Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание Статьи по психологии
Принципы патриотического воспитания

Патриотическое воспитание

Все предметы / Педагогика / Принципы и методы воспитания / Принципы патриотического воспитания

Принципы патриотического воспитания

Определение 1

Патриотическое воспитание – организованный процесс, направленный на формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания общественных и личных интересов, уважительного отношения к Родине и своему народу.

Цель патриотического воспитания – развитие активной гражданской позиции, социальной активности, духовности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов.

Задачи патриотического воспитания:

  1. Формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории.
  2. Развитие уважительного отношения к народным традициям и культуре России.
  3. Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильное решение социальных, экономических, культурных, экологических и т.д. проблем.
  4. Воспитание уважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны.
  5. Создание условий для развития положительного отношения к конституционным правам и свободам граждан, соблюдения законов, формирование чувства профессионального, гражданского и воинского долга.
  6. Привитие детям гордости за свою Родину, почитание символики государства и его истории.
  7. Формирование уважительного отношения к религии своего народа и иным религиозным конфессиям, находящимся на территории страны.
  8. Создание оптимальных условий для усиления патриотической направленности воспитания детей в образовательных учреждениях (ДОО, школы, ВУЗ, СУЗ и т.д.).
  9. Формирование у детей толерантности, религиозной и национальной терпимости, уважения к традициям и истории других народов.

Таким образом, патриотическое воспитание направлено на формирование у детей таких качеств как: ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция и т.д.

Содержание
  1. Концепция патриотического воспитания
  2. Основные характеристики принципов патриотического воспитания
  3. Патриотическое воспитание дошкольников, школьников, видео
  4. Задачи патриотического воспитания
  5. Патриотическое воспитание: как привить любовь к Родине
  6. Убеждение
  7. Патриотическая деятельность
  8. Военно-патриотическое воспитание
  9. Мероприятия по воспитанию юных патриотов
  10. Литературно-музыкальные уроки
  11. Экскурс в историю
  12. Экологические уроки
  13. Встречи с фронтовиками
  14. Уроки патриотического воспитания — видео
  15. Патриотическое воспитание детей школьного возраста
  16. Что такое патриотизм
  17. Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?
  18. Уровни патриотизма
  19. Задачи патриотического воспитания на примере школы
  20. Методы патриотического воспитания
  21. Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания
  22. Роль педагога в патриотическом воспитании
  23. План мероприятий по патриотическому воспитанию школьников
  24. Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи
  25. Что подразумевают под патриотическим воспитанием
  26. Понятие патриотизма
  27. Структура патриотического воспитания
  28. Патриотическое воспитание: сущность, проблемы, методы достижения цели
  29. Сущность вопроса
  30. Семья и сила ее влияния
  31. Детский сад и школа
  32. 🎥 Видео

Концепция патриотического воспитания

Концепция системы патриотического воспитания имеет следующие характеристики:

  • Патриотическое воспитание – это система упорядоченных образов, смыслов и интерпретаций, в рамках воспитательно-образовательного процесса. Под патриотическими смыслами понимают основу личностного восприятия и осмысления каждым воспитанником современных и исторических явлений, его отношению к ним.
  • Патриотическое воспитание в системе воспитания детей представляет собой социокультурные образцы и действия (модели), имеющие определенные формы и воспринимаемые детьми как норма.
  • Система патриотического воспитания воспринимается с двух разных сторон. Первая сторона – это люди (дети, коллектив, общество и т.д.), представляющие собой объекты государства. С другой стороны – это идеалы, образы, традиции и т.д., то есть одна из сторон объекта патриотизма, отражающая его сущность – предмет патриотического воспитания.

Основные характеристики принципов патриотического воспитания

Определение 2

Принципы патриотического воспитания – это исходные положения, включающие в себя методы, средства и приемы, на которые необходимо опираться педагогу при организации воспитательного процесса.

К основным принципам патриотического воспитания относятся:

  1. Принцип системно-организованного подхода. Данный принцип предусматривает совместно организованную работу образовательного учреждения и иных государственных и общественных структур, направленную на патриотическое воспитание.

    Реализация данного принципа достигается путем договоренности образовательных организаций и музейных комплексов, библиотек, воинских частей и т.д. на проведение тематических экскурсий, выставок, семинаров и много другого.

    Помимо этого организуются встречи с уважаемыми людьми города или района (ветераны, публичные деятели и т.п.).

  2. Принцип адресного подхода в формировании патриотизма. Согласно данному принципу, организация и реализация патриотического воспитания должна осуществляться с использованием особых методов и форм патриотической работы.

    Подбор средств работы с детьми осуществляется на основании возрастных особенностей и потребностей, индивидуального развития, а также на основании накопленного опыта в данном направлении.

    Педагогами используются все доступные ресурсы, в процесс воспитания включаются родители, ближнее окружение ребенка, коллектив, используются этнонациональные, региональные и культурные особенности, исторические традиции и т.п.

  3. Принцип активности и наступательности.

    Данный принцип предусматривает настойчивую, но при этом разумную инициативу в формировании и развитии патриотического мировоззрения детей, их ценностных установок, ориентированных на исторические и национальные интересы Родины.

    Большое значение в реализации данного принципа имеет равное и активное участие всех сторон воспитательного процесса. Дети должны быть открытыми к процессу воспитания, а педагог нацелен на решение поставленных задач.

  4. Принцип универсальности ведущих направлений патриотического воспитания. Данный принцип ориентирован на использование в воспитательном процессе эффективных методов и средств, проверенных временем. Наиболее эффективными методами воспитания патриотизма у детей признаны:

    • социальный опыт предыдущих поколений (подвиги героев войны, исторические былины и т.п.);
    • национальные традиции (организация и проведение национальных праздников: масленица, проводы зимы, Ивана Купалы и т.п.);
    • семейные традиции;
    • народное творчество (знакомство детей с творчеством народов мира, своего народа: музыка, игры, художественные произведения).

    Только такой целостный, комплексный подход позволит восстановить историческую преемственность поколений, наше общее, российское интеллектуально-нравственное поле;

  5. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей — означает пропаганду идей и ценностей не только российского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

Видео:ШКОЛА НАУЧИТ ПАТРИОТИЗМУ / В РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕСкачать

ШКОЛА НАУЧИТ ПАТРИОТИЗМУ / В РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патриотическое воспитание дошкольников, школьников, видео

Патриотическое воспитание

В нашей стране уделяется большое внимание такому процессу, как патриотическое воспитание детей и молодежи, то есть формированию у юного поколения любви к своей Родине.

Этому способствуют такие мероприятия, как «Бессмертный полк» и создание отрядов, разыскивающих погибших во время Великой Отечественной Войны солдат и офицеров. Патриотизм выступает объединяющим народ фактором, который помогает в трудные для страны минуты защитить ее.

Не может считаться цивилизованным то государство, граждане которого не ощущают потребности приумножить ее культурно-историческое наследие, защитить его, не хотят бережно относиться к своей Родине.

Задачи патриотического воспитания

Патриотизм не возникает сам собой, его следует развивать с детских лет. И задача эта лежит на родителях и педагогах, которые с помощью патриотического воспитания, включающего беседы на заданные темы, экскурсии и другие мероприятия могут сформировать у юного поколения светлого и великого чувства патриотизма.

Задачи патриотического воспитания:

  1. Формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, за ее национальных героев, уважение к прошлому.
  2. Развитие желания служить своему Отечеству, защищать его.
  3. Воспитание многосторонней развитой, высококультурной личности на основе исторических примеров.
  4. Выработка привычки всегда поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в родном государстве.
  5. Формирование у маленького человека чувства толерантности, уважительного отношения к правам людей любой национальности, вероисповедания и нетерпимости к экстремизму и терроризму
  6. Выработка чувства сопричастности к своему народу, семье, культуре и истории Отечества.

Патриотическое воспитание дошкольников, подростков и молодежи опирается на культурные, духовные, национальные идеалы страны и народа. Этот процесс имеет свою структуру, четкий алгоритм действий, с помощью которого формируется гражданская позиция человека.

Начинается развитие патриотизма с:

  • привязанности к местам, где человек родился;
  • со своей малой Родины;
  • любви к красоте и богатству родного языка, природы;
  • интереса к культурным традициям своего народа.

Постепенно чувство патриотизма перерастает во всеобщую любовь к стране.

Патриотическое воспитание: как привить любовь к Родине

Действия педагогов и семьи по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи различаются. Существуют три компонента, которые последовательно формируют у ребенка соответствующее представление о патриотизме.

Убеждение

Этот компонент включает первоначальные знания ребенка о своем Отечестве, истории и развитии культуры своего народа.

Патриотические убеждения формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте благодаря работе воспитателей в детском саду, классных руководителей в школе и членов семьи. Это, пожалуй, самый важный момент в патриотическом воспитании.

Именно от правильных идеалов, заложенных в младшем возрасте, зависят дальнейшие патриотические настроения ребенка, то, как он будет относиться к своей Родине.

https://www.youtube.com/watch?v=YXFSqqdKKes

Важную роль в воспитании патриотизма у детей играет семья. Родители могут с самых первых лет жизни своего ребенка прививать ему любовь к Родине, уважение к ее традициям и культуре. Для этого используются самые разнообразные способы. Это и совместные прогулки по своей улице, району, лесам и полям, чтобы показать малышу какая богатая и красивая его Родина.

Прогулки следует сопровождать рассказами о флоре и фауне, о том, какие огромные природные богатства таит родная земля. Помогают развить чувство патриотизма и книжки детских писателей (И. Тургенева, А. Гайдара).

Патриотическая деятельность

На этом этапе ребенок уже четко осознает собственную причастность к судьбе Отечества, учится поступать в соответствии с установленными в социуме правилами и нормами.

Военно-патриотическое воспитание

В настоящее время военно-патриотическому воспитанию государство уделяет много внимания. Создаются поисковые отряды, патриотические клубы.

Дети и молодежь активно и с удовольствием:

  • участвуют в мероприятиях, посвященных памятным для нашей страны датам истории;
  • помогают ветеранам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда.

Старшеклассники, студенты и люди более взрослые из розыскных отрядов регулярно проводят раскопки в местах боевых действий времен Великой Отечественной Войны, благодаря чему стране становятся известны имена погибших героев, ранее считавшимися без вести пропавшими. Все это является результатом правильного патриотического воспитания. С помощью патриотического воспитания у юного поколения формируются волевые и моральные качества.

Мероприятия по воспитанию юных патриотов

Педагогами и психологами было разработано множество способов по патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Работа включает развитие чувства патриотизма во время урочной деятельности и воспитание любви к Родине после уроков, в свободное время, в том числе и с участием родителей.

Литературно-музыкальные уроки

Такой подход используют для работы с малышами, так как они очень хорошо воспринимают информацию именно через эмоции.

Для формирования у детей детсадовского возраста чувства патриотизма:

  • им читают былины о русских богатырях, о красоте и разнообразии природы РФ;
  • разучивают народные песни.

Дети очень эмоциональны и через сопереживание героям литературных произведений непроизвольно учатся любить свою Родину, гордиться ею.

Экскурс в историю

Для ребят постарше разработана система патриотических мероприятий, включающих:

  • экскурсии в музеи боевой славы, краеведческие музей;
  • посещение в своем городе памятников героям различных войн;
  • рассказы об их подвигах.

Такие мероприятия формируют у детей систему знаний об исторических событиях, произошедших на их Родине, развивают чувство гордости за своих сограждан, которые стали героями.

После экскурсий проводятся серьезные беседы, направленные на формирование правильной гражданской позиции. Это беседы о Конституции и правах человека, о важных праздниках, памятных датах, о символике страны.

Экологические уроки

В школе проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию, направленные на изучение природы своего края, защите ее от экологических проблем. Участвуют в таких акциях младшие школьники, которые собирают гербарии. Подростки и молодежь, сажают деревья, собирают лекарственные растения или занимаются уборкой рощ, лесов, водоемов.

С помощью экологического направления патриотического воспитания дети учатся любить и уважать природу своей Родины, беречь ее.

Встречи с фронтовиками

Немаловажным и мероприятиями становятся регулярные встречи с ветеранами боевых действий. Их остается все меньше и поэтому важно передать юным патриотам те идеалы, ради которых совсем еще молодые ребята и девушки сознательно на различных войнах отдавали свою жизнь за Родину.

https://www.youtube.com/watch?v=lZoxA8eRnOs

Следует понимать, что дети воспринимают мир иначе, чем взрослые. Они из-за своей эмоциональности способны к эмпатии (сопереживанию), поэтому живо откликаются на значимые события. Особенно они сочувствуют пожилым ветеранам войн.

Именно поэтому патриотическое воспитание школьников включает встречи с фронтовиками и блокадниками. В их ходе они рассказывают о своей нелегкой судьбе. Такие встречи формируют у детей чувство уважения к старшему поколению и их ценности как живых свидетелей важных исторических событий, произошедших на Родине.

Встречи с ветеранами оставляют мощный эмоциональный след в сознании детей, и в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за героев своей страны.

Патриотическое воспитание молодежи, дошколят, школьников является залогом развития:

  • ответственности;
  • сохранения духовности у молодого поколения страны.

Соответственно, укрепляется государство. В результате проводимых мероприятий сознание детей, подростков, молодежи меняется в лучшую сторону. Возрастает их социальная активность, гражданская ответственность, уважение к старшему поколению.

Уроки патриотического воспитания — видео

Видео:Патриотическое воспитание: индоктринация школьников. Интервью каналу@redactsiya Алексея Пивоварова​Скачать

Патриотическое воспитание: индоктринация школьников. Интервью каналу@redactsiya Алексея Пивоварова​

Патриотическое воспитание детей школьного возраста

Патриотическое воспитание

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

Понятие “Я – патриот”

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.

Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма

  1. Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка.

    Цель – воздействие на личность ребенка.

  2. Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.

    Гражданско-патриотическое воспитание – состав

Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание – знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель  – воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

https://www.youtube.com/watch?v=zT2KgCAEY3I

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.

Урок обществознания – один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.

Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.

Составление родословного дерево – метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда – важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке.

Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине.

Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.

Посещение музея в День Победы

Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди.

Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток.

Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.

Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя.

Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие.

Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

https://www.youtube.com/watch?v=3amBxVHPVtk

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.

Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает.

Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети.

На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.

Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена.

С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа.

В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое.

Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края.

Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

https://www.youtube.com/watch?v=THnt3fCSahM

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

План мероприятий по патриотическому воспитанию школьников

Скачать план

Видео:ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ [ Зомбирование ПОЛНЫМ ХОДОМ ]Скачать

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ [ Зомбирование ПОЛНЫМ ХОДОМ ]

Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи

Патриотическое воспитание

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории.

Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям.

Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

  • научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
  • сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
  • на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.

Понятие патриотизма

Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.

Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.

Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.

Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?

Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания.

Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви родному краю, к родной природе, истории своей страны.

Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.

Структура патриотического воспитания

Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока, которые в конечном итоге

  1. Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
  2. Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
  3. Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.

Видео:Патриотическое воспитание молодежи в современных реалияхСкачать

Патриотическое воспитание молодежи в современных реалиях

Патриотическое воспитание: сущность, проблемы, методы достижения цели

Патриотическое воспитание

  • 1 Сущность вопроса
  • 2 Семья и сила ее влияния
  • 3 Детский сад и школа

Вопрос патриотического воспитания всегда «контролировался» на государственном уровне: ведь защитить и приумножить богатства Родины сможет только человек, который искренне любит ее. В чем сущность этого направления в педагогике? Почему оно стоит в одном ряду с нравственным и трудовым воспитанием? Как и, главное, зачем воспитывать патриотизм в современных детях? На эти и другие, не менее важные вопросы попробуем найти ответ в этой статье.

Сущность вопроса

По определению Википедии, патриотизм – чувство любви к Родине, умение подчинить личные интересы общественным, государственным. Говоря о Родине, следует четко понимать, что это понятие широкое. Слово употребляется в нескольких смыслах, каждый из которых тесно связан с другим. Перечислим самые употребляемые из них:

  •  Территория проживания;
  •  Местная природа;
  • Специфика языка и бытовых отношений;
  •  Организация социально-общественной жизни;
  •  Расовая связь;
  •  Общность исторического прошлого.

Все эти составляющие слова «Родина» способствуют тесному взаимодействию людей, живущих на одной территории, формированию их духовного единства. Это значит, что задатки патриотизма возникают у детей на подсознательном, неосознанном уровне. Ведь даже животным свойственно охранять свою территорию, так как по-другому они не смогут обеспечить свое выживание.

Однако человеческое отношение к патриотизму несколько отличается от животных инстинктов.

Интуитивная потребность любви ко всему, что окружает малыша в жизни, требует дальнейшего развития, в некотором роде подтверждения.

В этот момент в дело «вступает» воспитание, которое призвано приобщить ребенка к родному языку, культуре, социальным особенностям, наполняя понятие «патриотизм» осознанным смыслом.

https://www.youtube.com/watch?v=7MTFr6WGDEc

Осознанный патриотизм включает в себя такие позиции:

  1.  Любовь к постоянному месту жительства или рождения, забота о нем. Уважение к местным особенностям социальных отношений. Сохранение трепетного отношения к данной территории.
  2.  Уважение к истории, предкам и традициям. Искренняя терпимость к землякам.
  3.  Ежедневные дела, связанные с благополучием Родины, ее обустройством. Они могут быть совершенно разными, начиная от уборки своего двора и заканчивая культурным, материальным, промышленным развитием деревни (города), области, страны.

Кто же должен заниматься этим вопросом? Патриотическое воспитание «стоит» на трех китах, которые тесно связаны между собой, дополняя друг друга: семья, педагогические организации, общество.

Оспаривать влияние какой-либо отдельно взятой системы воспитательного процесса на психологическое взросление детской личности бессмысленно.

Несмотря на тесную связь, каждая из них имеет свои специфические особенности и методы воздействия.

Повлиять на этих «китов» патриотического воспитания может только одна система – общественное мнение, которое и формирует отношение людей к большой и малой Родине.

Поговорим о том, что представляет собой каждая из составляющих патриотического воспитания.

Семья и сила ее влияния

Патриотизм – понятие тонкое, глубокое и очень личное, несмотря на глобальность поставленных им задач.

Наверное, именно поэтому семья является основоположницей самых важных патриотических чувств, которые зарождаются у маленького гражданина. На личном примере родители показывают, как нужно «правильно» любить Родину.

Звучит немного парадоксально, не правда ли? Разве уместно в отношении любви использовать такие эпитеты? В отношении чувства патриотизма, думаю, да.

Раньше призывали «отдавать» Родине все, начиная от чувств и заканчивая жизнью. Такую установку нельзя назвать правильной. Страну, большую или малую Родину, составляют ее население.

То есть Родина – это люди, которые проживают в ней.

Разве может быть счастлива страна, в которой отдельно взятый человек несчастлив? Нет! Значит, истинный патриот тот человек, который стремится быть счастливым сам и помогает добиться счастья другим.

Именно в этой позиции состоит, на наш взгляд, специфика «правильного» патриотического воспитания в семье. Ребенок должен понимать, что защитить свою Родину, приумножить ее богатства можно только в том

случае, если отдельно взятый гражданин будет соблюдать следующие правила:

  •  Заботиться о своем физическом, психологическом и интеллектуальном здоровье;
  •  Получать достойное воспитание и образование;
  • Заботиться обо всех членах своей семьи, с уважением к ним относится;
  • Знать историю своей семьи, города (деревни), области, страны;
  •  Поддерживать веками установленные традиции, создавать новые;
  •  Стремиться улучшать свое благосостояние и уровень жизни;
  •  Совершенствовать культуру поведения, образ жизни;
  • Содержать в чистоте свое жилище, двор, улицу, город;
  •  Участвовать во всех патриотических, социальных и других мероприятиях, направленных на улучшение жизни в городе, области, стране.

В процессе семейного воспитания важно не только опираться на принципы патриотизма, но и не нарушать общечеловеческие ценности. Малыш с самых ранних лет должен знать правило пяти «не»:

  •  Не обижай людей, не похожих на тебя;
  •  Не смейся над чужими традициями и нравами;
  •  Не оскорбляй чужую для тебя семью, ведь она для кого-то родная;
  •  Не сквернословь, уважай родную речь;
  •  Не искажай историю, ведь ее творили живые люди, поэтому в ней есть хорошие и плохие стороны.

Семья – самая благодатная почва для развития у ребенка патриотизма по трем причинам:

  1.  Это самый первый коллектив, в котором ребенок учится взаимодействию с другими людьми. Его составляют самые близкие и родные люди, которым малыш безоговорочно доверяет.
  2.  В семье первые годы жизни ребенка происходит безоговорочное подражание взрослым.
  3. В семье воспитательный процесс не прекращается ни на минуту, являясь цельным и непрерывным.

Постепенно ребенок начинает посещать другие социальные группы: детский сад, школу, кружки и секции. Новые социальные группы продолжают формирование осознанного патриотизма в другом, «общественном» ключе. Однако во многом эффективность этого воздействия вес равно определяет семья и ее установки, данные ребенку в раннем детстве.

Детский сад и школа

В период дошкольного возраста происходит первый этап становления ребенка как личности. Малыш учится осознавать себя частью социума, «вливаясь» в детский коллектив. Поэтому задача воспитателей детского сада – максимально приобщить малышей к соблюдению нравственно-моральных норм. Важной составляющей этого направления в воспитании является развитие патриотических чувств у детей.

https://www.youtube.com/watch?v=87lziYMl72s

Цели патриотического воспитания в дошкольном учреждении:

  •  Учить малыша осознавать себя полноценной личностью, имеющей права и обязанности;
  •  Прививать чувство уважения к семье и семейным традициям;
  •  Формировать чувство гордости за свою малую и большую родину;
  •  Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповедования.

Так как дошкольники в силу возрастных особенностей не могут осознать глубину и целостность понятия патриотизм, основную работу в этом направлении выполняет школа.

В учреждении образования процесс патриотического воспитания становится целенаправленным и комплексным. Задача воспитания патриотизма в школе – подготовить ребенка к жизни в социуме. Цели процесса следующие:

  • Научить детей взаимодействовать с другими членами общества;
  •  Прививать трудолюбие как главный ценностный ориентир;
  • Формировать ответственное отношение к общественной жизни;
  • Воспитывать ответственность за принятый нравственный и правовой выбор.

Работа по выбранному направлению патриотического воспитания должна вестись в школе постоянно во время учебных занятий и в процессе внеурочной деятельности.

В заключении следует отметить, что главная задача всех действующих направлений патриотического воспитания – воспитать у детей осознанное чувство любви к Родине.

Молодое поколение должно осознавать, насколько важно его участие в жизни страны, знание истории и традиций.

Только осознанная преемственность, целенаправленная работа всех институтов образования, семьи и государства в целом может скоординировать работу по патриотическому воспитанию, сделав ее плодотворной и действенной.

🎥 Видео

Как в российские школы возвращается патриотическое воспитание / РедакцияСкачать

Как в российские школы возвращается патриотическое воспитание / Редакция

За и против патриотического воспитания / России нужны патриоты или глобальный мир? / НЕНАВИЖУ ТЕБЯ?Скачать

За и против патриотического воспитания / России нужны патриоты или глобальный мир? / НЕНАВИЖУ ТЕБЯ?

Они зомбируют детей! Патриотическое воспитание - вы готовы?Скачать

Они зомбируют детей! Патриотическое воспитание - вы готовы?

Зачем школьникам военно-патриотическое воспитание? Библия отвечает. Протоиерей Максим ПервозванскийСкачать

Зачем школьникам военно-патриотическое воспитание?  Библия отвечает. Протоиерей Максим Первозванский

Гоблин - Про патриотическое воспитание подростковСкачать

Гоблин - Про патриотическое воспитание подростков

Важно ли патриотическое воспитание школьников? Владимир Брилёв.Скачать

Важно ли патриотическое воспитание школьников? Владимир Брилёв.

Патриотическое воспитание в современной школе - это проблемаСкачать

Патриотическое воспитание в современной школе - это проблема

Патриотическое воспитаниеСкачать

Патриотическое воспитание

Военно-патриотическое воспитание.Куда отдать ребенка, чтобы вырастить настоящего бойца?Скачать

Военно-патриотическое воспитание.Куда отдать ребенка, чтобы вырастить настоящего бойца?

Со школьников потребовали денег за патриотическое воспитаниеСкачать

Со школьников потребовали денег за патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание с детского сада – "Заповедник", выпуск 263, сюжет 3Скачать

Патриотическое воспитание с детского сада – "Заповедник", выпуск 263, сюжет 3

Патриотическое воспитание в детском садуСкачать

Патриотическое воспитание в детском саду

Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриотаСкачать

Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота

Промывание мозгов вместо патриотизма в российской школе (English subs) / @Max_KatzСкачать

Промывание мозгов вместо патриотизма в российской школе (English subs) / @Max_Katz

Лев Шлосберг о приступе государственного патриотизма / 06.06.2017Скачать

Лев Шлосберг о приступе государственного патриотизма / 06.06.2017

Ошибки России и Беларуси в воспитании патриотизмаСкачать

Ошибки России и Беларуси в воспитании патриотизма
Поделиться или сохранить к себе: