Бытие 9:18 — толкование отцов церкви.
сравнение ссылки стронг комментарии
- Толкование на Бытие 9:18 / Быт 9:18
- Кирилл Александрийский (376−444)
- Леандр Севильский
- Филарет (Дроздов) (1782−1867)
- Киприан Карфагенский (~200−258)
- Феодорит Кирский (386/93−~457)
- Иероним Стридонский (~347−419/20)
- Виссарион (Нечаев) (1822−1905)
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Сим и Хам: их потомки, брат Иафет, кто такие семиты, хамиты и афетиты
- Грех
- Бог заранее сообщил Ною о том, что собирается истребить все живое на Земле
- Родословная Хама и его потомков
- Род Хама
- Потомки Хуша
- Потомки Мицраима
- Потомки Фута
- Потомки Ханаана
- Наводнение длилось сорок дней и сорок ночей
- Примечания
- Потомки Сима стали называться семиты, Иафета иафетиты, Хама хамиты
- Ной и Хам
- Ной — единственный праведник в своем поколении
- Хам средний сын Ноя, брат Сима и Иафета
- Ной и Хам: библейская история о родовом проклятии
- Есть несколько предположений, касающихся вопроса: Почему Ной проклял Ханаана, а не Хама
- Имя Хам — нарицательное, производное от него — понятие «хамство»
- Сын Ноя — страницы библейской истории | Православиум
- Великий потоп
- Семья Ноя
- Сын Ноя — Сим
- Сын Ноя — Иафет
- Сын Ноя – Хам
- 🌟 Видео
Толкование на Бытие 9:18 / Быт 9:18
Бытие 9 стих 18 — синодальный текст:
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана
Здесь можно спросить, для чего божественное Писание, упомянув о трех сыновьях Ноевых, присовокупило: «Хам же бяше отец Ханаана»? Не подумайте, прошу вас, чтобы это прибавлено было без цели: в божественном Писании нет ничего такого, что было бы сказано без всякой цели и не заключало бы в себе великой пользы.
Так для чего же означено и прибавлено: «Хам же бяше отец Ханаана»? Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем, как и старший брат его доселе еще не имел детей, он во время такого гнева (Божия), когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти, но уже и тогда и так рано обнаружил свои порочные наклонности. И вот, так как спустя немного, за нанесенное им оскорбление отцу, сын его Ханаан должен подвергнуться проклятию, божественное Писание предварительно уже показывает и делает нам известным и имя сына и невоздержность отца, дабы ты, когда впоследствии увидишь, что он окажет великую непочтительность к родителю, зная, что он давно уже и прежде был таков и не вразумился даже и несчастием. В самом деле, подобное бедствие могло бы совершенно обуздать сладострастную похоть, да и вообще ничто так не способно потушить этот пламень и это неистовство, как сильная скорбь и великое несчастие. Следовательно, кто и во время столь великого бедствия обнаружил такую необузданную похотливость, тот какого может заслуживать прощения?
Кирилл Александрийский (376−444)
Ст. 18−27 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему
О наготе Ноя и о Хаме
После того как все совершено было относительно ковчега и прошел потоп, когда Ной стал возделывать землю, тогда пусть слово наше исследует еще то, что сделано было ему от Хама.
Оно, конечно, убедит избравших жизнь законную совсем ничего не ставить выше уважения к родителям и избегать, как самого опасного во всех отношениях дела, насмешки над ними, хотя бы они, увлекаемые немощью природы, легко уклонялись и к неприличному. Что мы обязаны всегдашним почтением к родителям, о том и Божественный закон наставляет нас.
Повелев наперед любить единого и по естеству Бога от всей души и от всего сердца, он говорит: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20:12): ибо родители как бы изображают собою Бога и подражают Ему. Помни, сказано, что ты рожден от них (Сир. 7:30).
Посему еще сказано: Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Притч. 30:17). Итак, что проклятием и осуждением преследуется мысль о том, что не должно чтить родителей и оказывать им всякое уважение, об этом всякий очень легко может узнать и из примера Хама.
(Сказано) Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:18−27). Ной, насадив виноград, покончил труды свои и впал в необычное состояние опьянения. Вследствие неожиданного опьянения он невольно обнажился и в таком положении был дома, не видимый многими.
Не твердый же в мыслях, разумею Хама, сделал неприличие зрелища сего поводом к преступной насмешке, тогда как должен был бы одеть и даже защитить родителя, побежденного опьянением и подвергшегося дурным последствиям излишнего употребления вина.
Но оставив это и пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху. Они же были выше его худого совета и, порицая случившееся и безобразие зрелища скрывая одеждами, шествовали лица их были обращены назад. Они предпочитали быть благочестивыми и уважать чресла отца, чрез которые получили и бытие. Когда же отец, пробудившись, узнал дело, то сейчас проклял того, который безрассудно нарушил законы приличия и уважения к нему, и по справедливости наложил на него иго рабское, именуя Ханаана ради происшедших от него хананеев, которые и имели быть причастными наказанию его: ибо он наказываем был со всем родом своим. Но почтившие Ноя были благословены от него.
https://www.youtube.com/watch?v=L_cF5tONCKw
Гадательно указываемо было еще и на другое таинство, касающееся иудеев. Три народа было всех: бывший в первое время, как и Сим; бывший в среднее время, соответственно проклятому Хаму, наконец третий, подразумеваемый в последнем — Иафете, имя которого толкуется как широта.
Когда же Бог и Отец открыл нам Сына Своего, Который означается посредством чресл и, насколько можно сказать в отношении к мысленной красоте Божества, безобразен и непривлекателен по причине человечества: ибо нет в Нем ни вида, ни величия, по слову пророка (Ис.
53:2), — тогда, и только тогда, как могло бы засвидетельствовать и самое событие вещей, первый и последний народ, то есть как в начале и в числе первых уверовавшие, так и призванный в последних, постыдились Еммануила. Они же и благословены чрез Него от Бога и Отца.
А бывший посреди двоих как бы посмеявшейся над Христом по причине безобразия человечества и от Бога явившегося Сына многообразно обесчестивший подпал состоянию рабства и потерял свободу отцов.
Но что уверовавшие в последние времена из иудеев имели быть общниками и едва не домочадцами первых, так же как и собранными в один город или двор, или дом, то есть в Церковь, на это указал, сказав: да распространит Бог Иафета (Быт. 9:27), то есть третьего и последнего, так как Иафет — третий; и да вселится он в шатрах Симовых (ст.
27), то есть первого, и Ханаан же будет рабом ему их (там же). Это, я думаю, означает то же самое, что сказал Христос народу Иудейскому: истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:34−36). Ибо подсмеявшиеся над домостроительством Спасителя нашего несчастные иудеи, не почтившие Его откровения, бывшего к нам от Бога и Отца, пребыли в духе рабства.
Леандр Севильский
Ст. 18−21 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем
Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином (Ис 5:11). Выпил Ной вина и уснул от опьянения, и обнажилась у него срамная часть тела. Знай же, что так оглушает вино душу человека и так отупляет его разум, что он и самого себя не помнит, не то что Бога.
И хотя это опьянение Ноя и его нагота символически обозначают тайну Страстей Христовых и Его смерти, однако в буквальном смысле указывают на ошибочное поведение.
Лот, упившись вина, сотворил кровосмешение с дочерьми и не осознал преступления; от этого кровосмесительного союза родились моавитяне и аммонитяне.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана
Сим, Хам и Иафет. Не в первый раз исчисляет Моисей сынов Ноевых, однако и здесь не напрасно. Теперь он ответствует на вопросы: не умножился ли род человеческий во время пребывания в ковчеге и не имел ли Ной еще сынов после потопа?
Хам же был отец Ханаана. Сие сказано или для того, чтобы евреи видели происхождение и предопределение Хананеев, которых землю должны были занять, или для того, чтобы приготовить к разумению проклятия, о котором ниже, падшего чрез Хама на Ханаана.
Киприан Карфагенский (~200−258)
Ст. 18−21 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем
Так как сказал Христос: Я есмь истинная виноградная Лоза (Ин. 15:1), то и кровь Христова есть не вода, но вино.
Однако кровь Его, которой мы спасены и животворены, нельзя увидеть в чаше, когда нет в ней вина, ибо вино — кровь Христова, о чем возвещает таинство и свидетельство всего Писания.
И в Книге Бытия мы находим, что Ной предвозвестил это таинство и тем явил образ будущих страданий Господних, что выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем (Быт. 9:21), и лежал на спине с обнаженными и раскрытыми чреслами.
А также и тем, что эту наготу отца обнаружил и выдал средний сын, а старший и младший покрыли; и прочим, о чем нет необходимости говорить. Ибо для того чтобы постигнуть, что Ной есть образ будущей истины, достаточно показать, что он выпил не воду, но вино, и тем самым явил образ будущих страданий Господних.
Феодорит Кирский (386/93−~457)
Ст. 18−21 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем
Случившееся произошло по неопытности, а не от невоздержанности.
Ной был первым из людей, взявшим сок от плода виноградной лозы, и не знал не только приемлемого количества напитка, но и того, что надлежит сначала разбавлять его водой и лишь потом пить; потому и впал он в глубокий сон.
И ничего необычного не было в том, что он обнажился. Да и теперь всякий, укладываясь, раздевается, потому что сон притупляет чувства. Опьянение же, способствующее сну, еще более извиняет его наготу.
Иероним Стридонский (~347−419/20)
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана
Часто Семьдесят толковников, не имея возможности точно передать по-гречески букву «хет», которая означает двойное придыхание, вставляли греческую букву «хи», чтобы показать нам, что мы должны делать придыхание в словах такого рода. Почему и в этом месте они перевели Cham вместо Ham, от которого и Египет до сих пор на египетском языке называется Ham.
Виссарион (Нечаев) (1822−1905)
XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18−29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророчестве Ноя относительно судьбы его потомства с предварительным описанием случая к произнесению сего пророчества.
Быша сынове Ноевы изшедшии из ковчега, Сим, Хам, Иафет: Хам же бяше отец Ханаань
Приступая к описанию происшествия, по поводу которого произнесено Ноем пророчество о судьбе его потомков, бытописатель называет троих сыновей Ноя, потому что пророчество это к ним обращено.
Но особенное внимание бытописатель обращает на сына Ноева Хама, и на Ханаана, младшего из четверых сыновей Хама (Быт. 10:6).
Это потому, что Хам принимал особенное участие в происшествии, описание которого следует, а Ханаан, как родоначальник племен, обреченных Богом на истребление и на порабощение евреями, заслуживал преимущественного внимания читателей — евреев.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана
Ной насаждает виноградник
https://www.youtube.com/watch?v=1QyD1rZaotI
Отсюда начинается новый библейский раздел — история детей и дальнейшего потомства Ноя (toldoth Noach). Что касается значения самих имен его непосредственных детей, то, согласно наиболее принятому толкованию, слово «Сим» значит «знак, помета», отсюда — вообще «имя»; слово «Хам», вероятно, значит «жгучий, черный, темный, смуглый» и слово «Иафет» означает «распространение».
«Хам же был отец Ханаана…» По объяснению Иоанна Златоуста, «Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), и такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем, как старший его брат доселе еще не имеет детей, он во время такого гнева Божия, когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти» . Это не исключает собой и другого объяснения, по которому Ханаан указан здесь как представитель того племени хамитов, которые, получили имя хананеев и живя впоследствии по соседству с евреями, всего более приходили в соприкосновение с историей богоизбранного народа (Быт. 12:6).
Видео:Почему Ной не проклял Хама (Бытие 9:22, 9:25, 9:1)? Протоиерей Олег СтеняевСкачать
Сим и Хам: их потомки, брат Иафет, кто такие семиты, хамиты и афетиты
В Библии мы знаем такого персонажа как Ной. Ной — это последний и десятый из допотопных ветхозаветных патриархов, который происходил по прямой линии от самого Адама, первого человека на Земле.
По Библии мы знаем, что Ной был праведником в своем поколении, за это он был спасен от всемирного потопа. Именно он стал продолжателем всего человеческого рода.
Строки из Библии о детях Ноя (глава 9).
«…Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему…»
Сим, Хам, Иафет и их отец — Ной, один из допотопных ветхозаветных патриархов, который происходил по прямой линии от самого Адама
Грех
Ной проклинает Хама. Гравюра Гюстава Доре
Согласно Библии, Хам повёл себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя. Он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего (Быт. 9:22). Обычно это место трактуется как насмешка и неуважение к отцу, что в дальнейшем вошло в содержание термина хамство
[3].
В Талмуде существует две трактовки описанного события. Так, персидский раввин Рав (Абба бар Айбу) считает, что Хам кастрировал Ноя в ответ на то, что тот проклял его четвёртого сына, Ханаана. Таким образом, Хам якобы предотвратил появление четвёртого сына у самого Ноя.
В свою очередь Раввин Самуэль полагает, что Хам содомизировал своего отца по аналогии с другим библейским инцидентом, в котором была использована фраза «и увидел»: «И увидел ее Сихем, сын Еммора евея, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие (Бытие 34:2)».
Существует также более поздняя версия, по которой Хам вступил в сексуальную связь не с отцом, а с матерью, так как выражение «открыть наготу» в некоторых частях Библии означает иметь связь с женой данного мужчины: «Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тётка твоя» (Левит 18:14)[4].
Впрочем, большинство современных исследователей придерживаются традиционной версии, по которой фраза «увидеть наготу» или «открыть наготу» не обязательно связана с сексуальной сферой. Ной сам открывает свою наготу (обнажается), а не Хам открывает его наготу.
Достаточно прочитать это выражение («увидел наготу») в контексте, чтобы понять, что речь идёт просто об обнажённом отце: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:23).
В соответствии с представлениями древних, взирая на гениталии обнажённого отца, Хам тем самым перенимал его власть, как бы отбирал его потенцию[5]. Если бы речь шла об инцесте, ему нечем было бы хвастать перед братьями.
Необходимо учитывать также, что в ветхозаветном обществе и других древних культурах почитание родителей было обязательным, а нагота считалась постыдной.
https://www.youtube.com/watch?v=_QQnu0vXL4o
За грех Хама расплачиваться пришлось его сыну Ханаану[6], которого Ной проклял, пророча ему рабское существование:
Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Быт. 9:25)
Косвенным подтверждением того, что проклятие Ноя распространялось не на всех потомков Хама, а лишь на Ханаана, является и пророчество пророка Исайи о Египте. Библия называет египтян потомками Мицраима, сына Хама.
И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят. И поразит Господь Египет; поразит и исцелит их; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их.
В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Моё — Израиль (Ис.
19:21-25)
Бог заранее сообщил Ною о том, что собирается истребить все живое на Земле
Бог заранее сообщил Ною о том, что он собирается истребить все живое на земле, и дал ему точные указания как построить ковчег. Ковчег представлял собой судно из дерева, которое способно было пережить всемирный потоп. Когда все приготовления с ковчегом были готовы, Бог повелел Ною взять с собой в ковчег по паре от каждого вида животных и птиц.
Вот что пишет об этом Библия:
«…И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи…И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею…».
Бог разрешил взять Ною в ковчег свою семью и каждой твари по паре. Остальных же на земле ждала смерть
И вот настал 17 день, вот что пишет нам Библия:
«…В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей…».
Родословная Хама и его потомков
И. Ксенофонтов. Ной проклинает Хама
Карта расселения потомков Ноя по Иосифу Флавию, ок. 100 г.н. э.; сыны Хама показаны синим цветом
Род Хама
Согласно ветхозаветным преданиям, у Хама после Потопа было четверо сыновей (Быт. 10:6—20).
- Хуш: (эфиопы, кушиты, возможно, химьяриты и сабеи)
- Мицраим: копты
- Фут: берберы
- Ханаан: доеврейское население Палестины
Потомки Хуша
Основная статья: Хуш
Согласно Книге Бытия, Хуш был первым сыном Хама и имел шестерых сыновей. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод.
Потомки Мицраима
Основная статья: Мицраим
Семь сыновей Мицраима: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим и Кафторим.
Потомки Фута
Основная статья: Фут, сын Хама
В Библии нет упоминания имён сынов Фута.
Потомки Ханаана
Основная статья: Ханаан, сын Хама
Согласно Книге Бытия, у Ханаана было одиннадцать сыновей: Сидон, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей.
Наводнение длилось сорок дней и сорок ночей
Это наводнение длилось 40 дней и 40 ночей, после чего воды потопа подняли ковчег, и он поплыл. Вода была настолько высока, что плавающий на ее поверхности ковчег был выше самых горных пиков. Естественно, становится понятно, что все живое на земле погибло в водах потопа. Остался лишь только Ной и его спутники.
https://www.youtube.com/watch?v=SV2iqMJJKUI
Через 150 дней вода постепенно стала убывать, и на 17 день 7 месяца ковчег остановился. Он опустился на скалы Араратских гор. Но даже после этого Ной все равно выждал еще через 40 дней, и затем выпустил первого ворона. Ворон не найдя суши, каждый раз возвращался назад.
Чтобы узнать, когда можно выйти на сушу, Ной отправлял по одному голубю. Однажды голубь прилетел с масленичной веткой, и тогда Ной понял, что вода постепенно начала сходить
Так Ной трижды выпускал голубя. В первый раз голубь пришел ни с чем, во второй раз голубь принес в клюве свежий масличный лист. Тогда Ной понял, что вода начала сходить земли. В третий раз голубь совсем не вернулся.
Когда земля окончательно просохла, семейство смогло выйти на берег. После того, как Ной вышел из ковчега, он первым делом принес благодарности Богу. Вот что об этом написано в Библии:
«И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его…».
После потопа, Ной первым делом принес благодарность Богу за свое спасение. Он устроил Богу жертвенник
Именно после этого Господь пообещал вернуть миру прежний порядок вещей, и больше никогда не опустошит землю за вину людей. После этого он благословил Ноя и всех его потомков на дальнейшее человеческое творение. Также Господь пообещал, что больше не будет уничтожать людской род водами потопа. И в знак этого божественного завета на небесах воссияла радуга.
Примечания
- 32 // Книга Бытия https://wikidata.org/wiki/Track:Q9184″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q14405870″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q19786″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q245719″>https://wikidata.
org/wiki/Track:Q34990″>
- ↑ 1234
6 // Книга Бытияhttps://wikidata.org/wiki/Track:Q9184″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q14405870″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q19786″>https://wikidata.
org/wiki/Track:Q245719″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q34990″>
- Сергей Курий.
Откуда пошли ругательства «хам», «сволочь», «подонок», «ублюдок», «наглец»? - John Sietze Bergsma, Scott Walker Hahn.
Noah’s Nakedness and Curse on Canaan (Genesis 9:20–27) (англ.) // Journal of Biblical Literature. — 2005. — Spring (no. 124.1). — P. 25—40. - H. Hirsch Cohen.
The Drunkenness of Noah // Judaic Studies, 4. University of Alabama Press, 1974. - Мы запутались в понимании книги Бытия: почему проклят Ханаан, сын Хама, если он там вообще не виноват? // Православие.Ru
- Малахов В. С.
Скромное обаяние расизма // Знамя, 2000, № 6. - Molly Myerowitz Levine.
Review of: The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam // Bryn Mawr Classical Review. — 2004-02. — ISSN 1055-7660.
Потомки Сима стали называться семиты, Иафета иафетиты, Хама хамиты
Потомки Сима стали называться — семиты. К ним относятся еврейский народ, который сохранил истинную веру в Бога. Потомки Иафета — иафетиты. К ним относятся народы, которые заселяют Европу. Именно они и приняли от евреев веру во Христа. Потомки Хама зовутся — хамиты. К ним относится ханаанские племена, которые первоначально заселяли Палестину, и многие народы Африки.
Как мы видим, что в этой ситуации сын Ноя — Хам поступил очень плохо. Только злые и жестокие дети насмехаются над поступками своих родителей. За что он и поплатился.
Но разберем подробнее взаимоотношения трех великих в истории человечества людей — Сима, Хама и Иафета. Прежде чем сказать о них, нужно рассмотреть устремления всех троих.
Сим, Хам и Иафет — три брата, которые были очень разными людьми
https://www.youtube.com/watch?v=ECn-cTGf_Nw
Изначально вытекает и значение их имен. Сим — это священник, духовный человек. Все его помыслы направлены на физическую сторону бытия. Иафет — душевный человек, но он также носитель красоты и гармонии. Недаром говорили, что народ, который происходит от Иафета, считался хранителем красоты и совершеннейшего искусства.
Братья Сим и Хам и Иафет были различны между собой. Что же произошло после. Потом они жили все в одной стране, недалеко от Араратских гор, и говорили все на одном языке. Но когда человеческий род стал многочисленным, то между людьми стали происходить распри, поэтому они решили, что им придется вскоре разойтись по всей Земле.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Видео:Хам, сын Ноя был гомосексуалистом? Грех Хама в книге БытиеСкачать
Ной и Хам
На протяжении многих веков библейская история о родовом проклятии, наложенном Ноем на своего внука, будоражила умы миллионов. Согласно Писанию, патриарх, испробовав вина, сильно опьянел и уснул нагим в своем шатре.
Хам, один из его сыновей, увидев отца в непристойном виде, поспешил рассказать об этом братьям. За этот поступок Ной проклял Ханаана — сына Хама…
Событие это произошло несколько тысячелетий до нашей эры. Так, кто же такие Ной, Хам и почему патриарх проклял своего внука, а не сына, самого виновника, и в чем заключался грех Хама — об этом и пойдет речь в нашей статье.
Ной — единственный праведник в своем поколении
Ной, неоднократно упоминаемый в Библии, принадлежал к десятому поколению ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Православная Церковь чтит его как Святого.
Праотец Ной, Византия, XIV в. Мастер: Мануил Панселин, местонахождение: Греция. Афон, Карея, Протат, церковь Успения Богородицы
Будучи единственным праведником и непорочным в своём поколении, Ной был спасён Господом от Всемирного потопа и избран для возрождения рода человеческого.
Согласно Библейскому Писанию, Бог, видя, как велико развращение и озлобленность людей, решил лишить жизни всякое существо на земле. Лишь Ною Он заранее сообщил о своём решении.
Господь повелел праведнику построить ковчег для спасения от Всемирного потопа его семьи и всех видов животных и птиц по паре от каждого вида,
«чтобы сохранить племя для всей земли».
Праотец с верою принял повеление Божие и высмеиваемый окружающими, начал строить ковчег.
Ной строил ковчег вместе с сыновьями в течении ста лет
К началу строительства праведнику было 500 лет и у него было три сына — старший, Сим, средний, Хам и младший, Иафет.
Ной поздно стал отцом. Долгое время являясь свидетелем грехопадения человечества и предвидя его гибель, он не хотел иметь детей и лишь по велению Господа вступил в брак.
Сыновья праведного Ноя — Сим, Хам, Иафет
По окончании строительства ковчега, Бог повелел Ною взойти на него, взяв с собой всех членов своей семьи, всех животных и птиц по паре, и пищи всякой.
Шестисот лет было праведнику, когда начался Всемирный потоп. В течении сорока дней и ночей лился дождь на землю — самые высокие горы были покрыты водой, уровень которой поднимался еще сто пятьдесят дней, уничтожив всех людей и животных. Спаслись лишь обитатели ковчега.
Всемирный потоп уничтожил почти все живое на земле, только Ной и те, кто был с ним в ковчеге, остались живы
Согласно Писанию, после потопа на земле остался только один род — праведника Ноя. Господь благословил праотца и потомков его, и повелел им плодиться и размножаться, и не допускать кровопролития. На земле, очищенной водами, теперь должны были жить только благочестивые люди.
Ной, его сыновья — Сим, Хам и Иафет, стали родоначальниками всех последующих поколений. После потопа Ной прожил еще триста пятьдесят лет, до девятьсот пятидесяти лет. Он был последний, достигший такой глубокой старости.
Хам средний сын Ноя, брат Сима и Иафета
В Библии сказано:
«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет».
Хам — один из трёх сыновей Ноя
Родился средний сын патриарха за 100 лет до Всемирного Потопа, когда его отцу было уже почти 500 лет.
https://www.youtube.com/watch?v=rKxF3LzJado
Как и все выжившие, он ступил с ковчега на склонах горы Арарат и долгое время жил в земле Сеннаар. Жена его Юга (Неелатамек) родила ему четверых сыновей Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
Хама называют родоначальником четырех рас, которые произошли от его сыновей и населили области южной Азии и верховьев Нила.
Египтяне, эфиоповцы, ливийцы, сомалийцы и вся негроидная раса произошли от него, и называют их Хамитами. Филистимляне, финикийцы, ханаанеи так же являются его потомками.
По библейскому повествованию, Хам повёл себя постыдным образом по отношению к своему отцу, за что Ной проклял его младшего сына Ханааана.
Ной и Хам: библейская история о родовом проклятии
Согласно Библии первым, что сделал Ной, выйдя из ковчега, принес благодарственную жертву Богу. Это было жертвоприношение животных всесожжением.
Ной приносит жертвоприношения Господу, в благодарность за спасение
Тогда же Господь благословил праведника и его семью, и заключил с ним Завет. Он завещал им плодиться и наполнить землю, а также никогда не допускать кровопролития.
Символом завета была радуга, ставшая своего рода гарантией того, что люди не будут более истреблены водой с земли. С тех пор она служит вечным напоминанием человеку о данном обещании Божьем.
Выйдя из Ковчега, Ной принялся возделывать землю, насадил виноградники и изобрёл искусство приготовления вина. Однажды, сильно опьянённый вином, он уснул обнажённым в своём в шатре.
Хам, случайно увидевший наготу отца, оставил его в таком виде и смеясь, поспешил рассказать об увиденном братьям.
Те, в свою очередь, проявили глубокое почтение к своему родителю — накинув на плечи одежду, они зашли со спины, так, чтобы не видеть наготы отца и накрыли его.
Сим и Иафет, отвернув лица, вошли в шатер и прикрыли отца
Ной, узнав о проявленном неуважение со стороны Хама, проклял и обрёл на рабство его сына — Ханаана и потомков его, сказав, что те станут рабами Сима и Иафета.
Ной проклинает Ханаана за непристойный поступок его отца — Хама
Других же сыновей — Сима и Иафета он благословил, за оказанное уважение родителю.
Есть несколько предположений, касающихся вопроса: Почему Ной проклял Ханаана, а не Хама
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Быт. 9.24-25)
Ханаан сын Хама
На протяжении долгих веков эта библейская история о проклятие вызывала множество споров. В чем заключается грех Хама? Почему Ной проклял Ханаана, а не своего сына?
Иоанн Златоуст предполагает, что праведник, отец Хама, не мог нарушить проклятием благословение, данное Господом ему и его семье. Но все же наказать сына за непристойность поступка было необходимо.
Праведный Ной наказал Хама через его сына Ханаана.
Больше всех воплотив в себе типичные черты своего отца Ханаан был особенно дорог и близок для него. Тем самым, именно прокляв сына Хама, патриарх нанес ему наиболее сильное наказание. В этом и заключалось отеческое проклятие Хама.
Говоря об опьянении праотца Иоанн Златоуст отмечает, что Библия «дает ему полное извинение». По его словам, праведник не знал какой вред может принести ему употребление вина.
Блаженный Феодорит также в этом видит справедливое воздаяние Хаму. Согрешив против отца, он получил наказание через проклятие своего сына.
Проклятие Ноя сбылось — хананеи были либо истреблены, либо покорены потомками Сима.
Другие же, ссылаясь на сказанное в Писание: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его», предполагают, что под «меньшим сыном» имеется ввиду внук Ноя Ханаан, самый младший из всех его внуков.
Поскольку известно, что Хам был средним сыном праведника, рожденным после Сима, а Иафет — младший брат Хама.
Именно Ханаан первым увидел непристойное положение праведного старца. Смеясь он указал на него своему отцу, который, в свою очередь вместо того чтобы укрыть наготу его, тем самым оказав родителю должное уважение, поспешил рассказать все братьям.
https://www.youtube.com/watch?v=tneQLzfWj3A
Сторонники этого мнения полагают, что Ханаан, совершивший зло, был проклят не за отца своего, а за свой проступок. Хотя не считают наказание полностью справедливым, ведь Ханаан был ещё в юном возрасте.
Имя Хам — нарицательное, производное от него — понятие «хамство»
Происхождение слова «хам» связано с именем библейского персонажа, Хама — среднего из трех сыновей праведного Ноя.
Однако, с течением времени, его значение постепенно менялось, превратившись в слово, означающее такие негативные качества, как наглость, грубость, глубокое неуважение к ближнему.
В переводе с иврита «хам» — означает «страсть», «горячность».
Согласно Писанию, библейский Хам увидел своего отца спящим в своем шатре обнаженным. Вместо того чтобы оказать должное ему уважение — прикрыть наготу отца, он поспешил рассказать об этом своим братьям.
Испорченная натура Хама усматривается в его поступке: не смутившись увиденного и ничего не предприняв, он поспешил выставить отца в неприглядном свете перед братьями.
При этом он испытал злобную радость в унижении родителя, гордость, утешающуюся падением другого.
Неуважение к родителю со стороны Хама навлекла не только проклятие на его сына Ханаана и его потомков, но и сделала его имя нарицательным.
Недостойное поведение Хама положило начало понятию «хамство».
Долгое время хамство считалось характерной чертой низших сословий. В словаре Владимира Даля «хамуга» — это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной.
Со временем значение слова постепенно изменялось и стало означать своеобразную характеристику модели поведения человека — невоспитанного, наглого, грубого.
2 пословицы о хамстве:
- «По бороде Авраам, а по делам — Хам».
- «Из хама не будет пана».
В современном мире, поступить по-хамски, значит повести себя неучтиво, бесстыдно, в самой резкой форме, по отношению к другому человеку.
Данное значение для слова «хам» характерно для многих языков мира.
Видео:Почему Ной проклял за грех не Хама, а его сына? | "Библия говорит" | 1674Скачать
Сын Ноя — страницы библейской истории | Православиум
Рубрика: Основы веры
Адам и Ева нарушили Божественный запрет не вкушать плодов Дерева познания добра и зла. После этого человечество заразилось опасной болезнью – грехом. По словам протоиерея Сергия Дергалева, порче подверглось само человеческое естество. Она стала передаваться всем людям, от родителей к детям. Со временем люди все дальше и дальше отдалялись от Бога.
Среди них процветал разврат, люди достигли критической точки распущенности. Тогда Бог, видя какие злодейства совершают люди, решил истребить все человечество. “И раскаялся Господь, что создал человека на земле” (Быт.6:6). Спасся от кары Божьей лишь один человек со своим семейством – Ной.
Кем же был Ной, сын Ноя и вся его семья? Как ему удалось остаться праведным и непорочным в настолько безнравственном окружении?
Сыновья Ноя — Хам, Сим, Иафет (средневековая мозаика)
Ной (что значит “успокаивающий”, “умиротворяющий”) произошел из рода Сифа (третий сын Адама и Евы). При рождении отец Ноя Ламех сказал:
“он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь” (Быт. 5:28–29).
И действительно, Ной стал утешителем всего рода человеческого. Именно ему Бог заповедал плодиться, размножаться и восстанавливать в своих потомках лучшие человеческие качества.
“Ной «действительно явился благодатным утешителем, как сохранитель человеческого рода и восстановитель его в лучшем виде” (святитель Филарет Московский).
Святитель Иоанн Златоуст фокусирует внимание на отличительной черте характера Ноя. Это стойкость и твердость его веры Богу, решимость не поддаваться разврату:
“как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель — и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твердость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними”.
Именно поэтому Бог сохранил Ноя и его семью от гибели. Господь сообщил ему о неминуемой гибели всей земли от потопа и велел построить ковчег. Ною были даны четкие предписания.
Бог открыл ему, каких размеров должен быть ковчег, где сделать входные отверстия, какой материал использовать. Бог велел взять по паре всех животных, птиц, пресмыкающихся.
А также распорядился запастись водой и пищей (Быт.6:14-22).
Ной переживал за участь человечества. Пророк пытался призвать их к покаянию и изменению развратного образа жизни. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что:
“всем людям в течение всего этого времени он проповедовал и внушал отстать от нечестия”.
Но жестокие люди лишь осмеяли его и не придали словам праведника никакого значения.
Великий потоп
Когда ковчег был построен, Ной вместе с семьей вошел на спасительное судно. И начался дождь, который продолжался сорок дней и сорок ночей. Вода затопила всю поверхность земли и пребывала в течение 150 дней.
Погибло все живое на планете. Затем вода стала спадать. И ровно через год после начала потопа Ной сошел на землю. Он принес жертву Богу.
Всевышний дал обещание (завет), что больше не будет за грехи полностью истреблять род человеческий.
Семья Ноя
На Ноя легла ответственная задача – восстановить человеческий род. У него было 3 сына: Сим, Хам и Иафет. В книге Бытия перечисляется родословная каждого из них. После всемирного потопа Ной принялся возделывать землю, посадил виноградники. Именно он считается создателем вина и первым виноделом.
https://www.youtube.com/watch?v=1UCiWVLjQGc
Происхождение Ноя: Адам – Сиф – Енос – Каинан – Малелеил – Иаред – Енох – Мафусаил – Ламех – Ной.
После потопа Ной прожил еще 350 лет, показывая своим детям пример праведной жизни и воспитывая в них любовь к Богу. Как говорит святитель Иоанн Златоуст
“праведник этот может научить весь род наш и руководить к добродетели. В самом деле, когда он, и живя [до потопа] среди такого множества злых людей, и не умея найти ни одного человека, подобного ему по нравам, достиг до такой высокой добродетели, то чем оправдаемся мы, которые, не имея таких препятствий, не радим о добрых делах?”.
Сын Ноя — Сим
Он считается родоначальником семитских народов. К числу современных семитских народов относят арабов, евреев, мальтийцев, ассирийцев. Иисус Христос происходит из рода Сима.
В некоторых источниках упоминается, что женился Сим уже после потопа. В апокрифе “Книга Юбилеев” говорится, что жену Сима звали Седукательбаб. Первый сын Арфаксада родился через 2 года после потопа.
У него родились 5 сыновей, его потомки населили многие страны Востока. Сим умер в возрасте 600 лет.
Сын Ноя — Иафет
До потопа Иафет не имел детей, а после у него родились 7 сыновей. Его потомки заселили территорию Европы и средне-восточной Азии. Это даёт право считать Иафета праотцом как славянских племен, исторически населявших эти земли. Иудейский историк Иосиф Флавий описывает:
“У Ноева сына Яфета было семь сыновей. Последние расселились, начиная с гор Тавра и Амана [северная Сирия] до реки Танаиса [Северный Донец], а по Европе до Гадиры [юго-запад Испании], занимая встречавшиеся по пути земли, до этого никем не занятые, и дали населению свои собственные названия».
Изначальным местом расселения яфетидов была территория древнего государcтва Урарту. В настоящее время это современная Армения, восточная Турция и северо-западный Иран.
После потопа сын Ноя Иафет вместе с братьями был благословлен Богом. Ной пророчески благословил Иафета, пообещав ему большие владения и указывая, что его потомки вселятся в шатрах Симовых (Быт. 9:27).
Сын Ноя – Хам
Одним из трех сыновей Ноя был Хам. У него было 4 сына, но в Библии особо выделяется старший сын Ханаан. Потомки Хама в основном заселяли юго-западную часть Азии и Африки и в будущем стали рабами. Рабство потомков Хама было предсказано Ноем, за постыдный поступок Хама. От Хама произошли: эфиопы, кушиты, копты, берберы, доеврейское население Палестины.
В один из дней Ной выпил слишком много вина (еще не знал, как оно сильно действует) и уснул обнаженный.
“И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим” (Быт. 9:22).
В те времена считалось неприемлемым представать перед своими детьми в обнаженном виде.
И тот факт, что сын Ноя Хам рассказал братьям об увиденном, вместо того, чтобы умолчать об этом, можно приравнять к насмешке и неуважении к отцу.
Именно поэтому впоследствии “хам” стало именем нарицательным и дало начало такому явлению как хамство. То есть неуважение, пренебрежительное отношение к культурным запретам и традициям.
“Пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху” (святитель Кирилл Александрийский).
Сим и Иафет взяли одежду, вошли в шатер спиной вперед, чтобы не увидеть его наготу. Так они накрыли спящего Ноя. Когда пророк Ной проснулся, то проклял сына Хама Ханаана, предрекая ему быть рабом у своих же братьев.
Почему был проклят Ханаан, а не сам Хам? Святые Отцы толкуют это таким образом: Хам был благословен Богом при вхождении в ковчег.
За грех родителя Хама проклинается его ребенок Ханаан потому, что не будет счастья сыну, которого воспитывает такой неблагодарный и глупый отец.
🌟 Видео
ПОЧЕМУ НОЙ ПРОКЛЯЛ ХАНААНА?Скачать
В чём заключается грех Хама? | Вопрос служителю церквиСкачать
Хамство. Почему Ной проклял Ханаана?Скачать
Всемирная история/Эпизод 3:Дети НояСкачать
Сим, Хам, Иафет и их потомки. Протоиерей Геннадий ЗаридзеСкачать
Ответы на вопросы-6. Почему Ной проклинает Ханаана, вместо Хама?Скачать
Негры - антисемиты из-за осужденного в Торе греха их прародителя Хама?Скачать
СИМ, ХАМ, ИАФЕТ: ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ. БЫТИЕ 5:32.Скачать
БИБЛИЯ. Первая КНИГА Бытие, Глава 10Скачать
The Bible Collection - Genesis 1-50 | AudioBookСкачать
Пророк Нух (Ной) (мир ему) Полная версиияСкачать
Значение имен - Сим, Хам, Иафет. Леон МазинСкачать
История Ноя и история потомков сыновей Ноя Сима, Хама, Иафета часть 1Скачать
Сын Ноя — страницы библейской историиСкачать
Кем был Ной на самом делеСкачать
Повесть временных лет. Расселение сыновей НояСкачать
Книга Бытия. Глава 10. Список потомков Ноя Сим, Хам, Иафет.Скачать