Психология — относительно новая многогранная наука, которая активно развивается в последние годы. Она включает несколько направлений, изучающих явления психики людей. Каждое из направлений имеет свои методики проведения исследований, теоретическую основу. Когнитивная психология — это новая ветвь психологической науки, цель которой изучение мыслящего разума.
- Суть и идеи науки
- Основоположники и последователи направления
- Становление и развитие
- Модели внимания
- Преимущества и недостатки
- Методы исследования
- Взаимодействие с другими науками
- Когнитивная психология
- Объектами когнитивной психологии стали:
- История когнитивной психологии
- Плюсами КП стали:
- Имена когнитивной психологии
- Наиболее яркими чертами этого направления психологии стали:
- Аксиомы когнитивной психологии
- Хабер в 1964 году сформулировал следующие принципы-аксиомы КП:
- Направления когнитивной психологии
- Можно выделить следующие направления КП:
- Критика когнитивной психологии
- Когнитивная психология: представители и основные идеи
- Общая характеристика нового направления
- Когнитивная психология: основные представители
- Основные идеи
- Когнитивизм: положения
- Методология
- Особенности когнитивной психологии
- Когнитивный диссонанс: определение
- Причины возникновения диссонанса
- Выход из когнитивного диссонанса
- Когнитивный подход: краткая характеристика
- Психология личностных конструкторов
- Теория Альберта Бандуры
- Что такое когнитивная психология? примеры, определения и преимущества — 2021
- Когнитивная психология — определение
- Когнитивная психология — примеры
- История когнитивной психологии
- Приложения когнитивной психологии
- Когнитивная психология, что изучает, как развивается
- Когнитивная психология — кратко и понятно о сложном
- Этапы зарождения и развития когнитивной психологии
- Откуда взялась и куда идет когнитивная психология — видео
- 🎬 Видео
Суть и идеи науки
Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:
- Как индивид может решать проблемы?
- Как мысли формулируются с помощью языка?
- Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
- Как формируется память?
Идеи направления:
- Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
- Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
- Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
- Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
- Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
- Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.
Изучив идеи этой науки, можно сделать вывод, что это не новый экспресс-тренинг, созданный для получения денег, а серьезное научное направление.
Основоположники и последователи направления
Это уникальное направление, поскольку образовалось благодаря нескольким людям, которые создали похожие научные труды, основывающиеся на одной цели. Представители:
- У. Найссер;
- Джером Брунер;
- Джордж Миллер;
- Герберт Саймон.
Становление и развитие
Наука возникла благодаря трудам американских ученых. В 40-е годы 20 века среди исследователей появился повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Постепенно на эту тему начали появляться научные труды.
Появилось новое понятие — познание. Оно определяет все поступки человека, его сознание.
Первый ученый, с которого начались основные исследования, развивающие когнитивную психологию, как отдельное направление психологической науки — У. Нессер.
Модели внимания
Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:
- Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
- Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.
Этапы переработки:
- Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
- С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
- Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
- Последний этап — анализ отобранных данных.
Поздняя селекция Дональда Нормана:
- Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
- Важная информация отсеивается.
- Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
- забывается.
Модель А. М. Трейсмана:
- Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
- Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.
Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:
- Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
- Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно. Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- доступность экспериментальных исследований;
- развитие этого направление вносит огромный вклад в психотерапию, управление здоровьем;
- активное изучение работы ЦНС, мыслеобразования, запоминания.
Недостатки:
- Даже несмотря на активное развитие направления, оно представляет собой набор теорий, утверждений, учений, но не отдельную школу.
- Пренебрежение мотивацией, аффектом как важнейшими коррелятами.
Когнитивные подходы изучения личности дают благоприятные прогнозы на будущее.
Методы исследования
Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:
- изучение перцепции;
- исследование памяти, сортировки, хранения данных;
- изучение когнитивной картины мира;
- изучение познания любых живых организмов;
- изучение атрибутивных процессов;
- исследование бессознательного поведения, познания, восприятия.
Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:
- познание определяет поведение;
- ментальное образование — главный источник данных;
- поведение — целостный феномен.
При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.
Взаимодействие с другими науками
Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:
- социальной психологии;
- развитие личности;
- психологии образования.
Учения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах.
Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта.
При этом сами когнитивисты положительно относятся к исследованиями, которые проводят нейробиологи. Полученные данные используются для создания собственных теорий.
https://www.youtube.com/watch?v=w14YgWf-GZo
Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.
В видео кратко рассказано о том, что такое когнитивная психология и чем она отличается от других направлений психологии.
Видео:Что такое Когнитивный Диссонанс?Скачать
Когнитивная психология
Когнитивная психология (КП) – раздел психологической науки, который изучает познавательные процессы психики человека. Её целью является изучение роли знаний в поведении индивидуума.
Объектами когнитивной психологии стали:
- память;
- воображение;
- внимание;
- восприятие;
- распознавание образов, звуков, запахов, вкуса;
- мышление;
- речь;
- развитие;
- интеллект.
Когнитивная психология
«Когнитивный» в переводе означает «познавательный». Если говорить простыми словами, согласно идеям КП человек получает сигналы извне (свет, изображение, звук, вкус, запах, ощущение температуры, тактильные ощущения), анализирует действие этих раздражителей, запоминает их, создает определенные шаблоны своего ответа на внешнее воздействие.
Создание шаблонов позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако при неверном изначальном создании шаблона происходят сбои адекватности восприятия внешнего раздражителя. Поиск неверного шаблона и замена его правильным – метод КП.
Когнитивная психология исследует как сознательные, так и бессознательные психологические процессы, однако бессознательное здесь трактуется как автоматические мысли.
История когнитивной психологии
Начало современной психологии было положено в середине 19 века, к концу 19 столетия ощущался явный перевес физиологического подхода в описании психики человека. Исследования Павлова подтолкнули Дж.
Уотсона к идее бихевиоризма со схемой «стимул-реакция». Подсознание, душа, сознание, как величины, которые нельзя измерить, попросту списывались со счетов.
В противовес этой концепции существовал фрейдизм, нацеленный на изучение внутреннего мира человека, но совершенно субъективный.
Когнитивная психология возникла в результате кризиса идей бихевиоризма и развития искусственного интеллекта, когда в 60-х годах учёным пришла идея о человеке как о биокомпьютере.
Процессы мышления описаны аналогично процессам, производимым ЭВМ.
Наиболее значимая в 50-е годы теория бихевиоризма имела своим объектом внешне наблюдаемое поведение человека, в противовес им когнитивная психология занялась внутренними процессами в психике индивидуума.
Наиболее активно когнитивная психология развивалась усилиями американских исследователей. Период с 1950 по 1970 называют когнитивной революцией. Термин «когнитивная психология» впервые употребил американец Ульрик Найссер.
Плюсами КП стали:
- наглядность схемы процессов мозга;
- наличие системообразующей теории;
- создание общей модели психики;
- объяснение философского вопроса о связи бытия и сознания – они связаны через информацию.
Имена когнитивной психологии
Джордж Армитаж Миллер (1920-2012 гг, США) – самая известная его работа посвящена кратковременной памяти человека (формула «7 +/- 2»).
Джером С. Брунер (1915-2016 гг, США) – исследовал когнитивные процессы, внес немалый вклад в теорию обучения, психологию педагогики.
Ульрик Найссер (Нейсер) (1928-2012 гг, США) – в 1976 году в своей книге «Когнитивная психология» он, впервые употребив этот термин, описывающий психологическую теорию последних лет, указал и на её основные проблемы, совершив толчок к дальнейшему развитию КП. Он также описал феномен предвосхищения информации.
На базе КП возникло направление когнитивной психотерапии, основателями которой признаются Альберт Эллис и Аарон Бек.
Наиболее яркими чертами этого направления психологии стали:
- компьютерная метафора в описании процессов мышления;
- символьный подход;
- хронометрические эксперименты на скорость реакции.
Аксиомы когнитивной психологии
А.Т. Бек предположил, что отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания, ошибкой в обработке внешних данных.
Например, женщина с анорексией воспринимает себя как слишком толстую, и излечить её возможно, определив сбой в суждениях.
То есть когнитивная психология считает аксиомой наличие объективной действительности. Когнитивная психотерапия решает проблему иррациональных идей.
Хабер в 1964 году сформулировал следующие принципы-аксиомы КП:
- Информация собирается и перерабатывается в сознании в строгой последовательности (аналогично процессам в ЭВМ).
- Возможности по хранению и переработке информации ограничены (сравните с емкостью памяти электронных устройств), именно поэтому мозг подходит выборочно к сигналам из внешнего мира, ищет эффективные способы работы с входящими данными (стратегии).
- Хранение информации происходит в кодированном виде.
Направления когнитивной психологии
Современная КП занимается изучением психологии развития когнитивных структур, языка и речи, теорий интеллекта.
Можно выделить следующие направления КП:
- Когнитивно-поведенческая психология – направление когнитивной психологии, в основе которого предположение, что личностные проблемы индивидуума обусловлены его неправильным поведением. Целью работы с пациентом является поиск ошибок в поведении, обучение правильным моделям.
- Когнитивная социальная психология – её задачей является социальная адаптация личности, помощь в социальном росте человека, путем анализа механизмов его социальных суждений.
Современная когнитивная психология тесно связана с исследованиями в нейробиологии. Последняя является областью науки, изучающей устройство и функционирование нервной системы организмов. Постепенно две области науки переплетаются, при этом когнитивная психология сдает свои позиции, уступая место когнитивной нейронауке.
Критика когнитивной психологии
Когнитивная психология не учитывает эмоциональных составляющих процесса познания, абстрагируется от намерений и потребностей человека, старается схематизировать познавательные процессы, которые не всегда можно уложить в схему.
Когнитивисты утверждают «автоматичность» переработки получаемых внешних данных, игнорируя сознательный выбор индивидуума. Это основные моменты, из-за которых она подвергается критике. Ограниченность подхода КП привела к развитию генетической психологии (Ж.
Пиаже), культурно-исторической психологии (Л.Выготский), деятельностному подходу (А.Леонтьев).
Несмотря на критику, когнитивная психология является ведущим современным направлением науки о процессе познания. КП показывает отличные результаты в терапии больных с депрессией, людей с заниженной самооценкой.
КП стала основой для развития когнитивной лингвистики, нейропсихологии, когнитивной этологии (изучение познавательной деятельности животных). Данные КП применяются для построения учебных программ, для повышения результативности курсов, например, по изучению иностранных языков.
КП имеет влияние во всех направлениях психологии, психотерапии.
https://www.youtube.com/watch?v=50CXTI7PyGs
Автор статьи социальный психолог Гудилова Екатерина Владимировна
Другие статьи
Психология
Когнитивная психология
Психология личности
Психология развития
Социальная психология
Специальная психология
Практическая психология
Экспериментальная психология
Видео:32 Когнитивная психологияСкачать
Когнитивная психология: представители и основные идеи
Психология – это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако не заметить ее бурное развитие за последние годы просто невозможно.
Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком.
Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.
Когнитивная психология (представители этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность.
На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке.
А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.
Общая характеристика нового направления
Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.
Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.
Главное отличие данного направления от других – это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам.
Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он.
То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.
Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках.
Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное.
Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.
Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.
https://www.youtube.com/watch?v=MiGQKkunwuc
Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков.
Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых.
Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.
Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.
Когнитивная психология: основные представители
Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.
Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.
Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.
Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания.
Именно так произошло и с Гербертом Саймоном. Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение.
Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.
Основные идеи
Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:
- Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
- Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
- Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
- Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
- Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
- Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.
Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.
Когнитивизм: положения
Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=u6iuAmseRM4
Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:
- изучение чувственного процесса познания мира;
- исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
- изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
- понимание бессознательного восприятия событий и так далее.
Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.
Методология
Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:
- все данные выделяются из ментальных образований;
- поведение является следствием познания и опыта;
- необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.
Особенности когнитивной психологии
Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях.
Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление.
Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.
Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.
Когнитивный диссонанс: определение
Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.
Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.
Причины возникновения диссонанса
Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:
- логическая непоследовательность;
- несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
- противоречие ситуации прошлому опыту;
- возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.
Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.
Выход из когнитивного диссонанса
Как утверждают ученые, вариантов выхода довольно много. Но чаще всего человек выбирает следующие:
- изменение поведенческой схемы на новую;
- смена определенных элементов когнитивной схемы;
- расширение схемы и включение в нее новых элементов.
Когнитивный подход: краткая характеристика
Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.
Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.
Психология личностных конструкторов
Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях.
Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково.
Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.
https://www.youtube.com/watch?v=8ogFpiLt6uw
Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение.
К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами.
Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.
Теория Альберта Бандуры
Еще до появления когнитивной психологии ученый Альберт Бандура разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.
Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.
При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.
В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.
Когнитивная психология – это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.
Видео:Когнитивная психология #1. Введение в курс и предмет когнитивной психологии.Скачать
Что такое когнитивная психология? примеры, определения и преимущества — 2021
Психология — это изучение ума. Проще говоря, когнитивный относится к мышлению. Итак, что же отличает когнитивную психологию? Чтобы лучше понять, вам могут понадобиться некоторые примеры того, что изучают когнитивные психологи, а также полное определение и некоторые из его преимуществ.
Когнитивная психология — определение
Определение когнитивной психологии обманчиво просто. Когнитивная психология определяется как раздел психологии, посвященный изучению психических процессов.
Что может быть не так легко понять, так это то, сколько существует различных типов психических процессов и как люди используют их по-своему, чтобы делать выводы и принимать решения.
Таким образом, когнитивная психология охватывает очень широкий круг предметов.
Когнитивная психология — примеры
Когнитивные психологи изучают психические процессы человека. Итак, что это за психические процессы? Они включают:
- мышление
- аргументация
- решение
- Внимание
- Умственные образы
- язык
- Распознавание номеров
- Память
- восприятие
- Творческий подход
- Формирование концепций
- Принимая решения
- Решать проблемы
- Делать выбор
- Мета-познание (мышление о вашем мышлении)
В когнитивной психологии важно помнить, что речь идет не только о ваших мыслях, но и о том, как эти мысли влияют на ваше поведение. Познания или мыслительные процессы — это то, что происходит с вами между восприятием чего-либо своими чувствами и внешним поведением в ответ. Или они могут произойти без сенсорного стимула.
Пример сенсорных стимулов, ведущих к поведению посредством мыслительного процесса, может произойти, если вы выйдете на улицу в зимний день и почувствуете холодный ветер на лице. Вы отступаете внутрь и надеваете шарф.
Между чувством холода и поведением надеть шарф является мыслительный процесс. Может быть, вы думаете, что вам будет удобнее, если немного подвести итоги. Или, может быть, вы знаете, что склонны к боли в горле и думаете, что шарф защитит вас от заболевания.
Какой бы ни была эта мысль, вы позволяете ей изменить свое поведение.
Примеры метапознания
Когнитивная психология основана на размышлениях о мыслях людей и о том, как они влияют на поведение. Итак, это форма метапознания или мышления о мышлении. Есть несколько других интересных примеров метапознания, которые очаровывали людей на протяжении всей истории.
- Если вы чувствуете, что повторяете опыт, у вас возникает чувство дежавю.
- Если у вас есть мысль, которую вы считаете уникальной, и обнаруживаете, что это память о том, что вы читали, слышали или видели, у вас криптомнезия. Если вы запишите это, вы можете неосознанно заняться плагиатом.
- Если вы слышите заявление и каждый раз, когда вы слышите его снова, оно кажется более разумным, вы страдаете от эффекта достоверности.
История когнитивной психологии
Люди думали о том, как мышление влияет на поведение на протяжении тысячелетий. В трудах древних греков много рассуждений о мышлении. Как область психологии, когнитивная психология является гораздо более современной отраслью изучения.
В 1800-х годах Пол Брока открыл область мозга, где производится язык, а Карл Вернике открыл область мозга, где язык понимается. С этими введениями мысли в научную сферу когнитивная психология приобрела смысл как новая форма научного исследования.
https://www.youtube.com/watch?v=aO5-ls6Mk7o
С 1920-х по 1950-е годы бихевиоризм был доминирующей теорией психологии. Однако несколько факторов сделали изучение мысли все более важным. Во-первых, нужно было обучить солдат использовать новую военную технику, появившуюся после Второй мировой войны. Затем пришла информатика со сравнением человеческой мысли и компьютерных функций.
Наконец, когда Ноам Хомский критиковал бихевиоризм, он предложил когнитивную психологию как лучший способ приблизиться к изучению ума. Аарон Бек, который сейчас считается отцом когнитивной психологии, много писал об этой области исследований. Оттуда эта область расширилась, и целые исследовательские центры были посвящены исследованиям когнитивной психологии.
Приложения когнитивной психологии
Когнитивная психология была применена ко многим другим аспектам психологии. Многие психологи, которые не называют себя когнитивными психологами, используют когнитивные подходы к широкому кругу психологических проблем. Вот несколько примеров.
депрессия
Антидепрессанты обычно используются для улучшения настроения людей с депрессией. Тем не менее, большинство психиатров предполагают, что их пациенты также должны консультироваться вместе со своими лекарствами.
Почему? Причина в том, что им необходимо развивать позитивные модели мышления и поведения. В противном случае, когда их снимут с антидепрессантов, они вернутся в депрессивное состояние.
Чтобы избежать этого, им нужно изменить способ мышления и реагировать на депрессивные чувства.
Агрессивное и антиобщественное поведение
Когнитивная психология создала несколько различных моделей обработки социальной информации. Это модели того, как люди думают и ведут себя в ответ на других.
Оказывается, дети, которые развивают способность обрабатывать социальную информацию, становятся взрослыми, которые ведут себя более социально приемлемым образом.
Кеннет Додж определил пять шагов в процессе оценки и интерпретации поведения других. Они включают:
- Кодирование социальных сигналов
- Интерпретация социальных сигналов
- В поисках ответа
- Оценка ответов
- Проведение ответа.
По мере того, как вы узнаете и узнаете об этом процессе, вы сможете лучше делать выбор в своем социальном поведении. Эти понятия могут использоваться, чтобы помочь людям обуздать свое агрессивное поведение, когда они учатся не торопиться и продумывать каждый шаг, когда они к нему приходят.
образование
Жан Пиаже был известным психологом, который изучал и писал о познании с точки зрения развития. Его стадии когнитивного развития описывают, как мыслительные процессы людей меняются на протяжении всей их жизни.
Четыре этапа когнитивного развития Пиаже широко использовались для того, чтобы помочь учителям помогать своим ученикам развиваться со скоростью, соответствующей их уровню когнитивного развития. Теория Пиаже основывалась на биологической готовности для каждого этапа, и учителя должны учитывать готовность при создании учебного опыта для своих учеников.
Когнитивная психология также повлияла на образование другими способами.
Например, идея метапознания используется, чтобы помочь студентам оценить свое обучение и разработать лучшие стратегии обучения.
Когнитивная психология также различает декларативные знания и процедурные знания. Другими словами, первый шаг — это знать, как думать о чем-то, а второй — развивать навыки, необходимые для этого.
Кроме того, когнитивные исследования показали, как знания организованы в мозге. Зная, как знания организованы естественным образом, учителя могут предоставить полезную основу для информации, которую они дают своим ученикам. И, по мере того, как студенты изучают когнитивные стратегии для постановки целей и оценки своих учебных навыков, их обучение улучшается.
Использование когнитивных стратегий в обучении
Независимо от того, являетесь ли вы студентом колледжа или просто взрослым, которому нравится учиться, использование правильных когнитивных стратегий может помочь вам лучше понять и запомнить информацию.
Эти стратегии помогут вам лучше понять материал и улучшить вашу память о нем.
Некоторые из когнитивных стратегий, которые вы можете использовать, включают обобщение или комментирование показаний, прогнозирование результатов и размышления о том, что вы узнали.
Преимущества
Преимущества когнитивной психологии легко понять. Когнитивная психология может:
- Помочь вам лучше понять себя и других.
- Учитесь эффективнее.
- Сделайте лучший жизненный выбор.
- Изменить нежелательное поведение.
- Уменьшить проблемы с настроением.
- Понимать прошлые травмы по-разному.
- Вспомните прошлый опыт и оцените его в своей текущей жизни.
Когнитивная терапия
Когнитивная терапия была разработана в 1960-х годах Аароном Беком. Когнитивная терапия основана на когнитивной психологии.
КТ похожа на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), и иногда эти термины используются взаимозаменяемо.
Однако существуют некоторые различия, начиная с того факта, что КПТ является частью многих различных видов терапии, в то время как КТ является лишь одним из видов терапии.
В когнитивной терапии пациент и терапевт работают вместе, чтобы нацелить мысли, эмоции, поведение и физические реакции. Цель состоит в том, чтобы внести изменения в психические процессы здесь и сейчас. Познания раскрыты и исследованы. Затем вы бросаете вызов этим познаниям и решаете, хотите ли вы удержать их или заменить их другими, более реалистичными и позитивными познаниями.
https://www.youtube.com/watch?v=MiGQKkunwucu0026list=PLC79JY2rbJTEcaSDwAODxefQ5fy71qU3U
Когнитивная терапия используется определенным образом для различных типов расстройств. И, в отличие от КПТ, когнитивная терапия фокусируется на психических процессах, стоящих за поведением, а не на самом поведении. Когнитивные терапевты предполагают, что если познания, которые приводят к поведению, могут быть изменены, поведение будет меняться легче.
Тем не менее, когнитивная терапия направлена на то, что делать с нежелательным поведением. Основная тема в том, что если вы думаете по-другому, у вас больше шансов ответить по-другому. Таким образом, мышление поведения являются целевыми. Вы начинаете понимать, что вы не только выбираете свое поведение, но вы также выбираете мысли, которые ведут к этому поведению.
Когнитивный терапевт может помочь вам с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, беспокойство и управление гневом. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что с вами происходит, вы концентрируетесь на том, как вы можете думать по-другому, чтобы получить другой результат.
Когда вы берете на себя ответственность за свои мысли, вы также можете изменить способ реагирования на свои чувства.
Например, если вы думаете о том, как преодолеть депрессию, а не о том, как плохо вы себя чувствуете, вы можете внести позитивные изменения, такие как забота о своем физическом здоровье, которые уменьшат вашу депрессию.
Вы можете поговорить с когнитивным терапевтом о любой проблеме психического здоровья, которую вы не знаете, как ее решить. С помощью КТ вы можете проверить свои мысли и внести изменения, которые имеют смысл для вас.
В BetterHelp доступны терапевты, которые помогут вам в когнитивной терапии.
Независимо от того, выбираете ли вы когнитивную терапию или какую-либо другую форму лечения, вы можете получить помощь, необходимую для решения проблем психического здоровья и построения лучшей жизни.
Видео:Психология познавательных процессов – курс Марии Фаликман / ПостНаукаСкачать
Когнитивная психология, что изучает, как развивается
Психология является одной из самых разветвленных наук, в которой множество течений, использующих различные подходы к познанию психики человека. Когнитивная психология — одно из самых молодых и перспективных направлений, которое, тем не менее, получило довольно много последователей.
Когнитивная психология посвящена изучению познавательных процессов в психике человека. Она включает в себя исследование памяти, чувств, внимания, воображения, логического мышления, способности к принятию решений.
Несмотря на довольно простые идеи, данное направление включает в себя немало научных исследований на самом серьезном уровне.
Когнитивная психология — кратко и понятно о сложном
Познавательные процессы — это все, чем занимается когнитивная психология. Она пытается смоделировать человеческое мышление в процессе познания окружающего мира, изучить, как именно разум воспринимает поступающую информацию и каким образом все это хранится в памяти.
Когнитивную психологию и ее методы используют, чтобы найти ответы на следующие вопросы:
- каким образом человеку удается выделять и обрабатывать информацию об окружающем мире;
- как в сознании выстраивается образ единого объекта;
- как информация перерабатывается в знания, формируются понятия и ассоциации;
- в каком виде хранится информация;
- как человек предпочитает думать и выражать свои мысли;
- как происходит процесс обобщения;
- из-за чего появляются и как анализируются связи между объектами;
- как выстраиваются категории и принимаются решения.
Направление затрагивает практически весь диапазон психических процессов, начиная от восприятия и внимания, заканчивая обучением и распознаванием образов.
https://www.youtube.com/watch?v=9FAwL1_SpA0u0026list=PLC79JY2rbJTEcaSDwAODxefQ5fy71qU3U
Базовая концепция когнитивной психологии — психика, процессы которой являются устройствами ввода и вывода полученных данных, их хранения.
Из-за этого большое распространение получила новомодная метафора, согласно которой организация и работа мозга человека сравниваются с действиями компьютерного процессора. Все это стало возможным из-за научных трудов Ричарда Аткинса, Дональда Бробенда и Ноама Хомского.
Определенные попытки познания сознания предпринимались и в далекой Античности. Древнегреческие философы задавались вопросами о том, где хранится человеческая память. Ученые и врачи Древнего Египта считали, что воспоминания расположены в сердце. Этого мнения придерживался даже Аристотель, однако уже Платон считал, что они находятся в мозге.
Для развития когнитивной психологии немало сделали и более поздние философы. Они сформировали основные теории, на которых впоследствии стала основываться наука. В качестве примеров можно привести работы Рене Декарта, Иммануила Канта, Дэвида Юмо. Французским философом Р.
Декартом была выдвинута теория о структуре психического аппарата. Д. Юм способствовал установлению законов ассоциации идей, классификации психических процессов. В свою очередь, И.
Кант показал, что разум является психической структурой, а опыт — факт, который может заполнять его.
Этапы зарождения и развития когнитивной психологии
В 30-е годы произошло серьезное изменение подхода к человеческому сознанию. Вплоть до этого момента психология состояла из двух течений: бихевиоризма и психоанализа.
Однако в 1948 году необихевиорист Эдвард Толмен ввел понятие «когнитивной карты».
Она представляет собой целостный образ, формируемый на основе предыдущего опыта, который может оказывать существенное влияние на все поведение человека.
На ускоренное развитие науки в этом направлении повлияло несколько факторов:
- необходимость решить проблему нарушенной концентрации военных в период Второй мировой войны;
- ИИ, который должен появиться в будущем, должен вести себя осмысленно;
- появление нужды в новых лингвистических исследованиях.
Благодаря этому, в 1956 году состоялся симпозиум, который окончательно утвердил когнитивную психологию в качестве междисциплинарной науки. Первыми представителями когнитивной психологии считают многих ученых. Главный вклад внес швейцарец Жан Пиаже, занимавшийся исследованиями детской психологии.
Значительное влияние на развитие нового движения оказали нейропсихологи, например Лурия Александр Романович. Также среди видных деятелей можно выделить Джорджа Миллера и Джерома Брунера — основателей когнитивной психологии. Благодаря им наука получила возможность двигаться вперед в плане исследования человеческого сознания.
А Ульрик Найссер в 1967 году выпустил первое учебное руководство, посвященное когнитивной психологии.
Откуда взялась и куда идет когнитивная психология — видео
🎬 Видео
Когнитивная наука как конвергентное знание. Татьяна ЧерниговскаяСкачать
Что такое когнитивно-поведенческая терапия? (КПТ)| ABC модель.Скачать
МЫШЛЕНИЕ: сделай его АДЕКВАТНЫМ. Когнитивная реструктуризация. Когнитивно-поведенческая терапияСкачать
Когнитивные искажения и ошибки восприятия. Лекция в Ереване. День 1Скачать
Поддерживающая (суппортивная) психотерапия. Часть 2Скачать
Промывание мозгов. Когнитивные искажения. Критическое мышление, манипуляции и психология влияния.Скачать
Мария Фаликман: "Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идёт"Скачать
КПТ самостоятельно! | Когнитивно ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ терапия. ПСИХОТЕРАПИЯ.Скачать
Фрейд за 10 минутСкачать
Изучение сознания в когнитивной психологии — Иван ИванчейСкачать
Когнитивная война | Эпизод 1: Психологические операцииСкачать
Ошибки Мышления. 20 Когнитивных ИскаженийСкачать
Психология властиСкачать
➽ КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ! Ошибки мышления. Когнитивный диссонанс. Когнитивные ошибки. Психология. КПТСкачать
Лекция Д.В. Ковпака "Когнитивно-поведенческая терапия депрессивных расстройств"Скачать