Общение и речь

Общение и речь Полезно
Речевое общение

Общение и речь

Русский поэт и мыслитель Сергей Есенин сказал:

Ебите баб на свежем сене, С приветом к вам,

Сергей Есенин!

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

Пособие «Культура речи» поможет вам:

  • осмыслить и усвоить основные понятия куль­туры речи;
  • приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;
  • сделать свою речь грамотной, яркой и вырази­тельной.

Помните: только терпенье и труд к успеху ведут.

Речевая коммуникация

Речевая коммуникация — это изучение создания, передачи и анализа различных видов сообщений, а также их информационного воздействия.

Студенты, изучающие речевую коммуникацию, исследуют коммуникативные процессы, то, как они возникают между отдельными людьми, в группах, организациях и объединениях; исследуют межличностную и невербальную коммуникацию, риторику и критику, аргументацию и искусство убеждения, художественное чтение и другие аспекты коммуникации.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И РЕЧЬ ОБЩЕНИЯ.

Слово «коммуникация» происходит от лат. слова «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение».

От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный человек), а также слово «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» — пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и т.п. коммуникациях, о системах коммуникаций.

В этой работе «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, так как объектом нашего изучения является именно общение между людьми.

С этим значением связано и научное определение понятия, взятое из лингвистического энциклопедического словаря: «Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познание, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка.

С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п.

«Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза — символ любви, астра — печали, незабудка — памяти и т.д.).

Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. — все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения — язык.

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация — это общение с помощью слов, невербальная — это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т.п.).

Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза.

Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

2. ФОРМЫ И ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

https://www.youtube.com/watch?v=mAeZtf3F95U

Различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.

1. Условия общения:

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

б) опосредованное общение (например, выступление по радио,

телевидению, в средствах массовой информации).

2. Количество участников:

а) монолог (речь одного человека);

б) диалог (речь двух людей);

в) полилог (речь нескольких человек).

б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

4. Характер ситуации:

а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу. Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать так: устная форма, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовая беседа.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

[1]

Рассмотрев различные условия и факторы, влияющие на процесс речевой коммуникации, вернемся к понятию речевой деятельности. Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования-декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение — это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении — графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Оттого насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе ее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1. Отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек.

2. Получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек.

3. Сообщение — текст в устной или письменной форме — неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации. Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом. Например, в диалоге — реплика одного из собеседников.

Читайте так же:  Как самостоятельно избавиться от ипохондрии

Таким образом, речевая коммуникация — это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения — обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неприемлемый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «речевое общение»:

  • Задания ребёнку надо давать в форме двигательных рассказов, постоянного речевого общения.
  • Очень важна интонация речевого общения, стимулирующая двигательную деятельность.
  • Новой формой взаимодействия ребёнка с родителями должно стать не физическое воздействие, а речевое общение.
  • (все предложения)

Понятия, связанные со словосочетанием «речевое общение»

Видео:Почему люди стали разговаривать?Скачать

Почему люди стали разговаривать?

Психология общения. Речевая деятельность. Виды и функции речи. Психология речи в гражданском и уголовном процессе

Общение и речь

Речевое общение – это активный процесс вербального коммуникативного взаимодействия его участников (отправителей и получателей информации), который характеризуется определенным мотивом и направлен на осуществление конкретной целевой установки. Коммуникативный процесс протекает, базируясь на обратной взаимосвязи в конкретных видах вербальной деятельности.

Речевое общение органично входит во всевозможные виды деятельности индивида, например, профессиональную или общественную, так как деятельность неосуществима без общения.

Вербальное коммуникативное взаимодействие может реализоваться между несколькими индивидами или как минимум двумя. Речевое общение взаимно и целеустремленно, а также социально.

Формой проявления вербального общения считается речевое поведение, отклики партнеров по коммуникации.

Этикет речевого общения

Речевой этикет и правила общения представляют собой систему норм вербального поведения и неизменные формулы вежливых коммуникаций.

Владение этикетом вербального общения помогает приобретению авторитета, рождает доверие и уважительное отношение.

Освоение канонов вербального этикета, их соблюдение, способствует ощущению быть уверенным человеком, не испытывать чувство неловкости и трудностей в общении.

https://www.youtube.com/watch?v=LpP0ypg_4mM

Обязательное следование этикету речевого общения в деловых взаимодействиях оставляет у партнеров приятное впечатление о личности и о компании в целом, поддерживает ее положительный и привлекательный имидж.

Этикет речевого общения обусловлен национальной спецификой, так как каждый народ в процессе своей эволюции вырабатывал собственную систему правил вербального поведения. В нашем современном социуме особую ценность являют собой такие качества, как корректность, такт, предупредительность, учтивость, терпимость, доброжелательность, выдержка.

Тактичностью называется этический канон, предполагающий понимание говорящим партнера по взаимодействию, избегание неуместных реплик и вопросов, обсуждения неприятных тем.

Предупредительность предполагает умение предвосхищать возможные вопросительные реплики и пожелания партнера по коммуникации, готовность детально обговорить с ним все существенные для разговора моменты.

Терпимость предполагает под собой спокойное отношение к вероятным разногласиям в позициях и взглядах, избегание резкой критичности в суждениях.

Необходимо уважать воззрения других личностей, стремиться постигнуть, почему именно у них сформировалась та или иная позиция.

С терпимостью тесно взаимосвязано такое личностное качество как выдержанность, которая представляет собой умение спокойно и выдержанно реагировать на внезапные или нетактичные и вопросительные реплики собеседника.

Доброжелательность необходима не только в отношении к партнерам по коммуникациям, но и в процессе самой беседы, в ее форме и содержании, в выборе слов и интонации.

Этикет вербальных коммуникаций имеет тесную связь с этикой, которая предписывает каноны нравственного поведения. Этикет предполагает использование в вербальных коммуникациях определенных стилей поведения и внешне выраженных формул вежливости в конкретных вербальных действиях.

Следование требованиям этикета будет считаться обманом окружающих и лицемерием при нарушении норм этики.

Одновременно с этим этичное поведение, которое не сопровождается соблюдением канонов этикета, неминуемо произведет неблагоприятное впечатление и приведет к сомнениям в нравственных качественных характеристиках индивида.

Поэтому при устных коммуникациях необходимо следовать целому комплексу этических и этикетных канонов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Такой комплекс предполагает, во-первых, уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику.

Категорически запрещено наносить собеседнику при помощи вербальных средств оскорбления, обиды, выражать пренебрежение. Также рекомендуется в разговоре избегать прямых негативных оценок личности собеседника, оценивать разрешается только лишь конкретные поступки, при этом соблюдая тактичность.

В интеллигентном общении образованных индивидов недопустимо использование грубых слов, матерных выражений, высокомерия, развязных формул речи. В практическом аспекте подобные речевые формулировки также считаются неуместными, так как они никогда не приведут к достижению нужных результатов общения.

Вежливость в коммуникативном взаимодействии направлена на понимание ситуации в целом, учет возрастной категории, половой принадлежности, профессионального и общественного положения собеседника. Перечисленные факторы обусловливают степень официальности коммуникаций, определяют выбор этикетных формул, подходящих тем для обсуждения.

Говорящему партнеру необходимо быть скромным в самооценивании, стараться не навязывать личных суждений, сторониться излишней категоричности и ультимативности в речи.

Кроме этого, следует направить все внимание на партнера по коммуникациям, показывать заинтересованность его личностью, мнением, учитывать его интерес той или иной темой. Также необходимо учитывать возможности собеседника воспринимать и понимать значение высказываний говорящего.

Поэтому следует в процессе монолога дать ему время «отдышаться» и сосредоточиться. С этой целью нужно избегать чересчур длинных высказываний, полезно делать небольшие интервалы в процессе разговора, употреблять вербальные формулы поддержания контакта.

Нормы общения обусловливают также и поведение слушающего.

https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

Речевой этикет и правила общения для слушающего, во-первых, предполагают необходимость потратить время и отложить дела, для того чтобы иметь возможность выслушать говорящего.

В процессе слушания человек должен относиться к говорящему уважительно и терпеливо, при этом стремиться внимательно выслушать всю информацию до конца.

В официальном вербальном общении абсолютно неприемлемо перебивать партнера по коммуникации, в ходе его монолога вставлять различные замечания, особенно такие, которые негативно характеризуют суждения и просьбы говорящего.

Слушающий, так же как и говорящий, должен акцентировать внимание на своем собеседнике, подчеркивать собственную заинтересованность во взаимодействии с ним.

