Деловые игры для персонала

Деловые игры для персонала Статьи по психологии
Готовые сценарии деловых игр на умение решать проблемы

Деловые игры для персонала

Многие думают, что деловые игры – исключительно инструмент HR, однако это не так. Деловая игра – отличный способ научиться командной работе в рамках проекта.

Можно постепенно найти общий язык, узнать методы работы каждого участника и приспособиться к ним, но бизнес-игры помогают сделать это быстрее и проще.

Именно деловые игры для сотрудников компании становятся тем самым толчком, после которого в команде начинают быстро устранять препятствия на пути к достижению целей проекта.

Содержание
  1. Цели и польза командных деловых игр
  2. Для каких команд подойдут игры по решению проблем
  3. Командные игры по формированию умения решать проблемы
  4. Тонущий корабль
  5. Самая высокая башня
  6. Яйцепад
  7. Полярники
  8. Минное поле
  9. Что бы сделал X?
  10. Слепые фигуры
  11. Слепой строй
  12. Сценарии деловых игр, которые помогут «прокачать» навыки сэйлзов
  13. «Три “нет” и одно “да”»
  14. «Ты выглядишь сейчас…»
  15. «Этюд»
  16. «Катастрофа»
  17. «Путешественники и вожди»
  18. Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры
  19. Метод деловой игры
  20. Классификация деловых игр
  21. Разновидности деловых игр
  22. Как организовать игру?
  23. Этапы проведения
  24. План игры «Производственное совещание»
  25. Ролевая игра
  26. Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов
  27. Примерные темы игр по менеджменту
  28. Метод игр и метод кейсов
  29. Деловые игры для руководителей
  30. Метафорическая деловая игра для руководителей лебедь, рак и щука
  31. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОРОЛЬ ДРОЗДОБОРОД
  32. Метафорическая деловая игра для руководителей илья муромец
  33. 🎥 Видео

Цели и польза командных деловых игр

Командные игры могут применяться для различных целей:

  • Развитие качеств и умений.
  • Укрепление навыков коммуникации.
  • Развитие способностей работать в команде.
  • Формирование навыков коммуникации.
  • Укрепление способности совместного принятия решений и пр.

Выбор командной игры зависит от потребностей в укреплении того или иного навыка.

Прежде чем понять проблему, например, в необходимости развить тот или иной навык в процессе бизнес-игры, сначала нужно эту проблему выявить. Только после того как проблема обнаружена, у команды появляется возможность поиска вариантов решения и выбора самого подходящего.

Даже выбор лучшего решения предполагает понимание собственной команды, знание ее сильных сторон. Любые упражнения на решение проблем со своей стороны связаны с выявлением сильных сторон, опираясь на которые формируются навыки решения любой проблемы. Если упражнения проходят в игровой форме, то команда одновременно:

  • Учится выявлять собственные сильные стороны.
  • Формирует навыки решения проблем.
  • Отлично проводит время и развлекается вместе с коллегами.

Вот почему деловые игры для сотрудников компании становятся источником энергии, открытий и формирования полезных навыков.

Стандартно проблемы решают по приведенной ниже схеме:

  • Есть проблема? Какая? Насколько важная?
  • Почему это происходит?
  • Что мы с этим можем сделать? Каков план?
  • Мы уверены, что мы делаем то, что решили? Как мы это определяем?
  • Сработал ли план? Что должно произойти дальше?

Но не все команды готовы воспользоваться данным способом, многим для начала нужно научиться работать вместе, слышать друг друга.

Для каких команд подойдут игры по решению проблем

Самостоятельно организованные деловые игры по решению проблем подойдут не каждой команде.

Участники должны быть готовыми к принятию разных, в том числе и неожиданных, идей и решений, должны быть достаточно восприимчивы, иметь гибкое мышление, уметь выходить за рамки существующих правил, структур и процессов. Проблемы обычно появляются в связи с непредусмотренным поворотом, поэтому и решение их связано с нестандартным подходом.

Если у команды еще недостаточно гибкости и восприимчивости, целесообразно обратиться к профессионалам, которые не просто грамотно проведут игру и проконтролируют в ее ходе эмоциональный фон, степень готовности к тем или иным шагам и пр.

, но и учтут в сценарии текущую ситуацию и особенности той ли иной команды. Например, игру на командообразование и решение проблем «Хьюстон, у нас проблемы!» команда профессиональных сценаристов и игротехников ManGO! Games не раз видоизменяла для конкретного клиента, чтобы извлечь максимум пользы.

Так для «технарей» из компании Microsoft деловая игра была значительно усложнена.

Самостоятельно практиковать представленные ниже игры смогут команды, у которых есть базовая самостоятельность в решении задач.

Прежде чем начинать игру, желательно, чтобы команда понимала, что в таких играх нет победителей и проигравших, даже если они предполагаются сценарием. цель игры – научиться решать возникающие проблемы всей командой и выработать гибкое мышление.

По результатам игры команда-победитель обычно делится со всеми секретами своего успеха – стратегией и действиями, которые привели к победе. Таким образом, деловые игры для сотрудников компании становятся тренажером принятия решений и движения к цели.

Попутно во время игры определяются и слабые стороны, с которыми можно работать, используя деловые игры.

Командные игры по формированию умения решать проблемы

К играм нужно готовится заблаговременно: некоторые требуют инвентаря – картон, веревки, повязки для глаз или даже сырые яйца. Зато при регулярном проведении игр команда через какое-то время станет решать проблемы быстро и слаженно. Знакомим вас с простыми играми, проведение которых не требует обязательной профессиональной организации.

Тонущий корабль

Классическая бизнес-игра на развитие навыков решать проблемы и умение адаптироваться.

Что нужно: веревка или клейкая лента, чтобы обозначить участок на полу.

Правила и ход игры. На полу обозначаем пределы «корабля», команда размещается внутри. Но это место постоянно сокращается, заставляя команду находить способы «удержаться» на судне, не «упасть за борт» и спасти друг друга. Команда должна продержаться 15 минут.

Самая высокая башня

Эта игра развивает лидерские способности, учит оперативно принимать решения, сообща решать задачи. Играют две команды.

Что нужно: по 20 штук сырых спагетти для каждой команды, по упаковке клейкой ленты и метру веревки, а также по одной штуке зефира.

Правила и ход игры. Необходимо построить самую высокую башню с помощью выданного материала. Сооружение должно стоять самостоятельно, а зефир должен стать куполом башни. Побеждает команда, которая первой построит самую высокую башню.

Яйцепад

Если вы думаете, что бизнес-игры проводятся только в офисе, то это не так. Игра «Яйцепад» позволяет активно провести время на свежем воздухе. Нужно найти место, на котором не страшно намусорить (потом убрать) и откуда можно было бы бросать яйца, желательно, чтобы высоту можно было увеличивать: лестница, несколько этажей и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=u9igG1n3oqw

Игра укрепит навыки командной работы и научит принимать решения.

Что нужно: десяток яиц, газеты, трубочки для коктейля, клейкая лента, воздушные шары, палочки от мороженого, пищевая пленка.

Правила и ход игры. Играет несколько команд. Каждая получает яйцо и должна возвести из строительного материала сооружение, которое не позволило бы яйцу разбиться.

В течение получаса идет строительство, после чего яйцо сбрасывается с высоты на «постройку». Побеждает команда, у которой яйцо не разбилось.

Если все яйца остаются целыми, производятся еще попытки, но уже с большей высоты, пока не будет определен победитель.

Полярники

Полезно устраивать деловые игры для сотрудников компании, которые привыкли выполнять однотипные задачи и трудно адаптируются к изменениям, а также для тех, кто привык все делать сам, не привлекая коллег. Одна из таких игр – «Полярники». Она учит принимать решения, адаптироваться, работать в команде. Придется строить с закрытыми глазами и руководить строительством, не используя руки.

Что нужно: повязки на глаза; для каждой команды по пачке картона, упаковке зубочисток и резиновых лент; электрический вентилятор.

Правила и ход игры. Играет несколько команд. Участники – отважные исследователи Арктики, которым приходится работать в суровых условиях. Каждая команда – экспедиция и выбирает себе начальника экспедиции. Через 30 минут налетит снежная буря.

Задача – уберечься от нее, соорудив защиту из «строительного материала». Но у «начальника» обморожены руки, он может только руководить. А остальные могут работать руками, но у них снежная слепота и они не могут видеть, что делают.

Нужно построить защитное сооружение, которое уцелеет при включенном вентиляторе.  

Минное поле

Игра учит справляться с нестандартными обстоятельствами и развивает навыки коммуникации.

Что нужно: повязки на глаза; пустой коридор, любые предметы.

Правила и ход игры. Играет несколько команд. Предметы разбрасывают по коридору – это мины. Нужно пройти так, чтобы не задеть ни одного предмета. Участники делятся на пары.

Один в паре – слепой, второй должен провести его, чтобы не затронуть «мину». Идет одновременно несколько команд, к напарнику прикасаться нельзя. «Слепой» учится внимательно слушать только своего напарника, доверять ему.

Он должен суметь выполнить инструкции проводника, а проводник должен уберечь «слепого» коллегу.

Что бы сделал X?

Игра учит решать возникшую проблему.

Что нужно: инвентарь не требуется.

Правила и ход игры. Возникает условная проблемная ситуация. Каждый из участников должен представить себя кем-то из знаменитостей или персонажем фильма, книги, который является для него авторитетом.

В ходе этой бизнес-игры каждый игрок ставит себя на место своего персонажа и озвучивает, как бы этот персонаж поступил в возникшей ситуации. Как бы он рассуждал? Как бы высказывался? Каким был бы ход решения проблемы?

Такие упражнения помогают рассмотреть непривычные варианты решения, которые при текущем статусе и положении участника игры не могли бы быть рассмотрены.

Самая тупая идея. Одна из разновидностей этой игры – поиск самой тупой идеи. Сначала каждый участник придумывает как можно более глупый способ решения условной проблемы, потом все вместе выбирают из них самые жизнеспособные, выстраивая решения порядке от самой удачной, до самой бесполезной.

Слепые фигуры

Многие деловые игры для сотрудников компании требуют повязок на глаза: этот прием позволяет подключить для решения проблемы другие ресурсы, кроме стандартно используемых. «Слепые фигуры» – одна из таких игр. Очень простая, но эффективная.

Что нужно: веревка и повязки на глаза.

Правила и ход игры. Концы веревки завязывают, чтобы получилось большое кольцо. Участники становятся вокруг него и надевают повязки. Веревка должна находиться под ногами, чтобы каждый мог наклониться и достать ее.

Задача команды выложить из веревки указанную фигуру – квадрат, треугольник и т.д. Игрокам можно переговариваться, но нельзя снимать повязок. Если играет несколько команд – побеждает та, которая выполнит задание быстрее или качественнее.

Слепой строй

Еще одна игра с закрытыми глазами, но теперь еще и без возможности говорить. Учит находить решения в условиях ограниченных ресурсов, развивает навыки коммуникации.

Что нужно: повязки на глаза.

Правила и ход игры. Все участники знают свой номер (возраст, дату рождения). Задача – выстроиться по указанному параметру, не видя друг друга и не переговариваясь.

Участники должны совершенствовать свои навыки передавать друг другу информацию и достигать цели, не используя зрение и голос.

Можно поставить задачу выстроиться по номерам, которые ведущий шепнул каждому на ухо, по росту, по дате рождения, по возрасту и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=4F-QWuzfAEk

В нашей библиотеке вы найдете еще много игр, которые можно организовать самостоятельно.

Хотите, чтобы бизнес-игры провели для вашей команды настоящие профессионалы? Команда ManGO! Games поможет подобрать деловую игру, которая понравится всем и сможет повысить мотивацию сотрудников, развить их навыки работы в команде, умение решать проблемы.

Видео:Деловые игры для оценки персоналаСкачать

Деловые игры для оценки персонала

Сценарии деловых игр, которые помогут «прокачать» навыки сэйлзов

Деловые игры для персонала

Эта статья:

  • расскажет, как использовать игры для подбора и обучения менеджеров
  • подскажет, какие игровые тренировки помогут накачать профессиональные «мышцы» сейлза
  • объяснит, какие выводы должен сделать руководитель по итогам игр

За час игры вы узнаете о человеке больше, чем если бы провели с ним год в разговорах. Эту истину подметил еще древнегреческий философ Платон, и сейчас она так же актуальна.

Интервью на собеседовании не раскрывает качества и способности кандидата, а задание в игровой форме поможет их определить. Также деловые игры важны для работающих менеджеров. В ходе игры вы выясните, в чем сильны сейлзы, а какие навыки им стоит «прокачать».

Расскажем, какие деловые игры следует проводить в отделе продаж. Они универсальны: подойдут для тестирования кандидатов и тренировки работающих менеджеров.

«Три “нет” и одно “да”»

«Чтобы отсечь неготовых к продажам людей, мы предлагаем выполнить игровое задание, — рассказывает Ирина Гонтарук, HR-директор компании «Политех-плюс». — После предложения поиграть половина кандидатов пропадают.

Смысл игры. Менеджер должен подойти к незнакомым людям и получить три отказа. Минимум один отказ нужно превратить в согласие. Сейлз придумывает три странные просьбы или использует примеры из нашего списка.

Задание может быть таким: познакомиться с кем-то и угостить едой; попросить погулять с чужой собакой; предложить подвезти человека, который не голосует; предложить незнакомцу сходить в театр или в кафе; попросить пройти без очереди и т. д. По условиям игры кандидаты присылают аудиозаписи диалогов.

Если мы заподозрим обман, например участие знакомых лиц, игра и собеседование считаются непройденными. Когда человек заранее договорился с собеседником, на записи слышны смешки или, наоборот, подготовленная речь.

Пример. Один соискатель предложил расплатиться «Спасибо» в «Бургер Кинге». Кассир, подразумевая акцию Сбербанка, ответила утвердительно.

Менеджер, демонстративно загибая пальцы, начал благодарить девушку. Только на восьмое «спасибо» кассир сообразила, что покупатель расплачивается словами, а не бонусами.

Она рассмеялась и сказала, что пока принимают только «Спасибо» от Сбербанка. Такой отказ мы засчитали.

Польза. По итогам игры выясняем, насколько легко человеку взаимодействовать в условиях неопределенности, готов ли он к отказу.

Если получение отказа болезненно для кандидата, в работе он будет избегать холодных звонков и прямых продаж.

Кроме этого, чтобы получить один положительный ответ, участнику приходится установить контакт с незнакомым человеком, и мы слышим, насколько хорошо он умеет это делать».

«Ты выглядишь сейчас…»

«Сотрудники отдела, который я возглавляла, работали с недовольными клиентами, — делится Ксения Троицкая, экс-руководитель отдела по работе с клиентами компании «Лента».

— Работа нервная.

Чтобы развить у членов команды способность считывать настроение человека, противостоять агрессии, понимать, как подступить к покупателю в определенный момент, я использовала деловые игры.

Смысл игры. Игру оптимально проводить в небольшом коллективе — 6-10 человек. Участников разделите на пары. Два игрока становятся друг против друга и за 30 секунд оценивают внешний вид «противника».

Далее по очереди высказывают предположения о настроении оппонента, основываясь на внешних признаках. Нужно обратить внимание, какое выражение лица у собеседника, как он себя ведет, во что одет и как эта одежда сидит на нем, растрепаны ли волосы и пр.

Собеседник подтверждает или опровергает мнение партнера о его настроении. Затем они меняются ролями.

Пример. В игре участвовали администратор торгового зала и специалист по работе с клиентами. Первая — ухоженная женщина 45 лет, вторая — девушка 30 лет, конфликтная, но улыбчивая. Сначала оценивала администратор.

Специалист в это время улыбалась, потирала руки за спиной, постоянно одергивала край водолазки, опускала глаза. Администратор сказала: «Девушка стесняется, боится разговаривать и находится в состоянии стресса».

Специалист опровергла это предположение и ответила: «Я открыта для диалога и хотела первой высказать мнение, показать результат». Далее оценивала специалист: «Думаю, администратору присущи надменность и стервозность, потому что она очень красиво и дорого одета».

Администратор ответила: «Это не так — я, наоборот, стесняюсь и боюсь осуждения». Обе участницы игры не справились с заданием — не смогли верно оценить настроение оппонента. С ними мы прорабатывали техники обслуживания клиентов.

Польза. Игра учит по внешним особенностям определять настроение собеседника и подстраиваться под него. К примеру, сотрудник получил премию, радуется и всем улыбается. Тут приходит расстроенный и нервный клиент — улыбка и шутки продавца ему не понравятся.

Менеджер должен сдержать эмоции и перейти на спокойный тон, создать зону комфорта, соответствующую настроению клиента, — говорить только по делу, стараться побыстрее отпустить покупателя, не предлагать дополнительные товары или услуги.

Если же продавец видит, что у клиента хорошее настроение, он может пошутить, поддержать диалог, попробовать сделать допродажу и т. д.».

«Этюд»

Ксения Троицкая рассказывает: «Я использовала эту игру в коллективе из 6 и из 25 человек.

Смысл игры. Участники сидят за столом. По очереди каждый выходит к ведущему и садится во главе стола. Перед участником белый лист бумаги. Игрок представляет, что лист бумаги — это конкретный клиент. Ведущий включает музыку. Она может быть агрессивная, спокойная, энергичная и иллюстрирует настроение покупателя.

Если сотрудник представил любимого клиента, это не означает, что у того не может быть плохого настроения. Менеджер должен быть готов к переменам настроения покупателей. Участник игры показывает этюд (без слов) на 30-40 секунд, в котором демонстрирует отношение и подход к клиенту согласно его настроению. Например, прижимает лист к сердцу и гладит, показывая искреннее расположение к клиенту.

Далее участники высказывают мнение, что транслировал продавец.

Пример. В игру вступила старший специалист отдела — умная, исполнительная девушка. Она никогда не показывала эмоций, редко поддавалась на провокации клиентов. Я включила агрессивную музыку, чтобы вывести ее из себя.

Она медленно взяла лист бумаги и вдумчиво смотрела на него несколько секунд. Затем кивнула, расплакалась, извинилась и вышла из комнаты. На следующий день я пригласила эту сотрудницу, чтобы поговорить о ее срыве. На игре я отметила, что она закрыта и носит эмоции в себе.

Прослушав ее последние разговоры по телефону, убедилась в своей правоте: она разговаривала как робот, позволяла клиентам унижать себя — спокойно реагировала на нецензурные слова в свой адрес.

В процессе беседы она призналась, что ей тяжело работать из-за проблем со здоровьем, нельзя волноваться и плакать. Начитавшись книжек по мотивации, она сдерживала эмоции, которые доставляли ей дискомфорт, позволяла клиентам грубить.

Деловая игра помогла выявить внутренний конфликт сотрудницы, который отрицательно сказывался на рабочем процессе. Мы предоставили девушке внеплановый отпуск. Она сделала операцию, отдохнула, вышла на работу и показала отличные результаты в допродажах, за что получила повышение.

Польза. Игра помогает менеджерам ставить себя на место клиента, проявлять заботу. Покупателям это нравится, и продажи растут».

«Катастрофа»

«Мы используем нестандартные игры, с помощью которых проверяем способности менеджера в продажах, определяем лидерский потенциал и умение принимать решения», — рассказывает Александр Багулин, HR-директор компании UP business.

Смысл игры. Перед игрой уточните, увлекается ли кто-то из сотрудников экстремальными видами отдыха. Таких людей сделайте наблюдателями. Если коллектив большой, разделите участников на группы по пять человек.

В начале игры ведущий обращается к игрокам: «Представьте, что вы пассажиры самолета, который потерпел аварию и упал зимой в тундре. Все живы, кроме экипажа. До ближайшей цивилизации — 300 км. У вас нет транспорта, погода ухудшается, холодно, ночь. В самолете вы нашли деревянные ящики со смазочными материалами, лопаты и промышленный брезент.

Задача — решить, что делать». На это отводится 10 минут. Участники группы совещаются, затем один человек озвучивает решение.

Пример. Участники каждой группы делятся на два лагеря — те, кто предлагает идти к цивилизации, и те, кто планирует ждать помощи.

Первые ошибаются: они погибнут в тундре, и спасатели их не найдут.

Правильный ответ — вырыть лопатами яму, забраться туда, накрыться брезентом от непогоды, разложить костер из деревянных ящиков, чтобы греться и ждать помощи, так как самолет будут искать.

Польза. Игра позволяет оценить уровень проактивности, умение быстро принимать решения в условиях неопределенности, брать на себя ответственность за группу. Наблюдайте за обсуждением. Вы определите, кто в группе генерирует идеи, кто аргументирует, а кто отмалчивается и рассчитывает на остальных. Это проекция поведения в команде отдела продаж».

«Путешественники и вожди»

«Многие компании в своих лозунгах гарантируют индивидуальный подход к клиентам. Проверьте, как выполняют эту задачу ваши сейлзы, с помощью игры», — говорит Александр Багулин.

Смысл игры. В игре участвует любое количество людей. Ведущий выбирает четырех вождей, которые живут на острове. К ним приплывает корабль с путешественниками. Ведущий дает путешественникам инструкцию: «Вас съедят, если не договоритесь с вождем». Для 10 путешественников выделите 5-10 минут. У каждого вождя тоже инструкция.

Например, у первого: «Оставлю и не съем тех, кто продемонстрирует пользу своего пребывания на острове в цифрах». У второго: «Оставлю тех, кто убедит меня в безопасности их пребывания на острове для меня и моего племени». У третьего: «Оставлю тех, кто продемонстрирует мне уважение».

У четвертого: «Оставлю того, кто докажет, что он свой человек для племени».

Пример. После старта игры путешественники демонстрируют навыки переговорщика. Обычно они допускают ошибки: не узнают потребности вождей, а предлагают продукт, который продает компания. Если вождю не нравится предложение, он мотает головой.

Сотрудники предлагают другие варианты: «Если не нужен молоток, купите перфоратор», «Я сделаю скидку», «Возьмите в рассрочку». Вождь продолжает мотать головой и проявлять недовольство. Сотрудники думают, что еще предложить. Кто-то спрашивает: «Что тебе надо, вождь?». Тот, например, отвечает: «Мне нужно, чтобы ты проявил ко мне уважение».

Путешественники воспринимают это по-разному. Одни думают, что вождь издевается, и ничего не предпринимают, другие используют эту информацию — кланяются, говорят ласковые слова. Когда время заканчивается, часть путешественников, которые не добились результата, погибают, другие выживают, если договорились с вождями. После игры участники делятся впечатлениями.

Вожди объясняют, какие ошибки допустили путешественники. Те, кто выжили, рассказывают, что помогло им договориться с вождями.

Польза. С помощью игры руководитель оценивает умение менеджеров определять потребности клиента. Можно узнать, способен ли сотрудник признавать и исправлять ошибки, умеет ли слышать собеседника, подбирать индивидуальный подход к покупателю, а не использовать шаблоны».

Видео:Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросамиСкачать

Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами

Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры

Деловые игры для персонала

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

https://www.youtube.com/watch?v=bqL8uEOoWp8

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

ПризнакВиды игр
Отражение реальностиРеальные (практика)Теоретические (абстрактные)
Уровень сложностиНебольшой (одна задача, небольшая команда игроков)Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)
Оценка итоговОценка жюри, экспертаСамооценка
РегламентЖесткие с четким порядком действий, временными рамкамиСвободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игрыХарактеристикаПримеры деловых игр
Групповая дискуссияФормирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»
Ролевая играКаждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»
Салонная играПроводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»
Эмоционально-деятельностная играЯвляется формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений
Блиц-играИгра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций.«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»
Имитационная играИмитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»
ИнновационнаяНаправлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм
СтратегическаяКоллективное создание картины будущего развития ситуации.«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.

  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов.

В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

https://www.youtube.com/watch?v=6M6aLFuM6-8

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры
Вводная частьВступление. Цели и тема игры.
Игровая ситуацияОзнакомление с ситуацией на фирме.
План подготовки к совещанию
  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.
СовещаниеВыступление директора, реакция и вопросы от начальников.
Дискуссия иколлективное обсуждение вопросов.Каким будет поведение директора на совещании?Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?
Подведение итоговВыводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность — менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

https://www.youtube.com/watch?v=wMYSGJwRPtY

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

ФормаПримеры деловых игр
Групповая дискуссия«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»«Организационная культура студентов колледжа»«Цикл менеджмента в учебном заведении»
Ролевая игра«Аттестация персонала»«Как попросить прибавку к зарплате?»«Переговоры по телефону»«Заключение контракта»
Эмоционально-деятельностная игра«Этика делового общения. Служебный роман»«Конфликт между начальниками отделов»«Деловое общение. Увольнение сотрудника»«Справиться со стрессом»
Имитационная игра«Эффективность контроля»«Разработка бизнес-плана»«Деловое письмо»«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Видео:Бизнес - игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игрыСкачать

Бизнес - игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игры

Деловые игры для руководителей

Деловые игры для персонала

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОТ ЛЕОПОЛЬД
Проблема.
Предстоит изменить систему оплаты труда (СОТ). Сотрудники напуганы, тем, что не смогут выполнить KPI и их заработок упадет. Игра позволяет сменить негативные установки персонала и показать выгоды решения о переходе на новую СОТ.

Инструкция.Пересказываем сюжет мультфильма.Делим участников на две команды по аналогии с руководителями (Леопольд) и сотрудниками (мыши).1. Задача команды Леопольд за 15 минут придумать и нарисовать максимально много действий, которыми можно доказать мышам, что Вы искренне хотите жить дружно.2.

Задача команды мыши за 15 минут придумать и нарисовать максимально много условий, при которых Вы перестанете строить пакости коту и искренне подружитесь с ним.После истечения отведенного времени поочередно представители каждой команды в диалоге с группой презентуют свои идеи.

Модератор выписывает идеи каждой из групп на флипчарт и переводит их на язык бизнес-реальности.

Примеры решений команд и их интерпретация.

1. Решение: «Спасти мышей от кота, который питается мышами». Перевод из метафоры: все познается в сравнении. Важно показать сотрудникам, что мы заинтересованы в их результате и новая СОТ будет им выгоднее. Введите пробный период действия новой СОТ. В этот период бухгалтер будет рассчитывать зарплату и по старой и по новой СОТ. Сотрудник получит бОльшую зарплату, по какой бы системе (старой или новой) она не была. После сбора статистики разницы в зарплатах будет проведено общее собрание и проанализировано уже на реальных цифрах какая из СОТ интереснее.2. Решение: «Леопольд объяснит мышам, в чем его интерес в мире с ними». Перевод из метафоры: важно, чтобы мотивы руководства были понятны сотрудникам. Руководители должны объяснить, почему принято решение о смене СОТ, в чем выгода компании от этого, и в чем выгода для персонала. Спросить сотрудников об их опасениях и развеять их.3. Решение: «Леопольд и мыши подпишут пакт о ненападении». Перевод из метафоры: важно документально закрепить новую СОТ. Заранее и под роспись познакомить персонал с положением, объяснить все нюансы расчета, заранее доводить до сведения сотрудников планы продаж и не менять их постфактум и т.д.4. Решение: «Если мыши узнают, что не все коты едят мышей и Леопольд не исключение. Что есть другие примеры долгой и крепкой дружбы мышей с котами». Перевод из метафоры: показать, что подобная система мотивации эффективно работает в аналогичной отрасли в успешных компаниях / в одном из филиалов собственной компании / в компаниях других франчайзи и т.д.

5. Решение: «Кот Леопольд поможет мышам в важном для них деле». Перевод из метафоры: при изменении системы KPI руководство поможет сотрудникам нарастить их компетенции, которые стали необходимы для выполнения новых показателей эффективности, например, организуя обучение по продажам.

Метафорическая деловая игра для руководителей лебедь, рак и щука

Проблема.Директор компании доволен каждым из своих подчиненных управленцев. Однако взаимодействие между отделами нет: их работа рассогласована, каждый из них тянет одеяло на себя, не понимая, что все находятся в одной лодке. У каждого в приоритете свои цели и ни кто не хочет договариваться.

Инструкция.

Пересказываем басню Крылова.Делим участников на три команды: Лебедь, Рак, Щука.Инструкция: Ваша задача за 15 минут придумать и нарисовать максимально много условий, при которых воз в срок прибудет к месту назначения.

https://www.youtube.com/watch?v=eFPTaDU_Qa0

После истечения отведенного времени поочередно представители каждой команды в диалоге с группой делают презентацию. Модератор выписывает идеи на флипчарт и переводит их на язык бизнес-реальности.

Примеры решений команд и их интерпретация.

1. Решение: «Герои басни должны тянуть воз по очереди в зависимости от того, где пролегает дорога. По воде Щука – остальные сидят на возу, по воздуху – Лебедь, когда нужен задний ход – Рак». Перевод на бизнес реальность: каждый должен нести ответственность за направление, в котором он профессионал и не вмешиваться в вопросы не своей компетенции. Остальные должны уважать мнение профильного сотрудника.2. Решение: «До начала движения каждый должен понимать, куда нужно прийти». Перевод на бизнес реальность: важно, чтобы каждый знал о стратегической цели, чтобы она была прописана и каждый сотрудник был ознакомлен с ней.

3. Решение: «Герои басни должны заранее выбрать дорогу, по которой пойдут». Перевод на бизнес реальность: планирование – важнейшая функция менеджмента. Важно, чтобы на основе стратегической цели, были прописаны тактические и оперативные цели и они не противоречили друг другу.

4. Решение: «Лицом к лицу – лица не увидать! Привлечь еще кого-то». Перевод на бизнес реальность: привлечение внешнего консультанта по управлению для выработки механизмов эффективного взаимодействия между подразделениями.

5. Решение: «Если воз вовремя прибудет в место назначение: Лебедь, Рак и Щука получат подарок, а если не прибудут – их ждет наказание». Перевод на бизнес реальность: руководители и сотрудники каждого отдела должны быть замотивированы не только результатами работы своего подразделения, но и общефирменными результатами.

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОРОЛЬ ДРОЗДОБОРОД

Проблема.Руководство компании вводит Стандарт обслуживания клиентов. Ужесточаются требования к внешнему виду сотрудников (обязательные белые блузки, закрытая обувь и т.п.) и поведению персонала с клиентом. Сотрудницы протестуют, ведь белые блузки будут постоянно пачкаться, в закрытой обуви будет жарко летом и т.д.

Персонал высказывает недовольство решением руководства. Задача – преодолеть сопротивление, внедрить стандарты и добиться их выполнения. Деловая игра помогает сменить установку с цепляния за старое на изменения, принять необходимость и целесообразность нововведений как для компании так и лично для себя.

Инструкция.

Пересказываем сказку братьев Гримм.Делим участников на две команды по аналогии с руководителями (Король Дроздобород) и сотрудниками (Принцесса).1. Задача команды Король Дроздобород за 15 минут придумать и нарисовать максимально много примеров поведения Принцессы, при котором Вам бы захотелось её вознаградить.2.

Задача команды Принцесса за 15 минут придумать и нарисовать максимально много способов поведения, при котором Король Дроздобород будет доволен и вознаградит Вас.После истечения отведенного времени поочередно представители каждой команды в диалоге с группой презентуют свои идеи. Модератор выписывает идеи каждой из групп на флипчарт и переводит их на язык бизнес-реальности.

Примеры решений команд и их интерпретация.

1. Решение: «Принцесса должна попросить прощения у Короля Дроздоборода за свое прежнее поведение». Бизнес-мостик: доброжелательное отношение друг к другу, признание допущенных во взаимодействии ошибок, позволяют настроиться на конструктивный диалог, услышать мотивы друг друга, и выработать решения, устраивающие обе стороны.2. Решение: «Показать Королю Дроздобороду свою заботу о нем». Бизнес-мостик: объяснить персоналу, что нововведения улучшат имидж компании в глазах клиентов, а значит, повысят продажи, а, следовательно, у сотрудников будет выше заработная плата.3. Решение: «Выйти на работу, чтобы помочь мужу заработать денег для семьи». Бизнес-мостик: завязать систему мотивации с четкими критериями оценки соблюдения стандартов и их выполнением.

4. Решение: «Принцессе нужно убедить Короля Дроздоборода, что работа по дому и заработок денег для семьи должно быть вознаграждено». Бизнес-мостик: важно при знакомстве сотрудников со стандартом объяснить им на языке преимуществ и выгод, для чего он вводится и почему он обязателен.

5. Решение: «Принцессе нужно объяснить Королю Дроздобороду, что она очень хотела помогать мужу, но просто не умела делать корзины и продавать горшки». Бизнес-мостик: перед введением Стандартов будет организован обучающий тренинг для персонала.

Метафорическая деловая игра для руководителей илья муромец

Проблема.Инертность коллектива, отсутствие инициативы, саботаж нововведений. Задача – формирование инициативности как корпоративной ценности.

Инструкция.

Пересказываем былину.Делим участников на две команды по аналогии с руководителями (Калики Перехожие) и сотрудниками (Илья Муромец).1. Задача команды Калики Перехожие за 15 минут придумать и нарисовать максимально много примеров того, что Вы должны сказать Илье Муромцу, чтобы он встал и пошел.2.

Задача команды Илья Муромец за 15 минут придумать и нарисовать максимально много примеров того, что должны предпринять Калики Перехожие, чтобы у Вас появилось желание и силы встать и идти на подвиги.После истечения отведенного времени поочередно представители каждой команды в диалоге с группой делают презентацию.

Модератор выписывает идеи каждой из групп на флипчарт и переводит их на язык бизнес-реальности.

Примеры решений команд и их интерпретация.

1. Решение: «Пожар!». Перевод сказочных алгоритмов: коллектив начнет проявлять инициативу, если поймет, что без этого не будет премий, что безынициативный сотрудник не сможет выстроить карьеру в данной фирме и т.д.2. Решение: «Привести Илье Муромцу прекрасную девицу». Перевод сказочных алгоритмов в деловые приемы: персонал начнет проявлять инициативу, когда увидят заманчивые перспективы для себя.

3. Решение: «Калики Перехожие вселят Илье Муромцу уверенность в своих силах». Перевод сказочных алгоритмов: должно быть созданы условия для проявления инициативы. Сотрудники должны быть уверены, что инициатива не станет наказуема. Важно использовать элементы PR: делиться идеями и их успешной реализацией на корпоративном портале, отмечать новаторов на корпоративных мероприятиях.

4. Решение: «Калики Перехожие могут предсказать Илье Муромцу, что он станет великим богатырем». Перевод сказочных алгоритмов: инициативу нужно обязательно мотивировать. За спасибо желающих выдвигать идеи и браться за их реализацию не будет. Важно разработать прозрачные условия премирования, выстроить карьерные планы.

5. Решение: «Паломники пообещают Илье Муромцу помочь подняться, поддержку».

Перевод сказочных алгоритмов: сотрудники изначально бояться проявлять инициативу из-за опасения быть не понятым, страха, что внедрение идеи станет обязательным для ее автора, при чем часто за счет личного времени и без бюджета и т.д.

Важно дать понять персоналу, что ни кто не будет критиковать их идеи, за то, что они не своевременные, не реализуемые, плохие. И лишней работой инициатора тоже ни кто нагружать не станет. Руководство готово поддержать сотрудников и мотивировать на достижение высоких результатов.

🎥 Видео

Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей НифонтовСкачать

Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей Нифонтов

Деловые игры с персоналомСкачать

Деловые игры с персоналом

Деловые игры как инструмент обучения и развития персоналаСкачать

Деловые игры как инструмент обучения и развития персонала

Игра "Коллективный счет"Скачать

Игра "Коллективный счет"

Деловая игра Стокер (Stocker) - лучшая развлекательная деловая играСкачать

Деловая игра Стокер (Stocker) - лучшая развлекательная деловая игра

Деловые игры больших людейСкачать

Деловые игры больших людей

Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игрыСкачать

Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игры

Деловые игрыСкачать

Деловые игры

Деловая игра StockerСкачать

Деловая игра Stocker

Деловые игры в обученииСкачать

Деловые игры в обучении

Деловая игра "Маяки". Лаборатория Деловых ИгрСкачать

Деловая игра "Маяки". Лаборатория Деловых Игр

КАК ПРОВОДИТЬ ДЕЛОВУЮ ИГРУ НА СОБЕСЕДОВАНИИ | БОЙЛЕРНАЯСкачать

КАК ПРОВОДИТЬ ДЕЛОВУЮ ИГРУ НА СОБЕСЕДОВАНИИ | БОЙЛЕРНАЯ

Деловая игра на конференцииСкачать

Деловая игра на конференции

Деловая игра Grab@Pizza: вкусный кейсСкачать

Деловая игра Grab@Pizza: вкусный кейс

Деловые игры компании ИгроNСкачать

Деловые игры компании ИгроN

Деловые игрыСкачать

Деловые игры

Применение настольной деловой игры Stocker для оценки персоналаСкачать

Применение настольной деловой игры Stocker для оценки персонала
Поделиться или сохранить к себе: