Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.
С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.
- Содержательный компонент процесса общения
- Цели общения
- Средства общения
- Временной критерий коммуникации
- Другие виды общения
- Количество участников в процессе коммуникации
- Классификация по Е.И. Рогову
- Императивное
- Манипулятивное
- Диалогическое
- Педагогическое общение
- Виды общения — формы, функции, средства
- Виды общения
- Вербальное и невербальное общение
- Представительское и ролевое общение
- Лекция 6. Психология общения и групп
- Филогенетическое развитие общения
- Онтогенетическое развитие общения
- Формы коммуникационного действия
- Подражание
- Групповое общение
- Читать Шпаргалка по общей психологии онлайн (полностью и бесплатно) страница 7
- 23. Виды общения
- 24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
- 25. Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения
- Внутригрупповое общение: что это такое и каковы его характеристики
- Элементы группы
- Основные факторы
- 1. Общая судьба
- 2. Сходство
- 3. Близость
- Внутригрупповое общение: что это?
- Характеристики
- Принципы внутригруппового общения
- 1. Принцип согласованности
- 2. Принцип признания
- 3. Принцип эмпатии
- Техника внутренних коммуникаций в компаниях
- Области внутригруппового общения
- 1. Свободная зона
- 2. Слепая зона
- 3. Скрытая зона
- 4. Неизвестная область
- Эволюция четырех направлений и внутригрупповое общение
- Цель работы команды
- Библиографические ссылки:
- 📹 Видео
Содержательный компонент процесса общения
Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.
- Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
- Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
- Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
- Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
- Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.
Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.
Цели общения
Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.
- Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
- Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.
Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.
Средства общения
Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.
- Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, ые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
- Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
- Прямое — люди общаются между собой лично.
- Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.
Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:
- вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
- невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.
Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.
Временной критерий коммуникации
Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:
- кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
- долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.
В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.
Другие виды общения
Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:
- деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
- воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
- диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
- инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
- личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.
Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.
Количество участников в процессе коммуникации
Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.
- Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
- Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
- Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.
Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.
Классификация по Е.И. Рогову
Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное
В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.
https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0
Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.
Манипулятивное
Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.
Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.
Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:
- активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
- пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
- соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
- безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.
Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.
Диалогическое
Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:
- настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
- доверие к собеседнику без оценивания его личности;
- участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
- в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
- общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.
Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.
Педагогическое общение
Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека.
Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей.
Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.
Существует несколько стилей общения:
- на основе заинтересованности общим делом;
- коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
- форма диалога;
- соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
- устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
- заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.
Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.
https://www.youtube.com/watch?v=LlwYdn6HrnU
Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.
Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.
В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.
В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.
Видео:Самые важные навыки делового общенияСкачать
Виды общения — формы, функции, средства
Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.
Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.
Отступление от этих условий делает общение опосредованным.
Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном.
Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт.
Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.
Непосредственное общение
При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно
(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).
Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).
Опосредованное общение
Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.
Виды общения
Основными видами общения являются: Общение на уровне масок. Данный вид общения обезличен, поскольку вложить душу в каждый из тысячи ежедневных контактов попросту невозможно. Под контактами понимаются не только разговоры, но и безмолвные приветствия, взаимодействия на уровне глаз и т.д.
В силу психологических особенностей человеку приходится формализовать общение, надевая маски. У каждого их может быть десятки – от вежливости и почтения, до брезгливости и безразличия.
Такой вид общения является преградой для самовыражения, поскольку по привычке маска может быть надета при общении с друзьями или любимым человеком.
Манипулятивный вид общения. Особенностью такой коммуникации является то, что человек воспринимается как инструмент для получения пользы. В процессе общения может имитироваться заинтересованность, учтивость, внимательность и другие качества.
Классическим примером, в этой связи, является ситуация с бутербродом. Муж просит жену приготовить ему этот нехитрый завтрак на работу, несмотря на то, что там есть буфет.
Таким образом, он как бы демонстрирует свою бережливость и жене становится неловко претендовать на покупку новой шубы или других вещей.
https://www.youtube.com/watch?v=XbSamlNS54g
Деловое общение. При таком контакте партнеры принимают во внимание вкусы, личные взгляды, возраст и характеры друг друга. Между тем, на первое место ставится исключительно общая цель, определяющая весь ход общения.
Подобный стиль разговора свойственен не только деловым людям, но и многим семейным парам. Он позволяет исключить примитивные грубые контакты и сохранить нормальную психологическую обстановку в семье.
Деловое общение, также присуще контактам в профессиональной сфере.
Игровой вид общения. Не случайно наши средневековые предки очень любили разнообразные обряды и театрализованные празднества. Гротеск и импровизация создает радостную приподнятую атмосферу. В межличностных отношениях контакты в форме игры свидетельствуют о неповторимости и богатстве участников общения. Поэтому не стоит считать игровой стиль общения бесполезным дурачеством.
Духовный вид общения. Контакты на духовном уровне являются наиболее персонализированными, обращенными к личности. Нередко они требуют немалых внутренних усилий, на которые способны далеко не все.
Более того, когда попытка одного из участников общения перейти на духовный уровень сталкивается с холодным непониманием партнера, в их отношениях могут исчезнуть теплота чувств, раскованность, а доверие дать серьезную трещину.
Вербальное и невербальное общение
Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.
Вербальное и невербальное общение
Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.
Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:
тип бумаги, формат, почерк, знаки препинания (например, при несогласии — ?! или !!!), шрифты. К невербальным средствам общения относят рисунки, диаграммы, схемы.
Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.
Представительское и ролевое общение
В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.
И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).
Представительское общение
Видео:Как стать свободным и говорить что думаешь / Групповая психотерапия в чем её сила?Скачать
Лекция 6. Психология общения и групп
Общение посредством речи и жестов
Обще́ние
— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[2].
- 1 Представления о развитии общения 1.1 Филогенетическое развитие общения
- 1.2 Онтогенетическое развитие общения
- 10.1 Шум окружающей среды
Филогенетическое развитие общения
Филогенез — историческое формирование группы организмов[3], в данном случае — развитие человеческого общества.
https://www.youtube.com/watch?v=I54AzkbHjTI
Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его кооперативной
модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты[4].
Онтогенетическое развитие общения
Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.
Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.
До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей.
В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей.
В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения[5].
Формы коммуникационного действия
Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:
- Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящегоко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
- Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях междудвумя собеседниками.
- Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[источник не указан 1474 дня ].
Подражание
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным[6].
За подражанием стоят разные психологические механизмы[7]:
- в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
- в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
- в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
- в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.
Групповое общение
К групповым формам делового общения относятся деловые переговоры и деловые совещания. Они отличаются наличием более двух (трех и более) общающихся людей.
Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения достигать разумного соглашения.
Разумное соглашение максимально отвечает законным интересам обеих сторон, справедливо регулирует сталкивающиеся интересы, является долговременным, принимает во внимание интересы общества, не портит отношений между сторонами.
Выделяют два подхода к переговорам [1] .
1. Конфронтационный подход: стороны воспринимаются друг другом как противники, а сами переговоры – как «поле боя».
В этом случае η процессе переговоров используется модель «выиграть – проиграть»: только одна из сторон может выиграть, другая в этом случае оказывается в проигрыше.
2. Партнерский подход: стороны воспринимают друг друга как партнеров в процессе поиска оптимального решения проблемы. Используется модель «выиграть – выиграть»: ищется взаимоприемлемое решение, удовлетворяющее потребности обеих сторон.
https://www.youtube.com/watch?v=Dl6QohyaO2g
Деловые переговоры проходят в несколько этапов [2] :
1) подготовка к переговорам. Определение цели и предмета переговоров;
2) начало переговоров;
Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать
Читать Шпаргалка по общей психологии онлайн (полностью и бесплатно) страница 7
Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности.
Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.
Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие произведений искусства – это также акты общения.
Таким образом, понятие общения более узкое по сравнению с понятием коммуникации. В социальной психологии можно встретить иное понимание отношения между людьми (трудовое, экономическое и т. д.), а коммуникацию рассматривают как частный случай общения, связанный с обменом информацией.
общения. Общение предполагает передачу информации. м общения выступают: а) научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения; б) человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т. д.; в) коллективное (групповое) решение задачи, деятельность.
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.
Средства общения. Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.
Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться.
Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства, пластические операции.
Дополняет внешний облик и одежда.
23. Виды общения
Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованно-сти, законченности, желательности и др.
В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.
В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Такое общение называется межличностным.
Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.
Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.
Непосредственное и опосредованное общение.
Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства.
В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и, соответственно, каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него.
Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи.
Законченное и незаконченное (прерванное) общение. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками.
При этом оценка фиксирует не субъективную значимость результата общений (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности.
Но, вполне естественно, у контактирующих возникает определенное отношение к ходу и результату общения.
https://www.youtube.com/watch?v=Doe5bOGVC5w
В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами.
В зависимости от времени общения различают кратковременное и длительное общение.
24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.
Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям.
Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию.
В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же тон).
Между общением и отношением, взаимоотношением существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения.
Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, непо-казанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение.
В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.
Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов.
Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплементар-ности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Приказами, распоряжениями личных взаимоотношений установить нельзя.
Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение друг друга.
В процессе общения намечается несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.
1. Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи.
2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация.
3. Нейтральные деловые и такие же личные – обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы.
25. Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения
Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.
Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.).
В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношения людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей.
Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония.
Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.
Конфликты и межличностные отношения. Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.
Видео:Просто БУДЬ и всё / Блог ТихогоСкачать
Внутригрупповое общение: что это такое и каковы его характеристики
Вы знаете, из чего состоит внутригрупповое общение? В этой статье мы поговорим об этом понятии: его определении, функциях и трех принципах, которые его регулируют. Но прежде чем проанализировать понятие группы, необходимо понять процессы внутригруппового общения.
Наконец, мы поговорим о оконной технике Johari, разработанной Luft and Ingram (1970) и используемой в компаниях для анализа внутригрупповой (внутренней) коммуникации, которая происходит внутри рабочей команды.
Элементы группы
Чтобы полностью понять концепцию внутригруппового общения, мы считаем, что сначала необходимо знать, что понимается под группой, поскольку внутригрупповое общение, как мы увидим, происходит внутри (или внутри) группы.
В контексте групповой и социальной психологии мы находим несколько групповых определений . Мы выбрали для полноты картины одного из Мак-Дэвида и Харари. Эти авторы утверждают, что группа — это «организованная система из двух или более лиц, выполняющих некоторую функцию, ролевые отношения между членами и набор норм, регулирующих эту функцию».
Кроме того, группа включает в себя различные индивидуальные поведения , которые, хотя и не гомогенизированы во внутригрупповом взаимодействии (посредством внутригруппового общения), могут восприниматься как часть объекта (группы).
Основные факторы
Но какие факторы определяют состав группы? По словам одного из авторов, Шоу, для группы субъектов для настройки группы должны существовать эти три характеристики (не все авторы думают одинаково):
1. Общая судьба
Это означает, что все его члены проходят одинаковый опыт и имеют одну и ту же общую цель.
2. Сходство
Члены группы похожи с точки зрения наблюдаемой внешности.
3. Близость
Эта характеристика имеет отношение к определенным пространствам, разделяемым членами группы , и которые облегчают факт рассмотрения этой группы как единицы.
Внутригрупповое общение: что это?
Прежде чем продолжить, определимся с понятием внутригруппового общения. Внутригрупповое общение — это общение, которое происходит между группой людей, принадлежащих к одной группе . Он охватывает все те взаимодействия, которые происходят в группе, объединенной одной или несколькими общими целями или интересами.
https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4
Другими словами, внутригрупповое общение включает в себя все коммуникативные обмены, которые происходят между различными членами одной и той же группы. Это включает в себя поведение и поведение, разговоры, отношения, убеждения и т. Д. (все, что используется в группе для любых целей).
Характеристики
Какую роль играет внутригрупповое общение в группе? Преимущественно, он предлагает последней определенную иерархическую и организационную структуру . Кроме того, он также предоставил группе требуемую совместимость, чтобы она могла общаться с другими группами.
Эта вторая функция разработана благодаря сети связи или разработки, формальной сети, которая позволяет группам общаться друг с другом, то есть обмениваться информацией и знаниями.
Внутригрупповое общение, которое происходит внутри групп, может быть формальным или неформальным , и два типа общения позволяют группе взрослеть, расти, развиваться и, в конечном счете, консолидироваться как таковые. Разумеется, формальные и неформальные обмены логически различаются по своим характеристикам.
Принципы внутригруппового общения
Мы можем говорить о трех принципах, которые управляют внутригрупповым общением (которое также может применяться к межгрупповому общению, которое происходит между группами):
1. Принцип согласованности
Этот принцип внутригруппового общения относится к открытому отношению к другим, когда речь идет о выражении наших мыслей и чувств .
2. Принцип признания
Принцип распознавания подразумевает отношение слушания (и даже «взгляда») к другому, освобождая нас от всех предрассудков и стереотипов и всегда избегая предвзятости или дисквалификации поведения , мыслей или чувств другого человека из-за простого факта несогласия с ними. ,
3. Принцип эмпатии
Третий принцип внутригруппового (и межгруппового) общения связан с доброжелательным отношением, которое позволяет нам вникать в мысли и чувства другого, да, не отрицая нашу собственную идентичность .
Кроме того, это также подразумевает признание того, что мысли и чувства другого человека уникальны и являются для нас единственным способом установить отношения симпатии или сострадания к нему.
Техника внутренних коммуникаций в компаниях
Эта техника, разработанная Люфтом и Инграмом (1970), называется «окном Джохари», и ее миссия заключается в анализе внутригрупповой коммуникации в рабочих группах. Чтобы применить его, мы должны представить, что у каждого человека есть воображаемое окно, называемое окном Джохари.
Это окно позволяет каждому общаться с остальной частью команды, и каждое окно показывает степень связи между этим человеком и остальными членами группы или команды .
Области внутригруппового общения
Авторы этой методики предлагают до четырех областей, которые настраиваются в рамках внутригрупповой коммуникации и которые составляют основу техники окна Джохари для анализа этого типа коммуникации в рабочих группах .
1. Свободная зона
Это область, где находятся все аспекты, которые мы знаем о себе, аспекты, которые знают и другие. Обычно это те вещи, о которых мы обычно говорим, которые не вызывают серьезных проблем.
Эта область обычно очень ограничена в новых рабочих командах, поэтому нет свободного и честного общения .
2. Слепая зона
В этой области находятся аспекты, которые другие видят и знают о нас, но которые мы не видим и не воспринимаем невооруженным глазом (например, чрезмерная искренность, отсутствие такта, мелкие поступки, которые могут причинять боль или беспокоить других, и т.д.).
3. Скрытая зона
Это та область, где все, что мы знаем о себе, найдено, но мы отказываемся раскрывать , потому что это личные проблемы для нас, близкие или которые мы просто не хотим объяснять (из-за страха, стыда, подозрений в нашей личной жизни и т. Д.) ,
4. Неизвестная область
Наконец, в четвертой области внутригруппового общения, предложенной Luft и Ingram, мы находим все те аспекты, о которых ни мы, ни остальные люди (в данном случае, остальная часть рабочей группы) не знают (или не знают) .
https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4u0026t=1255s
Это аспекты (поведение, мотивы …), которые могут быть известны людям вне команды, и которые могут даже стать частью одной из вышеуказанных областей.
Эволюция четырех направлений и внутригрупповое общение
Следуя технике окна Джохари, по мере того, как группа (в данном случае рабочая группа) развивается и развивается, происходит и внутригрупповое общение.
Это приводит к увеличению первой области (свободной области), потому что доверие между членами постепенно увеличивается и происходит больше разговоров, больше признаний и т. Д.
По этой причине люди постепенно стремятся все меньше скрывать и раскрывать больше информации о себе.
Таким образом, когда информация пересекается между скрытой областью и свободной областью, это называется самооткрытием (то есть когда мы раскрываем «скрытую» информацию о нас, оставляя ее «свободной»).
Со своей стороны, вторая зона, слепая зона, — это та, для которой требуется больше всего времени, чтобы уменьшить ее размер, поскольку это подразумевает привлечение чьего-либо внимания к определенному отношению или поведению, которое они имели, и которое нам не понравилось.
Обычно это поведение, которое мешает нормальному функционированию рабочей команды. Выявление такого поведения называется эффективной обратной связью.
Цель работы команды
Что касается внутригрупповой коммуникации рабочих групп и ссылки на вышеупомянутые области, то цель этих групп состоит в том, чтобы постепенно увеличивать свободную площадь, а также возможные табу, секретность или отсутствие доверие к группе.
Библиографические ссылки:
- Andrade, H. (2005). Внутренняя организационная коммуникация: процесс, дисциплина и техника. Нетбибло: Испания.
- Fritzen, SJ (1987). Окно Джохари. (7-е изд.). Редакция SAL Terrae Santander: Испания.
- Viggiano Guard, N. (2009). Язык и общение. Центральноамериканская образовательная и культурная координация (CECC): Коста-Рика.
- Хогг, М.А. и Воган, М. (2010). Социальная психология. Panamericana Редакция.
📹 Видео
ДП 1075 Vs 148 #Dragon campaign #11Скачать
ВАХРАМЕЙ ВЫГОНЯЕТ ТАНКИСТОВ. #269Скачать
Простое Наставление в Ясности Ума /ЖИВОЙ РАЗГОВОР О ПРОСВЕТЛЕНИИСкачать
Что такое общение и зачем оно нужно? Как общаться с людьмиСкачать
#телеграм #общения #общение #група группа для общенияСкачать
ВЕЧЕРНИЙ СТРИМ RADMIR RP 18! ОБЩЕНИЕ СО ЗРИТЕЛЯМИ! 💜💜💜Скачать
The Sims 4׃ Let's play #7 Групповое общение!Скачать
5 правил в переписке с любым мужчинойСкачать
Группа в тг #телеграмм #общение #группа #болталкаСкачать
Без лица: воспитатель детского сада рассказывает правду о работеСкачать
группа Обратная связь - запись ударных на сингл "Ищу" 2022гСкачать
Обратная связь групповое консультированиеСкачать
Женщина через служение мужскому началу получает всё! Торсунов лекцииСкачать
Группа новостей AllionSky✓демо треков✓живое общение✓история творчества https://t.me/allioskyofficialСкачать
Выбраться из ада. История болезни и выздоровления в Анонимных Наркоманах.Скачать
ФУРРИ СТРИМ 🦝 Общение, Чил, ЖмякиСкачать