Отношение к учебе

Отношение к учебе Полезно
5 особенных правил родителей, у которых ребенок учится на отлично

Отношение к учебе

Вряд ли есть родители, которые не хотели бы, чтобы их дети учились на сплошные пятерки. Часто еще в дошкольный период мамы и папы тратят множество сил, времени и денег, чтобы подготовить чадо к школе.

Будущий первоклассник спит и видит, как  поскорее занять заветное место за партой, а когда начинается непосредственно процесс учебы, за считанные недели запал пропадает.

Родители в расстройстве: как же так — вместо отличника намечается твердый троечник.

Учеба на отлично во многом зависит от генетики. Это не значит, что у отличников-родителей будет такой же успешных ребенок. Суть — в наследованных качествах, которые ему помогают получать пятерки.

Ученые провели масштабное исследование, в результате которого было выявлено: наследуемость оценок тем выше, чем наследуемость общего интеллекта. Гораздо большую роль играют личные качества, поведение и самодисциплина.

Также успехи школьников зависят от обстановки дома и в школе, а также от психологического самочувствия.

«Основная задача родителей — сделать все возможное, чтобы в роли ученика ребенок чувствовал себя успешным.

Именно от этого личностного ощущения будет зависеть его отношение к учебе на протяжении всех последующих лет.

Создайте в учебной деятельности ситуацию удовлетворения потребности ребенка в деятельности, развитии, признании — и мотивация к учебе возникнет естественным образом», — поясняет психолог Анастасия Кузнецова.

У родителей, чьи дети учатся на отлично, есть свои хитрости, которые на самом деле совсем не сложные. Главное — найти верный подход к своему ребенку.

Содержание
  1. 1. Они воспринимают его неудачи и ошибки как ценный опыт, а не как провал
  2. 2. Они заостряют больше внимания на заслугах
  3. 3. Они учат ребенка творческому поиску
  4. 4. Они учат ребенка не просто запоминать, а понимать
  5. 5. Они сохраняют благоприятный климат в семье
  6. Как повысить учебную мотивацию подростка: особенности формирования мотивации к учебе у старшеклассников
  7. Методики мотивации подростков
  8. 1. Борец за идею 
  9. 2. Душа компании  
  10. 3. Лидер
  11. 4. Исполнитель 
  12. 5. «Бизнесмен»
  13. Как повысить мотивацию подростка
  14. Как объяснить подростку, что надо учиться
  15. Способ №1. Спокойная беседа с аргументами
  16. Способ №2. Попросите поговорить с ребенком других людей
  17. Способ №3. Приведите в пример успешных образованных людей
  18. Почему подросток не хочет учиться
  19. Частые ошибки родителей, когда подросток не хочет учиться
  20. Делаем выводы
  21. Методика анализа отношения школьников к учению
  22. Этапы методики:
  23. Анкета для учащегося
  24. Анкета для учителя-предметника
  25. Обработка результатов
  26. Пример заключения по результатам психодиагностического исследования
  27. Результаты исследования
  28. Отношение детей к учебе
  29. Взгляд ученика: учение или мучение?
  30. Вы бы согласились целыми днями перекладывать кирпичи с места на место?
  31. Покажи мне, где ты учишься, и я скажу тебе, кто ты
  32. 📸 Видео

1. Они воспринимают его неудачи и ошибки как ценный опыт, а не как провал

«Взрослые должны показывать ребенку пример отношения к неудаче как к опыту, а к ошибке, как к „точке роста“. Очень важно, чтобы именно в это время у него сформировалась и закрепилась „отправная точка отсчета“ — твердая вера в себя и собственные силы», — говорит Анастасия Кузнецова.

И действительно, со стороны родителей очень важно помочь ребенку понять, что ошибка — это не провал, и не крах, и уж точно не причина, чтобы опускать руки. Именно ошибка зачастую становится толчком для новых стараний, открытий и веры в себя. Также стоит обратить внимание на то, чтобы ребенок не зациклился на том, как избежать неудач, иначе передряг станет еще больше.

2. Они заостряют больше внимания на заслугах

Школьное образование в нашей стране построено таким образом, что главный упор делается на ошибках ребенка, а не на заслугах. Взять хотя бы «метод красной пасты», с помощью которой учитель жирно выделяет неправильные моменты в работе ребенка. Это и есть самый что ни на есть действенный способ заострить внимание ученика на неудачах и заставить его потерять веру в себя.

По иному пути пошла мама Татьяна Иваненко, ведущая блога о воспитании детей. Самостоятельно занимаясь дома с дочерью подготовкой к школе и проверяя ее работы, она использовала не красные чернила, а зеленые. При этом женщина выделяла не ошибки, а то, что у дочери вышло наиболее хорошо, и сопровождала все надписями вроде «Умница» или «Здорово».

Сама Татьяна объясняет плюсы своей методики так:

«Внимание ребенка концентрируется не на ошибках, а на том, что сделано хорошо, он получает совсем другие эмоции, заряд мотивации, хочет снова и снова делать то, что у него получается. Умение акцентировать внимание на успехах и не переживать за ошибки наверняка не раз поможет стойко переносить сложные ситуации и двигаться к цели, несмотря ни на что, во всей последующей жизни».

3. Они учат ребенка творческому поиску

Родители отличников стараются подбирать своим детям такие задания, где будут задействованы не только интеллектуальные навыки, но и требуется необходимость творческого поиска.

https://www.youtube.com/watch?v=KrnYp8lAw4w

Неочевидные примеры, разгадывание и придумывание загадок, игры на смекалку и дружные семейные конкурсы помогут ребенку научиться видеть дальше стандартных правил и примеров, которым обучают в школе. Чем больше неординарных ситуаций будет встречаться в жизни ребенку — тем лучше.

4. Они учат ребенка не просто запоминать, а понимать

Пожалуй, каждый взрослый до сих пор помнит «эффект зубрежки», когда заученные механически и без осознания факты, моментально вылетают из головы, как только сдан зачет или экзамен. Мало того, что этот метод учебы дается весьма нелегко, так еще и не приносит совершенно никакой пользы.

Педиатр и отец двоих детей Артем Кабанов делится личным опытом:

«Важно научить ребенка понимать, вникать в суть сложных предметов и явлений. Одно дело заучить сложную формулу и совсем другое — знать, как она работает в жизни, какие явления стоят за каждой цифрой, почему в этом месте логично именно умножать, а не делить».

5. Они сохраняют благоприятный климат в семье

Конечно, уровень интеллектуального развития, эрудированность ребенка и дополнительные занятия являются весомым вкладом в его карьеру отличника. Однако так же же важно создать в семье благоприятный климат.

Ученые из США отмечают, что дети из благополучных семей раньше начинают читать и считать, даже если не посещают курсы раннего развития и подготовки к школе.

Также решающим фактором в уровне оценок становится атмосфера в семье.

Там, где родители находятся в состоянии депрессии, слишком погружены в себе или проявляют агрессию к детям, наблюдается резкое снижение уровня их успеваемости в школе.

Можно смело утверждать, что отличник — это не тот, кто круглыми сутками не поднимает головы от книги и постоянно зубрит. Способность хорошо учиться — это гораздо более обширное понятие. И именно родители ребенка посильны внести в свой вклад в успеваемость чада, используя особые методы.

Видео:Как Полюбить Учебу и Получать От Нее Удовольствие? 📗 Как Начать Хорошо Учиться? Советы Для ШколыСкачать

Как Полюбить Учебу и Получать От Нее Удовольствие? 📗 Как Начать Хорошо Учиться? Советы Для Школы

Как повысить учебную мотивацию подростка: особенности формирования мотивации к учебе у старшеклассников

Отношение к учебе

Если ребёнок с удовольствием учился в начальных классах, а с переходом в среднюю школу его интерес к учёбе начал снижаться, это может происходить по многим причинам. Возможно, пропал эффект новизны, или учебный азарт вытеснили новые увлечения.

Младшеклассника мотивирует учиться сам процесс получения новых знаний — достаточно лишь сделать его увлекательным. Подростку же важнее доказать миру, что он уже не ребёнок, получить уважение сверстников и признание старших. 

Желание самореализации может стать хорошей основой мотивации подростков к учёбе.

Объясните ему, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность.

Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему. 

Методики мотивации подростков

Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее.

Чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.

По аналогии с трудовыми отношениями взрослых можно выделить пять типов мотивации учебной деятельности подростков. Рассмотрим каждый из них.

1. Борец за идею 

Есть подростки, которые не перестают гореть одной идеей на протяжении многих лет или постоянно придумывают себе новые устремления. Они романтики и мечтатели, обладающие незаурядной фантазией. «Идейники» часто берутся за масштабные проекты, но встречая на пути трудности, могут бросить на середине и увлечься чем-то другим. 

Как мотивировать: чтобы «идейник» находил в себе силы преодолевать преграды и продолжал идти к своей мечте, ему необходима поддержка. Даже если идея вашего ребёнка не кажется вам стоящей, не критикуйте её.

Помните, что многие великие люди вырастали именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что искренне верите в него и помогите найти окружение, разделяющее его интересы: пусть он почувствует, что не один.

И тогда он сможет преодолеть все трудности и не растеряет свой энтузиазм. 

2. Душа компании  

Если ваш подросток — выраженный экстраверт и любит находиться в центре внимания, значит, для него важнее всего быть нужным и принятым. Это можно использовать как способ учебной мотивации. Одобрение окружающих вызывает у таких подростков гордость и желание новых свершений, однако, они легко поддаются влиянию окружения. 

Как мотивировать: ради общественного одобрения подросток готов на многое. Поэтому для успешной учёбы ему необходимо находиться в окружении, для которого знания и развитый интеллект — это ценность и повод для уважения. Кроме того, чтобы стимулировать желание учиться, «социальщика» нужно хвалить за успехи, и лучше всего публично.   

3. Лидер

Быть первым, быть лучшим — формирование мотивации подростков этого типа происходит за счёт амбиций. Трудность достижения цели только усиливает интерес. Преодолев один рубеж, они уже смотрят на следующий.

Можно подумать, что если подросток ориентирован на достижения, то особых трудностей с мотивацией возникнуть не должно. Однако не всё так просто: любая крупная неудача может стать для «лидера» фатальным ударом.

 

Как мотивировать: во-первых, «достиженцу» требуются правильные ориентиры. Подросток должен понимать, что первое место на районной олимпиаде открывает для него новые перспективы, а получение всех достижений в компьютерной игре едва ли поможет добиться успеха в жизни.

Во-вторых, дайте подростку почувствовать, что цените его вне зависимости от успехов. Объясните, что в единичных неудачах нет ничего страшного. Кроме того, таким подросткам необходимо развивать эмпатию и пробуждать интерес к другим людям.

Тогда они смогут приобрести ценные лидерские качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.

4. Исполнитель 

Одни люди ориентированы на достижение результата, других увлекает сам процесс. Если «исполнитель» чётко знает, что от него требуется и каким будет следующий шаг, то работа будет вызывать у него удовлетворение.

«Исполнители» отличаются хорошей усидчивостью и терпением, однако учебная мотивация таких подростков часто не выдерживает столкновения даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе новый учебный материал.

 

Как мотивировать: для успешной учёбы «исполнителю» необходим контроль.

Регулярно интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не критикуйте слишком строго, а помогите найти решение и поддержите его старания. Не стоит пытаться силой переделывать «исполнителя» в «лидера».

Лучше использовать его сильные стороны: поощрять трудолюбие, усердие и внимательность к мелочам. Это поможет ему хорошо учиться и в будущем стать мастером своего дела. 

5. «Бизнесмен»

Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они рассматривают учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают получить материальные блага.

Люди с таким типом мотивации знают цену своим усилиям и времени, что позволит им найти достойную работу. Однако необходимо сформировать у них правильные представления о ценностях — материальных и не только.

Как мотивировать: для «бизнесмена» идеально подходит система внешней мотивации. Он готов усердно трудиться, зная, что в конце его ждёт приз. Поэтому за успехи его следует поощрять подарками и, возможно, даже деньгами.

Однако важно делать это последовательно: обговорить заранее, какой конкретный результат вы от него ждёте, и что он получит за него. И конечно, ценность подарка должна быть пропорциональна успеху. Важно, чтобы у подростка сложились правильное представление о ценности своего труда.

Также необходимо воспитывать в нём ответственное отношение к имуществу и развивать другие стороны его личности. Интерес к материальной стороне жизни похвален, но он не должен быть единственным. 

Все описываемые выше типы встречаются в чистом виде довольно редко, как правило, они сосуществуют в различных комбинациях. Кроме того, необходимо учитывать, что с возрастом мотивация подростков может меняться. 

Как повысить мотивацию подростка

В заключение приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов:

  • Поощряйте самостоятельность подростка. Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы. Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.  
  • Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку. 
  • Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не способствуют учебной мотивации.  
  • Подавайте пример. Представление о том, что такое «быть взрослым», подросток получает прежде всего от вас. Если вы хотите, чтобы он стремился к знаниям, регулярно уделяйте внимание собственному развитию. 

Бывают случаи, когда проблемы с мотивацией подростка трудно решить каким-либо из вышеописанных методов. В таком случае может потребоваться помощь со стороны.

В Домашней школе «Фоксфорда» эту задачу выполняют тьюторы — они могут помочь исследовать особенности и интересы подростка и создать для него индивидуальный образовательный маршрут, расставить приоритеты в учёбе и найти собственные стимулы развития.

Видео:ПОЧЕМУ ТЕБЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ/10 МИНУТ МОЩНОЙ МОТИВАЦИИСкачать

ПОЧЕМУ ТЕБЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ/10 МИНУТ МОЩНОЙ МОТИВАЦИИ

Как объяснить подростку, что надо учиться

Отношение к учебе

Часто мамы подростков сталкиваются с проблемой, что ребенок протестует и не хочет учиться. В ход идут все возможные аргументы: от банального «Не хочу!» до «А вот Билл Гейтс вообще бросил учебу…».

В эти моменты, как бы странно это не звучало, лучше расслабиться и не паниковать. Наказания и повышенный тон вряд ли помогут убедить взрослого ребенка в важности образования, скорее наоборот, отобьют желание учиться еще больше.

В этой статье мы расскажем, как объяснить подростку, что надо учиться более эффективными методами. Начнем!

Способ №1. Спокойная беседа с аргументами

Первое, что нужно попробовать — спокойно без крика объяснить подростку, что образование важно.

Конечно, в арсенале у подростков есть парочка, на первый взгляд, логичных аргументов, почему им не нужно учиться. Сейчас мы расскажем, как грамотно разбивать эти аргументы в пух и прах.

А поможет нам в этом психолог Наталья Рябова, которая уже больше 5 лет работает в детском лагере, в том числе и с подростками.

https://www.youtube.com/watch?v=SCQG7KGWnQE

Наталья Рябова — работает психологом в детском лагере с 2014 года.

Самый популярный среди подростков аргумент: «А Билл Гейтс не закончил университет и стал успешным!». Действительно, есть выдающиеся личности, которые добились успеха в жизни и без образования. Но таких людей единицы.

Тот же Билл Гейтс бросил учебу не просто так, а чтобы сконцентрироваться на развитии компании. Донесите до ребенка, что успех в жизни достигается упорным трудом. А учеба, в первую очередь, учит людей быть усидчивыми, целеустремленными и трудолюбивыми.

Более того, школьное образование закладывает в детях базовые знания, которые пригодятся любому человеку в жизни.

Еще один частый аргумент подростков: «Как физика, химия и математика пригодятся мне в жизни?». Попробуйте донести до ребенка, что образованные эрудированные собеседники всегда ценятся в обществе.

Успешные и умные люди общаются с такими же. Возможно, химия действительно не пригодится в повседневной жизни.

Но, если когда-то в компании зайдет разговор на тему, связанную с химией, а ваш ребенок сможет блеснуть своими знаниями, будет очень круто.

«Мне не интересно! Я творческая личность, хочу путешествовать, не хочу учиться!». Лучшая тактика при таких аргументах, это найти компромисс. Творческая личность? Пожалуйста, занимайся любимым делом и развивай свои таланты. Но давай договоримся, что при этом не нужно забывать об учебе.

Нужно найти баланс и совмещать приятное с полезным. Ведь образование никому не помешало, даже самым творческим натурам. Хочешь путешествовать? На здоровье. Только, чтобы путешествовать, нужны деньги. Чтобы были деньги, нужно работать. Чтобы работать, нужно закончить учебу.

Образование защитит тебя от непредвиденных обстоятельств и поможет найти работу в любой период жизни.

Способ №2. Попросите поговорить с ребенком других людей

Как бы странно это не звучало, но не всегда родители являются авторитетами для подростков. Все-таки переходный возраст берет свое.

Попросите других людей (желательно, чтобы они были чуть старше ребенка) поговорить с подростком о важности образования. Пусть это будет не строгая беседа, а непринужденный разговор за чашечкой чая. Пусть они вместе обсудят все «за» и «против».

Даже если другой человек повторит ваши аргументы, то из его уст они могут звучать более убедительно для подростка.

Способ №3. Приведите в пример успешных образованных людей

Наверное, каждый подросток в душе максималист и хочет успешной жизни. Расскажите об известных людях, которые получили хорошее образование. Например, Илон Маск, один из самых богатых людей в мире.

Хоть и говорит, что высшее образование не требуется для трудоустройства в его компанию, однако сам он закончил Стэнфордский университет.

Известный видеоблогер Юрий Дудь, например, закончил факультет журналистики в МГУ, что не могло не сказаться на успешности его карьеры.

Почему подросток не хочет учиться

Конечно, прежде чем использовать эти способы, нужно понять первостепенную проблему: почему подросток не хочет учиться? За всеми его аргументами могут скрываться совершенно другие причины.

Например, плохие отношения с учителями. К сожалению, не все педагоги могут найти подход к ребенку. Попробуйте выяснить, в этом ли проблема. Ее можно решить репетиторами, беседой с учителем или, на крайний случай, смены места учебы.

Не понимание предметов. Иногда ребенок может упустить что-то во время урока, не понять тему, а дальше все пробелы начнут накапливаться, как снежный ком. В таком случае проблему можно исправить репетиторами или дополнительными занятиями. Возможно, вы или кто-то из одноклассников поможет объяснить предмет лучше.

Часть предметов совсем не интересны ребенку. Такое, к сожалению, тоже бывает. Не расстраивайтесь и договоритесь с ребенком уделять таким предметам меньше внимания, но не забывать про них. Получить базовые знания все равно будет полезно. Пусть подросток сосредоточится на изучении тех дисциплин, которые вызывают настоящий интерес.

У ребенка не хватает времени. Учеба, тренировки, хобби, домашние задания, работа по дому… Да, бывает, что у детей график еще более загруженный, чем у взрослых.

Конечно, если из-за учебы подросток не сможет погулять с друзьями или пойти на первое в своей жизни свидание, это вызовет внутренний протест.

В таком случае нужно грамотно расставить приоритеты и постараться снять с подростка часть обязанностей, предоставив ему личное время.

Частые ошибки родителей, когда подросток не хочет учиться

К сожалению, многие родители воспринимают в штыки несерьезное отношение подростка к учебе. Ниже мы расскажем о самых частых ошибках, которые допускают родители в этом вопросе.

Разговоры на повышенных тонах. Подростки, в большинстве случаев, считают себя уже взрослыми. Вы можете себе представить, что будете кричать на взрослого собеседника, если он скажет, что образование не важно? Главное в беседе с подростком — сохранять спокойствие и вести аргументированный диалог.

Чрезмерный контроль. Если вы начнете силой заставлять ребенка делать уроки, проверять домашние задания, следить за каждым его действием, то это не только вызовет еще более негативное отношение к учебе, но и испортит ваши отношения.

Домашний арест. Пока не начнешь учиться — никаких прогулок с друзьями! Такие крайности отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка и ухудшают отношения с родителями.

Запрет заниматься внеучебной деятельностью. Например, когда родители запрещают детям посещать тренировки или другие занятия, пока они не исправят оценки. Тогда в голове у подростка точно возникнет негативная установка, что из-за учебы его лишают любимого дела.

https://www.youtube.com/watch?v=400GBECGfPI

Наталья Рябова, психолог:

«Такие радикальные методы могут испортить ваши отношения с ребенком, ухудшить его поведение и полностью отбить желание учиться.»

Делаем выводы

Видео:МОТИВАЦИЯ НА УЧЕБУ! ПОСМОТРИ ЭТО ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!Скачать

МОТИВАЦИЯ НА УЧЕБУ! ПОСМОТРИ ЭТО ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!

Методика анализа отношения школьников к учению

Отношение к учебе

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов по следующим параметрам:

— самооценка ученика;
— оценки учителей-предметников.

Сравнительный анализ результатов выявляет рейтинг изучаемых предметов в данном классе и трудности, с которыми встречаются ученики в учебной деятельности.

Этапы методики:

— анкетирование (анкета для учащегося «Мое отношение к учению»; анкета для учителя-предметника «Отношение учащихся к вашему предмету»); — индивидуальное собеседование отдельных учеников с учителями;

— проведение педагогического консилиума с целью выделения детей «группы риска» и определения основных направлений коррекционной работы с учениками и просветительской — с учителями.

Анкета для учащегося

Ученик должен на бланке для ответов под каждым суждением поставить один из баллов (2 — это про меня, 1 — не уверен, 0 — это не так). Тип отношения к предмету определяется общим баллом (суммой баллов) по всем суждениям.

Тип отношения к учению определяется как среднее значение общих баллов по предметам:

16—14 баллов — активно-положительный (А); 13—10 баллов — положительный (П); 9—8 баллов — безразличный (Б); 7—5 баллов — отрицательный (О);

4—0 баллов — крайне отрицательный (К).

Анкета для учителя-предметника

Заполняется аналогично анкете для учащегося.

Обработка результатов

Общий балл по предмету по двум анкетам (ученика и учителя-предметника) заносится в сводную таблицу результатов анкетирования. Уточненный результат выставляется после собеседования учащихся с учителями, они должны прийти к общему мнению.

После заполнения сводной таблицы можно провести количественный анализ результатов анкетирования учащихся и выявить: тип отношения к учению каждого ученика и класса в целом; тип отношения к изучаемым предметам (рейтинг).

Качественный анализ результатов выявляет причины трудностей учащихся, их взаимоотношения с учителями, самооценку, интересы, проявление творчества учащихся.

По результатам исследования выделяются дети «группы риска».

В эту группу входят те, кто безразлично или отрицательно относится к учению или имеет проблемы во взаимоотношениях с учителями.

Пример заключения по результатам психодиагностического исследования

Дата проведения — декабрь, 1999 год. Количество учащихся — 13 человек (6-й класс).

Количество учителей — 7 человек (учителя-предметники, работающие с данными детьми).

Оценочные шкалы:

— отношение к учению (5 типов); — рейтинг предметов;

— уровень самооценки учащихся (завышенная, адекватная, заниженная).

Результаты исследования

Количественные данные представлены в сводной таблице и графически. В графиках использован уточненный результат, полученный после собеседования учащихся с учителями. (Если учитель и ученик не пришли к общему мнению, то есть уточненный результат не получился, то используются оценки учащихся.

) Сравнительный анализ оценок учащихся и учителей выявил разные точки зрения на отношение учащихся к учению по отдельным предметам: по типу отношения не совпадают 29 оценок из 91, что составляет 32%. После индивидуального собеседования не совпадающих оценок осталось 10.

Учитель биологии считает, что все дети активны, поднимают руку, отвечают на поставленные вопросы. Учащимся же уроки биологии не интересны, они работают на уроке только потому, что обязаны это делать. Сидят тихо, занимаются посторонними делами.

У учителя иностранного языка занижены две оценки (№ 3 — предмет нравится, но не дается произношение; № 7 — по стереотипу «как все»). Многие учителя признали, что оценивали в основном знания учащихся (хорошо учится — положительное отношение, плохо — отрицательное).

У двух учащихся завышенная самооценка, у десяти — заниженная предметов определялся по уточненным результатам.

Выделены дети «группы риска»:

— первая группа (безразличное отношение) — № 8 (Наташа О.); — вторая группа (отрицательное и крайне отрицательное отношение): № 7 (Оля Б.), № 9 (Витя С.), № 12 (Юля Н.);

— третья группа (проблемы во взаимоотношениях с учителем): 8 человек — с учителем биологии; 2 — с учителем иностранного языка.

https://www.youtube.com/watch?v=1jgG6-wY0uM

На педконсилиум выносится обсуждение следующих вопросов:

1. Особенности работы с каждым учеником «группы риска» (представления готовят учитель-предметник, классный руководитель, психолог).
2. просветительской работы с учителями (готовят — психолог по результатам диагностики; завуч-методист; учителя).

Любовь БАЛАБКИНА,
педагог-психолог, г. Тольятти

Я легко могу себе представить реакцию настоящего академического психодиагноста на методику, созданную нашей читательницей. Эта методика могла бы послужить на учебных занятиях со студентами иллюстрацией того, как нельзя делать.

Действительно, взял человек некоторый набор утверждений, даже не объяснив, почему именно их и именно столько, объединил в общий список, придумал систему баллов, да еще и вывел на основе этих баллов несколько уровней качественного анализа результатов. Для настоящей научной психодиагностики ситуация немыслимая, невозможная.

Остается надеяться, что эта методика не попадет в руки такому специалисту, дабы не расстраивать его, не портить настроение, а достанется она психологам-практикам, людям тоже очень требовательным, но ставящим и решающим совершенно иные профессиональные задачи. Мне как практику методика понравилась, хотя, конечно, есть и вопросы. Но сначала о том, что понравилось.

Отношение к учебе рассматривается сквозь призму учебной деятельности. То есть автор разбирает различные аспекты учебного поведения ребенка, которые указывают на то или иное его отношение к предмету.

Вместо прямых вопросов типа «Тебе нравится?» или «Тебе хотелось бы?» ребенку предлагаются некоторые утверждения, каждое из которых описывает различные значимые аспекты учебного процесса.

По сути дела, у автора есть (хочется верить, что есть) рабочее операциональное понятие учебной мотивации как набора некоторых поведенческих, когнитивных и эмоциональных характеристик: знание предмета, посещение уроков, отношение к домашним заданиям, готовность обращаться к дополнительной литературе.

Хорошо, что в этот набор включается и удовлетворенность ученика отношением к нему учителя. Другой симпатичный момент: все утверждения сформулированы позитивно, а не в форме симптомов нарушений. Замечательно! Утверждений мало, что делает методику удобной в работе, но они, похоже, действительно дают некоторое представление об отношении ребенка к учению.

Весьма грамотно сделаны формы для обработки и представления данных. Они дают возможность суммировать информацию как по конкретному ученику (отношение его к различным учебным предметам), так и по конкретному педагогу (особенности оценки различных аспектов учебной работы школьников) и по классу в целом. Но в методике есть недоработки.

Прежде всего, важно иметь представление о том, почему же именно эти утверждения в сумме дают эмпирическую картинку отношения ребенка к учению. Никуда не денешься: человек, создающий методику, должен иметь концепцию того понятия, с которым он собирается работать на практике. Если у автора ее нет, нужно над этим вопросом задуматься. И, конечно, качественные уровни, предложенные автором методики. Для восьми вопросов пяти уровней многовато. Это очень смело. Нужна серьезная статистика, большая практика использования методики, для того чтобы уверенно вводить подобные уровни оценки результатов.

В целом же, Любовь Николаевна, мы благодарны вам за почин: авторских диагностических методик, разработанных нашими читателями, мы до сих пор не публиковали. Лиха беда начало!

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Видео:МОТИВАЦИЯ // ОТНОШЕНИЕ К УЧЁБЕСкачать

МОТИВАЦИЯ // ОТНОШЕНИЕ К УЧЁБЕ

Отношение детей к учебе

Отношение к учебе

От отношения детей к учебе в значительной степени зависит интерес к школе и школьному обучению. При наличии позитивного настроя присутствует и желание идти учиться. А если такого желания у ребенка нет? Чем мы можем ему помочь?

Отношение детей к учебе зависит как от возраста, так и от положительного или отрицательного опыта, связанного с получением знаний.

Например, 5—6-летние дети воспринимают учебу как развлечение, игру или относятся к ней как к скучному, неинтересному занятию. Причем ответы девочек и мальчиков существенно отличаются. Приведем примеры ассоциаций 5— 6-летних детей со словом «учеба».

Мальчики. Артур: «Нравится, у меня альбом есть»; Прохор: «Люблю лепить из пластилина, рисовать всяких монстров. Люблю собирать коллекцию птичек»; Никита: «Буквы и цифры, больше ничего»; Рома: «Неудобно в школе учиться».

Девочки. Соня: «Надо писать, что говорят, писать буквы и цифры и обводить по пунктирным линиям»; Диана: «Учиться хорошо, получать „5“, стараться, всегда красивые рисунки делать, чтобы мама радовалась, а плохому будет ругаться».

Из ответов детей понятно, что у них еще нет четких представлений об учебе, причем мальчики в большей степени, чем девочки, ассоциируют учебу с любимыми играми, а девочки стараются давать так называемые социально желательные ответы, то есть такие ответы, которые ожидают услышать от них взрослые, поскольку такое поведение одобряемо. В целом мышление детей этого возраста еще очень конкретно и привязано к хорошо знакомым ситуациям.

https://www.youtube.com/watch?v=Ue1Vh9dhagQ

Ответы детей 6—7 лет (тех, что уже готовятся пойти в школу и посещают подготовительную группу) совсем иные. На просьбу назвать слова, с которыми у них ассоциируется слово «учеба», дети ответили:

Кира: «Работа, слушать, ученик, учитель»; Злата: «Учиться, ходить в школу, делать задания»; Юля: «Сложно, зато интересно, потому что там готовишься к работе»; Вероника: «Для меня это заниматься и писать»; Лиза: «Читать книги, сложные игры, живой организм — все интересно».

Заметно, что после 6 лет мышление ребенка становится более абстрактным, он уже может обобщать различные понятия, поэтому отвечает не целыми предложениями, а называет лишь главные слова, то есть может «свернуть» информацию до одного ключевого слова. Ответы детей этого возраста отражают и более осмысленное отношение к учебе, которое, как и мотивы («хочу» или «не хочу учиться» и «почему иду в школу»), меняется у детей на протяжении всей учебной деятельности.

Любой ребенок в начале школьного обучения имеет как познавательные мотивы, так и социальные. В первом случае он стремится получить новые знания, больше запомнить, понять, проявляет любознательность.

Во втором случае для ребенка важным является прежде всего получение одобрения и похвалы взрослых, он стремится занять достойное место в своем социальном окружении, найти друзей и больше общаться.

Для моего ребенка важным стимулом к учебе является доброжелательное и внимательное отношение к ней учительницы, а также то, что учительница красива и молода.

Для младшего школьника характерно преобладание какого- то одного из мотивов, но со временем их соотношение, конечно, меняется. Ребенок считается психологически не готовым к школе, если у него преобладают игровые мотивы. В 6 лет такая ситуация встречается часто. Поэтому не стоит отдавать ребенка в школу преждевременно.

В Германии, например, обязательное школьное обучение начинается с 6 лет. Но большинство детей еще мотивационно не готовы к школе. Всем видам деятельности они предпочитают игру, быстро утомляются, еще сильно привязаны к маме и эмоционально страдают от резкой перемены обстановки. Правда, в начальной школе все обучение проходит в игре. Детям всю неделю не задают домашних заданий.

Уроки нередко проходят не в классе, а на улице или в магазине, где дети изучают стоимость продуктов, записывают цены в тетрадь, затем покупают, например, овощи и уже в школе делают салат, который затем дружно съедают. Уроки чтения могут проходить в большом зале на матах, в спальных мешках с фонариком, который слабо освещает увлекательную книжку. Учителей дети называют на «ты».

Можно соглашаться или отрицать такую оригинальную педагогическую систему, в которой главное — не развитие интеллекта, а личность. Но факт остается фактом: 6—7-летние дети в Германии любят школу и ходят туда с удовольствием. Те, кто не справляется с программой, остаются на второй год, что весьма распространено в Германии и не считается постыдным.

Почему ребенок не хочет учиться? Почему он придумывает все новые и новые уловки, чтобы не ходить в школу? Почему он не хочет делать домашние задания, не хочет собирать портфель, почему ему все равно, где и в каком состоянии учебники и тетради? Это головная боль многих родителей, которые заходят в тупик, решая данную проблему. Попытаемся разобраться.

В начальной школе у мальчиков учебные мотивы слабо выражены и формируются медленнее, чем у девочек. Но к концу школьного обучения мальчиков отличают более устойчивые и выраженные мотивы, чем у девочек. мотивов зависит от темперамента ребенка.

Холерики и сангвиники чаще проявляют социальные мотивы, а меланхолики и флегматики — познавательные. У холериков и сангвиников мотивы очень неустойчивы, они, не закончив одного дела, могут начинать новое.

У меланхоликов и флегматиков мотивы формируются медленнее, но они более устойчивы.

Обычно при нежелании ребенка идти в школу мы прежде всего начинаем ругать и стыдить его за лень и безответственность.

Делаем акцент на отрицательном: ты пишешь хуже всех, ты не умеешь считать даже до 10, ты не можешь запомнить две строчки из стихотворения и т. д.

И ребенок, который и так не получает радости от учебы, начинает ее после этого ненавидеть. Ведь чаще всего дети не стремятся к учебе, поскольку им либо скучно, либо сложно.

Вот почему надо постараться придерживаться простых правил:

1. Хвалите за небольшие успехи.

2. Предлагайте начинать домашние задания с простых и привлекательных.

3. Ослабьте контроль за выполнением всех заданий, перепоручив часть ребенку. Дети, которые не чувствуют ответственности за выполнение учебных заданий, потому что всю инициативу перехватила мама, делают все из-под палки.

4. Чаще интересуйтесь школьной жизнью, просите рассказать, что понравилось, что было трудным и пр.

5. Разумно используйте поощрение и наказание (об этом мы поговорим позже).

6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми («А вот Лена всегда делает все правильно и красиво, не то что ты!»)

7. Придерживайтесь правила: «Сделал дело — гуляй смело» (то есть не затягивайте с домашними заданиями до позднего вечера), но при этом после школы у ребенка должен быть отдых и прогулка.

8. Переводите малоинтересные абстрактные задания в практическую сферу. Например, решите пример «18-5», используя деньги или конфеты. Наглядная информация усваивается лучше и вызывает интерес ребенка.

9. Если ребенку нужно поупражняться в чтении или в письме, попросите его заполнить «анкету», которую несложно придумать и набрать на компьютере. Дети любят писать свое имя, адрес, телефон и т. д. Ребенок одновременно тренирует руку и навыки чтения.

10. Будьте внимательны к переживаниям ребенка, старайтесь его выслушать и вселить в него уверенность. Дети нередко не хотят идти в школу из-за того, что не умеют общаться, и поэтому их чаще обижают сверстники. «Со мной никто не играет, Надя сильно толкнула меня, я упала, и все засмеялись».

Такие жалобы не стоит игнорировать. Постарайтесь найти вместе выход из этой ситуации. Можно предложить ребенку несколько популярных игр, которыми он может заинтересовать сверстников, выучить смешные считалки. Главное — сделать акцент на том, что у ребенка получается лучше, чем у других.

Моя племянница, например, прекрасно рисует, и когда ее, новенькую, дети сначала не принимали, они с мамой стали решать эти проблемы через рисунок. Девочка рисовала портреты сверстников, смешные картинки, и они, заинтересовавшись рисунками, начали проявлять внимание и к их автору.

Помните, что задабривание сверстников конфетами или другими угощениями создает видимость налаженного контакта. «Купить» внимание нельзя.

Е. И. Шапиро

Видео:УЧИСЬ СЕЙЧАС, ГОРДИСЬ ПОТОМ! - Мощная Мотивация к Жизни и Учебе!Скачать

УЧИСЬ СЕЙЧАС, ГОРДИСЬ ПОТОМ! - Мощная Мотивация к Жизни и Учебе!

Взгляд ученика: учение или мучение?

Отношение к учебе

Будильник. Утро. Сонно. 11 класс. Собрался в школу, пришёл в школу, сел за парту… Как всё скучно, аж зевнул! И тут слышишь недовольный и удивлённый голос учителя, обратившегося к не подготовившемуся к уроку ученику: «Плохо. Я от тебя такого не ожидала…».

А мне хочется выпалить: «Если бы вы знали, что он и понятия не имеет, зачем учится, тогда бы вообще не удивлялись!»

Здравствуйте! Я Илья. Мне 17 лет, и через несколько месяцев я окончу школу. На основе своего одиннадцатилетнего опыта обучения я готов обсудить проблемы современного образования.

И первая, самая важная проблема — это то, что школьники совсем не понимают, для чего и для кого они учатся.

Интересно, а вы понимали (или понимаете), для чего вы это делаете?

Несколько раз я беседовал с одноклассниками о роли учёбы в нашей жизни, но связного и полноценного ответа не получил. Что, собственно, и неудивительно — в эру ИТ, СМС-ок, твитов и мемов десять связных обдуманных предложений — уже маленькое достижение.

https://www.youtube.com/watch?v=uXe3aPWdd-Y

Я задавал вопрос: «А зачем мы учимся?» Кто-то отвечал: «Для ЕГЭ». Кто-то: «Для будущей профессии». И всё это вроде бы правильно с одной стороны, а с другой — слишком узко.

Нет, каждый хочет подготовиться и успешно сдать ЕГЭ, получить высокооплачиваемую работу, но неужели учёба сводится только к этим двум полюсам? А как же получение знаний, которые определяют мировоззрение, формируют личную позицию и интеллектуальные точки опоры? Как же личностный рост? Саморазвитие?

Вы бы согласились целыми днями перекладывать кирпичи с места на место?

Вторая проблема — скучные уроки. Нам задают прочитать и пересказать параграф по биологии или географии, физике или химии. Большинство механически учит параграф и ещё более механически пересказывает:«Бла-бла-бла!» И я не исключение…

Мы зубрим текст, термины или причинно-следственные связи, даже не вдумываясь во всё это. Не глупо ли?

Лично для меня материал по географии намного понятнее, чем по физике. Он понятен именно потому, что изложен доступно. Тяжеловесный материал даже если вызубришь, всё равно выбросишь из головы через день-два, а то и сразу после урока. Когда отвечаешь на уроке не для расширения горизонтов познания, а ради циферки в клеточке, содержание пересказанного теряет всякий смысл. Это довольно печально.

Вы согласились бы тратить время на перекладывание кирпичей из одного угла в другой? Вот и я бы…

Спасает ситуацию творческий настрой учителя.

На уроке истории и уроке обществознания, к примеру, мы не только пользуемся учебниками, каждый нужный абзац из которого объясняется учителем, но и смотрим презентации на смежные темы, исторические или документальные фильмы (О Рокоссовском, о битве под Москвой, о Древней Руси).

Это хоть как-то разбавляет архаичную атмосферу, наполненную тошнотворной писаниной и перелистыванием чёрно-белого учебника, информация из которого лишь малюсенькими порциями применяется в нашей жизни. Слушать монотонную речь и записывать её конспект очень надоедает.

На уроке английского у нас обычно сумасшедшая атмосфера! (В хорошем смысле этого слова). Мы все постоянно вовлечены в тему урока: или обсуждаем что-то, или высказываем мнения насчёт какого-либо вопроса. В общем, на английском не заскучаешь. Этот тот урок, на котором успешно сочетается и разговор, и прохождение материала.

Покажи мне, где ты учишься, и я скажу тебе, кто ты

Скорее всего, ваша школа выглядела приблизительно так.

Третья проблема — серость и невыразительность самой школы и прилегающих территорий. Даже если вокруг растут деревья, летают птички и высажены цветы в клумбах.

Когда я иду в школу, смотреть на её фасад не хочется — в мире и так слишком много чёрного и серого! Мне кажется, все школы России, ну по крайней мере, все школы нашего города — это постройки из мира геометрии. Слишком они прямые, плоские, типичные.

Они выполняют свои функции, но ведь школа — это место получения новых знаний и умений, место, где должна кипеть работа энтузиастов.

А смотрю на типичные школы своего города с типичной архитектурой, и думается, что там внутри такие же типичные, обычные, невзрачные ученики и учителя. Хотя это не так! Мы участвуем во Всероссийских олимпиадах разного уровня и становимся призёрами. Победителями.

Видели здание МГУ? Какое оно величественное, тянущееся к небу, какое оно светлое и широкое. Сердце начинает биться быстрее! Хочется постигать науки и искусства! Хочется идти вперёд, совершать открытия и удивлять мир новыми изобретениями! Жаль, что такое здание в России одно, а сколько людей, жаждущих непрерывно учиться?

Проект главного здания МГУ создавался в те же годы, что и типовые проекты школ Л. А. Степановой, но насколько они разные!

Учёба для меня — это интеллектуальное и личностное строительство самого себя. Я это понял. Скорее всего, это поняли не все мои одноклассники.

С пользой ли проходит каждый учебный год, зависит на 50% от твоей школы, а на 50% — только от тебя. Только надо вовремя остановиться, чтобы увидеть, правильным ли путём ты идёшь.

Это сложно сделать, если с первого класса тебе незнакома любовь к знаниям, трудолюбие и ответственность.

https://www.youtube.com/watch?v=QQgImj66D88

Что посеешь, то и пожнёшь. Давайте сеять только хорошее? Доброе? Человечное в землю своей души? Давайте? А на школу или на кого-то ещё надеяться нечего… Гениев создавали не школы. Гении создавали себя сами.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

📸 Видео

ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И УЧЕБА/РАБОТАСкачать

ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И УЧЕБА/РАБОТА

Как Смотивировать Себя На Учёбу ✨ BACK TO SCHOOL / Мотивация На Учёбу И СаморазвитиеСкачать

Как Смотивировать Себя На Учёбу ✨ BACK TO SCHOOL / Мотивация На Учёбу И Саморазвитие

🤯 Это видео изменит ваше отношение к учебе #школа #егэ #учебаСкачать

🤯 Это видео изменит ваше отношение к учебе #школа #егэ #учеба

Видеовстреча с ИннойСкачать

Видеовстреча с Инной

ЭТО упражнение изменит отношение ребенка к учебе!Скачать

ЭТО упражнение изменит отношение ребенка к учебе!

5 СОВЕТОВ КАК ПРОЩЕ ОТНОСИТЬСЯ К УЧЕБЕ В ШКОЛЕ // философствую🤍👩🏼‍🎓Скачать

5 СОВЕТОВ КАК ПРОЩЕ ОТНОСИТЬСЯ К УЧЕБЕ В ШКОЛЕ // философствую🤍👩🏼‍🎓

Мотивация на учёбу / Ошибки родителей в мотивации детей / Что мешает детям учиться?Скачать

Мотивация на учёбу / Ошибки родителей в мотивации детей / Что мешает детям учиться?

Мотивация учиться - Доктор КомаровскийСкачать

Мотивация учиться - Доктор Комаровский

Отношения на учебе или работе: прикольно или отстой? (Мы расстались #51)Скачать

Отношения на учебе или работе: прикольно или отстой? (Мы расстались #51)

Отношение к учебе в сентябре и октябреСкачать

Отношение к учебе в сентябре и октябре

Безответственное отношение к учебе у ребенка - Александр ХакимовСкачать

Безответственное отношение к учебе у ребенка - Александр Хакимов

Мукашева Карина “Поменялось мое отношение к учебе”Скачать

Мукашева Карина “Поменялось мое отношение к учебе”

Как Совмещать Работу, Учебу и Жизнь✨Скачать

Как Совмещать Работу, Учебу и Жизнь✨

Ошибки родителей, которые влияют на отношение ребёнка к учёбе / Почему ребёнок не хочет учитьсяСкачать

Ошибки родителей, которые влияют на отношение ребёнка к учёбе / Почему ребёнок не хочет учиться

ЭТИ 3 приема привили моим детям любовь к учебе! Как мотивировать ребенка, даже если он «особенный»?Скачать

ЭТИ 3 приема привили моим детям любовь к учебе! Как мотивировать ребенка, даже если он «особенный»?
Поделиться или сохранить к себе: