Компоненты общения

Компоненты общения Полезно
Компоненты психологической структуры общения: какие стороны выделяют, кратко

Компоненты общения

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

Схема

Виды коммуникативных барьеров

Высказывая свое мнение или сообщая важную информацию, человек надеется, что собеседники его слова поймут верно. Но так бывает не всегда.

Существуют так называемые смысловые или коммуникативные барьеры — психологические препятствия, мешающие пониманию информации, передаваемой между участниками.

К компонентам общения относятся барьеры трех типов: понимания, социально-психологических различий и отношений.

Есть несколько барьеров понимания:

  • фонетический — невыразительная, монотонная речь, нечеткое произношение слов, ускоренный ритм, обилие слов-паразитов;
  • стилистический — несоответствие выбранного стиля ситуации или состоянию собеседника;
  • семантический — различия в словарных запасах участников, возможное недопонимание из-за многозначности слов;
  • логический — когда партнер не видит логической связи между высказываниями или считает некоторые утверждения абсурдными.

Социально-психологические барьеры возникают в случае аналогичных различий между собеседниками. Включают религиозные, социальные и профессиональные отличия. Могут привести к развитию конфликтной ситуации.

Барьер отношений зависит от отношения участников беседы к говорящему. Если его авторитет достаточно высокий, барьер исчезнет, а вся сказанная информация будет усвоена правильно.

Стороны общения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Видео:Как Читать Язык Жестов (10 Секретов Невербального Общения)Скачать

Как Читать Язык Жестов (10 Секретов Невербального Общения)

Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития

Компоненты общения

Определение 1

Общение — это один из наиболее важных инструментов социализации человека. С его помощью он существует, удовлетворяет свои базовые потребности и регулирует их. Помимо этого общение является главным каналом взаимодействия между людьми.

Обычно, общению человек начинает учиться с самого раннего детства. Овладение этими навыками напрямую зависит от того, какая среда и какие люди окружают его. Этот процесс происходит стихийно, на базе житейского опыта.

Для повседневного общения, особенно в своей среде, таких навыков оказывается достаточно. Однако в профессиональной сфере, в особенности если она напрямую связана с людьми или передачей информации/знаний такого базиса будет недостаточно и потребуется получение теоретических знаний в этой области.

В чем заключается суть понятия «общение»

Само понятие «общение» (как и прочие) было разработано в психологии на основании работ многих исследователей, поэтому у него имеются различные трактовки. У непосредственно термина «общение» нет аналога, который в точности передавал бы его суть, в традиционной социальной психологии (западной). Как отмечает Г. М. Андреева:

Цитата 1

«Его содержание может быть рассмотрено только в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности».

В отечественной психологии сформировалась устойчивая традиция, согласно которой понятия «деятельность» и «общение» связывают между собой (например, «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность»). К тому же, бывают случаи, когда общение определяют еще и как условие деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=WoJH5U-rgKw

Определение 2

Общение — это необходимое условие любой деятельности, которую требуется проводить совместно. Оно представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия друг друга его участниками и их дальнейшего взаимодействия.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Такой подход был сформулирован впервые в 70-е годы XX века советским психологом Б. Д. Парыгиным. Он же выделил основные параметры, из которых состоит процесс общения:

  • психологический контакт, который возникает между его участниками и реализуется в ходе их взаимного восприятия друг друга;
  • обмен информацией (при помощи вербального и невербального общения);
  • взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.

Согласно этому подходу в отечественной социальной психологии было выделено основное содержание общения (согласно Г. М. Андреевой, 1976 г.):

  • передача информации (коммуникация);
  • взаимодействие (интеракция);
  • познание людьми друг друга (перцепция).

Рисунок 1. Составные элементы категории общения

Считается, что наиболее объемно характеристика общения была представлена Л. П. Буевой.

Определение 3

Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (как отдельных личностей, так и их групп), он характеризуется обменом информацией, деятельностью, опытом, умениями, навыками, способностями и результатами деятельности. Это одно из самых необходимых условий формирования и развития отдельной личности и всего общества в целом, которое имеет всеобщий характер.

Это определение имеет общий характер и служит для изучения любых социальных взаимосвязей.

Понятие «общение» можно анализировать и как самостоятельное.

Определение 4

Общение — это взаимодействия между несколькими людьми (двумя и более), которое заключается в обмене информацией, имеющей познавательный или аффективно-оценочный характер.

Согласно этому определению, структура общения состоит из следующих компонентов:

  • когнитивный (познавательный);
  • аффективный (эмоциональный);
  • поведенческий.

Вывод

Резюмируя, можно сказать, что общение — это сложный, многоплановый процесс, в результате которого между людьми устанавливаются и развиваются контакты, которые были порождены потребностями в совместной деятельности. Этот процесс включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Особенности общения в современном обществе

Современный мир таков, что общение в нем связано с ценностями, вносящими в жизнь каждого социальный контроль, технические средства и массовую культуру.

Цивилизация развивается таким образом, что происходит непрестанное совершенствование средств связи и в наличии всегда имеется многообразие информационных каналов. Это приводит к противоречию между формой/средствами общения и его содержанием/глубиной.

Сейчас человек способен без затруднений устанавливать контакты даже с теми субъектами, которые находятся от него на большом расстоянии. Однако, такое совершенствование средств общения не обеспечивает его качество и глубину.

  • Межличностные взаимоотношения в группе детского сада

    • Вид работы:Контрольная работа
    • Выполнена:23 октября 2017 г.
    • Стоимость:4 100 руб

    Заказать такую же работу

  • 35 Психологические условия профилактики межличностных конфликтов в молодых семьях

    • Вид работы:Дипломная
    • Выполнена:27 августа 2012 г.
    • Стоимость:6 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Влияние эмоционального состояния на эффективность работы оператора

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:29 сентября 2016 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Самопонимание и групповое психологическое консультирование участников образовательного процесса.

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:3 июня 2016 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Этика консультационных отношений

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:14 апреля 2016 г.
    • Стоимость:1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка. Заказ: 387350

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:21 ноября 2015 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по психологии

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Видео:Компоненты общения и навыки слушания | Психология для старшеклассников | Урок 4Скачать

    Компоненты общения и навыки слушания | Психология для старшеклассников | Урок 4

    Общение. Компоненты общения

    Компоненты общения

    Презентация доступна по кнопке “скачать” после статьи

    Этапы конструктивного общения

    В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?

    Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества.

    1. Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.
    2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.
    3. Обсуждение интересующей проблемы.
    4. Решение проблемы.
    5. Завершение контакта (выход из него).

    Виды общения

    Существует два вида общения: личное и деловое.

    • žПри личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.
    • žДеловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

    Компоненты общения

    žВербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами – это словесное общение.

    žНевербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

    žПаравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

    https://www.youtube.com/watch?v=BUnc3FSGM0Q

    Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встречи. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами) для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

    Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

    Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

    Схема восприятия информации

    3/6 информацииЧеловек получает благодаря невербальным проявлениям
    2/6 информацииЧеловек получает благодаря паравербальным проявлениям
    1/6 информацииЧеловек получает благодаря вербальным проявлениям

    Таким образом, необходимо подчеркнуть, что различные характеристики невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а так же выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

    Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается – при помощи «считывания» информации по его невербальным

    проявлениям. В последствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично.

    Американские исследователи (Л. Зунин и Н. Зунин) считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, а главную роль при этом играет не речь, а жесты.

    Вообще, нужно сказать, что в процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом.

    Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате погодных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния – держится за голову из-за головной боли и т.п.).

    Конструктивное взаимодействие

    Для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности вашей информации.

    Конфликтное взаимодействие может возникнуть:

    • при навешивании ярлыков. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;
    • когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом.
    • в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом.

    Основные принципы бесконфликтного общения:

    • не навешивать «ярлыки» на других;
    • не позволять навешивать ярлыки на себя;
    • ориентироваться на результат, а не на отношения.

    Приемы активного слушания

    Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

    Пассивное слушание:

    При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём. Ощущение отсутствия включённости в процесс.

    žАктивное слушание:

    Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника.

    Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.

    Основные приёмы активного слушания:

    1. Поддакивание: «угу», «ага».
    2. Своевременная пауза.
    3. Особенности постановки вопросов.
    4. Перефразирование полученной информации.
    5. Резюмирование полученной информации.
    6. Раппорт – присоединение по дыханию, темпу речи, интонации.
    7. Отражение чувств, эмпатия.

    Показатели успешности использования метода активного слушания:

    • Продвижение в решении проблемы собеседника.
    • Видимое снижение интенсивности негативных переживаний.

    Ведущие модальности

    Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира.

    žДля аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

    žžДля визуальной главное – зрение, то, что человек видит.

    žПри кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

    Общение с пострадавшими

    Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что Вы здесь, чтобы ему помочь.

    Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими

    • žСпециалистам рекомендуется строить речь в побудительном наклонении.
    • žžКороткие, четкие фразы.
    • žžВ речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов.
    • žžИзбегание в речи частицы «не».
    • žžРечь плавная, медленная с элементами внушения: «Помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!»

    Использование приемов косвенного внушения (техники: «три да», «или или», «пресубпозиция»)

    • žГлаза на одном уровне
    • žžИспользование приемов присоединения
    • žžКонтроль информации, которая может быть случайно услышана пострадавшим.
    • žНе давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить
    • žЗапрет на фразу: «Все будет хорошо»!
    • žКонтроль специалиста за собственным эмоциональным состоянием
    • žДемонстрация уверенности и контроля над ситуацией. В голосе и поведении специалистов не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.

    Ресурс – не представляет собой решение самой проблемы! Ресурсом может быть все, что угодно. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему оставаться в живых. Ресурсами могут быть: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, факт того, что человек выжил и др.

    Поиск ресурса:

    • На разных этапах общения, возможно поэтапное нахождение ресурсов, которые могут быть разными.
    • В одинаковой ситуации, ресурс, найденный для одного человека, совсем не обязательно будет являться ресурсом для другого.

    Переживание горя и утраты

    Задачи работы горя:

    • признать факт и обстоятельства потери;
    • пережить боль потери, пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;
    • наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата;
    • -выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.

    Фазы горя:

    1. фаза шока и оцепенения;
    2. фаза страдания и дезорганизации;
    3. žфаза остаточных толчков и реорганизации;
    4. žфаза завершения.

    Патологическое горе

    Причины:

    • конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью;
    • невыполненные по отношению к умершему обещания;
    • «не похороненные мертвецы» – без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким (пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может);
    • внезапная или неожиданная утрата;
    • двойственные чувства по поводу утраты;
    • чрезмерная зависимость от умершего;
    • множественны утраты на протяжении незначительного времени;
    • отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения.

    Изменения в отношениях с окружающими людьми

    • избегание общения;
    • социальная изоляция;
    • утрата теплоты по отношению к другим людям;
    • раздражение, злость, желание, чтобы «не трогали»;
    • яростная враждебность к определенным лицам;
    • дальнейшая утрата форм социальной активности.

    Особенности переживания утраты детьми

    • у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти;
    • žмежду 2-мя и 6-тью годами развивается представление о том, что умирают не навсегда;
    • žв ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом, либо идентифицируют с покойником;
    • žв возрасте 5–7 лет считают собственную смерть маловероятной;
    • žмежду 6 – 10 годами смерть становится более реальной и окончательной;
    • žк подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако, склонны верить в бессмертие души.

    Узнав о смерти родителя или близкого родственника, дети проходят через те же стадии, что и взрослый. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

    https://www.youtube.com/watch?v=BP5BGxtssBE

    Патологические реакции горя у детей

    • энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
    • длительное неуправляемое поведение;
    • острая чувствительность к разлуке;
    • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
    • отсроченное переживание горя;
    • депрессия.

    Благоприятное проживания горя у детей

    • хорошие отношения с родителем до его смерти;
    • получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
    • участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
    • хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

    Основные принципы общения с жертвой

    Жертва – особая группа пострадавших, к которой относятся люди временно изолированные в очаге ЧС.

    Основные правила общения с пострадавшим

    Основные принципы работы с пострадавшим в течение АСДНР

    • žСтараться держать человека в сознании.
    • žžОдин из специалистов общается с жертвой в течение проведения АСДНР.
    • žžПри возможности поддерживать физический контакт.
    • žžСбор информации, информационная поддержка изолированного человека.
    • žžПоиск ресурса.

    Сбор информации о жертве

    • žИмя пострадавшего;
    • žžИнформация о его физическом самочувствии;
    • žžИнформация о том, что вокруг;
    • žžИнформация о том, кто был с ним во время трагедии;
    • žžИнформация о том, кто может находиться поблизости с ним.

    Информация для жертвы

    • žИнформация о том, что специалисты уже прибыли и делают все для его спасения.
    • žžИнформация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие.
    • žžИнформация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации.
    • žИнформация о максимальной экономии собственных сил.
    • žИнформация о том, что высвобождение из «плена» может занять больше времени.
    • žКомментирование действия спасателей по извлечению пострадавшего.
    • žКомментирование состояния самого пострадавшего.

    Цель заключительного этапа – «правильная» передача пострадавшего другим специалистам (медикам).

    Интерактивная сторона общения

    Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

    Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

    Интерактивная сторона

    Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

    • наличие общих мотивов и целей;
    • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
    • единое время и пространство для совместного труда;
    • присутствие координации действий.

    Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

    1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
    2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

    Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

    1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
    2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
    3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

    Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

    Разделение структуры общения на уровни

    Функции общения в психологии и их краткая характеристика

    Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

    https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

    Уровни по А.Б. Добровичу

    А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

    1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
    2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
    3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
    4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
    5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
    6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
    7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

    В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

    1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
    2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
    3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

    Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

    Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

    Перцептивная сторона общения в психологии

    Видео:Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущихСкачать

    Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущих

    Структура общения в психологии

    Компоненты общения

    Человека выделяет его умение многообразно общаться с себе подобными, формирование речи сделало человека культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми.

    В психологии можно выделить значительное число определений общения, но все же все их объединяют следующие особенности:

    • общение может выступать как определенный вид деятельности людей;
    • оно может входить в разного рода деятельность, как ее образующий компонент;
    • оно является одной из форм человеческого взаимодействия.

    Замечание 1

    Общение ‒ это довольно сложный процесс, который подразумевает формирование и поддержание контактов между людьми, а его многоплановость делает важным структурирование его отдельных аспектов.

    Различные психологи выделяли различную структуру общения, под которой подразумевали комплекс элементов, которые складывают в целостном виде весь процесс общения.

    Описание структуры может затрагивать и совокупность общих компонентов, и каждый из них по-отдельности.

    Универсальной считается структура общения, которая была выделена советским и российским психологом, профессором и членом РАО Галиной Михайловной Андреевой.

    Она предложила выделить три структурных элемента процесса общения:

    • коммуникативная сторона ‒ процесс обмена информацией в процессе общения между собеседниками;
    • интерактивная сторона ‒ процесс взаимодействия между партнерами в процессе общения;
    • перцептивная сторона ‒ взаимопонимание между участниками, которые принимают участие в процессе общения.

    Все вместе они формируют процесс общения разного уровня ‒ социально нацеленного (скажем, лекции перед аудиторией), ориентированного на предметную область (при профессиональной деятельности), а также общения на личностном уровне.

    Коммуникативная сторона общения

    Определение 1

    Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме идей, чувств, знаний, мнений.

    Источники информации в общении:

    • сигналы, идущие прямо от другого человека;
    • сигналы от личных перцептивно-сенсорных концепций;
    • информация от внутреннего опыта;
    • информация о результатах деятельности;
    • информация о вероятном будущем.

    В зависимости от требований момента на первый план выходят различные источники информации и различное их содержание.

    https://www.youtube.com/watch?v=bbLkZSxRON8

    Передача любой информации возможна только при наличии знаковых систем, при помощи которых она передается. Выделяют несколько концепций знаков, которые применяются в процессе коммуникации:

    • речь человека (коммуникация на вербальном уровне) – естественный набор звуков, т.е. концепция фонетических знаков. С помощью речи реализуется кодирование и декодирование информации. Кодирование информации реализует коммуникатор (тот, кто сообщает информацию), а декодирование – реципиент (тот, кто информацию принимает);
    • оптико-кинетическая концепция – содержит: мимику, жесты, пантомимику;
    • паралингвистическая концепция ‒ тональность и качество голоса,
    • экстралингвистическая – введение в речь пауз, речевой темп;
    • организация времени и пространства процесса коммуникации;
    • контакт взглядами.

    Перцептивная сторона общения

    Определение 2

    Перцептивная сторона общения ‒ это форма диалога, которая предполагает формирование между собеседниками глубокого взаимопонимания.

    В психологии понятие «перцепция» применяется для отображения функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и создание целостного образа личности оппонента.

    В соответствии с мнением ученых, оценка незнакомого человека складывается на половину из неверного мнения и на 50 процентов из правильного восприятия.

    Этот факт можно объяснить воздействием трех факторов, которые проявляют воздействие на перцептивную сторону общения.

    В ее состав должны входить:

    • познание своей личности при помощи выстраивания коммуникативных связей;
    • понимание оппонента и познание его личности;
    • прогноз поведенческой модели партнера по общению.

    Значительной ошибкой при оценке личности является восприятие внешней привлекательности человека. Люди, которые вызывают интерес собственной внешностью или другими персональными качествами, воспринимаются как наиболее интересные собеседники. В отдельных случаях подобным людям могут приписываться те качества, которые могут быть абсолютно нехарактерны для их темперамента.

    Характеристика механизмов перцепции:

    1. Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором заключение о внутреннем мире человека базируется на специфичной попытке представить себя на месте собеседника.

    2. Аттракция – механизм познания человека, который подразумевает привлечение. Определенное отношение к оппоненту формируется на основе устойчивых положительных чувств.

    3. Эмпатия – механизм чувственного и эмоционального сопереживания окружающим людям.

    Понимание чувств, желаний и мотивов окружающих людей тесным образом взаимосвязано с перечисленными выше механизмами. Необходимо также обозначить, что перцептивная сторона общения также связана с механизмами казуальной рефлексии и атрибуции.

    Определение 3

    Казуальная атрибуция – способ интерпретации действий и эмоций окружающих людей, при присутствии желания установить мотивы избранной ими модели поведения.

    Определение 4

    Рефлексия принадлежит к инструментам самопознания своей личности с помощью формирования коммуникативных связей.

    Представленный механизм предполагает представление собственной личности так, как ее воспринимает партнер.

    Интерактивная сторона общения

    Определение 5

    Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» ‒ взаимодействие) состоит в обмене действиями, то есть в формировании взаимодействия на межличностном уровне, что дает возможность общающимся воплотить для них общую деятельность.

    В процессе взаимодействия для участников имеет большое значение не только информационный обмен, но и сам процесс организации общей деятельности.

    В социальной психологии предпринимались множественные попытки структурировать взаимодействие – это транзактный анализ Э. Берна, который предполагал присутствие в структуре личности трех подструктур: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок»; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского и т. д.

    https://www.youtube.com/watch?v=hVoJC4d-ysY

    Взаимодействие может быть следующих типов:

    • кооперация ‒ это такое взаимодействие, при котором его субъекты добиваются двустороннего соглашения о преследуемых целях и стараются не нарушать его, до тех пор, пока интересы являются общими;
    • конкуренция ‒ это взаимодействие, которое характеризуется достижением групповых или персональных целей и круга интересов в условиях жесткого противоборства между индивидами.

    Таким образом, структуру общения можно определить путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативный аспект общения состоит в обмене информацией между людьми, которые находятся в процессе общения.

    Интерактивный аспект общения состоит в организации между людьми взаимодействия, т.е. в обмене не только идеями и знаниями, но и действиями.

    Перцептивный аспект общения обозначает процесс познания, восприятия друг друга собеседниками в общении и установления на данном основании взаимопонимания.

    🌟 Видео

    Пример эффективной коммуникацииСкачать

    Пример эффективной коммуникации

    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯСкачать

    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ

    Вербальное и невербальное общение кратко (с забавными примерами)Скачать

    Вербальное и невербальное общение кратко (с забавными примерами)

    Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

    Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

    " Основы коммуникации - тема 3: Вербальная и невербальная коммуникация. Раппорт". Алексей УсенкоСкачать

    " Основы коммуникации - тема 3: Вербальная и невербальная коммуникация. Раппорт". Алексей Усенко

    КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.Скачать

    КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.

    Психология вербального и невербального общения | Александр РязанцевСкачать

    Психология вербального и невербального общения | Александр Рязанцев

    Компоненты понимания: СаентологияСкачать

    Компоненты понимания: Саентология

    Анализ по невербальным сигналам (Язык тела)Скачать

    Анализ по невербальным сигналам (Язык тела)

    Объясняющее видеоСкачать

    Объясняющее видео

    Невербальные средства коммуникации в процессе обученияСкачать

    Невербальные средства коммуникации в процессе обучения

    Вербальные и невербальные средства общенияСкачать

    Вербальные и невербальные средства общения

    Интерактивная сторона общенияСкачать

    Интерактивная сторона общения

    #5. Вербальное и невербальное общение | Курс "Скрипты продаж"Скачать

    #5. Вербальное и невербальное общение | Курс "Скрипты продаж"

    Невербальное общение. Психолог Наталья Кучеренко, лекция №06.Скачать

    Невербальное общение. Психолог Наталья Кучеренко, лекция №06.

    Эффективная коммуникация | Правила эффективной коммуникацииСкачать

    Эффективная коммуникация | Правила эффективной коммуникации

    Саентология: суть и развитие общения, полезные знания (12+)Скачать

    Саентология: суть и развитие общения, полезные знания (12+)
    Поделиться или сохранить к себе: