Психология

Психология Статьи по психологии
Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы

Психология

Приветствую, дорогие читатели!

Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой.

Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.

Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена.

На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук.

И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.

Содержание
  1. Что изучает психология?
  2. История появления и развития психологии
  3. Виды психологии
  4. Академическая психология
  5. Прикладная психология
  6. Методы психологии
  7. Заключение
  8. Что такое психология
  9. Определение предмета психологии
  10. Объект психологии
  11. Основные направления психологии
  12. Психология человека: основы, уроки для начинающих, интересные психологические факты, с чего начать изучать науку
  13. Что такое психология человека, основные её направления
  14. Какие книги по психологии помогут новичку?
  15. Зачем нужны уроки психологии?
  16. Значение психологии в жизни человека
  17. Интересные факты в психологии
  18. Психология памяти человека
  19. Методы психологического воздействия на людей
  20. Популярные направления психологии
  21. Классический психоанализ, 1900
  22. Аналитическая психология, 1912
  23. Индивидуальная психология, 1912
  24. Бихевиоризм, 1912
  25. Гештальтпсихология, 1912
  26. Гуманистическое направление, 1951
  27. Когнитивизм, 1955
  28. Трансактный анализ, 1956
  29. Концепция современной психологии
  30. Список использованных источников:
  31. 💡 Видео

Что изучает психология?

Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».

В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:

  • возрастная психология;
  • социальная психология;
  • семейная психология;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах.

Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий.

Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.

История появления и развития психологии

О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.

Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.).

Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу.

А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.

В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:

  1. Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
  2. Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
  3. Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
  4. Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.

Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.

Виды психологии

Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:

  1. Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
  2. Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.

Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Академическая психология

Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.

https://www.youtube.com/watch?v=4EDhiKlBg_k

Академическая психология характеризуется тем, что:

  • исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
  • не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
  • создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.

Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.

Прикладная психология

Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:

  1. Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
  2. Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
  3. Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
  4. Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.

К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:

  • оказались в сложной жизненной ситуации;
  • планируют строить бизнес;
  • испытывают сложности в общении;
  • переживают кризис личных или семейных отношений;
  • обеспокоены поведением собственных детей;
  • испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
  • страдают от фобий и панических атак;
  • пытаются избавиться от вредных привычек;
  • желают сменить профессию.

Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.

Методы психологии

Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.

С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

  • наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
  • самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
  • собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
  • эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
  • опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
  • тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
  • биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.

В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого.

Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование.

А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

Заключение

Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому.

Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками.

Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.

Видео:7 ТИПОВ СОЗНАНИЯ. Как научиться различать ДОБРЫХ и ЗЛЫХ людей. Секреты психологииСкачать

7 ТИПОВ СОЗНАНИЯ. Как научиться различать ДОБРЫХ и ЗЛЫХ людей. Секреты психологии

Что такое психология

Психология

Что такое психология? Науки подразделяются на точные и социальные, куда причислена психология, занимаясь изучением особенностей психики человека (становление, функционирование в общем и отдельных структур).

В контексте данной научной области изучаются особенности не только обособленного пробирочного индивидуума, но также групп людей в своём природном и экспериментальном взаимодействии, и особенностей протекания как эмоциональных, так и волевых паттернов.

Если объяснять, что такое психология кратко и понятно, то это отрасль, занимающаяся изучением человеческой души и её самопрезентационные проявления в материальной реальности, со всеми дополнительными аспектами и особенностями, ответвлениями и взаимодействием.

Часто психология как наука касается не столько отдельной жизни, сколько выделения общих особенностей, присущих большинству людей, т.е. это своеобразный поиск закономерностей, позволяющих прогнозировать многие процессы и выделять норму.

Являясь нормоцентрированной наукой, психология не может игнорировать патологию, поэтому тесно связана с пограничными областями медицины (психиатрией) и терапии (психотерапии, как немедикаментозного метода лечения расстройств).

Отдельно выделяется область патологий психологического состояния – патопсихология и стоит на стыке психологии и психиатрии.

https://www.youtube.com/watch?v=SOKSKWqCbc4

Что такое психология и что она изучает? Как и любая практическая дисциплина, психология подразделяется на множество категорий, основными, где являются фундаментальная (теоретическая, неизменно доказанная и принятая за аксиому) и практическая психология (с появляющимися и действующими методами прямого или косвенного воздействия). Первая занимается выделением неоспоримых фактов, а вторая является непосредственным применением знаний для коррекции или активизации необходимых процессов.

Используется большой спектр методов от субъективных (наблюдение, интроспекция, анализ творчества), до валидизированных тестов и опросников. Наиболее трудоёмким, однако широким по результативности является метод эксперимента.

Данные обрабатываются с использованием стандартизированных математических критериев и построения взаимосвязей, после чего возможны уже практические корректирующие воздействующие методы, такие как тренинг, психотерапия, внушение, формирующий эксперимент.

В тех отраслях, где тесна связь с биологическим состоянием возможно исследование мозговых структур, а в качестве воздействующего эксперимента используются биологические методы (магниты, излучения, малые токи и прочее).

Пока психология касается возрастных изменений, таких структур как когнитивные функции, мышление и память она во многом пересекается с биологией, логопедией и прочими стандартными науками.

Так, где речь заходит об индивидуальном развитии личности, особенностях её формирования, травмирования и обособления существует взаимосвязь со многими духовными традициями, эзотерическими практиками.

Это не является отходом от научных норм, но также как медицина начиналась с выявления лечебных растений, психология начиналась с советов шаманов и исповедей у духовника.

Довольно широка и многогранна психология, что это такое простыми словами или кратко объяснить не всегда можно корректно с точки смыслового пространства.

Каждый может найти в данной науке своё – практику манипулирования, особенности развития, способы коррекции или способ самопонимания, техники релаксации или объяснение поведения огромных масс.

В зависимости от направления внимания исследователя, психология способна принимать личностное направление.

Определение предмета психологии

Пытаясь понять, что такое психология человека на различных исторических этапах были различные попытки определить предмет исследования.

Определение понятия, точка зрения и особенности менялись в развитии общей науки, а также от того в контексте какого психологического направления выделялся предмет. В отличие от более стандартных дисциплин, каждое психологическое направление имеет собственную трактовку для изучения.

Даже сейчас не сформировано классическое понимание предмета, есть лишь общее направление, но добавлять собственные детали и понимание может каждое из направлений.

Что такое психология человека? Первоначально (ещё в философском понимании, когда психология не была отдельной наукой) предметом изучения и наблюдения считалась душа, после того, как описание души показалось учёным довольно размытым и неточным, то предмет сузили до сознания и его явлений.

Предметом был и непосредственный проживаемый опыт, поведение, функции приспособления, внимание уделялось бессознательным процессам, а в других особенностям переработки информации и образов.

Современная концепция склоняется к тому, чтобы выбрать предметом экзистенциальные данности, глубинный смысл и проблемы бытия человечества, как основу, формирующую все дальнейшие процессы.

Если отталкиваться от формального определения, то психология изучает психику, особенности её процессов в индивидуальном контексте, но учитывая культурно-исторический.

Чтобы полностью понимать предмет психологии мало такого сухого объяснения, а необходимо также и наблюдение за внутренними процессами (чувствами, эмоциями, аффектами), поддающимися только субъективному описанию, а значит, объективность построения предмета будет всегда ставиться под вопрос.

Предмет изучает когнитивные данные, особенности и индивидуальные эмоциональные и характерологические проявления в деятельности, окружающей обстановки, в корреляции показателя гендера, пола и многих других внешних факторов.

Объект психологии

Объект психологии – это целая совокупность понятий, характеризующих психические процессы и явления. Обычно сюда относят поведение, как отражение действенной активности, деятельность, как отрасль применения своей активности, взаимоотношения различных социальных уровней (от интимного взаимодействия двух личностей до особенностей общения целых народов).

Сложность трактовки термина приводит к тому, что авторы намеренно обходят этот момент, не давая никакого определения объекту, останавливаясь только на предмете. Другие выделяют объектом человека, психические проявления, также сюда входят группы людей и животные (раздел зоопсихологии).

Но нельзя сказать, что подобное определение может быть достаточно корректно, поскольку человека изучают и другие науки, только касаясь иных моментов.

Понимая такую ограниченность формулировки, была добавлена мысль о том, что объектом психологии также выступают различные материальные продукты деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=MA-d9tAMjN4

Если брать во внимание научность подхода, то объектом психологии стоит выделять психику в её нормальном развитии, поскольку в психиатрии также изучается психика, но уже с позиции нарушений и отклонений.

Необходимость определения объекта психологии исходит исключительно из научной позиции, требующей одинакового подхода и обозначения исследуемой области. Наиболее простая трактовка об изучении продуктов деятельности является наиболее приемлемой, однако и наиболее ограниченной, поскольку не раскрывает внутренних переживаний.

Если же оставить область без какого-либо объекта, то восприятие человека расширяется, но не фиксируется в научных рамках.

Объектом выступает как сама психика так весь феноменологический спектр общества, отдельной жизни и исторического периода.

Для изучения нематериальных моментов, а именно этим и занимается психология, ей необходимо как-то приземлить и найти доказательства проявлений изучаемых явлений в физическом мире, поэтому используются как наблюдение за реакциями, так и анализ продуктов наравне с переживаниями исключительно субъективного характера.

Основные направления психологии

Направления психологии делятся по основной концепции, предлагаемой автором, чаще имеют название, соответствующее родоначальнику или отражающее основную суть направления.

Классическим считается фрейдизм и неофрейдизм, несмотря на то, что их постулаты уже опровергнуты, а все исследования были следствием изучения одного случая или теоретического анализа автора – они были первыми, поэтому изучения начинаются с них.

До сих пор существуют школы, изучающие и практикующие фрейдизм, однако многие паттерны первоначальной теории были подкорректированы.

Изучает данная теория сознание и подсознание, концентрируясь на последнем, как наиболее мощному инструменту психики, способному влиять на огромное количество человеческих проявлений.

Этот подсознательный уровень связан с биологическими инстинктами, поэтому его влияние и сила так объяснимы с точки зрения доказательной науки, среди прочих биологических факторов огромная роль отдавалась сексуализации психологического пространства, как объяснению смысла поступков и эмоциональных реакций, жизненных мотивов и снов. Со временем сами последователи отошли от столь биологического восприятия личности и стали больший акцент делать на социальности, влиянии первых лет жизни и главных родительских фигур.

Бихевиоризм также представляет собой биологическое направление, рассматривающее личность только как представителя какого-либо особого набора поведенческих реакций.

Основные механизмы деятельности и человеческая психика объяснялась через поведение, его паттерны, устойчивые и неконтролируемые формы, как способ приспособления.

На определённых периодах это направление актуально, когда формируются социальные навыки или рассматривается только внешняя деятельность, в остальном оно не состоятельно в анализе глубинных причин и когнитивных структур.

Воспринимать личность и психику, как что-то целостное начала гештальтпсихология, пытающаяся объяснить все феномены путем анализа целостного образа и элементов. Именно тут выделяется единица анализа как психическое понятие, а не как биологическое, предоставляя возможность большей индивидуализации.

Гуманистическая психология продолжает развивать идею целостности и основной направляющей силой у человека считает постоянное развитие и стремление к нему.

Тут возникает феноменология личности, её самореализация, как духовного существа, так и индивидуума, обладающего различными задатками.

В гуманистической психологии развивается понятие этики и нравственности, отсутствующие в первых биологических направлениях – выделяется поиск истинного смысла существования каждого человека.

Кроме направлений, базирующихся на каком-то психологическом принципе или постулатах, психология подразделяется и на области, где применяются эти знания. Существуют различные особенности и ключевые моменты, куда отводится основное внимание психологического направления.

https://www.youtube.com/watch?v=dgG-nqLwmK4

Социальная психология изучает группы и проявление отдельной личности в конкретном социуме.

Относительно рабочих и учебных коллективов направление деятельности может сводиться к уточнению социальной совместимости людей, профориентации, возможной реструктуризации предприятия или же соответствия человека данному посту.

Сюда же относятся различные формирующие мероприятия по сплочению коллектива или развитию определённых способностей – тимбилдинги, мозговые штурмы и пр. В больших группах возможно проследить влияние сми, различных выступлений, масс-медиа и телерадиовещания.

Возрастная психология изучает развитие, выделяет нормы развития всех функций, сознания и новообразований. Подразделяется на отдельные ответвления в зависимости от возраста (пренатанальная, геронтологическая и пр.). Это контролирует формирование личности, а также помогает различными методиками закреплять и развивать новые необходимые психические образования.

Тесно с ней связано направление педагогической психологии, специализирующейся на том же процессе развития, но только в рамках образовательного процесса. Тут характерны методики для преподавателей, чтобы построить программу обучения максимально лёгкую и эффективную.

В более старшем возрасте её замещает психология труда, работающая не столько с успехом деятельности, сколько с профилактикой выгорания, эффективного использования труда, разработкой норм, чтобы не снижались функции памяти и внимания, что предотвращает несчастные случаи.

Отделы подбора персонала и адаптации сотрудников, профориентологи и коучи по развитию профессиональных компетенций используют основополагающие принципы данного направления.

Дифференциальная психология относится к психодиагностике и занимается не выделением общих закономерностей, что характерно для большинства направлений, а наоборот заточена под поиск отличий между разными типами личностей, их реакций в зависимости от ситуаций.

Благодаря той сфере возможна более точная формулировка способностей каждого индивида, построение уникального оптимального пути развития, а также коррекция неблагоприятных моментов не с помощью глобального изменения ситуации, а посредством устранения одного фактора, снижающего эффективность.

Узкоспециализированы патопсихология и медицинская психология – первая направлена на диагностику психиатрических патологий, вторая изучает любых соматических пациентов.

В этой зависимости была выделена психосоматика, однако она невозможна без понимания базовых принципов клинической психологии.

Направление изучает и врача, выдвигает определённые алгоритмы сообщения плохих новостей, обучает общению с трудными пациентами.

Множество ответвлений основано на профессиональной категории – есть психология рекламы и авиации, инженерная и экстремальная. Для тех, кто связан с творческим направлением или развивает в себе такие способности, рекомендуется обратиться к психологии творчества, занимающейся вопросами поиска новых идей, вдохновения и креативности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Видео:Как перестать себя накручивать? Врач-психиатр Михаил Тетюшкин о депрессии и постоянной тревожностиСкачать

Как перестать себя накручивать? Врач-психиатр Михаил Тетюшкин о депрессии и постоянной тревожности

Психология человека: основы, уроки для начинающих, интересные психологические факты, с чего начать изучать науку

Психология

Психология человека — это наука, которая изучает людей, их поведение, мышление, причины поступков.

Зная мотивы, согласно которым индивид действует в той или иной ситуации, можно добиться желаемого, например, положительного разрешения своего вопроса или просто наладить отношения с окружающими. Психология аккумулирует все важнейшие знания о человеке.

Люди, которые хотят достичь высот в обществе, должны не только их знать, но и уметь применять на практике. Ведь наша жизнь — это постоянная борьба со сложившимися обстоятельствами ради победы личных интересов.

Люди борются за более высокооплачиваемую должность, за то, чтобы создать семью с понравившимся человеком, привлечь к себе внимание, добиться популярности, узнаваемости, заработать больше денег. Именно психологические знания и помогают индивиду достичь желаемых результатов.

Что такое психология человека, основные её направления

Психология изучает психику индивида, особенности её проявления и функционирования, а также закономерности развития. В переводе с греческого — это наука о душе человека. Это учение прошло длинный путь становления, впитав в себя много полезных знаний. В 19 веке психология стала самостоятельной дисциплиной.

Благодаря этой науке, люди научились понимать природу психических явлений. Существуют различные направления психологии человека, которые изучают разнообразные поведенческие, нравственные, мыслительные, бессознательные, личностные вопросы.

Подобная систематизация позволяет более детально рассмотреть и понять природу психических явлений.

https://www.youtube.com/watch?v=TJ5PbekD9cs

Основные направления психологии человека:

  1. Когнитивное — изучает форму и содержание познавательной деятельности. Мышление и интеллект определяет поведение индивидуума. Данный раздел выясняет, каким образом приобретаются, сохраняются и используются различные знания.
  2. Ассоциативное — изучает психику на основе ассоциаций. Согласно этому учению сознание формируется под влиянием ощущений и чувств. Сложные понятия легче воспринимаются благодаря их отождествлению с более простыми. На закрепление ассоциаций влияет частота их повторения.
  3. Гештальт психология — попытка объяснить психические процессы благодаря существованию неких целостных образований — «гештальтов». Посредством восприятия и мышления окружающие предметы воспринимаются органами чувств как целые формы.
  4. Гуманистическая — изучает личность человека и его возможности. Люди живут в мире своих переживаний, и в зависимости от ситуаций исполняют различные ролевые функции. Основная задача жизни индивидуума — самосовершенствование. Человек задумывается о высоком, только удовлетворив свои низшие потребности.
  5. Глубинная — изучает бессознательные процессы. Эта наука считает неосознанные явления движущими силами человеческого поведения. Основателем психоанализа является З. Фрейд. Психика индивидуума включает бессознательные и вытесненные из сознания формы. Основу личности составляют иррациональные, эмоциональные, инстинктивные процессы. Благодаря психоанализу учёным удаётся выяснить причины психических явлений.

Какие книги по психологии помогут новичку?

Для того чтобы самостоятельно изучить психологию человека, нужно прочитать книги подобной тематики. Психология человека изучается с азов.

Прежде чем понять сложные научные выводы, нужно выучить основные термины и определения. Такую информацию можно найти в учебниках первого курса по психологии.

После освоения терминологии можно перейти к изучению работ классиков — З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

Самые известные авторские произведения по психологии: Экман Пол «Узнай лжеца по выражению лица», Н.В.

Батурин «Как управлять эмоциями», Мартин Селигман «Путь к процветанию», Дэн Ариели «Вся правда о неправде», Элис Мьюир «Уверенность в себе».

Кроме книг есть много интересных журналов: «Экспериментальная психология», «Российский психологический журнал», «Экзистенциальная и гуманистическая психология».

Психологию нужно изучать по книгам. Полученные знания рекомендуется закреплять на практике. Прежде чем советовать людям, психолог должен поработать над собой, изменить свой характер и поведение. Вначале следует изучить самого себя. Для того чтобы суметь помочь другим, будущему психологу нужно самостоятельно преодолеть свои фобии, избавиться от собственных комплексов и проблем.

Зачем нужны уроки психологии?

Психологические знания важны в любой области человеческой жизнедеятельности. Иногда люди не знают, как поступать в той или иной ситуации. Им на помощь придут уроки социальной психологии.

Они пригодятся каждому, кто хочет добиться взаимопонимания с окружающими, понять причины происходящих событий, мотивы поведения других людей. Знания по психологии помогают разрешить собственные проблемы и стойко отражать любые неприятности, встречающиеся на жизненном пути.

Психологическую науку можно изучать самостоятельно по книгам или с помощью рекомендаций специалистов.

Уроки по психологии заключают в себе знания из множества теоретических материалов. Они созданы опытными психологами, которые не только стремятся донести различные научные выводы до умов своих учеников, но и адаптируют их под практическое применение. В каждом уроке даются полезные советы и различные рекомендации.

Обучение начинается с изучения человека как личности. Прежде чем понять поведение людей, нужно исследовать причины, влияющие на их психику. Психологические знания можно применять на практике, благодаря специальным методам психологии. Зная все основы психологии нужно научиться воздействовать на окружающих и выстраивать с людьми дружеские отношения.

https://www.youtube.com/watch?v=VZ1_AFs0Tqc

Почему уроки психологии от специалиста лучше самостоятельного чтения? Учебный курс специально рассчитан на людей, которые ничего не понимают в данной науке, но хотят быстро научиться разбираться в людях.

Опытный психолог даёт возможность изучить теорию и тут же рассказывает, как полученные знания применить на практике.

Без подобных подсказок можно годами изучать книги по психологии, но так и не знать, как повести себя в конфликтной ситуации.

Помимо книг и учебников, специалист на своих уроках использует психологические игры, упражнения. Они помогают людям закрепить выученный материал и лучше понять себя и окружающих. На уроках ученики могут принять участие в психологических экспериментах, изучить психологические эффекты, пройти тесты, посмотреть видеоматериалы.

Желающие изучить психологию могут обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину, или пройти у него онлайн-обучение.

Значение психологии в жизни человека

Уже в раннем детстве происходит формирование личности. Каждый человек впитывает в себя информацию из окружающего мира. Под влиянием этих знаний формируется характер человека. На жизненном пути каждый индивидуум встречает немало проблем. В зависимости от характера и желания человек может справиться с трудностями или, наоборот, покориться судьбе.

Большое значение во всевозможных проблемных ситуациях имеет самоконтроль. Если индивид умеет контролировать свои эмоции, его тяжело вывести из равновесия. Такая личность знает, как вести себя в обществе, как нравиться людям, добиваться желаемого результата.

Существуют простые правила, соблюдая которые можно легко добиться успеха:

  • необходимо научиться разбираться в людях;
  • со всеми окружающими нужно сохранять хорошие отношения;
  • всегда необходимо уважать интересы других членов общества;
  • нельзя опускать руки перед трудностями;
  • бороться за свои интересы нужно в любой ситуации;
  • не стоит постоянно винить себя за ошибки и часто вспоминать свои неудачи;
  • чтобы добиться успеха, нужно постоянно что-то делать;
  • нельзя бояться совершать поступки и брать на себя ответственность.

Люди по-разному себя ведут, попадая в незнакомую ситуацию. Некоторые начинают предпринимать активные действия. Более робкие и мнительные индивиды, наоборот, могут упасть духом. Разная реакция на одинаковую ситуацию объясняется индивидуальными особенностями личности, воспитанием, образованием, моральной закалкой.

Морально неподготовленный индивид не знает как правильно себя вести, встретившись с опасностью. Вместо того, чтобы действовать или, спасаясь, убегать, он может потерять ясность мысли, стать полностью неподвижным и уязвимым.

Для того чтобы индивидуум смог справиться с различными бедами, которые с высокой долей вероятности попадутся ему на жизненном пути, нужно подготовиться к негативным ситуациям, закалить психику и волю.

Выполнить эту задачу можно с помощью знаний из области психологии.

Если человек психологически готов к любым неприятностям, его ничем не испугать, он может адекватно среагировать на опасность и правильно действовать в любой ситуации.

Интересные факты в психологии

Знания о психологии человека способствуют личностному росту, помогают наладить хорошие отношения с окружающими людьми, добиться успехов в профессиональной сфере. Научные достижения в этой области приоткрывают дверь в мир нового и непознанного, позволяют понять причины, побудившие индивидуумов поступать так, а не иначе.

Подборка интересных психологических фактов:

  1. Человек чувствует себя счастливым, если его мозг постоянно чем-то занят. Ничто так не удручает, как отсутствие новой информации и возможности переключать своё внимание с одной темы на другую.
  2. Мозг работает даже во время сна. Проснувшись утром, человек помнит лишь то, что для него действительно важно.
  3. Серое вещество всегда сигнализирует о возможной опасности. Правда, некоторые сигналы люди склонны игнорировать, полагаясь на везение.
  4. Если человек хочет заняться чем-то новым, ему нужно около двух месяцев, чтобы привыкнуть. Спустя 60 дней любое новшество будет доведено до автоматизма и не вызывать дискомфорта.
  5. Люди, которые по ночам видят страшные сновидения, как правило, во сне мёрзнут.
  6. Для того чтобы избавиться от тревожных мыслей, рекомендуется почитать новую книгу. Она поможет переключить внимание лучше, чем музыка, спорт, алкоголь или просмотр кинофильмов.
  7. Если человек надеется получить слишком много, то он очень болезненно воспринимает неудачу. Чем скромнее планы, тем спокойнее реакция на поражение.
  8. В незнакомом месте люди держатся правой стороны. Очередь слева всегда короче той, что справа.
  9. Люди более охотно нарушают порядок, если видят признаки царящего вокруг беспорядка.
  10. Индивиды неохотно вступают в спор со спокойным человеком. Их больше привлекают слишком эмоциональные противники.
  11. Чем дольше люди спят, тем меньше они подвержены риску психического расстройства.
  12. Для того чтобы установить с кем-либо хорошие отношения, нужно назвать его имя.
  13. Что сделать, чтобы быстро заснуть: нужно лечь на спину, закрыть глаза, закатить зрачки вверх. Именно в таком положении людей одолевает сон.
  14. В дискуссии часто побеждает тот, кто кричит громче остальных. Хотя зачастую слишком эмоциональный спорщик бывает неправ.
  15. Малокомпетентные люди чаще добиваются высот, потому что неспособны оценить масштаб и последствия своих ошибок. Они отличаются твёрдолобостью, их не мучает совесть, они ведут себя слишком самоуверенно — опять же в силу своего непрофессионализма.
  16. Преступниками редко становятся красивые люди. Они и так получают всё, чего хотят от жизни — за счёт своего обаяния или просто за чужой счёт.
  17. Люди, которые заняты разрешением какой-то проблемы, часто не видят, что у них происходит под носом.
  18. Собеседники могут смотреть друг другу в глаза лишь пару секунд. Пристальный взгляд свидетельствует о влюблённости или о скрытой агрессии.

Психология памяти человека

Особое значение в психологии человека занимает память. Благодаря запоминанию информации, каждый индивид развивается, обучается, становится личностью.

В основе памяти лежит свойство нервных клеток изменяться под влиянием раздражителей и надолго сохранять следы нервного возбуждения. В нейронах происходят различные биохимические изменения.

Когда память оживляется, происходит возбуждение нервных клеток даже при отсутствии раздражителя.

https://www.youtube.com/watch?v=4IWliyl3HyE

Психология памяти тесно связана со свойствами воды. Ведь человеческий организм на 80 процентов состоит из жидкости. Вода может помнить состояния, в которых ранее пребывала. Подобный процесс возможен, благодаря способности жидкости поглощать, а также трансформировать и перераспределять энергию.

Методы психологического воздействия на людей

Социум состоит из людей, которые постоянно между собой общаются. Осознанно или нет, но все они воздействуют друг на друга. Существуют различные способы влияния на окружение.

Методы воздействия на человека:

  1. Заражение — способ основан на передаче эмоций от одного индивидуума другому. Если кто-то паникует или плачет, то у всех портится настроение. «Заразиться» можно как негативными, так и позитивными эмоциями, например, смехом, радостью, весельем.
  2. Внушение — индивиду внушают поступать так, как кто-то хочет. Внушение происходит с помощью слов, жестов, действий. У каждого индивидуума разная внушаемость. Мнительные люди и дети до 13 лет легче поддаются внушению, чем независимые личности.
  3. Убеждение — индивида убеждают поступать так, а не иначе с помощью логических размышлений. Чем выше интеллект человека, тем тяжелее его переубедить. В процессе убеждения важно вызвать доверие. Если собеседник сомневается в правдивости доводов, убедить его в чём-либо невозможно.
  4. Подражание — осознанно или бессознательно индивид старается скопировать манеру поведения другого человека. Обычно примером для подражания являются успешные, знаменитые и богатые личности.

Многими людьми используется ещё один способ воздействия на индивидуума. Его название – манипуляция. С помощью этого метода манипулятор получает желаемое, а у оппонента сохраняется иллюзия самостоятельно принятых решений. Ещё Аристотель говорил, что успех воздействия зависит от того, кто, кому и что говорит.

Психология личности — это увлекательная наука. Понять её основы может любой. Правда, применить на практике знания удаётся далеко не всем. Помочь разобраться во всех нюансах психологической дисциплины поможет опытный психолог.

Видео:КАК УСТРОЕН МИР? 10 советов психологаСкачать

КАК УСТРОЕН МИР? 10 советов психолога

Популярные направления психологии

Психология

Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.

Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в.

немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию.

Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.

Классический психоанализ, 1900

История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З.

Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности.

Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:

  • аналитическая психология;
  • индивидуальная психология;
  • трансактный анализ.

Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром.

В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны.

Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное.

Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.

Аналитическая психология, 1912

Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.

https://www.youtube.com/watch?v=zWCKjoo6hNIu0026list=PLt3fgqeygGTVk5khY228EBHujarUgyLfv

Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е.

двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное.

Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации.

Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность.

Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З.

Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка.

В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М.

Бехтерев, изучавшие рефлексологию.  

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии.

Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков.

Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

Гештальтпсихология, 1912

Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в.

целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия.

Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.  

По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями.

Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом.

Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.

https://www.youtube.com/watch?v=-7f47AUdQQUu0026list=PLt3fgqeygGTVk5khY228EBHujarUgyLfv

Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.

Гуманистическое направление, 1951

В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности.

Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс.

По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:

  • стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
  • внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
  • гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
  • для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.

Когнитивизм, 1955

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.

Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса.

По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению.

Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).

Трансактный анализ, 1956

История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления.

Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в.

По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».

Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне.

Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве.

Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.

Концепция современной психологии

История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.

При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э.

Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания.

Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.

https://www.youtube.com/watch?v=iDnhX2E7XuY

Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности.

Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие.

Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.

Список использованных источников:

  • 1.  J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
  • 2.    Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
  • 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

  • 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  • 5.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
  • 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П.

    Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.

  • 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
  • 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
  • 9. К.Г. Юнг.

    Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.

  • Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. –  2е издание. –  М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.

Лилия Ростамовна Курмалеева, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

💡 Видео

Психологические ХИТРОСТИ на КАЖДЫЙ день 😵Скачать

Психологические ХИТРОСТИ на КАЖДЫЙ день 😵

НОВИНКА 2024! ЗАСТАВИЛА ЧУЖУЮ ЖЕНЩИНУ СПАСТИ ЕЁ БРАК! | Психология любви | МЕЛОДРАМАСкачать

НОВИНКА 2024! ЗАСТАВИЛА ЧУЖУЮ ЖЕНЩИНУ СПАСТИ ЕЁ БРАК! | Психология любви | МЕЛОДРАМА

Фрейд за 10 минутСкачать

Фрейд за 10 минут

ПОСЛЕ ЭТОЙ АУДИОКНИГИ НИ ОДИН ПСИХОЛОГ ВАМ УЖЕ НЕ СМОЖЕТ ПОМОЧЬ! Зато Вы Поможете Ему Сами! l НИКОШОСкачать

ПОСЛЕ ЭТОЙ АУДИОКНИГИ НИ ОДИН ПСИХОЛОГ ВАМ УЖЕ НЕ СМОЖЕТ ПОМОЧЬ! Зато Вы Поможете Ему Сами! l НИКОШО

Психологи, Что о Поведении Людей Нужно Знать ВСЕМ?Скачать

Психологи, Что о Поведении Людей Нужно Знать ВСЕМ?

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)Скачать

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

Однажды, ты всё поймёшь, что всё. #психология #саморазвитие #мориарти #живисейчас #живисегодняСкачать

Однажды, ты всё поймёшь, что всё. #психология #саморазвитие #мориарти #живисейчас #живисегодня

#психология #психолог #клиническийпсихолог #отношения #деньги #семьяСкачать

#психология #психолог #клиническийпсихолог #отношения #деньги #семья

10 советов психолога, которые изменили мою жизнь: самооценка, отношения, родители//girly podcast n.1Скачать

10 советов психолога, которые изменили мою жизнь: самооценка, отношения, родители//girly podcast n.1

Психология властиСкачать

Психология власти

15 советов моего психолога, которые сделали жизнь качественнейСкачать

15 советов моего психолога, которые сделали жизнь качественней

02 Житейская психологияСкачать

02 Житейская психология

01 Психология и философияСкачать

01 Психология и философия

Психология привычки. Хэролд Литл. [Аудиокнига]Скачать

Психология привычки. Хэролд Литл. [Аудиокнига]

Способ влюбить в себя навсегда. Психология отношений. Как влюбить в себя мужчину?Скачать

Способ влюбить в себя навсегда. Психология отношений. Как влюбить в себя мужчину?

4 психологических приема, чтобы найти общий язык с любым человекомСкачать

4 психологических приема, чтобы найти общий язык с любым человеком
Поделиться или сохранить к себе: