Материал из Летний лагеря
Что представляет собой познавательная психологическая игра?
Осмысление психологических реальностей жизни человека представляет собой достаточно сложную проблему.
Для этого необходимо обладать способностью осознавать и анализировать свои чувства, реакции на те или иные ситуации в общении, в отношении с различными людьми и т.д., рефлексией, психологической наблюдательностью.
Очень важны самокритичность и достаточно высокая самооценка. Изучение психологии человека и овладение средствами этого изучения, как правило, происходит одновременно.
Интереснее и эффективнее развивается этот процесс, если он включен в известную и привлекательную для всех участников деятельность. Лучше всего для этого подходит игра.Игра познавательна: ее цель – осмысление определенных аспектов психологии человека.
И в тоже время она психологическая, поскольку средства игры носят психологический характер: обязательные обсуждения итогов выполнения заданий (рефлексия), обращение к опыту участников игры (ориентация на их индивидуальные особенности), импровизационность и личностная направленность заданий. Опыт показывает, что познавательная психологическая игра помогает подросткам, юношам и девушкам достаточно серьезно и глубоко воспринимать реальность их психологической жизни. Необходимо напомнить организатору игры ряд существенных моментов в ее организации.
- Необходима, обязательна мотивация участников на игру (в частности, через показ взаимосвязи умения общаться с успешностью в обществе), максимальное подчеркивание преимуществ активности, но ни в коей мере не выступать в жесткой роли взрослого организатора, «не тащить на сушу». Всячески поддерживайте тех, что вышел, принял участие в игре. Стимулируйте сопереживание и поддержку зала тем участникам, кто находится в центре внимания в процессе игры. Постоянно отмечайте наиболее сильные стороны участников.
- Подробно разъясняйте цели каждого задания, внутренний психологический механизм действий, предлагаемых участникам, приводя в качестве примеров реальные жизненные ситуации.
- Обязательно контролируйте эмоциональное состояние групп. Для этого Вам важно владеть приемами создания эмоционального настроя в аудитории, следить за динамикой происходящих событий, чтобы не допускать затягивания. Поддерживайте, в случае необходимости, уровень личной конкуренции и ситуацию соревнования команд.
- Организуйте после каждого упражнения совместный анализ увиденного вместе со всеми участниками игры. Постарайтесь вывести итог в алгоритм оптимального поведения в подобных ситуациях реально и жизни.
- При возможности, осуществляйте коррекционную работу на сцене: работайте на уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов, преодоление застенчивости, умение быть в центре внимания и т.д.
- Работая с зажатыми ребятами, помните о причинах застенчивости:
- негативный опыт общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как «другие погорели»;
- отсутствие «правильных» навыков общения;
- предчувствие неадекватности собственного поведения и, как следствие, постоянная тревога по поводу своих действий;
- привычка к самоунижению из-за своей «неадекватности» (я застенчивый, я жалкий, я неспособный, я без мамы не могу).
Согласно бихевиоральной концепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где господствуют взрослые. Предусмотрите в конце игры оценку участниками того, что они взяли для себя, а также ряд заданий на применение полученной информации в ситуациях повседневного общения в школе, дома и т.д.
- Больше давайте возможности участникам выступать в иной ролевой позиции с целью раскрытия каких-то новых сторон своего Я. Игровая ситуация дает для этого дополнительные возможности, поскольку в игре подросток чувствует себя более защищенным.
Каких требований должен придерживаться воспитатель, проводя с детьми психологические игры?
- Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
- Взрослый должен удостоверять детям заинтересованность их ответами, стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных переживаниях и проблемах.
- Взрослый должен проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
- По окончании игры воспитатель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
- Взрослый должен четко продумать цели и ход игры.
Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?
- Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
- Помочь детям повысить собственную самооценку.
- Помочь детям уважать себя и других.
- Помочь детям научиться анализировать жизненные ситуации.
- Помочь детям научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
- Научить детей сочувствие к другим.
- Развивать в детях открытость к другим.
- Научить детей преодолевать собственные страхи и комплексы.
- Развивать у детей чувство юмора и т.д..
Приведенные задачи могут показаться слишком сложными. Однако если мы хотим воспитать детей толерантными, любящими, открытыми, уверенными в себе, мы должны указать им путь, пройдя который, они научатся жить в гармонии с собой и другими.
Как организовать проведение психологических игр?
Позади остались вопросы размещения детей в помещении, наконец группа собралась вместе. Чувствуется определенная тревога и неуверенность. Дети еще не знакомы друг с другом, кто комплексует из-за собственной застенчивости, кто переживает, что не найдет друзей по душе подобное. Поэтому все с надеждой смотрят на взрослого, от которого ждут поддержки и помощи.
https://www.youtube.com/watch?v=CIqZw6gw-6Q
На начальном этапе действия педагога должны быть четкими, понятными и однозначными. Конечно, все начинается со знакомства. Уместно будет рассказать детям о себе, свой профессиональный опыт, планы на время пребывания детей в лагере. Это поможет членам группы почувствовать уверенность и оптимизм.
После этого дайте возможность детям рассказать о себе, о собственных увлечениях, сильные и слабые стороны. Знакомясь с членами группы, каждый стремится, чтобы его приняли таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
Кроме того, при знакомстве ребенок выясняет, чем она похожа на других и чем отличается, чьи ценности ей близки и приемлемы, а чьи — нет.
Используйте для этого психологическую игру, которая поможет детям сблизиться друг с другом и почувствовать себя членом детского коллектива (хотя и временного).
Возможен такой вариант игры, благодаря которой участники получают богатую и разностороннюю информацию друг о друге.
- 3 блок
- Психологические игры для детей двух-четырех лет — варианты игр
- Чем полезны психологические игры для детей 2-3 лет?
- 1. «Поделись с другом»
- 2. «Веселый паровоз»
- 3. «Пожалей игрушку»
- 4. «Растущий цветок»
- 5. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
- Психологические игры для детей от 3 –х лет
- 1. «Покажи свои чувства»
- 2. «Волшебная палочка»
- 3. «Доброе дело»
- 4. «Помоги мне»
- 5. «Что такое хорошо, а что такое плохо»
- Психологические игры для детей и подростков: взаимодействие в коллективе
- «Дождь из бумаги или фольги» — для снятия тревожности и агрессии
- Лепка из пластилина и глины
- Психологическая игра «Мое имя»
- Игра для неуверенных в себе детей – «Аплодисменты»
- Игра для снятия агрессии – «Чудовище»
- Интересные психологические игры для семей и групп детей
- Детские психологические игры — Психология жизни
- Психологическая игра «Рисуем ладошки»
- Психологическая игра «Пряничный человек»
- Психологическая игра «Лепка»
- Психологическая игра «Забота о кукле»
- Психологическая игра «Играем в дерево»
- Поиграйте с ребёнком в «выращивание великанских ног»
- Психологическая игра «Что у тебя в руке?»
- Психологическая игра «Сейф для страхов»
- Психологическая игра «Ангел»
- Психологическая игра «Рисуем домик»
- Психологическая игра «Кнопка радости»
- Раскраски, как терапия при психологической травме у ребёнка
- Психологические игры и упражнения для детей
- Психологическая игра для детей «Я бросаю тебе мяч».
- Психологическая игра для детей «Испорченный телефон»
- Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»
- Психологическая игра для детей «Назови эмоцию»
- Методика «Твое имя»
- Игра-упражнение «Мусорное ведро»
- Психологическая игра для детей «БУРИМЕ»
- Психологическая игра для детей «МУХА»
- Психологическая игра для детей «ТРОЕЧКА»
- Психологическая игра для детей «ЗООПАРК»
- Психологическое упражнение для детей «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»
- Психологическая игра для детей «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»
- 🔥 Видео
3 блок
Смотреть также
- Виды больших психологических игр
Дополнительно
Видео:КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ. Игры ДЛЯ ДЕТЕЙ.Скачать
Психологические игры для детей двух-четырех лет — варианты игр
Игра – ведущий вид деятельности малыша! Через игру происходит познание мира. Даже если мы просто играем и не ставим конкретных целей, мы развиваем детей, их речь, умственные способности, коммуникативные навыки, воображение и т.д.
Среди множества игр существуют специально организованные психологические игры, которые помогают формированию и развитию маленькой личности.
Они, как правило, актуальны с трех лет, когда формируется «я» ребенка, но психологические игры для детей трех лет (и даже двух лет) тоже имеют место быть – о них мы поговорим отдельно.
Чем полезны психологические игры для детей 2-3 лет?
- Учат детей взаимодействовать друг с другом, развивают коммуникативные навыки.
- Учат анализировать свои поступки и поступки окружающих.
- Развивают нравственные качества (учат сопереживанию, поддержке, доброте по отношению к окружающим).
- Развивают психологическую устойчивость ребенка.
- Закладывают волевые качества.
- Формируют первый социальный опыт.
- Расслабляют и помогают снять напряжение, тревожность.
В 2 года детки часто еще не говорят, но при этом идет активное накоплений знаний и умений. С крохами можно проводить психологические игры (не более 2-4 минут).
Они должны быть сюжетно-ролевыми (разыгрываем простейшие сюжеты) и наглядно-действенными (ребенок должен не только наблюдать, но и обязательно участвовать, производить определенные действия).
- Они помогают справиться с агрессией.
- Закладывают навыки общения.
- Формируют первые нравственные качества (учат добру, позитивному отношению к окружающим).
- Дают чувство защищенности, поддержки, одобрения со стороны взрослого.
- Показывают правильные модели поведения.
1. «Поделись с другом»
В игре должно участвовать не менее трех детей.
Взрослый берет любой привлекательный предмет (колокольчик, игрушечное яблоко), показывает его малышам и описывает («Какой красивый синий колокольчик! Послушайте, какой он звонкий!»/«Какое красивое красное круглое яблоко»). Участники игры должны по очереди передавать друг другу предмет (можно делать это несколько раз). Если ребенок капризничает и не хочет отдавать игрушку, предлагаем ему другую или просим дать другую игрушку другу.
Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, научить делиться, ждать своей очереди.
2. «Веселый паровоз»
Дети (не менее трех) цепляются друг за друга и изображают «паровозик» под песенку:
Веселый паровоз гудит,
По рельсам он вперед спешит,
У него вагонов много!
Кто же в первом сидит? (называем имя)
Песенка поется несколько раз, в каждый из которых на первом месте оказывается новый ребенок. Таким образом, каждый малыш побудет в роли «первого вагона». Обязательно похвалите каждого участника («Какой замечательный у нас первый вагон! Как он быстро едет»!).
Цель игры: побудить малыша проявить себя, стать более уверенным, создать атмосферу доверия.
3. «Пожалей игрушку»
Прочитайте крохе всем известное стихотворение Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка» и инсценируйте его. Посадите зайку на стульчик, «поплачьте» за зайку.
https://www.youtube.com/watch?v=mvn8weOhoNs
Предложите ребенку зайку пожалеть, погладить, спрячьте его под зонтик, угостите морковкой.
Цель игры: научить сопереживанию, побудить к помощи.
Аналогичным образом можно проигрывать другие сюжеты:
- спрятать зайчонка от серого волка;
- накормить голодного котенка;
- пожалеть куклу, которая упала.
4. «Растущий цветок»
Посадите малыша на стульчик и скажите, что он цветочек, который нужно полить.
Изобразите, что поливаете его из лейки (желательно взять настоящую лейку). При это мне просто поливайте, а говорите приятные слова типа «расти, мой любимый/красивый/хороший/пригожий» и т.п.
Ребенок должен встать со стульчика и потянуть руки вверх.
Потом можно поменяться местами, и цветком будете уже вы.
Если кроха не умеет разговаривать, пусть просто Вас «поливает» и гладит.
Цель игры: укрепить отношения, научить малыша проявлять чувства, показывать позитивное отношение окружающим.
5. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Попросите ребенка погладить самого себя под стишок «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Можно поочередно гладить ручки, ножки, животик, головку («Ах, какие у Ванечки ручки замечательные!»).
Цель игры: формирование самооценки.
Психологические игры для детей от 3 –х лет
К трем годам большинство деток уже умеют разговаривать, поэтому можно играть в психологические игры, которые направлены еще и на развитие коммуникативных навыков. Нужно учитывать, что трехлетки довольно активны, поэтому игры должны быть подвижными, с элементами подражания.
1. «Покажи свои чувства»
Попросите малыша изобразить злость, обиду, радость, удивление и т.п.
Можно делать это как угодно: мимикой, руками, ногами, голосом. Если у ребенка не получается, помогите ему и попробуйте сделать это вместе («Как мы будем злиться? Давай кричать и топать ногами»/«Давай будем радоваться, улыбаться и прыгать высоко-высоко»).
Цель игры: научить кроху выражать свои эмоции, самовыражаться.
2. «Волшебная палочка»
В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Скажите малышам, что у Вас есть волшебная палочка, которая может превратить их в кого угодно (маму, папу, игрушку, животное). Они должны попытаться примерить на себя определенную роль.
Взрослый должен детям подыгрывать и наблюдать, как они себя будут вести в той или иной роли, что говорить. Если кроха изображает маму, то взрослый может примерить на себя роль ребенка и начать капризничать.
Интересно будет наблюдать за реакцией участников. Кто-то будет жалеть малыша, кто-то – ругать. Точно так же, изображая кота, один ребенок может начать ластиться, а другой шипеть.
Все это очень показательно и отражает взаимоотношения в семье, тревоги деток, их настроение в данный момент.
Цель игры: научить примерять на себя разные роли, самовыражаться.
3. «Доброе дело»
Предложите крохе сделать приятное другу или дорогому человеку (папе, тете, бабушке), чтобы он улыбнулся. Можно просто погладить, поцеловать, сказать что-то хорошее, угостить печеньем, а можно сделать какой-то приятный сюрприз в виде поделки или открытки.
Цель игры: научить ребенка доброму отношению к другим, мотивировать его совершать добрые поступки просто так.
4. «Помоги мне»
Сделайте полосу препятствий, состоящую из луж, кочек (массажный коврик, подушки, листы картона и т.п.). Скажите малышу, что Вы боитесь и попросите его помочь преодолеть препятствия.
Пусть даст Вам руку и проведет в определенны местах. Скажите: «Как хорошо, что ты со мной! С тобой мне совсем не страшно».
Точно так же и Вы предлагайте ему помощь во время прохождения препятствий.
Цель игры: сформировать доверие, уверенность в отношениях взрослый-ребенок, уверенности в своей значимости и своих силах.
5. «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Инсценируйте различные ситуации, где кто-то из героев поступает плохо (ситуации должны быть простыми и однозначными).
Задача малыша сказать, кто поступил плохо и почему, а затем вместе разобрать ситуацию и проиграть ее заново, но уже так, как надо.
Например, кукла Катя захотела взять игрушку у куклы Тани, но, получив отказ, ударила ее.
Говорим: «Ай-ай-ай, кукла Катя. Драться нехорошо. Нужно извиниться и попросить вежливо. Скажи: “Дай, пожалуйста”».
Дальше можно проиграть несколько вариантов:
- Кукла просит вежливо, получает игрушку, говорит «спасибо».
- Кукла Таня не хочет делиться. В таком случае говорим: «Кукла не хочет давать свою игрушку. Она с ней пока хочет поиграть. Давай дадим кукле Тане другую игрушку. Пусть поиграет с ней. «На, кукла Таня – не расстраивайся».
Цель игры: научить разграничивать хорошие и плохие поступки, анализировать их.
Психологические игры для детей двух-трех лет очень полезны и важны! Каждая из них не только выполняют развивающую функцию, но и позволяет малышу научиться искусству общения, ощутить себя исключительным и нужным, обрести уверенность в себе и своем взрослом, который всегда рядом.
Видео:психологическая играСкачать
Психологические игры для детей и подростков: взаимодействие в коллективе
Существует ряд игр, которые ориентированы на борьбу с психологическими проблемами ребенка. А именно, с тревожностью, агрессивностью, неуверенностью или замкнутостью.
Психологические игры для детей и подростков помогут справиться с некоторыми проблемами в домашних условиях или в детских коллективах.
Все они направлены на преодоление тревожных или агрессивных состояний, которые периодически могут возникать даже у совершенно спокойных и жизнерадостных детей.
Некоторые дети не могут найти себя в коллективе. Они либо слишком замкнуты, либо, наоборот, чрезмерно агрессивны. Поэтому психологические игры на сплочение подойдут и как способ адаптировать ребенка к условиям детского сада. В любом детском коллективе бывают такие ребята, которые выделяются из основной массы.
С ними нужно работать отдельно. Затрачивая на них гораздо больше усилий, чем на всех остальных. Но для этого и существуют игры, способные решить проблемы с такими «неудобными» детьми. Используйте их для всех детей в коллективе, отдельно наблюдая за проблемными детками.
И вы заметите, как быстро они становятся покладистыми и добрыми.
https://www.youtube.com/watch?v=_mBEqMxYJwk
Психологические игры подойдут для любого коллектива: для детского сада, для школы, для студентов. В них можно играть в лагере или в классе.
Вовлекайте детей в игру, чтобы преодолеть излишнюю стеснительность и замкнутость. Для этого подойдут словесные игры. Например, «Испорченный телефон», или «Колечко-колечко». Ощутив себя частью команды, ребята легче преодолевают психологические барьеры.
Мы подобрали для вас несколько очень популярных игр, которые можно проводить самостоятельно дома с ребенком. Также они отлично подходят для любого детского коллектива.
«Дождь из бумаги или фольги» — для снятия тревожности и агрессии
Игра поможет снять тревогу и агрессию, через выход эмоций в приемлемой форме. Понадобится большое количество бумаги или газет. Чем больше будет помещение, тем лучше. Движения ребенка должны быть спонтанными, и не должны ограничиваться запретами.
По команде «Старт» дети и взрослые начинают рвать бумагу. Когда вся бумага порвана, ее собирают в одну кучу. После можно поиграть в дождь из бумаги, кидать друг в друга снежки из бумаги. Можно поделить комнату на две «крепости» и закидывать их снежками. Психологические особенности игры помогут раскрепоститься и расслабиться, почувствовать себя частью коллектива.
Во время любого праздника можно использовать заранее нарезанные полоски разноцветной фольги. Ее складывают в большие мешки и используют повторно много раз. Позвольте детям отвлечься, например, пусть они танцуют или поют. Незаметно высыпьте нарезанную фольгу на пол за их спинами. А потом подкиньте ее вверх. Получится настоящий фейерверк.
Предложите ребятам присесть, набрав полные руки фольги. А затем, на счет «три», одновременно подбросить фольгу вверх. Такой салют вызывает неизбежный восторг. Ребята обожают это занятие. Предоставьте им возможность вволю побросать фольгу. Затем, попросите их все собрать обратно в мешок.
Такие выбросы излишней агрессии подарят массу положительных эмоций.
Лепка из пластилина и глины
Пластилин очень податливый материал. Из него можно слепить все, что душе угодно. Выразить все свои эмоции. Плюс этого материала в том, что он полностью находится под контролем ребенка.
Как он решит, так и будет. Для начала можно попросить слепить то, что ребенку нравится больше всего. Завлечь его таким образом.
А после предложить ему выразить свои чувства с помощью лепки: чувства злости, страха, тревоги или ярости.
Нельзя в процессе лепки делать ребенку критические замечания. Пусть он выплеснет все свои эмоции на пластилин. Можно разыграть целое представление с помощью пластилиновых фигурок. Разыграть ситуации, которые уже произошли, и показать ребенку, как их можно разрешить на примере игры.
Если вы предложите лепить детям в детском саду, то в итоге проведите общие обсуждения. Пусть каждый расскажет вам, почему он слепил такую фигурку. Затем придумайте веселые сценки с использованием пластилиновых фигурок. Лепка из пластилина — это самый простой и спокойный способ решить психологические проблемы.
Психологическая игра «Мое имя»
Ребенку нужно предложить найти любую вещь или предмет, которому он может дать свое имя. Например, найти куклу, мишку, любую другую мягкую или пластиковую игрушку. Затем он должен описать этот предмет, с положительной и отрицательной стороны. К примеру, куклу можно назвать Дашей. И рассказать о ней, что она грустная, добрая, красивая, послушная.
Что по ночам она плачет и любит накрываться с головой одеялом. Иногда она шалит и ест много сладкого. Вариантов рассказа может быть множество. В детском саду можно попросить сделать это каждого ребенка. Пусть каждый выберет свой прототип и подготовит о нем небольшой рассказ. То есть существующие проблемы переносятся на неодушевленный предмет.
Детям так гораздо легче высказаться, озвучить то, что их беспокоит в самих себе.
После спросите у ребенка, о том, какие черты из ранее перечисленных, свойственны для него. Ребенок сможет выявить свои сильные и слабые стороны, научится открыто говорить о своих проблемах с родителями. Цель взрослых не критиковать ребенка, а внимательно выслушивать. Пусть малыш сам придумает, что нужно сделать, чтобы исправить проблемные ситуации избранной игрушки.
https://www.youtube.com/watch?v=XrJ9CTHq0L0
Эта же игра отлично подойдет и для подростков. Только не нужно напрямую просить его выполнить задание. Предложите поиграть всем вместе в кругу семьи. Ни в коем случае не высмеивайте его потом за те проблемы, о которых, он возможно расскажет во время игры.
Игра для неуверенных в себе детей – «Аплодисменты»
Это очень простая, но действенная для детей забава. Она отлично подойдет для тех кому тяжело общаться с другими детьми. Игру надо проводить в компании хорошо знакомых людей, с которыми общается ребенок. Все встают в круг. Ведущий сообщает, что к ним приезжает знаменитость, великий ученый, известный артист или певец. И называет имя этого ребенка.
Ребенок выходит в центр круга. Все окружающие начинают громко и дружно ему аплодировать. При этом можно попросить его исполнить какой -нибудь танец, прочитать стих или спеть песенку. Если он отказывается, настаивать не нужно. Просто продолжайте аплодировать ему. Можно подготовить открытки и попросить ребенка оставить всем автографы.
Пусть нарисует что-то, если не умеет писать.
Игра для снятия агрессии – «Чудовище»
Игра поможет детям избавиться от агрессии и гнева. А самое главное она даст почувствовать ребенку, что родители его любят именно таким, какой он есть. Перед игрой надо прочитать сказку «Аленький цветочек».
После сказать ребенку, что теперь он будет чудищем. Он может делать все что угодно. Но прежде стоит обезопасить пространство для игры (убрать все бьющиеся предметы, которые могут разбиться и поранить ребенка).
Когда ребенок устанет наводить хаос, он ложится на пол.
Родители укрывают его одеялом и начинают гладить. При этом говорят ласковые и добрые слова. В финале игры, чудище превращается в прекрасного принца.
Видео:Видеоурок. Как преодолеть детскую агрессию? Играем в специальные игрыСкачать
Интересные психологические игры для семей и групп детей
на Bebeshka.info » Развитие и обучение » Развивающие игры
20.11.19 10:00 /
Видео:Психологическое упражнение "Дождь"Скачать
Детские психологические игры — Психология жизни
Нашим детям поддержка нужна чаще, чем мы можем себе представить. В любое сложное время ребенок ищет опоры в родителях, если сами родители в дисбалансе, он либо становится «потеряшкой», уходя в более детское, более инфантильное состояние, либо сам становится опорой для своих родителей – очень быстро взрослея. Что такое психологическая травма?
При любой психологической травме детства (больница, операция, ссора родителей, столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать и событиями, в которых он не может активно реагировать) — ребенок может терять контакт с какой- то из своих «частей» – не чувствовать границ тела, переживать резкие эмоциональные перепады в настроении.
Он может бояться кого — то или чего — то, что раньше не вызывало тревоги. У нас может появиться ощущение, что ребенок потерял себя, и мы его попросту не узнаем. Причины детских страхов
В данной статье мы собрали несколько, на наш взгляд, эффективных психологических игр и упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игры способствуют преодолению психологической травмы у ребенка, снижению тревожности, уменьшению страхов, болезненных воспоминаний. Эти игры – прекрасная возможность для совместного времяпровождения с вашим ребенком, которому, в первую очередь, нужна ваша забота, внимание, ваше время, и физический контакт после пережитой им психологической травмы.
Психологическая игра «Рисуем ладошки»
Простой способ безопасно возвращаться «в себя» – обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони – это первое само осознание малыша. Первые отпечатки грязной ладошки на обоях – это первое «Я есть в мире». Чем может помочь психолог?
Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки – это ощущение и заполнение внутренней территории.
Поиграйте с пальчиками в игры, где главными героями будут пальчики ваши и малыша. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.
Психология детского рисунка
Психологическая игра «Пряничный человек»
Ребенок, который пережил психологическую травму может поначалу не допускать прикосновений, бояться физического контакта.
https://www.youtube.com/watch?v=Ab—i2DV2R0
Попробуйте с ним нарисовать «пряничного человечка» и его разрисовывать. Придумайте совместно с ребенком волшебную историю про нарисованного пряничного человечка. И обязательно назовите его волшебным именем. Сказкотерапия для детей
Психологическая игра «Лепка»
С детьми, которые пережили психологическую травму обязательно нужно лепить – из глины, теста. Лепка снимает напряжение, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью). Почему ребёнок не слушается?
Лепка – это работа над мелкой моторикой рук. При серьезных и тяжелых психологических травмах некоторые дети, и даже взрослые, как говорится «теряю дар речи». А любая мелкая моторика возвращает речь, успокаивает, нормализует и приводит мысли в порядок, особенно после пережитых травматических событий.
Психологическая игра «Забота о кукле»
Бывает, что ребенок, который пережил психологическую травму, начал вести себя как дитя более младшего возраста. Так подсознание пытается вернуть безопасность.
Если в руках у ребенка окажется что — то, что «меньше» его, что — то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста – куколка, маленькая машинка, животное, даже клубок ниток – сам ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.
Психологическая игра «Играем в дерево»
Ребенок, который пережил психологическую травму, часто перестает чувствовать контакт ножек с землей – так сказать теряет опору, психологическую уверенность.
С ребенком хорошо играть в цветы и деревья, уделяя внимание корням и крепкому стволу.
Поиграйте с ребёнком в «выращивание великанских ног»
представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра (ветер – это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем). Чем ярче мы представим (нарисуем, помассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект.
Потребности в браке. Как укрепить семью?
Спать лучше укладывать таких деток тоже, давая опору ножкам (например, положим под ноги скрученное в валик полотенце).
Психологическая игра «Что у тебя в руке?»
Многих взрослых раздражает, что они все время что-то вертят в руках, роняя и ломая. Для того, чтобы снять напряжение в руках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность – нужно дать детям в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, мелкие мягкие игрушки и т. п.
Как преодолеть застенчивость?
Психологическая травма у ребенка – это еще и потеря контроля над жизнью в целом, ребенок не уверен в завтрашнем дне и даже в следующей минуте. Поэтому после психологической травмы ребенок пытается все контролировать. С ребенком важно и нужно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи, мечтать и прочее.
Психологическая игра «Сейф для страхов»
Для того, чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами: можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний.
Не называя воспоминания – дать метафору – просто смять бумагу, или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф. Ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка.
Как воспитать ребёнка уверенным в себе?
Сделать из спичек и разноцветных ниток «ловца снов» или вырезать ажурную снежинку – которая, как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.
Психологическая игра «Ангел»
Психологическая травма у ребенка отбирает уверенность в том, что его защитят.
Ребенку важно знать, что он будет в безопасности. Заверьте его в этом. Объясните ребенку, что иногда родители и другие взрослые не имеют возможности защитить своего ребенка от всяких бед.
Рассказывайте, что у каждого человека есть свой ангел – хранитель, который ему помогает, когда другие этого сделать не в силах. Сделайте совместно с ребенком ангела из подручных средств. Вы можете его вырезать из бумаги и повесить над кроваткой, на стене. Или сделать гирлянду из ангелов.
Психологическая игра «Рисуем домик»
Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ (но очень аккуратно – если известно, что дом ребенка был разрушен)
Нарисуйте вместе с ребенком дерево и узнайте результаты
Психологическая игра «Кнопка радости»
Замечательная телесная игра – кнопка радости. Для безопасного возвращения контакта с телом, психологического и физического контакта с ребенком.
Итак, суть игры состоит в том, что ребенок, не предупреждая вас, придумывает звук или песенку.
Далее задумывает место на теле – «кнопку», которая бы, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук. Вы, стараясь мягко прикасаться к телу, должны найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадали вы. В конце игры обнимите вашего ребенка.
Раскраски, как терапия при психологической травме у ребёнка
Детки в состоянии тревоги могут бояться рисовать что-то на «свободную тему». Им можно давать раскраски с четкими «жирными» границами. Психологическая травма у ребёнка
Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки, рисовать нестандартными «кисточками» – спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап – капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем, обводить высохшую форму, придумывая, на что эта форма похожа.
Видео:Игры на сплочение коллектива | Игры на сплочение команды | ТимбилдингСкачать
Психологические игры и упражнения для детей
Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг
Психологическая игра для детей «Я бросаю тебе мяч».
Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.
Психологическая игра для детей «Испорченный телефон»
Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.
-Нет такого человека, чтобы век без греха
-Всякая неправда – грех
-От судьбы не уйдешь
-Риск – благородное дело
-Денег наживешь – без нужды проживешь
-Когда деньги говорят – правда молчит
-И с умом воровать – беды не избежать
-Раз украл — навек вором стал
-Кто сильнее – тот и прав
-С кем поведешься — от того и наберешься
-Умная ложь лучше глупой правды
-Убежал – прав, а попался — виноват
4.Игра «Пойми меня»
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»
Участники игры получают по 2 листа с названиями «продаю» и «покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю» написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении.
Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.
Психологическая игра для детей «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Методика «Твое имя»
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.
Игра-упражнение «Мусорное ведро»
Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).
Психологическая игра для детей «БУРИМЕ»
Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих.
Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки.
Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.
Психологическая игра для детей «МУХА»
Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди.
Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре.
Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.
https://www.youtube.com/watch?v=_eR-OcAcqow
Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.
Психологическая игра для детей «ТРОЕЧКА»
Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее.
Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма.
При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.
При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.
Психологическая игра для детей «ЗООПАРК»
Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного.
После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет.
Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.
Психологическое упражнение для детей «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»
В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее).
Например, на первую табуретку — 3 конфеты, на вторую — 2, на третью — 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня «Подвигай попой». И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет.
Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.
Психологическая игра для детей «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»
Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка — 1 особь, прищепки — много.
Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами.
Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
🔥 Видео
Игры на сплочение коллектива | Игры на сплочение в лагере | Игры на командообразованиеСкачать
Игры для коррекции гиперактивностиСкачать
Психологическая игра ЛЕПЕШКА. Как играть с детьми? Мастер-класс для волонтеровСкачать
Листаем "Отклик! Психологические игры и занятия с детьми"Скачать
Мастер-класс "Психологические игры"Скачать
Игры для снятия агрессии. Часть 2Скачать
ТОП 5 психологических игр для компании | Психологические игры для взрослых | Игры для взрослыхСкачать
Психологические тренинги для детейСкачать
Игра "Коллективный счет"Скачать
Игры для маленьких, не очень маленьких и особых детей. Тренинг для волонтеровСкачать
Эмоциональный интеллект ребенка. ТОП 5 игр и упражнений.Скачать
Три игры на развитие зрительного контакта. Аутизм, ЗПР, ОВЗ.Скачать
Игра на знакомство "Кто меня позвал?"Скачать
Нейропсихологические упражненияСкачать
Психологический тренинг 10 класс. Занятие ведёт педагог-психолог Шабалина Екатерина Александровна.Скачать