Межгрупповое общение

Межгрупповое общение Полезно
Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе как аспект социального развития организации

Межгрупповое общение

Психология межгрупповых отношений — одно из молодых направлений области психологии в социуме. Уже в конце XIX века многие классики описывали взаимодействия среди людей и анализировали межгрупповую агрессию.

Общество будто живой организм, работающий в процессе отношений между его элементами.

Взаимоотношения групп становятся основой в социуме и частью культуры сообщества, где каждый сохраняет и развивает себя так, как требуют нормы общества.

Содержание
  1. Межэтнические отношения как предмет исследования психологии
  2. Готовые работы на аналогичную тему
  3. Противоречия в коллективе
  4. Психология межгрупповых и межэтнических отношений
  5. Психология межэтнических отношений
  6. Психология межгрупповых отношений
  7. Внутригрупповое общение: что это такое и каковы его характеристики
  8. Элементы группы
  9. Основные факторы
  10. 1. Общая судьба
  11. 2. Сходство
  12. 3. Близость
  13. Внутригрупповое общение: что это?
  14. Характеристики
  15. Принципы внутригруппового общения
  16. 1. Принцип согласованности
  17. 2. Принцип признания
  18. 3. Принцип эмпатии
  19. Техника внутренних коммуникаций в компаниях
  20. Области внутригруппового общения
  21. 1. Свободная зона
  22. 2. Слепая зона
  23. 3. Скрытая зона
  24. 4. Неизвестная область
  25. Эволюция четырех направлений и внутригрупповое общение
  26. Цель работы команды
  27. Библиографические ссылки:
  28. Понятие и классификация межличностных и межгрупповых взаимоотношений
  29. Понятие общественных и межличностных отношений
  30. Классификация межличностных отношений
  31. Официальные и неофициальные
  32. Деловые и личные
  33. Рациональные и эмоциональные
  34. Руководства и подчинения
  35. Первичные и вторичные
  36. Рассмотрение межличностных отношений в группе
  37. Читать Шпаргалка по общей психологии онлайн (полностью и бесплатно) страница 7
  38. 23. Виды общения
  39. 24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
  40. 25. Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения
  41. 📺 Видео

Межэтнические отношения как предмет исследования психологии

Определение 1
Межэтнические отношения – это совокупность отношений между различными этнокультурными группами или их конкретными представителями.

В социальной психологии часто используются термины «межгрупповые отношения», «межгрупповое взаимодействие», «межэтническое восприятие», «межгрупповое общение», а общепринятое название области, которая изучает взаимодействие этнических групп, отсутствует.

Данный предмет отражают два наиболее широких термина – «межэтнические отношения» и «межкультурное взаимодействие».

Психологическая стратегия межкультурного взаимодействия является установочным образованием, которое регулирует групповое поведение, проявляющееся в определенной социальной ситуации.

В российской психологии термин «установка» более всего подходит для описания одного из компонентов поведенческой стороны, как считает И.Р. Сушков – это та граница, за которой уже начинаются реальные групповые действия.

Психологическую стратегию межкультурного взаимодействия, по мнению И.Р. Сушкова и его коллег, можно представить как совокупность установок представителей одной этнической группы относительно тех, кто проживает на этой же территории, и вступает в непосредственное с ними взаимодействие.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психология межгрупповых и межэтнических отношений 480 руб.
  • Реферат Психология межгрупповых и межэтнических отношений 220 руб.
  • Контрольная работа Психология межгрупповых и межэтнических отношений 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Являясь совокупностью социально-психологических установок, психологическая стратегия дает возможность осуществить прогноз психологического содержания этого взаимодействия.

Если соотнести психологию межэтнических отношений с социальной психологией в целом, то становится намного яснее. По мнению А.Л. Журавлева социальная психология занимается изучением психологических явлений, а они, в свою очередь, характеризуют индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Это говорит о том, что предметом психологии межэтнических отношений будут психологические явления, которые характеризуют группы как субъектов межэтнического взаимодействия.

П. Н. Шихирев со своей точки зрения рассматривает межэтническое взаимодействие с позиций системного подхода, что является методологически верным.

Суть процессов этого взаимодействия лучше понимается, если данную проблему рассматривать именно с позиций системного подхода, а этническую группу рассматривать как коллективный субъект, который обладает представлениями относительно других субъектов межэтнического взаимодействия.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Таким образом, можно сказать, что рассматривая социально-психологический аспект межэтнических отношений изучать необходимо отражение субъектами межэтнических отношений систему их взаимодействия, которая выражается в ингрупповых и аутгрупповых установочных образованиях.

Все феномены, свойственные межгрупповым отношениям будут присущи и межэтническим отношениям – это ингрупповой фаворитизм, аутгрупповая дискриминация, межгрупповые конфликты, стереотипизация.

Поскольку межэтнические отношения имеют специфические явления, то понятие межэтнических отношений включено в понятие межгрупповых.

К специфическим явлениям относится этноцентризм, аккультурация, этническая картина мира и др.

Противоречия в коллективе

Давайте рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть в устоявшемся трудовом коллективе. Недопонимания, различные недомолвки, конфликты начинаются тогда, когда случаются разногласия между членами формальных групп. В каждом трудовом коллективе есть человек, который склонен проявлять упрямство, навязывать свою точку зрения, он может быть очень вспыльчивым, несдержанным.

Лучше не вступать с ним в словесную перепалку, зная его характер и бурную реакцию на происходящее, в противном случае можно лишь усугубить ситуацию. Часто происходит так, что конфликт, напротив, дает повод для сплочения трудового коллектива. Нередко конфликтная ситуация возникает тогда, когда человеку предъявляют спорные, противоречивые требования относительно его труда.

Видео:Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

Психология межгрупповых и межэтнических отношений

Межгрупповое общение

Определение 1

Межэтнические отношения – это совокупность отношений между различными этнокультурными группами или их конкретными представителями.

В социальной психологии часто используются термины «межгрупповые отношения», «межгрупповое взаимодействие», «межэтническое восприятие», «межгрупповое общение», а общепринятое название области, которая изучает взаимодействие этнических групп, отсутствует.

Данный предмет отражают два наиболее широких термина – «межэтнические отношения» и «межкультурное взаимодействие».

Психологическая стратегия межкультурного взаимодействия является установочным образованием, которое регулирует групповое поведение, проявляющееся в определенной социальной ситуации.

В российской психологии термин «установка» более всего подходит для описания одного из компонентов поведенческой стороны, как считает И.Р. Сушков – это та граница, за которой уже начинаются реальные групповые действия.

Психологическую стратегию межкультурного взаимодействия, по мнению И.Р. Сушкова и его коллег, можно представить как совокупность установок представителей одной этнической группы относительно тех, кто проживает на этой же территории, и вступает в непосредственное с ними взаимодействие.

https://www.youtube.com/watch?v=x8BIZhWzpYg

Являясь совокупностью социально-психологических установок, психологическая стратегия дает возможность осуществить прогноз психологического содержания этого взаимодействия.

Если соотнести психологию межэтнических отношений с социальной психологией в целом, то становится намного яснее. По мнению А.Л. Журавлева социальная психология занимается изучением психологических явлений, а они, в свою очередь, характеризуют индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Это говорит о том, что предметом психологии межэтнических отношений будут психологические явления, которые характеризуют группы как субъектов межэтнического взаимодействия.

П. Н. Шихирев со своей точки зрения рассматривает межэтническое взаимодействие с позиций системного подхода, что является методологически верным.

Суть процессов этого взаимодействия лучше понимается, если данную проблему рассматривать именно с позиций системного подхода, а этническую группу рассматривать как коллективный субъект, который обладает представлениями относительно других субъектов межэтнического взаимодействия.

Таким образом, можно сказать, что рассматривая социально-психологический аспект межэтнических отношений изучать необходимо отражение субъектами межэтнических отношений систему их взаимодействия, которая выражается в ингрупповых и аутгрупповых установочных образованиях.

Все феномены, свойственные межгрупповым отношениям будут присущи и межэтническим отношениям – это ингрупповой фаворитизм, аутгрупповая дискриминация, межгрупповые конфликты, стереотипизация.

Поскольку межэтнические отношения имеют специфические явления, то понятие межэтнических отношений включено в понятие межгрупповых.

К специфическим явлениям относится этноцентризм, аккультурация, этническая картина мира и др.

Психология межэтнических отношений

В широком смысле слова межэтнические отношения понимаются как взаимодействие народов в разных сферах, а в узком смысле – это межличностные отношения разных по национальности народов.

Межличностные отношения происходят в трудовой, семейно-бытовой, соседской, дружеской сфере и являются видами неформального общения. Исходя из этого, разные науки к изучению межэтнических отношений подходят со своей точки зрения.

Этнологов интересует межкультурное взаимодействие, центром их внимания являются этнокультурные переменные.

Историков интересуют отношения между народами в ретроспективе.

Политическая социология занимается исследованием влияния характера межнациональных отношений на политическую обстановку в стране.

Этносоциологи и этнопсихологи имеют более близкий угол зрения и предмет исследований, что можно объяснить близостью объекта исследования и процессов, которые изучаются.

Однако, работающие в психологии этнопсихологи, занимаются изучением небольших групп, для которых иногда создаются специальные условия.

Межэтнические отношения включают в себя не только отношения сотрудничества или соперничества между группами, но и отношения к самим группам. Эти отношения могут проявляться в представлениях от позитивных характеристик и доходить до предрассудков.

В понимании этих отношений важную роль играет информация, распространяемая средствами коммуникации, создающая другую реальность в субъективном мире человека.

По своей структуре и способам выражения межэтнические отношения многообразны, но их значительная часть происходит на внешнем уровне, т.е. направлена на другие этносы.

Межэтнические отношения могут по своему содержанию далеко выходить за рамки стандартных представлений о «дружбе» и «вражде» между народами.

Рисунок 1. Регулирование межэтнических отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если на большой шкале с двумя полюсами, условно расположить все типы межэтнических отношений, то один полюс будет означать тенденцию к сближению, а другой полюс означает отдаление и даже деградацию.

Некоторые типы межэтнических отношений несут в себе обе эти тенденции, другие демонстрируют терпимое отношение друг к другу, что на условной шкале будет соответствовать «нулевой точке».

В межэтнических отношениях выделяются следующие типы:

  • амальгамизация, этот процесс означает биологическое смешивание нескольких этнических групп, результатом которого является утрата своих этнических различий. Например, формирование русской нации является процессом смешивания поморов, варягов, татар, народов Сибири и Севера, восточных и прибалтийских славян; ассимиляция – культурное слияние этнической группы с доминирующим этносом;
  • аккультурация – сохранение собственного этнического самосознания при взаимном проникновении этнических культур нескольких народов;
  • партнерство – сотрудничество нескольких этносов в вопросах совместного проживания;
  • патронирование при котором этносы добровольно сотрудничают в экономическом, политическом, культурном отношении с доминирующим этносом;
  • паразитирование – это такой вид межэтнических отношений, при котором один народ извлекает выгоду для себя от использования ресурсов другого;
  • ирредентизм – это ещё один вид отношений, когда рассеянные этносы стремятся к объединению в рамках единого государства.

Замечание 1

Эти типы межэтнических отношений являются основными и для них в той или иной степени характерны интегративные тенденции.

Психология межгрупповых отношений

Межгрупповыми являются отношения между группами, включая этнические. Иногда под межгрупповыми понимают отношения между индивидами как представителями конкретных групп.

https://www.youtube.com/watch?v=euciszU2Kdw

Практически все отношения между людьми становятся межгрупповыми при подобной постановке вопроса, тем более что человек является членом многих социальных групп.

Любые отношения индивидов, которые являются представителями разных групп, имеют личностную окраску, что приводит к межличностным отношениям.

Замечание 2

Межгрупповые отношения оказывают влияние на межличностные в той степени, в какой люди, задействованные в них, воспринимают себя и других как членов какой-либо группы.

Межгрупповые отношения многие психологи рассматривают как отношения между их членами, возможно, потому чтобы не утратить предмет исследования.

Межгрупповые отношения детерминированы теми процессами, которые происходят в обществе, поэтому их изучением занимаются многие науки.

Из всех наук только социальная психология должна заниматься изучением отражения реальных межгрупповых отношений в сознании человека, именно она должна анализировать содержание и механизмы межгруппового восприятия.

Межгрупповые отношения необходимо рассматривать как отношения между группами, а межгрупповое восприятие как групповое образование, обладающее собственными характеристиками.

Среди них, прежде всего, выделяются:

  • структурные характеристики – согласованность и унифицированность;
  • динамическая характеристика – устойчивость межгрупповых социально-перцептивных процессов;
  • содержательная характеристика, предполагающая связь когнитивных и эмоциональных компонентов;
  • оценочность.

Такой специфический механизм межгруппового восприятия как внутригрупповой фаворитизм, заслуживает особого внимания. Суть его заключается в наличии тенденции благоприятствовать своей группе и членам этой группы при сравнении с другими.

В качестве примера внутригруппового фаворитизма можно привести этноцентризм – это свойство человека воспринимать и давать оценку жизненным явлениям через призму традиций и ценностей своей этнической группы, которая выступает своеобразным эталоном.

К показателям этноцентризма относится восприятие элементов своей культуры как естественно правильных по сравнению с другими культурами, обычаи своей группы рассматриваются как универсальные, нормы, роли и ценности своей группы неоспоримы, сотрудничество с членами своей группы естественно и этим надо гордиться, даже в том случае, если необходимо враждовать с другими группами.

Замечание 3

Этноцентризм обусловлен особенностями культуры, поэтому может проявляться по-разному, а для групп характерной будет разная степень его выраженности.

Видео:12 Межгрупповые отношенияСкачать

12 Межгрупповые отношения

Внутригрупповое общение: что это такое и каковы его характеристики

Межгрупповое общение

Вы знаете, из чего состоит внутригрупповое общение? В этой статье мы поговорим об этом понятии: его определении, функциях и трех принципах, которые его регулируют. Но прежде чем проанализировать понятие группы, необходимо понять процессы внутригруппового общения.

Наконец, мы поговорим о оконной технике Johari, разработанной Luft and Ingram (1970) и используемой в компаниях для анализа внутригрупповой (внутренней) коммуникации, которая происходит внутри рабочей команды.

Элементы группы

Чтобы полностью понять концепцию внутригруппового общения, мы считаем, что сначала необходимо знать, что понимается под группой, поскольку внутригрупповое общение, как мы увидим, происходит внутри (или внутри) группы.

В контексте групповой и социальной психологии мы находим несколько групповых определений . Мы выбрали для полноты картины одного из Мак-Дэвида и Харари. Эти авторы утверждают, что группа — это «организованная система из двух или более лиц, выполняющих некоторую функцию, ролевые отношения между членами и набор норм, регулирующих эту функцию».

Кроме того, группа включает в себя различные индивидуальные поведения , которые, хотя и не гомогенизированы во внутригрупповом взаимодействии (посредством внутригруппового общения), могут восприниматься как часть объекта (группы).

Основные факторы

Но какие факторы определяют состав группы? По словам одного из авторов, Шоу, для группы субъектов для настройки группы должны существовать эти три характеристики (не все авторы думают одинаково):

1. Общая судьба

Это означает, что все его члены проходят одинаковый опыт и имеют одну и ту же общую цель.

2. Сходство

Члены группы похожи с точки зрения наблюдаемой внешности.

3. Близость

Эта характеристика имеет отношение к определенным пространствам, разделяемым членами группы , и которые облегчают факт рассмотрения этой группы как единицы.

Внутригрупповое общение: что это?

Прежде чем продолжить, определимся с понятием внутригруппового общения. Внутригрупповое общение — это общение, которое происходит между группой людей, принадлежащих к одной группе . Он охватывает все те взаимодействия, которые происходят в группе, объединенной одной или несколькими общими целями или интересами.

https://www.youtube.com/watch?v=euciszU2Kdwu0026t=207s

Другими словами, внутригрупповое общение включает в себя все коммуникативные обмены, которые происходят между различными членами одной и той же группы. Это включает в себя поведение и поведение, разговоры, отношения, убеждения и т. Д. (все, что используется в группе для любых целей).

Характеристики

Какую роль играет внутригрупповое общение в группе? Преимущественно, он предлагает последней определенную иерархическую и организационную структуру . Кроме того, он также предоставил группе требуемую совместимость, чтобы она могла общаться с другими группами.

Эта вторая функция разработана благодаря сети связи или разработки, формальной сети, которая позволяет группам общаться друг с другом, то есть обмениваться информацией и знаниями.

Внутригрупповое общение, которое происходит внутри групп, может быть формальным или неформальным , и два типа общения позволяют группе взрослеть, расти, развиваться и, в конечном счете, консолидироваться как таковые. Разумеется, формальные и неформальные обмены логически различаются по своим характеристикам.

Принципы внутригруппового общения

Мы можем говорить о трех принципах, которые управляют внутригрупповым общением (которое также может применяться к межгрупповому общению, которое происходит между группами):

1. Принцип согласованности

Этот принцип внутригруппового общения относится к открытому отношению к другим, когда речь идет о выражении наших мыслей и чувств .

2. Принцип признания

Принцип распознавания подразумевает отношение слушания (и даже «взгляда») к другому, освобождая нас от всех предрассудков и стереотипов и всегда избегая предвзятости или дисквалификации поведения , мыслей или чувств другого человека из-за простого факта несогласия с ними. ,

3. Принцип эмпатии

Третий принцип внутригруппового (и межгруппового) общения связан с доброжелательным отношением, которое позволяет нам вникать в мысли и чувства другого, да, не отрицая нашу собственную идентичность .

Кроме того, это также подразумевает признание того, что мысли и чувства другого человека уникальны и являются для нас единственным способом установить отношения симпатии или сострадания к нему.

Техника внутренних коммуникаций в компаниях

Эта техника, разработанная Люфтом и Инграмом (1970), называется «окном Джохари», и ее миссия заключается в анализе внутригрупповой коммуникации в рабочих группах. Чтобы применить его, мы должны представить, что у каждого человека есть воображаемое окно, называемое окном Джохари.

Это окно позволяет каждому общаться с остальной частью команды, и каждое окно показывает степень связи между этим человеком и остальными членами группы или команды .

Области внутригруппового общения

Авторы этой методики предлагают до четырех областей, которые настраиваются в рамках внутригрупповой коммуникации и которые составляют основу техники окна Джохари для анализа этого типа коммуникации в рабочих группах .

1. Свободная зона

Это область, где находятся все аспекты, которые мы знаем о себе, аспекты, которые знают и другие. Обычно это те вещи, о которых мы обычно говорим, которые не вызывают серьезных проблем.

Эта область обычно очень ограничена в новых рабочих командах, поэтому нет свободного и честного общения .

2. Слепая зона

В этой области находятся аспекты, которые другие видят и знают о нас, но которые мы не видим и не воспринимаем невооруженным глазом (например, чрезмерная искренность, отсутствие такта, мелкие поступки, которые могут причинять боль или беспокоить других, и т.д.).

3. Скрытая зона

Это та область, где все, что мы знаем о себе, найдено, но мы отказываемся раскрывать , потому что это личные проблемы для нас, близкие или которые мы просто не хотим объяснять (из-за страха, стыда, подозрений в нашей личной жизни и т. Д.) ,

4. Неизвестная область

Наконец, в четвертой области внутригруппового общения, предложенной Luft и Ingram, мы находим все те аспекты, о которых ни мы, ни остальные люди (в данном случае, остальная часть рабочей группы) не знают (или не знают) .

https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs

Это аспекты (поведение, мотивы …), которые могут быть известны людям вне команды, и которые могут даже стать частью одной из вышеуказанных областей.

Эволюция четырех направлений и внутригрупповое общение

Следуя технике окна Джохари, по мере того, как группа (в данном случае рабочая группа) развивается и развивается, происходит и внутригрупповое общение.

Это приводит к увеличению первой области (свободной области), потому что доверие между членами постепенно увеличивается и происходит больше разговоров, больше признаний и т. Д.

По этой причине люди постепенно стремятся все меньше скрывать и раскрывать больше информации о себе.

Таким образом, когда информация пересекается между скрытой областью и свободной областью, это называется самооткрытием (то есть когда мы раскрываем «скрытую» информацию о нас, оставляя ее «свободной»).

Со своей стороны, вторая зона, слепая зона, — это та, для которой требуется больше всего времени, чтобы уменьшить ее размер, поскольку это подразумевает привлечение чьего-либо внимания к определенному отношению или поведению, которое они имели, и которое нам не понравилось.

Обычно это поведение, которое мешает нормальному функционированию рабочей команды. Выявление такого поведения называется эффективной обратной связью.

Цель работы команды

Что касается внутригрупповой коммуникации рабочих групп и ссылки на вышеупомянутые области, то цель этих групп состоит в том, чтобы постепенно увеличивать свободную площадь, а также возможные табу, секретность или отсутствие доверие к группе.

Библиографические ссылки:

  • Andrade, H. (2005). Внутренняя организационная коммуникация: процесс, дисциплина и техника. Нетбибло: Испания.
  • Fritzen, SJ (1987). Окно Джохари. (7-е изд.). Редакция SAL Terrae Santander: Испания.
  • Viggiano Guard, N. (2009). Язык и общение. Центральноамериканская образовательная и культурная координация (CECC): Коста-Рика.
  • Хогг, М.А. и Воган, М. (2010). Социальная психология. Panamericana Редакция.

Видео:Межличностные отношения в группеСкачать

Межличностные отношения в группе

Понятие и классификация межличностных и межгрупповых взаимоотношений

Межгрупповое общение

Здоровое развитие общества и личности в целом не может существовать без связей между индивидами. Подобные взаимосвязи и есть взаимоотношения, которые могут быть как межличностными, так и межгрупповыми. Разберем основы данных понятий, их различия и аспекты формирования.

Понятие общественных и межличностных отношений

Между людьми в их социальном взаимодействии неизбежно складываются всевозможные взаимоотношения, которые характеризуются сложной системой связей. Первоначально они подразделяются на общественные и межличностные отношения, между которыми существуют различия:

  • Отношения общественной структуры характеризуют взаимодействия в обществе или между социальными группами, входящими в это общество. Тогда как межличностные отношения – это взаимодействия между конкретными людьми.
  • Общественные отношения объективны, межличностные – субъективны. В общественном понятии подобное подразумевает пренебрежением эмоциями отдельных людей и существование этих отношений независимо от чувств конкретных личностей. Межличностные отношения напротив всегда непосредственно связаны с переживаниями, чувствами и эмоциями.
  • Межличностные отношения также существуют независимо от отдельных людей, а межличностные отношения без прямого участия человека не могут существовать, поскольку являются выражением внутреннего мира человека, который и является их источником.
  • Описание социальных отношений происходит через понятие «социальная роль», в то время как межличностные отношения характеризуются с помощью терминов «социальная установка» или «личное отношение».

Социальных психологов интересуют отношения межличностного характера, в то время как социологи исследуют социальное направление общения. Характеризуя общественные отношения между людьми, принято прибегать к понятиям «социальная роль» и «статус».

Определение 1

Социальная роль – это совокупность прав и обязанностей, форм поведения, социальных действий, которые приписываются человеку, занимающему определенное положение в обществе.

https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

Пример 1

Руководители всех уровней имеют определенные права и обязанности, которые существенно отличаются от прав и обязанностей их подчиненных. Занимающие различные должности люди, также имеют неодинаковые обязанности и права.

Это относится к социальным ролям, существующим в обществе независимо друг от друга, исполняющих или принимающих их людей.

В ролевом поведении существует не только социологический, но и социально-психологический аспект, который заключается в индивидуальном, своеобразном и различном исполнении одних и тех же обязанностей различными людьми. При всех возможных вариациях исполнения одних и тех же социальных ролей, существуют общественно принятые нормы и варианты исполнения, за которые не должен выходить человек, выступающий в данной роли.

Замечание 1

Подобные нормативы исполнения социальных ролей регламентируются документально и имеют некое правовое основание.

Определение 2

Статус – положение, занимаемое человеком в системе общественных и межличностных взаимоотношений.

Чем дальше продвинулся человек по социальной лестнице и чем выше занимаемое им социальное положение в обществе, тем выше его социальный статус.

Обладая высоким авторитетом и уровнем признания в обществе, человек может считаться обладателем высокого статуса в системе межличностных отношений.

Таким образом, понятие «социальный статус» и термин «социальная роль» обладает социологический и социально-психологический аспекты.

Впервые поставила и решила вопрос соотношения общественных и психологических отношений Г. М. Андреева, которая также выделила несколько видов общественных отношений:

  • Политические.
  • Идеологические.
  • Социальные.
  • Экономические.

По мнению Андреевой их содержание раскрывается и обсуждается не только в социологии, но и в других социальных науках.

Межличностные же отношения являются непосредственным предметом исследования конкретно социальной психологии.

Вследствие чего при изучении человеческих отношений в первую очередь психологи обращают внимание на межличностные отношения, которые существуют между людьми или внутри малых социальных групп.

Классификация межличностных отношений

Классификация межличностных взаимоотношений между отдельными людьми имеет следующую структуру:

  • Официальные и неофициальные.
  • Деловые и личные.
  • Рациональные и эмоциональные.
  • Руководства и подчинения.
  • Вторичные и первичные.

Более подробное изучение каждого из представленных видом позволит получить исчерпывающее представление о структуре тех или иных систем отношений между людьми.

Официальные и неофициальные

Определение 3

Официальные – это отношения, которые возникают между людьми на основании должностного общения.

Их регуляция основывается на документационных положениях, имеющих правовую природу и официальное подтверждение, тогда как неофициальные отношения складываются на основе личных взаимоотношений между людьми. Они не регулируются официально и не имеют правовой базы.

Определение 4

Неофициальные отношения – это взаимодействие между людьми, которые не носят официального характера. Это также отношения, складывающиеся помимо должностных и деловых отношений, в которые они обязаны вступать.

В официальные или формальные отношения люди вступают из-за должности, а не по личному предпочтению, что является объединяющим фактором с деловыми отношениями. Но не все деловые отношения могут быть официальными, ровно, как и наоборот.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Деловые и личные

Деловые отношения возникают в последствии совместной работы людей, личные же складываются независимо от производимых совместных действий. В качестве образа деловых отношений можно представить служебные взаимоотношения, распределение обязанностей в коллективе или группе.

Характер деловых взаимоотношений не имеет определяющего эмоциями фактора и больше зависят от распределения ролей в совместной деятельности.

Деловые отношения основаны на ролях, которые люди играют в совместной деятельности, обязательствах, которые возлагаются на них или возлагаются на себя по предпочтению самой личности.

https://www.youtube.com/watch?v=mCEzBrkHCtc

Определение 5

Личные взаимоотношения – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их совместной деятельности.

В качестве примера таких взаимоотношений можно рассматривать симпатию, антипатию, уважение, неуважение и прочее. Основой личных отношений являются чувства, возникающие между участниками общения и индивидуальные психологические особенности. Проявляемые в отношениях чувства могут быть положительными или отрицательными, а именно:

  • Симпатия/антипатия.
  • Любовь/вражда.
  • Доверие/недоверие.
  • Уважение/неуважение.
  • Признание/непризнание и прочие.

К индивидуальным особенностям, которые могут повлиять на развитие личностных отношений, можно отнести волю, мотив, темперамент, характер, потребности, способности. Характер у личных взаимоотношений субъективный, они выражают личное отношение человека, которое может не разделяться группой или обществом.

Рациональные и эмоциональные

В отношениях рациональных предопределяющим фактором являются знания людей друг о друге и объективные оценки личности от окружающих.

Определение 6

Рациональные – это отношения, которые основаны на расчете и разуме, строятся и развиваются исходя из ожидаемой или реальной пользы, которые участники этих отношений могут принести или уже приносят друг другу.

Определение 7

Эмоциональные – отношения, основанные на субъективной оценке людей, личном, индивидуальном восприятии окружающих.

Подобные взаимоотношения сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями и не всегда основываются на объективной информации участников друг о друге. Рациональные отношения не всегда могут эмоционально подкрепляться.

Пример 2

Человек может испытывать в отношении другого положительные эмоции и чувства, в то же время, имея четкое понимание того, что эти отношения не несут никакой материальной или другого рода пользы. И наоборот, имея личную неприязнь к человеку можно вступать с ним в рациональные отношения, рассчитывая на извлечения определенной выгоды.

Руководства и подчинения

Отношения руководства и подчинения выражаются неравноправностью, в которой некоторые люди обладают большими правами, чем другие, находящиеся в подчинении. Подобные отношения имеют название «субординационные», а равноправные отношения руководства и подчинения принято называть координационными.

Определение 8

Субординационные – это отношения между людьми, имеющими различный социальный статус, занимающими разные должностные позиции в определенной организации или группе, различное положение в обществе.

Параллельно этим существуют отношения равноправные или паритетные отношения, в которых социально-психологическая основа заключается в равноправии участников отношений, определяющимся в паритетной форме.

Такие личности не состоят в подчинении друг у друга, действуют самостоятельно и независимо.

Первичные и вторичные

Определение 9

Первичные – это базовые, устойчивые и долгосрочные отношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях, которые обуславливаются чувством личной привязанности и преданности друг другу.

Подобный вид отношений является общим для многих, он охватывает многие социальные роли, формы поведения и ситуации. В них не наблюдается строгих норм взаимодействия, а люди, вовлеченные в первичные отношения, давно и хорошо знают друг друга.

Определение 10

Вторичные отношения – это относительно кратковременные и поверхностные отношения, которые характеризуются ограниченным опытом взаимодействия между участниками и отсутствием четких норм.

Вторичные отношения, в отличие от первичных, редко обусловлены глубоко эмоциональным вовлечением людей.

Рассмотрение межличностных отношений в группе

Межличностные отношения в группе можно рассматривать как в статическом, так и в динамическом положении.

В первом случае подразумевается исследование отношений на конкретный период времени, посредством анализа существующей системы отношений.

Динамическое же изучение подразумевает исследование отношений в процессе их развития и изменения, используя законы их формирования и последующего прогрессивного преобразования.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4

Межличностные отношения в социальных группах имеют изменчивый характер. На этапе начального группового развития часто имеют безразличный характер. В последующем они могут перерасти в противоречивые, и даже конфликтные отношения, которые, при условии благоприятного развития трансформируются в  коллективистские.

Понятия «межличностные отношения», «общение» и «взаимодействие людей» обладают схожими чертами, хоть и кардинально отличаются друг от друга по содержанию и объему. Общим объединяющим фактором является объяснение природы социальных и психологических связей, которые складываются в обществе и различных социальных группах. Их особенности можно проследить в терминологических определениях.

Общение – понятие, которое имеет самый широкий смысл и объем. В него включены всевозможные контакты, которые возникают между людьми, независимо от их содержания и формы.

Межличностные отношения – это понятие, в более узком смысле отражающее отношения между людьми, которые находят выражение в психологических терминах, имеют связь с восприятием и оценкой людьми друг друга как личностей.

Общение же вовсе может не иметь эмоциональной окраски.

Общение не обязательно должно включать конкретные действия, которые предпринимаются людьми для оказания определенного воздействия друг на друга. Тогда как взаимодействие не будет являться таковым при отсутствии определенного ряда действий направленных на влияние одного человека на другого. В данном положении выражается основное отличие взаимодействия и общения.

Видео:Межгрупповые отношенияСкачать

Межгрупповые отношения

Читать Шпаргалка по общей психологии онлайн (полностью и бесплатно) страница 7

Межгрупповое общение

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности.

Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие произведений искусства – это также акты общения.

Таким образом, понятие общения более узкое по сравнению с понятием коммуникации. В социальной психологии можно встретить иное понимание отношения между людьми (трудовое, экономическое и т. д.), а коммуникацию рассматривают как частный случай общения, связанный с обменом информацией.

общения. Общение предполагает передачу информации. м общения выступают: а) научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения; б) человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т. д.; в) коллективное (групповое) решение задачи, деятельность.

Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.

Средства общения. Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться.

Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства, пластические операции.

Дополняет внешний облик и одежда.

23. Виды общения

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованно-сти, законченности, желательности и др.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4u0026t=1277s

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Такое общение называется межличностным.

Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.

Непосредственное и опосредованное общение.

Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства.

В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и, соответственно, каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него.

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи.

Законченное и незаконченное (прерванное) общение. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками.

При этом оценка фиксирует не субъективную значимость результата общений (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности.

Но, вполне естественно, у контактирующих возникает определенное отношение к ходу и результату общения.

В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами.

В зависимости от времени общения различают кратковременное и длительное общение.

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям.

Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию.

В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же тон).

Между общением и отношением, взаимоотношением существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения.

Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, непо-казанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение.

В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

https://www.youtube.com/watch?v=Zo03Zg_VOKo

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплементар-ности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Приказами, распоряжениями личных взаимоотношений установить нельзя.

Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение друг друга.

В процессе общения намечается несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.

1. Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи.

2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация.

3. Нейтральные деловые и такие же личные – обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы.

25. Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения

Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.).

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношения людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Конфликты и межличностные отношения. Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

📺 Видео

Социальная психология. Лекция 17.4. Причины межгрупповых конфликтовСкачать

Социальная психология. Лекция 17.4. Причины межгрупповых конфликтов

НЕ ЖЕНИСЬ! Советы юристаСкачать

НЕ ЖЕНИСЬ! Советы юриста

Социальная психология. Лекция 18.2. Улучшение межгрупповых отношенийСкачать

Социальная психология. Лекция 18.2. Улучшение межгрупповых отношений

Психологические причины межгрупповых конфликтов — Ольга ГулевичСкачать

Психологические причины межгрупповых конфликтов — Ольга Гулевич

21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Социальная психология. Лекция 18.3. Улучшение межгрупповых отношенийСкачать

Социальная психология. Лекция 18.3. Улучшение межгрупповых отношений

Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!Скачать

Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!

Социальная психология. Лекция 17.1. Показатели межгруппового конфликтаСкачать

Социальная психология. Лекция 17.1. Показатели межгруппового конфликта

Социальная психология. Лекция 17.3. Межгрупповая дифференциацияСкачать

Социальная психология. Лекция 17.3. Межгрупповая дифференциация

Социальная психология. Лекция 18.4. Улучшение межгрупповых отношенийСкачать

Социальная психология. Лекция 18.4. Улучшение межгрупповых отношений

Межличностные отношения в коллективе и вне егоСкачать

Межличностные отношения в коллективе и вне его

Открытый урок СПО. Психология общения.Скачать

Открытый урок СПО. Психология общения.

«10 советов: Как расположить к себе людей»Скачать

«10 советов: Как расположить к себе людей»

Социальная психология Виды и типы социальных отношений ОбщениеСкачать

Социальная психология  Виды и типы социальных отношений  Общение

Социальная психология. Лекция 1.1. Что изучает социальная психологияСкачать

Социальная психология. Лекция 1.1. Что изучает социальная психология

Социальная психология. Лекция 17.5. Причины межгрупповых конфликтовСкачать

Социальная психология. Лекция 17.5. Причины межгрупповых конфликтов
Поделиться или сохранить к себе: