Психология профессионального общения

Психология профессионального общения Полезно
Профессиональные коммуникации: средства, функции, принципы организации процесса

Психология профессионального общения

Профессиональные коммуникации являются непременным условием, позволяющим сотрудникам компании эффективно взаимодействовать друг с другом. От того, насколько быстро и доступно будет происходить передача информации, напрямую зависит темп работы всего предприятия.

Профессиональные коммуникации играют важную роль при принятии руководителем наиболее эффективных решений и донесении их до коллектива. Если они налажены плохо, то это грозит возникновением негативных последствий, которые могут выразиться в ошибках в выбранных решениях, в возникновении недопонимания между работниками и руководителем, а также в ухудшении межличностных отношений.

Определение понятия

Профессиональные коммуникации представляют собой взаимодействие, осуществляемое в сфере официальных отношений.

Их основной целью является достижение намеченных результатов, решение поставленных задач, а также оптимизация определенной деятельности.

При этом каждый из участников профессиональных коммуникаций обладает своим статусом, являясь начальником, подчиненным, коллегой или партнером.

В тех случаях, когда между собой общаются люди, находящиеся на различных уровнях карьерной лестницы (исполнитель и руководитель), можно говорить о субординационных коммуникациях. Ведь здесь явно просматривается вертикаль отношений. При осуществлении взаимодействия, основанного на принципе равного сотрудничества, можно говорить о горизонтальных коммуникациях.

Актуальность вопроса

С профессиональным общением люди сталкиваются ежедневно. Оно имеет место на работе и в школах, в университетах и в официальных учреждениях. Это общение студентов и преподавателей, подчиненных и начальников, конкурентов, партнеров и коллег.

Для того чтобы достичь стоящей перед ним цели, каждый человек должен быть знаком со средствами и принципами подобных коммуникаций, ведь партнерам необходимо общаться на одном языке (и в прямом, и в переносном смысле), обладать общим социальным опытом и понимать друг друга.

Лингвистические аспекты общения

Лингвистические аспекты общения связаны с внутренней структурой языка и её функциями в речевой деятельности человека.

  • К лингвистическим относятся следующие аспекты:фонетический, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию;
  • грамматический аспект, который заключается в языковых правилах построения словоформ и предложений;
  • семантический аспект, который состоит в соотнесении языковых знаков со смысловым содержанием.
  • При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три уровня:языковой уровень, к которому относятся объём высказываний, лексическая насыщенность и вариативность, наполненность, правильность;
  • речевой уровень, к которому относятся связность между частями предложений и между частями текста, усложнённость высказываний синтаксически сложными построениями и обособленными оборотами, экспрессивность, употребление цитат и фразеологизмов, употребление неинформативных слов;
  • содержательно-смысловой уровень, признаками которого являются количество затронутых вопросов, следование теме, логичность и последовательность изложения, а также выраженность смысловых категорий (Чеботарёва Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. М.: Изд. РУДН, 1998, С. 69).

Соблюдение основных условий делового общения

Как сделать так, чтобы коммуникация в профессиональной деятельности была максимально результативной? Для этого понадобится выполнение ряда условий. Прежде всего, общение должно иметь понятную цель.

При этом в ее достижении важна заинтересованность всех вовлеченных в данный процесс лиц.

Примером может служить заключение договора, налаживание связей, согласование проведения мероприятий, разработка наиболее выгодных условий сотрудничества и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=cGyP4aaZBMo

Всем участникам профессионально-деловой коммуникации необходимо контактировать между собой, причем делать это вне зависимости от личных симпатий или антипатий.

Обязательным при этом является соблюдение субординации, должностных ролей, делового этикета и формальных ограничений.

Последнее понятие подразумевает под собой не только выполнение различных протоколов, распорядков и регламентов, но и банальную необходимость в контроле над силой собственных эмоций и в уважении собеседника.

Помимо этого, одним из необходимых условий для максимально эффективного осуществления деловой коммуникации в профессиональной деятельности является ее управляемость.

О подобном моменте должен предварительно позаботиться руководитель компании как наиболее заинтересованный в решении стоящих перед коллективом задач человек.

Ему важно мотивировать своих сотрудников на поиск оптимального решения, ведь в противном случае они останутся пассивными наблюдателями, не предлагающими никаких идей.

Средства делового общения

Профессиональная коммуникация — это осмысленное желание одного человека или же целой группы людей мотивировать одного сотрудника или весь коллектив к действию, способному хоть каким-то образом изменить возникшую ситуацию или повернуть разговор в иное русло.

Для осуществления намеченного имеется ряд инструментов. Так, к средствам профессиональной коммуникации можно отнести:

  1. Обычную почту. Из всех средств делового общения она является самым древним. И в связи с этим у традиционной почты имеется ряд недостатков. Заключаются они в низкой скорости передачи сообщений, более сложном оформлении писем (в сравнении с другими видами коммуникаций) и т. д. И это не говоря о том, что работает данная система далеко не всегда на должном уровне. Но обычная почта все же и сегодня используется в качестве средства профессиональных коммуникаций. Основным ее преимуществом является весьма приемлемый способ передачи между партнерами важных документов. В деловых отношениях может быть использован и такой способ, как передача телеграмм. Такая услуга также предоставляется почтой.
  2. Телефонная связь. Это весьма оперативное средство делового общения. Однако ведение переговоров по телефону не обладает юридической силой. Этот момент стоит учесть при применении профессиональных коммуникаций, задействовав при этом другие средства.
  3. Электронная почта. Это сравнительно новое средство делового общения пользуется заслуженной популярностью. Одним из основных его преимуществ является совмещение формы письменных коммуникаций (зафиксированный текст) с теми качествами, которыми обладает устное общение, в виде скорости передачи информации и возможности получения практически мгновенного ответа. Подобные качества позволяют сделать электронную почту одним из основных средств, применяемых для передачи сообщений неофициального характера.
  4. Факс. Используя специальный аппарат, можно очень быстро передать партнеру копию любого документа. Скорость является несомненным преимуществом факсимильной связи. Однако документы, переданные подобным способом, не имеют юридической силы, ведь на них нет подлинных подписей и печатей. Именно поэтому в большинстве случаев факс как средство коммуникации находит свое применение лишь для оперативной передачи документов. К исполнению они могут быть приняты лишь в том случае, когда следом за ними будут обычной почтой отправлены подлинники. Стоит иметь в виду, что с помощью факсов запрещено передавать документы с грифами «Для служебного пользования» или «Секретно».

Деловое общение

В основе профессиональной коммуникации неизменно находился и находится устный контакт. Осуществляется он между людьми, которые связаны между собой интересами дела, а также обладают необходимыми полномочиями для решения возникших проблем и установления партнерских отношений.

Такие беседы представляют собой средство профессиональных коммуникаций, заключая в себе все те достоинства, которых лишены телефонная связь и обмен письменной информацией. Дело в том, что деловое общение:

  • проводится в условиях тесного контакта, когда есть возможность сосредоточить свое внимание только на одном собеседнике или на небольшой группе людей;
  • создает условия, при которых возможно установление личных взаимоотношений;
  • предполагает непосредственный контакт.

Под деловой беседой в первую очередь понимается устная речь. А она, по сравнению с письменной формой, обладает целым рядом существенных отличий. Во время проведения такой беседы появляется возможность непосредственно воздействовать на собеседника или на группу людей.

При этом используются жесты и мимика, интонация и прочее. Кроме того, непосредственное общение не оставляет времени на предварительное обдумывание.

Именно поэтому в деловом разговоре нередко используются непринужденные формы общения, а также имеют место некоторые стилистические и грамматические особенности.

https://www.youtube.com/watch?v=K2P-RKqqhCw

Используемый в качестве основы профессиональной коммуникации деловой разговор отличает прежде всего логичность построения мысли.

Исходя из существующей практики, можно утверждать, что бизнесмены, прекрасно оперирующие суждениями и понятиями, способные убедительно доказывать и делать верные умозаключения, намного быстрее добиваются успеха, чем те деловые люди, которые данными навыками не обладают.

Видео:Самые важные навыки делового общенияСкачать

Самые важные навыки делового общения

Психология профессионального общения

Психология профессионального общения

Успешность любого дела зависит не только от качества товара или услуги, но и в значительной степени от владения искусством профессионального общения.

Определение 1

Общение понимается как процесс взаимодействия людей, идеальной задачей которого выступает принятие друг друга как бесспорной ценности, а прагматическими задачами ‒ обмен информацией, чувствами, действиями, образцами поведения на базе взаимного интереса и душевного расположения между участниками.

Таким образом, общение можно рассматривать как фактор, оптимизирующий любой процесс и тем самым позволяющий качественно решать всевозможные социальные, профессиональные образовательные задачи.

Эффективное общение ‒ это искусство, но есть возможность ему обучаться. Владение искусством профессионального общения считается весомым компонентом профессиональной компетентности сотрудников и руководителей организации, важным и нужным условием эффективности их деятельности в профессиональной сфере.

Определение 2

Профессиональное общение ‒ это социально-важная совместная деятельность на основании профессиональных компетенций, которая подразумевает скоординированность действий, принятие и понимание каждым ее участником специфики, целей и задач данной работы, собственной роли и собственных возможностей по ее осуществлению.

В отличии от обыденного, бытового, общение в профессиональной сфере подкреплено нормативными актами, регламентировано на культурном уровне и зачастую носит вынужденный характер. С соответственной спецификой его применяют предприниматели, политики, педагоги, юристы, медицинские работники и т.д.

К профессиональному общению относят деловое, юридическое, управленческое, педагогическое и ряд других, каждое из которых, в свою очередь, можно подразделить на прямое, которое осуществляется при непосредственном контакте, и косвенное, когда между партнерами имеется пространственно-временная дистанция.

В рамках психологии управления под профессиональным общением рассматривается преимущественно управленческое и деловое общение.

Функции профессионального общения

Выделяют следующие ключевые функции профессионального общения

  1. Контактная функция заключается в установке между партнерами по деловой коммуникации контакта как состояния взаимной готовности к передаче и приему профессиональных сведений, поддержанию взаимосвязи в форме неизменной взаимоориентированности.
  2. Информационная функция имеет место быть в обмене сообщениями, т.е. в передаче-приеме каких-либо сообщений в ответ на запрос, а также обмен суждениями, замыслами, заключениями, предложениями и т.д.
  3. Побудительная функция отображается в ходе стимуляции активности партнера по профессиональному общению, обращенной на исполнение им нужных действий.
  4. Координационная функция проявляется во взаимном согласовании и ориентировании при разработке совместных действий.
  5. Функция понимания имеет задачей не только адекватное понимание и восприятие смысла сообщенной информации, но и понимание партнерами друг друга (установок, целей, переживаний, состояний и т.д.).
  6. Эмотивная функция имеет место быть в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с реальностью. Так возникает симпатия-антипатия, любовь-ненависть, дружба-вражда.
  7. Функция установления отношений выражается в фиксировании и осознании собственного места в концепции ролевых, деловых, статусных, межличностных и других связей сообщества, в котором осуществляется профессиональное взаимодействие партнеров.
  8. Функция оказания воздействия отображается в изменении состояния, поведения, смысловых и личностных образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Необходимо принимать во внимание, что приведенные функции должны рассматриваться не только как процессы, которые составляют поток общения, но и как определенные частные цели взаимодействия с партнером по корпоративной профессиональной деятельности. Если какая-либо функция по тому или другому основанию не осуществится, в ходе общения возникают барьеры, сбои.

Культура и речь в профессиональном общении

Замечание 1

Профессиональная культура включает владение специальными профессиональными навыками и умениями, поведенческой культурой, эмоциональной, корпоративной культурой речи и культурой профессионального общения.

Специальные навыки складываются в ходе профессиональной подготовки. Поведенческая культура формируется в согласовании с этическими нормами принятыми в данном обществе.

Эмоциональная культура включает способность регулировать собственное психическое состояние, осознавать состояние собеседника эмоциональном уроне, управлять собственными эмоциями, убирать волнение, одолевать нерешительность, определять эмоциональный контакт.

https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

Общая культура речи предусматривает требования и нормы к речи в любых моментах общения, культура общения на профессиональном уровне определяется перечнем дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В культуре общения профессиональной сфере становится в особенности высокой роль психолого-социальных характеристик речи, таких как согласованность речи, эмоциональной отзывчивости собеседника, профессиональная ориентированность речи, согласованность речи с социальными ролями.

Речь считается средством получения, осуществления, формирования и передачи навыков в профессиональной сфере.

Культура профессиональной речи включает:

  • владение терминологией предоставленной специальности;
  • способность выстраивать выступление на профессиональную тему;
  • умение реализовать профессиональный диалог и возможность им управлять;
  • умение общаться с неспециалистами по проблемам профессиональной деятельности.

Замечание 2

Знание терминологии, способность определять связи между известными прежде и новыми терминами, способность применять научные термины и понятия в анализе ситуаций на производстве, знание отличительных черт стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в общении на профессиональном уровне.

Способность контролировать эмоции, ориентировать диалог в согласовании с нуждами профессиональной деятельности, следование этическим норм и требованиям этикета заключают поведенческую компетенцию.

Коммуникативное поведение предполагает такую организацию речи и соответственного ей речевого поведения, которые воздействуют на формирование и поддержание психолого-эмоциональной атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников процесса производства, на стиль их работы.

Общение на профессиональные темы в любой сфере предполагает не только четкое использование понятий и знание стоящих за ними терминов, но и следование общим нормам культуры речи. Адресованность речи специалистам не отменяет потребности следить за её соответствием нормам литературного языка.

Видео:Лекция№1. Введение. Психология профессионального общенияСкачать

Лекция№1. Введение. Психология профессионального общения

Профессиональная коммуникация — психология

Психология профессионального общения

Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться.

В социально-психологической литературе обычно используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений.

В конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным.

Деловое общение — это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач.

Деловое общение в данном случае является родовым понятием по отношению к служебному. Оно может проявляться как в служебной, так и во внеслужебной обстановке, например «встреча без галстуков». Что касается профессионального общения, то оно означает, на наш взгляд, прежде всего
степень квалификации владения им.

Профессиональному общению присущ ряд признаков, в частности, оно: — строго целенаправленно; — регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами); -носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости, замкнутости, общении в рамках определенных кругов и других элементов; — позиционно оформлено, иерархично, субординационно, что отражается в эффекте «над» и «под», т. е. в отношениях между начальником и подчиненным; — проявляется в определенных формах общения, стиле;

— атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно оформлено, предполагает соответствующую среду, мебель, оргтехнику, освещение), что создает оптимальную с точки зрения психологии обстановку.

https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0

В основе профессионального, как и всякого другого, вида общения лежит процесс передачи и приема сообщений. В качестве единицы общения выступает психологический контакт — акт коммуникации с обратной связью.

Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли о важных событиях, чувства, раскрывая те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называется доверительным. Оно определяется значимостью материала, раскрываемого собеседником о себе; отношением степени доверия к партнеру. Доверительное общение без установления психологического контакта невозможно.

Признаками доверительного общения являются: прочность (устойчивость) психологического контакта; отсутствие формального психологического воздействия партнеров по общению и жесткости контроля в его процессе; уверенность партнеров в том, что доверенная ими друг другу информация не будет использована им во вред; готовность поделиться с партнером чем-либо сугубо личным (конфиденциальным), не опасаясь за последствия; искренность партнеров.

Служебное общение — это процесс взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач. В его содержание входят: изучение партнера (восприятие и понимание его индивидуально-психологических особенностей); обмен информацией личностного и делового порядка. Проанализируем служебное общение более подробно.

В ходе служебного общения часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или противодействие со стороны партнера.

В этой связи необходимо учитывать следующие моменты: а) цели, задачи, функции, факторы и фазы беседы; б) приемыустановления психологического контакта с собеседником; в) условия создания и поддержания доверительных отношений с конкретными людьми; г) проявления различных субъективных позиций и тактик ролевого взаимодействия при решении служебных задач.

Беседы в ходе служебного общения в отличие от повседневных бесед характеризуются прежде всего своей целенаправленностью. В нижеприводимой таблице обозначены основные признаки, отличающие служебную беседу от повседневной.

Основные отличительные признаки служебных и повседневных бесед. Повседневные беседы. Служебные беседы.

Происходят, как правило, случайно и Планируются заранее и направлены без заранее поставленной цели на достижение определенных целей Отличаются большим разнообразием.

На эффективность служебного общения влияют субъективные факторы, связанные с личностными особенностями; объективные факторы, связанные с индивидуально-психологическими особенностями партнера; ситуативно-обстановочные факторы, обусловленные ситуативными и содержательными аспектами служебного общения (нормальная или экстремальная обстановка, в которой предстоит общаться; первая или неоднократно повторяющаяся беседа;
начало общения с обострением или без такового; общая (текущая) или актуальная тема беседы и т. п.).

В конечном счете результативность беседы зависит от таких обстоятельств, как личность собеседника (его авторитетность, профессиональная и коммуникативная компетентность); тематика-беседы, ее важность и значимость; техника проведения беседы.

Тактика проведения беседы включает: — определение ее конкретных целей, задач, плана, места и времени; — создание обстановки доверия (интонация голоса, дистанция где и как сидят собеседники и т. д.);

— умение слушать, задавать вопросы, держать инициативу в своих руках, не уходить за пределы основной тематики.

Установление психологического контакта во многом обусловливается личностными особенностями партнеров, в частности авторитетностью, базирующейся на фактах, единстве слов и дела, профессиональной компетентности; коммуникативной грамотностью (умение слушать, войти в положение другого, понять его, задавать вопросы, владеть письменной и устной речью).

Нередко для установления психологического контакта и доверительного общения необходимо: — получение и накопление информации о собеседнике (сильных и слабых чертах, целях, стремлениях); — включение собеседника в общение, его согласие на вступление в беседу; — использование различных стимулов (похвала);

— преодоление мотивов ухода от психологического контакта (нейтрализация установки собеседника на противодействие, введение в заблуждение и др.).

Учет и использование данных обстоятельств при установлении психологического контакта позволяет избежать как смысловых, так и эмоциональных «барьеров».

Абстрактного собеседника нет. Беседа проводится с человеком, находящимся в том или ином психическом состоянии.

https://www.youtube.com/watch?v=ihoC2DBk-Xk

Поэтому следует также иметь в виду, что в ходе беседы могут наблюдаться: — игнорирование мнения собеседника; — эгоцентрическое выспрашивание — односторонний интерес к информации, связанный с попытками найти у партнера понимание лишь собственных проблем (партнеру остаются неясными цели выспрашивания); -поддакивание (реакция типа «угу», «да») на высказывания партнера; — перефразирование — передача высказанных мыслей или чувств партнера собственными словами; -рефлексия — передача высказанных мыслей или чувств партнера собственными словами с учетом наблюдений за его актуальным состоянием; -вербализация — уточнение мыслей партнера для того, чтобы они стали более понятными; — умаление личности собеседника (например, один из собеседников заявляет другому: «Ты видишь это в неправильном свете»);

— ролевая защита личности — сокрытие собственного самочувствия. Между содержанием беседы и формой поведения существует противоречие (например, произносится общая фраза «Я вас понимаю» без расшифровки подробностей и действительного понимания).

Человек и Профессионал

Ключевые слова: профессионал, этика делового общения, профессиональная культура, профессиональное общение

2. Принцип «двойного хамелеона»:

Суть этого принципа очень проста: достаточно представить встречу двух хамелеонов, принимающих цвет друг друга. В зависимости от желания один из них может поменять свой цвет, тогда второй сможет имитировать цвет первого и наоборот.

Представьте себе человека, который хочет донести информацию до собеседника. Чтобы у него это получилось, он должен:

1)                 Иметь идею и желание её выразить (например, такую идею: «я хочу чего-то особенного»);

2)                 Уметь прогнозировать реакцию собеседника на способ выражения своей идеи («он такой, поэтому мне нужно сказать так, чтобы он понял, что «я хочу чего-то особенного»).

Это и есть принцип «двойного хамелеона».

Схематично выражаясь, общение представляет собой единство трех компонентов:

— идея говорящего;

— вербальные и невербальные средства сообщения информации;

— особенности личности собеседника.

Если допустить, что идея говорящего доступна для осознания и укладывается в рамки человеческого знания, то человек, добившийся успеха в реализации принципа «двойного хамелеона», является более успешным, чем человек не добившийся. Более успешным человеком в общении является тот, кто способен чаще демонстрировать принцип «двойного хамелеона» в общении с бόльшим количеством людей.

Очень важно также понимать, что принцип «двойного хамелеона» заключается не в имитации собеседника, а в использовании особенностей собеседника для более успешного объяснения ему своей идеи.

При этом собеседник в зависимости от тех же факторов ожидает и может прогнозировать коммуникативные поступки инициатора общения – того, кто вызвался описывать свою идею. То есть собеседник тоже «хамелеон». Чем более способны и готовы два человека играть в игру хамелеонов в процессе общения, тем эффективнее будет их общая коммуникация. В том числе, и деловая.

Перефразирую высказанную мысль утилитарным языком.

Учитывая все качества собеседника, человек пытается, условно говоря, «достроить» себя до другого человека (при этом необходимо самому стать «понятным» – «достроиться» собеседнику, открыться), до состояния, когда они вдвоем существуют в коммуникативной гармонии и взаимопонимании. Таким образом, преодолеваются барьеры в коммуникации. Собеседники делают попытку стать единым коммуникативным целым и представляют собой некую единую активную коммуникативную единицу.

Безусловно, принцип хорош, только если в деловых переговорах выгодно быть понятым. Если нет, нужно всего лишь нарушить принцип «двойного хамелеона».

Можно очень легко разрушить деловой проект, делая вид, что собеседник говорит «что-то непонятное» или «не по-русски». А если деловой проект не очень выгоден какой-либо стороне, она приложит все услилия, чтобы общение не состоялось.

https://www.youtube.com/watch?v=UKW5OfcmSJE

Но это уже не будет называться деловая коммуникация.  Это будет называться деловая провокация. К этому тоже надо быть готовым.

CHELPRO.RU — автор и источник

Прямая активная ссылка на CHELPRO.RU является обязательным условием копирования любых материалов данного сайта.

Профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения

Профессиональное развитие специалиста не заканчивается с получением образования в вузе. С момента его окончания молодой специалист включается в иную систему профессионально-деятельностных связей и отношений, выступающих значимым фактором развития его личности. В иерархии этих взаимоотношений можно выделить как минимум четыре типа связей:

— отношения с клиентами и их окружением;

— отношения с другими психологами;

— отношения с администрацией;

— отношения с другими специалистами.

Видео:Культура делового общенияСкачать

Культура делового общения

Психология профессионального общения 3

Психология профессионального общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Уральский институт социального образования

(филиал РГСУ в г. Екатеринбурге)

Кафедра Социальной педагогики и социальной работы

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального общения»

Выполнена студентом

К. Н. Сметаниной

Группа 267

Специальность 040101

«Социальная работа»

Научный руководитель:

к.п.н., доцент А.А. Шунайлова

Екатеринбург 2009

План:

I. Проанализировать 3 определения понятия «общение» в научной литературе. Обобщить…………………………………………………3

II. Представить одну из классификаций видов общения……………4

III. Перечислить функции общения. Дать определение понятий «речь» и «язык». Провести сопоставительный анализ функций языка и функций речи (можно в форме таблицы)………………………………………..5

IV. Перечислить 3 механизма межличностного восприятия. Дать определение понятий: «аттракция», «эмпатия», «рефлексия», «идентификация», «каузальная атрибуция»…………………………..6

11. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры

… активатор этого процесса, организуя его и управляя им. Функции педагогического общения познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира; эмотивную, представляющую собой … к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей. Стили педагогического общения В.А. Кан-Калик, под стилем …

V. Представить классификацию коммуникативных барьеров. Соотнести виды коммуникативных барьеров с этапами обмена информацией на схеме Г.М. Андреевой…………………………………………………………..7

Список использованных источников………………………………..11

I.

1) Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра;

3) Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

Ввиду сложности и емкости феномена Общение толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому.

Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений.

И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны.

Такое двойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений.

В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение – безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в «филогенезе» общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А.А.Леонтьев, 1973).

Психологические проявления лжи в общение людей

… искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка.

Гипотеза исследования: Младшие подростки …

честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему …

https://www.youtube.com/watch?v=LpP0ypg_4mM

В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений.

II.

Манипулятивное общение определяется как «такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей». Конечно же, в такого рода общении человек не признается как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих-либо корыстных целей.

В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнера по общению и поэтому не может сохранить чистым своего достоинства, так как манипуляции в общении, как правило (исключением может быть, например, общение больного и врача), ведут к формированию отношения к партнеру как к объекту и поэтому недопустимы: они противоречат стремлению человека сохранить свое достоинство, игнорируют его интересы, ценности, вкусы.

Однако нельзя отождествлять формальное общение и манипулятивное.

Действительно, есть случаи, когда человек в рамках деловых, или дипломатических отношений общается с партнером формально, на официальном уровне, но это еще не есть собственно манипулятивное общение; оно становится таковым, когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, не выполняет данного слова, даже прибегает к шантажу, обману, завуалированным угрозам, скрытому принуждению или нарушает принятые «правила игры»).

В манипуляции партнер используется как деперсонифицированный объект, средство, инструмент для достижения определенных, как правило, корыстных целей.

Само словосочетание «манипулятивное общение» вызывает скептическое отношение, ибо правильнее было бы говорить «манипулятивная деятельность».

Общение перестает быть подлинным общением тогда, когда оно перестает быть диалогом и превращается в систему манипуляций, где человека фактически превращают в некую вещь, в марионетку.

III.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми.

Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.

Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Области реализации функций

Функции, выполняемые

языком

речью

Общественная жизнь (социальное пространство)

1.Социально-языковые

3. Социально-

речевые

Личный мир (индивидуально-психическое пространство)

2. Индивидуально-языковые

4. Индивидуально-

речевые

IV.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

https://www.youtube.com/watch?v=ake803fe6nM

К механизмам межличностной перцепции относят:

1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Аттракция – (тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле – привлекать, склонять) 1) поведение приближения к объекту или только обращение внимания, проявление интереса к чему-либо. 2) в Социальной психологии Аттракцией называют дружелюбный тип отношений между людьми, симпатии их друг к другу. Понятие является не объяснительным, а часто описательным и к тому же метафорическим.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживания) – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

Рефлексия – мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с другими и к другим, своих задач, назначения и т.д. Нередко выделяют рефлексию – языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. В концепции развивающего обучения (Давыдов В.В) рефлексия рассматривается как показатель умственного развития.

Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) – 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

V.

Одним из значимых компонентов профессионального общения людей является коммуникативная компетентность (способность устанавливать и поддерживать не­обходимые контакты с другими людьми), которая рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Но, надо отметить, что в последнее время наблюдается такая частота встречаемости коммуникативной некомпетентности (не способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми), которая достигает достаточно высокого уровня и приводит к появлению снижения уровня безопасности деловой коммуникации, спаду продуктивности отношений партнеров в процессе профессионального взаимодействия.

Чаще всего коммуникативная некомпетентность у людей проявляется в виде коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее (Е.А. Моисеенко).

Причины появления коммуникативных барьеров могут быть разными: начиная от особенностей интеллекта общающихся, неодинаковым знанием предмета разговора и др., и заканчивая отсутствием единого понимания ситуации общения.

Барьеры общения препятствуют нормальному взаимодействию. В этих случаях человек использует свою коммуникативную компетенцию, определяет стратегию и тактику коммуникативного поведения с целью снижения коммуникативных барьеров.

Из многообразия существующих классификаций коммуникативных барьеров в исследовании сделан акцент на разработках В.Н. Мясищева и Ю.П. Платонова.

Так В.Н. Мясищев в своей классификации выделил три типа барьеров:

  • барьеры отражения (возникают в результате искаженного восприятия);
  • барьер отношения (возникают в результате неадекватного отношения);
  • барьеры обращения как специфической формы отношения.

В свою очередь Ю.П. Платонов вывел свою классификацию барьеров, в которой выделил три основных группы:

  • эмоциональные барьеры (барьер страдания, гнева, страха и др.);
  • субъективные барьеры общения (доминантный, мобильный, экстравертный субъект общения и др.);
  • барьеры процесса общения (барьер недостаточного понимания важности общения, неправильной установки сознания).

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков.

Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=hVoJC4d-ysY

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е.

когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е.

происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Это хорошо видно на рис. 5.

Рис. 5
Схема диалога

Список использованных источников:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2002.
  3. Краткий психологический словарь / 1997.
  4. Майерс Д. Социальная психология / 1997.

📸 Видео

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

Психология общения 1.1. Структура общенияСкачать

Психология общения 1.1. Структура общения

Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

Психология и этика делового общенияСкачать

Психология и этика делового общения

Психология профессионального общенияСкачать

Психология профессионального общения

КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.Скачать

КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.

Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)Скачать

Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)

Деловое общение. Лекция 1. Характеристики делового общения.Скачать

Деловое общение. Лекция 1. Характеристики делового общения.

Основы делового общенияСкачать

Основы делового общения

21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)

Пример эффективной коммуникацииСкачать

Пример эффективной коммуникации

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл КарнегиСкачать

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл Карнеги

Словарь языка тела. Джо Наварро. [Аудиокнига]Скачать

Словарь языка тела. Джо Наварро. [Аудиокнига]

Как Разбираться в Людях (10 Способов Как Читать Человека) Психология Общения. Это Нужно Знать!Скачать

Как Разбираться в Людях (10 Способов Как Читать Человека) Психология Общения. Это Нужно Знать!
Поделиться или сохранить к себе: