Психокоррекция

Психокоррекция Статьи по психологии
Психологическая и другая помощь при избавлении от заикания

Психокоррекция

Заикание (логоневроз) – это проблема детей и взрослых, причиняющая множество неудобств. Из-за дефекта дикции ребенка подвергают насмешками, школьник чувствует дискомфорт, отвечая на уроке, получает за невнятную речь низкие оценки.

Взрослые тоже испытывают неловкость, разговаривая, пытаясь что-то объяснить. Обычно они не могут из-за этого построить карьеру, выбрать нравящуюся профессию.

Однако делу может помочь занятия с логопедом, психологические и психотерапевтические методы, лечение у невролога.

Содержание
  1. Причины особенностей говорения
  2. Логофобия и социофобия
  3. Обращаемся за помощью
  4. Другие методики
  5. Как помочь самому себе не заикаться
  6. Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия
  7. Существующие методы
  8. Арттерапия
  9. Поведенческая коррекция
  10. Методы психокоррекции в детском возрасте
  11. Терапия отреагирования
  12. Групповая форма работы
  13. Индивидуальные занятия
  14. Психологическая коррекция: это что такое, методы и средства
  15. Понятие и задачи
  16. История изучения и исследователи
  17. Классификация
  18. По типу задач
  19. По характеру направленности
  20. По методу воздействия
  21. По форме организации
  22. Показания и противопоказания
  23. Базовые принципы
  24. Требования к психологу и разработанной программе
  25. Методики
  26. Куклотерапия
  27. Психодрама
  28. Холдинг-терапия
  29. Имаго-метод
  30. Психогимнастика
  31. Игротерапия
  32. Музыкотерапия
  33. Библиотерапия
  34. Танцевальная терапия
  35. Сказкотерапия
  36. Сочинение историй
  37. Онлайн-конференция «ДЕТСТВО: развитие, психокоррекция, психотерапия»
  38. Сертификат участника конференции
  39. Эксперты конференции «ДЕТСТВО: развитие, психокоррекция, психотерапия»
  40. 📽️ Видео

Причины особенностей говорения

Заикание происходит от русского слова «икать». Скорее всего, что в давние времена кому-то показалось, что запинающийся человек икает. На самом же деле это не так. К слову, на других языках такой дефект обозначают термином типа «спонтанное движение языка». Давайте разбираться, что же это такое.

Человек, страдающий логоневрозом, испытывает спазм при произнесении некоторых слов, у него нарушена плавность речи, ее темп. В этом виноваты судороги – непроизвольные сокращения при работе артикуляционного аппарата. Поэтому звуки или слоги повторяются. Кроме этого, заикающийся индивид может испытывать нервный тик, совершать руками непроизвольные движения, теребить одежду.

Специалисты возлагают вину появления дефекта на:

  • детскую травму в возрасте от 1 до 3 лет, когда речь активно формируется. Это может быть какое-либо страшное или травмирующее психику событие – болезнь, смерть близкого человека, конфликты в семье. Возможен и сильный испуг от криков родителей, внезапно появившейся огромной собаки и т.п.;
  • болезни нервной системы, мозга, т.е. биологические причины. К ним относятся перенесенные в детстве травмы головы, менингит, внутриутробные поражения мозга и родовые травмы;
  • ускоренное развитие речи ребенка. Родители, пытаясь сделать свое чадо вундеркиндом, заставляют его учить непонятные стихотворения, сложные слова;
  • невротические переживания. Люди любых возрастов, совершенно нормально говорящие в обычной жизни, начинают заикаться при публичных выступлениях, на сцене, в особо ответственных ситуациях. К слову, логоневроз такого типа самый частый.

Необходимо отметить, что девочки реже страдают заиканием, чем мальчики. Утверждается, что это связано с гендерной особенностью мозга и нервной системы. Все дело в том, что у представительниц слабого пола правое полушарие, отвечающее за эмоции, всегда активно, им можно капризничать и плакать.

Потому они вполне адаптированы к такому состоянию. А для сильного пола это не характерно, и если у них оно сильно возбуждается, то левое – рациональное, начинает конфликтовать с правым, развивается заикание.

Так же обстоит дело и с левшами – среди них много заик, ведь правое полушарие у них тоже активно.

Многие взрослые с таким недостатком маскируют его междометиями типа «кхм», «ммм», «эээ». Так они вроде бы скрывают наличие проблемы, но все равно речь получается некрасивой, прерывистой, и слушать такого индивида довольно тяжело.  

