Процесс развития ребенка состоит из множества аспектов. Внимательным родителям стоит наблюдать за каждым из них, чтобы правильно координировать усилия, обнаруживать сильные и слабые стороны и возможные отклонения. Рассмотрим основные параметры развития растущей личности.
- Определение типа темперамента и самооценки (диагностика личности)
- Диагностика эмоциональной сферы
- Диагностика психического развития
- Диагностика когнитивной сферы
- Диагностика поведения
- Тесты для диагностики развития дошкольника
- Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста
- Нормы развития речи в дошкольном возрасте
- Развитие речи в 5 лет
- Развитие речи в 6 – 7 лет
- Оценка развития речи детей дошкольного возраста
- Шаг 1. Активный словарь
- Шаг 2. Произношение звуков
- Шаг 3. Грамматический строй
- Шаг 4: Связность речи
- Важность диагностики развития речи
- Диагностика психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни
- Диагностика ребенка от рождения до 6 месяцев
- Диагностика уровня развития общения ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций
- Проективный рисунок и его диагностические возможности
- Проективная рисуночная диагностика ребенка
- Как работает методика рисуночного теста?
- Кому подходит такой метод?
- Как проводится диагностика
- Насколько сложно это для ребенка?
- Результат рисуночной диагностики
- 📸 Видео
Определение типа темперамента и самооценки (диагностика личности)
Кажется, что на формирование личности, темперамента и самооценки в первую очередь влияет жизненный опыт. Отчасти это так, однако, формирование этих свойств человека зависит и от физиологических особенностей нервной системы. Соответствующие тесты позволят определить принадлежность ребенка к одному из типов темперамента:
- Холерик – энергичная и общительная, но вспыльчивая личность.
- Сангвиник – подвижный и уравновешенный, но рассеянный.
- Флегматик – терпеливый и усидчивый, но инертный.
- Меланхолик – доброжелательный и чувствительный, но неуверенный в себе.
Как правило, тип темперамента достается ребенку от одного из родителей или представляет собой смесь обоих. Определение темперамента позволит установить оптимальный курс воспитания.
Так, воспитывая сангвиника, необходимо общаться на равных и бороться с его рассеянностью: напоминать о незаконченных делах, найти занятие по душе, которое будет тренировать усидчивость.
А в общении с холериком не стоит повышать тон или грубить. Самооценка – ещё одна ось личности. В промежутке между 3 и 6 годами проходит основной этап её формирования, поэтому ей следует уделять максимум внимания. Только так ребенок вырастет в гармоничного взрослого.
Диагностика эмоциональной сферы
Внимательное наблюдение за эмоциональной сферой ребенка помогает определять особенности развития его психики. В реакциях на окружающую действительность проглядываются механизмы её познания – когнитивные возможности.
В вопросах диагностики эмоций и чувств ребенка помогают не только специализированные тесты. Детская непосредственность дошкольника, отсутствие умения кривить душой, помогут родителям собирать данные и делать соответствующие выводы.
На практике диагностика эмоциональной сферы дошкольника осуществляется при помощи:
- Дневника наблюдений за эмоциональными реакциями с указанием степени выраженности и обстоятельств.
- Обнаружение признаков психического напряжения и невротических тенденций (тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
- Методы, основанные на семантических значениях цветов.
- Интерпретация рисовальных проб.
Своевременное обнаружение излишне интенсивных эмоций и устранение их причин поможет вырастить уравновешенного человека, который адекватно воспринимает действительность и хорошо осознает свое место в ней.
Диагностика психического развития
Человеческая психика – клубок взаимосвязанных процессов и механизмов. У детей он ещё не так запутан, поэтому наблюдать за ним легче. Но родителям все равно придётся запастись терпением и освоить ряд методик психологических исследований.
цель диагностики психического развития дошкольника – обнаружение отклонений в развитии, приводящих к ним факторов и устранение тех и других.
Полученные данные позволяют избавиться от:
- Замедлений в развитии когнитивных функций.
- Повышенной агрессивности.
- Высокой тревожности.
- Недостатков родительской педагогической парадигмы.
Наблюдение начинается с самой реакции ребенка на процесс исследования. Конечно, прохождение тестов можно скрыть за очередной игрой, но так получатся искаженные данные. Ребенок должен понимать, что происходит и для чего это нужно.
Диагностика когнитивной сферы
Когнитивная сфера – сумма интеллектуальных навыков. К ней относятся и механизмы запоминания и интерпретации информации, воображение и речевые навыки. Диагностические методики направлены на определение степени сформированности процессов восприятия.
https://www.youtube.com/watch?v=QlCPMERLddE
При обнаружении существенных отклонений следует предпринять меры коррекции, соответствующие особенностям конкретного ребёнка. Важность правильного развития когнитивных навыков для будущей адаптации к жизни сложно недооценить.
Процесс диагностики начинается с установления вербального или эмоционального контакта с ребенком. После, необходимо приблизительно определить границы запаса знаний о мире, личные особенности мышления ребенка и навыки ориентирования в пространстве.
Затем можно приступать непосредственно к тестированию, применяя выбранные методики.
Диагностику следует дозировать так, чтобы она не успела наскучить, а предпочтительные методы выбирать, исходя из аспектов когнитивной сферы, которые требуют диагностики.
Диагностика поведения
Особенности поведения ребенка формируются вместе с его личностью под действием ряда внешних факторов. Методы диагностирования нарушений поведения (замкнутость, агрессивность, склонность к обману и другие) зависят от их типа. В качестве базового набора методик выступают:
- Анкетирование и наблюдение. Данные, получаемые от окружения ребенка, позволят очертить характер нарушения и степень его выраженности в зависимости от обстоятельств.
- Детей в старшем дошкольном возрасте можно диагностировать при помощи личностных опросников – это важный источник сведений о когнитивных особенностях, влияющих на изменения в поведении.
- Рисовальные пробы. Интерпретация рисунков ребенка требует определённых навыков, однако, и этот метод может дать много информации об эмоциональной сфере дошкольника.
- Ассоциативные и интерпретационные тесты направлены на обнаружение неосознанных эмоциональных реакций на те или иные внешние факторы. В зависимости от выраженности и типа нарушений поведения строится программа коррекции, которая может состоять из игровых и релаксационных занятий, коммуникативных тренингов.
Тесты для диагностики развития дошкольника
Тип темперамента и самооценка: Тест Айзенка; Методика «Лесенка».
Эмоциональная сфера: Цветовой тест Люшера; Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, Методика «Выбери нужное лицо»; Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак); рисовальная проба «Рисунок семьи»; рисовальная проба «Домики страхов».
Психическое развитие: Тест «Сделаем вместе»; тест Роршаха; рисовальная проба «Несуществующее животное».
Когнитивная сфера: Методика «таблицы Шульте»; выяснение пассивного словарного запаса; модифицированный тест Гилфорда; прогрессивные матрицы Равена.
Поведение: Методика Рене Жиля; тест «Рисунок человека» на основе методики Ф. Гудинаф
Видео:Разрешите ребенку ПАДАТЬ! / Диагностика развития малыша в 8 месяцевСкачать
Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста
Возраст от 5 до 7 лет — это старший дошкольный возраст. Детей активно готовят к поступлению в первый класс. Большое внимание уделяют и развитию речи.
Чем лучше сформированы речевые навыки, тем быстрее первоклассник научится писать и читать. А вот нарушения речевого развития будут усложнять учебный процесс.
Поэтому в детских коллективах логопеды проводят диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Нормы развития речи в дошкольном возрасте
Детки в 4 – 5 лет говорят правильнее и разнообразнее, более четко выговаривают звуки, но некоторые из них («р», «л») могут искажать в словах.
Ребята говорят связнее, могут составить короткий рассказ по картинке, пересказать сказку, у них развита фразовая речь, начинают потихоньку вести монолог. Управляют своим голосом — громкостью, тембром. Узнают отдельные звуки в слове.
К 5 годам в словаре — 3 тысячи слов. Грамматический строй полностью не сформирован, поэтому они путают окончания и суффиксы, неверно согласуют слова.
Развитие речи в 5 лет
Речевые навыки совершенствуются. Ребята говорят более последовательно, логично и развернуто, речь становится связной. Они могут вести диалог и монолог. Фонематический слух выходит на более высокий уровень, малыши правильно выговаривают все звуки. Если ребенок искажает звуки, говорит неразборчиво, то его показывают логопеду для диагностики развития речи и коррекции.
Используют разные формы — восклицательную, вопросительную. Находят позицию звука в слове — в начале, середине или конце, называют их по порядку. Активно расширяется их лексический запас — запоминают слова молниеносно. Говорят грамотнее, хотя могут встречаться негрубые ошибки (например, один карандаш — много карандашов).
Развитие речи в 6 – 7 лет
Выговаривают и различают на слух все звуки, узнают их в потоке слов. Поэтому в отношении этой возрастной группы специалисты больше обращают внимание на постановку и улучшение дикции.
Словарный запас большой, но у всех детей отличается. Кто-то оперирует понятиями из разных областей, а у кого-то словарь ограничивается бытовой тематикой.
При диагностике развития речи видно: с кем занимались родители (общались, читали книги, объясняли), а с кем — недостаточно. Говорят грамотно, могут ошибаться в употреблении глаголов (хочу — хочут, ехать — ехают).
Говорят связно, простыми и сложными фразами, могут пересказать увиденный фильм, фантазировать, сочинять истории.
Оценка развития речи детей дошкольного возраста
Речевые навыки оценивают по нескольким критериям: словарный запас, звукопроизношение, грамматический строй, связность. При диагностике развития речи у детей используют тематические картинки, карточки, короткие рассказы.
Шаг 1. Активный словарь
Оценку развития речи детей дошкольного возраста начинают со словарного запаса. Анализ проводят по 3 критериям:
- Как малыш использует слова в общении;
- Умеет ли подбирать синонимы, антонимы;
- Использует ли прилагательные, глаголы.
Комплекс состоит из 5 блоков заданий.
Первый блок — «Покажи картинку». Называют слово, а малыш должен найти его на картинке. Определяют, насколько он понимает значение слов.
https://www.youtube.com/watch?v=jY8_gOcyT9s
Второй блок — «Назови, что покажу». Дошкольнику показывают разные предметы или иллюстрации, а он называет. Так определяют словарный запас существительных и глаголов.
Третий блок — «Назови одним словом». Ребенку показывают картинку с изображением разных предметов, которые объединены по функциональному признаку. Он называет их одним словом. Так выявляют умение обобщать слова.
Четвертый блок — «Наоборот». Малышу называют слова (прилагательные), а он говорит их противоположности. В рамках диагностики развития речи так оценивают знание противоположных признаков и умение их использовать.
Пятый блок — «Назови признак». Дошкольнику показывают картинки или предметы, а он называет их признаки. Так оценивают его оперирование этими понятиями.
В результате первого шага в диагностике развития речи детей старшего
дошкольного возраста выделяют 3 уровня: высокий, средний и низкий.
Шаг 2. Произношение звуков
При оценке развития речи проверяют гласные, шипящие, свистящие, сонорные звуки, аффрикаты, парные глухие и звонкие (мягкие и твердые), гласные в сочетании с мягкими звуками («ти», «тя», «тю», «ть», «сь»).
Сначала оценивают произношение звуков (малыш говорит правильно или заменяет один звук другим, смягчает твердые звуки), артикуляцию.
Вот варианты заданий для оценки развития речи детей дошкольного возраста:
- многократное повторение одного и того же звука;
- подключают еще один звук и просят детей говорить их поочередно;
- просят поочередно повторять два слога. При этом смотрят на четкость артикуляции.
Сначала предлагают звуки, которые сильно отличаются друг от друга по звучанию, затем — похожие.
Следующий шаг в диагностике развития речи — оценить, как дошкольник пользуется звуками в общении: искажает, заменяет, пропускает их или говорит правильно и четко.
Для проверки предлагают задание: дают набор картинок, которые включают слова из оцениваемых звуков, а также просят повторить слова с разной слоговой структурой.
Затем усложняют задание — просят повторить предложения из слов, которые состоят из проверяемых звуков.
Еще одно упражнение — на оценку имения произносить слоги со стечением согласных («скла», «здра», «взма»).
Шаг 3. Грамматический строй
При оценке развития речи детей дошкольного возраста смотрят на грамматическое оформление фраз.
Комплекс состоит из нескольких блоков:
Первый — оценка уровня грамматического строя. Упражнения:
- Составь предложения. Предлагают 2 – 3 слова, из которых следует составить предложение, преобразуя их в нужную грамматическую форму;
- Восстанови предложение. Дают предложение, в котором слова разбросаны в хаотичном порядке. Дети должны восстановить правильную последовательность слов.
Сначала предлагают простые задания (на оценку умения составлять простые нераспространенные и распространенные предложения из 3 – 4 слов). Затем задачу усложняют — дают задания на оценку умения строить предложения из 6 – 7 слов.
https://www.youtube.com/watch?v=jY8_gOcyT9s
Второй блок — выявляют способность составлять сложные предложения. При диагностике развития речи детям старшего дошкольного возраста дают такие задания:
- На составление сложноподчиненных предложений. Дают 2 картинки с изображением простых действий. Инструкция: «Посмотри на рисунки и составь по каждой предложение». В рамках оценки диагностики развития речи оценивают умение составлять предложения с существительным и глаголом;
- На изменение существительных по падежам. Показывают картинки с разными ситуациями. Задание: «Ответь на вопросы по картинкам: без чего? Кому? От кого?»;
- На знание единственного и множественного чисел. Показывают или называют предмет. Используют карточки с иллюстрациями или окружающие предметы. Инструкция: «Назови во множественном числе»;
- На знание чисел глаголов. Раскладывают картинки с изображением действий (девочки прыгают, мальчик сидит, кошка ест). Задание: «Скажите, что изображено на рисунках».
При диагностике развития речи у детей старшего дошкольного возраста изучают и такие умение использовать:
- окончания существительных множественного числа в родительном падеже. Инструкция: «Я начну фразу, а ты закончи». Например, «У Тани есть ручки, а у Миши нет (ручек)», «У нас много (тетрадей);
- местоимения «моя», «мое», «мой». Предлагают картинки, на которых изображены предметы. Малыш должен добавить к ним притяжательные местоимения, в зависимости от числа и рода;
- суффиксы. Задают деткам вопросы: Где лежит хлеб (в хлебнице), куда кладут соль (в солонку), чей это хвост (лисий). И уменьшительно-ласкательные формы: «дом — «домик», «кот» — «котик», «звезда» — «звездочка», «ветка» — «веточка»;
- приставки. Просят малышей ответить на вопросы: «Девочка к дому (подходит)», «Собака из будки (убегает»), «На одеяло надевают (пододеяльник»).
Для диагностики развития речи деткам старшего дошкольного возраста предлагают задания для определения таких умений:
- Менять прилагательные по родам. Показывают картинки, задача — назвать цвет изображенных предметов. Например, красное яблоко, желтый банан, голубое море;
- Изменять существительные по числам. Показывают картинки с предметами в единственном и множественном числе. Нужно их назвать;
- Согласовывать существительные с числительными. Логопед указывает на любой предмет и показывает цифру. Задача — назвать количество предметов;
- На знание времен глаголов. Предлагают картинки с изображением действий. Например, девочка поливает цветы, мальчик катается на велосипеде. Спрашивают: «Что делает девочка? А что делала? Что делает мальчик? А что делал?».
Для диагностики развития речи у деток старшего дошкольного возраста используют карточки и книжки с иллюстрациями, игрушки, окружающие предметы, сборники рассказов.
Шаг 4: Связность речи
Связность, последовательность и логичность — признаки правильного развития речи. В норме старшие дошкольники владеют фразовой развернутой речью, составляют рассказ по картинке или серии иллюстраций, последовательно пересказывают сюжет сказки, рассказа, увиденного фильма. Они вычленяют главную сюжетную линию и опускают второстепенные моменты.
https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI
У деток дошкольного возраста оценивают разные умения.
Во-первых, могут ли они закончить высказывание по иллюстрации, на которой изображено действие. Спрашивают, что нарисовано на картинке. Ожидается развернутый ответ на вопрос.
Во-вторых, могут ли устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и вербально их озвучивать. Для этого предлагают три картинки, например с изображением девочки, леса и корзинки. И просят составить рассказ с использованием всех трех изображений.
В-третьих, умеют ли составлять последовательный рассказ по серии иллюстраций. Для этого предлагают серию картинок, на каждой из которых нарисован эпизод истории. Задача — составить рассказ, опираясь на каждую картинку.
В-четвертых, могут ли детки вести монолог. Просят рассказать о каком-нибудь событии (поездке на море или в гости к бабушке с дедушкой, о проведенном Дне рождения или Новом годе). В этом же упражнении можно проверить и способность вести диалог, задавая вопросы.
В-пятых, умеют ли дети описывать, владеют ли понятием признаков предметов. Предлагают игрушки или картинки, на которых видны их свойства и детали (цвет, размер, текстура, форма). Просят описать увиденное как можно полнее в форме рассказа.
Еще одно задание — пересказ рассказа. Дошкольнику рассказывают сказку. Задача — запомнить ее название и содержание и пересказать. Чем больше деталей запомнит малыш и чем последовательнее будет его повествование, тем лучше.
В 6 – 7 лет ребята умеют фантазировать. Поэтому их просят придумать историю (по картинкам или без них). Оценивают грамматическое оформление, логичность, предложения (простые или сложные).
Ведущая деятельность дошкольников — игровая. Поэтому все задания организуют в форме игры. Чтобы снизить стресс, диагностику проводит знакомый им человек (например, логопед детского сада, которого они хорошо знают).
При нормальном развитии речи будущие школьники говорят связно и последовательно, отвечают на вопросы развернуто, ведут диалог и монолог.
Важность диагностики развития речи
Дошкольный возраст — важный период в подготовке ребенка к школе. Успешная учеба в некоторой степени зависит от речевого развития. Чем оно лучше, тем легче будет первокласснику учиться, осваивать грамоту. Если же имеются нарушения, это чревато трудностями для ученика: ему будет сложно овладеть навыками чтения и письма, а в дальнейшем и осваивать школьную программу.
Вот почему так важна своевременная диагностика развития речи. Пока до поступления в первый класс в запасе есть несколько лет, нужно откорректировать любые нарушения и довести речь малыша до нормы.
Видео:Как БЫСТРО успокоить ребенка? / Диагностика развития малыша в 5 месяцевСкачать
Диагностика психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни
Радионов Гавриил · 12.10.2020
Каждый психолог знает, любит и, возможно, периодически употребляет или хотя бы раз за всю свою профессиональную деятельность употреблял фразу «все мы родом из детства» и «все проблемы из детства». Второе высказывание, скорее всего, более популярно в обществе психоаналитиков (но это не точно).
Однако, фраза «все мы родом из детства» споров ни у кого не вызывает.
Вместе с этим, если эта фраза истинна и действительно проблемы могут тянуться из детства, возникает вопрос как же проводить диагностику психического развития ребенка в самом раннем возрасте? Ведь с ребенком до одного года даже проективные тесты провести невозможно.
В данной статье изложена информация о том, как же можно проводить диагностику психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни (информация подготовлена на основе учебного пособия Г.Н. Лавровой «Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3-х лет).
Диагностика ребенка от рождения до 6 месяцев
Проводится по следующим направлениям: уровень развития общения ребенка со взрослым и познавательная активность по отношению к предметам [39].
Данные направления в диагностической работе предложены Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39].
Первое направление – уровень развития общения. По определению авторов «судить об уровне развития общения у ребенка в этом возрасте можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем» [39, с. 14].
Параметры и показатели общения.
- Инициативность ребенка в общении. Это стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение.
Показатели инициативности: ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение [39, с. 13]. - Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Это готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.).
Показатели чувствительности к воздействиям взрослого: – внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом); – положительное отношение (ответные положительные, эмоциональные проявления – улыбки, двигательное оживление, вокализации);
– перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы) [39, с. 13–14].
Внимание! Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно: сначала младенец проявляет внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные, положительные реакции на них и инициативные проявления [39, с. 14].
- Средства общения. Это степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра:
– количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.
Внимание! «Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми.
В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо» [39, с. 14].
У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.
Запомни! О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков [39, с. 14]: – взгляда в глаза взрослого, – ответных и инициативных улыбок, – двигательного оживления и вокализаций, – стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.
https://www.youtube.com/watch?v=KAaQrjIEtsc
Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого [39, с. 14–16].
Второе направление психологической диагностики –уровень развития познавательной активности. [39, с.14].
По определению отечественных ученых А.С. Галанова, Э.Л. Фрухт, Е.А. Стребелевой, А.А. Реана, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, Ю.А.
Разенковой и других,познавательная активность ребенка к предметному миру в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, в интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, в его стремлении ознакомиться с предметом всеми доступными средствами [11, 30, 34, 39, 47].
В первые недели жизни внимание младенца к предметампроявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенокнаучается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре инаблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. Известно, что спомощью рта младенец получает много информации: дети стремятся прикоснутьсягубами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску,кулачки, пеленку.
При благоприятных условиях воспитания (полноценномобщении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зонедосягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном совзрослыми их восприятии) в 2–3 месяца кобследованию предметов подключаются руки. К 4 месяцам ребенок можетудерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразиекоторых неуклонно возрастает [1, 10, 39, с. 24].
При благоприятных условиях воспитания для нормальноразвивающегося ребенка характерным является поиск новых впечатлений. Теперьрассмотрим подробно содержание параметров познавательной активности ребенкапервого полугодия жизни, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В.Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 24].
- Внимание и интерес кпредметам. Это степеньсосредоточенности ребенка на предмете, выраженность его внимания, интереса илиудивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов.
- Положительныеэмоциональные проявления. Это выраженностьулыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятиеребенком предметов и действий с ними.
- Познавательные действия.Это стремление ребенка к обследованиюпредметов, которое предполагает наличие зрительных, оральных и мануальныхдействий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильномобследовании предметов.
Все вышеперечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов. Рассмотрим содержание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 25–26]
Диагностика уровня развития общения ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций
Диагностику психического развития ребенка второгополугодия будем проводить по следующим направлениям: уровень развитияситуативно-делового общения и уровеньразвития предметно-манипулятивной деятельности[39].
Рассмотрим содержание параметров и показателей данныхнаправлений, предложенныхЕ.О.Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой[39, с. 33–53]. Первое направление – уровеньразвития ситуативноделового общения.
Параметры ситуативно-делового общения
По определению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В.Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой основными параметрами развития общения во второмполугодии жизни являются: инициативностьребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения,эмоциональная вовлеченность в общение,предпочитаемая форма общения.
Описание содержания каждого параметра представлено спозиций вышеуказанных ученых [39, с. 33–53].
1. Инициативность. Этожелание ребенка привлечьк себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить кпомощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям,разделить радость и огорчение и т.д. [39, с. 36].
Инициативность ребенка может проявляться в обращенияхко взрослому по разнообразным поводам:
- достать недосягаемыйпредмет (например, упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);
- повторить интересноедействие с игрушкой (например, завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.);
- побудить его к желаемомувзаимодействию (например, доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку,затем брать их у него и складывать обратно);
- оказать помощь призатруднении (например, открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);
- в поисках сопереживания,защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);
- с целью получить оценкусвоих действий (например, сняв кольцо пирамидки, посматривает выжидающе,заглядывает в глаза) [39, с. 36].
При этом ребенок использует разнообразныесредства общения, что являетсяследующим параметром общения.
2. Средства общения:
- экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, ыепроявления);
- предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и«изображения» действий). Например, ребенок подползает к взрослому, указывает наволчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображаядействия взрослого, заводящего игрушку;
- предречевые средства общения – лепет, первые слова.
Известно, что владение средствами общения отражаеткоммуникативный опыт ребенка. «Если взрослые недостаточно общаются с младенцем(не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку),его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны» [39, с. 36].
3. Чувствительность к воздействиямвзрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия иоткликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действияхребенка на обращения взрослого:
- берет предложенныйпредмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиямвзрослого;
- реагирует на похвалу ипорицание;
- согласовываетсобственные действия с действиями взрослого [39, с. 36].
- Эмоциональная вовлеченность в общение. Это есть степень интереса ребенка к взаимодействию со взрослым,удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется вэмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений отобщения.
- Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативнойпотребности, степень ее напряженности и удовлетворенности и характер предыдущего коммуникативногоопыта.
Запомни! Предпочитаемые ребенком виды общения:
- Если у малыша сформирована потребность во внимании идоброжелательности взрослого, нонедостаточно удовлетворяется, то он преимущественностремится к ситуативно-личностному общению (СЛО), так же как и ребенок, укоторого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым.
- Если малыш у которого потребность во внимании идоброжелательности сформирована иудовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничествасо взрослым, обычно стремится кситуативно-деловому общению (СДО).
- Если ребенок, имеетнедостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, то ончаще предпочитает одиночную деятельность с предметами.
- Если ребенок, имеетбогатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, то он легкосоглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловоеобщение, с удовольствием играет самостоятельно [39, с. 37].
Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 37–39].
Внимание! Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх переднезнакомцем», поэтому необходимовыполнять следующие условия:
- перед тем как проводитьдиагностику, предоставить ребенку возможность освоиться в новой обстановке,познакомиться с незнакомым взрослым. В момент знакомства ребенку лучшенаходиться на руках у матери;
- выразитьдоброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назватьпо имени), но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативысо стороны ребенка;
Видео:Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста по методике Е.А. СтребелевойСкачать
Проективный рисунок и его диагностические возможности
Психологическая диагностика по рисунку отображает отношения и чувства ребенка по принципу проекции, которая заключается в вытеснении вовне (в нашем случае на бумагу) своих переживаний, стремлений, представлений и т.п.
Проективная рисуночная диагностика ребенка
Для детей для детей любого возраста от 2-х до 14 лет.
Рисуночные тесты пользуются особой симпатией как у психологов-практиков, так и у детей и их родителей. Причина проста. Во-первых, несмотря на легкость и доступность в плане получения исходных данных, они очень содержательны в диагностическом плане.
Это позволяет использовать их для экспресс-диагностики. Работа с рисуночным материалом позволяет существенно расширить возрастной диапазон детской аудитории, поскольку такой метод диагностики является доступным детям начиная с раннего дошкольного возраста.
Кроме того, рисуночные методы диагностики понятны и интересны самим детям, и специалисту, как правило, не приходится сталкиваться с сопротивлением или отказом выполнять задание.
Не секрет, что проективные рисуночные тесты существенно облегчают процесс установления контакта между психологом и ребенком. Это особенно важно в начале длительного коррекционного курса.
https://www.youtube.com/watch?v=ax0E8HRzdu8
Таким образом, рисунок является хорошим психодиагностическим средством, зачастую обладающим большими возможностями, нежели хорошо структуриро¬ванные и стандартизированные тесты.
Однако для того, чтобы правильно интерпретировать диагностические рисунки, нужно долго и кропотливо исследовать творения не только своих детей, но и множества других, сравнивать детские рисунки с рисунками взрослых, рисунки психически и соматически здоровых людей с имеющими различные нарушения и патологии.
Поэтому, не имея соответствующей подготовки, не стоит пытаться разгадать тайну рисунка, ведь черное не всегда плохо, а красивое не всегда доброе.
Как работает методика рисуночного теста?
Если ребенку представить различные материалы для творчества – пластилин, цветную бумагу, кубики, песок и др., он обязательно захочет что-нибудь слепить, нарисовать, построить.
Мало найдется детей, которые пройдут мимо ярких, красивых баночек, тюбиков, коробочек.
Рисуночная диагностика использует в своих целях эту естественную творческую потребность детей для деликатного получения нужной информации.
Стимульным материалом в проективном рисовании помимо красок и карандашей также является инструкция, которая озвучивается ребенку, который сидит за столом со всем необходимым для выполнения задания – чистой бумагой, карандашами, красками или фломастерами. Иногда это только простой карандаш и ластик. Затем он получает задание (инструкцию) – например, «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так как ты умеешь».
Так начинается творческий процесс.
Естественно, что ребенку необходимо решить следующие задачи: Как же начать? В каком месте на листе? Какого размера будет человек? В какой позе он будет стоять? Какое у него настроение? Во что он одет? Большинство детей не станут методично отвечать на поставленные вопросы. Они последуют за своей рукой и она, линия за линией выведет неповторимый отпечаток его души, его переживаний, его состояния. Однако некоторые дети очень любят размышлять вслух.
Кто-то начинает рисовать по шаблону, заложенному глубоко в детстве, кто-то рисует конкретные объекты, копируя их из памяти, а некоторые подключают картины из своего воображения.
Но откуда бы образ ни пришел, в нем обязательно оставит свой след уникальная структура личности автора, его способности, отношения и чувства по принципу проекции, которая заключается в вытеснении вовне (в нашем случае на бумагу) своих переживаний, стремлений, представлений и т.п.
Очень важно, что рисунки отражают не сознательные установки, а бессознательные импульсы и переживания, поэтому рисуночный тест невозможно «подделать».
Так же важным достоинством подобных методик является их естественность, ведь опыт рисования есть практически у каждого человека.
Дети любят выполнять подобные задания, потому что рисунок для них сродни игре, в которой правило всего одно, а все остальное – собственная импровизация. Эти тесты могут с легкостью выполняться детьми даже при невысоком уровне развития речи.
Кому подходит такой метод?
Любой родитель при правильной постановке задачи может получить содержательный в диагностическом плане рисунок. Вот примерный перечень (по А.Л.
Венгеру) психологических особенностей ребенка, которые могут быть оценены при проведении рисуночных тестов:
- уровень общего умственного развития;
- уровень психомоторного тонуса (повышенный, пониженный, астения);
- рациональный или эмоциональный подход к действительности преобладает;
- анализ степени самоконтроля, наличие импульсивности;
- эмоциональная лабильность или ригидность;
- тревога и тревожность;
- страхи и депрессии;
- особенности реакции на стресс;
- различные виды агрессии;
- экстра- и интроверсия;
- демонстративность;
- степень удовлетворения потребности в общении, аутизация;
- степень социализированности;
- антисоциальные тенденции;
- отношение к сексуальной сфере;
- отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи по отдельности.
Как проводится диагностика
При очном занятии в Центре диагностика начинается сразу после постановки задачи ребенку!
Для специалиста момент, предшествующий собственно выполнению рисунка, уже является источником важных диагностических данных.
Один ребенок без лишних вопросов начнет выполнять задание, а другой начнет задавать вопросы.
Специалист знает, как на них отвечать чтобы достичь правильного результата, ведь невольно направив ребенка в кажущемся нужном направлении легко оказать влияние на «географию» рисунка и материал получится искаженным.
https://www.youtube.com/watch?v=ToMPbsjuzsMu0026list=PLJ9kVl4GxFnH3QtuK02I3ENLQlARqF6h3
Также важно наблюдать за процессом рисования. Кто-то рисует молча, а кто-то постоянно комментирует все, что он делает, по ходу рисования сочиняя какую-то историю. Один рисует быстро и уверенно, другой долго размышляет над каждой линией, сомневается, стирает, зачеркивает и так далее.
Специалист может сделать некоторые выводы уже на этом начальном этапе.
Интерпретируя полученные данные, помимо форм и деталей объектов, учитывается масса различных параметров: характер линий, силу нажима на бумагу, типы штриховки и зачернение, стирания и исправления, расположение на листе, наклон рисунков, его размер, заполненность страницы. Обязательно берутся во внимание устные комментарии, огромное значение имеют цветовые решения изображений.
Насколько сложно это для ребенка?
Очень важно понимать, что задача ставится перед ребенком таким образом, чтобы дать свободу легкого (но порой и очень трудного) выбора. Ключевое слово –«свобода»! Существует большое количество проективных рисуночных методик, но базовыми для детей всех возрастов считаются, например, такие как:
- «Рисунок человека»,
- «Несуществующее животное»,
- «Рисунок семьи»,
- «Красивый рисунок»,
- «Рисунок дерева».
«Рисунок человека» — один из наиболее используемых для детей с трехлетнего возраста. У дошкольников и младших школьников он прицельно «рассматривает» уровень умственного развития, у более старших детей и взрослых – широкий спектр эмоционально-личностных особенностей.
«Рисунок семьи» диагностирует восприятие ребенком взаимоотношений членов его семьи, его собственной роли в семье, его отношение к родителям, сиблингам, бабушкам и дедушкам и пр.
«Рисунок несуществующего животного» — диагностика интеллекта, эмоциональной сферы, сферы общения, виды и уровни агрессивности, так же исследуется реакция на эмоциональную нагрузку.
«Рисунок дерева» — диагностика самовосприятия, представления о течении своей жизни во времени — ориентация в прошлом, настоящем и будущем, исследование интеллектуального компонента.
«Красивый рисунок» направлен на диагностику эмоциональных особенностей.
Результат рисуночной диагностики
В целом, детский рисунок – это карта его интеллектуального и эмоционального состояния на текущий момент времени и его личного отношения ко всему происходящему. Этот вид диагностики позволяет так же обнаружить признаки различных отклонений, на которые специалист обратит Ваше внимание.
Существуют критерии, которые позволяют заподозрить умственную отсталость, задержку психического развития, невротическое состояние, психическое заболевание. Определить психологическую проблему у ребенка важно как с точки зрения ранней диагностики, так и с точки зрения постановки точного диагноза.
По результатам диагностической сессии специалист по проективной рисуночной диагностики выдаст заключение, формат которого зависит от типа занятия:
- При очном занятии в Центре на ул Ватутина — выдается полное заключение, с учетом анализа полученной информации от родителей и ребенка в процессе занятия. Занятие
- При заочном занятии (проективная диагностика по рисунку, присланному по почте) — выполняется анализ рисунка по информации, сопровождающей рисунок.
Рис 1. Мальчик 6 лет.
📸 Видео
Диагностика ребенка 3-4 года. Речевой и познавательный уровень. Обследование речи.Скачать
Почему ВАЖНО следить за ПЕРЕКОСАМИ тела у ребенка? / Диагностика развития малыша в 6 месяцевСкачать
Почему ВАЖНО научить малыша РАССЛАБЛЯТЬСЯ? / Диагностика развития малыша в 8 месяцевСкачать
Плач ребенка – это НОРМАЛЬНО! / Диагностика развития малышка в 3 месяцаСкачать
Мастер-класс "Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста" для специалистов ПМПКСкачать
Диагностика развития ребенка раннего возраста через игру. Дефектологическое обследованиеСкачать
Диагностика моторного развития ребенка от 3-х лет. Часть 1.Скачать
Диагностика неговорящего ребенка - Жанна КожамуратоваСкачать
Вебинар «Диагностика умственного развития ребенка как условие прогнозирования...Скачать
Диагностика развития детей от 0 до 6 лет в домашних условияхСкачать
Комплексная диагностика развития ребенкаСкачать
психолого - педагогическое обследование ребенка 2-2,5 летСкачать
Ранняя диагностика нарушений развития младенцевСкачать
Мастер-класс "Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста" для специалистов ПМПКСкачать
Комплексная диагностика развития ребенкаСкачать
Индивидуальная диагностика развития психических процессов ребенка дошкольного возрастаСкачать
Верещагина Н. В. "Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка".Скачать