Девиантное поведение (от англ. deviation — отклонение) — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
Девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение.
В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.
Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков.
Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой.
Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.
К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
- Причины девиантного поведения
- Биологические факторы
- Психологические факторы
- Виды девиантного поведения
- Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков
- Что делать, если близкий человек ведёт себя неадекватно
- Формы девиантного поведения
- Признаки неадекватного поведения
- Биологические
- Психологические
- Социальные
- Профилактика асоциального поведения
- В семье
- В государстве
- В обществе
- Коррекция девиантного поведения от 7Spsy
- Девиантное поведение детей и подростков. Коррекция девиантного поведения
- Девиантное поведение детей
- Девиантное поведение подростков
- Профилактика девиантного поведения
- Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
- Коррекция девиантного поведения
- 💡 Видео
Причины девиантного поведения
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.
Биологические факторы
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию.
Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;
— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.
Психологические факторы
Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции.
Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.
Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение.
Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность.
Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.
Виды девиантного поведения
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться в форме:
а) поступка (ударить человека по лицу);
б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);
в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:
— преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
— пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.
— самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека.
Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д.
Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).
Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности.
И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики.
Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.
Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.
Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.
) Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.
ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
https://www.youtube.com/watch?v=dVqW29e9uvE
Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.
Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений.
Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней.
Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.
Также читайте:
Видео:Психология девиантного поведенияСкачать
Что делать, если близкий человек ведёт себя неадекватно
«Я постоянно слышу: “так жить нельзя”, “ты живёшь не по правилам”, “начни уже жить, как все”. Это ужасно злит, мне не понятно, кто придумал эти правила и почему я должен жить, как все. Я делаю то, что хочу и как хочу, и никто не вправе мне указывать.
Жить по правилам, как кучка людей, у которых нет своего мнения? Нет уж, не дождётесь! Учишься в школе, слушаешься родителей, поступил в институт, женился, утром на работу, вечером с работы, куча спиногрызов и жена-истеричка, весь в кредитах, с ипотекой на тридцать лет, делаешь вид, что безумно счастлив, и так до самой старости — а потом всё, жизнь закончилась. И такую жизнь по правилам вы мне предлагаете? Живите так сами. А я хочу — работаю, хочу — отдыхаю, нужны деньги — забрал у тех, у кого они есть. А что, даже бог велел делиться! И это решаю я сам, а не президент, родители или «нормальные» люди.
“Как не стыдно?!” — скажете вы. Представьте, не стыдно! Я могу говорить, что хочу, делать, что хочу, и кайфовать от жизни, а вы и дальше живите, как стадо».
— Петр, 35 лет
Эта история хорошо иллюстрирует образ мыслей человека с девиантным поведением — таким, которое отклоняется от общественных моральных и правовых норм.
Девиантное — или, по-другому, асоциальное или неадекватное — поведение может быть преступным, а может проявляться и в других формах. Например, алкоголизм, наркомания, увлечённость азартными играми тоже считаются асоциальными формами поведения.
Человека, нарушающего общепринятые правила, почти всегда ждут санкции: изоляция, лечение, принудительное исправление или наказание.
В этой статье мы разберёмся, что именно считать девиантным поведением, почему человек начинает вести себя неадекватно и как преодолеть девиацию самостоятельно или помочь близкому человеку измениться.
Формы девиантного поведения
Как бы странно это ни звучало, девиация может быть не только негативной, но и положительной.
Например, самопожертвование и героизм, аскетизм, гениальность, необыкновенно высокий интеллект — все эти проявления личности выходят за рамки социальных стереотипов, «нормальности». Тем не менее для общества такие люди — несомненное благо.
Учёные давно доказали, что гениальность и психические отклонения тесно связаны: человек с полностью здоровой психикой не склонен к настолько выдающимся способностям или к подвигам. [1]
Совсем иная ситуация с негативным девиантным поведением. К нему относятся следующие проявления:
- уголовная преступность;
- алкоголизм;
- наркомания;
- тунеядство;
- бродяжничество;
- занятия проституцией;
- зависимость от азартных игр;
- психические расстройства;
- самоубийство;
- терроризм;
- вандализм.
Этот список не полный, но из него становится понятно, что асоциальное поведение не сводится только к преступлениям и, к сожалению, такие люди не так уж и редко встречаются в обществе.
Более того, споры о том, что именно считать девиацией, до сих пор продолжаются, в разных научных школах существуют разные подходы к определению и коррекции асоциального поведения.
https://www.youtube.com/watch?v=N9JOZelYRTA
Известный психиатр Цезарь Короленко также разделял просто нестандартное и деструктивное поведение. [2] Он предложил свою классификацию видов девиантного поведения:
Нестандартное (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов, но играющие позитивную роль в развитии общества);
Деструктивное:
- внешнедеструктивное (направленное на нарушение социальных норм):
- аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),
- антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
внутридеструктивное (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).
Признаки неадекватного поведения
У девиаций существуют общие признаки, которые отличают их от нормы:
- Оно вызывает негативную реакцию у большинства людей, так называемые социальные санкции.
- Оно наносит ощутимый ущерб другим людям — их здоровью, безопасности, имуществу или даже жизни. Либо это может быть аутодеструктивное поведение — такое, которое причиняет вред самому человеку. К нему, например, относятся зависимости.
- О девиации уверенно можно говорить, если это не единичное проявление, а многократное, которое повторяется уже длительное время.
- Наконец, неадекватное поведение сопровождается социальной дезадаптацией — утратой способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. То есть, независимо от обстоятельств и окружения человек с девиацией будет вести себя одинаково. [7]
Кроме того, девиации имеют возрастную и половую специфику. Девиантное поведение мужчин и женщин отличается, так же как отличается девиантное поведение взрослого человека и ребёнка.
Биологические
Ещё в конце XIX века итальянский врач Ламброзо предположил, что у девиантного поведения могут быть генетические предпосылки. В основном это касалось криминогенных наклонностей.
Сейчас к биологическим причинам девиации относят хромосомные аномалии в развитии плода. Люди с такими нарушениями предрасположены поступать не так, как принято в обществе, они с рождения отличаются от общепринятой нормы.
Это особенный тип людей, их можно определить даже по внешнему облику. [3]
Психологические
Некоторые люди по своему складу характера или структуре психики предрасположены к асоциальности. [4]
Так, уже с детства у человека могут проявляться психические расстройства, например, неврастения или психопатия. У таких людей повышенная возбудимость нервной системы, а значит, они больше склонны к неадекватным реакциям на внешние раздражители.
Например, человек с психопатией может регулярно прибегать к физическому насилию над близким, не испытывая ни малейшего раскаяния.
Конечно, пациентам с нарушениями психики необходима постоянная помощь психиатра — самостоятельно изменить поведение им не под силу, и обычная терапия тоже не поможет.
Ещё одна причина — характер человека. Он развивается в течение жизни и на него влияют разные факторы, но в первую очередь отношения с родителями.
Если родители не уделяли ребёнку достаточно внимания или совсем его не любили, естественной его защитной реакцией будет отчуждение от самых близких ему людей. Эта модель поведения переносится на остальное общество. Человек противопоставляет себя другим людям и протестует против установленных норм.
Кроме того, если в семье ребёнком никто не занимается, скорее всего, у него не сформируется система нравственных ценностей. Повзрослев, такие люди склонны к достижению своих целей любыми средствами, в том числе с помощью насилия,или к паразитическому образу жизни.
Асоциальные поступки часто совершают также люди ведомые, внушаемые. Их легко склонить «на сторону зла», обещая мнимую выгоду. Они буквально «заражаются» девиацией от более влиятельных товарищей.
Социальные
Спектр социальных причин, по которым люди начинают вести себя асоциально, очень широк. Так, например, французский социолог Эмиль Дюркгейм предложил теорию аномии. Согласно ей, когда в обществе происходит интенсивное развитие, одни ценности сменяются другими.
При этом большая часть общества не успевает привыкнуть к новым культурным нормам, а старые становятся не актуальны. Образуется состояние культурного вакуума, которое становится благоприятной средой для девиаций.
Нечто подобное происходило в нашей стране в 90-е годы после распада Советского союза. [3]
Ещё одна причина девиантного поведения взрослых людей — социальные, техногенные и природные катаклизмы, в том числе войны. Они разрушают человеческую психику, дезориентируют общество. В таких условиях чаще всего резко увеличивается количество преступлений, потому что правоохранительные органы не так тщательно следят за порядком, их внимание направлено на устранение катастрофы.
https://www.youtube.com/watch?v=o-WY3Qs5-XM
Одна из самых распространённых социальных причин девиаций — неравенство в обществе. Социологи не раз говорили о том, что чем активнее развивается государство, тем ниже становится в нём уровень преступности.
Склонность к асоциальным поступкам напрямую зависит от того, к какой прослойке общества принадлежит человек.
У бедных людей мало возможностей удовлетворить свои базовые потребности, и в крайних условиях он как бы «разрешает» себе использовать аморальные средства для достижения цели.
И, конечно, к антиобщественному поведению склонны люди, которые с детства живут в такой среде, где насилие и другие аморальные поступки считаются нормой. Влияние среды — очень значимый фактор развития человека.
Профилактика асоциального поведения
Профилактика девиаций эффективнее всего, когда она выполняется в комплексе: со стороны семьи, общества и государства. Разберёмся, какими способами она может осуществляться.
В семье
Профилактику девиаций имеет смысл начинать в детстве и подростковом возрасте, поскольку ученые доказали, что у людей, совершивших преступление, были предпосылки к этому ещё в детстве.
В идеале, родители должны уделять ребёнку много внимания: общаться и внимательно слушать его, замечать отклонения в его поведении, знать его друзей, разговаривать с ним об общественных нормах.
И, конечно, самим показывать пример адекватного поведения — например, никогда не поднимать руку на ребёнка, иначе у него сформируется установка, что насилие — это нормально и правильно.
Важно, чтобы у ребёнка сформировалось понимание границ и рамок дозволенного, умение самому регулировать свои действия.
Хорошо, если в школе для детей будут проводить специальные классные часы по профилактике зависимостей и других антиобщественных поступков. [5]
В государстве
Также в идеале профилактика девиаций должна проводиться со стороны государства. Ведь число людей с асоциальным поведением напрямую зависит от благополучия в обществе.
Если государство помогает малоимущим семьям, обеспечивает для всех равный доступ к образованию и медицине, заботится о пенсионерах и даёт рабочие места, то в стране уменьшается количество преступлений, меньше людей подвержены зависимостям и в целом психологический климат намного лучше.
В обществе
Наконец, нельзя не отметить, что общество вполне способно к саморегулированию. Дело в том, что деятельность человека проявляется не в обществе в целом, а в одной из его малых групп: в семье, рабочем или учебном коллективе, компании друзей или др.
Внутри каждой из них существуют свои негласные нормы поведения, которые каждый участник принимает, если хочет быть причастным к этому коллективу. Например, замечено, что в небольших этносах или просто маленьких населённых пунктах уровень девиации гораздо ниже, чем в больших городах.
Сказывается то, что там в буквальном смысле все знают друг друга, и жизнь человека напрямую зависит от других людей. Поэтому каждому так важно ощущать свою причастность к своему народу.
Примерно то же самое происходит в субкультурах — как молодёжных, так и вполне серьёзных, например, в научном или бизнес-сообществе. Их представителей объединяют общие ценности, представления о допустимом и недопустимом, а также представление о собственной исключительности — конечно, в положительном смысле. Ведь чтобы попасть в такую субкультуру, нужно обладать определёнными знаниями, связями и ценностями. Предполагается, что человек, ценящий свою причастность к такой «элите», не пойдёт против её моральных установок. [6]
Коррекция девиантного поведения от 7Spsy
К разным проявлением антиобщественного поведения стоит подходить по-разному. Обычно с запущенными проявлениями работают психиатры. Но на начальном этапе человек может помочь себе самостоятельно — конечно, если осознает проблему и захочет её решить.
Если вы всё чаще замечаете, что близкий человек склонен к девиантному поведению, лечение нужно начинать как можно быстрее, пока проблема не перешла допустимые границы.
Курс модификации поведения поможет близкому человеку избавиться от неадекватных поступков.
https://www.youtube.com/watch?v=VZ1_AFs0Tqc
Чаще всего причины асоциального поведения скрыты в подсознании, в установках человека. Например, «я имею на это право» или «это единственный способ достичь моей цели». Проще говоря, девиация — это особенный тип мышления. А значит, чтобы нормализовать поведение, нужно изменить эти установки.
В этом и заключается технология 7Spsy. Программа курса рассчитана на дистанционную работу. Технология поможет выявить причины асоциальных действий и заменить установки, которые к ним привели, на позитивные.
Всего за 2-6 недель человек усваивает здоровую модель поведения: перестает досаждать окружающим и учится вести себя в зависимости от ситуации.
Видео:Психология девиантного поведенияСкачать
Девиантное поведение детей и подростков. Коррекция девиантного поведения
Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.
Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.
Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:
- корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
- агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
- социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).
С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:
- позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
- негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.
Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:
- антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
- асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
- аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.
Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним.
Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.
Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.
Девиантное поведение детей
Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.
Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:
- Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
- Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
- Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
- Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.
Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.
https://www.youtube.com/watch?v=OphdarydQg4
Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.
Девиантное поведение подростков
Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.
Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).
Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:
- деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
- деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
- компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.
Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.
Профилактика девиантного поведения
Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:
- Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
- Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
- Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
- Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
- Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.
Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.
Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.
https://www.youtube.com/watch?v=JsK0mM2Phas
Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е.
даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения.
Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.
Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут.
Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание.
Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.
В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.
Коррекция девиантного поведения
Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.
Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.
Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.
Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра “Эмбер” подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.
У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.
Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.
Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!
💡 Видео
Психология девиантного поведенияСкачать
7. Социология девиантного поведения.Скачать
Девиантное поведение | Откуда появляется и что такое девиацияСкачать
Вероника Степанова. Сексуальные извращения, Перверсии, ПсихотерапияСкачать
Девиантное поведение подростков – Ксения КимСкачать
Девиантное поведение // От непослушного подростка до преступникаСкачать
Секс с инвалидом. Сексуальные девиации.Скачать
Расстройства сексуального поведенияСкачать
СЕКСУАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ (перверсии/парафилии)Скачать
Психические расстройства подросткового возраста (11 – 17 лет)Скачать
Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиацииСкачать
Девиации в подростковом возрасте: суицидальное поведениеСкачать
Снедков Е.В. Психические болезни и пограничные психологические девиацииСкачать
девиантное поведение, биологические и психологические теорииСкачать
Девиантное поведениеСкачать
Девиантное поведение и интернетСкачать
Сексуальные извращения | Психолог Лариса ШтаркСкачать
Мазохизм , БДСМСкачать