Итак, логоневроз – это психосоматическое заболевание, которое можно диагностировать и комплексно лечить. Этим занимается логопед, невролог, также необходима психологическая помощь.

Логофобия и социофобия

При формировании  и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет.

Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип.

Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.  

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее.

Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности.

Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то.

  В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования.

Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Обращаемся за помощью

Главный специалист, способный оценить тяжесть нарушения речи и определить состояние речевого аппарата – это логопед. Его пациенты, в основном дети. Методика лечения довольно длительная, поэтапная, но эффективная:

  1. Сначала происходит обучение пациента правильному произношению, то есть, сформирует «шаблон» речедвигательного навыка. Логопед, изучив тембр и звучность голоса больного, корректирует движения артикуляционной мускулатуры, «ставит» правильное дыхание с помощью специальных упражнений, помогает сделать речь плавной.
  2. Комментирование событий, чтение книг и т.п. позволяет закрепить пройденный материал.
  3. Пациенту нужно много разговаривать, применять полученные навыки, беседуя с членами семьи, друзьями, знакомыми – для автоматизации речи.

Избавление от социофобии, логофобии, а с ними – и от заикания, возможно с помощью невролога (он позаботится о нервной системе, выписав необходимые препараты), а также психолога и психотерапевта.

Клинический психолог выяснит причину логоневроза и подберет комплекс упражнений, который позволит индивиду в дальнейшем снимать стресс, напряжение, тревожность. Он сделает так, чтобы больной осознал иррациональность своего страха и сформировал разумные взгляды на себя и окружение.

Как уже говорилось, лечение заикание проводится комплексно, и психотерапия здесь занимает далеко не последнее место, так как имеет отличную эффективность. Имеет место психотерапия прямая (словесная) и косвенная (посредством окружающих предметов).

При воздействии словом больному объясняют причины его недуга, почему так происходит, внушают новые убеждения, обучают методикам устранения проблемы.

Существует два способа прямой психотерапии:

  • разъяснительная (по Бехтереву) или рациональная (по Дюбуа). Данный способ применяется при легкой форме логоневроза – если заикание появляется на фоне стресса, и в начальной стадии болезни. Больному рассказывают о заикании, как оно появляется и что делать его исчезновения;
  • суггестивная. Пациента вводят в транс под гипнозом и в таком состоянии проводят с ним беседу. Так специалист может узнать подсознательные страхи больного, его переживания. Это положительно сказывается на состоянии клиента. Сюда же входит внушение в бодрствующем состоянии и самовнушение.

Психотерапия направлена на устранения страха ситуаций, говорения, чувства подавленности, переживаний по поводу дефекта. Кроме этого, она перестраивает отношение пациента к социальным контактам с окружающими.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake.

Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно.

Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

 А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

  • Прежде всего, нужно научиться расслабляться. Начиная говорить, можно перебирать четки, скрещивать пальцы, сгибать и разгибать лист края листа бумаги.
  • Заикание – это невроз, проявляющийся в момент волнения, тревоги. Справиться с ним позволят медитационные практики, которые не так уж и сложно освоить.
  • Еще один вариант успокоения и расслабления – фитотерапия. Среди легких растительных седативных средств – шалфей, чабрец, лаванда, мята. Из них можно заварить чай или сделать настой.

Отрепетируй дома с кем-нибудь из членов семьи речь, которую должен произнести завтра. Как правило, в привычной обстановке слова льются свободно. Нужно запомнить такое свое состояние и вспомнить его в момент «икс». Такие репетиции можно проводить и перед зеркалом: декламировать стихи, читать вслух отрывки из книг Данным способом пользуются люди, и не страдающие логоневрозом, но профессиональные лекторы, актеры и т.п.

  • Очень важно правильное дыхание. Уменьшить заикание позволят регулярные повторения дыхательных упражнений из гимнастики цигун и йоги.  Они дают возможность в нужное время выводить воздух из легких, контролировать силу вдоха-выдоха.
  • Не концентрируйся на собственном голосе во время говорения – неровная речь способствует тому, что  можно упустить нить разговора. Лучше акцентироваться на содержании, а не форме.
  • При предчувствии наступлении спазма лучше замолчать, сделать паузу, вдохнуть. Не зря пауза является одним из  основных средств художественной выразительности у актеров в театре. Сделайте и вы так же – и в глазах собеседника сразу будете выглядеть значимей и глубже.
  • Неплохим вдохновляющим моментом может стать художественный фильм «Король говорит», получивший в свое время престижную кинопремию Оскар. Его главный герой ­– монарх Великобритании Георг VI прошел очень непростой путь, избавившись от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога.
  • Можно сделать самомассаж горла и шеи мягкими движениями – это снимет спазм.
  • Чтобы не перегружать мускулатуру гортани и рта большую часть дня лучше помолчать.

Видео:Психотерапия, психокоррекция, консультирование. В чем разница? + МетафреймСкачать

Психотерапия, психокоррекция, консультирование. В чем разница? + Метафрейм

Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

Психокоррекция

Понятие «психокоррекция» используется для обозначения комплекса мероприятий, призванных исправить недостатки поведения или психологии. Методы психокоррекции чаще применяются к психически здоровым людям, которые столкнулись с психологическими или поведенческими проблемами.

Психотерапия возникла как раздел медицины (сегодня — клиническая психотерапия), сегодня она занимается помощью людям, у которых психологические трудности. Психотерапия начинается там, где есть проблема, пациент и врач, который целенаправленно лечит расстройства поведения, используя психотерапевтические методы.

Психокоррекцию и психотерапию довольно трудно разграничить. На сегодня существует 2 основных мнения:

  1. Психокоррекция и психотерапия — идентичные понятия. Здесь не учитывается, что последняя применяется не только при лечении, но главным образом в профилактике (в том числе в садах, школах). Заниматься психокоррекцией может психолог, а психотерапией — только врач с высшим медицинским образованием.
  2. Психокоррекцию лучше использовать лишь для профилактических целей. Такое жесткое ограничение не вполне справедливо. Некоторые соматические заболевания (неврозы) являются динамическими. Не всегда можно определить, на какой стадии находится пациент. Профилактика в таком случае становится полноценной частью лечения.

Вопрос о разграничении понятий остается открытым. Они очень похожи, оба означают направленное психологической воздействие. Современная психология все чаще стала использовать комплексные меры: определить общее соотношение психотерапии и психокоррекции очень сложно вне конкретного случая.

На практике термин «психокоррекция» чаще применяется в России, за границей — «психологическое вмешательство».

Существующие методы

Выбор метода психокоррекционной работы, которых очень много, будет зависеть от пациента.

Каков его возраст, уровень образования, интеллекта, наличие психических заболеваний, социальное положение, принадлежность той или иной религии, отношения в семье? Учитывая все это, специалист определяет наиболее подходящие способы. Например, для детей и подростков чаще всего используется:

  • игровая терапия;
  • арттерапия;
  • поведенческая;
  • социальная;
  • замещающий онтогенез.

Со взрослыми обычно используются классический психоанализ, когнитивно-поведенческие методы, гуманистическое направление психотерапии.

Арттерапия

Форма психокоррекции, основанная на искусстве — в первую очередь, изобразительном, другой творческой деятельности. Гармония личности достигается при помощи самовыражения через пение, танец, сочинение историй, драматическое искусство.

Так личность глубже познает себя, возрастает способность к восприятию. Творчество позволяет выпускать негативные эмоции без социальных последствий. Рисунки, сделанные на сеансах, дают психологу материал для диагностики при психотерапии, психокоррекции.

Разные подходы арттерапии преследуют разные задачи. Проективный дает возможность выразить чувства, отношения, что позволяет лучше понять причину своего состояния.

Интегральный и творческий подход дает человеку быть созидательным. Пробуждаются скрытые способности, развивается личность. Деятельный подход отвлекает человека от патологического состояния, снимает фокус с болезни.

Развивается здоровая часть личности, растет кругозор, появляются новые интересы.

https://www.youtube.com/watch?v=5a1yQUvQu6w

Классическая психотерапия, основанная на взглядах З. Фрейда, не всегда является единственным вариантом. А. Адлер основал собственную теорию психокоррекции. Он считал человека целостным существом, которое стремится развиваться, самостоятельно определяя свои приоритеты. Это во многом предопределило гуманистическое направление коррекции.

Адлер считал внешнее влияние на личность менее значительным, чем субъективное восприятие.

Он считал, что основное внимание в психологии должно уделяться не межличностным, а внутренним проблемам клиента. Хотя и социальная роль человека имеет важное значение.

По мнению Адлера, человек не является самодостаточным, он должен взаимодействовать с другими людьми, помогать им, являться членом общества.

Поведенческая коррекция

Одно из лидирующих направлений, суть которого сводится к формированию новых поведенческих навыков, взамен прежних, нежелательных, которые могут служить причиной появления отклонений в поведении.

Метод имитации заключается в том, что клиент (ребенок или взрослый) сначала наблюдают, затем повторяют желательные модели поведения. Могут использоваться как реальные люди, так и воображаемые образы.

Ролевой тренинг сочетает в себе мягкую конфронтацию, десенсибилизацию (для снижения тревожности), положительную обратную связь от психолога. Эта техника успешно используется и в группах.

Ситуация, которая вызывает опасения, разыгрывается в безопасных условиях, пациент может выступать в разных ролях. Чаще всего он играет себя, но может быть и наблюдателем.

Взгляд со стороны позволяет лучше понять проблему, увидеть возможные варианты развития событий.

Широко используется и систематическая десенсибилизация. Методика помогает эффективно справляться со страхами, фобиями:

  • боязнь полетов;
  • боязнь собак;
  • детские ночные страхи;
  • путешествие в транспорте;
  • страх публичных выступлений.

Если фобий много, проработка начинается с той, которая доставляет наибольшее беспокойство.

Методы психокоррекции в детском возрасте

Психотерапия считает важным условием успешной коррекции раннюю диагностику отклонений. Организация просветительной работы с родителями, комплексного сопровождения детей с проблемами развития должна быть доступна с первых месяцев жизни. Ведь любое нарушение (физическое или умственное) отрицательно влияет на способность мыслить, говорить, строить общение.

Игра для ребенка — естественное состояние, которым он пользуется, чтобы выражать свои ощущения, реагировать на окружающий мир. В психокоррекции игровые методы применяются уже почти столетие.

Это направление возникло, когда психологи поняли, что дети не могут словами объяснять, что их беспокоит. Детей не интересует собственное прошлое, они неспособны оперировать абстрактными понятиями. Поэтому психотерапия должна была подстроиться под детское восприятие.

Игровая форма помогает детям лучше понять себя и окружающих, дает возможность переоценить те события, которые были травмирующими.

Терапия отреагирования

Метод был разработан Д. Леви, работа строится из нескольких этапов. Сначала ребенок знакомится с психологом, привыкает к новой обстановке, играет.

Затем при помощи игрушек врач моделирует ситуацию, которая напоминает травмирующее событие. Только в этом случае ребенок занимает не пассивную, а активную роль. Ребенок продолжает играть под наблюдением и руководством взрослого.

План ролевой игры составляется заранее, учитывая индивидуальные особенности участников.

Широко известен метод замещающего онтогенеза (МЗО), основанный благодаря работам Л. Цветковой и А. Лурия. Это система, состоящая из 3 уровней, каждый имеет определенную цель и влияет на разные участки мозга. Показания для нейрокоррекции у детей:

  • Стрессовое состояние.
  • Лабильность, импульсивное поведение.
  • Конфликтность, депривация, ощущение одиночества.
  • Тревожность, фобии, страхи.
  • Заниженная самооценка.
  • Сложности в эмоциональном развитии.

Большой арсенал методов должен применяться сообразно возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка. Чтобы подобрать необходимые упражнения, специалист должен сначала провести диагностику. На ее результатах строится стратегия психокоррекции.

Групповая форма работы

В психологии взаимодействие учителя с группами считается более эффективным, чем со всем классом. Более тесный эмоциональный контакт резко повышает интерес к занятиям.

https://www.youtube.com/watch?v=36ihV8EqYG0

Оптимальное количество детей в группе u000f— 2–5 человек. Если участников больше, эффективность работы падает. Избирается староста, которому педагог передает задания, поручает руководство. Каждый участник, выполнив задачу, говорит старосте ответ.

Переход к следующей задаче происходит только если все отвечают правильно. Если нет — начинается разбор ошибок. Должность старосты со временем переходит от одного участника группы к другому.

Каждый должен побывать в роли руководителя, чтобы избежать желания увильнуть от работы.

Такой подход формирует умение слушать, оценивать точку зрения других. Психология доказала, что именно в такой активной форме знания усваиваются детьми лучше всего. Групповые занятия рекомендуют проводить дважды в неделю по 40 мин.

Индивидуальные занятия

Эта форма психокоррекции показана, когда ребенок имеет явно выраженные проблемы с общением, учебой. Она позволяет не отставать от образовательного процесса.

Особый темп работы дает возможность развития тем детям, у которых есть нарушения. Задачи лучше ставить и решать в форме диалога, чтобы дать возможность проговорить все варианты решения.

Рекомендуется чаще использовать примеры, что облегчает ребенку усвоение информации, поиск правильного ответа.

Психологии известны также некоторые негативные стороны индивидуальной работы. Насмешки одноклассников (ходишь на занятия один — значит, самый глупый) способны вызвать негативные эмоции. Тогда ребенок может постараться избежать занятий. Групповая форма работы для многих оказывается более эффективной, поскольку дети стремятся не отставать от сверстников.

Направленное воздействие методами психокоррекции помогает индивидуальности развиваться правильно, благодаря чему психика приходит в норму, человек приходит в состояние душевного комфорта.

Видео:Лекция академика Яценко Т.С. "Психокоррекция"Скачать

Лекция академика Яценко Т.С. "Психокоррекция"

Психологическая коррекция: это что такое, методы и средства

Психокоррекция

Человек постоянно стремится к психическому, физическому здоровью, гармонии, равновесию, но когда дело доходит до практики, возникают сложности, проблемы.

Справиться с моральными трудностями, психическими нарушениями, отклонениями только с помощью физических усилий невозможно, требуется психологическая коррекция — один из видов помощи, методики которой нужны для восстановления эмоционального состояния.

Понятие и задачи

Коррекция в психологии — направленное психологическое воздействие, которое может затрагивать различные структуры психики.

Приемы психокоррекции изменяются зависимо от состояния пациента.

Задача психологической коррекции — исправление психических нарушений, заторможенностей развития.

Методики должны помочь человеку переступить через трудности, дать надежду на лучшее будущее, помочь в развитии.

История изучения и исследователи

Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.

Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори.

Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов.

Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.

https://www.youtube.com/watch?v=bCwm28HXjqw

Огромный вклад в развитие психокоррекции внес Л. С. Выготский.

Классификация

Ученые классифицируют способа психологических коррекций по различным критериям. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.

По типу задач

Классификация по типу задач:

  • игровые методики;
  • семейная коррекция;
  • способы для личного роста;
  • нейропсихологические методики.

По характеру направленности

Зависимо от характера направленности:

  1. Симптоматическая — один из видов психокоррекции, с помощью которой психологи снимают острые эмоциональные напряжения, помогают в периоды нервных срывов, острых отклонений от развития.
  2. Казуальная — психологическая коррекция, направленная на разрешение причин, основных проблем развития.

По методу воздействия

Зависимо от методов воздействия:

По форме организации

Виды психологической коррекции зависимо от формы организации:

  1. Специальные — комплекс приемов, для работы с одним ребенком или группой. Цель — разрешение одной или ряда психологических проблем.
  2. Частные — множество психолого-педагогических воздействий, применяющихся для улучшения образовательных процессов.
  3. Общие — методики общепедагогического порядка. Предназначены для регуляции эмоциональных нагрузок, социальной среды, в которой развивается ребенок.

Показания и противопоказания

Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:

  • сильной заторможенности развития;
  • утрате целей, смысла жизни;
  • непонимании себя;
  • необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
  • сильной тревожности;
  • отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).

Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.

Противопоказаний к психокоррекции мало. Прежде чем ее назначать специалисты должны провести диагностику пациента, чтобы выявить точные нарушения развития. Одно из противопоказаний — серьезные нарушения психики, которые должны исправляться комплексно.

Базовые принципы

Основные принципы психокоррекции:

  1. Нормативность развития. Прежде чем назначать методики психологической коррекции нужно изучить индивидуальные особенности личности, социальный статус, уровень развития основной деятельности.
  2. Единство коррекции, диагностики. Успех от применения психокоррекции зависит от глубины, тщательности проведения диагностических процедур.
  3. Коррекция сверху-вниз. Чтобы коррекционная деятельность была эффективной, психологи должны создать «зону ближнего комфорта».
  4. Принцип деятельности. Правильное коррекционное воздействие провоцирует человека на активную деятельность, направляет его энергию в необходимое русло. Это способствует положительным сдвигам в психике.

Требования к психологу и разработанной программе

Существует ряд требований, которым должен следовать психолог при разработке психокоррекционных методов:

  1. Теоретические знания психологического воздействия на людей.
  2. Практические навыки применения психокоррекционных методик.
  3. Личностная готовность. Прежде чем приступать к работе с пациентами специалисты должен разобраться с личными проблемами, тревогами.

Психолог не должен относится к пациенту предвзято. В противном случае результаты или не дадут необходимого эффекта или навредят ему.

Методики

Существуют разные методы коррекции. Каждый из них имеет определенные особенности, сильные, слабые стороны. При психологической работе с детьми все методики нужно превратить в игры, главный принцип которых — создание ведущей деятельности, ее познание.

Куклотерапия

С помощью этой методики можно:

  • снять эмоциональное напряжение;
  • ослабить негативных эмоций, агрессию;
  • активировать познавательные процессы;
  • развить моторику рук;
  • повысить уверенность в себе.

Этапы:

  1. Изготовление куклы из любых материалов. Размеры и форму пациент выбирает самостоятельно. Куклу можно украсить разными декоративными элементами.
  2. Оживление фигуры. Ребенок должен придумать имя кукле, рассказать, с кем она может дружить, чем занимается каждый день.
  3. Проигрывание жизненных ситуаций.

На 3 этапе можно узнать, что волнует ребенка, какие барьеры стоят перед ним, не давая активно развиваться.

Психодрама

Психокоррекционная методика, применяющаяся для работы с группой людей. Чтобы раскрыть внутренний мир участников, моделируются различные драматические ситуации. Задачи психодрамы:

  • формирование нового поведения, которое будет адекватным;
  • переосмысление проблем, внутренних конфликтов;
  • выработка адекватного самопонимания;
  • преодоление неправильных стереотипов поведения.

Процедура состоит из 5 элементов:

  1. Протагонист — первый игрок, который играет роль главного героя. Он исполняет драматические сцены.
  2. Режиссер — опытный психолог, которые выявляет нарушения, психические проблемы, помогает с ними разобраться. Он создает драматические сцены, отдает команды протагонисту.
  3. Вспомогательные Я — клиенты, которые усиливают функции психолога. Они могут играть роль людей, которые близки для главного героя.
  4. Зрители — члены подобранной заранее группы. Они анализируют сцену после ее завершения, обсуждают. Сами не участвуют в проводимом эксперименте.

Сцена — место, в котором разворачиваются основные действия.

Холдинг-терапия

Метод был разработан для психологической помощи детям. При проведении процедуры, психолог должен:

  • подбадривать, вдохновлять мать ребенка;
  • анализировать семейную ситуацию;
  • сдерживать отчаяние, гнев матери;
  • наблюдать за развитием ситуации, записывать или снимать на видео происходящее.

Принцип методики заключается в том, чтобы заставить мать привлечь к себе ребенка. После этого она должна его обнять и не отпускать при любых условиях. Мать должна стараться наладить контакт с ребенком, не обращать внимания на плач, удары, психи.

Имаго-метод

Эффективная методика психокоррекции, при которой пациент тренируется воспроизводить разные образы, чтобы избавиться от внутренних барьеров, страхов.

https://www.youtube.com/watch?v=wYhru0S8qC8

На первом этапе человек выступает в роли слушателя или рассказчика, на втором — включается драматизация истории, на третьем перед пациентом разыгрываются драматические спектакли.

Психогимнастика

Метод психокоррекции, при котором все участники обмениваются информацией без слов. Благодаря этой процедуре активно развивается мелкая моторика рук, активизируется межполушарное взаимодействие.

Игротерапия

Метод психологической коррекции, который подходит детям, подросткам. Через игру можно избавиться от негативных эмоций, переживаний. Важно, чтобы роли отдельных участников игры были особыми для главного героя или всех участников, а сюжет был схож с неприятными жизненными ситуациями.

Музыкотерапия

Применяется для исправления эмоциональных нарушений у детей разного возраста. Методика помогает:

  • повысить эстетические потребности;
  • развить навыки коммуникации;
  • активировать эмоциональные процессы.

Музыкотерапия может быть рецептивной или активной. Активная нужна для начала продуктивной деятельности, рецептивная — для психокоррекции.

Библиотерапия

Методика психологической коррекции, при которой психолог проводит опрос по интересующей теме, подбирает определенную литературу для пациента, читает ее. С помощью этого метода можно отвлечь человека от переживаний, стрессов, депрессии. Дополнительно восстанавливается душевное равновесие.

Танцевальная терапия

Методика психотерапии, которая помогает:

  • установить связь между мыслями, чувствами, движениями;
  • развить социальные умения;
  • осознать собственное тело, возможности, особенности.

Практика методика запрещена людям с повышенной агрессией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Сказкотерапия

Разработана для исправления психологических нарушений у детей. С ее помощью можно скорректировать сознание, поведение ребенка. Нужно подбирать сказки, в которых описываются переживания, проблемы детей.

Сочинение историй

Метод психокоррекции, который подходит для индивидуальных и групповых занятий. Человек должен придумать историю, отражающую внутренние переживания, страхи. Так он выплеснет наружу негатив, настроит себя на творчество.

Психокоррекция — одна из разновидностей психологической помощи, применяющаяся при нарушении развития, заторможенности, отклонениях от нормы.

Видео:Сеанс гипноза "Вы можете всё!" Психокоррекция во время сна.Скачать

Сеанс гипноза "Вы можете всё!" Психокоррекция во время сна.

Онлайн-конференция «ДЕТСТВО: развитие, психокоррекция, психотерапия»

Психокоррекция

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Детство – ключевой этап в жизни каждого человека. От того, насколько гармоничен данный этап, зависит многое в судьбе человека.

Всем известна популярная фраза о том, что все мы родом из детства. Именно там живут все наши мечты, наши искренние и безусловные желания, наши первые впечатления от соприкосновения с миром.

Детство подарило каждому из нас неограниченную надежду. И здесь же мы сталкиваемся с первыми серьезными трудностями, когда опыта для преодоления недостаточно.

Первые разочарования, конфликты, кризисы; первая влюбленность и первые разочарования. Первое предательство и первая настоящая дружба. Причастность к группе и первое одиночество. Сомнения, страхи, беспомощность, уверенность и вера в себя.


В детстве спрятаны наши самые сокровенные тайны.

Формат онлайн-конференции:

— конференция проходит на четырех тематических онлайн-площадках в течение 2-х дней — 8 параллелей — 26 выступлений; — в зависимости от специализации спикера выступление осуществляется на одной из тематических площадок; — длительность выступления составляет 60 – 80 минут + время для обсуждений и вопросов (всего – 1 час 30 минут); — выступление осуществляется в прямом эфире. ДЕНЬ 2
22.05.2021

  • Детские тайны, мечты, желания
  • Этапы взросления. Идентичность. Социализация
  • Ранний детский опыт.

    Проблемы адаптации ребенка

  • Трудности подросткового возраста
  • Аддикции и суицидальность в детском и подростковом возрасте
  • Детские страхи. Агрессия. Поведенческие нарушения
  • Ребенок и родители.

    Ребенок и сверстники

  • Ребенок и общество: детский сад, школа
  • Развивающие методы. Психокоррекция
  • Детская и подростковая психотерапия

ЧЕТЫРЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ

  • Рождение, этапы развития и взросления ребенка
  • Дети и их родители: особенности семейной динамики
  • Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
  • Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
  • Студенты и слушатели учебных курсов
  • Детские и школьные психологи
  • Частнопрактикующие психотерапевты и консультанты
  • Специалисты медицинских и учебных заведений
  • Родители, для которых имеет значение гармоничное развитие их детей

10:30 – 11:00

Открытие 1 дня

11:00 – 12:30

Параллель 1

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
От образа к символу: роль довербальных, пре-символических репрезентаций в детских фантазиях и грезах (психоаналитический взгляд).

13:00 – 14:30

Параллель 2

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Сепарация через призму теории привязанности.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Возрастные закономерности проявлений детской агрессивности.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Психологические особенности формирования пищевого поведения: путь от младенчества до подростка.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Физическое злоупотребление и инцест: психотерапия стыда и чувства вины у подростков.

15:00 – 16:30

Параллель 3

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Психосексуальное развитие подростка.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Культуральные и психопатологические аспекты шрамирования в подростковом возрасте.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Братья и сестры. Феномен сиблинговой конкуренции.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Интимная осведомленность родителей и детей. Как и когда говорить о том, о чем обычно молчат.

17:00 – 18:30

Параллель 4

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
М или Ж? Половая идентификация у подростков — новомодное течение или обусловленный феномен?

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Страх сепарации и насилие.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Системные динамики после потери ребенка.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Как ребенку не стать жертвой насилия?

18:30 – 19:00

Открытый микрофон

https://www.youtube.com/watch?v=4rC8xD-UoAc

Возможность выйти в эфир и задать вопросы экспертам

19:00

Завершение 1 дня конференции

10:30 – 11:00

Открытие 2 дня

11:00 – 12:30

Параллель 5

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Нейропсихологические игры для развития дошкольников.

13:00 – 14:30

Параллель 6

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Довербальное развитие младенца.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Проявления агрессии в подростковом возрасте. Психоаналитический подход.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Освоение супругами родительских ролей — кризис семейной системы.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Чердачная кукла -право на тень.

15:00 – 16:30

Параллель 7

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Первичные эмоциональные потребности в жизни ребенка.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Селфхарм в пубертате. Клинические случаи.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Влияние наследственных травм на будущие поколения.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Глинотерапия против «тактильного голода» в работе с подростками.

17:00 – 18:30

Параллель 8

Рождение, этапы развития и взросления ребенка
Психоаналитический подход к происхождению, развитию и коррекции гиперактивности у детей.

Дисгармонии и психопатология детства и подросткового возраста
Особенности протекания горя у детей.

Дети и их родители: особенности семейной динамики
Факторы, влияющие на формирование характера ребенка.

Психотерапия и психокоррекция в работе с детьми и подростками
Когда семья «убивает»: о терапии идентифицированных пациентов.

18:30 – 19:00

Открытый микрофон

https://www.youtube.com/watch?v=4rC8xD-UoAc

Возможность выйти в эфир и задать вопросы экспертам

19:00

Завершение 2 дня конференции
Розыгрыш подарков среди участников!

Сертификат участника конференции

По окончании конференции эксперты и участники получают сертификат от портала #SavePersona.

Сертификаты выдаются 3-х видов:

  • Участника (без указания часов) — всем, кто покупает Пакет В, принимает участие во всей конференции и не получает видеозаписи
  • Участника (52 учебных часа) — всем, кто принимает участие, покупает пакет С или покупает все записи после конференции
  • Эксперта — всем, кто выступает на онлайн-конференции в качестве спикера

Эксперты конференции
«ДЕТСТВО: развитие, психокоррекция, психотерапия»

Если хотите принять участие на конференции в качестве спикера –

📽️ Видео

Гипноз для сна. Все меняется к лучшему. Психокоррекция во сне по У. Хьюитту.Скачать

Гипноз для сна. Все меняется к лучшему. Психокоррекция во сне по У. Хьюитту.

Психокоррекция невроза | психотерапевт Александр КузьмичевСкачать

Психокоррекция невроза | психотерапевт Александр Кузьмичев

Гипноз для сна "Позитивная реальность". Психокоррекция во сне.Скачать

Гипноз для сна "Позитивная реальность". Психокоррекция во сне.

Психотерапия / Психокоррекция / Консультирование / В чем различия?Скачать

Психотерапия / Психокоррекция / Консультирование / В чем различия?

Психокоррекция. Основной подход. Часть 1Скачать

Психокоррекция. Основной подход. Часть 1

Психокоррекция тревоги, страхов, паники и фобийСкачать

Психокоррекция тревоги, страхов, паники и фобий

Психокоррекция детей с речевыми нарушениями по системе МонтессориСкачать

Психокоррекция детей с речевыми нарушениями по системе Монтессори

А. Ракицкий. Гипноз для похудения. Психокоррекция веса.Скачать

А. Ракицкий. Гипноз для похудения. Психокоррекция веса.

Вводная видеолекция к курсу "Основы психокоррекции"Скачать

Вводная видеолекция к курсу "Основы психокоррекции"

Про метод Энергия выбора (Полярная психокоррекция)Скачать

Про метод Энергия выбора (Полярная психокоррекция)

Психологическое консультирование и психокоррекция детей с проблемами развитияСкачать

Психологическое консультирование и психокоррекция детей с проблемами развития

Чевычалова Римма Витальевна. Что такое психологическая "Коррекция"?Скачать

Чевычалова Римма Витальевна. Что такое психологическая "Коррекция"?

Игровая психокоррекцияСкачать

Игровая психокоррекция
Поделиться или сохранить к себе: