниях. А вот с помощью фантазии мы можем решить ее как угодно. Ограничений нет. Поэтому у детей начинать развивать мышление лучше всего с фантазий.
Воображение у взрослых развивается благодаря расширению кругозора, накоплению информации, опыта и образов. У него бывают периоды спада и подъема. Последние еще называют вдохновением. Однако ученые пришли к выводу, что вдохновение чаще всего посещает нас в процессе работы, когда мы уже приложили немало усилий и труда.
Каким бывает воображение
Существуют различные виды воображения.
- Воссоздающее. Оно основано на опыте. Его еще называют репродуктивным (воспроизводящим). В основе воображаемых образов лежат существующие явления и события.
- Творческое. Новые образы создаются по собственному замыслу практически без обращения к опыту. Оно применяется практически во сферах деятельности человека (наука, искусство, техника и т. д.).
По степени активности выделяют следующие виды воображения.
- Активное. Используя его, человек реализует придуманные образы и идеи. Оно стимулирует человека к активному созиданию и поэтому требует достаточно больших усилий. Особенно когда вновь создаваемые образы нужны для профессиональной деятельности (иллюстраторы, писатели, модельеры и т. д.).
- Пассивное. Не стимулирует человека реализовывать придуманные идеи. Человек просто удовлетворен результатом своего воображения. Либо эти идеи в принципе пока не выполнимы.
Творческое мышление относится к активному воображению. Ведь созданные идеи и образы в дальнейшем реализуются. А вот мечты – это пассивное воображение. Они никак не мотивируют человека к активным действиям.
Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное. Оно используется человеком в разных областях деятельности. Помогает создавать новые предметы и образы благодаря использованию уже имеющейся в памяти информации об объектах и пространстве.
Посмотрите прямо сейчас курс по развитию воображения от Wikium.ru. И вообще, зарегистрируйтесь на сайте, попробуйте разные тренажеры. Я рекомендую этот проект почти в каждой статье про мышление, память, общение между людьми, потому что он действительно очень хороший.
Приемы творческого воображения
Уже с давних времен люди, создавая новые образы, используют специальные приемы. В древности эти техники применяли неосознанно. Так сочинялись былины, мифы, сказки. И в настоящее время подобными приемами пользуются писатели, художники и прочие представители творческих профессий.
- Агглютинация. По-другому ее можно назвать склеиванием. Новый образ или персонаж создается из двух или более уже существующих. Например, кентавр – это наполовину человек, а наполовину лошадь. Это пример простой агглютинации. И встречается он не только в художественных произведениях. Создатели новых гаджетов тоже его применяют, соединяя в одном устройстве функции нескольких. Например, телефон с функцией фотоаппарата и т. п.
- Гипербола, литота. Простыми словами – преувеличение и преуменьшение. Это один из простейших приемов изменения реальных образов. С его помощью можно преобразить не только целый объект, но и отдельные его части. Пример литоты – Дюймовочка.
- Акцентуирование. Данный прием используется, чтобы особенно сильно выделить определенную черту персонажа. Например, в карикатурах и шаржах.
- Олицетворение. Заключается в том, чтобы придать неодушевленным объектам характеристики живых существ. Наиболее часто встречается в сказках, например, говорящая яблоня и печка из сказки “Гуси-лебеди”.
- Типизация. По этому принципу создается образ, собранный из типичных черт, свойственных определенной группе объектов. Часто используется в литературе и изобразительном искусстве. Например, Н. В. Гоголь применил метод для описания типажей помещиков в поэме “Мертвые души”.
Во время творческого процесса разные техники взаимодополняют друг друга, смешиваются. Благодаря этому удается создавать уникальные образы и находить нетривиальные решения проблем. И взрослым, и детям стоит освоить эти приемы. А как это сделать, я расскажу дальше.
Развитие воображения у детей
В целом для развития воображения у детей и взрослых используются примерно одинаковые способы. Однако стоит принять во внимание особенности дошкольного возраста.
https://www.youtube.com/watch?v=a5s4tGmmHc8
В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:
- дети мыслят преимущественно образами;
- открыты всему новому и необычному;
- их образы живые и красочные;
- они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, которые свойственны взрослым.
Это относится к несомненным преимуществам детской психики. Однако есть и отрицательные особенности, которые стоит учитывать.
- У детей пока нет в памяти большого объема информации, необходимого для формирования воображения. Поэтому для начала лучше начинать развивать фантазию и восприятие. Учить ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
- Малыши быстро устают, часто отвлекаются. Им тяжело долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А самый лучший способ развить воображение – это, конечно же, игры и чтение книг.
Мы, взрослые, своим примером и энтузиазмом можем увлечь ребенка – вместе играть, выполнять упражнения, фантазировать и таким образом развиваться. Особенно эффективны совместные занятия во время прогулок или длительных поездок.
Способы
Самый лучший способ развивать воображение у ребенка – это заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как это здорово придумывать что-то новое и необычное. Малыш всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.
- Читайте вместе книги, написанные в жанре фантастики. Надо не просто прочитать ребенку произведение, а еще обсудить его, проанализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и небольшие фантастические рассказы. С подростком уже можно читать более серьезные научно-фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и т. д.
- Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какой суперспособностью он бы хотел обладать и для чего.
- Предлагайте ребенку затруднительные задачи. Например, ребенок очутился на необитаемом острове. Что ему надо делать, чтобы выжить?
Упражнения
Лучше всего развивать воображение, сочетая предложенные выше способы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.
- Оживший рисунок. Представьте, что вы обладаете особым даром. Все, что вы нарисуете, сразу оживет. Пофантазируйте вместе с ребенком, во что бы вы хотели вдохнуть жизнь.
- Превращение. Человек превращается в птицу, зверя, насекомое, растение, в неживой природный объект, в другого человека. Что он будет чувствовать, делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
- Антропоморфизм. Этот способ предполагает наделение одушевленных и неодушевленных предметов человеческими свойствами. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. Можете вместе сочинить сказку с придуманными образами.
- Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать обитателя далекой планеты, на которой совсем не такие условия жизни, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
- Новые вещи. Предложить ребенку усовершенствовать обычные вещи, наделив их новыми качествами или соединив между собой. Это может быть все что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, светильник, подушка и т. д.
- Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали величиной с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества у вас появятся? Что будете делать? Лучше всего сочинить рассказ на основе этого сюжета. А потом представьте обратную ситуацию – вы с ребенком уменьшаетесь до размера мышки. Что произойдет?
Развитие воображения у взрослых
Наиболее активно воображение работает у взрослых людей, чье сознание содержит большое количество образов. Новые образы и идеи рождаются на основе уже имеющейся информации. А чтобы накопить богатый опыт надо:
- читать книги разных жанров (фантастика будет особенно полезна);
- посещать выставки, музеи;
- ходить на театральные постановки, в кино;
- путешествовать;
- общаться с разными людьми;
- осваивать новые навыки.
Заключение
Живое воображение – это отличный инструмент на пути к успеху. Оно помогает решать нетривиальные задачи, с которыми вы столкнулись впервые. А также – найти необычные способы решения повседневных проблем. И как здорово, что его можно натренировать и развить!
Надеюсь, предложенные методы и упражнения вам понравятся. И в скором времени вы или ваши дети создадут нечто необычное, что перевернет мир.
Видео:КАК РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЮ // 4 эффективных упражненияСкачать
Как развить фантазию и воображение у взрослых: условия и методы
Владимир Кузьмич 09 мая, 2019
Добрый день, мои дорогие читатели!
Сегодня я хочу поговорить на тему, которая будет не только познавательной с точки зрения психологии, но и интересна сама по себе. И постараюсь подробно рассказать, как развить фантазию и воображение у взрослых.
На самом деле, взрослые больше нуждаются в советах на этом поприще, чем дети. Потому что детское воображение гораздо богаче и ярче, а фантазия – намного живее, чем у тех, кто вырос и уже смотрит на мир рациональнее.
https://www.youtube.com/watch?v=ShPJBw3MKE0
Может быть, вы скажете, что и без воображения человек может спокойно жить всю жизнь. Я соглашусь с вами, но лишь отчасти.
В то же время, способность фантазировать обогащает, расширяет границы, добавляет красок в жизнь – словом, делает ее интереснее.
Кроме этого, отсутствие оных может представлять реальную проблему, или хотя бы неудобство. Согласитесь, не все наши повседневные дела рациональны. Иногда нам нужно подходить к ним творчески, с выдумкой.
Если вдруг вы из тех, кто не может похвастаться яркостью образов, возникающих в голове. Если творческие задания вгоняют вас в ступор – эта статья для вас. Итак, давайте вместе поищем способы вам помочь.
Типы воображения
Воображение можно разделить на несколько видов:
- Активное – сознательное создание образов усилием воли.
- Пассивное – спонтанное, невольное возникновение образов.
- Продуктивное – мысленное преображение реальных образов.
- Репродуктивное – мысленное воспроизведение реальности, как она есть.
К ним можно добавить еще два, которые возникают помимо воли человека:
- Галлюцинации и иллюзии – видение несуществующих образов, воспринимающихся, как реальные.
- Сновидения – произвольные образы, возникающие у человека в состоянии сна без участия его воли.
Нельзя сказать, что у некоторых людей вовсе отсутствует воображение. Например, в определенных ситуациях у них в голове все же возникают образы – лица, предметы, еда, знакомые ландшафты. Но кто-то способен представить их ярче и живее, дополнить деталями.
А кому-то будет сложно. Так как у всех эта способность развита по-разному.
Способность фантазировать приходит из детства. То, как она развивается, напрямую зависит от поощрения родителей. Для детей это настоящая потребность.
Но не все мамы и папы ее одобряют, считая глупой и бесполезной. Они считают, что на мир надо смотреть трезво, и чем раньше ребенок этому научится, тем лучше.
У таких детей во взрослом возрасте фантазия развита слабее чем у тех, в ком родители поощряли желание выдумывать и генерировать идеи.
Воображение и возраст
Детство – не единственное время, когда происходит развитие воображения. Оно проходит в несколько этапов:
- Детство;
- Переходный возраст;
- Юность.
В каждом из этих трех периодов есть свои особенности и свои стимулы.
В детстве ребенок познает мир как таковой. Шаблонное мышление еще не сформировалось. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. Мозг в этом возрасте работает очень быстро. Так заложено самой природой. В то же время у ребенка еще нет знаний об окружающем мире.
Сказка кажется такой же реальной, как повседневность. Он не анализирует, а просто принимает все на веру. О воображении в дошкольном возрасте подробно писала Е.Е. Кравцова.
Подросток мыслит по-другому. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение опирается на настоящее, но при этом рисует картины будущего. Важной составляющей мышления становятся мечты. Иногда безумные и наивные, но уже рациональные.
Юношеский возраст ставит перед человеком другие задачи. И сам он уже другой – с более или менее устоявшимися взглядами, более устойчивый, более эрудированный. Он способен смотреть вдаль и мыслить творчески, свободно, не загоняя себя в рамки. В зрелом возрасте эта способность может снижаться под напором неблагоприятных обстоятельств.
Методы развития воображения
Одно из главных условий развития фантазии – наличие пищи для ума: зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.
Если вы чувствуете, что жизнь стала скучной и пустой, а умственная деятельность вызывает утомление, пора задуматься. Не заела ли вас рутина? Не стала ли повседневность слишком предсказуемой? Возможно, уже давно пора найти способ переключиться.
Книги
Во-первых, самый доступный и приятный метод – чтение книг. Главное – действительно эффективный.
Так как читая, вы поневоле мысленно переносите себя на страницы. Кто-то предпочитает книгам фильмы.
https://www.youtube.com/watch?v=l2ixIC9Mn18
В этом тоже есть свой резон, но фильм закрывает многие вопросы. Вы можете додумывать сюжет, но лица героев и все остальное уже было придумано за вас.
Однако читая, вы не имеете перед собой картины, и ваш мозг дорисовывает все образы.
Например, если описывается улица – вы непременно увидите эту улицу мысленным взором. К тому же, если описывается человек – вы обязательно будете как-нибудь его представлять. Может быть, он будет похож на вашего знакомого; может быть – на кого-то еще. Но точно не останется безликим!
Еще одно достоинство книги – она способна перенести вас в любое время и место. Читая, вы раздвигаете все возможные границы и действительно получаете впечатления, составляющие основу нашей фантазии.
Вы уже не будете полностью поглощены повседневной рутиной, она не будет так давить на вас – потому что вам есть, где укрыться. И есть то, на что можно переключить мысли. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчивым к новой информации.
Ассоциации
Во-вторых, развивайте ассоциативное мышление. Ассоциации – это связь между предметами, событиями, фактами и явлениями. Сознательно стимулируя возникновение таких связей, вы научитесь создавать в уме целостную картину.
Начните с простого. Подумайте, с чем у вас ассоциируются простые предметы быта – чашка, книга, часы, и т.п. Какие воспоминания они вам навевают?
Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, поменяйте им цвет. Не ограничивайте себя естественными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы был желтым в клеточку. И заодно, как бы он смотрелся на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?
Полезно будет задействовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются конкретные вкусы и запахи – свежего хлеба, кофе, скошенной травы, воздуха после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.
Слушайте музыку. Часто песни и просто музыкальные композиции без слов стимулируют воображение настолько, что в голове прокручиваются целые клипы. И опять же, конкретная музыка может вызывать связанные с ней воспоминания.
Даже вышеупомянутые книги и фильмы могут ассоциироваться не со своим содержанием, а с событиями, которые происходили в момент чтения или просмотра Пользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.
Творчество
В-третьих, вы можете действовать более радикально – не пользоваться плодами искусства, а погрузиться в него.
Походите по художественным выставкам, почитайте книги о живописи. Затем попробуйте рисовать сами, даже если не умеете.
В хорошем смысле дайте волю рукам. Сначала в рисунках не будет смысла, но со временем у вас обязательно появятся идеи.
Наконец, попробуйте писать стихи, чтобы облечь образы и ассоциации в слова.
Проще говоря, не игнорируйте свои мысли, а дайте возможность эфемерному и бесформенному обрести форму.
И не забывайте то, о чем говорилось выше – воображение и фантазия присущи любому человеку. Так как это врожденная способность, которая за ненадобностью ослабевает, а при тренировке – развивается и крепнет.
На десерт, забавное видео как развить фантазию и воображение у взрослых, раздвигая шаблоны мышления (для удобства разверните телефон на 90 градусов).
На этом я прощаюсь с вами и желаю, чтобы ваши дни были полны ярких впечатлений и идей. Я продолжу помогать по мере своих скромных сил и возможностей. А вы не забывайте делиться записью в соцсетях и рекомендовать друзьям. Обязательно заходите еще. Вам будут рады! Всего вам доброго!
Видео:КАК ВЕРНУТЬ КРЕАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. Современный мир и творчествоСкачать
Советы по развитию воображения и фантазии: почему это важно, способы
Иногда можно услышать о человеке: «Он начисто лишен воображения!». В основном так говорят о людях, которые не умеют фантазировать.
Но так ли необходимо развитие фантазии и воображения для современного человека? Ученые утверждают, что воображение – такой же важный психический процесс, как мышление, память, внимание.
Без него не будет великих открытий и гениальных произведений, необходимых для человечества изобретений. Сама жизнь станет скучной и унылой без фантазии.
Воображение расширяет возможности познания и преобразования окружающего мира
Для чего нужно воображение
Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?
По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.
Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.
Способы развития воображения
Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы
Активность воображения более всего проявляется у младших детей и подростков, которые познают окружающий мир.
Некоторые его аспекты иногда не понять в реалии, поэтому на помощь приходит воображение, например, как представить Вселенную, иные миры, вымерших животных, жизнь древних людей.
Психологи утверждают, если у детей дошкольного возраста богатое воображение, то и познаваемый мир будет для них разнообразнее.
https://www.youtube.com/watch?v=l2ixIC9Mn18u0026t=143s
Как же взрослые, неужели их воображение более скудное? Многие специалисты уверяют, что каждый взрослый может и должен подумать, как развить воображение, так как работа, учеба, жизненные обстоятельства требуют порой нестандартных решений.
При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение
В психологии известны эффективные способы развития воображения:
- Визуализация – самое простое действо, которое заключается в мысленном воспроизведении определенного объекта по деталям. Чтобы овладеть таким приемом, лучше начать с легкого и приятного воспроизведения. Например, на работе представить уютный вечер с чашечкой кофе, сфантазировать каждую деталь, вспомнить аромат, вкус, подключив как можно больше чувств. Таким образом, можно воспроизводить разные события. Если возникают трудности при визуализации реальных событий, можно использовать происшествия из книг.
- Ассоциация – классика, которую можно встретить в любом учебнике по логике. Суть приема состоит в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, которые с ним ассоциируются, то есть соединяются. Например, слово «отпуск», нужно подобрать к нему все слова, которые будут обогащать его: поезд, самолет, путевка, чемодан, море, чайки, солнце, пляж, песок, экскурсия. Чем больше образов подбирается, тем лучше развивается воображение. Пиком развития может служить ситуация, когда соединяются не только реальные, но и абстрактные понятия. Например, грустный, веселый, жизнь, красота.
- Творчество – интересный способ для работы воображения. Человеку свойственно творить, создавать красоту в окружающем. В современной жизни такой прием известен как хобби. Можно придумать уникальные вещи: картины, новинки моды, дизайнерские интерьеры, произведения и многое другое, без чего невозможна человеческая жизнь. Если не хватает идей для вдохновения, надо отправиться туда, где их в избытке: картинную галерею, на выставку современного искусства, уникальных предметов. Все зависит от того, чем хочет заняться человек.
- Игра – наиболее простой и увлекательный способ развития фантазии. В настоящее время среди взрослых и детей популярными становятся различные обучающие игры, суть которых состоит в творческом управлении персонажем или действием: «Имаджинариум», «Загадки да Винчи», «Тетрис» и многие другие.
Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать
У взрослых людей
Не зря говорят, взрослый в душе остается ребенком, поэтому возможно использовать все приемы, которые обычно применяют в отношении детей. Игровая и творческая деятельности могут нести иной смысл, но порадуют взрослых не меньше.
Психологические сайты предлагают множество игр на развитие воображения, которые люди могут внести в повседневную жизнь. Причем для игры не нужно выкраивать дополнительное время в плотном рабочем графике.
Играть можно по дороге на работу и домой, в автомобильной пробке, на отдыхе, при встрече с друзьями. Наиболее популярны:
- Друдлы (англ. doodle – каракули, riddle – загадка) – абстрактные изображения, в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошую фантазию, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное – оригинальное решение.
- «Буриме» (фр. bouts-rimés– «рифмованные концы») – литературная игра, главное правило которой – сочинение шуточных четверостиший на заданную тему. Рифмы лучше брать неожиданные и странные, что поможет напрячь мозги, фантазировать, придумывать юморные продолжения. Для начала пригодятся рифмы из любого стихотворения, например, лучами ручьями, снега луга.
- Хорошо помогает улучшить воображение творческое хобби, например, вязание, шитье кукол, вышивание картин, рисование, плетение из лозы, бисерные картины, пазлы и многое другое. Главное – найти время для любимых занятий, где можно дать волю фантазии.
Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения
У детей и подростков
Для развития воображения у детей хорошо подойдут творческие игровые задания. цель – фантазировать на основе составления новых образов из предложенных элементов:
- В практике часто используется классическое упражнение «Кляксы», которое заинтересует не только малыша, но и ребенка школьного возраста. Никаких особенных подготовок не требуется. Берется лист бумаги, складывается пополам, в середину сгиба наносится каплей жидкая краска. Нужно прогладить сгиб и опять развернуть. Получившиеся кляксы рассмотреть, пофантазировать, что бы это могло быть? Полезно устроить соревнование на самое нестандартное решение.
- Развитию фантазии способствуют задания на тему «Придумай и дорисуй». В цикл таких упражнений входит прорисовка незавершенных контуров, что полезно для творческого воображения.
- Хорошо развивают фантазию подвижные игры для любого года жизни, начиная от дошкольного возраста. Особенно полезны они в семьях, где есть разновозрастные дети. Например, старший бросает мяч с каким-либо словом, ребенок должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, ручка писалка, книга читалка, ботинки ходилки, сумка тащилка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.
Простые упражнения для тренировки фантазии
Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации
Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:
- Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
- Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
- Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
- «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
- Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.
Простые упражнения помогут полету фантазии
Развитие воображения для творчества и рисования
Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста
Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время.
Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения.
Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?
Краткий эффективный курс развития творческого воображения:
- манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
- следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
- книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
- тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
- коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
- рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.
Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями
https://www.youtube.com/watch?v=Kpm94mOIMKQ
Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.
Видео:Как развить воображениеСкачать
Урок 4. Развитие творческого воображения
После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона.
Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв.
Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
Что такое творческое воображение
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.
Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами.
При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов.
Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.
Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового.
Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению, про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.
Способность к поиску решения проблем
Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.
К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки.
Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно – курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (смотреть в Википедии).
Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.
Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе.
На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления.
Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.
https://www.youtube.com/watch?v=AkanBICRZXA
Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием «Перемешанные буквы в словах»
Упражнение «Перемешанные буквы в словах»
Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.
ÐгÑа загÑÑжаеÑÑÑ…
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Средства развития воображения
Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта.
Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем.
В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов, возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.
Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг, о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.
Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному.
К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.
Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.
Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете.
Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит.
Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.
Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно.
Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.
Упражнение 1. Поворот фигур
Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие – поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.
https://www.youtube.com/watch?v=MsrKXZXH4Ck
Вам нужно прочитать вопрос, внимательно посмотреть на фигуры, постараться в своем воображении мысленно отражать и поворачивать фигуры и понять являются ли они одинаковыми.
ÐгÑа загÑÑжаеÑÑÑ…
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Упражнение 2. Разгадывание друдлов
Друдлы
📸 Видео
55. Практикуем активное воображение ЮнгаСкачать
«Поколение М» х ГИТИС. Развитие фантазии и воображенияСкачать
Как развивать воображение?Скачать
2 упражнения для развития фантазии и воображенияСкачать
Развитие воображения у детей / Как развивать воображение у ребенка?Скачать
Игра на развитие воображения дошкольников | d-seminarСкачать
Абсурд как источник фантазии и воображенияСкачать
ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВСкачать
Актерское мастерство. Развитие воображения и фантазии.Скачать
Фантазия с нуля / Как развить свою фантазию и воображение / часть 1Скачать
Развитие фантазии и воображения ребенка.Скачать
Видеозанятие: Развитие фантазии и воображенияСкачать
Медитация "Развитие воображения"Скачать
Развитие фантазии и воображения для визуализацииСкачать
НЕСКЛАДУШКИ и НЕЛЕПЕЦЫ |развитие ВООБРАЖЕНИЯ и ФантазииСкачать
Необычная игра с Аркадием . развитие воображения и фантазии.Скачать