Речевой этикет, правила общения и нормы этики охватывают также и письменную речь.

Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

Оксана Станиславовна Крохалевская

Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

Видео:Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)Скачать

Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)

лекция 2 общение и речь

Общение и речь

Речевое общение – это активный процесс вербального коммуникативного взаимодействия его участников (отправителей и получателей информации), который характеризуется определенным мотивом и направлен на осуществление конкретной целевой установки. Коммуникативный процесс протекает, базируясь на обратной взаимосвязи в конкретных видах вербальной деятельности.

Речевое общение органично входит во всевозможные виды деятельности индивида, например, профессиональную или общественную, так как деятельность неосуществима без общения.

Вербальное коммуникативное взаимодействие может реализоваться между несколькими индивидами или как минимум двумя. Речевое общение взаимно и целеустремленно, а также социально.

Формой проявления вербального общения считается речевое поведение, отклики партнеров по коммуникации.

Наталья Романова — Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

1 …

Романова Наталья Николаевна, Филиппов Андрей Валентинович

Видео:21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Общение и речь — электронная энциклопедия

Общение и речь

Бесценный вклад в развитие неприятности общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии — Л. С. Выготский. Познание механизмов преобразования общения в сознание личности раскрывается при изучении Л. С. Выготским речи и проблем мышления.

Культурно-исторический суть изменения общения как нюанса культуры в сознание личности, раскрывающийся в изучениях Л. С. Выготского, страно совершенно верно передает В. С.

Библер: «Процесс погружения социальных связей в глубь сознания (о котором говорит Выготский, разбирая формирование внутренней речи) имеется — в логическом замысле — процесс превращения развернутых и довольно независимых «образов культуры», ее готовых феноменов в культуру мышления, динамическую и расправленную, конденсированную в «точке» личности.

Объективно развитая культура… выясняется обращенной в будущее формой творчества новых, еще не существующих, но лишь вероятных «образов культуры»… Социальные связи не только погружаются во внутреннюю обращение, они в ней коренным образом преобразуются, приобретают новый (еще не реализованный) суть, новое направление во внешнюю деятельность…»[5].

Итак, культурная психология побуждает нас в отыскивании механизмов преобразования общения в порождения и индивидуальный мир личности в ходе развития личности мира общения обратиться к проблемам языкознания. И это не просто так: человеческий резонанс исторической и культурной эволюции сконцентрирован в первую очередь в языке того либо иного народа, в его изюминках общения.

https://www.youtube.com/watch?v=dcIlEXWK9-4

В самом неспециализированном смысле язык определяется как совокупность знаков, служащая средством людской общения, выражения и мышления. Посредством языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности.

Язык есть своеобразным социальным средством передачи и хранения информации, и управления людской поведением. Язык — средство передачи социального опыта, традиций и культурных норм.

Через язык осуществляется преемственность разных исторических эпох и поколений.

История языка неотделима от истории народа. Начальные родоплеменные языки по образования слияния народностей и меря племён трансформировались в язык народностей, а в будущем, с образованием наций, — в язык наций.

Звуковой язык совместно с языком тела образовывает естественную совокупность знаков в отличие от неестественных языков, намерено создаваемых в науке (к примеру, в логике, математике, мастерстве и т. п.).

Язык постоянно играл серьёзную знаковую роль, указывая на развития народа и уровень жизни. Так, от потребления некоторых слов добропорядочное сословие воздерживалось, потому что они считались символами низкого социального положения. Такая же будущее постигла и язык тела.

Индустриальная совокупность побудила человека к большей дисциплине в выражении собственных эмоций. В Европе, начиная с XVI в., прививается чувство стыда по отношению к телесным контактам.

И в случае если в среде городского и крестьянства плебса язык телодвижений употреблялся для выражения подавленных импульсов, то в привилегированных сословиях формировались привычки подавлять невербальные эмоциональные проявления, что потом распространилось на общество в целом[6].

Так бюрократическое государство давило на личное поведение человека. В XX в. это вызвало проблемы в общении и многих психосоматических болезней.

Психологам известен феномен «непрозрачности», характерный для любой социальной действительности: общество пробует «маскироваться». Оказывается, что «замести следы» для себя самого и для внешнего мира принципиально важно для выживания как отдельного человека, так и для человечества в целом.

Исходя из этого эксперты знают: открытые заявления общества о себе не всегда отражают истину. То же явление известно и в психотерапии: настоящая неприятность человека довольно часто лежит отнюдь не в том месте, где человек ее ищет.

Эта ответственная изюминка людской поведения зафиксирована в языке: в феномене поверхностной и глубинной языковой структуры.

Формирование общественного сознания и культуры — от зарождения идей до их публичного утверждения — происходит через социальную коммуникацию.

Уточним суть понятия коммуникация, латинский корень которого свидетельствует «совместный, неспециализированный, объединяющий, обоюдный, обоюдный, предполагающий обмен ценностями и знаниями».

Сейчас во многих психотерапевтических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как наиболее значимый фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.

Наряду с этим ученые принимают к сведенью успехи семиотики и лингвистики, занимающихся анализом коммуникации.

Задача семиотики (науки о знаковых совокупностях) — обнаружение закономерностей известных знаковых совокупностей, их структурной организации, развития и функционирования. Ядром неспециализированной семиотики есть лингвосемиотика — наука об публичном обращении знаков естественного языка.

Задача лингвистики (науки о естественном языке) — обнаружение закономерностей становления, функционирования и развития естественного языка.

Своеобразная изюминка человеческого языка — его членораздельность, внутренняя расчлененность высказываний на единицы различных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). В центре внимания лингвистики — внутренняя структура естественного языка, сочетания и связи его элементов.

В структурной лингвистике вычленяют фонологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни. Наряду с этим исследуются национальные изюминки языка в различные периоды его развития. Вместе с тем лингвистика изучает развития языка и вопросы происхождения, его связи с обществом.

Изучение неприятностей коммуникации, анализ конкретного речевого поведения разрешают осознать сущность и природу языка, закономерности и принципы его исторического развития.

https://www.youtube.com/watch?v=OfUMc7o8OLI

Сейчас существуют смежные области знания о языке: этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, социопсихолингвистика и др.

В центре их внимания один объект — язык как совокупность знаков и как единый принцип, лежащий в базе речи, диктующий ей собственные правила.

Сейчас в науке все, что связано с языком и речью, с одной стороны, изучают лингвисты, а с другой — исследователи коммуникации: философы, психологи, социологи. Но первыми неприятности языка изучали все-таки языковеды.

Структурная лингвистика, семиология (наука о символах), семантика (наука о значениях) оказали значительное влияние на культурную антропологию. В 60-е гг. явления культуры начали рассматриваться по аналогии с феноменами языка (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).

В XX столетии в лингвистике была открыта универсальная грамматика, которая стоит за синтаксическим разнообразием языков. Это открытие побудило антропологов перенести выговоры с уникальности культур на поиск универсальных способов организаций культур.

Своеобразная изюминка человеческого языка — наличие в нем высказываний о самом языке, т. е. язык способен к самоописанию (языкознание). Важная проблема языкознания — происхождение языка. Тут противоборствуют два ветхих воззрения — о сознательном изобретении слова людьми и о ярком создании его Всевышним.

Теория сознательно-намеренного изобретения языка утверждает: язык создан человеком силою его воли и разума: «слово и язык, в широчайшем смысле, имеется свойство высказывать понятия членораздельными звуками; язык, в теснейшем смысле, имеется содержание… собрание всех тех членораздельных звуков, каковые какой-либо народ, по неспециализированному согласию, употребляет для обоюдного сообщения, понятий»[7]. Наряду с этим дар слова дан человеку как «естественный и нужный», а вот язык «имеется что-то неестественное, произвольное, зависящее от людей»; «следствие соглашения, заключенного участниками общества для сохранения неспециализированного единогласия»[8].

В начале XIX в. ученые-языковеды подчеркивали роль грамматических правил языка, сохраняющих его точность и чистоту, краткость и силу.

Более того, правила призваны были сохранить народность и самостоятельность языка, в то время, когда он начал обретать черты, характерные языку татар, литовцев, поляков.

«Любой язык, доколе не имеет собственных собственных правил, известных, извлеченных из его внутренней природы, дотоле подвержен не редкость нередким трансформациям от влияния на него вторых соседственных либо кроме того отдаленных языков»[9].

Теория о ярком создании языка Всевышним, о «божественном создании языка в неразвитой форме» показалась, по свидетельству А.А. Потебни, задолго до теории намеренного изобретения языка, но и в XIX — XX вв. остаётся достаточно актуальной и влиятельной.

Откровение языка знают двояко: либо Всевышний в образе людской был преподавателем первых людей, «либо же язык открылся первым людям при помощи собственной их природы»[10].

Так или иначе первозданный язык был дан человеку, все остальные языки случились позднее.

Приверженцы теории божественного создания языка вычисляют первозданный язык идеальным по содержанию и форме. «Тот язык, — говорит К. Аксаков, — которым Адам в раю назвал всю землю, был один настоящий для человека; но человек не сохранил начального блаженного единства начальной чистоты, для того нужной.

Падшее человечество, потеряв первобытное и стремясь к новому высшему единству, пошло блуждать различными дорогами; сознание, одно и общее, облеклось разными призматическими туманами, различно преломляющими его яркие лучи, и стало различно проявляться»[11]. А. А. Потебня не совсем разделяет вывод К.

Аксакова: человечество потеряло мудрость, дарованную ему изначально, а вместе с ней и преимущества первозданного языка. «История языка должна быть историею его падения.

По-видимому, это подтверждается фактами: чем древнее флектирующий язык, тем он поэтичнее, богаче грамматическими формами и звуками; но это падение лишь мнимое, по причине того, что сущность языка, которая связана с ним идея растет и преуспевает.

Прогресс в языке имеется явление… несомненное…»[12] Помимо этого, «раздробление языков, с позиций истории языка, не может быть названо падением; оно не гибельно, а полезно, по причине того, что… дает разносторонность общечеловеческой мысли»[13].

Приведенные теории, противоречивые по собственной сущности, лежат у истоков языкознания. Они, по сути, не раскрывают вопроса о происхождении языка, потому, что разглядывают его как явление изначально заданное, а исходя из этого статичное, неразвивающееся. Эти неточности постарался снять В. Гумбольт, определяющий язык как работу духа.

«Язык, — сказал Гумбольт, — имеется не дело, не мертвое произведение, а деятельность, т. е. самый процесс производства.

Исходя из этого его подлинное определение возможно лишь генетическое: язык имеется всегда повторяющееся упрочнение (работа) духа сделать членораздельный звук выражением мысли.

Это — определение не языка, а речи, как она любой раз произносится; но, фактически говоря, лишь совокупность таких актов речи имеется язык… В языке образуется система правил и запас слов, при помощи коих он в течение тысячелетий делается независимой силой»[14].

Гумбольт не только улавливает двойственную сущность языка, считая его «столько же деятельностью, сколько и произведением», он дает новое направление языкознанию, указывая на мышления и связь языка: «Язык имеется орган, образующий идея»[15].

Так, ученые приступают к изучению образующегося при помощи слова понятия, без которого нереально подлинное мышление. Наряду с этим понятие рассматривается как личный акт отдельного лица. Вместе с тем указывается, что язык начинается лишь в обществе, по причине того, что человек имеется неизменно часть целого, к у которого в собствености, — племени, народа, человечества.

:

Видео:Три ТЕХНИКИ Как расширить словарный запас чтобы говорить красивоСкачать

Три ТЕХНИКИ Как расширить словарный запас чтобы говорить красиво

Язык и речь: понятия, функции и виды

Общение и речь

Исторически сложилось так, что речь является основной коммуникативной формой для людей посредством языка. Кроме того, речь и язык формируют диалектическое единство, которое сложилось в процессе продолжительного исторического развития.

Впрочем, на вопрос о сущности связи между понятиями речь и язык психология и другие науки ответить не могут. Некоторые ученые и вовсе не разделяют данных понятий считая их синонимичными друг другу. Другие, напротив, противопоставляют их.

В частности психологическая наука рассматривает речь как феномен индивидуальной природы, в отличие от «языка», который не является психологическим явлением, и изучение его выполняется лингвистами.

Сущность понятий «язык» и «речь»

В конце 19 в. Лингвист из Швейцарии Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкое разделение понятий.

https://www.youtube.com/watch?v=dfYcVy7EZLI

Определение 1

Язык – социальное явление, имеющее надындивидуальный, общий характер.

Определение 2

Речь – подразумевает использование языка, имеет текучий, неустойчивый, переменчивый характер.

Еще до исследований Соссюра лингвисты в большей степени отдавали предпочтение изучению вопросов происхождения и изменения языков.

Ученый же был первым, кто обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию, а именно особенную структуру, которая образуется посредством входящих в нее компонентов.

Компонентами языковой структуры принять считать знаки. Язык как система знаков является средством осуществления общения и мышления человека.

Замечание 1

Языковая система имеет независимый от индивида характер, поскольку человек с рождения не по своей воле оказывается в определенной языковой среде, освоение которой становится причиной речевого развития и формирования мышления.

Определение 3

Психолингвистика – раздел современной науки, который изучает природу и функционирование языка и речи, основанный на применении подходов и данных психологии и лингвистики, для более глубокого понимания сути этих явлений.

Функции речи

В процессе выявления роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека выделяют две ее функции:

  • Коммуникативную.
  • Интеллектуальную.

Более глубокое понимание функций речи позволит разобраться в сущности ее структуры.

Коммуникативная функция

Здесь речь выступает как средство общения между людьми посредством сообщений и побуждений к действию. При сообщении субъект указывает на какой-либо предмет или же явление.

В таком случае актуальным будет существование индикативной или указательной функции. Высказывание своего суждения по какому-то вопросу – это предикативная функция.

Речь также может быть направлена на оказание влияния на своего собеседника, побуждение его к действию, вызывание эмоций, желаний, мыслей, чувств, переживаний.

Помимо смыслового содержания, которое передается посредством словесных значений, важная роль отводится эмоциональному отношению к произносимому.

Используя сопровождающие речь элементы, такие как тон, интонацию, выразительные движения, живость, образность выражений, структуру построения предложения, отбор слов происходит выражение чувств и настроения.

Таким образом, происходит эмоциональный обмен между собеседниками, то есть осуществляется выразительная функция речи.

Интеллектуальная функция

Здесь речь выступает как средство образования, выражения и развития мыслей. Как носитель системы различного типа значений, речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.

Определение 4

Слово – основная единица речи и мышления, каждое из которых имеет собственное определенное значение.

Только в том случае, когда все субъекты коммуникации используют одинаковые словесные знаки с идентичными значениями, может осуществляться нормальное общение. Таким образом, общественная одинаковость знаков делает возможным нормальное общение и взаимопонимание между собеседниками.

Определение 5

Сигнификативная функция речи – организации в единую иерархическую систему обозначений имени явлений, предметов, действий и других значений.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Виды речи

Принято выделять несколько видов речи:

В свою очередь данные понятия также включают в себя некоторые элементы, которые разберем более подробно.

Устная речь

Определение 6

Устная речь – это тот тип речи, который произносится и воспринимается на слух, то есть является внешним.

Устная речь, в свою очередь делится на следующие компоненты:

  • Диалогическая.
  • Монологическая.

Определение 7

Диалогическая речь – это разговорный тип речи, который характеризуется неполной развернутостью, ситуативностью, в ней многое не высказывается благодаря контексту понятному участникам разговора.

https://www.youtube.com/watch?v=UKW5OfcmSJE

В ней большая роль отводится интонации, мимике, эмоциональному фону высказывания и прочим невербальным средствам общения. Диалогическая речь характерна разнообразностью развернутости, полноты и расчлененности. Если участвующие в беседе люди интуитивно понимают друг друга, они могут сокращать высказывания.

Определяется это степенью представления предмета разговора, на основании сказанного ранее, происходящего в данную минуту, а также уровнем понимания между собеседниками и стремлением к достижению этого понимания.

Отсутствие же внутреннего контакта между говорящими, противоположное отношение к предмету разговора способно сформировать трудности в общении, понимании сути, истинного смысла речи и может потребовать более развернутого ее построения.

Определение 8

Монологическая речь – это тип речи, в котором участником является один человек, а характер ее более развернут, грамматически оформлен, логически связан и систематичен.

Письменная речь

Реализация письменной речи осуществляется в формах, доступных для зрительного восприятия. Как правило, она закрепляется в виде письменного текста, который дает большую свободу при обращении с ней.

Формулируя высказывания в письменной речи, происходит поиск оптимального способа оформления сообщения, доступен выбор различных вариантов, проверка и перепроверка техники построения предложения для достижения более точного выражения смысла.

Однако, существующий разрыв времени между формированием письменной речи и ее восприятием делает ее обезличенной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом, в чем и заключается основное отличие от устной речи.

В отличие от устной речи, где существование общей ситуации, объединяющей собеседников, применение выразительных средств общения и интенсивный эмоциональный обмен обеспечивает возможность понимания без тщательного продумывания содержания, письменная требует более систематизированного и логически связного изложения.

При всех различиях данных видов речи нельзя противопоставлять их друг другу, ведь обе они не представляют собой однородного, завершенного целого компонента. Разнообразность этих понятий подтверждается и различием компонентов. Так устная речь включает в себя:

  • Разговорную речь.
  • Беседу.
  • Публичное выступление.
  • Лекцию.
  • Доклад.

Видов письменной речи также довольно много и все они разнообразны. Так можно выделить следующий ряд компонентов письменной речи:

  • Статьи.
  • Монографии.
  • Научные трактаты.
  • Произведения эпистолярного жанра и другие.

В свете набирающего оборота технического процесса образовался новый вид речи – письменный по форме, но близкий по смыслу и характеристикам к устной речи.

Данный тип используется в большей степени при общении в чатах, системах быстрого обмена сообщениями.

Здесь предложения подвергаются сокращениям, используются символы, анимированные изображения для передачи эмоциональной сути, активно применяется сленг, аббревиатуры, игнорируются общепринятые правила орфографии и пунктуации.

Существенное значение имеет дифференциация речи на внешнюю и внутреннюю, где последняя осуществляется беззвучно, имеет другую функцию и строение.

Внешняя речь напрямую связана с обменом информации и коммуникативным процессом, а функция внутренней речи определяется как обеспечение процесса мышления и внутренней регуляции. Наиболее явное проявление внутренней речи можно наблюдать в процессе чтения текстов, решения задач, построения мысленных планов.

С ее помощью происходит упорядочивание полученной информации, самоинструктирование, анализ действий и переживаний. Структуру внутренней речи можно рассматривать как обобщенные семантические комплексы, которые состоят из фрагментов слов, фраз и с которыми группируются наглядные образы и условные знаки.

В случае столкновения человека со сложностями или при возникновении внутренних затруднений внутренняя речь может перерасти во внутренний монолог, шепотную или громкую речь.

🎥 Видео

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

Искусство говорить красиво. Техника речи и постановка голоса. Узнай как говорить красиво и уверенно!Скачать

Искусство говорить красиво. Техника речи и постановка голоса. Узнай как говорить красиво и уверенно!

Соблюдай эти 7 правил общения, чтобы нравиться людям. Эффективная коммуникацияСкачать

Соблюдай эти 7 правил общения, чтобы нравиться людям. Эффективная коммуникация

Секреты Грамотной РечиСкачать

Секреты Грамотной Речи

КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.Скачать

КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.

3 правила, которые сделают тебя МАСТЕРОМ общенияСкачать

3 правила, которые сделают тебя МАСТЕРОМ общения

ИСКУССТВО РЕЧИ. МАРИНА ЛИВАНОВА. Тренинг. Часть 1Скачать

ИСКУССТВО РЕЧИ. МАРИНА ЛИВАНОВА. Тренинг. Часть 1

Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

Самые важные навыки делового общенияСкачать

Самые важные навыки делового общения

Как разговаривать С КЕМ УГОДНО 💬 Лайфхаки радиоведущей / #ТЕДсаммариСкачать

Как разговаривать С КЕМ УГОДНО 💬 Лайфхаки радиоведущей / #ТЕДсаммари

Речь - показатель интеллекта! / Какая связь между речью и интеллектом?Скачать

Речь - показатель интеллекта! / Какая связь между речью и интеллектом?

Русский язык 5 класс (Урок№33 - Прямая речь. Диалог.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№33 - Прямая речь. Диалог.)

Как научиться формулировать мысли. Как четко и ясно выражать свои мысли. Ораторское искусство памятьСкачать

Как научиться формулировать мысли. Как четко и ясно выражать свои мысли. Ораторское искусство память

Харизма | Оливия КабейнСкачать

Харизма | Оливия Кабейн

ЯЗЫК И РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО И ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ//ТЕОРИЯСкачать

ЯЗЫК И РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО И ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ//ТЕОРИЯ
Поделиться или сохранить к себе: