МКОУ Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья Новосибирской области
Анализ конфликтной ситуации,
стили разрешения конфликта.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Земцова Е.А., воспитатель
I квалификационной категории
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления.
В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.
Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Что же такое конфликт?
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации.
Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.
Для анализа конфликтной ситуации хорошо использовать «карту конфликта» X. Корнелиуса и Ш. Фэйра:
а) определить проблему конфликта;
б) выяснить, кто вовлечен в конфликт;
в) определить подлинные потребности и опасения каждого из участников.
Также необходимо выяснить, с чем мы имеем дело: с межличностным столкновением или проблемой общего противодействия управленческим решениям.
Основными причинами конфликта могут быть:
– распределение ресурсов;
– различия в целях;
– различия в представлениях и ценностях;
– различия в манере поведения и жизненном опыте.
Рассмотрим особенности поведения конфликтной личности:
– неадекватная самооценка своих возможностей и способностей (завышенная или заниженная);
– стремление доминировать любой ценой;
– консерватизм мышления, взглядов, убеждений;
– излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях;
– определенный набор эмоциональных качеств личности: агрессивность, упрямство, раздражительность.
Как указывали предыдущие выступающие, особое место занимают мотивационные конфликты. Предлагаю вам психогеометрический тест для исследования мотивационной сферы педагогов. Каждый из вас получит листочек с изображением пяти геометрических фигур. Пронумеруйте фигуры по степени значимости и приоритетности для себя.
https://www.youtube.com/watch?v=f5pZmT3YO80
Прошу альтернативную группу собрать листочки и проанализировать мотивационную сферу участников педсовета по известной вам интерпретации фигур.
И н т е р п р е т а ц и я ф и г у р:
Как видите, все мы разные, но налицо и «одинаковость». Лидер не один, а следовательно, есть возможность конфликта.
О столкновении интересов новаторов и консерваторов говорится во многих литературных источниках.
Исследования показывают, что большинство инновационных конфликтов происходит при осуществлении управленческих нововведений. Инновационные причины разделяют на личностные и ситуативные.
При построении программы управления конфликтом необходимо учитывать, что «глубинная» причина конфликта – противодействия изменениям в организации.
Выделяют следующие с т и л и разрешения конфликта (по кн.: Виханский, О. С., Наумов, А. Н. Менеджмент. – М., 2003):
Стили разрешения конфликтной ситуации
Избегание.
Индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, или уклоняется от решения, перекладывает ответственность за принятие решения на другого.
Соперничество.
Предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, использует свои деловые и личностные качества, не заинтересован в сотрудничестве. В первую очередь удовлетворяет свои интересы.
Приспособление.
Совместное действие с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения себя в жертву.
Компромисс.
Обе стороны частично уступают в своих интересах, чтобы, чтобы удовлетворить часто в главном, путем торга и обмена уступками. Отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. Удовлетворяются сиюминутные интересы обеих сторон.
Сотрудничество.
Активное участие в решении конфликта, отстаивание своих интересов, с выраженным желанием сотрудничать с другим человеком, требует продолжительных затрат времени, изучаются нужды обеих сторон и идет постепенное сближение позиций. Самый сложный, но продуктивный метод.
Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека.
Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.
Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.
Отрицательные функции конфликта:
Затрачивается много времени, физических и психологических сил.
Разрушаются межличностные отношения.
Ухудшается психологический климат в организации и как следствие текучесть кадров.
Затяжные и эмоционально значимые конфликты вызывают стресс, а он в свою очередь различного рода физические и психологические заболевания.
Положительные функции конфликтов.
Эмоциональная разрядка.
Межличностные отношения выходят на новый уровень.
Познаём людей, которые нас окружают.
Познаём и проявляем себя.
Конфликты препятствуют застою в отношениях внутри коллектива.
В зависимости от способа разрешения выделяют (информация на экране):
Выводы:
1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.
2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.
3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.
4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.
https://www.youtube.com/watch?v=0FUMtRT7UUw
Чтобы избежать конфликт необходимо:
1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения.
2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни.
3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка — сигнал доброго отношения между людьми.
5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
7. Никогда не повышайте голос, этим вы подрываете свой авторитет.
Умейте слышать и слушать друг друга.
Литература:
Фогмин Г. П. «Модели конфликтов», №6 2001г
Алберти Е., Эммонс Л. «Умейте постоять за себя». М., 2002 г.
Баринов В. А., Баринов Н. В «Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации». 1999г
- Последовательность анализа конфликта
- Анализ конфликтов
- Как провести анализ конфликта?
- Что должен знать исследователь, начинающий заниматься анализом конфликта? Что можно считать ключом к успешному анализу конфликта?
- В книге «демократия и застарелый конфликт: варианты для переговорщиков» вы описываете концептуальный подход к анализу конфликта, состоящий из пяти основных элементов: 1) действующие стороны; 2) коренные причины; 3) проблемы, масштаб и фазы конфликта; 4) силы, средства и взаимоотношения сторон; 5) история отношений участников. какие вопросы должен ставить исследователь для того, чтобы понять суть конфликта?
- К каким источникам информации должен обращаться исследователь?
- Каковы наиболее эффективные методы интерпретации информации? Можете ли Вы гарантировать, что результат анализа объективен настолько, насколько это возможно?
- Анализ конфликтной ситуации (с собственным участием)
- Последовательность анализа конфликта
- Основные этапы анализа конфликта
- Примеры конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения и урегулирования
- Понятие и психология конфликтологии
- Как возникает?
- Популярные приемы урегулирования ситуации
- Методы разрешения
- Структурные
- Конструктивные
- Интегральный
- Компромисс
- Выход из конфликта
- В обществе
- между сотрудниками
- формы завершения
- Завершение , не всегда разрешение
- 🔥 Видео
Последовательность анализа конфликта
На первоначальной стадии необходимо проанализировать предмет конфликта.
Определение 2
Под предметом конфликта понимают проблему, которая существует объективно или в воображении его сторон и является причиной раздора между ними.
В качестве предмета конфликта может поступать власть, какие-либо ценности, проблема первенства по определенному вопросу или несовместимости в ряде интересов. Прежде чем анализировать конфликт в целом, необходимо обозначить его предмет. Зачастую сделать это крайне нелегко, особенно в запутанных конфликтах, которые не имеют чётких границ.
Следующий этап – анализ объекта конфликта. Объект является одним из обязательных элементов конфликта, однако его также не всегда просто определить. Намного легче выявить противоречия или предмет конфликта.
В качестве объекта конфликта может выступать материальная сторона, социальная, например, власть, духовная, например, идеи или нормы, ценности, к обладанию которые стремятся оба оппонента. Для того чтобы возник конфликт, данная ценность должна находиться на пересечении интересов.
Например, данная ситуация может иметь место тогда, когда на улице случайный прохожий делает замечание хулигану. Здесь нет того объекта, которым обладает сторона, однако один нарушает представления о нравственности и морали другого.
Следующим этапом производится анализ участников конфликта. С этой целью необходимо выделить непосредственных участников конфликта, а также третьих сторон.
Например, в качестве таких сторон могут выступать союзники, а также те, кто косвенно заинтересован в разрешении конфликта, поддержки участников конфликта.
При этом необходимо определить степень заинтересованности каждого участника в конфликте.
Наконец, необходимо определить исторические корни конфликта, проанализировать его. В качестве исторических корней конфликта могут выступать, например, территориальные споры, противоречия между нациями, различными религиозными течениями, наличие экономических или иных разногласий. Любые из данных причин могут привести к конфликтам.
Кроме того, могут иметься непосредственные поводы конфликта – это конкретные события, которые привели к конфликту. В качестве них могут, например, выступать нормативные акты, которые ущемляют права одной из социальных групп, спланированная провокация и т.д.
Анализ конфликтов
Определение 1
Конфликт представляет собой столкновение между людьми, занимающими различные позиции, имеющими различные точки зрения. Каждая из сторон при этом стремится занять определенную позицию, определяемую ее потребностями и интересами.
Организация или семья выступает в качестве основной ячейки общества. Социальная жизнь протекает в рамках трудовой, социальной деятельности человека. При этом разные люди преследуют различные интересы, в силу чего имеется противоречие интересов между собой.
В сложной системе взаимоотношений любое событие способно привести к конфликтам, которые различаются как по своей динамике, так и по содержанию. Конфликт имеет свои причины, обнаружить которые можно только в ходе их анализа. При этом они имеют фактическую основу.
То есть фактическое положение вещей входит в противоречие с ожиданиями и интересами людей.
default/handbook/article/relatedWorks.twig
Задача конфликтологии – изучить закономерности возникновения конфликтов, их причины, а также способы разрешения.
https://www.youtube.com/watch?v=nAg2KbI31tY
Анализ конфликтной ситуации предполагает разложение конфликта на определённые структуры и компоненты. Можно выделить следующие компоненты конфликта:
- База или основа – сама конфликтная ситуация.
- Объект конфликта – то, на что непосредственно направлен конфликт, из-за чего он возник.
- Предмет конфликта – противоречия, из-за которого возник конфликт.
- Состав и количество участников — численная и качественная характеристика конфликта.
- Непосредственные поводы и причины возникновения конфликта.
- Наличие напряженности в отношениях между сторонами, в том числе на начальной точке конфликта.
Выделяют основные принципы анализа конфликта, которые могут быть сформулированы в следующих позициях:
- Анализ конфликта должен описывать наличие проблем, потребностей, ценностей интересов, позиций сторон, определяя главные, то есть спорные вопросы.
- Аналитическая часть конфликта должна быть направлена на источники, типы конфликта, вопросы взаимодействия сторон друг с другом, которые привели к нынешнему положению вещей.
- Аналитическая часть конфликта должна учитывать разницу в потребностях и мотивах сторон, их цели и опасения. Анализируя ту или иную сторону конфликта, необходимо не только пояснить ситуацию, но и произвести взаимный обмен признаниями, гарантиями между сторон.
- Аналитическая часть конфликта сводится также к необходимости коммуникации между сторонами, развитию эмпатии.
- Нередко анализ конфликта сопровождается более умелой третьей стороной, то есть своеобразным консультантом, который не только анализирует конфликт, но и усиливает мотивацию, улучшает коммуникацию между сторонами, а также помогает взаимодействию и урегулированию конфликта. Например, в качестве данной стороны может выступать медиатор.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Видео:Анализ конфликтной ситуацииСкачать
Как провести анализ конфликта?
Зарубежный взгляд
Многие внутригосударственные и межгосударственные конфликты способствуют международной нестабильности. Успешное разрешение конфликта требует полного понимания его природы, которого можно достичь, рассмотрев его основные элементы.
Бенджамин Рейли, профессор политических наук Национального Университета Австралии, является автором концептуального подхода к анализу конфликта.
В специальном интервью для РСМД он выделяет набор вопросов, которые исследователи должны ставить, предоставляя тем самым эффективный инструментарий для изучения конфликта в отдельно взятом временном промежутке.
Зарубежный взгляд
Многие внутригосударственные и межгосударственные конфликты способствуют международной нестабильности. Успешное разрешение конфликта требует полного понимания его природы, которого можно достичь, рассмотрев его основные элементы.
Бенджамин Рейли, профессор политических наук Национального Университета Австралии, является автором концептуального подхода к анализу конфликта.
В специальном интервью для РСМД он выделяет набор вопросов, которые исследователи должны ставить, предоставляя тем самым эффективный инструментарий для изучения какого-либо конфликта в отдельно взятом временном промежутке.
Бенджамин Рейли, профессор политических наук Школы публичной политики Кроуфорда Национального Университета Австралии.
Интервьюер: Мария Просвирякова, РСМД.
Что должен знать исследователь, начинающий заниматься анализом конфликта? Что можно считать ключом к успешному анализу конфликта?
Основная идея заключается в необходимости интегративного понимания любого конфликта. По существу, это означает рассмотрение конфликта со всех сторон и с разных позиций – оппонентов, зачинателей конфликта, повстанческих движений (если имеется конфликт подобного рода), а не только с какой-то одной определенной точки зрения.
https://www.youtube.com/watch?v=q8TBogii0f4
Это выглядит как простой и прямой метод анализа, но вы удивитесь, как часто этот базовый анализ не дает возможности рассмотреть конфликт с позиций всех вовлеченных сторон. Здесь важен именно интегративный подход, поскольку только он, скорее всего, приведет к прогрессу в деле урегулирования в рамках мирных переговоров.
Если вы пристрастны, то маловероятно, что вы сможете достичь соглашения на переговорах. Любые успешные переговоры подразумевают некие подвижки в позициях сторон, они требуют сотрудничества с тем, чтобы конструктивно выйти из тупика. А для этого нужно взглянуть на вещи глазами оппонента, равно как и собственными глазами. Это и есть основная идея анализа конфликта.
Один из примеров конфликта, в разрешении которого я принимал личное участие, – процесс мирного урегулирования в Камбодже в 1990-х годах.
В конфликте участвовали, с одной стороны, правительство Камбоджи, с другой – «Кхмер Руж» («Красные кхмеры»), которые противостояли как правительству, так и иностранному вмешательству (там проявляла активность ООН).
«Красные кхмеры» выступали в качестве стороны, подрывающей процесс мирного урегулирования. Для успешного анализа этого конфликта нам надо было вычленить интересы всех вовлеченных в него сторон и рассмотреть его с различных точек зрения.
В книге «демократия и застарелый конфликт: варианты для переговорщиков» вы описываете концептуальный подход к анализу конфликта, состоящий из пяти основных элементов: 1) действующие стороны; 2) коренные причины; 3) проблемы, масштаб и фазы конфликта; 4) силы, средства и взаимоотношения сторон; 5) история отношений участников. какие вопросы должен ставить исследователь для того, чтобы понять суть конфликта?
Вопросы такого рода – это базовые вопросы анализа.
Кто участвует в конфликте? Какие группы в него вовлечены? Кто их возглавляет? (Вместо того чтобы обращать внимание на названия политических партий, нужно рассмотреть их более глубокие интересы.
) Есть ли внутри них фракции? Есть ли участники со стороны правительства? Каковы интересы этих акторов? Вовлечены ли в конфликт партии, относящиеся к частному сектору? И так далее…
Обычно я даю студентам справочные материалы по конкретному конфликту и прошу их ответить, каковы реальные проблемы, которые определяют данный конфликт? Например, во многих конфликтах, связанных с сепаратистскими движениями, очевидным требованием может быть требование независимости.
Это происходит во многих местах, в том числе и в России.
Но реальные причины, которые являются движущими силами данного конфликта, могут оказаться более глубокими: они могут быть связаны с распределением экономических, социальных или политических ресурсов, с дискриминацией какой-либо конкретной группы при приеме на работу или же с дискриминацией по признаку религиозной принадлежности.
Вы должны дать ответы на следующие вопросы. Каковы основные требования сторон, вовлеченных в конфликт? Чего они опасаются? Что ими движет? Каковы их стереотипы? Как они видят своих оппонентов? И если вы начнете разбирать конфликт по этим признакам, то сможете прийти к более интегративному пониманию этого конфликта.
То же самое нужно делать, когда дело касается рассмотрения географических границ и временных рамок конфликта (как он менялся с течением времени). В большинстве конфликтов период большего насилия сменяется периодом меньшей интенсивности.
Зная эту закономерность, вы сможете правильно выбрать время для инициатив по мирному урегулированию.
В конфликте может наступить момент, когда все участники настолько истощены борьбой, что готовы начать договариваться и заключить мир.
По словам моего коллеги Уильяма Зартмана из Школы современных международных исследований Джонса Хопкинса, речь идет о таких тупиках в конфликте, которые невыгодны ни одной из сторон, и о «моментах созревания», означающих, что конфликт будет урегулирован, когда для этого наступит подходящий момент.
Это было подтверждено несколькими недавними конфликтами. Например, конфликт в Индонезии удалось урегулировать после многих десятилетий борьбы. Одной из причин послужило наступление «момента созревания» – когда участники с обеих сторон были настолько истощены борьбой, что захотели принять условия мира, которые ранее не принимали.
К каким источникам информации должен обращаться исследователь?
Ну, я прошу своих студентов искать информацию, помимо официальных источников, повсюду – в Интернете, в работах известных НКО, занимающихся анализом конфликтов, например, в публикациях Международной кризисной группы, которые я рекомендую всем своим студентам.
И, конечно, это командировки и сбор информации «в полевых условиях».
В Школе современных международных исследований мы посылаем группы студентов в зоны конфликтов, туда, где идет процесс мирного урегулирования, чтобы они могли поговорить с местными участниками конфликта и представить отчет, отражающий их точки зрения.
Каковы наиболее эффективные методы интерпретации информации? Можете ли Вы гарантировать, что результат анализа объективен настолько, насколько это возможно?
Вы будете располагать большим количеством информации, поступившей от конфликтующих сторон, поскольку каждая из них будет иметь свою собственную точку зрения на этот конфликт. Вы должны задать следующие вопросы.
Каковы главные проблемы, являющиеся реальными движущими силами этого конфликта? В чьих руках находятся экономические, социальные и политические ресурсы? Существуют ли конкретные группы, которые ощущают на себе дискриминацию? Есть ли глубокие социальные расслоения? Каковы требования сторон – участников конфликта? Чего они опасаются? Каковы географические границы этого конфликта? Каковы временные фазы этого конфликта, учитывая, что интенсивность насилия проходит с течением времени? Каков баланс сил между вовлеченными в конфликт группировками? Является ли одна группировка сильнее другой? Является ли данный конфликт в какой-то степени ассиметричным? Возможно ли, что одна сторона может одержать полную победу в этом конфликте в будущем? Например, в Шри-Ланке, где шла длительная гражданская война, правительство, в конце концов, одержало военную победу над этническим тамильским меньшинством и практически стерло своего противника с лица земли.
Наконец, большое значение имеет знание того, какие попытки предпринимались, чтобы урегулировать конфликт.
Если вы хотите провести успешный анализ конфликта, необходимо хорошо изучить историю попыток его урегулирования, а также знать, какие внешние организации, НКО, другие правительства и т.п. в него вовлечены.
Если вы сможете разбить конфликт на эти составляющие и дать ответы на перечисленные мной вопросы, то у вас будет гораздо больше шансов добиться успеха.
Видео:Отличный пример правильного и неправильного поведения в конфликтеСкачать
Анализ конфликтной ситуации (с собственным участием)
Определение 1
Конфликт представляет собой столкновение между людьми, занимающими различные позиции, имеющими различные точки зрения. Каждая из сторон при этом стремится занять определенную позицию, определяемую ее потребностями и интересами.
Организация или семья выступает в качестве основной ячейки общества. Социальная жизнь протекает в рамках трудовой, социальной деятельности человека. При этом разные люди преследуют различные интересы, в силу чего имеется противоречие интересов между собой.
В сложной системе взаимоотношений любое событие способно привести к конфликтам, которые различаются как по своей динамике, так и по содержанию. Конфликт имеет свои причины, обнаружить которые можно только в ходе их анализа. При этом они имеют фактическую основу.
То есть фактическое положение вещей входит в противоречие с ожиданиями и интересами людей.
https://www.youtube.com/watch?v=9vLKT0yxtWo
Задача конфликтологии – изучить закономерности возникновения конфликтов, их причины, а также способы разрешения.
https://www.youtube.com/watch?v=nAg2KbI31tY
Анализ конфликтной ситуации предполагает разложение конфликта на определённые структуры и компоненты. Можно выделить следующие компоненты конфликта:
- База или основа – сама конфликтная ситуация.
- Объект конфликта – то, на что непосредственно направлен конфликт, из-за чего он возник.
- Предмет конфликта – противоречия, из-за которого возник конфликт.
- Состав и количество участников — численная и качественная характеристика конфликта.
- Непосредственные поводы и причины возникновения конфликта.
- Наличие напряженности в отношениях между сторонами, в том числе на начальной точке конфликта.
Выделяют основные принципы анализа конфликта, которые могут быть сформулированы в следующих позициях:
- Анализ конфликта должен описывать наличие проблем, потребностей, ценностей интересов, позиций сторон, определяя главные, то есть спорные вопросы.
- Аналитическая часть конфликта должна быть направлена на источники, типы конфликта, вопросы взаимодействия сторон друг с другом, которые привели к нынешнему положению вещей.
- Аналитическая часть конфликта должна учитывать разницу в потребностях и мотивах сторон, их цели и опасения. Анализируя ту или иную сторону конфликта, необходимо не только пояснить ситуацию, но и произвести взаимный обмен признаниями, гарантиями между сторон.
- Аналитическая часть конфликта сводится также к необходимости коммуникации между сторонами, развитию эмпатии.
- Нередко анализ конфликта сопровождается более умелой третьей стороной, то есть своеобразным консультантом, который не только анализирует конфликт, но и усиливает мотивацию, улучшает коммуникацию между сторонами, а также помогает взаимодействию и урегулированию конфликта. Например, в качестве данной стороны может выступать медиатор.
Последовательность анализа конфликта
На первоначальной стадии необходимо проанализировать предмет конфликта.
Определение 2
Под предметом конфликта понимают проблему, которая существует объективно или в воображении его сторон и является причиной раздора между ними.
В качестве предмета конфликта может поступать власть, какие-либо ценности, проблема первенства по определенному вопросу или несовместимости в ряде интересов. Прежде чем анализировать конфликт в целом, необходимо обозначить его предмет. Зачастую сделать это крайне нелегко, особенно в запутанных конфликтах, которые не имеют чётких границ.
Следующий этап – анализ объекта конфликта. Объект является одним из обязательных элементов конфликта, однако его также не всегда просто определить. Намного легче выявить противоречия или предмет конфликта.
В качестве объекта конфликта может выступать материальная сторона, социальная, например, власть, духовная, например, идеи или нормы, ценности, к обладанию которые стремятся оба оппонента. Для того чтобы возник конфликт, данная ценность должна находиться на пересечении интересов.
Например, данная ситуация может иметь место тогда, когда на улице случайный прохожий делает замечание хулигану. Здесь нет того объекта, которым обладает сторона, однако один нарушает представления о нравственности и морали другого.
Следующим этапом производится анализ участников конфликта. С этой целью необходимо выделить непосредственных участников конфликта, а также третьих сторон.
Например, в качестве таких сторон могут выступать союзники, а также те, кто косвенно заинтересован в разрешении конфликта, поддержки участников конфликта.
При этом необходимо определить степень заинтересованности каждого участника в конфликте.
Наконец, необходимо определить исторические корни конфликта, проанализировать его. В качестве исторических корней конфликта могут выступать, например, территориальные споры, противоречия между нациями, различными религиозными течениями, наличие экономических или иных разногласий. Любые из данных причин могут привести к конфликтам.
Кроме того, могут иметься непосредственные поводы конфликта – это конкретные события, которые привели к конфликту. В качестве них могут, например, выступать нормативные акты, которые ущемляют права одной из социальных групп, спланированная провокация и т.д.
Основные этапы анализа конфликта
На последующих этапах производится изучение хода конфликта, а также событий, связанных с ним. В качестве данных событий, например, могут выступать митинги, забастовки, собрания и т.д. Данные события связывают конфликт с правовой стороной, определяя также стадии его перехода в кризис, то есть в ситуацию внезапного обострения. Когда наступает кризис, ситуация требует оперативных решений.
https://www.youtube.com/watch?v=OY0xu6_foU0
При анализе конфликта также необходимо разбить его течение на временные интервалы. Каждое рассматриваемое событие в комплексе должно быть привязано к определённому временному отрезку и уровню взаимоотношений между сторонами.
После анализа всех вышеуказанных данных происходит прогнозирование конфликта, которое представляет собой научно обоснованные суждения о дальнейшем развитии конфликта, в том числе на каком-либо конкретном периоде времени. На данном этапе разрабатывается методики, производится системно логический анализ, применяются методы дедукции и индукции.
Последний этап — разрешение конфликта. Цель анализа любого конфликта – разрешить его оптимальным способом, добраться до сути, определить потребности и ценности, по поводу которых сторонам не удалось договориться.
Рисунок 1. Анализ конфликтной ситуации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Видео:Пример поведения в конфликтеСкачать
Примеры конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения и урегулирования
Конфликты , это неотъемлемая часть жизни людей.
Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.
По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Как избежать конфликта между учителем и учеником? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие и психология конфликтологии
Конфликт , что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.
В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.
Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.
Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.
Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.
Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.
Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.
Как возникает?
В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.
Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.
Конфликтогены , слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.
Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:
- жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость,
- агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием,
- эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.
Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:
Популярные приемы урегулирования ситуации
Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:
- Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
- Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
- Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
- Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
- Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
- Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
- Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.
О способах решения конфликтов в этом ролике:
Методы разрешения
С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:
Структурные
Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:
- Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
- Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
- Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.
То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.
- Применение вознаграждений. Отсутствие конфликтов, умение находить общий язык и достигать компромиссов может поощряться специально разработанной системой поощрений.
Конструктивные
Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.
https://www.youtube.com/watch?v=5VyB01fiAmE
Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.
К конструктивным стилям относятся:
- Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
- Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
- Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
- Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.
Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.
- Совместное разрешение ситуации. Стороны вместе принимают решение об окончании спора (приходят к компромиссу, находят пути решения проблемы и т.д.).
Интегральный
Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.
Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Компромисс
Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.
Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.
Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.
Выход из конфликта
Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:
- Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
- Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
- Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз , все это способствует сглаживанию споров.
Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.
В обществе
социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.
например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.
одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.
в данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.
жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.
между сотрудниками
споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.
например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.
каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. результат , возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.
https://www.youtube.com/watch?v=cTrvShIeaDM
руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.
каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).
как правильно разрешать конфликты? узнайте из видео:
формы завершения
Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:
- Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
- Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.
Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.
- Урегулирование. Стороны приходят к компромиссу, достигают взаимных договоренностей. В результате спор разрешается посредством конструктивного диалога и эффективного межличностного взаимодействия.
- Устранение. Основа конфликта устраняется, преобразуется, видоизменяется и т.д. Иными словами, предмет спора перестает быть актуальным на текущий момент времени и факт столкновения интересов автоматически пропадает.
- Перерастание в новый спор. Невыясненные противоречия по одному вопросу могут стать источником возникновения новых конфликтов, порожденных первичным спором. Особенно часто подобный эффект наблюдается в сфере семейных отношений, когда замечание, высказанное одним из супругов по какому-либо вопросу, перерастает во взаимный обмен упреками.
Завершение , не всегда разрешение
Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.
Завершение конфликта , это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)
Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.
Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.
Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.
Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.
Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.
О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:
🔥 Видео
пример конфликтаСкачать
5 способов разрешения конфликтаСкачать
Что такое КОНФЛИКТ? | Какие виды конфликтов бывают?Скачать
Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать
Алгоритм решения конфликта в 5 шагов | ТРИЗ | МедиацияСкачать
Анализ конфликтной ситуацииСкачать
Как разрешать конфликты правильно? Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.Скачать
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА. Конфликтология 49Скачать
Виды конфликтов. Как понять и разрешить конфликтную ситуацию.Скачать
Решение конфликтов, как подойти к решению конфликтной ситуации. Что стоит учесть?Скачать
Анализ конфликтной ситуации и управленческие решенияСкачать
Конфликтная ситуация. А как правильно себя вести?Скачать
Психология конфликта. Николай ЛеоновСкачать
🌟АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ | Наталья Грибанова | Дар МираСкачать
КОНФЛИКТУЙ ПРАВИЛЬНО: четкая инструкция как для пылесоса)Скачать
Анатомия конфликтаСкачать
Семинар Управление конфликтом Анализ конфликта Часть 11Скачать