Педагогическая психология

Педагогическая психология Полезное
Педагогическая психология: предмет, задачи и разделы

Педагогическая психология
Определение 1

Педагогическая психология – это прикладная отрасль психологии, которая возникла по причине запросов теоретической педагогики и образовательной практики.

Определение 2

Массовое образование – достижение цивилизации, а вместе с тем и условие развития человечества.

В психике человека выделяются те аспекты, которые связаны с образовательным процессом. Этот процесс занимает одно из главных мест в жизни современного человека, поэтому важность практического применения педагогической психологии аргументировать нет необходимости. Обучение и воспитание нуждаются в психологическом сопровождении.

Предмет педагогической психологии

Предметом педагогической психологии выступают явления, законы их развития, связанные с процессом обучения, а также механизмы психики субъектов образования.

Субъектами образовательного процесса являются учащиеся, студенты, слушатели и учителя, преподаватели.

Целенаправленным изучением структуры и динамики психологического образа в процессе обучения и воспитания занимается педагогическая психология.

Замечание 1

У педагогической психологии имеется множество задач, определяемых особенностями образовательного процесса.

Определение 3

Образование – это получение и усвоение человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения.

Образованный человек в жизни – это грамотный, начитанный, эрудированный человек. Если говорить об образовании в широком смысле, то процесс и результат образования – это созидание человека, становление его как личности. То есть, это принципиальное, качественное изменение, переоснащение психики и личности.

Содействие развитию личности, ее самореализации и самоизменению называется образованием. Поэтому уровень образованности не определяется количеством лет, которые предназначены для обучения. Различают образование: начальное, среднее, средне-специальное, высшее. Эти градации условны. Целостным результатом является образованность.

Это нечто большее, чем аттестаты, дипломы и удостоверения. Полученные знания меняют сознание человека, его отношение к миру только в совокупности с процессом воспитания. Образование человека – это не только обучение, но и построение образа собственной личности, усвоение образцов социального и профессионального поведения.

Образовательный процесс непременно должен быть учебно-воспитательным, комплексным.

Кажется, что данное утверждение очевидно. Но в истории российского образования совсем недавно звучали идеи изъятия воспитания из образовательного процесса.

Обучение и воспитание невозможно применить по отдельности, они неразрывно связаны, впрочем, как сознание и мышление, как психика и личность.

Для того, чтобы обучение и воспитание были эффективными, требуются особые социальные условия и педагогические усилия, нужна государственная образовательная система и профессиональная подготовленность учителей.

Задачи педагогической психологии

Это пять основных задач, которые пересекаются, зависят друг от друга, то есть, не являются только психологическими:

  • комплексное изучение психики учащегося;
  • психологическое обоснование и отбор учебного материала;
  • разработка методов обучения и воспитания и их психологическая апробация;
  • изучение психики профессиональной деятельности педагога;
  • участие в разработке теоретических вопросов в области педагогического знания.

Определение 4

Комплексное изучение психики учащегося – это организованное, целенаправленное исследование. Проводится для того, чтобы оптимизировать и индивидуализировать процесс образования, который в свою очередь содействует формированию грамотного психологического сопровождения в ходе обучения и воспитания.

https://www.youtube.com/watch?v=6iI7oq5Bbug

Здесь следует решить множество задач частного характера и общепсихологического плана для ответа на вопрос об основном субъекте процесса: кто обучается?

Чтобы выявить психологические особенности личности каждого ученика, необходимо использовать все параметры психологической структуры личности: потребности, самосознание, способности, темперамент, характер, особенности психических процессов и состояний, психический опыт личности.

Видео:«Психология развития и возрастная психология» лекция №1 Обуховой Л.Ф.Скачать

«Психология развития и возрастная психология» лекция №1 Обуховой Л.Ф.

Психологическое обоснование и отбор учебного материала, подлежащего усвоению. Решение этой задачи дает ответ на вопрос: чему учить? Рассматриваются вопросы содержательной стороны, объема учебного материала, выбора обязательных, избирательных, элективных дисциплин.

На многие вопросы нет однозначных ответов, все зависит от культуры, традиций, образовательной политики. Школа готовит человека не только к будущей трудовой деятельности, но и ко всей жизни.

В течение жизни у человека могут произойти изменения, например, он будет вынужден сменить профессию.

Замечание 2

Поэтому образование должно быть достаточно широким и всесторонним. Невозможно научить всех и всему, но содействовать развитию личности в процессе образования и обучения необходимо.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Третья задача отвечает на вопрос: как учить? Разрабатываются и апробируются педагогические методы, технологии обучения и воспитания.

Изучение психики и профессиональной деятельности педагога отвечает на вопрос: кто обучает? В этой части поднимаются проблемы как социальные, так и психологические. Всякий ли может стать учителем? Каковы профессионально-значимые качества педагога? Каким должен быть его социально-психологический и материальный статус? Как повысить мастерство учителя и обеспечить его самореализацию?

Пятая задача является исходной, теоретически значимой. Участие в разработке теоретических и практических вопросов, где рассматриваются цели общественного образования, обучения и воспитания.

Здесь ученые ищут ответ на вопрос: для чего обучать? Без четкой сформулированной цели управляемого образовательного процесса быть не может, невозможны также прогнозирование, проверка и оценка результатов. Цель должна определить, какую личность общество планирует создать в ходе образовательного процесса. Вопрос о том, для чего обучать, выходит далеко за границы психологической науки.

Но без участия психологии вряд ли можно грамотно ответить на этот вопрос. Необходимо максимально учитывать человеческий фактор и реализацию в образовании идеологии «человеческих отношений».

Чтобы решать эти и многие другие задачи образования, разработаны направления:

  • психология обучения;
  • психология воспитания;
  • психология труда и личности педагога.

Первые два раздела педагогической психологии посвящены психике обучаемого субъекта. В настоящее время больше развита психология обучения. Существуют научные школы, концепции. Особенно важным является формирование и трактовка теоретических категорий и понятий раздела.

Методики, психолого-педагогические конструкции, педагогические техники являются производными от основ научно-понятийного аппарата. Хотя многие современные авторы выдают их за психолого-педагогические инновации.

К сожалению, за схемами и конструкциями зачастую теряется человеческая личность и ее психологические особенности.

Педагогическая психология, наука межпредметного характера. Любая задача педагогической психологии является многопредметной и комплексной. Образовательный процесс изучают философия, медицина, социология и т.д.

Все аспекты образовательного процесса выходят на человека, субъекта образования. Не все позиции отечественной научной психологии являются бесспорными.

Вопросы вызывают ранняя профилизация обучения, упрощение и сокращение школьных программ, наличие двух ступеней высшего образования, повсеместное тестирование. Будем относить эти явления к переходному этапу российской образовательной системы и ее модернизации.

В целом, отечественные психологи считают, что образование должно быть разумно, выверено избыточным, опережающим нынешнее общество и сегодняшнего обучаемого. Его основная цель – работать на будущее, быть развивающим и воспитывающим.

Междисциплинарный характер педагогической психологии

Педагогическая психология обязательно находится в другом разделе психологии прикладного характера: юридической, спортивной, медицинской, либо включает в себя разделы современной психологии.

https://www.youtube.com/watch?v=ASfTfw57OMs

Определение 5

Общая психология – это методологическая, категориальная и понятийная база педагогической психологии. Общепсихологические понятия и термины работают здесь в контексте образования.

Детская психология неразрывно связана с педагогической. Ребенок – качественно иная личность по утверждению Ж.Пиаже, поэтому обучать и воспитывать его нужно особым образом на разных ступенях взросления. Без учета возрастных особенностей выстроить образовательный процесс невозможно.

Развитие и обучение находятся в сложном взаимодействии и являются актуальной проблемой современного образования. Дело в том, что обучение и развитие происходят на данном этапе в новых социальных условиях.

Субъекты образовательного процесса стали качественно другими.

Все это требует систематических исследований психологического и межпредметного направления и прямого выхода на массовую образовательную практику в школах и вузах.

Образование существует в социуме, поэтому наличие социально-психологической проблематики в педагогической психологии необходимо. Общественные, государственные и личностные задачи субъектов образования могут не только не совпадать, но и находиться в противоречии.

Например, общество не нуждается в таком количестве юристов, экономистов и банковских служащих. Объективно не хватает представителей инженерных и рабочих профессий. Необходимо согласовывать желания и потребности, это задача государственных структур.

Однако, чтобы оптимально решить эту проблему, нужна работа психологов.

Замечание 3

Видео:Педагогическая психологияСкачать

Педагогическая психология

Педагог работает не только с учеником как индивидуальностью, но и с малой социальной группой, родителями, коллегами. Все влияния социума на образовательный процесс должны быть запланированы, учтены, измерены, скоординированы.

Одной из главных является связь педагогической психологии и педагогики. Они имеют общие цели и методы, одинаковые научные объекты, научное сообщество – Российскую академию образования, общие исторические корни. Организацией психолого-педагогического процесса занимались К.Д.

Ушинский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко. Существуют примеры систематического и эклектического объединения этих двух направлений, существуют модели построения современной психодидактики. Отрабатываются научные и практические психолого-педагогические направления.

Будущий педагог начинает свое обучение в вузе по психолого-педагогической триаде: психология – педагогика – частная методика преподавания. Такая связка учебных предметов является особенностью профессионально-педагогического образования в России.

Эта триада обеспечивает психолого-педагогическую грамотность и культуру студентов, будущих учителей. Предмет профессионального труда учителя включает в себя не только знание дисциплины, но и взаимодействия с учеником. Профессионализм педагога заключается в знании преподаваемого предмета и в усвоении педагогических теорий и приемов.

Настоящая психолого-педагогическая образованность учителя может быть только комплексной и целостной.

Замечание 4

Необходимо сказать, что триада имеет ряд нерешенных вопросов, методических неувязок и недоработок. В массовом преподавании этих дисциплин нет должной методологической, понятийной и операциональной преемственности. Существуют содержательные повторы, несоответствия трактовок, особенно психологических явлений.

Психолого-педагогическая триада не всегда может быть реализована как единый цикл дисциплин. Современные психология и педагогика находятся в сложных, часто противоборствующих отношениях, что является допустимым в академической науке. Применительно к образовательной практике такое положение не желательно.

Школьный учитель не должен быть профессиональным психологом, но психологическую подготовленность и образованность не следует сводить к минимуму.

Школьный психолог не обязан быть учителем, но для эффективности и полезности психологической работы он должен быть знаком с педагогическими теориями и повседневными реалиями образовательного процесса.

Педагогическая психология: это наука, методы и её структура

Педагогическая психология

Педагогическая психология — отдельное направление, которое возникло под влиянием других наук. Эта отрасль изучает влияние обучения, воспитания на развитие человека. Также она занимается разработкой подхода к обучению отдельных личностей.

Предмет изучения и задачи

Педагогическая психология — самостоятельное направление, главной задачей которого является изучение закономерностей, механизмов развития личности. Предмет изучения педагогической психологии — определение психологических закономерностей, которые касаются воспитания, обучения. Изучается подход преподавателей, восприятие новой информации учеником.

Задачи направления:

  1. Определение взаимосвязей между уровнем собственного развития, интеллектом и формами воспитания, обучения.
  2. Раскрытие закономерностей воздействия механизмов воспитания, обучения на становление личности, развитие интеллектуальных способностей.
  3. Изучение методов, применяемых педагогами.
  4. Исследование закономерностей, механизмов, усвоения учеником социокультурного опыта, сохранение полученной информации.

цель этой науки — координация педагогического процесса, разработка методов обучения отдельных личностей.

Классификация

Педагогическая психология имеет внутреннюю структуру, которая состоит из трех частей:

  1. Психологии учителя. Аспекты, на основании которых строится работа педагога при обучении студентов.
  2. Психологии воспитания. Становление личности, которое происходит в заранее сформированных условиях организации деятельности ребенка. Это направление изучает усвоение убеждений, нравственных норм, формирование мировоззрения.
  3. Психологии обучения. Изучает развитие процессов познавательной деятельности.

Каждое из направлений изучает разные аспекты, которые формируют педагогическую психологию.

Становление и развитие науки

Развитие, выделение этой отрасли в отдельное научное направление происходило в три этапа:

  1. Общедидактический этап. Первый труд по педагогической практике, который повлиял на становление отдельного направления, написал Я. А. Коменским — «Великая дидактика». Ученый закончил произведение в 1632 году. Он предложил создать отдельную систему школ, чтобы дети получали хорошее образование. Благодаря ему была введена концепция классно-урочного образования. Дополнительно к этому он сформировал ряд принципов нравственного воспитания, которые предназначены для детей. Этап длился с середины 17 до конца 19 века. Другие выдающиеся ученые, которые внесли большой вклад в развитие педагогической психологии на первом этапе — Иоганн Герберт, Жан-Жак-Руссо, Адольф Дистервег.
  2. Второй этап становления этой отрасли психологической науки длился с конца 19 до середины 20 века. В этот период развития педагогическая психология начинает формироваться в отдельное направление. К наиболее выдающимся ученым этого этапа относятся Выготский, Торндайк, Каптерев.
  3. Третий этап формирования педагогической психологии обуславливается созданием многочисленных приемов обучения. К ученым, которые повлияли на развитие третьего этапа относятся Рубинштейн, Махмутов, Оконь, Ланда, Эльконин.

В процессе формирования педагогической психологии появлялись новые теории, методики обучения, которые со временем совершенствовались.

Теории

Педагогическая психология имеет ряд теорий, которые были разработаны в результате развития этой отрасли:

  1. Ассоциативная теория. Она преобладала до конца 19 века. Эта теория объясняла, что мышление является репродуктивной функцией памяти. Движение любой мысли зависит от того, какие идеи будут репродуцироваться из хранилищ памяти.
  2. Теория социального научения. Она объясняет, что для обучения детей чему-то новому, недостаточно применять практики наказаний, поощрений. Важнейшими формами обучения являются — имитация, идентификация, подражание.
  3. Теория самовоспитания. Это процесс, с помощью которого человек усваивает опыт от предшествующих поколений. Для этого задействуются внутренние душевные факторы. При этом воспитать ребенка без самосовершенствования невозможно.
  4. Теория самообучения. Процесс получения человеком опыта предыдущих поколений, который происходит с помощью собственных устремлений.

Помимо теорий, в педагогической психологии существует несколько законов:

  1. Закон готовности. Объясняет скорость реакций человека от его подготовленности к задуманному.
  2. Закон эффекта. Если в процессе установления связи между реакцией и ситуацией человек испытывает удовлетворение, то эта связь укрепляется.
  3. Закон упражняемости. Чем чаще возникают одни и те же временные последовательности стимула, сопутствующие им реакции, тем прочнее связи образуются.

Бихевиористские теории оказали весомое влияние на развитие этой научной отрасли.

Методы изучения

В педагогической психологии применяются разные методы изучения:

  1. Наблюдение — методика, применяемая для изучения деятельности педагогов, учащихся. При получении новой информации с помощью наблюдения должны соблюдаться некоторые условия. Нельзя сообщать наблюдаемому о проведении исследование. Наблюдатель не должен препятствовать, вмешиваться в процесс исследования. При наблюдении важная информация фиксируется в специальный дневник, а все интересные события снимаются на видео или фотографируются.
  2. Тестирование — вопросы составляются заранее и содержат систему стимулов, чтобы испытуемый мог проявлять реакцию на них. При проведении тестов человеку предлагают несколько вариантов ответов. Полученный результат углубленно изучается.
  3. Анкетирование — набор тестов, на которые субъект должен ответить письменно. С помощью анкет получают общую информацию о личности, отдельных навыках, способностях.
  4. Беседа — устный опрос, который проводится в свободной форме. Чтобы создать благоприятную атмосферу, ученый должен задать человеку несколько общих вопросов на интересующие его темы.
  5. Эксперимент — метод получения информации, при котором исследователь создает определенные условия, вторгается в привычную жизнь человека, воздействует на него различными раздражителями. Для получения информации может использоваться лабораторное оборудование.

Отдельной методикой является изучение продуктов деятельности обучающихся. После выполнения исследований ученые могут углубленно изучить методики, с помощью которых преподаватели обучают студентов.

Проблемы направления

Педагогическая психология имеет ряд проблем, которые подвергаются углубленному изучению:

  1. Взаимосвязь между психологическим развитием ребенка и организованным педагогическим воздействием. Психологи до сих пор не могут ответить, как и насколько сильно обучение, воспитание влияет на развитие, процесс созревания детей.
  2. Поиск, применение сенситивных периодов развития психики детей. Сенситивный период — это временной промежуток, в который проявляется наибольшая чувствительность психических процессов к различным воздействиям.
  3. Взаимодействие между возрастными закономерностями и особенностями развития, которые подходят для различных возрастных категорий, конкретных детей. При выборе метода обучения нужно учитывать, что разные возраста детей открывают различные возможности, которые важны для дальнейшего развития.
  4. Проблема разработки методик обучения детей. При этом подбираются такие программы, методики воспитания, обучения, которые лучше соотносятся с особенностями каждого ребенка. Во время образовательного процесса нужно учитывать способности, задатки разных детей.
  5. Педагогическая запущенность. Часто возникают ситуации, когда один ребенок отстает от сверстников по развитию. Это обуславливается различными причинами, которые являются приоритетными для изучения психологов. При этом специалист должен уметь отличать умственную отсталость из-за психологических нарушений от педагогической запущенности.
  6. Готовность детской психики к применению обучающих методик. Если у ребенка нет задатков к обучению точным наукам, привить желание в этом случае крайне сложно.

Способы обучения и воспитания

Методы обучения представляют собой действия, оказываемые преподавателями на учеников, чтобы добиться результатов. Классификация этих методик строится на способах передачи содержания, среди которых выделяют:

  • практические — самоуправление, тренировки, упражнения;
  • словесные — инструктажи, беседы, рассказы;
  • наглядные — демонстрация интересных материалов.

Методы обучения разделяются по разным факторам. По способу организации упорядоченной учебной деятельности:

  1. Способы оценки знаний, навыков, умений.
  2. Методики формирования навыков, умений, позволяющие применять полученные знания на практике.
  3. Методы получения новых данных.

По характеру деятельности:

  1. Репродуктивные — при их применении преподаватели составляют задачи, вопросы, отвечая на которые ученики начинают самостоятельно воспроизводить усвоенный учебный материал.
  2. Объяснительно-иллюстративные — рассказы, лекции, беседы с аудиторией. При их проведении ученики должны усваивать новую информацию, узнавать изображения.
  3. Эвристические, частично-поисковые — методики, с помощью которых организовывается поиск выдвинутых задач, которые были заранее сформированы на основе усвоенных учебных материалов.
  4. Методики проблемного изложения — с их помощью учитель формулирует задачу, составляет интересующую проблему и объясняет ученикам способы решения, приводит ряд доказательств.
  5. Исследовательские методы. Преподаватель дает ученикам материалы по теме изучения и они ищут дополнительную информацию самостоятельно, проводят углубленный анализ интересующих вопросов.

В ходе проводимых исследований, психологи, педагоги ищут методики для обучения учеников, зависимо от их способностей, задатков.

Взаимодействие с другими науками

Педагогическая психология связана с такими науками:

  • социологией;
  • философией;
  • анатомией;
  • физиологией.

Эти науки помогают педагогической психологии развиваться.

https://www.youtube.com/watch?v=H2ksS4uPUq0u0026list=PLtL5bBdLrGZcQ22o3rWZqqJ8fqSgLLsvj

Вопросы о том, как влияют методики обучения, воспитания на развитие личности интересуют ученых многие столетия. Для изучения этого взаимодействия было создано отдельное направление. На основе получаемой информации в ходе проводимых исследований, ученые составляют новые методы для обучения детей, подростков, студентов.

В видео подробно рассмотрено понятие педагогической психологии.

💡 Видео

Педагогическая психология (лекция 1)Скачать

Педагогическая психология (лекция 1)

Педагогическая психологияСкачать

Педагогическая психология

Фокина И.В. - Педагогическая психология. 1 лекцияСкачать

Фокина И.В. - Педагогическая психология. 1 лекция

Консультация к вступительному испытанию "Основы педагогики и психологии"Скачать

Консультация к вступительному испытанию "Основы педагогики и психологии"

01 Психология и философияСкачать

01 Психология и философия

Самокритика мешает жить. Я недоволен собой | Открытая консультация психолога в шоу "Горячий стул"Скачать

Самокритика мешает жить. Я недоволен собой | Открытая консультация психолога в шоу "Горячий стул"

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Скачать

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.

Как стать идеальным учителем? Интервью с опытными педагогамиСкачать

Как стать идеальным учителем? Интервью с опытными педагогами

Педагогическая психология (лекция 11)Скачать

Педагогическая психология (лекция 11)

Педагогическая психология Саскеева АСкачать

Педагогическая психология  Саскеева А

3 Предмет и методы педагогической психологииСкачать

3 Предмет и методы педагогической психологии
Поделиться или сохранить к себе: