Межнациональное общение

Межнациональное общение Полезно
Межнациональные отношения — виды, формы и примеры в современном обществе

Межнациональное общение

Этнические общности сформировались не только на основе биологических особенностей людей. В образовании таких групп важное значение сыграли общие традиции, территория проживания, язык и религия.

Нация представляет совокупность людей, живущих на территории конкретной страны и являющихся её гражданами. Национальные группы более многочисленны, чем отдельные этносы.

Как сословия и классы, этнические общности выступают объективной закономерностью развития общества.

Взаимоотношения между нациями и народами изучает обществознание. В учебной литературе на эту тему информация даётся кратко для конспекта или сообщения. Но есть источники с более подробной характеристикой и определением понятия взаимодействия между нациями.

Чтобы понять, в чём проявляются межнациональные отношения, следует вспомнить о главных признаках сложившейся общности.

Связи между народами могут выражаться в сосуществовании групп на соседних территориях, обмене культурными ценностями и традициями, а также в соединении в одну гражданскую нацию.

Развитие взаимоотношений может происходить как в мирной форме, так и в виде военных конфликтов. Межнациональные отношения формируются на двух уровнях:

  • между этническими группами в рамках одной страны;
  • между нациями разных государств.

В межнациональных связях этносы пытаются реализовать свои цели. В рамках нации интересы имеют двоякую природу.

Общность старается сохранить свои обычаи, уникальную культуру, особенности быта, манеру поведения и общения, но в то же время она желает обогатить и развить эти области, добавляя в них новое в процессе межэтнического взаимодействия. Каждая нация должна быть направлена на приобретение общечеловеческих ценностей.

Содержание
  1. Особенности развития
  2. Причины межэтнической вражды
  3. Формы конфликтов
  4. Методы сближения наций
  5. Что такое средства межнационального общения
  6. Примеры языков межнационального общения
  7. Смотреть что такое «Язык межнационального общения» в других словарях:
  8. Что такое языки межнационального общения?
  9. Зачем люди общаются?
  10. Речь — социальный феномен
  11. Словарная работа: язык официальный, государственный, межнациональный
  12. В масштабе всей планеты
  13. По страницам истории
  14. Россия многоязычная сегодня
  15. Малые языки России сегодня
  16. Законодательство России о государственном языке
  17. Основные характеристики культуры межнационального общения
  18. Цели и задачи формирования культуры межнационального общения
  19. Составные элементы культуры межнационального общения
  20. Культура межнационального общения — понятие, структура, критерии
  21. Понятие общения
  22. Межнациональное общение
  23. Культура межнационального общения
  24. Структура культуры межнационального общения
  25. Критерии и показатели культуры межнационального общения
  26. и компоненты культуры межнационального общения
  27. 🎥 Видео

Особенности развития

На современном этапе развития области межнационального взаимодействия важной проблемой является обеспечение прав этнических меньшинств. Эти группы представлены небольшими совокупностями людей одного этноса, проживающими на территории определённого государства. Они выступают его гражданами, однако не принадлежат к коренному населению.

Такие меньшинства стремятся остаться национальной общиной и сохранить признаки своей культуры. Сегодня наблюдаются две основные тенденции развития межэтнических отношений:

  1. Межнациональная дифференциация. Её сущность заключается в разграничении разных этносов и наций и их стремлении к экономической и политической обособленности, сохранению национальных традиций и самосознания. Тенденция проявляется во внимании к внутренним нуждам общности. Но сохранение признаков происходит путём самоизоляции, политического национализма и национального экстремизма.
  2. Межнациональная интеграция. Подразумевает сближение народов, укрепление связей между ними, взаимовлияние и взаимообогащение культур разных этносов.

Процесс сближения наций путём сотрудничества в политике и экономике называется глобализацией, которая происходит при помощи международных организаций. Межнациональные взаимоотношения смогут развиваться в лучшую сторону лишь с помощью гуманистических подходов.

Причины межэтнической вражды

Во многих современных государствах проживают разные этносы. Мирная жизнь в таких странах складывается не всегда. Межнациональное взаимодействие часто проявляется в виде этнонациональных конфликтов. В такой ситуации между народами растёт социальное напряжение, появляется желание защитить интересы своей нации различными методами.

Вражда между общностями может выражаться в нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне. В крайних случаях она принимает форму вооружённых столкновений или войну за национальное обособление. Главные причины межнациональных конфликтов:

  • неравенство в уровне жизни;
  • споры из-за месторасположения границ расселения народов на территории одного государства;
  • резкое изменение количества представителей этноса по различным причинам (миграция, естественный прирост населения и т. д. );
  • принадлежность к разным религиозным течениям;
  • убеждённость этноса в своём превосходстве над другими общностями;
  • вражда между нациями в прошлом;
  • стереотипы обыденного сознания;
  • агрессивная форма национализма в политике.

Национальная гордость считается довольно распространённой причиной возникновения конфликтов между разными этносами. Нации, которые считают себя лучшими, перестают уважать другие группы людей, что ведёт к разногласиям и этнической нетерпимости. Из-за этого межнациональная вражда может не разрешаться в течение десятилетий или сотен лет.

Формы конфликтов

Национализм выступает идеологическим и социально-политическим течением. Он основывается на идеях превосходства одной нации над другими этносами и государствами.

В жизни общества национализм может проявляться в разнообразных и противоречивых формах. Его воздействие на межэтнические взаимоотношения может быть как отрицательным, так и положительным.

Но в большинстве государств этот феномен рассматривают как радикальное политическое течение. Примеры национализма:

  1. Этноцентризм. Подразумевает уверенность нации в своем превосходстве над другими и пренебрежение к иной культуре. Этноцентризм возникает на основе национальной гордости и недоверия к чужим традициям. Этот вид национализма часто становится причиной возникновения бытовых предрассудков.
  2. Ксенофобия. Характеризуется навязчивой и иррациональной боязнью перед чужими традициями и культурами, которые представляются опасным и враждебным явлением.
  3. Шовинизм. Представляет агрессивную форму национализма, которая обоснована исключительностью определённой национальной группы и призывает к дискриминации, эксплуатации и угнетению других наций и этносов.

Расовая дискриминация (или расизм) часто становится причиной межэтнической вражды. Она заключается в ущемлении прав этноса по признаку национальности или расы. Представители расизма пропагандируют расистские идеи. Расовая дискриминация может проявляться на законодательном уровне и в бытовых формах.

https://www.youtube.com/watch?v=PRfbcXGnByk

Ущемление прав наций и этносов иногда имеет крайние формы, которые также могут выражаться в государственном национализме. Один из видов дискриминации — апартеид. Он представляет официальную политику расовой сегрегации, при которой определённые группы общества лишаются политических, экономических и социальных прав, а также могут быть изолированы территориально.

Другая разновидность дискриминации — геноцид. Эта форма коллективного насилия направлена на уничтожение какой-либо группы населения по этническому, национальному, расовому или религиозному признаку. Известным актом геноцида в истории человечества выступает холокост, заключавшийся в преследовании и уничтожении еврейского населения в Германии в период Второй мировой войны.

Методы сближения наций

Современное общество характеризуется сложной структурой в этническом плане. Проблемы межнациональных взаимоотношений должны решаться на государственном уровне, чтобы не возникло национальных конфликтов. Мирное сосуществование между разными этническими общностями достигается несколькими путями:

  1. Этническая миксация. Заключается в смешивании представителей различных этнических общностей в одну национальную группу. Процесс длится на протяжении многих поколений.
  2. Ассимиляция. Представляет растворение и поглощение одного народа другим.

Гуманистический подход к мирному сосуществованию разных этнических групп на территории одного государства подразумевает уважение интересов, свобод и прав каждой общности.

Такое межэтническое взаимодействие возможно в рамках многонациональной страны, в которой преодолены национальные конфликты. Эта проблема актуальна и для современной России.

В политике выделяют несколько путей разрешения межнациональной вражды:

  • признание государством и народами наличия межэтнических конфликтов;
  • отказ от насилия и любых форм дискриминации;
  • признание прав и свобод людей всех наций;
  • желание народов к мирному урегулированию любых противоречий и готовность идти на компромиссы;
  • развитие культурного сотрудничества между этносами;
  • создание эффективных международных комиссий и других структур для мирного разрешения вопросов;
  • создание межнациональных союзов между странами;
  • применение санкций со стороны мирового сообщества к государствам-агрессорам;
  • использование экономических рычагов для нормализации межнациональных отношений.

Нации смогут сосуществовать на основе культурного плюрализма. Преодолеть радикальный сепаратизм этнических меньшинств получится с принятием чужой культуры и сохранением собственных традиций, обычаев и других особенностей. Когда государство поймёт, каковы основные разногласия между этносами на его территории, тогда будет легче определить программу по улучшению ситуации в стране.

Видео:Межнациональное общениеСкачать

Межнациональное общение

Что такое средства межнационального общения

Межнациональное общение

Язык межнационального общения — язык-посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения, например, русский язык в качестве средства общения в России.

Отличается от международного языка использованием в пределах одного государства.

Примеры языков межнационального общения

  • Русский язык в России используют более 100 народов [1] . Он имеет статус «языка межнационального общения» в соответствии с Конституциейреспублики Таджикистан[2] . Русский язык также является языком межнационального общения в Казахстане.
  • Английский язык в США используют все народы, живущие в США.
  • Греческий язык в Албании, Болгарии и Румынии

Смотреть что такое «Язык межнационального общения» в других словарях:

Язык межнационального общения — Язык межнационального общения. Язык, выступающий средством образования, делопроизводства и общения в многонациональном государстве … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Например, в РФ – русский язык. Языками межнационального общения могут быть региональные языки: узбекский используют каракалпаки, таджики, татары и некоторые… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Например, в РФ – русский язык. Языками межнационального общения могут быть региональные языки: узбекский используют каракалпаки, таджики, татары и некоторые… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Таким языком в Советском Союзе, а затем в России, в силу естественным путем сложившихся исторических причин, стал русский язык. Ям.о. могут быть региональные… … Словарь социолингвистических терминов

язык межнационального общения — Язык, который используется как средство общения представителями разных национальностей в пределах одной страны. см. национальный язык … Словарь лингвистических терминов

язык межнационального общения — язык, который используется как средство общения представителями разных национальностей в пределах одной страны … Толковый переводоведческий словарь

Язык межнационального общения — язык, на котором общаются люди разных наций за пределами своей национальной территории или на территории проживания нескольких наций. Сюда подводятся как мировые языки (англ., франц. и др.), так и региональные, зональные (ср. национально аварское … Языковые контакты: краткий словарь

Язык межнационального общения — понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой то определенной местности. Зачастую Я. м. о. является язык государственный или язык: официальный.… … Энциклопедический словарь конституционного права

Язык межнационального общения — понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный. Однако… … Энциклопедия юриста

Язык-посредник — Язык межнационального общения язык посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения, например, русский язык в качестве средства общения в России. Отличается от международного языка использованием в пределах… … Википедия

Видео:21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Что такое языки межнационального общения?

Межнациональное общение

Обособление отдельных племен и народов когда-то уступило место бурным коммуникациям малого и большого масштаба. Это связано с интенсивным развитием политических, культурных, хозяйственных связей между разными странами. Поэтому появление языков межнационального общения — процесс исторически закономерный.

Зачем люди общаются?

Общение — очень сложный процесс, обычно возникающий по чьей-то инициативе (субъект общения) с конкретной целью, например, получить какие-то сведения, информацию. Общаться могут два человека и более. Тот, на кого направлена инициатива субъекта, называется объектом общения.

Жизнь Георга, герцога Кентского

Общение называют еще коммуникацией, но если коммуникация имеет целью лишь обмен информацией, то цели общения шире. В его процессе люди:

  • обмениваются сообщениями, ставят общие цели;
  • обсуждают проблемы и договариваются о совместных действиях;
  • изменяют, корректируют свое и чужое поведение;
  • обмениваются чувствами, переживаниями, эмоциями.

Взаимопосещение уроков учителями: анализ и образец заполнения

https://www.youtube.com/watch?v=Kz8QQKjx55w

Самая распространенная форма общения — вербальная, то есть речь. Еще люди могут общаться жестами, мимикой, взглядами, если, например, говорят на разных языках. Особое место среди коммуникативных средств занимают искусственные языки, созданные для международного общения или в специализированных областях деятельности (эсперанто).

Речь — социальный феномен

Каждый человек занимает в социуме определенное место в соответствии с его полом, образованием, возрастом, семейным положением, вероисповеданием, то есть он является членом сразу нескольких социальных групп и выполняет определенную роль. Его связь с другими членами социума осуществляется посредством общения, в том числе и языкового.

На территории любой страны в связи с неоднородностью общества существуют диалекты: социальные (например, на слух можно определить уровень образованности человека), территориальные (московский говор, кубанский говор). Стиль речи соответствует общественным потребностям и зависит от сферы ее использования — бытовая речь существенно отличается от профессиональной.

Антифрикционные свойства материалов и их состав

Язык — уникальный продукт развития человеческого общества. Лингвистика изучает многие аспекты его развития как социального феномена. Например: особенности его функционирования в различных общественных слоях и группах, языковые отношения в условиях национального и этнического многообразия населения; причины, по которым язык становится средством межнационального общения, и др.

Этнолингвистика изучает процессы в обществе, связанные с его многоязычием: как формируются отношения между обществом и людьми разных народов, каковы национальные особенности самосознания, восприятия мира и выражения его в языке, культуре, что способствует сближению, а что разъединяет людей в многоязычном обществе и др.

Словарная работа: язык официальный, государственный, межнациональный

Статус языка в многонациональном государстве, как правило, закрепляется в конституции. Официальный используется в законодательной, образовательной сфере, в делопроизводстве.

Принцип языкового суверенитета народа и личности гарантирует возможность использования других языков в качестве официальных на тех территориях государства, где большинство населения пользуется ими в бытовых и официальных ситуациях.

Государственный язык — один из символов многонациональной страны, средство интеграции населения, поскольку на нем издаются законодательные документы, работают СМИ, ведется преподавание в образовательных учреждениях, осуществляется официальное общение между гражданами и с представителями других стран.

Язык межнациональной коммуникации выступает в качестве посредника между народами одного государства (или местности), населенного несколькими нациями. Служит для их общения, организации взаимодействия во всех сферах жизни.

В масштабе всей планеты

Существует несколько так называемых мировых языков, признаваемых крупнейшими, поскольку ими владеет (как основным или вторым) значительная часть населения Земли. Их носителями являются люди разных стран и национальностей. Список языков межнационального общения включает в себя до 20, но наиболее распространенные и имеющие наибольшее количество носителей — это:

  • Китайский — более 1 миллиарда носителей в 33 странах мира.
  • Английский — более 840 миллионов в 101 стране.
  • Испанский — около 500 миллионов в 31 стране мира.
  • Русский — более 290 миллионов в 16 странах.
  • Арабский — более 260 миллионов в 60 странах.
  • Португальский — более 230 миллионов в 12 странах.
  • Французский — более 160 миллионов в 29 странах.
  • Немецкий — более 100 миллионов в 18 странах мира.
  • Люксметр — это что такое: устройство, виды и принцип работы

    Языки межнационального общения и мировые языки — это средства коммуникации между народами не только стран-соседей, но даже в планетарном масштабе. На них общаются официальные представители и участники различных международных встреч, мероприятий, форумов в научных, культурных, торговых и других сферах. Шесть из них, кроме немецкого и португальского, — это официальные языки ООН.

    По страницам истории

    С объединением восточнославянских племен возникла необходимость в их тесном политическом и хозяйственном общении. В XIV-XV веках древнерусский язык стал базовым для появления близкородственных языков — русского, белорусского и украинского. Присущие им диалектные особенности не мешали взаимопониманию и общению.

    https://www.youtube.com/watch?v=xHGLVZFVFFg

    Русский язык — язык межнационального общения в бывшем СССР, а теперь в его бывших странах, один из крупнейших в мире.

    На протяжении своего существования он обогащался заимствованными словами из тех языков, с которыми населению страны приходилось исторически общаться (немецкий, французский, английский, нидерландский, иранский и др.).

    Однако и русский язык подарил миру слова (например, матрешка, спутник, самовар), понятные людям многих национальностей.

    Возникновение письменности относится к IX веку, когда появилась первая азбука-кириллица. Впоследствии она распространилась и на восточнославянские народы. Современный алфавит сложился в начале XX века, когда была проведена его реформа.

    В СССР русский был языком межнационального общения, обязательным для изучения населением страны. На нем издавались газеты, журналы, проводилось теле- и радиовещание. В союзных республиках коренное население общалось и на своих языках, печаталась литература и т. д. Русский алфавит послужил основой для разработки письменности народов, не имевших ее, которая существует до сих пор.

    Россия многоязычная сегодня

    На территории Российской Федерации проживает около 100 народов, общающихся на языке, принадлежащем к одной из 8 языковых семей. Вне пределов страны около 500 млн человек, будучи гражданами ближнего и дальнего зарубежья, являются носителями русского языка.

    Часть населения нашей страны владеет другими языками в качестве родных, которые признаны государственными в других странах: белорусским, украинским, немецким, эстонским, финским и др.

    Русский и родной — это языки межнационального общения в субъектах РФ. Во многих из них оба признаны на законодательном уровне государственными.

    Точное количество диалектов и говоров наукой до сих пор не определено. Диалекты (севернорусское, южнорусское наречия и среднерусский говор) делятся на группы и говоры, характерные для народов и народностей, населяющих определенные территории страны.

    Для них характерно специфическое произношение звуков (высота, длительность), названия предметов и действий, построение предложений.

    Например, широко известен одесский диалект, вобравший в себя некоторые особенности других языков (греческого, идиш, украинского).

    Чингиз Айтматов: «Бессмертие народа — в его языке»

    Малые языки России сегодня

    После революции 1917 года в России впервые в мире был провозглашен курс на сохранение и развитие языков малых народов. Каждый гражданин имел право обучаться, общаться на родном языке, пользоваться им во всех жизненных сферах, в том числе и в официальных (суд, хозорганы и пр.). Издание литературы, учебников, СМИ на различных языках приняло огромные масштабы.

    В то же время в научные и правящие политические круги пришло понимание того, что должны существовать языки межнационального общения — это фактор идеологического объединения населения, хозяйственного и политического развития страны, занимающей такую огромную территорию.

    Понятно, что таким языком мог быть только русский, поэтому его внедрение во все сферы жизни стало форсированным. В целом население с пониманием относилось к этим мерам, но русификация вызывала скрытое сопротивление со стороны представителей народов, населявших СССР.

    После его развала в бывших республиках с разной скоростью идет планомерное вытеснение русского языка и замена его национальным.

    В России же отсутствует четкая языковая политика, все ее вопросы в основном решаются на региональных уровнях и в зависимости от взглядов и намерений местной власти.

    Русский язык — язык межнационального общения на постсоветском пространстве в основном еще из-за стремительного развития международных рыночных отношений в постперестроечные годы и на бытовом уровне.

    Современной серьезной проблемой является распространение русского языка и языков народов России за рубежом. Организуются фонды, программы для помощи зарубежным школам, издательствам, культурным центрам. Однако задач в этой области очень много: координация действий, финансирование, подготовка специализированных кадров для государственных, общественных и благотворительных организаций.

    Законодательство России о государственном языке

    Закон 1991 г. «О языках народов РФ» (редактирован в 2014 г.) гарантирует государственную охрану и поддержку всех — больших и малых — языков, существующих на территории страны.

    https://www.youtube.com/watch?v=bbLkZSxRON8

    В России государственным языком русский провозглашен в ст. 53 ФЗ, что закреплено в ее Конституции (ст. 68). Однако это не лишает республики, входящие в состав страны, права признания собственного языка государственным. Их граждане имеют право:

    • на пользование родным языком в официальных и неофициальных учреждениях и организациях на всей территории РФ. Если они не владеют иным, кроме родного языка, то им предоставляется переводчик;
    • на выбор языка общения и обучения;
    • на его научные исследования и их финансирование из федерального и регионального бюджета.

    В настоящее время широко обсуждаются разнообразные аспекты языковой политики в России. Например, общественность волнуют тенденции к исчезновению некоторых малых языков, связанных с сокращением численности их носителей.

    Видео:Межнациональное общениеСкачать

    Межнациональное общение

    Основные характеристики культуры межнационального общения

    Межнациональное общение

    Определение 1

    Межнациональное общение – это построение конкретных взаимосвязей и взаимоотношений между отдельными людьми и группами, относящимися к различным национальностям и национальным объединениям, придерживающихся разных религиозных верований и идеологий, при которых осуществляется обмен жизненным опытом, культурными ценностями, идеями, чувствами, эмоциями и взглядами.

    Такая система межнациональных коммуникаций строится на основе определенной культуры межнационального общения, представляющей собой многофакторную систему нравственных норм и ценностей, вариантов реализации и видов деятельности, реализуемых разнородными этическими группами и национальными общностями для упрощения их взаимопонимания и взаимодействия, а также полстроения оптимальных взаимоотношений между людьми разных национальностей, культурной и религиозной идеологии.

    По сути, межнациональное общение основывается на своде конкретных норм общения и поведения, применяемых при межнациональном общении.

    Культура межнационального общения помогает каждой личности адекватно воспринимать себя, свою принадлежность к определенной нации, уважать ее обычаи и традиции и одновременно учит терпимости и принятия существования других наций, построения нормальных взаимоотношений с их представителями.

    Это положительно сказывается на интеграции наций и народностей государства, создает условия для построения дружеских взаимоотношений, как внутри одного государства, так и на мировом уровне.

    Межнациональные коммуникации строятся на основе определенного вида форм взаимоотношений между представителями разных национальностей. Они могут носить дружественный, нейтральный и конфликтный характер. При этом, система межнационального общения основывается на достижении гармонии межнационального общения и сотрудничества.

    Построение качественных межнациональных коммуникаций можно охарактеризовать следующими показателями:

    1. Способность к принятию и признанию приоритетного значения общечеловеческих ценностей над иными и осознание важности достижения гармонии в межнациональном общении, межнациональных интересах.
    2. Принятие каждой личностью себя, как представителя человеческого рода, способного к уважению всех остальных его представителей, независимо от их классовой и национальной принадлежности.
    3. Дружеские чувства между всеми народами государства.
    4. Умение проявить заботу по отношению, не только к своей нации, ее местонахождению, но и ко всему мировому пространству и планете в целом.
    5. Осознанное стремление быть полезным и значимым для своей нации, иных народностей государства и человеческого рода в целом.
    6. Оказание содействия развитию и укреплению взаимоотношений между различными национальными группами и народами.
    7. Непрерывное культурное развитие, знание культурных ценностей своей нации и знакомство с культурой других народов.
    8. Отрицательное отношение к расовым и национальным розням, проявлению шовинизма.

    Цели и задачи формирования культуры межнационального общения

    Замечание 1

    Культура межнационального общения базируется на необходимости достижения терпимого отношения каждой личности к представителям других наций и народностей.

    Такое отношение называется толерантным. Оно характеризует конструктивные связи и взаимоотношения между людьми в различных областях жизни и деятельности. толерантность является важным условием современного гражданского общества.

    https://www.youtube.com/watch?v=45Dezl9Ls20

    Кроме того, существует такое понятие, как межэтническая толерантность. Оно является более глубоким и обширным.

    Определение 2

    Межэтническая толерантность – это осознанное принятие общечеловеческих норм и моральных принципов, уважительное отношение к правам и свободам всех наций, их культуре и традициям, осознание значимости построения межкультурных взаимосвязей и взаимоотношений.

    Формирование культуры межнационального взаимодействия направлено на разрешение следующих задач:

    1. Воспитание у личности уважительного отношения ко всем нациям и народностям;
    2. Привитие уважительного отношения к культурному наследию своего народа и других наций и народностей, а также национальному достоинству собственной культуры и культуры других наций;
    3. Развитие и укрепление основ гражданственности и патриотических чувств;
    4. Привитие необходимости бережного и уважительного отношения к национальным чувствам и идеологии каждой личности, независимо от ее национальности;
    5. Воспитание таких качеств, как толерантность, терпимость, достоинство и честь.

    Достижение целевого назначения формирования культуры межнационального общения, а также решение ее основных задач реализуется посредством культурного развития и межнационального общения с раннего возраста. Родную культуру, ее ценности, историческое развитие, традиции, обычаи и нравственные нормы дети постепенно изучают еще в начальной школе.

    На основе этих знаний происходит развитие чувств гордости и чести, принятия себя и своей принадлежности к тому или иному народу, уважительное отношение к другим народам и их культуре. Постепенно, у учащихся развивается потребность в ознакомлении со своей культурой, ее спецификой, а также культурами других народов, их сравнением со своей культурой.

    Формирования культуры межнационального общения происходит на основе построения совместной социально важной деятельности, которая помогает превратить теоретические знания о нравственных принципах и ценностях в реальные нормы поведения, реализуемые на практике.

    Составные элементы культуры межнационального общения

    В составе культуры межнационального общения можно выделить три основных элемента, которые могут существовать только при тесном взаимодействии:

    • Познавательный элемент – базируется на знаниях личности о своей культуре и культурах иных наций и народностей, мировых культурных ценностях, общечеловеческих норм поведения и культурного взаимодействия, важности принятие равноценности всех этнических культур.
    • Чувственный компонент – базируется на эмоциональном восприятии личности себя, своего народа и наличия других наций и народностей, отношения к другим культурам, обычаям, традициям, идеалам и взглядам.
    • Деятельностный компонент – базируется на реальных поведенческих реакциях личности, ее поведения при взаимодействии с другими людьми, нациями, этическими группами, способности адекватно контактировать с ними, строить дружественные взаимосвязи.

    Видео:Нации и межнациональные отношения. Видеоурок по обществознанию 8 классСкачать

    Нации и межнациональные отношения. Видеоурок по обществознанию 8 класс

    Культура межнационального общения — понятие, структура, критерии

    Межнациональное общение

    Рассмотрение понятия «культура межнационального общения» начнем с исследования, что представляет собой культура общения и общение в отдельности.

    Под культурой общения чаще всего подразумевают багаж знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей проявлять толерантность в процессе общения. Именно культура общения является регулятором взаимоотношений людей, способствует укреплению правильного поведения в социуме.

    Психолого-педагогическая литература дает множество разных определений тому, что такое деятельность общения.

    Общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких лиц, которое направлено на налаживание отношений или на достижение общего результата. Во время общения люди взаимодействуют между собой как субъекты.

    https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

    Чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы в нем принимало участие по меньшей мере два человека. Каждый из собеседников играет роль субъекта. При этом общение – это не просто действие. Это взаимодействие в том смысле, что каждый участник является активным и ожидает проявления активности от своего партнера.

    Понятие общения

    Общение – это процесс непосредственных взаимодействий между двумя или несколькими людьми. С точки зрения общественных отношений общение – это форма реализации этих отношений, которая позволяет обеспечить не только предметные опосредования, но и дает возможность воспроизводить и накапливать человеческий опыт, позволяет кооперировать или разделять человеческую деятельность.

    Общение – это понятие, которое подходит и для описания взаимодействия, существующего между разными культурными и социальными системами. Это значит, что это что-то большее, чем просто межличностная связь, возникающая между людьми. При этом общение не может быть осуществлено, миновав межиндивидуальные контакты.

    Межнациональное общение

    Межнациональное общение – это существующие между людьми разных национальностей отношения и связи, в процессе которых они могут обмениваться друг с другом мыслями и чувствами, опытом и переживаниями.

    И.Б.Дерманова предлагает рассматривать межнациональное общение с позиции активной деятельности, обуславливающей общественную потребность во взаимоотношениях с этносами и нациями, а также проявлению своего отношения к национальной стороне этих отношений.

    Культура межнационального общения

    Перейдем к рассмотрению культуры межнационального общения.

    Если обратимся к трудам А.Г.Абсалямовой, то увидим следующую трактовку данного понятия. Автор обращаясь к культуре межнационального общения подчеркивает в ней совокупность нравственных, мировоззренческих, взаимообогащающихся и развивающихся отношений.

    Также и Н.С.Загорская рассматривает культуру межнационального общения как определенное качество взаимодействия через соотнесение нравственных ценностей и социокультурных потребностей.

    Мы согласны с трактовкой следующего характера – культура межнационального общения – это способ, характеризующийся готовностью личности к продуктивному взаимодействию с представителями разных национальностей.

    Таким образом, можно констатировать, что культура межнационального общения – это такие качества человека, которые определяют общий уровень его воспитанности, помогают ему быть готовым общаться с людьми разных культур.

    Такой человек легко учитывает национальные особенности, проявляет терпимость и деликатность в любых ситуациях. Он проявляет уважение к представителям разных рас и наций, учит их уважать чужую культуру и традиции, историю и языки, побуждает к национальному достоинству.

    Сюда можно включить также комплекс навыков и знаний, которые проявляются в межличностных контактах; адекватные действия и поступки в процессе взаимодействия с разными этническими общностями. Все это просто необходимо для достижения согласия и взаимопонимания между людьми.

    Межнациональное общение – это явление психологического и социального характера. У него есть присущая ему специфика. Во время межнационального общения, согласно Р.Р. Имамкулову, человек может приобщиться к другой культуре и традициям, это может сблизить его с представителями иных национальностей.

    Во время подобного общения у него появляется сознание сходства с представителями разных национальностей. Это позволяет преодолевать негативные явления в национальном самосознании.

    Общение людей, которые принадлежать к разным национальным общностям, обмениваются духовными ценностями и опытом, чувствами и мыслями – это и есть межнациональное общение.

    Современные культурные люди – это образованные люди, которые обладают самоуважением и уважают окружающих. Нужно формировать у детей способность выстраивать взаимоотношения во время взаимодействия с окружающими людьми, развивать взаимопонимание и готовность принимать других людей и их взгляды, учитывать их привычки и обычаи, интересоваться чужой культурой и не отвергать ее.

    Структура культуры межнационального общения

    Межнациональная культура общения основана на следующих структурных компонентах:

    • Когнитивный – это понимание и знание норм и принципов, а также требований гуманистической этики, практики и теории межнациональных отношений;
    • Мотивационный – это побуждение изучать культуру собственного народа и других наций, общаться с представителями разных национальностей;
    • Эмоционально-коммуникативный – это способность людей испытывать рефлексию и эмпатию, адекватно оценивать самих себя, проявлять толерантность и самокритичность;
    • Поведенческо-деятельностный – это способность владеть своими эмоциями и давать объективную оценку ситуации, быть непримиримым к актам нарушения прав людей любого вероисповедания и национальности.

    Согласно З.Т. Гасанову, межнациональная культура общения старших дошкольников – это единство эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы жизни ребенка, которая отражается в его уровне представлений о родной стране, о представителях разных национальностей в разных типах деятельности.

    https://www.youtube.com/watch?v=jKGAqJl3KLk

    Автор считает, что очень важно разрабатывать и реализовывать технологии воспитания у детей дошкольного возраста культуру межнационального общения, чтобы обеспечить формирование интереса к культуре народов, с которыми чаще взаимодействуют.

    Необходимо активизировать для этого эмоциональную и чувственную сферу детей, побуждать их проявлять дружбу и симпатию к людям, которые от них отличаются.

    Критерии и показатели культуры межнационального общения

    Можно называть следующие критерии и показатели:

    • представления дошкольников о родной стране, городе, об их культуре и истории;
    • эмоционально-ценностное отношение к культурам народов и к детям разных национальностей, которые лежат в основе воспитания дружеских чувств и уважительного отношения к нациям и народам;
    • поведение дошкольников в межнациональной среде, способность вести диалог с детьми разных наций и интересов.

    Сегодня мы наблюдаем недостаточное количество методических разработок в сфере развития дружелюбия и открытости, терпимости и взаимопонимания. Необходимо обеспечить комфортное пребывание детей разных национальностей в детском саду.

    На современном этапе формирования общества существует необходимость развития межнациональной культуры общения уже с дошкольного возраста, чтобы воспитать современных культурных людей, способных уважать свою и чужую культуру.

    и компоненты культуры межнационального общения

    Таким образом, содержание культуры межнационального общения содержит следующие компоненты:

    • уважение к представителям разных национальностей;
    • нравственный такт в отношении языка, обычаев и традиций разных народов;
    • интерес к культурным достижениям и к жизни разных народов и государств.

    понятия «культура межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

    🎥 Видео

    «Через познание культуры народов – к культуре межнационального общения»Скачать

    «Через познание культуры народов – к культуре межнационального общения»

    Обществознание 10 класс (Урок№19 - Межнациональные отношения.)Скачать

    Обществознание 10 класс (Урок№19 - Межнациональные отношения.)

    Межнациональное общениеСкачать

    Межнациональное общение

    Межнациональное общение в молодежной средеСкачать

    Межнациональное общение в молодежной среде

    Русский язык- межнациональное общение.Башкирия.Скачать

    Русский язык- межнациональное общение.Башкирия.

    Лекция и тренинг «Межнациональное взаимодействие и этнокультурная коммуникация»Скачать

    Лекция и тренинг «Межнациональное взаимодействие и этнокультурная коммуникация»

    Межнациональное общение в молодежной средеСкачать

    Межнациональное общение в молодежной среде

    Межнациональное общение в молодежной средеСкачать

    Межнациональное общение в молодежной среде

    Русский язык- межнациональное общение.Скачать

    Русский язык- межнациональное общение.

    Драки между мужчиной и женщиной / Конфликты в межнациональных парах / Интернациональные семьиСкачать

    Драки между мужчиной и женщиной / Конфликты в межнациональных парах / Интернациональные семьи

    Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать

    Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

    4.7 Межнациональные отношения 📚 ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуляСкачать

    4.7 Межнациональные отношения 📚 ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуля

    Культура межнационального общения как результат национальной политикиСкачать

    Культура межнационального общения как результат национальной политики

    Межнациональные отношения и межнациональный конфликтСкачать

    Межнациональные отношения и межнациональный конфликт

    Урок межнационального общения. Традиции славянского народаСкачать

    Урок межнационального общения. Традиции славянского народа
    Поделиться или сохранить к себе: