Подростковая психология мальчиков

Подростковая психология мальчиков Полезно
Переходный возраст у мальчиков — советы психолога

Подростковая психология мальчиков

Ваш милый ребенок стал сам не свой? Он стремится показать свое превосходство или наоборот замкнулся? При этом он ученик средних классов? Все нормально. Это – переходный возраст. А о его особенностях у мальчиков читайте далее.

У мальчиков переходный этап взросления попадает на возраст 12 (14) – 17 (18) лет. Пиком негативных реакций является этап от 14 до 16 лет. Негативная фаза заканчивается поиском друга, тоской по другу. Пик эмоциональной нестабильности приходится на 11-13 лет.

Содержание
  1. Признаки переходного возраста
  2. Половое созревание
  3. Физическое развитие
  4. Становление иммунитета
  5. Сердечно-сосудистая система
  6. Мышцы
  7. Дыхание
  8. Эмоциональная сфера
  9. Рекомендации родителям
  10. Литература по теме
  11. Мальчик-подросток. Особенности ребёнка. Тонкости воспитания
  12. Мозг и тело подростка
  13. Эмоциональные и поведенческие изменения
  14. Устремления и действия
  15. Отношение к противоположному полу
  16. Первая любовь
  17. Дружеские отношения 
  18. Сын и отец
  19. Сын и мать
  20. Тонкости воспитания мальчика-подростка: типичные ошибки
  21. Тотальный контроль
  22. Наказывать и отчитывать — не вариант
  23. Отсутствие взаимопонимания
  24. Игнорирование мнения подростка
  25. Слишком мало внимания
  26. Завышенные требования
  27. Сам не свой: Переходный возраст у мальчиков – советы психолога
  28. Самоопределение
  29. Стили воспитания
  30. Особенности психологии ребенка — советы для родителей
  31. Особенности психологии подростка 12–13 лет
  32. Психологические особенности подростков — коренные изменения во всем
  33. Формирование собственного Я
  34. Психология мальчиков-подростков в 14 лет
  35. Что творится в душе подростка
  36. Влияние окружения и школы
  37. Поиск авторитета
  38. Важность мужского воспитания
  39. Что делать, если нет отца
  40. В погоне за физической формой
  41. Советы по воспитанию подростков
  42. Мальчики 14  лет, выделяющиеся своей красотой
  43. 📸 Видео

Признаки переходного возраста

  1. У мальчиков переходный возраст начинается с набухания яичек, позже увеличивается член и другие половые органы. Это происходит в среднем в 11-15 лет.
  2. Одновременно с этим появляются волосы в районе половых органов.
  3. Через пару лет начинают прорезаться волосы на лице и на теле.

  4. Происходит ломка голоса (перепады от низкого к высокому).
  5. В самом начале созревания может наблюдаться небольшое увеличение молочных желез, которое проходит через год-два.
  6. Ночные эякуляции.
  7. Общие для обоих полов реакции (агрессия, противоречивость, усталость, максимализм).

  8. Стремление продемонстрировать свою физическую силу.

Половое созревание

У мальчиков половое созревание начинается в 13-14 лет, а заканчивается в 16-17 лет. Специфика полового развития – стремление выглядеть старше, «круче», быть похожим на своих кумиров. Они так же, как девочки, тянутся к противоположному полу. Однако по-настоящему редко влюбляются, чаще «играют в отношения».

Половая идентификация у мальчиков тесно связана с образом женщины рядом. То есть чем больше женского примера вокруг, тем больше мальчик осознает свою мужественность. Чем женственнее окружающие его девочки, тем он больше чувствует себя мужчиной.

Физическое развитие

Пик роста мальчиков приходится на 13 (13,5) лет – 15 лет, а замедляется к 18 годам. При этом вес растет с 14 до 16 лет.

Становление иммунитета

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У мальчиков это происходит в 14-15 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Сердечно-сосудистая система

Отмечается постепенное увеличение артериального давления. Пульс несколько выше нормы, но ниже, чем у девочек. Однако, как и у них, возникают головные боли, головокружения, слабость.

Мышцы

У юношей рост мышечной массы приходится на 14 лет, но соответствие силе взрослого мужчины достигается позже.

Дыхание

Растут органы дыхания. У юношей преобладает брюшной тип дыхания. Мальчики проще переносят нехватку воздуха при физической нагрузке.

Эмоциональная сфера

Как и девочки, мальчики отличаются повышенной эмоциональностью и глубиной эмоций. Им в большей мере свойственна агрессивность. В целом у мальчиков-подростков эмоциональность ниже, чем у девочек. Особенно это касается отношений между полами.

Рекомендации родителям

  1. Из всех элементов полового созревания большее негодование (испуг, стеснение, непонимание, неуверенность) у мальчиков может вызвать феномен ночной эякуляции. Важно поговорить об этом с сыном. Мальчикам, как и девочкам, важно знать особенности своей репродуктивной системы (заранее).

  2. Если не можете сами поговорить с подростком о половом созревании (к слову, поверьте, он испытывает не меньший дискомфорт), то просто подарите ему хорошую книгу с доступной информацией. Мальчик сам решит, что именно и когда из нее он захочет узнать.
  3. Подсказывайте подростку советы по уходу за кожей или сводите к дерматологу.

    Подросткам очень важен их внешний вид.

  4. Не игнорируйте переживания подростка относительно его внешнего вида, даже если вы своего сына считаете идеальным. Важно объяснить, что это временно и внешность человека формируется до 20 лет анатомически, а позже легко корректируется своими силами.
  5. Не усугубляйте ситуацию возгласами о незначительности его проблем.

  6. Помните, что девиантное поведение, которое у подростков встречается часто – компенсация комплекса неполноценности. Важно разобраться, почему подросток не уверен в себе и помочь.
  7. Судите поступки, а не подростка.
  8. Безусловно любите.
  9. Успешность во многом зависит от самооценки. Самооценку нужно обязательно поддерживать извне (задача родителей).

    Поверьте, подросток и так сам себя достаточно ругает и акцентирует внимание на недостатках. Ваша задача в противовес замечать только положительные моменты. По крайне мере акцентировать внимание на них.

  10. Общение со сверстниками и увлечения очень значимы. Если это не вредит ребенку и обществу, то пусть слушает «жуткую» музыку или «страшно» выглядит.

  11. В ограничениях нужно выступать единым фронтом. Подросток не должен иметь возможности найти «лазейку» в семье.

Таким образом, задача родителей мальчика-подростка – научить его самостоятельно действовать, нести ответственность за поступки, выбирать круг общения и жизненные ориентиры.

Важно способствовать развитию положительных черт его характера и уменьшению выраженности негативных (либо акцентуаций). Для этого можно проводить беседы, самостоятельно исследовать личность (анкеты, опросы).

Самопознание и самоопределение – основа возраста. У мальчиков самоопределение больше ориентировано на профессиональную деятельность. Нередко они даже стремятся найти подработку. Это хорошо и не стоит этому препятствовать. Но нужно поспособствовать расстановке адекватных приоритетов и вместе найти компромисс.

https://www.youtube.com/watch?v=YYHOVTasXP8

Однако существует и обратный вариант – пассивность. Тогда нужно поспособствовать нахождению хобби для подростка.

При взаимодействии с подростком важно избегать авторитарности и жестокости, либерализма («кумир семьи»), гиперопеки и гипоопеки. Это разрушающие стили воспитания. Они оказывают деструктивное влияние на отношения детей и родителей, их личности.

Установлению доброжелательных сотруднических взаимоотношений с подростком поспособствует:

  • зрительный и тактильный контакт (естественная потребность всех людей, часто неосознаваемая);
  • активное слушание (проговаривание чувств ребенка: «ты расстроен, потому что у тебя не получается домашнее задание»);
  • проговаривание своих чувств, особенно отрицательных (но не «ты меня расстроил», а «я расстроена», то есть оперируйте Я-высказываниями).

Литература по теме

На прощание хочу порекомендовать пару книг.

  1. Ю. П. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
  2. О. В. Холодковская, В. А. Пашнина «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем».

Советую прочитать статьи по этой же теме: «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст и кризис у подростков – советы психолога».

Спасибо за внимание. Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны.

Видео:Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммариСкачать

Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммари

Мальчик-подросток. Особенности ребёнка. Тонкости воспитания

Подростковая психология мальчиков

Подростковый возраст прекрасен и страшен одновременно. Это буквально второе рождение, когда вчерашний ребенок становится взрослым человеком. Процесс трансформации происходит в индивидуальном режиме — у кого-то раньше, у кого-то позже. У кого-то болезненно и проблемно, у кого-то практически незаметно. 

Но все же есть общие этапы внешнего и внутреннего перерождения мальчика в молодого мужчину. Рассмотрим их, а также советы, как родителям помочь своему сыну пройти этот непростой путь.

Мозг и тело подростка

Поведение подростка определяют гормональные и биологические изменения в период полового созревания. Начинается он с 9-10 лет. Физически зрелыми парни считаются к 15-16 годам. Они становятся выше, крупнее, с глубоким голосом и развитыми мышцами. 

Внешние метаморфозы мальчиков-подростков описывает Ф. Дольто в своей книге «На стороне подростков»:

«Ноги становятся толстыми, неуклюжими, делая их похожими на жеребят, страдающих неправильным развитием. Все в них непропорционально… Лицо будто распухает, нос становится приплюснутым и курносым, ноздри расширяются, черты лица грубеют, будто вырубленные топором».

Мальчики в целом менее озабочены изменениями в своей внешности по сравнению с девочками. Они с интересом наблюдают, как их тела становятся похожими на взрослых мужчин. Одних это радует, других немного пугает.

Узнайте, как научить ребёна првильно относиться к себе и не иметь комплексов, на  бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель». 

Эмоциональные и поведенческие изменения

Пубертатный период полон новых эмоций и чувств. Если ранее, еще ребенку, было непонятно, как это — стесняться своей внешности, то в переходном возрасте такие мысли все чаще посещают подростка.

С 12-13 лет появляется интерес к противоположному полу, сексу и романтическим отношениям. Появляются ранимость, тревожность, замкнутость. Хотя внешне мальчик может и не демонстрировать всей гаммы чувств, обуявшей его так неожиданно и сильно.

Также читайте: Как защитить ребёнка от кибербуллинга 

Мозг продолжает развиваться, особенно активно — в тех областях, которые отвечают за суждения и принятие решений (лобная кора). Этот процесс будет продолжаться примерно до 20 лет. Соответственно, мальчик в переходном возрасте более импульсивен и эмоционален, чем в будущем, когда достигнет половой зрелости. 

Устремления и действия

Мальчики-подростки со стороны кажутся апатичными, им часто все не нравится, особенно одежда и еда, предложенная мамой. Хобби и развлечения, которые им доступны, не вызывают энтузиазма. Причина в этом — боязнь провала, ошибок и несоответствия стереотипным идеалам. 

Парень думает, что если какое-либо дело у него не получается слишком легко, значит, он недостаточно хорош/умен. Он стремится быть идеальным, поэтому делает только то, что у него хорошо получается.

https://www.youtube.com/watch?v=gSccrABVtmI

Такую закономерность поведения парней в переходном возрасте описал в своей книге «Он не ленивый» нью-йоркский психолог Адам Прайс. 

По его словам, то, что выглядит как лень, часто бывает банальным страхом неудачи. Корень этой проблемы — гиперопека родителей. Они так сильно стремятся упростить жизнь ребенка, что лишают его возможности научиться справляться с трудностями. 

Отношение к противоположному полу

Известно, что девочки взрослеют быстрее мальчиков. Их мозг развивается активнее, соответственно, суждения и мысли — более зрелые. Это лишь увеличивает пропасть между полами в пубертатном периоде. Ребятам нужно некоторое время, чтобы морально и эмоционально дорасти до своих сверстниц. И это порождает некое презрительное отношение со стороны девочек. 

Огромное значение в отношениях с противоположным полом имеет личная привлекательность. И здесь опять выходят на первый план диспропорции в развитии между полами. Иногда они становятся источником сильных переживаний. 

В период с 11 до 13-14 лет девочки крупнее, выше мальчиков. Это вызывает смятение у парней, ощущение собственной неполноценности. Ситуацию усугубляют полнота либо излишняя худоба, несовершенство кожи. 

Порожденная физиологическими особенностями неуверенность сказывается на общении. Едва ощутив повышенный интерес к какой-либо девочке, парень замыкается в себе, пугается этого чувства и утверждается в мысли, что он ее недостоин.

Первая любовь

Во время наступления первой любви подросток активно осваивает свое новое, изменившееся до неузнаваемости тело. Также он растет изнутри — преображаются его мозг, сердце, нервная система. Появляется неведомая ранее энергия, которая требует выхода. 

Подавляя свои желания и потребности, парень испытывает состояние внутреннего конфликта. У него повышается чувствительность, эмоции всегда на пределе.

Именно это становится причиной возрастающей потребности в положительных эмоциях. И если он не получает их в достаточном количестве в семье, то подсознательно ищет в отношениях с противоположным полом. 

Одухотворенная взаимная симпатия — чувство, которое оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь молодого человека. Без любви он буквально чахнет. Если в этот важный период запретить мальчику встречаться с объектом его симпатий, это может привести к глубоким душевным травмам. 

Узнайте как научить ребёнка управлять своими эмоциями на бесплатом онлайн интенсиве Дмитрия Карпачёва. Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок. 

Бесплатный онлайн интенсив

от 0
до 11 лет

ТРИ ДНЯ

КОТОРЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Зарегистрироваться

Дружеские отношения 

К 14-15 годам у парней возникает потребность в близком друге. Важными условиями таких отношений становятся доверие, откровенность, взаимопонимание.

Если раньше он с удовольствием общался с компанией мальчишек, то сейчас на первый план выходят моноотношения — он и его друг. С каждым годом родство душ приобретает все большее значение.

Друзья, найденные в этот период жизни, остаются надолго. 

Возникает дружба на почве совместных интересов. Это может быть одноклассник или товарищ по спортшколе. Дружба может развиваться на фоне общения в одной компании, но всегда 1-2 человека из нее для парня имеют большее значение, чем остальные. Важно, чтобы в круг лучших друзей попали люди, которые не оказывают на парня негативное влияние. 

Сын и отец

Отец для сына является первым и главным примером для подражания. Он вводит его в мир социальных отношений, показывает, как реализовать свои возможности, укрепить тело и дух, выработать характер, противостоять обидчикам и справляться с жизненными неурядицами. 

Цель отца — адаптировать сына для жизни в большом мире. Беседы, совместный отдых или работа, помощь в учебе и решении конфликтов — все это призвано показать некую модель, от которой можно оттолкнуться при принятии собственных решений в самостоятельной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=CJOH7ClF5No

Важное место занимают «мужские» увлечения — занятия, к которым не допускают женщин. Это охота, рыбалка, конструирование, вождение мотоцикла и др. хобби.

В процессе общего дела парень не только обогащается знаниями и получает полезный пример, но и налаживает социальные связи с другими мужчинами, а также приобретает навык передачи знаний.

Через несколько лет он будет практиковать его уже со своими детьми. 

Сын и мать

Взаимоотношения матери с сыном складываются совсем не так, как с дочерью. С девочкой все более понятно и предсказуемо. Помня себя в детстве, мама легко находит точки соприкосновения и выстраивает доверительные отношения с ребенком.

С сыновьями же часто возникают сложности, в основном из-за крайностей. Одни мамы слишком опекают своих детей, другие, наоборот, навязывают преждевременную самостоятельность: «Ты же мужчина». Но все же мама для мальчика — это весь мир.

 

Именно мамины ласка и доброе слово становятся определяющими факторами для развития полноценной личности. К маме мальчик бежит за поддержкой и утешением, ее объятия лечат и успокаивают. Вся нежность и мудрость мироздания для мальчика сконцентрированы в образе матери.

Залогом отличных отношений между сыном-подростком и его мамой является дружба. Это партнерские отношения, построенные на взаимном уважении. В них нет места гиперопеке или отстранению, родительским манипуляциям. Мама для подростка — человек, который всегда поймет, примет и будет любить несмотря ни на что. 

Тонкости воспитания мальчика-подростка: типичные ошибки

Часто родители сами того не желая допускают типичные ошибки в воспитании мальчиков-подростков. Рассмотрим некоторые из них.

Тотальный контроль

До тех пор, пока вы будете контролировать каждый шаг своего сына, он останется маленьким мальчиком — несамостоятельным, инертным, неспособным на принятие решений. Он не сможет отвечать за свои слова и действия, не будет адаптирован к общению вне семьи (чужой человек с ним «нянчиться» не будет). 

В будущем он может стать инфантильным, неспособным справляться с серьезной работой и строить полноценные отношения с женщинами. Единственный способ избежать этого — ослабить контроль и дать возможность сыну набить свои шишки.

Наказывать и отчитывать — не вариант

Каждый раз, когда вы хотите наказать сына за его проступок, представьте, что вы сделаете, если он сделает это же по отношению к вам. А ведь он уже чувствует в себе силы дать отпор. И лишь дело времени, когда и в какой форме это произойдет.

Криками вы не добьетесь результата, это лишь отдалить ребенка от вас. Лучше всего разобраться в причинах произошедшего и постараться понять его мотивы. Возможно, данное открытие будет неприятным для вас, но вы хотя бы будете в курсе, как и чем живет ваш подросток.

Отсутствие взаимопонимания

В своей книге «Как говорить, чтобы подростки слушали?» М. Фабер писал: «Ключ к благополучию наших детей-подростков (а иногда даже к их физической безопасности) заключается в возможности получать доступ к мыслям и ценностям родителей.

Подростку необходимо высказывать свои сомнения, рассказывать о своих страхах, а также исследовать разные варианты поведения в общении со взрослым человеком, способным выслушивать его, не вынося никаких суждений, и помогать принимать ответственные решения». 

До тех пор, пока вы не построите доверительные отношения с подростком, надеяться на гармоничное развитие его личности невозможно. Говорить нужно много, глубоко и честно. Только так вы сможете по-настоящему узнать своего сына. 

Игнорирование мнения подростка

Если вы не считаете нужным учитывать желания и мнение сына, рано или поздно это вызовет агрессивный протест. Поймите, это уже не тот малыш, которому можно предложить кашу или… кашу. И он в любом случае ее выберет, потому что других вариантов нет.

https://www.youtube.com/watch?v=4jS2qaI8Rv8

Повзрослевшему парню уже под силу разобраться в ситуации и сложить о ней собственное мнение. Не унижайте его игнором, лучше честно сказать: «В данном вопросе примем решение мы, но твое виденье и желания учтем обязательно».

Слишком мало внимания

Неправда, что маленькие дети требуют много внимания, а подростки нуждаются в родителях меньше. Так взрослые оправдывают свое нежелание тратить время на подросших детей. В ситуации дефицита родительского внимания мальчики быстро находят авторитетов среди друзей, но вот будет ли их влияние положительным — неизвестно. 

Привлекайте сына к общесемейным занятиям, отдыху. Находите время на общение и проявляйте интерес к его делам. Видя вашу заинтересованность, он будет ощущать себя частью семьи, важным и нужным для родителей человеком. 

Завышенные требования

Иногда родители навязывают детям некие клише, которые или сами выдумывают, или черпают из социума. Мальчик должен быть сильным, спокойным и умным. А что, если нет? Если ваш сын не отличается физическими данными, есть ли смысл его гонять на стадион, в спортзал? Возможно, его личная сила проявится в остром уме или уникальной находчивости… 

Все давно поняли, что школьная успеваемость никак не связана с успехом во взрослой жизни. Поэтому нет смысла требовать от ребенка высоких спортивных свершений и других, желанных только родителями, успехов. Пусть он покоряет те вершины, в которых сам заинтересован. 

*****

Мальчик-подросток — человек иногда ранимый, иногда грубый, иногда бодрый, иногда унылый. Не пытайтесь угнаться за сменой его настроения и поставить в приемлемые для себя рамки. Все, что вы можете ему дать, — максимум любви, заботы и понимания. Даже если в какие-то моменты вам кажется, что он в них не нуждается. 

Наблюдайте за тем, как растет ваш сын. Запоминайте каждый этап его взросления, ведь эти дни никогда уже не вернутся, а воспоминания о них будут с вами до конца жизни.

Видео:Как правильно воспитывать подростка? | Андрей Курпатов | Счастливые родителиСкачать

Как правильно воспитывать подростка? | Андрей Курпатов | Счастливые родители

Сам не свой: Переходный возраст у мальчиков – советы психолога

Подростковая психология мальчиков

Ваш милый ребенок стал сам не свой? Он стремится показать свое превосходство или наоборот замкнулся? При этом он ученик средних классов? Все нормально. Это – ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ. И вот его особенности у мальчиков.

У мальчиков переходный этап взросления попадает на возраст 12 (14) – 17 (18) лет. Пиком негативных реакций является этап от 14 до 16 лет. Негативная фаза заканчивается поиском друга, тоской по другу. Пик эмоциональной нестабильности приходится на 11-13 лет.

Самоопределение

Пик роста мальчиков приходится на 13 (13,5) лет – 15 лет, а замедляется к 18 годам. При этом вес растет с 14 до 16 лет.

Стили воспитания

  • Из всех элементов полового созревания большее негодование (испуг, стеснение, непонимание, неуверенность) у мальчиков может вызвать феномен ночной эякуляции. Важно поговорить об этом с сыном. Мальчикам, как и девочкам, важно знать особенности своей репродуктивной системы (заранее).
  • Если не можете сами поговорить с подростком о половом созревании (к слову, поверьте, он испытывает не меньший дискомфорт), то просто подарите ему хорошую книгу с доступной информацией. Мальчик сам решит, что именно и когда из нее он захочет узнать.
  • Подсказывайте подростку советы по уходу за кожей или сводите к дерматологу. Подросткам очень важен их внешний вид.
  • Не игнорируйте переживания подростка относительно его внешнего вида, даже если вы своего сына считаете идеальным. Важно объяснить, что это временно и внешность человека формируется до 20 лет анатомически, а позже легко корректируется своими силами.
  • Не усугубляйте ситуацию возгласами о незначительности его проблем.
  • Помните, что девиантное поведение, которое у подростков встречается часто – компенсация комплекса неполноценности. Важно разобраться, почему подросток не уверен в себе и помочь.
  • Судите поступки, а не подростка.
  • Безусловно любите.
  • Успешность во многом зависит от самооценки. Самооценку нужно обязательно поддерживать извне (задача родителей). Поверьте, подросток и так сам себя достаточно ругает и акцентирует внимание на недостатках. Ваша задача в противовес замечать только положительные моменты. По крайне мере акцентировать внимание на них.
  • Общение со сверстниками и увлечения очень значимы. Если это не вредит ребенку и обществу, то пусть слушает «жуткую» музыку или «страшно» выглядит.
  • В ограничениях нужно выступать единым фронтом. Подросток не должен иметь возможности найти «лазейку» в семье.

Таким образом, задача родителей мальчика-подростка – научить его самостоятельно действовать, нести ответственность за поступки, выбирать круг общения и жизненные ориентиры.

Важно способствовать развитию положительных черт его характера и уменьшению выраженности негативных (либо акцентуаций). Для этого можно проводить беседы, самостоятельно исследовать личность (анкеты, опросы).

Самопознание и самоопределение – основа возраста. У мальчиков самоопределение больше ориентировано на профессиональную деятельность. Нередко они даже стремятся найти подработку. Это хорошо и не стоит этому препятствовать. Но нужно поспособствовать расстановке адекватных приоритетов и вместе найти компромисс.

https://www.youtube.com/watch?v=YYHOVTasXP8

Однако существует и обратный вариант – пассивность. Тогда нужно поспособствовать нахождению хобби для подростка.

При взаимодействии с подростком важно избегать авторитарности и жестокости, либерализма («кумир семьи»), гиперопеки и гипоопеки. Это разрушающие стили воспитания. Они оказывают деструктивное влияние на отношения детей и родителей, их личности.

Установлению доброжелательных сотруднических взаимоотношений с подростком поспособствует:

  • зрительный и тактильный контакт (естественная потребность всех людей, часто неосознаваемая);
  • активное слушание (проговаривание чувств ребенка: «ты расстроен, потому что у тебя не получается домашнее задание»);
  • проговаривание своих чувств, особенно отрицательных (но не «ты меня расстроил», а «я расстроена», то есть оперируйте Я-высказываниями).

Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны. опубликовано econet.ru.

Светлана Трошина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Видео:Как вести себя с подростками Михаил ЛабковскийСкачать

Как вести себя с подростками Михаил Лабковский

Особенности психологии ребенка — советы для родителей

Подростковая психология мальчиков

У мальчика в 14 лет начинается этап превращения во взрослого мужчину. В это время период биологического созревания совпадает с появлением новых интересов и разочарованием в прежних привычках и увлечениях. Подросток старше 13 лет расстается с детством, не понимает, что с ним будет дальше и ощущает пока лишь дискомфорт.

Особенности психологии подростка 12–13 лет

Все начинается примерно в 12 лет. Юнец освобождается от детских иллюзий. Критическое мышление, гормоны постепенно разрушают наивное восприятие реальности. У тинейджера пропадает ощущение защищенности, вера, что «за родителями, как за каменной стеной». Стена вдруг оказывается из песка, разрушается.

И подростковая психология заставляет судорожно искать собственную идентичность. Здесь нужна помощь родных. Они должны отыскать «хорошее» я. А «угодить в плохую идентичность» подростку легко, ведь привязанности, зависимости тинейджера формируются невероятно быстро.

Психологические особенности подростков — коренные изменения во всем

В 12–17 лет человек активно развивается: растет скелет, меняются ые связки, начинают выделяться половые гормоны.

https://www.youtube.com/watch?v=rz-HpcOxLmg

Главные же изменения происходят с мозгом. Именно здесь корень проблемы, причина, почему тинейджеры столь нестабильны.

Эволюционно более «новая» часть коры больших полушарий, отвечающая за критическое мышление, умение планировать, действовать обдуманно, «созревает» позднее лимбической системы, регулирующей эмоциональную сферу.

Этот древний отдел мозга человека формируется раньше. Вот почему в поведении тинейджера над рассудком доминируют импульсы, эмоции.

Половые гормоны — главное «оружие» лимбической системы для борьбы с рассудочной частью мозга. Тестостерон, эстроген подростков может полностью заглушить голос разума. Увы, эти гормоны не только пробуждают интерес к лицам противоположного пола, вызывают желание привлечь внимание.

Тестостерон, эстроген еще виновники эмоциональных перепадов, тревожности, конфликтности. Ну а вместе с гормонами удовольствия, стресса (дофамин, адреналин) они способствуют появлению кучи психических проблем.

Именно избыток гормонов — главная причина, почему в подростковый период биполярное расстройство, шизофрения, прочие тяжелые психические заболевания начинаются намного чаще, чем в другие отрезки человеческой жизни.

Важно! Половое созревание — явление неизбежное. Нет смысла бороться с мастурбацией, увлечением «клубничкой». Но чтобы дети осознавали, что происходит, родители должны объяснить об особенностях человеческих репродуктивных органов, важности безопасного секса.

Это оградит от нежелательной ранней беременности, опасных венерических заболеваний. Если поговорить сложно, нужно хотя бы дать ссылку на нужную информацию. Интернет ею изобилует. Психологические проблемы подросткового возраста — одна из популярных тем обсуждения.

Формирование собственного Я

Полноценное человеческое Я часто рождается в муках. Все начинается с подыскивания ролевых моделей. Подросток подобное делает постоянно, сравнивая собственное Я с родителями, сверстниками, учителями, кумирами.

Вскоре тинейджер понимает: от взрослых он отличается мало, хотя вынужден старшим почти безропотно подчиняться. Отсюда рождается конфликт, желание освободиться из-под непонятной опеки «таких же, как сам». Ребенок начинает копировать взрослых — поступает, одевается похожим образом, употребляет спиртное, пытается разговаривать на равных, спорит.

Однако психология подростка еще четко не отделяет собственную личность от других, слабо понимает, где проходят границы между персоналистической идентичностью и внешним миром. Именно поэтому тинейджер поступает неуважительно по отношению к окружающим, нарушает правила мира взрослых.

Противоречивость 12–14-летнего возраста также в том, что для юнца важно мнение взрослых, против которых он бунтует. Более того, родители по-прежнему остаются для чада главными ролевыми моделями.

Поэтому важно, чтобы старшие показывали хороший пример. Если родители — нетерпеливые, любят скандалить, осуждать, жаловаться, нечего удивляться, что точно так же начнет поступать ребенок-подросток.

Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка, подростка, юноши они становятся все более отчетливыми и характерными.

В каждом конкретном случае воспитание может способствовать их выявлению и развитию или же, напротив, сглаживать; при этом индивидуальная устойчивость к такому сглаживающему влиянию различна: одни мальчики, подростки, юноши вопреки любым воздействиям окружающих демонстрируют типичные для мужского пола черты, другие же поддаются этим воздействиям, и поведение их становится менее контрастным в сравнении с поведением их сверстниц. Следует учитывать также и относительный характер половых психологических особенностей: общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и полностью перекрывают специфически половые особенности; поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола, причем это преобладание подразумевает, во-первых, большую частоту какого-либо свойства у представителей определенного пола и, во-вторых, большую его выраженность при наличии такого свойства у представителей обоего пола.

https://www.youtube.com/watch?v=WoL3hci1ZII

Мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки.

Известно, что говорить они начинают в среднем на 2 — 4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми; к началу обучения в школе они, как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки.

У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее.

Характерно, что девушки, например, чувствуют себя в обращении с юношами более свободно, чем юноши с девушками.

В любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к авторитетам в определении своей позиции, при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения. Девочек в школе легче, заставить выполнять какие-либо поручения.

Видимо, поэтому педагоги (в большинстве своем женщины) более охотно дают поручения девочкам и недооценивают возможностей мальчиков в выполнении таких поручений.

И нередко совершенно удивительным и неожиданным для них является способность мальчиков серьезно отнестись к делу, проявить активность и самостоятельность; характерно, что последнее нередко обнаруживается именно во внешкольных делах — например, в походе, куда отправляется класс. Именно здесь выясняется, что мальчики могут быть и серьезными, и деловыми, и активными.

Если юноши в общении ориентируются преимущественно на сверстниц, то девушки в значительной их части — на более старших представителей мужского пола (студенты, военнослужащие и т. д.). Как отмечает И. С. Кон («Психология юношеской дружбы». М.

, 1973), на вопрос: «Какого возраста друга вы бы предпочли?» — юноши отдают предпочтение сверстнику (до 80% ответов), реже — старшему (до 20%) и очень редко — младшему. У девушек на первом месте тоже находятся сверстницы (до 50 — 60%), но они часто отдают предпочтение старшим (до 40 — 50%) и не выбирают никого моложе себя.

Вместе с тем именно лица женского пола склонны к попечительской деятельности, они более охотно наставляют, опекают младших детей, ухаживают за ними и т. д.

Интересы и склонности представителей мужского пола часто направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порою далекие от того, что могло бы входить в прямые обязанности мальчика, подростка, юноши.

Отсюда более выраженная у мужского пола склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется.

Если в центре внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия — взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени отдаленные предметы и явления.

С этим связаны лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих, больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека. Не случайно девочки в 3 — 4 раза чаще, чем мальчики, ведут дневник.

Заметны различия в восприятии времени и пространства. Представителей женского пола больше привлекает то, что расположено непосредственно около человека — дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться, т. е.

все непосредственно взаимосвязанное; представителей же мужского пола, независимо от непосредственной необходимости, от повседневных дел, часто интересуют предметы и явления удаленные, никак не связанные между собой.

Внимание представителей женского пола не распределяется столь широко, зато в пределах воспринимаемого все отражается в сознании более тщательно и детально. Поэтому в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения и т. д.) мальчики, подростки, юноши держатся увереннее, чем их сверстницы.

Если вы хотите узнать, как пройти или проехать куда-либо, где находится тот или иной объект и т. д., спрашивайте у мальчиков: их объяснения всегда более полезны, а нередко и более толковы, чем объяснения взрослых.

https://www.youtube.com/watch?v=feahlyXxISo

Однако лица женского пола нередко увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связанных с общением. Если же объект, местность, предмет в целом достаточно известен и мальчикам, и девочкам, то последние лучше его знают.

Не случайно они в среднем лучше пишут изложения и сочинения: у них больше связности и описательности, больше внимания к деталям, хотя и не больше фантазии.

В восприятии самого течения времени представители женского пола уступают мужскому, что, правда, не всегда заметно в связи с более ответственным, в среднем, их отношением к своим обязанностям.

Характерна большая рискованность, «размашистость» поведения, большая подвижность и непоседливость мальчиков, подростков, юношей в сравнении с их сверстницами.

Правда, нередко это мирно сосуществует с большей инертностью некоторой части представителей мужского пола в быту, в семейных делах. Видимо, последнее связано с особенностями воспитания и отношением к этим делам. Как справедливо отмечает С. Шенкман («Мы — мужчины».

М., 1977), «в отличие от женщин, вся жизнь которых загружена постоянным кропотливым трудом, мужчинам всегда было свойственно резко сменять сверхактивную деятельность пассивным времяпрепровождением, опасность которого особенно велика в наши дни».

Заметим, однако, что многие женщины и рады бы отдохнуть, да некогда, а мужчины имеют возможность такой отдых себе позволить.

Видео:Лекция клинического психолога О. Грузберг «Особенности психики подростка». Проект "РЕБЕНОК"Скачать

Лекция клинического психолога О. Грузберг «Особенности психики подростка». Проект "РЕБЕНОК"

Психология мальчиков-подростков в 14 лет

Подростковая психология мальчиков

У мальчика в 14 лет начинается этап превращения во взрослого мужчину. В это время период биологического созревания совпадает с появлением новых интересов и разочарованием в прежних привычках и увлечениях. Подросток старше 13 лет расстается с детством, не понимает, что с ним будет дальше и ощущает пока лишь дискомфорт.

Что творится в душе подростка

В период подросткового кризиса у мальчишек происходит переосмысление личности. Все эмоции и ощущения 14- летнего мальчика усиливаются во много раз. Он становится раздражительным, рассеянным, сердится без видимой причины.

В это время из-за изменения во внешности и физиологии у него появляется множество комплексов. Всем своим поведением стремиться доказать, что он уже не маленький, а «реальный пацан».

Но за всем этим чаще всего прячется неуверенность в себе, страх и депрессия, потому что желание быть взрослым есть, а как показать свою взрослость подросток еще не знает. У него возникают тревожные ощущения. Часто, кажется, что взрослые его совсем не понимают.

Стремление доказать свою значимость часто толкает мальчиков на необдуманные поступки, чреватые серьезными последствиями.

Влияние окружения и школы

К сожалению, для родителей в это время начинаются проблемы во взаимопонимании с мальчишками. Подростки больше прислушиваются к советам сверстников. Именно их одобрение хочется заслужить. Они же друзья, значит, свое мнение в отличие от родителей навязывать не станут. У них схожие проблемы, подростка там понимают.

В дворовой или школьной компании каждый чувствует себя защищенным, уверенным в себе. Нормы и правила здесь понятны и непоколебимы. Попробовать спиртное, сигареты и наркотики он может начать, потому что это принято в его компании, а не потому, что хочется.

Ему обязательно нужно завоевать авторитет в своей компании, он старается понравиться девочкам. Самый простой способ для этого – нагрубить учителю или высмеять одноклассника, чтобы хоть чем-то выделиться.

Конфликты в школе приводят к тому, что полностью пропадает стимул к учебе. Школа становится местом, куда подросток ходит только для общения с друзьями.

Как правило, такие подростки образуют группы, которые противопоставляют себя остальной части учеников и становятся мучителями учителей.

https://www.youtube.com/watch?v=3lZ9uTJKzgg

Очень часто мальчики, глядя на мир взрослых не видят стимула к своему развитию в будущем. Они испытывают разочарование в действительности, которая их окружает. Поэтому его не оторвать от компьютера. Там он в своем мире, там можно показать, на что ты способен, выплеснуть подростковую жажду славы и геройства.

Проблемы подростков чаще всего связаны с проблемами в семье и школе. Если в младших классах он все принимал на веру, то теперь к рассказам учителя предъявляются более высокие требования по содержательности, доказательности и убедительности.

Школьные психологи, работающие с подростками обязательно должны знать, какого рода ситуации в семье влияют на обучение и отношения с учителями и сверстниками. установка воспитания в школе – донести до подростка, что он несет ответственность за свои поступки и выбор.

Поиск авторитета

Во все времена четырнадцатилетние парни старались найти пример для подражания. В это время ему очень важно разобраться, правы или нет родители, можно ли доверять их утверждениям и истинам, которые внушались ему с детства. Подросток сам выбирает авторитет.

Чтобы быть похожим на своего кумира подростки меняют не только стиль одежды, но и все свое поведение. В это время родителям очень важно ненавязчиво подтолкнуть его к правильному выбору. Сделать это надо так, чтобы подросток не догадывался, кто способствовал нужному ему знакомству. Мальчик должен сам почувствовать необходимость такого общения.

Он не может брать пример с тех, кто не нравиться, к кому он не чувствует дружеского расположения и доверия.

Важность мужского воспитания

Чтобы мальчик рос настоящим мужчиной, отец должен проявлять искренний интерес к переживаниям, увлечениям и мнению сына. Мальчик должен быть уверен, что отец сможет оценить проблему и разобраться в ней именно с мужской точки зрения. С раннего детства между ними должно быть взаимное доверие. Только при этом условии мальчик будет обсуждать с отцом сугубо мужские темы.

Отсутствие доверия со стороны родителей приводит к привычке во взрослой жизни перекладывать ответственность на других, несамостоятельности и мужскому инфантилизму.

Отец, как бы ни было ему трудно, должен позволить своему сыну самостоятельно принимать решения и даже право на ошибки.

При общении с сыном отец должен сознавать, что тот стал взрослым и нуждается не в опеке и контроле, а в дружеских отношениях.

Отдельно надо сказать о воспитании детей до 14 лет в семьях военнослужащих. Большинство подростков в таких семьях гораздо дисциплинированнее, выдержаннее и выносливее своих сверстников. Однако здесь иногда возникает большая проблема. Жесткое, суровое обращение с детьми в результате переноса армейских отношений обязательно приведет к психологическим срывам у подростка.

Что делать, если нет отца

В подростковом периоде обостряются проблемы детей, которые растут без отца. Особенно это касается воспитания мальчиков.

В неполной семье часто две крайности. Мама или полностью зацикливается на своем ребенке или, наоборот срывает на нем свою злость за неудавшуюся личную жизнь. Чрезмерная опека матери делают его инфантильным и несамостоятельным. Часто он становится объектом насмешек, а иногда травли одноклассниками. Такие ребята являются беспомощными, не умеют за себя постоять.

Раздражительная, вечно уставшая мама вызывает у сына чувство вины за то, что он является обузой. Если родители в разводе, отношения между ними не должны влиять на сына. Даже если мама обижена на отца, никогда нельзя говорить о нем плохо, потому что, если мальчик любит отца, такое поведение только оттолкнет его.

Общаться с подростком нужно как с равным. Но нельзя совмещать в себе материнскую нежность и суровость отца. В этом случае ему будет трудно понять, каким должен быть мужчина и настоящая женщина.

Нельзя забывать, что при отсутствии отца пример мужского поведения у мальчика все же должен быть. Выбирать таких людей из своего окружения нужно так, как если бы это была возможность выбрать отца своему сыну из всех известных вам мужчин.

В погоне за физической формой

В период взросления юноши относятся очень внимательно к физическому развитию.

В 14 лет мальчики-подростки активно начинают заниматься теми видами спорта, которые накачивают мускулатуру, формируют фигуру, занимаются силовыми видами спорта. При этом не учитывают величину нагрузки.

Чтобы достигнуть максимального эффекта от занятий спортом принимают анаболики и стероиды. Все это негативно сказывается на физиологических процессах еще не сформированного организма подростка.

https://www.youtube.com/watch?v=o06tjasgRmE

В это время происходит слишком интенсивный рост костей и мышц, а рост внутренних органов отстает. Вследствие такого дисбаланса в организме при повышенных нагрузках могут возникнуть большие проблемы со здоровьем. Хорошим родителям обязательно нужно со вниманием отнестись к спортивным занятиям ребенка.

Советы по воспитанию подростков

Основные советы психологов как воспитывать мальчиков в 14 лет правильно сводятся к следующему:

  • стараться помочь разобраться с проблемами;
  • дать больше самостоятельности;
  • стараться контролировать ребенка незаметно для него;
  • никогда не обманывать;
  • советоваться по поводу семейного бюджета;
  • следить за здоровьем;
  • хвалить даже за небольшие достижения;
  • никогда не критиковать в присутствии друзей;
  • внимательно выслушивать его мнение;
  • интересоваться успехами;
  • доверять;
  • любить всей душой.

Мальчики 14  лет, выделяющиеся своей красотой

У мальчиков с четырнадцати лет начинает просыпаться интерес к своей внешности. Наблюдая за взрослыми, они начинают понимать, что красивые люди больше преуспевают в жизни. Им постоянно достается приз зрительских симпатий.

Некоторые парни не сразу могут понять, достоинства и недостатки своей внешности. Поэтому они помещают свои фотографии на страницах в интернете. Чаше всего именно там они становятся популярными. У них появляется множество поклонниц.

Знакомство по переписке в сети может перерасти в первую любовь. Иногда их приглашают на съемки в модельные агентства.

Родителям надо обязательно помочь своему ребенку советами, как стать привлекательным и как поступать со своей красивой внешностью.

📸 Видео

Как правильно воспитать мальчика | Советы психологаСкачать

Как правильно воспитать мальчика | Советы психолога

Подростковый кризис: о чем не пишут в книгахСкачать

Подростковый кризис: о чем не пишут в книгах

Советы психолога родителям. Как быть с подростковой агрессией?Скачать

Советы психолога родителям. Как быть с подростковой агрессией?

"О детях по-взрослому": Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила Петрановская

Детская психика 12-15 лет😵 Советы Психолога👨‍🔬Скачать

Детская психика 12-15 лет😵 Советы Психолога👨‍🔬

Если ты подросток - посмотри это видео...Скачать

Если ты подросток -  посмотри это видео...

"О детях по-взрослому": Подростковый возраст. Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому":  Подростковый возраст. Людмила Петрановская

Практикум "Как настроить ребенка на учебу и научить общаться?"Скачать

Практикум "Как настроить ребенка на учебу и научить общаться?"

Как распознать подростковую депрессию [Psych2go на русском]Скачать

Как распознать подростковую депрессию [Psych2go на русском]

Дети и подростки отвечают на вопросы психолога: почему взрослые вас не понимают? | СекретыСкачать

Дети и подростки отвечают на вопросы психолога: почему взрослые вас не понимают? | Секреты

Научпок объясняет — ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ у мальчиковСкачать

Научпок объясняет — ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ у мальчиков

«Как любить подростков — о психологии подросткового возраста и самой сложной части родительства»Скачать

«Как любить подростков — о психологии подросткового возраста и самой сложной части родительства»

Психические расстройства подросткового возраста (11 – 17 лет)Скачать

Психические  расстройства подросткового возраста (11 – 17 лет)

Подростковая психология. Как понять современного подростка?Скачать

Подростковая психология. Как понять современного подростка?

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК КОНФЛИКТУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК МИРНО ПЕРЕЖИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТСкачать

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК КОНФЛИКТУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК МИРНО ПЕРЕЖИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Психология подростков ч.2 15-17 лет или "Время великих перемен"Скачать

Психология подростков ч.2 15-17 лет или "Время великих перемен"
Поделиться или сохранить к себе: