Кризис 7 лет психология

Кризис 7 лет психология Полезно
Кризис 7 лет у ребенка — что делать родителям? Рекомендации психолога

Кризис 7 лет психология

В 7 лет у детей наступает очередной кризис. Он осложняется началом обучения в школе, и родители часто путают возрастные изменения с периодом адаптации. Рассказываем, как разобраться в этих значимых процессах и облегчить жизнь ребенка.

Содержание
  1. Особенности психологии ребенка в возрасте 7 лет
  2. Как проявляется кризис
  3. Кризис глазами ребенка
  4. Причины кризиса 7 лет
  5. Симптоматика
  6. Продолжительность кризиса
  7. Советы психолога для родителей
  8. Чего не стоит делать родителям?
  9. Вероятные риски
  10. Позитивные изменения после кризиса
  11. Гендерные особенности
  12. Кризис 7 лет у мальчиков
  13. Кризис 7 лет у девочек
  14. Кризис семи лет, его причины и как правильно взаимодействовать с ребенком
  15. Как проявляет себя кризис семи лет
  16. Почему появляется кризис семи лет
  17. Сколько длится кризисный период
  18. К чему надо быть готовым родителям
  19. Базовые рекомендации родителям
  20. Чего категорически делать нельзя
  21. Смотреть видео
  22. «Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет
  23. Содержание:
  24. Причины возникновения
  25. Произвольность поведения
  26. Осознание собственных переживаний
  27. Внутренняя позиция школьника
  28. Основные признаки кризиса 7 лет
  29. Кризис глазами ребёнка
  30. Как пережить этот период родителям?
  31. 10 НЕ для родителей:
  32. 10 МОЖНО для родителей:
  33. Последствия кризиса
  34. Советы психолога
  35. Кризис 7 лет у ребенка: возрастная психология, советы родителям
  36. Характерные возрастные черты
  37. Отличительные черты кризиса
  38. Как себя вести родителям
  39. Продолжительность кризисного периода
  40. Причины кризисного состояния ребенка
  41. Чувства ребенка
  42. Возможные изменения
  43. Нежелательные действия со стороны родителей
  44. Рекомендуемые действия
  45. 💥 Видео

Особенности психологии ребенка в возрасте 7 лет

Как отмечал советский психолог Л. С. Выготский, главная черта переходного периода — утрата детской наивности, предсказуемости. Внутренний мир малыша усложняется: он не так открыт людям, анализирует действительность, думает, прежде чем что-то сказать. Родители не всегда понимают мотивы его поступков.

Дошкольник становится школьником: нужно выбирать место в иерархии класса, развивать самостоятельность, искать надежную опору. Игра перестает быть основным делом, ее место занимает учеба. Наблюдается ряд физиологических изменений — в теле, чертах лица. Повышается уровень силы, выносливости, координации.

Появление новых друзей тоже накладывает отпечаток: поиск единомышленников заставляет задуматься о собственных жизненных ориентирах. Ребенок немного отделяется от семьи, сравнивает ее с другими, критикует родителей, даже упрекает за неправильное воспитание («Мама, ты торопишь меня, а сама собираешься так долго, что мы опаздываем!»)

Как проявляется кризис

Какие метаморфозы происходят с ребенком во время кризиса? Основные признаки:

  • ребенок перестает быть послушным, отказывается выполнять мелкие поручения в последний момент;
  • притворяется, что не слышит, когда к нему обращаются;
  • стыдится прежних увлечений, выбрасывает, ломает игрушки («Я уже не маленький»);
  • беспокоится о внешности, хочет выглядеть взрослее;
  • держит переживания в себе, неохотно советуется с членами семьи;
  • тянется к командным играм, группам по интересам;
  • понимает уловки родителей, не терпит несправедливость («Почему вам можно сидеть за компьютером допоздна, а мне нельзя?»);
  • разбирается в эмоциях, может внятно ответить, какое у него настроение и почему;
  • заявляет о праве на независимость (нельзя просто заявить «Ты должна есть суп, мы так сказали!» — это вызовет бурю негодования).

Появляется вызывающее поведение, хитрость, тайные увлечения. Ребенок меньше фантазирует, больше стремится к познанию реальной сути вещей. Пропадает тяга к куклам, машинкам.

Кризис глазами ребенка

Малыш неплохо различает оттенки эмоций, но абсолютно не умеет ими управлять. Выясняется, что мир всегда был опасным, противоречивым, но папа с мамой решали трудные вопросы. Теперь приходится рассчитывать на себя.

В течение кризиса 7 лет дети проделывают огромную работу: рассматривают устройство общества изнутри, обращают внимание на свои слабые стороны, регулярно получают свежую информацию от сверстников. Это тяжелая нагрузка на психику, которая усугубляется постоянной учебой.

Отсутствие свободного времени, интеллектуальный труд, волнение — ребенок осознает, что беззаботная пора закончилась, надо взрослеть. Он сравнивает свои достижения с успехами одноклассников, понимая, что быть лидером во всех сферах невозможно.

Школьный коллектив бывает недружелюбным. Первое столкновение с критикой, атмосферой конкуренции, насмешкой, обесцениванием неминуемо влияет на поведение школьника. Задача родителей — поддерживать ребенка на всех этапах взросления.

Причины кризиса 7 лет

Это переломная точка в графике развития человека. Дети учатся управлять желаниями, понемногу расставляют жизненные приоритеты.

Первоклассник задается вопросом: «Зачем мне это? Ради чего я трачу столько времени и сил на учебу?» Ответ не лежит на поверхности — дети не умеют выстраивать долгосрочные планы. Слова взрослых в духе «Ты вырастешь, поступишь в университет, найдешь работу» звучат неубедительно.

https://www.youtube.com/watch?v=6WDLwfZkN3M

Возникает кризис самоопределения. Ребенок впервые смотрит на свое социальное «я» глазами окружающих. Будущее манит и страшит одновременно, опора уходит из-под ног — родители не кажутся столь идеальными, как в раннем детстве.

Симптоматика

Как понять, что ребенок находится в состоянии кризиса?

  1. В речи возникают конструкции «Я огорчен», «Мне тоскливо», «Я обрадовался». Заметна тенденция к описанию чувств. Школьник способен объяснить текущее состояние: «У меня хорошее настроение, потому что учитель похвалил мою работу».
  2. Внимание направлено на результаты творческой, мыслительной деятельности. Дети в 7 лет болезненно воспринимают критику, нуждаются в поощрении. Без оценки посторонних быстрее теряют мотивацию.
  3. Ребенок меняет манеру поведения в зависимости от ситуации: формально отвечает гостям, учителям; ровесникам — более развязно.
  4. Бунтует, не слушается из-за упрямства (например, не носит шапку, даже если на улице холодно). Живет с оглядкой на друзей, старшие перестают быть беспрекословным авторитетом.
  5. Напоминает маленького подростка — отстаивает право на личное пространство, ругается.

Иногда добавляются жалобы на учителей. Малыш разрывается между «хочу» и «надо». Хочется играть, но нужно идти в школу. Новые правила раздражают детей, но адаптация проходит довольно быстро.

Продолжительность кризиса

Сложно сделать точный прогноз. Кризис в большинстве случаев совпадает с поступлением в начальную школу — в 6-7 лет.

Затем следует временной отрезок адаптации, зависящий от нервной системы, уровня подготовки к школе. Большинство детей справляется с кризисом за 1 год.

Кризис — не только движение вперед. Провалы неизбежны. Ребенок привыкает к учебе, вдруг одноклассник начинает его оскорблять, и уговоры бесполезны: слово «школа» вызывает слезы.

Понемногу ситуация стабилизируется: чтобы приобрести ценный опыт, нужно пройти через испытания.

Советы психолога для родителей

  1. Критикуйте действие, а не личность. «Ты не оставила сестренке ни одной конфеты, жадная девочка!» — неверно. Попробуйте так: «Жаль, что ты забыла поделиться с остальными. Нам было бы приятно».
  2. Учите ребенка обсуждать проблемы, разбирать ситуацию на части.

    Что произошло, какие эмоции доминируют? Подобные упражнения научат мыслить осознанно, наблюдая со стороны.

  3. Разговаривайте о бытовых вопросах дружелюбным тоном, без давления.
  4. Не повторяйте сказанное. Ребенок прекрасно помнит, что вы просили вынести мусор.

    Каждое напоминание злит: создается ощущение, будто родители специально издеваются и не понимают его.

  5. Удивляйте неожиданными фактами. Не хочется есть овощи? А знает ли ребенок, как витамины влияют на организм? Расскажите в подробностях, найдите видео с объяснением.

  6. Включайте в расписание помощь по дому, дополнительные занятия после школы — безделье приносит с собой скандалы и капризы.
  7. Отдых. Следите за гигиеной сна ребенка: мозг работает непрерывно, регулярно требует перезагрузки.
  8. Задавайте вопросы.

    С кем удалось подружиться? Что сильнее всего поразило? Какие планы на следующий день?

  9. Не заставляйте детей реализовывать ваши амбиции юности. Малыш не обязан обожать счет, если вы мечтали стать математиком.
  10. Чувствуете, что потеряли контроль? Разумно обратиться к школьному психологу. Странности, приступы гнева, повышенная агрессивность — повод для консультации.

Чего не стоит делать родителям?

Для родителей кризис 7 лет — проверка на прочность. От каких действий лучше отказаться?

Следите за противоречиями, которые вы транслируете. Например: «Ты такой большой, но до сих пор не умеешь убираться!» Ребенок делает вывод: я уже взрослый, пора выполнять обязанности. На следующий день он слышит: «Нельзя общаться с Мишей, он отвратительно себя ведет. Ты еще маленький, подрастешь — поймешь».

Возникает диссонанс: какой же я? Где граница дозволенного? Неопределенность порождает стресс, ребенок не понимает, где нужно слушаться старших, а где — проявить самодостаточность.

https://www.youtube.com/watch?v=BsMV0KMxFnM

Поможет спокойное отношение к происходящему. Дети копируют родителей на протяжении всей жизни, в 7 лет — особенно. Ваше настроение влияет на ребенка. Не переживайте из-за школьных отметок, незначительных замечаний учителя — сосредоточитесь на индивидуальном прогрессе малыша.

Вероятные риски

Неподготовленность к новому этапу жизни приводит к тому, что первоклассник просится обратно в детский сад — безопасное, изученное место с низкими требованиями, заботливыми воспитателями и комфортом.

Родители отказывают, возникает замкнутый круг: недовольство — бунт — смирение и пассивность. Ребенок скучает по прежней жизни, отстает в учебе. Социальные связи слабеют, малышу не интересны игры одноклассников.

Негативный опыт может травмировать, лишить желания посещать школу. Пуская ситуацию на самотек, родители рискуют сделать ребенка забитым, неуверенным, страдающим от дезадаптации.

Позитивные изменения после кризиса

Что порадует родителей после тревожного периода?

Вы поймете, каким интересным собеседником становится ребенок, найдете общие увлечения, сможете разнообразить досуг. Место беспомощного малыша займет полноправный член семьи с уникальным взглядом на мир.

При позитивном завершении кризиса возникает жажда знаний, нового опыта, желание помогать родителям. Школа не вызывает отвращения, учителя воспринимаются как мудрые наставники.

Непредвзятое мышление позволяет детям воспринимать жизнь без стереотипов — это качество, утерянное взрослыми людьми. Ребенок поможет сделать выбор, избавит от цинизма, расширит кругозор. Для этого нужно чаще проводить время вместе, быть терпеливыми, продуктивно общаться.

Гендерные особенности

Мальчики и девочки переживают кризис 7 лет по-разному. Предлагаем рассмотреть отличия: они обусловлены биологическими особенностями, традициями воспитания, ожиданиями общества.

Кризис 7 лет у мальчиков

Мальчики не могут усидеть на месте, бегают, с трудом концентрируются на учебе. Им важно казаться лучше других, соперничать. Бесполезно кричать и призывать к дисциплине: детям нужно выплескивать энергию. Полезен спорт, требующий скорости и выдержки.

Помогите мальчику организовать распорядок дня, наладить учебный процесс. Его внимание перескакивает с предмета на предмет — на первых порах нужна помощь взрослого. Не критикуйте за каждую ошибку.

Кризис 7 лет у девочек

Отличница и гордость класса может быть невыносимой наедине с родителями. На маленьких девочек давит груз обязанностей: нужно хорошо учиться, быть опрятной, послушной. Сдерживаясь в школе, ребенок демонстрирует агрессию в домашней обстановке.

С девочкой следует быть чуткими, понимающими. Оба родителя должны показывать заинтересованность в ее жизни. Не жалейте времени для разговоров по душам, если ребенок нуждается в них.

Кризис 7 лет — удар по детской самооценке. Поощряйте любые начинания, дарите любовь и тепло. Поддержка родителей — фундамент здоровой, гармоничной личности в будущем.

Эмоциональный интеллект для детей Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры узнать подробнее

Видео:Кризис 7 лет: как его пережитьСкачать

Кризис 7 лет: как его пережить

Кризис семи лет, его причины и как правильно взаимодействовать с ребенком

Кризис 7 лет психология

Приходит время, когда маленькие мальчики и девочки встают перед необходимостью идти в первый класс школы. В среднем ребёнок становится школьником в семилетнем возрасте – кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже.

Но этот возраст значит для ребёнка и его родителей нечто большее: именно в это время начинается кризис семи лет.

Это непростое и противоречивое событие является одним из стандартных возрастных кризисов – необходимых явлений, во время которых ребёнок становится немного взрослее.

Как проявляет себя кризис семи лет

Некоторые черты кризиса семи лет у ребёнка сходны с проявлениями других возрастных кризисов: он становится капризным, непослушным, не выполняет просьбы, не переносит критику. Однако появляются и специфические проявления, характеризующие именно переход к школьному возрасту.

Например, в этот период:

  1. Ребёнок начинает копировать поведение взрослых, хочет быть во всём на них похожим. Он хочет казаться взрослее – например, отказывается от детских игр.

  2. Семилетний ребёнок утрачивает детскую непосредственность и наивность, его рассуждения становятся более взвешенными и обдуманными.

  3. Поступки и слова перестают быть спонтанными.

Лев Выготский отмечал, что в период кризиса семи лет у ребёнка переживания приобретают определённый смысл: так, если ребёнок сердится, то он это понимает и может объяснить, почему он сердит. Ещё он отметил, что у ребёнка в это время переживания обретают определённую логику, он учится их обобщать: если ситуация повторяется много раз, ребёнок её обобщает.

https://www.youtube.com/watch?v=B_ujZgWt9t4

Кроме того, Лев Выготский указывал, что в этот период происходит окончательное разделение внешней и внутренней жизни ребёнка. У него полноценно формируется воображение, внимание, образное мышление, произвольная память. Ребёнок начинает самостоятельно разбираться в таких абстрактных категориях, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо».

На основе этих категорий он выстраивает определённую картину мира, при этом он руководствуется собственными наблюдениями, внутренними переживаниями и социальными отношениями. В это время у ребёнка формируется и самооценка: он начинает осознавать своё место не только в семье, но и в обществе.

Дифференциация внешней и внутренней жизни у ребёнка – это, согласно Выготскому, наиболее существенный признак кризиса семи лет.

Это состояние является уникальным в том смысле, что это единственный возрастной кризис, который специально планируется обществом.

Остальные кризисы являются следствием противоречий между увеличивающимися возможностями ребёнка и его местом в обществе, это «естественные» кризисы, связанные с биологией и изменениями в организме.

А вот кризис семи лет у ребёнка – событие исключительно «социальное», поскольку ребёнок из существа «биологического» целиком превращается в существо «социальное».

Смыслом кризиса является адаптация детей к школьной и шире – к взрослой жизни. Исследования показывают, что больше половины детей к семилетнему возрасту имеют очень низкую адаптацию, так что им требуется помощь психологов.

Характерны трудности в обучении. В то же время принуждение ребёнка к новой социальной роли и к новым обязанностям приводит к негативным последствиям: протесту – активному и пассивному, соматическим и невротическим расстройствам.

Почему появляется кризис семи лет

При переходе к школьной жизни у ребёнка резко возрастают способности к познанию, быстро развивается его операционно-техническая сфера. Одновременно с этим он начинает ориентироваться в социально-предметных отношениях.

Изменяется и социальная ситуация развития. Когда ребёнок приходит в школу, он в первый раз становится объектом учебной деятельности. Эта деятельность имеет особый характер, поскольку является весьма социальной.

Д. Б. Эльконин указывал, что обучение имеет тройную социальную значимость:

  • По форме – учебная деятельность регулируется с помощью социальных правил и норм.
  • По содержанию – ребёнок усваивает социальный и культурный опыт.
  • По смыслу – учебная деятельность имеет значимость для общества и им оценивается.

Если раньше для ребёнка все взрослые были как бы на одно лицо, то теперь они начинают различаться по своему статусу: для него теперь существуют «близкие взрослые» и «социальные взрослые». Вторыми становятся в первую очередь учителя: они обладают большими полномочиями, являются носителями социальных норм и оценочных критериев.

Общественные правила и требования имеют обязательный характер и подлежат непременному выполнению, и это ребёнок начинает осознавать. Ведущая деятельность в этот период – уже не игровая, а учебная; ребёнок приобщается к системе научных знаний и овладевает обобщёнными навыками действий.

Сколько длится кризисный период

Кризис семи лет, как и другие возрастные кризисы, длится не особо долго – от шести до девяти месяцев. Если течение кризиса проходило успешно, то по его завершении ребёнок становится зрелой «школьной личностью», имеющей сформированную внутреннюю позицию и осознающей свою социальную роль.

Отмечается, что данный кризисный процесс хотя и «социальный», но имеет и физиологические основания.

Именно в этот период активно развиваются лобные доли коры больших полушарий мозга, которые отвечают за способность планировать, предсказывать результат действий, контролировать своё поведение.

Процессы возбуждения и торможения остаются подвижными, вследствие чего ребёнок проявляет непоседливость, гиперактивность. Эмоциональное состояние ребёнка при этом нестабильное (лабильное).

К чему надо быть готовым родителям

Любой кризисный период является противоречивым процессом, и кризис семи лет – не исключение.

В норме появление кризиса совпадает с началом обучения в школе, благодаря чему негативные проявления его сглажены и на первый план выносятся позитивные.

Но это лишь в норме; значительное количество детей испытывает определённые трудности в адаптации к школьному образу жизни, которая из-за этого осуществляется с опозданием.

https://www.youtube.com/watch?v=e-Oc7aue-S8

Несмотря на то, что главной деятельностью для ребёнка становится учёба, важное значение для него продолжает сохранять игра, и между этими видами деятельности порой случаются «столкновения».

Конечно, современная система обучения может объединять оба вида деятельности, делая это с пользой для ученика; однако определённые противоречия всё же имеют место: например, теперь ребёнок должен по-новому распределять своё время, меньше времени он будет отводить играм и больше – обучению.

Также ребёнок ещё сильно привязан к родителям, особенно к матери, несмотря на то, что пришла пора устанавливать новые социальные отношения.

Тяжёлое переживание данного кризиса может повлечь за собой не только психологические, но даже психические проблемы, вследствие чего ребёнку может потребоваться помощь психиатра. К примеру, могут наблюдаться поведенческие и эмоциональные отклонения.

Базовые рекомендации родителям

Кризис порождает глубокие изменения, которые затрагивают самосознание и самоощущение ребёнка, поведение и образ жизни. А если так, то и отношение родителей к своему ребёнку должно быть иным, нежели то, что было раньше.

Родители должны понимать, что они сталкиваются с очередным изменением в развитии своего ребёнка и что это изменение является жизненно необходимым для него.

И в первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы подготовить ребёнка к школьной жизни заранее.

Для этого необходимо принять ряд мер:

  • Установление режима дня. Примерно за полгода до начала учебного года следует научить ребёнка рано засыпать и просыпаться, чередовать игры, прогулки, отдых и учебные занятия.
  • До начала первых занятий рекомендуется показать ребёнку школу снаружи и изнутри, причём в буквальном смысле – сводить его в здание школы, показать ему его и рассказать, чем он здесь будет заниматься. Ребёнок должен воспринимать школу спокойно и уверенно, не бояться её.
  • Ребёнку нужно разъяснить его права и обязанности. Делать это нужно не строго, без насилия, с пониманием. Доверительные отношения с родителями помогут убедить даже самых непослушных детей. Нужно поставить вопрос так, чтобы ребёнок понял, что обязанности есть у всех, но вместе с обязанностями появляются и новые права и возможности.
  • Ребёнку нужно предоставлять возможность свободно распоряжаться своими обязанностями. Например, если необходимо сделать в комнате уборку, то ребёнок может выбрать удобное для себя время и сделать работу удобным для себя способом.
  • Не стоит ругать ребёнка за его ошибки. Ведь они в любом случае произойдут – ошибки человек совершает всегда и везде. Необходимо лишь обсудить с ребёнком его ошибки, разобрать их, проанализировать. Почему он получил плохую оценку на уроке? – потому что слишком много играл вместо того, чтобы делать домашнее задание. Такой разбор поможет в будущем предотвратить новые ошибки, научит ребёнка прогнозировать результаты своих действий и составлять план работы на длительное время вперёд.

Чего категорически делать нельзя

Данный кризисный период довольно сложен, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для психики ребёнка. Новые обязанности и социальные отношения нельзя навязывать, приучать к ним ребёнка насильно: ведь это приведёт его не к большей самостоятельности и ответственности, а лишь к большему «послушанию».

Ребёнок рискует так и остаться недоразвитым; отсюда проистекают и проблемы в обучении, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребёнку его социальную роль «сверху» — своё место в социальной системе он должен занять сам, опираясь на свои наблюдения, склонности и имеющийся жизненный опыт.

Смотреть видео

Видео:О кризисе трех и семи летСкачать

О кризисе трех и семи лет

«Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет

Кризис 7 лет психология

Если о таком явлении в жизни ребёнка, как кризис трёх лет, родители ещё слышали, то про кризис 7-летнего возраста знают немногие.

Поэтому, когда сын или дочь в младшем школьном возрасте перестаёт слушаться, кривляется и капризничает, родители теряются и не знают, как им правильно реагировать.

Кто-то начинает применять строгие воспитательные меры, кто-то тащит на приём к психиатру, полагая, что с ребёнком что-то не так.

Мы предлагаем родителям ознакомиться с данной статьей и узнать, что же на самом деле представляет собой кризис 7 лет у ребёнка.

Содержание:

  • Что нужно знать о периоде кризиса
  • Как пережить этот период родителям?
  • Последствия кризиса 
  • Советы психолога

Причины возникновения

В психологии возраст 6-7 лет принято называть критическим или переходным. Ребёнок расстается с дошкольным детством, идёт в школу и вступает в новую, взрослую жизнь. Теперь ему предстоит сидеть на уроках, готовить домашние задания, слушать учителя и участвовать в школьной жизни.

Испытание для неокрепшей детской психики серьёзное. Вспомните свои ощущения, когда вам приходилось менять работу или поступать в университет.

Взрослому человеку непросто и волнительно всё это пережить, а здесь идёт речь о маленьком ребёнке, который только ещё вчера играл с машинками в детском саду и спал в тихий час.

https://www.youtube.com/watch?v=6v0BgoTKtHg

Ваш ребёнок только поступил в первый класс? Специально для этого случая мы собрали лучшие советы и рекомендации психолога о том, как помочь ребёнку адаптироваться в школе.

Но ошибочно полагать, что только поступление в школу создаёт кризисную ситуацию. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок приобретает новые качества (в психологии их называют новообразованиями), которые помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.

К ним относятся:

Произвольность поведения

Ребёнок утрачивает детскую непосредственность, становится серьёзным и сосредоточенным. Он учится управлять своим поведением: старается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, соблюдать определённые правила.

Осознание собственных переживаний

Ребёнок знакомится с собственным внутренним миром, начинает осознавать себя как личность и свои отличия от других людей.

Внутренняя позиция школьника

К 7 годам ребёнок постепенно переходит от игровой к учебной деятельности. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вчерашнему дошкольнику становится интересно общаться со взрослыми, обсуждать с ними «взрослые» темы. Некоторые начинают избегать общества младших детей.

Таким образом, причиной кризиса 7 лет является становление социального «Я» ребёнка, зарождение новых социальных отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.

Основные признаки кризиса 7 лет

Все изменения в поведении ребёнка можно разделить на 3 группы:

  1. Кризисные симптомы первой группы связаны с нарушением и обесцениванием правил, принятых в семье:
    • часто грубит;
    • спорит по любому поводу, проявляет упрямство;
    • отказывается выполнять просьбы;
    • ломает игрушки, говорит, что они надоели ему.
  2. Вторая группа признаков начинающегося кризиса предполагает желание подражать взрослым:
    • кривляется, говорит не натуральным голосом;
    • передразнивает взрослых;
    • просит купить модную одежду и современные гаджеты;
    • резко меняется настроение;
    • обижается, когда над ним смеются или критикуют.
  3. Третья группа симптомов связана со стремлением ребёнка к самостоятельности:
    • начинает интересоваться семейными делами;
    • вступает в разговоры со взрослыми;
    • берёт на себя новые обязанности.

Если Вы заметили один или несколько симптомов из каждой группы, значит, Ваш ребёенок переживает кризис 7-летнего возраста. И все его проявления, которые вы наблюдаете, имеют важное значение для развития и взросления ребёнка.

Кризис глазами ребёнка

Чтобы понять, что чувствует ребёнок во время кризиса 7 лет, нужно взглянуть на происходящее его глазами. Вот вам история одного семилетнего мальчика:

«Мне 7 лет. Теперь я уже взрослый и хожу в школу. У меня есть большой портфель и красивая форма. Они мне очень нравятся. Мама теперь всем говорит, что я вырос. И я стараюсь вести себя как взрослый.

Вчера решил сам помыть посуду и нечаянно разбил мамину чашку. Мама долго ругала меня, сказала, что у меня руки как крюки и нечего мне было лезть, раз не умею аккуратно мыть. А я всё умею, просто чашка была в мыльной пене и выскользнула у меня из рук.

А на днях к папе приходили друзья. Они разговаривали о каких-то свечах и что папиному другу нужно их заменить. Я сказал, что мне тоже покупали свечи, когда я болел гриппом. Папины друзья засмеялись надо мной. Оказалось, что они говорили про свечи зажигания в машине.

В классе у нас есть мальчик Вова. Он часто дерётся и обижает девочек и громче всех смеётся на уроках, хотя учительница ругает его за это. Я хочу быть таким, как Вова. Когда я рассказал о нём маме, она ответила, что Вова – хулиган и мне нельзя с ним дружить. А я сказал, что всё равно буду! Тогда мама сказала, что я ещё маленький и много не понимаю.

Но как это маленький, я ведь уже взрослый! В школу хожу, уроки делаю, по дому помогаю… »

Родители часто сами подчёркивают наступившую «взрослость» ребёнка, продолжая при этом относиться к нему как к маленькому. Возникают противоречивые условия, в которых ребёнок не знает, как правильно ему поступить. То ли вести себя «по-взрослому», рискуя стать объектом критики или насмешек, то ли оставаться в детстве, где мама и папа смогут решить все проблемы за него.

Как пережить этот период родителям?

Возрастной кризис 7 лет в жизни ребенка становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными. Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника.

https://www.youtube.com/watch?v=6v0BgoTKtHgu0026t=922s

Для начала, перестаньте гиперопекать ребёнка и предоставьте разумную свободу формирующейся личности. Но чтобы не волноваться и продолжать обеспечивать безопасность ребёнка, воспользуйтесь приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay. С ним вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, что он делает и как обстоят дела в школе.

10 НЕ для родителей:

  1. НЕ пытаться подстелить соломки на каждом шагу ребёнка.
  2. НЕ перегружать кружками и секциями после школы.
  3. НЕ принуждать и не давить на ребёнка.
  4. НЕ критиковать его друзей.
  5. НЕ игнорировать проблемы ребёнка в школе.
  6. НЕ ругать и не высмеивать за промахи и ошибки.
  7. НЕ высказываться негативно о школе и учителях.

  8. НЕ сравнивать ребёнка с другими детьми.
  9. НЕ унижать и не наказывать физически.
  10. НЕ досаждать разговорами о наступившей «взрослости».

Естественное желание всех родителей – уберечь ребёнка от всевозможных неприятностей в жизни.

Однако если постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, то сын или дочь так и не научатся жить самостоятельной жизнью.

Наиболее разумное, что могут сделать родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.

10 МОЖНО для родителей:

  1. Проводить больше времени с ребёнком.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка.

  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.

Последствия кризиса

Исход кризиса 7 лет во многом зависит от грамотного поведения родителей.

Если мама и папа смогут выбрать правильную стратегию воспитания и спокойно примут все изменения в поведении ребёнка, то по окончанию кризиса 7 лет у него сформируются:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • новая социальная роль;
  • желание узнавать новое и самому добывать знания;
  • дружеские отношения с одноклассниками;
  • уважение к учителю;
  • умение действовать по правилам, ставить перед собой цели и достигать результата.

Если же родители излишне требовательны к ребёнку, уделяют большое внимание успеваемости и игнорируют другие школьные проблемы, то у ребёнка может возникнуть такое явление, как школьная дезадаптация. Она проявляется в:

  • потере интереса к учёбе, низкой успеваемости;
  • неуверенности в собственных силах, снижении самооценки;
  • конфликтах с учителями и одноклассниками;
  • физиологических проблемах, таких как: нарушения сна и аппетита, быстрая утомляемость, головные боли.

Советы психолога

Кризис 7 лет является необходимым этапом в развитии ребёнка. Поэтому родителям важно запастись терпением на этот период и выбрать правильную стратегию воспитания:

  • спрашивайте мнение ребёнка по семейным вопросам, советуйтесь с ним;
  • хвалите ребёнка за конкретные достижения, поддерживаете в начинаниях;

Родительская поддержка необходима ребёнку на любом этапе жизни. Не закрывайте глаза на проблемы в школе и с одноклассниками, даже если они вам кажутся несущественными. Для ребёнка может быть настоящей трагедией, если учительница перед всем классом назвала его неряхой или одноклассник на перемене подставил подножку. Особенно это касается тревожных, робких и застенчивых детей.

  • обсуждайте с ребёнком школьную жизнь, а не только оценки. Какие традиционные вопросы у родителей, когда сын или дочь приходит из школы? Правильно: что получил сегодня и не нахватал ли двоек. А ведь можно спросить, что нового и интересного узнал ребёнок за день, какой урок и какой учитель понравились ему больше всего и много других более важных вещей, чем оценки;
  • ребёнок хочет самостоятельности? Предоставьте её. Пусть самостоятельно собирает портфель, готовит домашние задания и без напоминания заводит будильник. Это – его зона ответственности;
  • как и в любой другой период возрастного кризиса будьте последовательны. Если что-то запрещаете, значит, запрещаете всегда, при любых условиях;
  • не делайте ребёнка заложником ваших нереализованных желаний. Если вы до ночи сидите с ним за уроками, заставляя переделывать снова и снова при малейшей ошибке – это ваши амбиции. Если ребёнок хочет играть в футбол, а вы отдаёте его в танцы, потому что сами мечтали ими заниматься – это тоже ваши амбиции. Позвольте сыну или дочери жить своей жизнью: выбирать увлечения по душе, совершать ошибки, познавать мир на собственном опыте;
  • чёткий режим дня облегчит и вашу жизнь, и жизнь ребёнка. Время использования гаджетов тоже должно быть ограничено;
  • 7-летний ребёнок и так сталкивается с большим количеством требований в школе. В ответ на ваши «надо», «быстро», «сделал» он может проявить резкую негативную реакцию. Поэтому старайтесь доносить информацию в виде просьб и спокойным тоном;
  • не заостряйте внимание на ошибках ребёнка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает;
  • если симптомы кризиса 7 лет ярко выражены, ребёнок не хочет идти в школу, ведёт себя агрессивно и грубит, обратитесь за помощью к школьному психологу.

Кризис 7 лет – вполне закономерное событие в жизни ребёнка. Исследования психологов давно показали, что те дети, которые имели явные кризисные симптомы, впоследствии лучше адаптировались к школе, нежели те, у кого наблюдались «стёртые» проявления. Поэтому не нужно бояться возрастных кризисов. Это ещё одна ступенька в развитии вашего ребёнка, которая поможет ему стать взрослее!

Видео:Кризис 7 лет: 10 рекомендаций психолога Елены БурьевойСкачать

Кризис 7 лет: 10 рекомендаций психолога Елены Бурьевой

Кризис 7 лет у ребенка: возрастная психология, советы родителям

Кризис 7 лет психология

Развитие человека происходит всю его жизнь. У детей скачки взросления более заметны. Мнения специалистов по этому поводу расходятся.

Кризис семи лет в психологии считается естественным процессом, связанным с адаптационным периодом малыша к быстро изменяющимся внешним условиям.

Однако некоторые предпочитают думать о возникновении сложностей общения с ребенком, как следствии ошибок в воспитании.

Характерные возрастные черты

На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.

https://www.youtube.com/watch?v=FTljpkukCi4

Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).

У дошкольника:

  • происходит активное развитие воображения;
  • осуществляется формирование наглядного мышления;
  • начинается формирование мышления с помощью понятий;
  • отстраивается собственное видение мира;
  • изменяется мотивационная система;
  • наблюдается большая свобода поведения.

Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:

  1. Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
  2. Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
  3. Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
  4. Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.

Отличительные черты кризиса

Главной причиной возникновения поведенческих проблем предшкольного периода является взросление. У малыша полностью меняются жизненные условия, ребенок переживает, волнуется. Ему нужно будет многому научиться, подстроиться под новый график, понимать свою ответственность.

Возрастная психология кризиса у ребенка 7 лет такова, что этот период тяжелопроходит, ребенку необходимо привыкнуть общаться со сверстниками, также переживающими сложности, научиться справляться со школьной нагрузкой.

Специалисты утверждают, кризис семи лет проявляется примерно в 6–8 лет. Точную цифру сказать нельзя, каждый малыш индивидуален. Отличительными особенностями периода являются:

  • неадекватное поведение ребенка, нередкие проявления вредности;
  • наигранный разговор при общении;
  • снижение усидчивости, концентрации внимания;
  • попытки передразнить взрослых;
  • попытки привлечь внимание.

Некоторые дети пытаются ябедничать взрослым. Такие перемены несознательны, ребенок временно теряет контроль над своими поступками. Дошкольник негативно реагируют на критику, разум блокирует все отрицательные сведения, поступающие извне.

Основным толчком кризиса является постепенный уход от детской непосредственности, созревание интеллекта, возникновение тревоги за совершенные действия. Кроме того, малыш переживает за успехи в школе, пытается сопротивляться смене привычных условий.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

https://www.youtube.com/watch?v=7MEdS1XNWz8

Чаще спрашивайте у ребенка совет. Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу. Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.

Продолжительность кризисного периода

Начало кризисного периода связывается с получением статуса школьника, предполагающим значительные изменения условий существования малыша: новый коллектив, обязательства, навыки. На основе проведенных исследований выявлено, что этот период обычно продолжается несколько месяцев в зависимости от особенностей конкретного ребенка и поведения родителей.

Можно выделить несколько этапов кризиса:

  • ребенок осознает необходимость идти в школу, следовательно, он повзрослеет, станет более важным;
  • малыш пытается овладеть своим эмоциональным состоянием, начинает общаться спокойнее;
  • полное осознание нового статуса.

Причины кризисного состояния ребенка

Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.

Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.

В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.

В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.

Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.

Малыш посещает школу по различным мотивам:

  1. Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
  2. Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
  3. Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.

Чувства ребенка

Кризисное состояние представляет собой спор между готовностью и способностью для совершения конкретных действий. Малыш осознает, что он становится все ближе к взрослой жизни, он уже не имеет такой сильной привязанности к родителям. Он старается показать, что стал более важным и самостоятельным.

Ребенок перестает воспринимать игры, иногда даже агрессивно относится к младшим детям. Основной целью является получение самостоятельности вопреки родительской опеке.

Возможные изменения

Несомненно, кризис ребенка — это тяжелый период не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Он сопровождается спорами и стрессами. Но, тем не менее, существуют и благоприятные последствия такого явления:

  1. Постепенно формируется готовность к посещению школьных уроков: ребенок старается выполнять все задания, чтобы его похвалили. Он пытается понравиться одноклассникам и учителям.
  2. Малыш проявляет свое «я» — он принимает появившиеся обязательства, приспосабливается к ограничениям.
  3. Малыш старается осмысливать свое состояние. Он может объяснить свои чувства: злость, обиду, радость. Это огромный скачок в развитии, который очень важен в становлении личности.

Нежелательные действия со стороны родителей

Насколько легко пройдет кризис зависит от поведения родителей и других окружающих малыша взрослых. Ниже приведены рекомендации родителям:

  1. Вести малыша в школу не раньше 7 лет.
  2. Предъявлять адекватные требования. Чрезмерная школьная нагрузка ведет к серьезным негативным последствиям.
  3. Отсутствие попыток контролировать действия ребенка, чрезмерно опекать. Нужно дать малышу пространство для своих дел.
  4. Проявление агрессии недопустимо.
  5. При плохой успеваемости нужно проявлять максимальное спокойствие, постараться выяснить причины.

Рекомендуемые действия

В целях более скорого прохождения тяжелого периода специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Лучше заблаговременно показать ребенку школу, ее атрибуты и рассказать о порядке, который малышу нужно будет соблюдать. Можно погулять около школы, заглянуть в будущий класс, познакомить его с учительницей. Регулярные рассказы о школе позволят ему адаптироваться гораздо быстрее, ведь он уже будет готов к тому, что его ждет.
  2. Старайтесь прислушиваться к мнению малыша и его доводам.
  3. Отмените некоторые запреты. Пусть малыш проявит самостоятельностью
  4. Предоставьте малышу больше свободы действий.
  5. Не указывайте, а убеждайте, приводя аргументы.
  6. Хвалите за любые достижения.
  7. Поощряйте за хорошие поступки, оценки.
  8. Поручите ребенку некоторые обязанности. К примеру, уборку в комнате, мытье посуды.

💥 Видео

Кризисы детского возраста. Самое главное, что нужно о них знатьСкачать

Кризисы детского возраста. Самое главное, что нужно о них знать

Кризис в отношениях / кризис отношенийСкачать

Кризис в отношениях / кризис отношений

Кризис 6-7 лет. Хитрость, резкая реакция на критику, пауза.Скачать

Кризис 6-7 лет. Хитрость, резкая реакция на критику, пауза.

"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила Петрановская

Как пережить кризис 7 летСкачать

Как пережить кризис 7 лет

Психологические особенности детей 6-7 лет. Кризис 7 лет.Скачать

Психологические особенности детей 6-7  лет. Кризис 7 лет.

Возрастная психология: ранний возраст, кризис 3х лет, дошкольный возраст, кризис 7 летСкачать

Возрастная психология: ранний возраст, кризис 3х лет, дошкольный возраст, кризис 7 лет

Кризис 6-7 лет. Экстренная помощь родителям первоклассника?Скачать

Кризис 6-7 лет. Экстренная помощь родителям первоклассника?

Детские кризисы - как проживать правильно?Скачать

Детские кризисы - как проживать правильно?

О возрастных кризисах // Нам надо поговорить с Екатериной МурашовойСкачать

О возрастных кризисах // Нам надо поговорить с Екатериной Мурашовой

Советы психолога родителям. Почему ребенок не слушается?Скачать

Советы психолога родителям. Почему ребенок не слушается?

Как правильно воспитать мальчика | Советы психологаСкачать

Как правильно воспитать мальчика | Советы психолога

Кризис 7 лет отношений. Как пережить и стать ближе.Скачать

Кризис 7 лет отношений. Как пережить и стать ближе.

Кризис семи лет у ребенка: симптомы, причины. Ребенок плохо себя ведет. Советы психолога.Скачать

Кризис семи лет у ребенка: симптомы, причины. Ребенок плохо себя ведет. Советы психолога.

У 90 ДЕТЕЙ КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ! Что делать, если ребёнок не адаптировался к школе?Скачать

У 90  ДЕТЕЙ КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ! Что делать, если ребёнок не адаптировался к школе?

Мотивация младших школьниковСкачать

Мотивация младших школьников

Возрастная психология. Кризис 7 лет.Скачать

Возрастная психология. Кризис 7 лет.
Поделиться или сохранить к себе: