Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.
- Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:
- Примеры деловых игр
- Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры
- Метод деловой игры
- Классификация деловых игр
- Разновидности деловых игр
- Как организовать игру?
- Этапы проведения
- План игры «Производственное совещание»
- Ролевая игра
- Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов
- Примерные темы игр по менеджменту
- Метод игр и метод кейсов
- Деловые игры
- Деловая игра «Биржа труда» для 5-8 класса
- Деловая игра «Отчаянные домохозяйства» для 9-11 класса
- Деловая игра «Ремонт» для 9-11 класса
- Деловая игра «Услуги финансовых организаций» для 9-11 класса
- Деловая игра «По следам Монополии» для 9-11 класса
- Деловая игра «Доходность и риски» для 9-11 класса
- Деловая игра «Семейный план» для 9-11 класса
- Деловая игра «Рекламный бизнес» для 9-11 класса
- Деловая игра «Карты.Деньги.Петербург» для 9-11 класса
- Деловая игра «Кредитная история» для 9-11 класса
- Деловая игра «Платёжный экстрим» для 7-11 класса
- Готовые сценарии деловых игр на умение решать проблемы
- Цели и польза командных деловых игр
- Для каких команд подойдут игры по решению проблем
- Командные игры по формированию умения решать проблемы
- Тонущий корабль
- Самая высокая башня
- Яйцепад
- Полярники
- Минное поле
- Что бы сделал X?
- Слепые фигуры
- Слепой строй
- 📽️ Видео
Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:
- наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
- распределение ролей и ролевых функций;
- моделирования процесса принятия управленческих решений;
- взаимодействие участников игры;
- многоальтернативность решений;
- наличие конфликтных ситуаций;
- наличие системы оценки игровой деятельности.
- обучение через моделирование рабочего процесса;
- формирование профессионального менталитета;
- мотивация обучающихся;
- тренировка навыков принятие управленческих решений;
- оценка обучающихся.
Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).
Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.
В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.
В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.
В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.
Примеры деловых игр
Деловая игра «Поручение задания подчиненному».
Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:
- задание традиционное, плановое;
- задание экстремальное, внеплановое.
Подготовка к игре. В игре участвуют руководитель и подчиненный. Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.
Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:
- объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
- довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
- мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выполнению задания.
При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен добиться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с какими конечными результатами нужно сделать порученное задание.
В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):
- Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
- Желает ли он выполнять данное задание?
- В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?
Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность.
Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и коммуникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него психологическую готовность к выполнению задания.
Кроме того, признание подчиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.
Организация игрового занятия
Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчиненным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполнителей могут разыграть желающие из числа обучаемых.
https://www.youtube.com/watch?v=6M6aLFuM6-8
Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания проводится дискуссия, в которой задействованы все участники.
Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания
- Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
- Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
- Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
- Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
- Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.
Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.
Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.
- Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
- Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей работы; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
- Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
- Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он собирается начать.
- Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
- Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
- Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Таблица “Качество беседы”
Деловая игра «Совещание»
Цель деловой игры — приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.
Порядок проведения деловой игры:
- При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
- Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.
Задание
Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.
Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.
Порядок выполнения работы:
- Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
- Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
- Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.
Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробовать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.
Деловая игра «Проведение переговоров»
Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.
Инструкция для участника № 1. Вы — компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.
https://www.youtube.com/watch?v=a1e-3snLRiM
Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.
Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.
Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.
Инструкция для участника № 2. Вы — директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя.
Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно.
На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.
Ваша задача: максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.
Этапы игры: этапы проведения переговоров.
Распределение ролей: Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.
Составление документации:
- Протокол о распределении должностей.
- Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
- Договор.
- Акты выполненных работ.
Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.
Оценка действий участников игры:
Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.
Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.
Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна – соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.
Материал из учебного пособия:
Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.
Видео:Бизнес - игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игрыСкачать
Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры
Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.
Метод деловой игры
Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.
Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.
Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.
https://www.youtube.com/watch?v=wgWlmcLpjHM
Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.
Классификация деловых игр
ДИ можно классифицировать по многим признакам.
Признак | Виды игр | |
Отражение реальности | Реальные (практика) | Теоретические (абстрактные) |
Уровень сложности | Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков) | Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов) |
Оценка итогов | Оценка жюри, эксперта | Самооценка |
Регламент | Жесткие с четким порядком действий, временными рамками | Свободные (без строгого регламента) |
По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:
1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):
- исследовательские (способствуют получению новых знаний);
- для практической деятельности (формируют навыки);
- поисковые (поиск информации или совместного решения).
2. Для профессиональной ориентации.
3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.
4. Для отбора специалистов на вакантную должность.
ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:
- партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
- противоборство сторон, команд;
- состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
- ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.
Разновидности деловых игр
Формы деловой игры | Характеристика | Примеры деловых игр |
Групповая дискуссия | Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются. | «Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет» |
Ролевая игра | Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций. | «Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный» |
Салонная игра | Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются. | «Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра» |
Эмоционально-деятельностная игра | Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил. | «Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений |
Блиц-игра | Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций. | «Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация» |
Имитационная игра | Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу. | «Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж» |
Инновационная | Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации. | Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм |
Стратегическая | Коллективное создание картины будущего развития ситуации. | «Создание нового продукта», «Выход на новые рынки» |
Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.
Как организовать игру?
Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.
- Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
- Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
- Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
- Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.
Этапы проведения
- Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
- Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
- Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
- Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.
Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов.
В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.
https://www.youtube.com/watch?v=bqL8uEOoWp8
Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.
Участники игры:
- сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
- группа экспертов (10 человек).
Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.
План игры «Производственное совещание»
Сценарий деловой игры | |
Вводная часть | Вступление. Цели и тема игры. |
Игровая ситуация | Ознакомление с ситуацией на фирме. |
План подготовки к совещанию |
|
| |
Совещание | Выступление директора, реакция и вопросы от начальников. |
Дискуссия иколлективное обсуждение вопросов. | Каким будет поведение директора на совещании?Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания? |
Подведение итогов | Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей? |
Ролевая игра
Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.
- Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность — менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
- Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
- Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.
Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов
Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.
https://www.youtube.com/watch?v=Kel_qnU1DhE
Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.
Примерные темы игр по менеджменту
Форма | Примеры деловых игр |
Групповая дискуссия | «Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»«Организационная культура студентов колледжа»«Цикл менеджмента в учебном заведении» |
Ролевая игра | «Аттестация персонала»«Как попросить прибавку к зарплате?»«Переговоры по телефону»«Заключение контракта» |
Эмоционально-деятельностная игра | «Этика делового общения. Служебный роман»«Конфликт между начальниками отделов»«Деловое общение. Увольнение сотрудника»«Справиться со стрессом» |
Имитационная игра | «Эффективность контроля»«Разработка бизнес-плана»«Деловое письмо»«Подготовка годового отчета» |
Метод игр и метод кейсов
При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.
Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.
Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.
Видео:Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игрыСкачать
Деловые игры
Деловые игры моделируют реальные жизненные ситуации (например, поход в банк), «проживая» которые, участники получают опыт. Условия в деловых играх приближены к настоящим, что делает их эффективным средством усвоения информации.
Такие игры позволяют школьникам самостоятельно принимать решения, искать наиболее продуктивные стратегии поведения, а затем анализировать свои ошибки и успехи.
Мы разработали серию таких игр:
Для 5-6 класса: «Вернуть тотем», «Погоня из Кортикура».
Для 7-8 класса: «Погоня из Кортикура».
Для 5-8 класса: «Биржа труда», «Производство книг», «Цифровой двойник», «Приключения Робинзона».
Для 9-11 класса: «Отчаянные домохозяйства», «Ремонт», «Услуги финансовых организаций», «По следам монополии», «Доходность и риски», «Семейный план», «Рекламный бизнес», «Карты.Деньги.Петербург», «Кредитная история».
Для 7-11 класса: «Платёжный экстрим», «Тайна банковской карты».
В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых в роли представителей племени обладает определенными ресурсами, которые есть только у этого племени. Каждое племя должно обменивается ресурсами с другими племенами с целью вернуть утраченный тотем (необходимый для команды тотем имеется у другой команды, которая готова его отдать в обмен на ресурсы). В процессе игры школьники на практике смогут узнать о недостатках натурального обмена и преимуществах денег, которые появились с целью упрощения экономических отношений. Количество участников — 15-30 человек (5 команд по 3-6 участников).
Продолжительность — 45-90 минут.
Деловая игра Вернуть тотем.zip
В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых в роли наемника странствует по землям фантастического мира, тратит деньги на еду и снаряжение, спасает королевство от грядущего несчастья. Школьникам необходимо вести бюджет своего персонажа (его расходы и доходы), а также принимать решения, тратить ли средства на заманчивые покупки или откладывать и копить для осуществления обязательных расходов и запланированных финансовых целей. Количество участников — 15-30 человек (5 команд по 3-6 участников).
Продолжительность — 90 минут.
Деловая игра Погоня из Кортикура.zip
В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых в роли наемника странствует по землям фантастического мира, тратит деньги на еду и снаряжение, спасает королевство от грядущего несчастья. Школьникам необходимо вести бюджет своего персонажа (его расходы и доходы), а также принимать решения, тратить ли средства на заманчивые покупки или откладывать и копить для осуществления обязательных расходов и запланированных финансовых целей. Количество участников — 15-30 человек (5 команд по 3-6 участников).
Продолжительность — 90 минут.
Деловая игра Погоня из Кортикура.zip
Каждая команда школьников играет за своего героя — Робинзона, потерпевшего крушение в море.
Команды должны обеспечить его выживание на острове (удовлетворить основные потребности за счет имеющихся ресурсов), для чего могут cовершать в игре различные действия: исследовать остров и обустраивать свой быт, используя найденные на корабле вещи.
В ходе игры участники знакомятся с понятиями потребности и ресурсы, осознают, что потребностей всегда больше, чем ресурсов и учатся расставлять приоритеты.
https://www.youtube.com/watch?v=wMYSGJwRPtY
Количество участников — 15-30 человек (4-6 команд по 3-6 участников).
Продолжительность — 45-90 минут.
Деловая игра Приключения Робинзона.zip
Деловая игра «Биржа труда» для 5-8 класса
Деловая игра посвящена теме доходов, необходимых для обеспечения расходов и важности труда. Участники работают в командах по 5 человек.
У каждой команды есть свой персонаж, которому они в процессе игры должны обеспечить достойные условия проживания, расходуя на это заработанные в игре деньги.
Доходы участники получают в течение игры, выполняя работу разного уровня сложности и разной профессиональной специализации. Также в игре демонстрируется важность образования и то, как образование способно повлиять на уровень доходов.
Количество участников —15-36 человек (3-6 команд по 5-6 человек).
Продолжительность — 1 час 30 минут.
Деловая игра Биржа труда.zip
Каждая команда представляет собой типографию, выпускающую учебную литературу (ученикам необходимо из подручных материалов произвести несколько книг) на время. Игра проводится по раундам, в которых меняются условия производства книг и ресурсы, которые есть у команд. В ходе производства и продажи книг учащиеся знакомятся с принципом разделения труда, понимают, какие навыки отдельного работника влияют на конечный результат деятельности и как эффективно использовать ресурсы в рамках трудового процесса. Количество участников — 10-25 человек (2-5 команд по 5 участников в каждой). Продолжительность — 90 минут.
Деловая игра Производство книг.zip
В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых в роли ассистентов ученого должна помочь ему создать своего цифрового двойника. Однако, двойник, завладев персональными данными, решил похитить у ученого деньги, чтобы занять его место. Командам необходимо справиться с ситуациями, связанными с опасным использованием конфиденциальной информации и финансовыми мошенничествами. Количество участников — 15-30 человек (5 команд по 3-6 участников)
Продолжительность — 45 минут.
Деловая игра Цифровой двойник.zip
Деловая игра «Отчаянные домохозяйства» для 9-11 класса
Четыре финансовые организации предлагают привлекательные условия по вложению средств, чем могут воспользоваться команды-домохозяйства. Можно ли им доверять? Задача участников — обладать максимальным количеством денег на конец игры.
Но ведь чем выше доходность, тем выше риск потерять свои средства. Проиграть в игре может каждый, кто решит вложиться в финансовые организации — ведь они являются пирамидами. Количество участников — 28 человек (7 команд).
Продолжительность — 60 минут.
Деловая игра Отчаянные домохозяйства.rar
Деловая игра «Ремонт» для 9-11 класса
Каждая команда — семья, которая затеяла ремонт. Для того, чтобы его закончить, нужно заработать деньги и грамотно вести бюджет. В процессе игры участники учатся пользоваться кредитными и дебетовыми банковскими картами, чтобы покупать мебель.
Количество участников — 20-40 человек (5-10 команд).
Продолжительность — 120 минут.
инструкция к деловой игре «Ремонт».
Деловая игра «Услуги финансовых организаций» для 9-11 класса
В игре участники учатся отстаивать свои права как потребители финансовых услуг. Чтобы накопить деньги на свои финансовые цели, команды обращаются в Банк или МФО, которые порой ведут себя нечестно. Приходится или внимательно читать договор и не допускать таких ситуаций или обращаться с жалобами в государственные органы, чтобы урегулировать возникшие проблемы.
Количество участников — 20-40 человек (5-8 команд).
Продолжительность — 150 минут.
Деловая игра Услуги финансовых организаций.rar
инструкция к деловой игре «Услуги финансовых организаций».
Деловая игра «По следам Монополии» для 9-11 класса
Разбогатею ли я через 5 лет, если сейчас вложу деньги в акции крупной нефтяной компании? Участники в игровых условиях смогут проверить это на себе и убедиться, что высокая доходность связана с риском потери средств. Покупать или продавать финансовые активы (акции, облигации, паи) можно, перемещаясь по игровому полю и кидая кубик (как в известной игре Монополия).
Количество участников — 9-32 человека (3-8 команд).
Продолжительность — 180 минут.
Деловая игра По следам монополии.rar
инструкция к игре «По следам монополии».
Деловая игра «Доходность и риски» для 9-11 класса
Каждый игрок – инвестор, который решает, как распорядиться своими деньгами — продавать или покупать акции и облигации, положить средства на надежный банковский вклад или купить страховку. Игра предоставляет отличную возможность познакомиться с инвестированием и при этом не потерять реальные деньги.
https://www.youtube.com/watch?v=xbpjVYCN0JQ
Количество участников — до 20 человек.
Продолжительность — 70 минут.
Деловая игра Доходность и риски.rar
Деловая игра «Семейный план» для 9-11 класса
задача семьи (команды игроков) — накопить деньги для достижения своих финансовых целей. За время игры участники «проживают» 30 лет жизни и, используя инструменты вкладов и кредитов, составляют свой финансовый план. Надо быть готовым ко всему, потому что в любой момент может произойти что-то неожиданное.
Количество участников — 9-45 человек (3-15 команд).
Продолжительность — 180 минут.
Деловая игра Семейный план.rar
инструкция к деловой игре «Семейный план».
Деловая игра «Рекламный бизнес» для 9-11 класса
Почувствовать себя настоящим маркетологом, придумать рекламу нового продукта, поучаствовать в тендере и проявить свою креативность в деле — все это позволяет игра «Рекламный бизнес». Побывав в роли создателей рекламы, участники смогут лучше понять их логику и будут более ответственно относиться к своим решениям в качестве потребителей в дальнейшем.
Количество участников — до 30 человек (5-6 команд).
Продолжительность — 150 минут.
Деловая игра Рекламный бизнес.rar
Деловая игра «Карты.Деньги.Петербург» для 9-11 класса
Участникам предстоит отправиться в Санкт-Петербург и поучаствовать в конкурсе видеоблогеров.
Для победы нужно посетить как можно больше достопримечательностей города — от знаменитого «Медного всадника» до музея «Эрарта».
Но большое путешествие требует немалых затрат, и чтобы достичь цели, игрокам придётся планировать бюджет, выбирать выгодные условия по банковским картам и внимательно читать кредитный договор с банком.
Количество участников — 12-40 человек (3-10 команд).
Продолжительность — 130 минут.
Деловая игра Карты.Деньги.Петербург.rar
Деловая игра «Кредитная история» для 9-11 класса
В «Кредитной истории» команды игроков делятся на две группы: банковских сотрудников и заемщиков. По легенде, сторона заемщиков попадает в ситуацию, когда средств на свои финансовые цели не хватает, и приходится взять кредит. Сторона банкиров, в свою очередь, должны убедить заёмщика взять кредит на выгодных для себя условиях.
В ходе переговоров друг с другом школьники узнают о важных критериях выбора условий кредита, неправомерных действиях, которые могут совершать банки, и о том, почему важно читать договор.
Количество участников — 20-40 человек (6-8 команд).
Продолжительность — 50-60 минут.
Деловая игра Кредитная история.rar
Деловая игра «Платёжный экстрим» для 7-11 класса
По сценарию игроки собираются на горнолыжный курорт, и им необходимо купить снаряжение.
Костюм можно купить несколькими способами: в интернет-магазине, банковской картой, с помощью электронного кошелька или наличными в магазине.
Каждый из этих способов имеет свои плюсы (скидки) и минусы (комиссии, время ожидания и т.п.). В игре победит команда, которая выберет верную стратегию и сможет дешевле и быстрее остальных купить нужные товары.
Количество участников — 12-40 человек (4 команды по 3-10 участников).
Продолжительность — 45 минут.
Деловая игра Платёжный экстрим.zip
В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых должна в роли выпускников юридической академии попытаться раскрыть дело о краже денег с банковской карты потерпевшего. Для этого участники могут использовать игровые улики (например, выписки с банковской карты и др.) и вызывать на допрос подозреваемых и свидетелей (эти роли отыгрывает ведущий). Победит та команда, которая на основании показаний игровых персонажей сможет наиболее полно воссоздать ход преступления: назвать виновного, раскрыть мотив преступления, детально описать, как оно было совершено. В ходе игры участники знакомятся с правилами безопасности при пользовании банковскими картами. Количество участников — 20-40 человек (4 команды по 5-10 участников).
Продолжительность — 45 минут.
Деловая игра Тайна банковской карты.zip
Видео:Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросамиСкачать
Готовые сценарии деловых игр на умение решать проблемы
Многие думают, что деловые игры – исключительно инструмент HR, однако это не так. Деловая игра – отличный способ научиться командной работе в рамках проекта.
Можно постепенно найти общий язык, узнать методы работы каждого участника и приспособиться к ним, но бизнес-игры помогают сделать это быстрее и проще.
Именно деловые игры для сотрудников компании становятся тем самым толчком, после которого в команде начинают быстро устранять препятствия на пути к достижению целей проекта.
Цели и польза командных деловых игр
Командные игры могут применяться для различных целей:
- Развитие качеств и умений.
- Укрепление навыков коммуникации.
- Развитие способностей работать в команде.
- Формирование навыков коммуникации.
- Укрепление способности совместного принятия решений и пр.
Выбор командной игры зависит от потребностей в укреплении того или иного навыка.
https://www.youtube.com/watch?v=TMexOpwZU04
Прежде чем понять проблему, например, в необходимости развить тот или иной навык в процессе бизнес-игры, сначала нужно эту проблему выявить. Только после того как проблема обнаружена, у команды появляется возможность поиска вариантов решения и выбора самого подходящего.
Даже выбор лучшего решения предполагает понимание собственной команды, знание ее сильных сторон. Любые упражнения на решение проблем со своей стороны связаны с выявлением сильных сторон, опираясь на которые формируются навыки решения любой проблемы. Если упражнения проходят в игровой форме, то команда одновременно:
- Учится выявлять собственные сильные стороны.
- Формирует навыки решения проблем.
- Отлично проводит время и развлекается вместе с коллегами.
Вот почему деловые игры для сотрудников компании становятся источником энергии, открытий и формирования полезных навыков.
Стандартно проблемы решают по приведенной ниже схеме:
- Есть проблема? Какая? Насколько важная?
- Почему это происходит?
- Что мы с этим можем сделать? Каков план?
- Мы уверены, что мы делаем то, что решили? Как мы это определяем?
- Сработал ли план? Что должно произойти дальше?
Но не все команды готовы воспользоваться данным способом, многим для начала нужно научиться работать вместе, слышать друг друга.
Для каких команд подойдут игры по решению проблем
Самостоятельно организованные деловые игры по решению проблем подойдут не каждой команде.
Участники должны быть готовыми к принятию разных, в том числе и неожиданных, идей и решений, должны быть достаточно восприимчивы, иметь гибкое мышление, уметь выходить за рамки существующих правил, структур и процессов. Проблемы обычно появляются в связи с непредусмотренным поворотом, поэтому и решение их связано с нестандартным подходом.
Если у команды еще недостаточно гибкости и восприимчивости, целесообразно обратиться к профессионалам, которые не просто грамотно проведут игру и проконтролируют в ее ходе эмоциональный фон, степень готовности к тем или иным шагам и пр.
, но и учтут в сценарии текущую ситуацию и особенности той ли иной команды. Например, игру на командообразование и решение проблем «Хьюстон, у нас проблемы!» команда профессиональных сценаристов и игротехников ManGO! Games не раз видоизменяла для конкретного клиента, чтобы извлечь максимум пользы.
Так для «технарей» из компании Microsoft деловая игра была значительно усложнена.
Самостоятельно практиковать представленные ниже игры смогут команды, у которых есть базовая самостоятельность в решении задач.
Прежде чем начинать игру, желательно, чтобы команда понимала, что в таких играх нет победителей и проигравших, даже если они предполагаются сценарием. цель игры – научиться решать возникающие проблемы всей командой и выработать гибкое мышление.
По результатам игры команда-победитель обычно делится со всеми секретами своего успеха – стратегией и действиями, которые привели к победе. Таким образом, деловые игры для сотрудников компании становятся тренажером принятия решений и движения к цели.
Попутно во время игры определяются и слабые стороны, с которыми можно работать, используя деловые игры.
Командные игры по формированию умения решать проблемы
К играм нужно готовится заблаговременно: некоторые требуют инвентаря – картон, веревки, повязки для глаз или даже сырые яйца. Зато при регулярном проведении игр команда через какое-то время станет решать проблемы быстро и слаженно. Знакомим вас с простыми играми, проведение которых не требует обязательной профессиональной организации.
Тонущий корабль
Классическая бизнес-игра на развитие навыков решать проблемы и умение адаптироваться.
Что нужно: веревка или клейкая лента, чтобы обозначить участок на полу.
Правила и ход игры. На полу обозначаем пределы «корабля», команда размещается внутри. Но это место постоянно сокращается, заставляя команду находить способы «удержаться» на судне, не «упасть за борт» и спасти друг друга. Команда должна продержаться 15 минут.
Самая высокая башня
Эта игра развивает лидерские способности, учит оперативно принимать решения, сообща решать задачи. Играют две команды.
Что нужно: по 20 штук сырых спагетти для каждой команды, по упаковке клейкой ленты и метру веревки, а также по одной штуке зефира.
Правила и ход игры. Необходимо построить самую высокую башню с помощью выданного материала. Сооружение должно стоять самостоятельно, а зефир должен стать куполом башни. Побеждает команда, которая первой построит самую высокую башню.
Яйцепад
Если вы думаете, что бизнес-игры проводятся только в офисе, то это не так. Игра «Яйцепад» позволяет активно провести время на свежем воздухе. Нужно найти место, на котором не страшно намусорить (потом убрать) и откуда можно было бы бросать яйца, желательно, чтобы высоту можно было увеличивать: лестница, несколько этажей и пр.
https://www.youtube.com/watch?v=baZse81wNk0
Игра укрепит навыки командной работы и научит принимать решения.
Что нужно: десяток яиц, газеты, трубочки для коктейля, клейкая лента, воздушные шары, палочки от мороженого, пищевая пленка.
Правила и ход игры. Играет несколько команд. Каждая получает яйцо и должна возвести из строительного материала сооружение, которое не позволило бы яйцу разбиться.
В течение получаса идет строительство, после чего яйцо сбрасывается с высоты на «постройку». Побеждает команда, у которой яйцо не разбилось.
Если все яйца остаются целыми, производятся еще попытки, но уже с большей высоты, пока не будет определен победитель.
Полярники
Полезно устраивать деловые игры для сотрудников компании, которые привыкли выполнять однотипные задачи и трудно адаптируются к изменениям, а также для тех, кто привык все делать сам, не привлекая коллег. Одна из таких игр – «Полярники». Она учит принимать решения, адаптироваться, работать в команде. Придется строить с закрытыми глазами и руководить строительством, не используя руки.
Что нужно: повязки на глаза; для каждой команды по пачке картона, упаковке зубочисток и резиновых лент; электрический вентилятор.
Правила и ход игры. Играет несколько команд. Участники – отважные исследователи Арктики, которым приходится работать в суровых условиях. Каждая команда – экспедиция и выбирает себе начальника экспедиции. Через 30 минут налетит снежная буря.
Задача – уберечься от нее, соорудив защиту из «строительного материала». Но у «начальника» обморожены руки, он может только руководить. А остальные могут работать руками, но у них снежная слепота и они не могут видеть, что делают.
Нужно построить защитное сооружение, которое уцелеет при включенном вентиляторе.
Минное поле
Игра учит справляться с нестандартными обстоятельствами и развивает навыки коммуникации.
Что нужно: повязки на глаза; пустой коридор, любые предметы.
Правила и ход игры. Играет несколько команд. Предметы разбрасывают по коридору – это мины. Нужно пройти так, чтобы не задеть ни одного предмета. Участники делятся на пары.
Один в паре – слепой, второй должен провести его, чтобы не затронуть «мину». Идет одновременно несколько команд, к напарнику прикасаться нельзя. «Слепой» учится внимательно слушать только своего напарника, доверять ему.
Он должен суметь выполнить инструкции проводника, а проводник должен уберечь «слепого» коллегу.
Что бы сделал X?
Игра учит решать возникшую проблему.
Что нужно: инвентарь не требуется.
Правила и ход игры. Возникает условная проблемная ситуация. Каждый из участников должен представить себя кем-то из знаменитостей или персонажем фильма, книги, который является для него авторитетом.
В ходе этой бизнес-игры каждый игрок ставит себя на место своего персонажа и озвучивает, как бы этот персонаж поступил в возникшей ситуации. Как бы он рассуждал? Как бы высказывался? Каким был бы ход решения проблемы?
Такие упражнения помогают рассмотреть непривычные варианты решения, которые при текущем статусе и положении участника игры не могли бы быть рассмотрены.
Самая тупая идея. Одна из разновидностей этой игры – поиск самой тупой идеи. Сначала каждый участник придумывает как можно более глупый способ решения условной проблемы, потом все вместе выбирают из них самые жизнеспособные, выстраивая решения порядке от самой удачной, до самой бесполезной.
Слепые фигуры
Многие деловые игры для сотрудников компании требуют повязок на глаза: этот прием позволяет подключить для решения проблемы другие ресурсы, кроме стандартно используемых. «Слепые фигуры» – одна из таких игр. Очень простая, но эффективная.
Что нужно: веревка и повязки на глаза.
Правила и ход игры. Концы веревки завязывают, чтобы получилось большое кольцо. Участники становятся вокруг него и надевают повязки. Веревка должна находиться под ногами, чтобы каждый мог наклониться и достать ее.
Задача команды выложить из веревки указанную фигуру – квадрат, треугольник и т.д. Игрокам можно переговариваться, но нельзя снимать повязок. Если играет несколько команд – побеждает та, которая выполнит задание быстрее или качественнее.
Слепой строй
Еще одна игра с закрытыми глазами, но теперь еще и без возможности говорить. Учит находить решения в условиях ограниченных ресурсов, развивает навыки коммуникации.
Что нужно: повязки на глаза.
Правила и ход игры. Все участники знают свой номер (возраст, дату рождения). Задача – выстроиться по указанному параметру, не видя друг друга и не переговариваясь.
Участники должны совершенствовать свои навыки передавать друг другу информацию и достигать цели, не используя зрение и голос.
Можно поставить задачу выстроиться по номерам, которые ведущий шепнул каждому на ухо, по росту, по дате рождения, по возрасту и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=L0p_JAouWVM
В нашей библиотеке вы найдете еще много игр, которые можно организовать самостоятельно.
Хотите, чтобы бизнес-игры провели для вашей команды настоящие профессионалы? Команда ManGO! Games поможет подобрать деловую игру, которая понравится всем и сможет повысить мотивацию сотрудников, развить их навыки работы в команде, умение решать проблемы.
📽️ Видео
Деловые игры для оценки персоналаСкачать
Деловые игрыСкачать
Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей НифонтовСкачать
Деловая игра Стокер (Stocker) - лучшая развлекательная деловая играСкачать
«Три деловые игры по бизнес-процессам»Скачать
Брайан Трейси: Бизнес-игра для руководителя и командыСкачать
КАК ПРОВОДИТЬ ДЕЛОВУЮ ИГРУ НА СОБЕСЕДОВАНИИ | БОЙЛЕРНАЯСкачать
Практическое бизнес-образование для школьников. Играем в деловые игры. Частная школа «Взмах»Скачать
"Деловые игры" в бизнесеСкачать
Три деловые игры по бизнес-процессам. Владимир Репин. 2019Скачать
Деловые игры как инструмент обучения и развития персоналаСкачать
Деловая игра Grab@Pizza: вкусный кейсСкачать
Деловые игры для школьников «Идеи для бизнеса. Предпринимательское мышление».Скачать
Деловые игры "Бизнес-Старт"Скачать
Бизнес-игра "Фабриканты" для тренинга продаж, переговоров, предпринимателейСкачать
Игра для отдела продаж: учимся задавать вопросыСкачать