Эти дети всегда на виду: они постоянно в движении, что-то хватают, бросают, на замечания не реагируют, не доводят начатое до конца. И дело не в плохом воспитании, а в болезни. СДВГ у детей сегодня диагностируется все чаще.
: 18 апреля 2016 г.
Эксперты:
Екатерина Пономарева, педагог-психолог, психолого-медико-социальный центр «Лекотека»,
Наталия Семенова, врач-генетик, МГК ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова
Наталья Суворова, кандидат медицинских наук, руководитель Детского нееврологического центра, невролог отделения реанимации новорожденных и недоношенных детей городской больницы № 8
Екатерина Фуфаева, нейропсихолог, научный сотрудник отделения психолого-педагогической помощи НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, член Европейской мультидисциплинарной академии нейротравматологии (EMN) и Всемирной федерации нейрореабилитации (WFNR)
В среднем в мире насчитывается до 21% детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВиГ). В России их около 35%. В Австралии среди учеников младшей школы таких до 40%. В США говорят о 30% школьников. Причем у мальчиков это заболевание встречается в 8 раз чаще, чем у девочек.
- Где у него кнопка?
- Окончательный диагноз
- Кто виноват?
- Что делать?
- Гиперактивный ребенок: норма или болезнь? Разъяснения доктора Комаровского
- Гиперактивность: где норма, а где болезнь?
- Так чем же отличается гиперактивность как болезнь от гиперактивности как черты характера ребенка?
- Как родители могут помочь гиперактивному ребенку?
- СДВГ. Советы детского врача-психиатра
- Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
- Причины СДВГ
- СДВГ или избалованность?
- Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
- ᐉ Комаровский — что такое дефицит внимание и как его лечить
- Чем активный малыш отличается от гиперактивного?
- Как лечить СДВГ у ребенка по Комаровскому: советы родителям
- Как успокоить ребенка с СДВГ
- Что об этом говорят родители
- — 10 правил воспитания гиперактивного ребёнка — Доктор Комаровский
- Лечение СДВГ у детей, симптомы и причины синдрома
- Что такое СДВГ
- Причины возникновения проблемы
- Первые тревожные симптомы
- Куда обращаться родителям
- Лабораторное подтверждение диагноза
- Актуальные методы лечения
- Занятия с психологом
- Лекарственные препараты
- Советы для родителей
- 🎥 Видео
Где у него кнопка?
Как правило, основные жалобы родителей – что ребенок непослушный, не реагирует на замечания взрослых, чрезмерно подвижный, бесцельно хватает предметы, не может пять минут посидеть спокойно, раздражителен, импульсивен, даже агрессивен.
При этом плохо концентрирует внимание, не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи. На занятиях часто отвлекается, что мешает усвоению знаний в детском саду или школе. У непоседы нет друзей, ему сложно в коллективе, так как он отстает от сверстников в психическом развитии, но стремится командовать и руководить.
Трудно складываются отношения и со взрослыми: наказания на него не действуют, а похвалы почти не стимулируют.
Окончательный диагноз
Часто диагноз СДВиГ ставится необоснованно, под похожими симптомами могут скрываться самые разнообразные патологии – шизофрения, эпилепсия, аутизм, и просто бурный темперамент. В основе выявления СДВиГ у детей лежит нейропсихологическая
диагностика, которая определяет, как формируются те или иные высшие психические функции: памяти, внимания, речи, мыслительной деятельности, зрительного и слухового восприятия, предметных движений.
На основе полученных данных нейропсихолог составляет индивидуальный терапевтический комплекс. С кем-то врач занимается индивидуально, для таких детей группа – тяжелые условия.
Если требуется небольшая коррекция, то родители получают советы, что делать дома, и приходят периодически на контроль.
Методы нейропсихологической коррекции разработаны для детей от 4 лет. Для совсем маленьких непосед есть невролог, который может выявить риски возможного развития заболевания, и дефектолог – он поможет научить родителей правильно играть с малышом.
Важно: лечение, начатое в 5–6 лет эффективнее, чем в 10–11. Оставленная без внимания проблема из медицинской может превратиться в социальную: не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, гиперактивные дети с дефицитом внимания ведут себя все хуже и хуже.
Biofeedback-терапия, или метод биологической обратной связи (БОС) направлен на развитие навыков самоконтроля. Появившись в США в 60-е годы прошлого века, он получил быстрое развитие на Западе, а теперь и в России. Суть диагностики: ребенок садится перед монитором, на котором показывают мультик.
Как только активность мозга становится чрезмерной, ребенок отвлекается (это фиксируют специальные датчики), мультфильм прекращается. На экране появляются черные пятна, в ушах раздается неприятный скрежет. Как только ребенок вновь сосредоточен, мультик включается. То есть школьник учится контролировать свое состояние.
Продолжительность БОС-терапии – от 15 до 40 сеансов по 20–40 минут 2–3 раза в неделю.
Кто виноват?
Ответ на этот вопрос хотели бы получить и врачи. На сегодняшний день конкретная причина СДВиГ не найдена. Более того в ходе диагностики у таких детей не находят никаких структурных нарушений.
Обычно это идеальная картинка строения головного мозга, хорошая биохимия крови, неплохая ЭЭГ, которая показывает некоторые изменения, говорящие о небольшой возбудимости.
Инфекционные заболевания, травмы, анестезия, осложнения во время беременности и родов, экология или социальная среда не являются причиной развития заболевания. Тогда что же?
- Последние исследования показали, что расстройство связано с дефектом нескольких генов. В результате в мозге вырабатывается мало допамина, вещества, которое управляет процессами торможения, и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение. Кроме того, развитие СДВиГ связано с генетическими факторами, поэтому для установления природы расстройства необходима консультация генетика.
- Еще одна причина — дефицит магния и таурина, которые участвуют в обменных процессах в клетках. Сбой в биохимической системе приводит к дисбалансу в системах торможения и возбуждения. Согласно английскому исследованию, у школьников 7–12 лет, получавших дополнительно 200 мг магния в день в течение полугода, значительно улучшилось поведение.
- Рабочая версия, которая сейчас активно исследуется, – это питание, а именно — дефицит незаменимых аминокислот. Без них невозможна нормальная работа мозга — в частности, аминокислоты необходимы для строительства многих нейротрансмиттеров (веществ, обеспечивающих передачу нервных импульсов от одной клетки к другой), с которыми у гиперактивных детей большие проблемы. Они должны получать полноценное белковое питание.
- И конечно, важную роль играет семья, в которой ребенок воспитывается. Поводом для развития СДВиГ у детей, предрасположенных к этому заболеванию, может стать среда, где очень много раздражителей. Например, если мама с папой одновременно дают разные указания, ребенок не понимает, на чем ему сконцентрироваться. Мультики во время еды или постоянно работающий телевизор отвлекает ребенка, не давая сосредоточиться на конкретном деле. Большое количество игрушек в поле зрения также рассеивает внимание.
Потребность в магнии для детей 4–8 лет составляет 180 мг в сутки, а 9–13 лет – 240 мг.
Много магния содержится в какао, гречке, ржи, овсе и зародышах пшеницы, в бобовых, включая арахис, а также печеном картофеле, бананах, шпинате и другой зелени.
Тарелка гречневой каши дает половину суточной нормы магния, миска овсянки или печеная картофелина – примерно пятую часть нормы, а если получать весь магний из бананов, их придется съесть штук восемь.
Что делать?
В США и Европе активно используют психостимуляторы, которые снижают общую активность мозга, успокаивают детей, повышают внимание. Однако вокруг этих препаратов не утихают споры. В России стараются применять немедикаментозную нейропсихологическую коррекцию. Успех лечения на 90% зависит от родителей, которые должны набраться сил и терпения и ежедневно заниматься с ребенком.
- Научиться правильно играть. Детей с СДВиГ нельзя заставлять сидеть спокойно. Наоборот, им надо предлагать двигаться. Но чтобы это движение было не бессмысленным, нужно придумать много подвижных игр. Все игры и обучающие занятия надо строить по типу слоеного пирога: немного позанимались тем, что требует концентрации, затем попрыгали с дивана на конкретную подушку или проползли под столом по определенной кривой и опять вернулись к сосредоточенному заданию. Тем самым ребенок учиться регламентировать свою двигательную активность. Для этой цели отлично подойдет старая добрая игра «Море волнуется раз», которая заставляет ребенка «замирать» на короткое время.
- Убрать лишние игрушки. В поле зрения оставить 1–3 игрушки. Лучше, если они будут убраны в упаковку или завернуты в бумагу. Начинать игру лучше с одной игрушки. Ребенку не обязательно сидеть во время игры, он может бегать вокруг стола, на котором стоит единственная пирамидка. Постепенно можно добавлять игрушки. Через некоторое время заек и мишек менять на других.
- Работать в тандеме с педагогом. Конечно, найти понимающего учителя не просто. Но сообщить, что ребенок проходит терапию, надо обязательно. Принцип слоеного пирога в школе тоже работает. Высидеть 30–40 минут за партой непоседе сложно. Учитель должен направлять энергию в мирные цели: предложить раздать тетради, полить цветы, вытереть доску и т. д. Действия должны быть короткие: отвлекся ненадолго, снова сосредоточился на уроке.
У непосед есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Американские исследователи установили, что среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше удачливых бизнесменов, чем среди спокойных и уравновешенных людей.
- Организовать двигательную активность. Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот физкультура с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны. Не забывать про меры предосторожности, такие дети не очень хорошо понимают, где опасность.
- Часто хвалить. Причем делать это целенаправленно, объясняя за что. Это дополнительные внимание и контроль. Например, не просто сказать: «Молодец, собрал портфель сам». А проговорить, что именно сделал: «И красный карандаш положил, и синий, и линейку, и ластик».
- Соблюдать режим дня. Размеренный темп жизни необходим вечно возбужденным живчикам. Распорядок должен быть четким и понятным. Не просто готовимся ко сну, а что именно надо сделать: пойти умыться, почистить зубы, переодеться в пижамку и лечь в кровать. У детей с СДВиГ часто отмечается повышенная тревожность, привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.
: 18 апреля 2016 г.
Видео:10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор КомаровскийСкачать
Гиперактивный ребенок: норма или болезнь? Разъяснения доктора Комаровского
Дети всегда активнее взрослых. Так они устроены – активность и подвижность помогает им познавать мир и развиваться. Но есть дети не просто активные, а гиперактивные. Они ведут себя так, как будто у них «шило в попе», совершают необдуманные поступки.
Неговорящие дети: что делать с ребенком-молчуном?
Многие родители часто задаются вопросом, является ли активность их ребенка чертой характера, или такая гиперактивность – уже болезнь. Советы известного доктора Евгения Комаровского помогут вам понять, где грань между нормой и патологией.
Гиперактивность: где норма, а где болезнь?
Пока одни дети спокойно катаются на качелях или делают пасочки в песочнице, другие гоняют по двору и ищут, кого бы задеть. У вас именно такой малыш? Но это не повод считать, что у него СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), и что он болен.
https://www.youtube.com/watch?v=zVllRSeBcww
Гиперактивность у ребенка может быть как вариантом нормы, так и болезнью, подчеркивает доктор Комаровский.
Ребенку с гиперактивностью как чертой характера очень тяжело воспринимать сложные задания. Например, просьба убрать свою комнату для него непонятна. Потому что убрать комнату – означает, застелить постель, сложить игрушки и т.п. Такому ребенку придется давать задания поэтапно. А если он чем-то увлечен, то придется приложить усилие, чтобы переключить его на другое занятие.
Доктор Комаровский на примерах рассказал, как отличить обычного гиперактивного ребенка от ребенка, которого пора вести к врачу, и поделился секретами воспитания детей с “шилом в попе”.
Дети до года: Как защитить малыша от укусов насекомых
Так чем же отличается гиперактивность как болезнь от гиперактивности как черты характера ребенка?
Если это черты характера ребенка, то гиперактивность не мешает ребенку нормально развиваться и быть полноправным членом коллектива, объясняет доктор Комаровский. Такой ребенок нормально общается со сверстниками.
Но если гиперактивность является болезнью, то без помощи специалистов – психологов или врачей ребенок не может быть нормальным членом общества. У него возникают конфликты при общении со сверстниками. Характерный симптом такого состояния – импульсивность. Родителям ребенка с СДВГ не нужно ждать, пока «само пройдет».
Чем быстрее вы обратитесь за помощью к детским психологам или психиатрам, тем быстрее решиться проблема вашего ребенка.
Детский аутизм: эффективность коррекционных методик
Как родители могут помочь гиперактивному ребенку?
Специалисты выделили 10 педагогических правил, соблюдая которые, родители могут помочь своему гиперактивному ребенку (если это черта характера, а не болезнь). О них рассказал доктор Комаровский.
- Установите контакт. Если ребенок не реагирует на ваше словесное обращение, прикоснитесь к нему. Уберите то, что может помешать контакту, например, выключите телевизор или отложите игрушку.
- Закон постоянства правил. Правила поведения, которые вы устанавливаете для гиперактивного ребенка, должны быть понятны, конкретны и выполнимы. И соблюдать их нужно не только сегодня, а всегда. Например, просьба «повесь штаны в шкаф» не сработает, если вы не объясните ребенку, какие штаны и в какой шкаф нужно вешать, и что это нужно делать всегда.
- Порядок и безопасность. Родители гиперактивного ребенка должны сделать все, чтобы уменьшить риск травмы для него.
- Режим во всем. Даже в выходной придется соблюдать привычный режим дня. Так ребенку легче адаптироваться.
- Правила кулика. Родители часто ругают своих детей и перестают замечать, что у него получается хорошо. Ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью нужно хвалить.
- Не победа, а участие. Хвалите ребенка за то, что он делает что-нибудь хорошее. Даже если результат далек от идеала.
- Ветер в паруса. Находите в гиперактивном ребенке особенности, которыми отличается лучше всего, и поддерживайте его в этом. Например, в способности быстро собирать пазлы или хорошо мыть посуду. Такие дети всегда получают особое удовольствие, когда выполняют то, что у них хорошо получается. Создайте им условия для этой работы.
- Энергию в нужное русло. Создайте ребенку с гиперактивностью условия, чтобы он мог потратить избыток энергии перед сном.
- Искусство собираться в поход. Если вы куда-то собираетесь с гиперактивным ребенком, потратьте время, чтобы объяснить ему, как себя вести.
- Родители тоже люди! Если у родителей есть возможность, чтобы отдохнуть от ребенка, используйте ее. Ведь гиперактивному ребенку нужны адекватные и спокойные мама и папа.
Детей, нуждающихся в лечении СДВГ, в разных странах мира 1-7%, мальчиков в 2-4 раза больше, чем девочек. В Украине недостаточно детских психиатров, поэтому у нас эта проблема не поднимается на должном уровне. А это опасно, потому что такие импульсивные дети вырастают, идут в армию и им дают в руки оружие.
До 80% людей, которые сидят в тюрьмах – это гиперактивные дети, которым во время не помогли, – говорит доктор Комаровский.
Видео:Препараты улучшающие работу головного мозга у детей | Журнал доктора КомаровскогоСкачать
СДВГ. Советы детского врача-психиатра
«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.
Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода.
Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная.
Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.
https://www.youtube.com/watch?v=h7NoAPRN41U
А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.
Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации.
У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят.
В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода.
Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога.
Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.
Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)
СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%.
Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив.
Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.
Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.
Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.
Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.
Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности.
К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.
Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.
У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.
Причины СДВГ
1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.
2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.
3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.
https://www.youtube.com/watch?v=Pbz9499SJac
В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.
СДВГ или избалованность?
К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:
1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).
2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.
3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.
4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.
5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.
6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.
7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.
8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.
9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.
10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.
11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.
Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!
Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.
Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.
Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями.
И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам.
Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).
Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.
По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.
2. Невроз и невротические реакции
В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.
Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.
Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:
1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.
2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.
3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.
https://www.youtube.com/watch?v=Vitkt6xlYg0
Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.
Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.
В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.
Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.
Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций.
При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается.
Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.
Возможные причины невроза:
- ослабление физического здоровья;
- расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
- вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
- закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.
Признаки невроза:
1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.
Видео:Гиперактивный ребенок - Школа доктора КомаровскогоСкачать
ᐉ Комаровский — что такое дефицит внимание и как его лечить
Повышенная активность некоторых деток пугает мам, так как они относят ее проявлению синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Действительно, такая вероятность существует. Однако стоит ли паниковать сразу, и как понять, где норма, а где патология? Ведь если вовремя распознать проблему, с ней можно будет бороться.
Доктор Комаровский
Рассмотрим, как дефицит внимания понимает Комаровский, и ознакомимся с рекомендациями профессионала, которые помогут родителям при воспитании гиперактивного ребенка.
Чем активный малыш отличается от гиперактивного?
Синдром дефицита внимания по мнению Комаровского встречается почти у 7% деток. Ребенок с СДВГ не будет обдумывать свои действия, осуществляя каждый свой шаг под воздействием импульсов. Он постоянно задает вопросы, при этом не выслушивая на них ответы. Игры он предпочитает подвижные с минимумом правил и отсутствием необходимости концентрироваться.
Активный малыш
Причем заметить первые признаки синдрома можно будет уже у грудничка. Он будет будто пытаться вырасти быстрее, научиться ходить и говорить. Такие малыши быстро теряют интерес к игрушке, плохо спят и капризничают.
Однако самостоятельно ставить диагноз не стоит. Только опытный психолог или психиатр сможет установить, действительно ребенок имеет СДВГ, или его активность – это всего лишь черта характера.
Статья в тему: Занятия псхолога и логопеда с ребенком с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности Комаровский отличает от обычной общительности и импульсивности по тому, как это влияет на жизнь ребенка в целом. Если он способен нормально поддерживать отношения в коллективе, играть с другими детьми без регулярных конфликтов и успешно обучаться, то вероятнее всего, синдрома нет.
https://www.youtube.com/watch?v=ZfH5xf4WrN4
Но если вы отмечаете, что гневливость, неспособность сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания или излишняя импульсивность начинает влиять на жизнь вашего чада, стоит незамедлительно обратиться к психологу.
Как лечить СДВГ у ребенка по Комаровскому: советы родителям
СДВГ по мнению Комаровского – это никак не приговор, а скорее сигнал к необходимости особо внимательно отнестись к своему ребенку. Помните о важности комплексности лечения, которое предполагает обращение в обязательном порядке к специалисту, и полное выполнение всех его рекомендаций. Среди них может быть медикаментозное лечение, посещение семейной и индивидуальной психотерапии.
Не стоит забывать и о личном вкладе, который мамам и папам придется внести в лечение.
Существует ряд рекомендаций, способных облегчить воспитание гиперактивных детей:
- прежде чем обратиться к ребенку, устраните другие объекты, привлекающие его внимание (мультики, игрушки, компьютерные игры и т.п). В противном случае он вас может просто не услышать;
- постоянно придерживайтесь установленных правил, не меняя их. Если вы что-то запретили сегодня, то завтра и послезавтра это также останется под запретом. Тут важна последовательность и четкое объяснение рамок;
- выработайте режим дня, при котором одни и те же действия будут осуществляться в строго отведенное время. Для этого можно проконсультироваться с психологом или психиатром;
- постарайтесь найти ребенку занятие, способное стать для него настоящим хобби. Для этого определите, что у него действительно получается делать. При этом акцентируйте внимание на успехе, а не на неудачах;
- научитесь взаимодействовать с ребенком вне дома. Продумайте то, как вы будете себя вести, если что-то пойдет не так, а также постарайтесь мягко, но понятно объяснить малышу, как именно стоит себя вести.
Статья в тему: Как вести себя с гиперактивным ребенком.
Как успокоить ребенка с СДВГ
Важно помнить, что угрозы и агрессия не дадут абсолютно никаких плодов, когда малыш становится практически неуправляемым. Согласно словам Комаровского, дети с диагнозом СДВГ лучше откликаются на уверенную манеру общения, спокойствие и теплоту, которая позволят ребенку расслабиться.
Спокойствие мамы во время успокоения ребенка
Практикуйте методы релаксации и выполнение физических упражнений. Для их назначения стоит проконсультироваться с врачом. Чаще всего советуют устраивать несколько раз во время занятий физкультминутки, практиковать йогу и медитацию.
Также хорошо помогает простое переключение внимания. Например, когда вы замечаете, что ребенок вот-вот «взорвется», отложите учебники или приостановите игру, и предложите ему взамен другую деятельность.
В первую очередь успокойте себя!
Кроме этого, говоря о СДВГ у детей, Комаровский акцентирует внимание и на состоянии родителя. Ведь именно ему придется принять основной удар в лечении, а значит, его собственное состояние также должно быть в норме.
Старайтесь выделять хотя бы 20 минут в день для себя. Вместе с ребенком осваивайте методы релаксации, и в любую удобную минуту отдыхайте. Помните, именно вы являетесь той опорой, которая так нужна вашему малышу.
Что об этом говорят родители
Опыт у каждого свой, и не всегда удается справиться с СДВГ. Однако, как показывает практика, упорный труд и хорошее понимание потребностей своего малыша, позволяют добиться видимых результатов. Ниже представлены отзывы мам, которые проходят борьбу с расстройством вместе со своими малышами.
Отзывы о детках с гиперактивностью | |
Почему не стоит волноваться | В чем могут возникнуть сложности |
ИраЯ своего сына обожаю именно за то, какой он есть. А именно, он живой и подвижный. Всегда что-то рассказывает. Мы с мужем не сдаемся, направляем его. Так что особых проблем даже не заметили. Любите своих детей! | Гость«…Такое впечатление, что все лечение – это простая трата времени. Поведение дочки ужасное, дисциплины никакой…». |
ГостьДа, сыночек у нас не подарок. Но мы водим его к психологу в центр, и это дает свои плоды. Может импульсивность и осталась, но это управляемо. | МираПропили препараты, отходили к психологу. Но что-то результата нет. Сказали заниматься еще дома усиленно. Хотя как заставить ребенка усидеть на месте, вообще не представляю. |
ГостьПостоянно занимаюсь с ребенком дома, и вожу его к психотерапевту. Плюс, принимаем препараты. Немного устранились симптомы. Но это только полгода лечения. Думаю, дальше будет лучше. |
Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайте u-mama.ru.
Вывод
Чем больше сил вы вкладываете в своего ребенка, тем быстрее будет заметен результат. Главное помнить, что невозможно справиться с проблемой в одиночку, и не стоит делать из здорового ребенка своего пациента. Посетите врача, установите точный диагноз, и следуйте его указаниям. Тогда есть шанс, что уже к моменту взросления малыш станет здоровым.
— 10 правил воспитания гиперактивного ребёнка — Доктор Комаровский
Видео:Как распознать гиперактивного ребёнка? - Доктор КомаровскийСкачать
Лечение СДВГ у детей, симптомы и причины синдрома
Неугомонный ребёнок — абсолютно нормальное явление. Однако с наступлением школьного возраста чрезмерная подвижность начинает мешать учебному процессу. Повышенная активность получила своё название — синдром дефицита внимания и гиперактивность. К счастью, диагностирование и лечение СДВГ сегодня значительно упрощено.
Что такое СДВГ
Дефицитом внимания называют особенности развития ребёнка, заключающиеся в нарушении его поведения. Малыш с СДВГ отличается повышенной активностью и неумением сосредотачиваться на одном деле. Такой ребёнок не может подолгу сидеть на месте, а неинтересные дела сразу же забрасывает.
Распознать дефицит внимания можно и по реакции ребёнка на комментарии взрослых. Кроха всё слышит и понимает, однако не следует указаниям старших. Просьбы прекратить «бестолковую» беготню не действуют. ребёнок словно ощущает потребность в постоянном движении.
Находиться в движении ребёнка заставляет импульсивность. Он не планирует свои поступки и не пытается предугадать их исход. До наступления дошкольного возраста главной опасностью столь активного образа жизни становятся бытовые травмы и риск заблудиться в незнакомой обстановке.
https://www.youtube.com/watch?v=XuQfv18Qp20
По мере взросления ребёнка, «взрослеет» и проблема — малышу трудно учиться и фиксировать своё внимание. Именно поэтому чрезвычайно важно диагностировать синдром на максимально ранней стадии.
Причины возникновения проблемы
Споры относительно природы синдрома длятся давно. Неврологи классифицируют СДВГ как неврологическое заболевание. Главным фактором его возникновения медики называют не внешние причины, а особенности работы головного мозга. Но помимо врождённой склонности к развитию гиперактивности, существует и ряд факторов, способствующих возникновению СДВГ.
Что может спровоцировать СДВГ:
- Тяжёлая беременность. Угроза выкидыша, недостаточное питание, вредные привычки и стрессы оказывают негативное влияние на развитие плода. Если во время беременности у эмбриона возникла гипоксия, вполне возможно, что патологии развития нервной системы приведут к СДВГ.
- Осложнения родов. Стремительные роды или затяжная родовая деятельность могут повлиять на последующее развитие малыша. Среди факторов риска также следует отметить стимуляцию родов или раннее их наступление.
- Атмосфера в доме. Может сказаться и обстановка в доме, где растёт малыш. Постоянное нервное напряжение, ссоры и излишне строгое воспитание могут стать причиной гиперактивности.
- Отравление токсическими веществами или плохое питание.
- Индивидуальные особенности развития головного мозга.
Первые тревожные симптомы
Согласно статистике, синдром дефицита внимания диагностируется у 3−5% детей дошкольного возраста. Раннее обнаружение симптомов позволяет устранить проблему ещё до поступления в школу. Примерно у 30% детей заболевание устраняется с возрастом. После 14 лет симптомы либо постепенно угасают, либо человек учится купировать их самостоятельно.
Любопытно, что у мальчиков дефицит внимания возникает гораздо чаще, чем у девочек. При этом характер синдрома у парней носит агрессивных характер, а девочки страдают от невнимательности. Распознать синдром гиперактивности можно ещё в младенчестве.
Грудничок с дефицитом внимания тревожно спит, а в часы бодрствования много двигается. Такие дети чрезмерно привязаны к матери. Они активно и бурно воспринимают смену обстановки. Предложенные крохе игрушки мгновенно становятся неинтересными. Игры увлекают младенца лишь на несколько минут.
С наступлением дошкольного возраста симптомы становятся всё более отчётливыми. Малыш не может усидеть на занятиях в детском саду. Ему трудно находить общий язык со сверстниками. Некоторые дети с СДВГ проявляют беспричинную агрессию к окружающим. Любые запреты и указания игнорируют. У них наблюдается повышенная физическая активность.
Помимо проблемы с обучением, СДВГ мешает и социальной адаптации ребёнка. Чрезмерная агрессия и повышенная возбудимость провоцирует конфликты со сверстниками и педагогами. Сложности в воспитании ребёнка с СДВГ начинаются ещё в дошкольном возрасте. Если проблема не была решена, симптомы усугубляются, переходя вместе с малышом за школьную парту.
Симптомы повышенной активности у школьника:
- Невнимательность на занятиях. Внимание ребёнка часто переключается, ему трудно сосредоточиться и выслушать учителя.
- Бессознательные двигательные рефлексы. Ученик не может спокойно сидеть на месте, он вертится и ведёт себя беспокойно. В ситуациях, когда требуется повышенное внимание, он и вовсе может встать и уйти.
- Малыш не может соблюдать тишину, когда этого требует педагог.
- Домашние задания и дела ребёнка оказываются незаконченными. Слово или предложение в тетради может обрываться на середине.
- В ситуации, когда требуется подождать своей очереди, ребёнок не может выдержать и нескольких минут.
- Наблюдаются проблемы с самодисциплиной. Школьник не может организовать собственный рабочий процесс.
- ребёнок сознательно избегает ситуаций, когда требуется проявить внимательность и усидчивость.
- Нередко дети с СДВГ теряют личные вещи или забывают элементарное.
- Им также свойственна повышенная болтливость. Школьник перебивает других и не даёт закончить речь.
- Ученик сознательно провоцирует конфликт. В играх не придерживается правил и спорит.
- Он не может оценить результат собственных поступков. В ситуациях, где он неправ, свою вину отрицает.
- На уроках учитель не может добиться внимания такого ребёнка.
- Во сне гиперактивность проявляется вознёй. Малыш ворочается, сбрасывает одеяло и комкает простыни. Он может говорить или кричать во сне. За ночь просыпается по несколько раз.
Конечно же, описанные выше симптомы периодически «посещают» любого ребёнка. Все малыши иногда бывают возбуждены или не хотят спокойно сидеть на занятиях. Однако у детей с СДВГ ситуация повторяется систематически.
Куда обращаться родителям
Если родители обнаружили хотя бы несколько признаков гиперактивности, следует обратиться за консультацией к специалисту. Вопросами развития нервной системы занимается детский невролог и психиатр.
Начать обследование можно с визита к детскому психологу. Он поможет отличить СДВГ от невроза и других заболеваний.
В случае подтверждения диагноза синдром дефицита внимания у детей, лечение назначает невролог.
Диагноз СДВГ подтверждается либо опровергается на основе предоставленных родителями данных:
- Поведение ребёнка в коллективе.
- Любимые игры и характер забав.
- Соответствие умственного и речевого развития возрасту.
- Характер сна, пищевого поведения и дневной активности.
- Наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
Помимо этой информации, специалист предлагает ребёнку пройти ряд психологических тестов. Может быть назначено обследование МРТ, ЭЭГ (Электроэнцефалография) и другие виды диагностики.
Лабораторное подтверждение диагноза
Информация, предоставленная родителями, считается самой важной для постановки диагноза. Однако окончательный вердикт врач выносит лишь на основе результатов обследования. Ребёнку предстоит пройти некоторые несложные процедуры. Обследование включает такие этапы:
- Электроэнцефалография — исследование направлено на изучение биоэлектрической работы нервной системы. Активность мозга может оцениваться как в период сна, так и во время бодрствования.
- М-эхо — анализ ультразвукового сигнала различных областей мозга.
- Реоэнцефалография — обследование кровеносных сосудов головного мозга.
- МРТ — магнитное поле проектируется на экран в виде трёхмерного изображения исследуемой зоны мозга.
Актуальные методы лечения
В случае если диагноз подтвердился, врач назначает лечение. В зависимости от выраженности симптомов подбирается соответствующая терапия. В большинстве случаев лечение включает в себя педагогическое воспитание и работу с психологом. Лечение при помощи медикаментов применяется крайне редко. Препараты назначают лишь в том случае, если предложенная терапия не дала результатов.
Важно знать, что родителям не следует игнорировать необходимость лечения. Запущенная в детстве гиперактивность может вылиться в более серьёзные проблемы. Согласно статистике, 1% взрослого населения Земли страдает от СДВГ. По мере взросления проблема влечёт за собой нарушение поведения, склонность к наркотическим зависимостям и высокий уровень тревожности.
Занятия с психологом
В основе уроков психотерапии лежит тренировка памяти и развитие внимательности. Психолог также использует методики по снижению тревожности. Если у малыша наблюдаются дефекты речи, проводятся логопедические занятия. Вместе с тем развиваются коммуникативные навыки и нивелируется конфликтность.
https://www.youtube.com/watch?v=HX07iSfe8mM
Родителям рекомендуется посещать такие занятия вместе с ребёнком. Нередко мама и папа «обзаводятся» раздражительностью и депрессивными состояниями, не сумев самостоятельно справиться с проблемой. Партнерские занятия помогают родителям выбрать правильную модель поведения и устранить собственные ошибки в воспитательном процессе.
Во время уроков с психологом родители поймут, что запреты в случае с СДВГ не действуют, а лишь усугубляют ситуацию. В отношения мамы и ребёнка привносится доверие. Специалист также поможет подобрать тип физических нагрузок.
Лекарственные препараты
Любопытно, что ряд специалистов в области медицины отрицают существование такого синдрома, как гиперактивность. Некоторые медики объясняют поведение ребёнка особенностями темперамента, поэтому и лечить СДВГ у детей не нужно.
Некоторые специалисты утверждают, что СДВГ возникает в результате внутреннего протеста ребёнка против неправильного обращения. Жесткие рамки воспитания, нездоровая обстановка в семье или внезапный стресс могут спровоцировать повышение активности.
Однако в некоторых случаях медикаментозное лечение все же практикуется. В основе его лежит психостимулирующая терапия. Применяются также ноотропные средства и седативные препараты. Успокаивающие и другие лекарства должен назначать специалист. Он же подбирает и дозировку.
Поскольку медикаментозная терапия назначается на длительное время, химические препараты периодически заменяют натуральными средствами. Среди народных методов лечения СДВГ стоит отметить травяные чаи, настои валерианы, мелиссы и мяты. Седативные настои применяются в период отдыха ребёнка. Эффективны также ванны на основе травяных сборов.
Советы для родителей
Поскольку медикаментозное лечение СДВГ у детей используется редко, медики советуют пересмотреть атмосферу, в которой воспитывается данный ребёнок. Нередко корень проблемы кроется именно в несоответствии выбранной родителями модели поведения темпераменту ребёнка. Советы для родителей:
- Отношения родителя и ребёнка должны строиться на взаимопонимании. Доверие станет ключом к внутреннему миру гиперактивного малыша.
- Обязательна организация режима дня и соблюдение распорядка.
- Помимо периода бодрствования, коррекции подлежит и время сна. Ложиться и просыпаться ребёнок должен в одно и то же время, независимо от того, будни это или выходные.
- Рацион малыша составляют из натуральной, полезной пищи и максимально питательных продуктов.
- Особое внимание уделяется запретам. Врождённая любознательность должна быть удовлетворена, поэтому запрещать крохе можно лишь то, что действительно угрожает её безопасности. В основе общения не должны лежать приказы. Родителям следует использовать просьбы, но не команды. Это избавит ребёнка от желания протестовать.
- Следует проявлять максимум понимания, заботы и любви. Ребёнок не должен быть свидетелем конфликтов.
- Он должен получать небольшие поручения. Выполнять их вместо него запрещается. Обязанности помогут воспитать в юном члене семьи чувство ответственности.
- На время лечение стоит избегать посещения слишком людных мест. Также важно минимизировать просмотр телевизора и игры с гаджетами.
- Родители должны стать примером для чада, поэтому нервозность следует устранить и из собственного поведения ещё до того, как малыш начнёт лечиться.
Медики до сих пор спорят относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечение этого заболевания заключается в психотерапевтическом подходе и весьма редко включает медикаментозное лечение.
🎥 Видео
Как бороться с агрессией гиперактивного ребёнка? - Доктор КомаровскийСкачать
Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор КомаровскийСкачать
Как воспитывать гиперактивного ребёнка? - Доктор КомаровскийСкачать
Какой ребёнок является гиперактивным? - Доктор КомаровскийСкачать
Гиперактивность у ребенка - Доктор Комаровский - ИнтерСкачать
СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детейСкачать
Гиперактивность - это болезнь? - Доктор КомаровскийСкачать
Какой ребёнок считается гиперактивным? - Доктор КомаровскийСкачать
Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? - Доктор КомаровскийСкачать
Гиперактивность — это болезнь или характер? - Доктор КомаровскийСкачать
Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГСкачать
Почему важно вовремя распознать гиперактивного ребёнка? - Доктор КомаровскийСкачать
Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенкаСкачать
Когда нужен невролог? - Доктор КомаровскийСкачать
5 признаков СДВ у ребенкаСкачать
Как без проблем уложить ребенка спать? Доктор Комаровский | Ранок надіїСкачать