Аутизм у ребенка

Аутизм у ребенка Полезное
Лечится ли аутизм

Аутизм у ребенка

Аутизм – распространенное психическое отклонение у детей, из-за которого им затрудняется социализация. Так как человек воспринимает мир со своей позиции, с самых первых дней жизни не стремится к общению с другими людьми, даже самыми близкими родственниками.

  1. Наследственная предрасположенность. Если у предков по любой линии отмечались признаки аутических расстройств, то малыш может их унаследовать. Нередко патология проявляется выраженней, в сравнении с предыдущими поколениями [1].
  1. ДЦП – детский церебральный паралич может возникать вследствие поражения тех участков мозга, которые отвечают за аутические черты.

  2. Ожирение или проблемы с обменов веществ матери в период беременности.
  3. Кислородное голодание плода в последние дни беременности или при родах.

  4. Перенесенные мамой вирусные или бактериальные инфекции заболевания в периоде вынашивания.

С уверенностью определить, что именно способствовало развитию отклонения, бывает невозможно даже после широкого обследования. Поэтому и считается, что аутизм не лечится полностью из-за неустановленных причин возникновения.

Степени проявления болезни

Можно ли достаточно скорректировать, вылечить аутизм у ребенка так, чтобы аутист смог стать полноценным членом общества? Способность вести обычную жизнь в взрослом возрасте зависит от степени расстройства.

В зависимости от тяжести проявления симптомов, выделяют такие категории пациентов:

  1. Группа 4 – самая легкая. Пациент мало чем отличается от здорового человека. Единственные признаки: чрезмерная чувствительность к чужому мнению, ранимость, обидчивость.
  1. 3 степень проявляется увлеченностью, аутическими зацикленными занятиями. Однообразные, не познавательные увлечения, повторяющиеся раз за разом годами, сюжеты рисунков. Здесь уже встречается стремление отгородиться от мира, забраться в свою «раковину».
  1. 2 группа заметнее третьей. Ребенок старается отгородиться от мира, общается с ограниченным кругом людей. Избегает новых знакомств, изменений в окружении. Избирателен в еде, предметах обихода и одежде. На попытки поменять что-то в привычном ритме жизни и обстановке может реагировать агрессивно [2].
  1. 1 группа ставится детям, фактически лишенным социальной активности. У ребенка нет никакой потребности в общении с окружающим миром, не развивается речь, наблюдается умственная отсталость.

Группы с 4 по 2 включительно, полностью или частично поддаются корректировке при условии регулярной работы с психологом, логопедом. В случае 1 группы, какое-либо лечение для ребенка-аутиста вряд ли возымеет эффект.

Не исключено оформление инвалидности такому ребенку.

На вопрос: «лечится или нет детский аутизм», корректным ответом будет такой: он неизлечим. Ребенок вряд ли когда-либо сможет избавиться от особенностей психики. Но в наших силах адаптировать его к социуму, облегчить коммуникацию с другими людьми.

Благодаря правильно поставленной коррекционной работе, ребята проживают счастливую жизнь, не чувствуя себя исключенными из социальной жизни. Взрослея, они адаптируются к социуму, могут работать, заводить отношения, создавать семьи.

трудность состоит в выборе подходящего способа реабилитации пациентов с разными видами аутизма. Терапия для детей-аутистов складывается из 3 ведущих направлений:

Под термином биомедицина подразумевается следование специальной диете. А также очищение окружающего пространства от опасных для ослабленного здоровья особенного малыша вещей. Рекомендуется регулярный прием специально подобранных комплексов витаминов.

Основа реабилитации – поведенческая терапия, именно она отвечает за главный аспект лечения аутистов – социальную адаптацию.

https://www.youtube.com/watch?v=XRuk_VCgYIA

Среди методов, доказавших свою эффективность в различных случаях, выделяются:

  • Обучение по программе TEACCH. Распространенный метод дающий стабильные результаты. Основывается на визуальной подаче необходимой для понимания и запоминания информации. Применяют большое количество разнообразных наглядных пособий, способных вызвать стойкий интерес у аутиста. Развивается познавательная способность, малыш учится самообслуживанию [3].
  • Логопедия, речевая терапия. Проблемы с речью, ее заторможенным развитием встречаются практически во всех случаях при таком отклонении. Работа с логопедом улучшает не только речь малыша, но и его коммуникативные навыки. У отдельных пациентов так развивается тяга больного к вербальному общению, принятие его необходимости.
  • Трудотерапия обучает аутиста базовым навыкам, развивает моторику движений. На занятиях ребенок осваивает поведенческие нормы и основные навыки, необходимые в быту.
  • Развивающая терапия выстраивается в зависимости от способностей и состояния конкретного пациента. Ее задача – развить человека интеллектуально, повысить социальные и эмоциональные возможности.
  • Терапия социальных навыков. Во время занятий пациентов обучают основам социального ролевого взаимодействия. Обыгрывают ситуации ежедневного общения, учат, как правильно реагировать в различных бытовых ситуациях [4].

Существует еще целый ряд методов, используемых индивидуально в зависимости от результативности в каждом конкретном случае.

Для того, чтобы вылечить аутизм, дать шанс ребенку на полноценную жизнь в будущем, необходима комплексная терапия, соединяющая в себе несколько методов одновременно.

Список использованной литературы

Видео:Аутизм у детей - причины, первые признаки, диагностика, методы коррекцииСкачать

Аутизм у детей - причины, первые признаки, диагностика, методы коррекции

Аутизм у детей: признаки, причины и лечение

Аутизм у ребенка

Аутизм у детей: признаки, причины и лечение

Аутизм – это неврологическое заболевание, отражающееся на функциональности головного мозга. Первые симптомы проявляются уже в раннем детстве, хотя диагноз может быть подтвержден не ранее трехлетнего возраста.

В разной степени аутизм характеризуется отсутствием реакции со стороны ребенка на обращение и просьбы, отсутствием игры со сверстниками, трудностями в выражении эмоций или общением с помощью жестов.

Данное расстройство имеет много разновидностей, бывает, что ребенок просто развивается медленнее – и это путают с аутизмом.

Причины аутизма

Аутизм не является психическим заболеванием! Предполагается, что коренными причинами являются нарушения в формировании центральной нервной системы, начиная с дородового возраста. Проблема имеет генетическую природу, связанную с наличием специфического гена в хромосомах. Важно отметить, что его обнаружение не обязательно означает аутизм.

Аутизм в настоящее время рассматривается как многофакторное расстройство, и можно выделить условия, повышающие вероятность мутации гена.

Согласно статистике, один из 500 человек страдает от аутизма, причем мальчики в четыре раза чаще, чем девочки.

повреждение нервной системы, например перинатальное, вследствие гипоксии при тяжелых родах проблемы с обменом веществ, расстройства пищеварения серьезные инфекции, например врожденный токсоплазмоз возраст родителей во время зачатия (чем выше, тем выше вероятность появления)

В типичных формах симптомы аутизма появляются до 3-х летнего возраста. Однако родители обычно отмечают первые признаки уже в младенческом возрасте.

Их беспокоит, что ребенок слишком молчалив, спокоен, не вздрагивает от шума, не фокусирует взгляд на входящих людях, а если его берут на руки – настороженно замирает.

Такой малыш может долго смотреть в одну точку, например, на часы с маятником или колышущуюся на окне штору. Бывает, что изначально развитие ребенка идет нормально, а затем вдруг неожиданно проявляется «необычное».

Болезнь чаще встречается у мальчиков, но симптомы аутизма сильнее у девочек. Она не излечима, но чем раньше будет поставлен диагноз, тем лучше. Необходимое терапевтическое лечение может обеспечить аутичного ребенка относительно нормальными условиями развития, также важен качественный уход.

Как ведет себя ребенок с аутизмом?

Аутичный ребенок заперт в своем собственном мире. Он не ощущает необходимости разговаривать с окружающими людьми. Налицо – целостное расстройство развития. Ребенок избегает общения со сверстниками и семьей. Он не разговаривает с матерью, не реагирует на посторонних.

Он не просит родителей купить игрушку. Не реагирует на боль. Не радуется приходу бабушки. Когда он получает свое любимое мороженое – он не выказывает удовольствия. Улыбки или&жесты других людей не имеют для него большого значения.

Вы можете улыбнуться ему с самой искренней нежностью, и он не обратит на это внимания.

https://www.youtube.com/watch?v=2IUx-3XGhWs

Ребенок с аутизмом не разговаривает или произносит нелогичные фразы, например, повторяет слова из рекламных роликов. Вместо «я» он говорит «ты», он использует непонятные фразы. Поведение ребенка с аутизмом стереотипно – машет руками, раскачивается, как маятник, или кружится.

Он становится чрезмерно привязанным к некоторым объектам. И если кто-то отнимает их у него, он паникует. Ему не нравится, когда кто-то меняет его привычки. Он любит ходить одной дорогой, есть с одной тарелки, чистить зубы одной и той же щеткой.

Плохо переносит изменения в своей повседневной деятельности.

Что нужно понимать:

  • Дети с расстройствами часто имеют очень избирательный и ограниченный круг интересов. Аутичные дети часто чувствуют беспокойство и легко становятся агрессивными, из-за малейшего повода теряют сон. Диагноз ставится несколькими специалистами – психолога, неврологом и психиатром.
  • Интеллектуальный уровень имеет большое значение в течение болезни и в последующем прогнозе. Есть случаи, когда у детей с аутизмом наблюдается глубокая умственная отсталость, но есть и такие, которые проявляются расстройствами только в некоторых сферах, в других развитие нормальное, а в некоторых даже выше среднего.
  • Синдром Саванта – это когда аутичный ребенок демонстрирует невероятные достижения в узкой области, например, обладает впечатляющей механической памятью, невероятными музыкальными навыками или свободно подсчитывает невообразимые последовательности больших чисел.

Неспецифические симптомы аутизма

Аутичные расстройства всегда влияют на социальные контакты, языковые и поведенческие особенности, и часто сопровождаются другими нарушениями в организме, которые могут помочь распознать заболевания:

  • Расстройства пищеварения – люди с аутизмом страдают от диареи и/или длительного запора из-за повреждения слизистой оболочки кишечника и гипертрофии патологической бактериальной флоры.
  • Ослабленный иммунитет – аутичные дети склонны к аллергии и различным типам инфекций из-за повреждения иммунной системы и дисбаланса Т-клеток,
  • Дефицит витаминов и элементов – нередко дети с аутизмом стремятся ограничить свое меню несколькими блюдами, отмечается недостаток витаминов С, В6, В12, А, Е и элементов – магния, селена, цинка и хрома,
  • Отравление тяжелыми металлами – наблюдается ослабление способности к детоксикации.

Диагностика аутизма

Нет определенных медицинских тестов, которые сразу дают ответ на вопрос, страдает ли ребенок аутизмом. При распознавании симптомов аутизма специалисты в первую очередь уделяют внимание поведению и развитию ребенка.

Постановка диагноза делится на два этапа

  1. Тест развития ребенка: специалист проверяет, обладает ли ребенок базовыми навыками, соответствующими его возрастному критерию или имеет место задержка в развитии. Если есть подозрение, что ребенок подвержен высокому риску нарушений развития, связанных с тем, что другие люди в семье страдают аутизмом, преждевременными родами или низким весом при рождении, то проводятся дополнительные скрининговые тесты. Скрининговые тесты должны проводиться на детях 1,5-2 лет.
  2. Комплексная оценка состояния ребенка – это второй этап диагностики. Оценка включает поведение ребенка и интервью с родителями, кроме того, могут быть выполнены неврологические и генетические тесты и другие медицинские исследования. Комплексную оценку обычно делают:
    • неврологи – оценивают работу мозга и нервов;
    • развивающие педиатры – оценивают развитие ребенка;
    • детские психологи или психиатры – определяют наличие отклонений в психо-эмоциональном плане.

Примечание: если вы подозреваете, что наш ребенок отстает в развитии, обратитесь к специалисту, как можно раньше! Даже если вам не смогут подтвердить диагноз, пройти курс сеансов в центре остеопатии будет полезно даже здоровому малышу, а страдающему от недиагностированного аутизма – просто необходимо!

Важность дифдиагностики

При выявлении аутизма важно различать, его от других расстройств, например, проблем со слухом или зрением, отставанием развития, или нарушением речи. Есть определенные заболевания, которые могут напоминать аутизм, поэтому их нужно исключить, проведя малышу обследование. Оно может включать:

  • анализ крови и мочи
  • ЛОР-тесты – чтобы исключить проблемы с речью
  • тест на токсоплазмоз и цитомегаловирус
  • проверка слуха – чтобы исключить проблемы со слухом,
  • неврологические тесты – выполняются для исключения других неврологических расстройств
  • офтальмологические исследования – чтобы исключить проблемы со зрением,
  • генетическое или метаболическое тестирование – часто проводится родителями, чтобы исключить наследственный фактор.

Остеопатия при аутизме

Остеопатия – это безопасная, щадящая и эффективная форма лечения для детей всех возрастов, в том числе от нескольких недель. Важно понимать, что роды являются серьезным стрессом для новорожденного ребенка.

При рождении новорожденного уровень адреналина в 20 раз выше, чем у взрослого человека во время сердечного приступа. Во время родов огромная сила сжатия действует на тело ребенка, когда матка толкает его к родовому каналу.

При этом голова новорожденного находится под большим давлением, особенно если используются щипцы, вакуумный насос, если малыш крупный или имеет место многоплодная беременность.

https://www.youtube.com/watch?v=rJAlzFDcwRU

Все это повышает риск травматизации ребенка при родах, и как следствие – становится провоцирующим фактором для аутизма, если имеет место генетическая предрасположенность. В подобных случаях мы рекомендуем воспользоваться помощью опытных остеопатов.

Краниосакральная терапия (черепная остеопатия) включает очень мягкие манипуляции и сдавливание черепа для расслабления структуры соединительной ткани. Терапия улучшает кровообращение, кровоснабжение органов и работу нервной системы.

Остеопатическое лечение у младенцев является мягким и безболезненным, но, тем не менее, отмечено значительной эффективностью. Остеопат использует мануальные методы, с помощью которых он вызывает глубокие изменения в организме ребенка.

Благодаря такой обработке, опорно — двигательный аппарат, нервная, пищеварительная и иммунная система работает в максимально оптимальный образе.

Также стоит отметить высокую чувствительность аутичных детей к прикосновениям, что приводит к формированию эмоционального напряжения. Разблокировка такого напряжения позволяет существенно улучшить поведенческие навыки. Если аутизм не связан с отставанием в развитии, можете рассчитывать на весьма заметные результаты.

Укажите ваш номер телефона и специалист клиники
свяжется с Вами в течении 15 минут и проконсультирует

Подпишитесь и узнавайте первыми

о новых услугах, спецпредложениях и акциях!

АДРЕСА КЛИНИК в Санкт-Петербурге

Видео:Ранние признаки аутизма у ребенкаСкачать

Ранние признаки аутизма у ребенка

Признаки аутизма у детей: до года, в 1 год, в 2 года, в 3 года и старше

Аутизм у ребенка

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (

У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев.

Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.

5) и несколько других форм.

Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» – расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо.

    У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике.

    В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a.

    «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).

    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:

    • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
    • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
    • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
    • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
    • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
    • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
    • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
  3. Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.

    Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с аутизмом, но это неверно, они не являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях.

    • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
    • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
    • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
    • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
    • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
    • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма.

До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра.

Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=n3UccjGLgBY

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

  • Визуальный контакт
  • Есть ли ответная улыбка
  • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
  • Реагирует ли ребенок на свое имя
  • Лепет
  • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

В 1-2 года:

  • Есть ли у ребенка отдельные слова
  • Понимает ли ребенок речь
  • Понимает ли жесты
  • Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
  • Проявляет ли интерес к другим детям
  • Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
  • Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

В 2-3 года:

  • Произносит ли простую фразу из 2 слов
  • Есть ли эхолалии
  • Символическая игра
  • Наличие стереотипий

В 3 года:

  • Направлена ли речь ребенка на общение
  • Играет ли с другими детьми
  • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
  • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
  • Реакция на изменения обстановки

Признаки аутизма в 4 года и старше:

  • Ребенок понимает речь слишком буквально
  • Путает личные местоимения
  • Не способен поддерживать дружеские отношения
  • Упрямство (ригидность)
  • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет).

Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны.

Составляется программа коррекции, которая может включать:

  • Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
  • Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
  • Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
  • Soundsory (улучшение моторики и речи).

Автор текста: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.

Видео:ЭТО НЕ АУТИЗМ! Признаки правильного развития ребенкаСкачать

ЭТО НЕ АУТИЗМ! Признаки правильного развития ребенка

«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме

Аутизм у ребенка

11 Апрель 2019 12:01

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм.

Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед.

Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.

https://www.youtube.com/watch?v=Rm6NmnAP8M8

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист.

Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка.

Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками.

Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист.

Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет.

Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует.

Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение.

Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так.

Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками.

Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир.

Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры.

У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы.

К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

https://www.youtube.com/watch?v=RA9pDEjDIVM

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям.

Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным.

Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.

Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.

Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая.

Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно.

Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста.

Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации.

Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.

Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.

Зпрр с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы.

В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач.

Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны.

Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения.

Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.

https://www.youtube.com/watch?v=jKCO4M8BG_k

Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

🔍 Видео

АУТИЗМ: причины, признаки, симптомы | Лечение АУТИЗМА у детей | Как распознать аутизм у ребенка?Скачать

АУТИЗМ: причины, признаки, симптомы | Лечение АУТИЗМА у детей | Как распознать аутизм у ребенка?

Аутизм - Школа доктора Комаровского - ИнтерСкачать

Аутизм - Школа доктора Комаровского - Интер

Аутизм у детей симптомы // Ранние признаки аутизма у детей // Симптомы аутизмаСкачать

Аутизм у детей симптомы // Ранние признаки аутизма у детей // Симптомы аутизма

У меня аутизм | Диагностировали в 29 летСкачать

У меня аутизм | Диагностировали в 29 лет

Как мы узнали про аутизм у ребенка. #аутизмнеприговор #аутизмизлечим #михаилкомаров #аутисты #РАССкачать

Как мы узнали про аутизм у ребенка. #аутизмнеприговор #аутизмизлечим #михаилкомаров #аутисты #РАС

Ранние признаки аутизма. Детский аутизм. Early signs of autism. Children's autism. #РАС #аутизмСкачать

Ранние признаки аутизма. Детский аутизм. Early signs of autism. Children's autism. #РАС #аутизм

Аутизм - Доктор КомаровскийСкачать

Аутизм - Доктор Комаровский

Аутизм за 5 минут. Основные признаки аутизма. Статистика заболеваемости аутизмом. Причины аутизма.Скачать

Аутизм за 5 минут. Основные признаки аутизма. Статистика заболеваемости аутизмом. Причины аутизма.

Ранние признаки аутизмаСкачать

Ранние признаки аутизма

Отличие детей аутистов от нормотипичных на примере моих детейСкачать

Отличие детей аутистов от нормотипичных на примере моих детей

Новый метод в лечении аутизма у детейСкачать

Новый метод в лечении аутизма у детей

Кто такие аутисты? | Приступы возбуждения, гнева, самоагрессии | Быть счастливым несмотря ни на что!Скачать

Кто такие аутисты? | Приступы возбуждения, гнева, самоагрессии | Быть счастливым несмотря ни на что!

Что поможет ребенку с аутизмом?Скачать

Что поможет ребенку с аутизмом?

Узнала о своём Аутизме в 29 летСкачать

Узнала о своём Аутизме в 29 лет

Как понять, что у ребенка АУТИЗМ?Скачать

Как понять, что у ребенка АУТИЗМ?

Причины аутизма. Почему рождаются аутичные дети?Скачать

Причины аутизма. Почему рождаются аутичные дети?

Первые признаки аутизма. История МаркаСкачать

Первые признаки аутизма. История Марка
Поделиться или сохранить к себе: