Глубокое исследование, которое позволяет выявить в начальной стадии психологические и психические расстройства, даже очень серьезные, носит название психологической диагностики. Она сочетает в себе разные подходы к человеку, основываясь на детальной информации о нем.
Такой метод позволяет анализировать его психологическое состояние, оценить нервную деятельность, мыслительные процессы, возможности развития. Полученные исследования должным образом исследуются и обрабатываются специалистом, на их основании он делает профессиональные выводы.
Эффективная работа психолога с пациентом невозможна без психологической диагностики. Это ключевое направление деятельность специалиста, ведь без такого процесса он не может осуществить консультирование, профилактику и провести экспертизу.
Психологическая диагностика – это отрасль науки, определяющий компонент проверки действенности как лечебного, так и педагогического процесса, помогающий распознавать способности индивидуума. Ее следует пройти любому человеку, даже со здоровой психикой, а не предполагающему у себя психическое расстройство, не говоря уже у тех, у кого есть предпосылки к психическим заболеваниям.
Психологическая диагностика поможет понять себя, причины неприятностей, неудач в личной жизни, тревожного состояния, депрессии, проблем в семье и на работе, снижения собственной оценки, нарушения сна и т.д.
Ее нужно пройти сразу же при появлении подобных признаков, не оттягивая визит к специалисту «на потом», ведь они могу быть как незначительными, так и предвестниками достаточно серьезных нарушений психики.
Следует отметить, что психодиагностика является сопутствующим элементом и при лечении психиатрических заболеваний – с ее помощью определяется эффективность хода терапии на разных фазах.
Специалисты Центра психоэндокринологии имеют высокую квалификацию и большой опыт по проведению психологической диагностики. Оценку состояния обратившегося к ним они проведут тщательно и качественно.
Методы психодиагностики
Такие исследования проводятся в комплексе и предполагают:
- нейропсихологическое исследование определяет состояние и функциональность мозга, и т.д. Оно выявляет факторы нарушения высшей психической деятельности головного мозга;
- диагностику структуры личности, которая исследует восприятие человеком окружающего мира, разные способности, концентрацию внимания, особенности мышления, характера, памяти;
- диагностику семейных и межличностных отношений,
- проверку социально-бытовых, профессиональных навыков. Она выявляет навыки человека, а также раскрывает его потенциал, взаимодействие с обществом, коммуникабельность;
- патопсихологическое исследование выявляет степень таких состояний, как агрессивность, противостояния стрессам, тревожность, особенности поведения;
- определение чувствительности к терапии, позволяющий выработать наиболее подходящий метод психотерапии. Главную роль здесь играет составление эмоционального портрета человека.
- Суть процесса
- Но это далеко не все. Психодиагностику проводят еще и с помощью таких специальных процедур:
- Психодиагностика
- Что это такое психодиагностика
- Психодиагностика личности (характера)
- Психодиагностика у детей (подростков)
- Психодиагностика взрослых
- Возрастные особенности психодиагностики
- Психодиагностика в профориентации
- Список литературы
- Психологическое обследование ⋆ Профессиональная диагностика
- Этапы комплексного психологического обследования
- Психологическое обследование
- Где пройти комплексное психологическое обследование?
- Психологическая диагностика детей. Методы психодиагностики
- Психологическая диагностика. Что это такое?
- Виды психологической диагностики
- Что является итогом психодиагностики?
- 🎦 Видео
Суть процесса
Психодиагностика оценивает психологическое состояние людей, ее цель – поставить психологический диагноз. Главным, основополагающим этапом обследования является доверительная беседа со специалистом.
Такое клиническое интервью, когда пациент откровенно рассказывает все о себе, что его беспокоит и дает свою оценку ситуации, а врач мягко задает ему наводящие вопросы, помогает установить тесные отношения с пациентом.
Чтобы лучше «раскрыть» пациента, ему может быть предложено пройти психологические тесты, для этого специально разработанные.
Данная методика позволяет специалисту нашего Центра за короткое время собрать наиболее полную информацию о личности человека, определить, какие проблемы его беспокоят, и понять их причины. Все это поможет правильно подобрать самую результативную терапию, корректирующую поведение человека.
Но это далеко не все. Психодиагностику проводят еще и с помощью таких специальных процедур:
- снятия электроэнцефалограммы;
- генетических исследований;
- проверку функционала нервных клеток с помощью молекулярно-биологических маркеров;
- проведения МРТ — нейровизуализация мозга;
- исследования периферических нервов, биоэлектрической активности нервной ткани головного мозга, вегетативной нервной системы;
- психологическое консультирование.
Данные меры, примененные специалистами нашего Центра в комплексе, позволяют точно диагностировать состояние психики пациента.
Каждому современному человеку стоит понимать, что к своему психическому здоровью в наше непростое время следует относиться очень внимательно и бережно. Поэтому не стоит пренебрегать психологической диагностикой, а необходимо пройти ее, чтобы знать все «подводные камни» и уметь обходить их.
Видео:Основы психологической диагностики // «Только без паники!»Скачать
Психодиагностика
- Кем стать?
- Где учиться?
- Как расти?
- Что пробовать?
ico 31.03.2020 Читать: 7 мин.
«Магический» — просто другое слово для обозначения психического.
Карл Густав Юнг
Основная работа наших психологов-профконсультантов — это помощь в выборе профессионального трека на основании психодиагностики. Сегодня простыми словами расскажем о том, что такое психодиагностика и психометрия, какая она бывает для детей и взрослых, чем отличается психодиагностика в области профориентации.
Что это такое психодиагностика
К нашему сознанию с обычной линейкой не подойдешь. Поэтому уже более 100 лет процветает такая наука, как психодиагностика, которая измеряет трудноуловимые черты личности.
Психодиагностика (или психологическая диагностика, или психометрия) — это научная дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений. А что можно измерять в психологии? Да очень многое: знания, способности, взгляды, качества личности.
Психодиагностика нужна HR-ам, профориентологам, специалистам во всех областях психологии и, конечно, самим людям, которые хотят разбираться в своих особенностях, сильных и слабых сторонах.
Основная задача психометрии — создание измерительных инструментов, той самой «линейки» для сознания. Поэтому тестологи разрабатывают опросники и разнообразные методики оценки личности, а потом проверяют и уточняют их на большой группе людей. Так получаются валидные и надежные тесты. Хотя психодиагностика не исчерпывается тестами, в ней есть место и наблюдениям, беседам и интервью.
Кирилл Кузнецов Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.Психолог без нормированной методики, которая научно обоснована и выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Можно не использовать компьютерный или бумажный тест, можно опрашивать человека по выбранной методике, просто времени уйдет гораздо больше. |
Психодиагностика личности (характера)
Психодиагностика характера как область научных интересов начала складываться в конце XIX века, когда немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт впервые в лабораторных условиях измерил восприятие, память, внимание, скорость реагирования и другие индивидуальные особенности человека.
Главный вопрос психодиагностики: чем этот человек отличается от других, какие особенности характера его выделяют? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследователям нужно проанализировать характеры множества людей с учетом их пола, возраста, места проживания, самочувствия и т.д. И только на основе анализа массива результатов можно сделать выводы об индивидуальных отличиях одного человека.
С момента возникновения науки разработано множество методик, часть из которых вы, возможно, знаете.
Тест Роршаха — визуальный психодиагностический тест, который разработан в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Тест еще известен под названием «Пятна Роршаха».
Он состоит из 10 карточек (изначально карточек было 40, но для публикации Роршах отобрал только 10), где нарисованы кляксы с нечеткими цветами и границами. Роршах изучал открытую в тот момент болезнь шизофрению и заметил, что больные нестандартно интерпретируют рисунки в виде клякс.
Тест может определить индивидуальные особенности личности, сильные эмоциональные состояния и диагностировать расстройства личности, отклонения от нормы, хотя полностью доверять его результатам не стоит.
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — еще один опросник, который распознает клинические расстройства. Он был создан в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли в Университете Миннесоты и предназначался для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности.
MMPI нашел широкое применение в клинической практике. Для его создания разработчики соотносили ответы группы психически здоровых людей и пациентов с четко выявленным синдромом: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, шизофрения и т.д.
Хотя в качестве диагноза результаты этого теста использовать не стоит, так как не всегда высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие.
Тест Кеттелла — 16-факторный личностный опросник (или 16 PF), содержит около 190 вопросов, один из самых известных в мире психодиагностических комплексных тестов. Его первые варианты созданы в 1945-50-х гг группой исследователей под руководством Реймонда Кеттелла.
Как видно из названия, тест содержит 16 шкал (черт личности) и претендует на комплексную оценку личности. С помощью теста определяются такие качества, как замкнутость/общительность, интеллект, эмоциональная стабильность/нестабильность, практичность/мечтательность, консерватизм/радикализм и т.д.
Сегодня опросник используют при приеме на работу, в том числе на военную и государственную службу.
Личностный опросник Айзенка разработан психологом Гансом Айзенком в 1963 году, и с тех пор адаптировался и видоизменялся. Тест направлен на диагностику темперамента.
В основе методики лежит предположение, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии и эмоциональной устойчивости/неустойчивости (нейротизма).
Пересечение этих двух характеристик позволяет соотнести темперамент человека с одним из 4 типов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Big Five («Большая Пятерка») — еще один, и на сегодняшний день самый популярный у HR-специалистов и самый цитируемый в психологических исследованиях тест. «Большая пятерка» — подход к психодиагностике, который оценивает 5 независимых черт личности в виде полярных шкал:
• нейротизм (эмоциональная чувствительность/стабильность) • экстраверсия/интроверсия • открытость опыту/консерватизм • согласие/несогласие • сознательность/несознательность
Русскоязычной адаптации «Большой Пятерки» в свободном доступе на данный момент не существует. Но в наших методических комплексах «Профнавигатор», «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсультант» вы найдете все эти 5 шкал и не только. Пройти онлайн >>
Психодиагностика у детей (подростков)
Психодиагностика у детей различается по возрастным периодам и задачам. Обычно родителей малышей волнует вопрос, готов ли ребенок психологически к детскому саду и затем к школе.
Сможет ли ребенок избежать сильного стресса, когда окажется в необычной обстановке? Детский психолог в игровой форме может исследовать способности ребенка, оценить, может ли ребенок концентрироваться, насколько он усидчив и внимателен, готов ли он к обучению, сможет ли следовать правилам и слушаться учителя.
https://www.youtube.com/watch?v=JWS2qvOxg-k
Еще один вопрос, который волнует родителей дошкольников и младших школьников, — как раскрыть талант ребенка? В чем ребенок сможет преуспеть в будущем? Последние 15 лет в услугах профдиагностики применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает мозговую организацию психических процессов. Именно нейропсихолог поможет оценить способности ребенка с научной, объективной точки зрения.
Нейропсихолог в беседе, в игровой форме, с помощью специальных заданий (нейропсихологических проб), принимая во внимание возрастные нормативы их выполнения, определяет, как развиты психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Оценка особенностей мозгового обеспечения психической деятельности ребенка «подсказывает», какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. А еще нейродиагностика показывает, какие психические функции недостаточно развиты или требуют коррекции. Если вас заинтересовала нейропсихологическая диагностика, узнайте подробнее о методиках «ПрофПревью» и «Нейропрофиль».
Статья по теме: Как раскрыть талант у ребенка >> |
В средней и старшей школе профдиагностика помогает определиться с сильными и слабыми сторонами подростка, подсказать, какую профессию ему стоит выбрать по интересам, способностям и личностным особенностям.
Психодиагностика взрослых
Большинство психодиагностических инструментов рассчитаны именно на взрослых. Перечисленные выше популярные опросники специально адаптированы для людей младше 18 лет. Какие задачи профдиагностика решает у взрослых? В основном они касаются профессиональной деятельности человека: подходит ли соискатель на должность, какую работу он может выполнять лучше всего?
Также отметим, что психодиагностические методики требуются и в клинической психиатрии и судебной экспертизе: есть ли у человека психические расстройства, не находится ли он в группе риска, требуется ли лечение? Психодиагностика важна при приеме на военную и государственную службу, в силовые структуры. Например, достаточно ли человек стрессоустойчив, чтобы служить в полиции и службе безопасности.
Возрастные особенности психодиагностики
В каждом возрасте применяются свои способы и методы психодиагностики. Чем младше ребенок, тем более подвижны и изменчивы его психические функции. Личностные качества и характер только формируются. Поэтому в дошкольный период легче всего корректировать психические отклонения.
Людей с неявными дисфункциями действительно много, и если в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью специальных упражнений, то чем старше человек, тем труднее провести психокоррекцию.
Своевременная психодиагностика и развивающее обучение расширяют возможности ребенка в будущем.
С другой стороны, и возможности самопознания меняются с возрастом. Форматы работы с ребенком, подростком и взрослым отличаются.
Психодиагностика дошкольников и младших школьников — это игры, беседы и упражнения (рассказать, написать, нарисовать), которые помогают психологу разобраться в особенностях ребенка, о которых ребенок сам сказать не может.
В подростковом возрасте ребята уже могут анализировать свое поведение, отвечать на вопросы об интересах и способностях. В этот период им интересен процесс самопознания. Подросток 14-ти лет без труда может пройти продолжительный тест и сосредоточенно отвечать на вопросы, которые раскрывают личностные особенности.
Для взрослого, который уже имеет сложившееся мнения о своих личных качествах и жизненный опыт, психодиагностическое обследование может стать таким «взглядом со стороны», который поможет увидеть скрытые особенности личности. Для этих задач методика профдиагностики должна быть научно обоснована, валидна.
Психодиагностика в профориентации
Профориентация «соединяет» возможности человека с потребностями той профессиональной сферы, в которой он планирует работать. Если человек полностью осознает свои сильные и слабые стороны, знает, что он умеет и хочет делать, чему может научиться, в каких условиях ему приятно работать, к тому же, готов работать, то он легко найдет дело жизни.
Если вы хотите пройти профдиагностику для выбора профессии или образования, то это можно сделать в нашем Центре и даже онлайн. Надежные, научно обоснованные методики нашего Центра разработаны лучшими специалистами по психодиагностике и психометрии в России, психологами из МГУ им. М.В. Ломоносова.
Выберите методику:
✔ Профконсультант(для взрослых): определяет профессиональные навыки и компетенции. Помогает в построении карьеры, отвечает на вопрос «Не пора ли сменить профессию?».
Пройти онлайн >>
✔ Профкарьера(для студентов и выпускников вузов): рекомендует профессии и должности. Отвечает на вопрос «Что я могу сделать с полученным образованием?».
Пройти онлайн >>
✔ Профориентатор(для 8-11 классов): определяет интересы, способности и личностные особенности школьника. Помогает определить подходящий ему профиль обучения, варианты профессий и список колледжей/вузов, где их получить.
Пройти онлайн >>
✔ Профнавигатор(для 5-7 классов): определяет склонности подростка и рекомендует профиль обучения в старших классах и варианты допобразования. Пройти онлайн >>
✔ Профстарт(для 2-4 классов): профдиагностика в игровой форме.
Определяет интересы, способности и личностные особенности. Помогает определиться с профилем средней школы, кружками и секциями.
✔ Профпревью(для 5-8 лет): нейропсихологическая диагностика с профориентационным уклоном. Определяет готовность к школе и способности ребёнка, их соответствие имеющимся интересам и личностным особенностям. Помогает определиться с профилем школы, кружками и секциями.
Список литературы
Если вы хотите разобраться в вопросе профдиагностики личности, то предлагаем вам использовать проверенные книги:
✎Шмелев А.Г. Практическая тестология. М., 2013. Автор книги Александр Георгиевич Шмелев, доктор психологических наук, профессор МГУ и научный руководитель нашего Центра.
А.Г. Шмелев — авторитетный исследователь в области профдиагностики и психометрии, автор университетских курсов по тестологии. В книге рассказывается об интеллектуальных системах оценки знаний, способностей и личностных особенностей человека. Когда тесты полезны, а когда вредны.
✎Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников (8,9,10-11 класс). М, «Просвещение». Серия рабочих тетрадей для старшеклассников, для практической профдиагностики в сфере профориентации.
В них шаг за шагом подросток может разобраться в себе и найти подходящую профессию и сферу деятельности.
Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Вернуться к списку статей
Видео:Клинико-психологическая диагностика и психотерапияСкачать
Психологическое обследование ⋆ Профессиональная диагностика
Комплексное психологическое обследование – набор психодиагностических методов, направленных на выявление особенностей характера и мышления пациента.
Психологическое обследование позволяет определить специфику мыслительной деятельности, выявить индивидуальные психологические особенности.
В рамках исследования выявляется:
- характерологические особенности: темперамент, уровень коммуникабельности, экстраверсия-интроверсия, заострение определенных черт характера, гендерная роль, профессиональные склонности, жизненные приоритеты и многие другие личностные параметры,
- эмоциональное состояние: уровень тревоги, депрессии, эмоционального напряжения, оптимистичности и повышенного фона настроения,
- интеллектуальные и мыслительные особенности: уровень IQ, параметры памяти, внимания и виды мышления,
- возможная причина развития психических расстройств.
По результатам обследования составляется подробное заключение. В клинике «Преображение» часть методик подбирается с учетом целей обращения клиента.
Этапы комплексного психологического обследования
На первом этапе происходит уточнение запроса, сбор информации. При необходимости во внимание принимаются сведения, полученные от психиатра, нарколога и других специалистов. На этом же этапе психолог строит гипотезы по отношению к имеющимся проблемам.
https://www.youtube.com/watch?v=MSCTbMbmnFQ
На втором этапе подбираются и проводятся техники патопсихологического обследования. Выявляется специфика высших психических функций. Используются тесты, опросники, изучаются психофизиологические особенности интеллектуальных способностей.
На третьем этапе обследования затрагивается эмоциональная и личностная сфера обратившегося. К основным видам тестирования подключаются проективные методы, позволяющие выявить проблемы на глубинном уровне. Работа происходит с различным стимульным материалом.
Последний этап заключается в консультировании пациента и его родственников. Заключение психолога по результатам психологического обследования содержит рекомендации.
Длительность обследования занимает около двух часов. Если используются сложные техники (ТАТ, тест Роршаха), время, потраченное на исследование, увеличивается.
Психологическое обследование
Комплексное психологическое исследование — комплекс психологических тестов и методик, позволяющих — выявить и измерить индивидуально-психологические особенности личности, — отследить и определить природу психических расстройств на ранних этапах; — оценить уровень интеллектуальной деятельности, определить особенности мышления человека, динамику изменений работоспособности, а также реабилитационный потенциал.
Основные этапы психодиагностики:
- сбор данных, проведение психологических тестов и методик; (1.5-2 часа, если + тест Роршаха или ТАТ – 4.5-5 часов)
- переработка и интерпретация данных;
- описание и разбор полученных результатов и выдача индивидуальных рекомендаций. (40 минут)
Личностное обследование — комплекс психологических тестов и методик, который позволит — выявить индивидуальные особенности личности и особенности поведения; — понять актуальный статус клиента (его эмоциональное состояние, уровень тревоги и пр.), — обнаружить сильные и слабые стороны его натуры; а также индивидуальные психологические ресурсы; — оценить психокоррекционный и реабилитационный потенциал.
Где пройти комплексное психологическое обследование?
При работе психолога важен его профессионализм, возможность быстро войти в контакт с испытуемым, сформировать доброжелательные и доверительные отношения. В клинике «Преображение» работают опытные мастера, владеющие психофизиологическими, клиническими, стандартизованными методами исследования личности.
Обращаются к психологу не только взрослые люди, но и родители подростков, нуждающихся в профориентации. Всем клиентам предлагается выбрать удобное время для проведения диагностических мероприятий.
В клинике гарантируют:
- оперативность проведения и обработки полученной информации,
- учет интересов испытуемых,
- конфиденциальность.
Профессиональный подход психологов поможет выявить внутренние конфликты, скрытую мотивацию, неосознаваемые ресурсы личности. При необходимости будет подготовлена программа психологической коррекции.
Прием ведет опытный психолог
Задать вопрос специалисту, записаться на прием можно по многоканальному телефону +7 495 135-01-09, 8 (800) 200-01-09 или по электронной почте info@preobrazhenie.ru. На нашем сайте есть актуальный прайс-лист, позволяющий познакомиться с основными направлениями работы и ценами. Запишитесь на прием сейчас – получите подробную консультацию и полный комплекс психодиагностических мероприятий.
Узнать стоимость консультации
Возврат к списку
Психологическая диагностика детей. Методы психодиагностики
Психологическая диагностика относится к одним из базовых методов. На психологическую диагностику (как и на тот или иной вид коррекции) в Центре им. Г.Е. Сухаревой дает направление лечащий врач-психиатр.
Психологическое обследование, как правило, нужно врачу для более детального изучения психологического профиля ребенка и постановки (уточнения или смены) диагноза.
Диагностика также может проводиться по требованию различных организаций для предоставления документов на комиссии.
https://www.youtube.com/watch?v=0go17zhfDms
Проводит психологическую диагностику медицинский психолог. Это специалист с высшим образованием по специальности «клиническая психология». В работе он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и основных закономерностей функционирования психики в норме и при психических расстройствах.
Для пациентов, имеющих постоянную регистрацию в Москве и получающих амбулаторную или стационарную помощь в Центре, психологическая диагностика в рамках назначения врачом-психиатром является бесплатной. Для жителей из других регионов данное обследование доступно в отделении платных услуг.
Психологическая диагностика. Что это такое?
При назначении врачом психологической диагностики некоторые пациенты и их родители могут испытывать тревогу, страх, беспокойство поскольку не знают, как проходит психодиагностика. Чтобы избежать дополнительных волнений и переживаний, мы подробно расскажем вам о том, что такое психологическая диагностика, какие есть особенности процедуры, для чего нужна и какие бывают виды.
Психологическая диагностика – одна из форм работы медицинского психолога. Это не «экзамен», который определяет дальнейшую судьбу ребенка, а скорее «знакомство-занятие», когда психолог старается установить контакт с ребенком, чтобы узнать о нем и среде его «обитания» больше, выявить возможные внутренние конфликты, психологические трудности в обучении, общении и дать рекомендации.
В случае, если психодиагностика является частью коррекционных занятий, то она проводится с применением техник, которые дальше будут использоваться для работы с ребенком.
В этом случае специалист может показать родителям и ребенку, как их выполнять самостоятельно в домашних условиях, чтобы была положительная динамика и стойкий эффект.
Также родители или законные представители могут посещать занятия с психологом, чтобы посмотреть на процесс и достигнутый результат, обсудить со специалистом прогноз и получить рекомендации.
Психологическая диагностика решает ряд задач:
- выявление возможных причин проблемы, с которой обратились родители или на которую жалуется ребенок (например, повышенная тревожность, неустойчивость самооценки, из-за чего ребенок стремится избегать ситуаций, где проявляются трудности);
- определение ресурсов в микросоциальном окружении, личностных качеств и способностей ребенка, которые могут помочь решить имеющиеся трудности или развить дополнительные навыки на психокоррекционных занятиях (например, готовность к установлению контакта, подражание поведению взрослого);
- оценка потенциальных трудностей и зоны риска (например, слабые коммуникативные навыки могут привести к сложностям адаптации в детском саду или школе, дальнейшим проблемам в обучении).
Психические процессы и состояние ребенка динамичны, поэтому на определенном этапе может потребоваться дополнительное обследование. Специалист уточнит характер желаемых изменений и подскажет возможные пути коррекционной работы.
Психологическая диагностика состоит из нескольких этапов:
1. Знакомство с историей болезни и/или амбулаторной картой.
2. Проведение занятия (собственно обследования) с ребенком, и, возможно, встреча с родителями или законными представителями для сбора дополнительной информации, жалоб, пожеланий. Собственно обследование также включает в себя несколько шагов. Для каждого их них может использоваться разный набор методик.
Первый шаг– беседа, знакомство. Психолог устанавливает доверительный контакт с ребенком, чтобы он мог в безопасной обстановке рассказать о том, что его беспокоит.
В случае групповых занятий этот шаг может быть пропущен, у специалиста тогда может стоять задача узнать интересы ребенка, увидеть его поведение в группе сверстников.
В случае занятий по психологической коррекции при стационарном лечении этот шаг может иметь продолжительность в несколько встреч.
Следующий шаг включает использование психологических методик. Они подбираются с учетом возраста ребенка, его состояния, запроса родителей, гипотез психолога.
Спектр достаточно широк: от выполнения программы двигательных упражнений до специальных заданий (например, вычеркивание нужных букв в ряду), рисования по инструкции, предложения «поиграть» в семью или сложную ситуацию с помощью предложенных материалов, чтобы ребенок на доступном для себя языке мог рассказать психологу о том, что его беспокоит.
https://www.youtube.com/watch?v=xYVstNpXeS0
Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка.
В процессе выполнения методик психолог наблюдает за поведением ребенка. Для специалиста важны его реакции на успех и неудачу, сформированность навыков общения, легкость установления контакта и готовность принять помощь взрослого, способность к оценке происходящего и внимание к нему, его интересы и то, что вызывает протест или непонимание.
Если родитель или законный представитель присутствует во время процедуры, важно помнить, что диагностика проводится в интересах ребенка.
У специалиста нет намерения «подловить» ребенка в незнании чего-то, и, тем более, в чем-то обвинить родителей. Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка.
По наблюдению за вашим взаимодействием специалист может дать рекомендации или предложить специальные упражнения, если это происходит в рамках коррекционного занятия.
3. Анализ полученной информации. Анализ позволяет психологу сделать выводы о психическом развитии ребенка, о психологическом (в дополнение к биологическому и социальному) вкладе в патологическое состояние, поставить задачи и составить план для психологической коррекции. На этом этапе присутствие родителей и ребенка уже не требуется.
4. Фиксация полученных выводов в истории болезни и/или амбулаторной карте.
Виды психологической диагностики
В зависимости от задач, которые стоят перед психологом, выделяют несколько видов психологической диагностики:
Экспериментально-психологическое исследование проводится для помощи врачу-психиатру в постановке или уточнении диагноза, составления комплексной программы реабилитации, а также для того, чтобы оценить эффективность лечебных процедур, динамику состояния и клинической картины на момент окончания госпитализации или в период повторной встречи.
Специализированные психологические обследования, которые нужны для составления программы психокоррекционных занятий:
Исследование особенностей семейного функционирования. Данный вид обследования является одним из этапов комплексной диагностики в силу специфики детского возраста, а именно высокой зависимости ребенка от семьи и особенностей семейных взаимоотношений. Обследование проводится с участием всех членов семьи.
Так бывает, что семья, не замечая этого и искренне желая помочь ребенку, влияет на поведение ребенка, закрепляя «проблемные» формы поведения.
В процессе семейной диагностики (а в последующем семейной психотерапии) все члены семьи могут сказать друг другу важные слова, которые «теряются» в повседневной жизни, принять сложные решения, научиться прямому и эффективному контакту, вернуть в отношения доверие.
Нейропсихологическое обследование.
Данный вид психологического обследования является дополняющим к некоторым другим видам исследования (например, к магнитно-резонансной томографии) и направлен на выявление специфических трудностей, связанных с особенностями работы головного мозга.
В процессе данного психологического обследования могут быть выявлены «органические» причины, которые оказывают сильное негативное влияние на процесс обучения (например, ребенок часто отвлекается, поскольку не удерживает много информации сразу, ему чаще требуется перерыв, чтобы восстановить работоспособность, он хуже воспринимает учебный материал на слух, чем визуализированную информацию). В результате обследования определяются зоны коррекционного воздействия и формируется программа, которая, в силу длительности курса, может продолжаться и после выписки из стационара.
Оценка профориентационных предпочтений и навыков. Данное направление диагностики становится актуальным для подростков, у которых формируются жизненные цели, выстраиваются приоритеты, происходит поиск своего места в мире с ощущением своей полезности и принадлежности коллективу.
В это время подросток ищет для себя эталоны вне семьи. Важно поддержать интересы и увлечения ребенка, которые могут меняться, быть неустойчивыми.
Задача медицинского психолога – показать подростку возможные пути выбора профессии, исходя из его потребностей, физических и интеллектуальных возможностей, сильных и слабых сторон личности, интересов.
Оценка в рамках специализированных подходов к психологической коррекции Например, АВА-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, БОС-терапии, танце-двигательной терапии, пескотерапии, игровой терапии, телесно-ориентированной терапии.
Что является итогом психодиагностики?
После проведения психодиагностики специалист получает информацию о психологическом состоянии ребенка, анализирует ее и пишет заключение. Заключение становится частью медицинской документации.
Эта документация доступна врачам и другими специалистами, которые непосредственно участвуют в лечебном процессе, и используется для постановки (уточнения) диагноза, разработки дальнейшей тактики лечения/реабилитации.
После оформления заключения специалист может поделиться данной информацией с родителями и подробно ответить на все возникающие вопросы.
https://www.youtube.com/watch?v=IzWxu8wX5ks
Для детей любого возраста важно участие родителей в лечебном процессе. Беседа с медицинским психологом, проводящим диагностику, может улучшить контакт с ребенком, т.к. позволит понять причины проблем, увидеть с новой стороны его возможности и получить надежду на изменения.
Важно знать, что психолог, который проводит психологическую диагностику, в первую очередь, опирается на этический Кодекс сотрудников Центра им. Г.Е. Сухаревой. А это значит, что результат психодиагностики является врачебной тайной и не подлежит передаче третьим лицам.
🎦 Видео
Диагностика в психологии. Начинающему психологу.Скачать
Что такое патопсихологическая диагностикаСкачать
Нейроблог - Психологическая диагностикаСкачать
Психодиагностика. Лекция 1. Предмет психологической диагностикиСкачать
Психологическая диагностикаСкачать
Нэнси Мак Вильямс Психоаналитическая диагностика аудиокнигаСкачать
Детские психотравмы /Игорь Лацынников в прямом эфире!Скачать
Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Скачать
Психодиагностика: ✅ что это такое, зачем нужна, кто проводит психологическую диагностикуСкачать
Психодиагностика: ✅ экспериментально-психологическое исследование (тестирование) в психиатрииСкачать
Каким должно быть заключение клинического психологаСкачать
Диагностическое интервью на первой встрече психолога с клиентомСкачать
Детский психолог (диагностика в игровой форме, оценка обстановки в семье через рисунок)Скачать
Поставь себе диагноз! Есть ли у меня расстройство личности? Основы психодиагностики для обывателейСкачать
Приемы и методы работы психолога с детьмиСкачать
Психологическая диагностикаСкачать
Как судмедэксперты выявляют симулянтов с психическими "отклонениями"Скачать
Психодиагностика. Все лучшие методы работы психолога Натальи Кучеренко. Лекция № 36, факультатив.Скачать