Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе Статьи по психологии
Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

Период, когда ребёнок начинает посещать школу, является достаточно сложным как для ребенка, так и для родителей. Привычная жизнь ребенка подвергается изменениям. Меняется режим, окружение, требования. Успешный адаптационный период в дальнейшем определяет насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, состояние его психического и физического здоровья.

Следует начать с того, что до того момента пока ребенок не пошел в школу его ведущей деятельностью является игра. В детском саду дети в основном играют и отдыхают. Все их занятия больше похожи на игру, нежели на уроки. Атмосфера детского сада была для них привычной, дружелюбной и теплой.

По психологическим меркам в 6-7 лет у детей происходит один из возрастных психологических кризисов. Ребенку хочется быть более самостоятельным, деятельным, проявлять больше активности. Он может давать оценку своим и чужим поступкам.

Это влияет на формирование самооценки – неотъемлемой части личности человека. Имея адекватную самооценку, ребёнок в состоянии признавать свои сильные и слабые стороны. Самооценка начинает формироваться в результате семейного воспитания.

В детстве ребенок воспринимает себя через отношение к нему взрослых.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя в новой роли, роли школьника. Игра отодвигается на второй план, на первый план выдвигается учебная деятельность. В этом возрасте у ребенка происходит ускоренное развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Замечание 1

Развитие всех вышеперечисленных элементов говорит о том, что ребенок готов к тому, чтобы стать школьником.

Содержание
  1. Период адаптации к школе
  2. Этапы адаптации в школе
  3. Степени адаптации
  4. Виды адаптации в школе
  5. Адаптация детей к школе. Адаптация первоклассников. Проблемы с адаптацией
  6. Адаптация первоклассников к школе
  7. Какова продолжительность адаптации?
  8. Признаки готовности к школе
  9. Адаптация к школе в 5 классе
  10. Проблемы с адаптацией к школе
  11. Адаптация в 1 классе
  12. Адаптация к школе
  13. Трудности
  14. Этапы
  15. Программа адаптации
  16. Психологическая
  17. Физиологическая
  18. Социальная
  19. Советы родителям
  20. Как помочь ребенку
  21. Заключение
  22. Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации
  23. Особенности современной адаптации
  24. Что такое адаптация к школе
  25. Структура и виды адаптации
  26. Социальная адаптация
  27. Физиологическая адаптация
  28. Психологическая адаптация
  29. Влияние адаптации
  30. Признаки успешной адаптации к школе
  31. Уровни адаптации
  32. Факторы успеха адаптации
  33. Роль семьи в адаптации
  34. Послесловие
  35. Адаптация к школе – рекомендации специалистов и особенности привыкания детей
  36. Особенности адаптации к школе
  37. Социально-психологическая адаптация
  38. Проблемы с социально-психологической адаптацией
  39. Советы по облегчению адаптации к школе
  40. Фото адаптации к школе
  41. 🎥 Видео

Период адаптации к школе

Адаптация к школе достаточно сложный для ребенка период. В это время от ребенка требуется не мало усилий для того, чтобы привыкнуть к новым правилам, требованиям, наладить взаимоотношения с одноклассниками и с педагогом.

Ребёнку достаточно сложно в начале спокойно сидеть и воспринимать информацию от учителя в течении 40 минут. Сложна так же привыкнуть к регулярному выполнению домашнего задания.

Для того чтобы выполнять все эти требования ребенок должен быть собранным, организованным, самостоятельным.

Большинство детей, которые идут в первый класс на начальном этапе испытывают трудности к привыканию к школьным условиям. У детей могут наблюдаться головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита, может появиться плаксивость, подавленное настроение, не верят в собственные силы. У детей может пропасть всяческое желание посещать школьные занятия.

Этапы адаптации в школе

Всего ученые выделяют три основных этапа адаптации ребенка к школьным условиям:

  • ориентировочный
  • неустойчивая адаптация
  • устойчивая адаптация

Для ориентировочного этапа является характерной стремительная реакция, на этом этапе силы организма работают на максимальной возможности. Ребенок знакомится с окружающей обстановкой и подстраивает свое поведение и физические возможности под нее. Этот период как правило длится 2-3 недели.

Во время неустойчивой адаптации ребенок постепенно находит подходящие формы поведения. Он более спокойно начинает реагировать на происходящие изменения

Устойчивая адаптация проявляет себя в том, что ребенок уже знает каким образом он должен себя вести в тех или иных ситуациях. Обстановка становится для него все более и более привычной. Ребенок уже испытывает меньше дискомфорта, его организм перестает работать на пределе своих возможностей, он спокойно реагирует на происходящее.

Степени адаптации

Разные дети имеют разные уровни адаптации. Выделяют три основных уровня:

  • положительная адаптация
  • умеренная адаптация
  • дезадаптация

При положительной адаптации у ребёнка формируется положительное отношение к школе и к учебному процессу. Он адекватно воспринимает требование учителей и спокойно их выполняет. Ребенок положительно справляется со школьными заданиями, хорошо усваивает материал.

Ребенок проявляет все качества настоящего школьника: он проявляет активность, самостоятельность, исполнительность, ответственность. С учителями и одноклассниками складываются положительные взаимоотношения.

Ребёнка достаточно быстро смог полностью адаптироваться, за два- три месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=5pb_x6w43L4

При умеренной адаптации у ребенка сформировано хорошее отношение к школе. Он хорошо справляется с материалом, обладает средним учебным уровнем, но может отвлекаться при отсутствии контроля со стороны педагога, ладит с детьми и педагогом. Но период адаптации у этих детей более продолжительный, он может продолжатся до полу года.

При дезадаптации или иначе нарушении адаптивного процесса ребенок равнодушно относится к школе. Восприятие материала происходит только с помощью учителя. Ребенок постоянно отвлекается, домашнее задание выполняется не регулярно.

Ребенок часто не организован и нарушает дисциплину. Могу провялятся как агрессивность, так и тревожность, и неуверенность. Такому ребенку достаточно сложно наладить взаимоотношения с другими детьми.

В подобном случае родители могут обратиться за помощью к таким специалистам как невролог, психолог.

Виды адаптации в школе

Существует так же несколько разновидностей адаптационного процесса:

  • социальная адаптация
  • физическая адаптация
  • психологическая адаптация

Положительная социальная адаптация предполагает, что ребенок умеет внимательно слушать учителя, реагирует на его просьбы, самостоятельно выполняет задания, может организовать и проанализировать успешность их выполнения. Ребенок без труда налаживает социальные контакты и адекватно может оценить сам себя.

Физическая адаптация предполагает, что ребенок справляется со школьной нагрузкой без вреда для здоровья. Он привыкает к новому режиму, грамотно распределяет время, посвящённое учебе и время, отведённое для отдыха и игр.

Психическая адаптация предполагает, что ребенок имеет желание учится, узнавать новое и выполнять необходимые задания. Он так же стремится выполнить задания хорошо и правильно, получить за это поощрение. При положительной психологической адаптации ребенок без проблем запоминает и перерабатывает информацию.

Видео:Школьная адаптация первоклассника / Как помочь ребенку адаптироваться к школе?Скачать

Школьная адаптация первоклассника / Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Адаптация детей к школе. Адаптация первоклассников. Проблемы с адаптацией

Адаптация ребенка к школе

Адаптация детей к школе представляет собой переходный период между привычным ритмом жизни в детском саду или дома и новыми правилами школьного распорядка.

Под адаптацией подразумевается не только механическое привыкание к новым условиям и действиям, но также и осознание своей новой социальной роли, полученных обязанностей и ответственности.

Школьное обучение, освоение предметов и дисциплин подразумевает сформированность ряда способностей мозга, так как это принципиально новая деятельность для ребенка.

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников является наиболее важным вопросом, который стоит перед родителями и учителями. Именно от того, насколько гладко пройдет этот этап, будет зависеть отношение ребенка к школе, его вовлеченность в процесс получения знаний, восприятие нового.

С этой целью основной упор в первые месяцы делается не столько на выдачу новых знаний, сколько на формирование интереса у детей. Основные задачи переходного этапа:

  • Формирование положительного отношения к учебе, создание позитивной ассоциативной связи со школой. Достигаться это может благодаря экскурсиям, интересным практическим занятиям и поощрением ребенка, когда он делится своими впечатлениями.
  • Обозначение новых социальных норм и требований, введение ребенка в широкий социальный круг со своей иерархией.
  • Предоставление индивидуальной ответственности за выполнение домашних заданий и классной работы.

Начиная с первых дней пребывания в школе, родители и учитель следят за поведением ребенка. К числу признаков хорошего процесса адаптации относятся:

  • Отсутствие страхов, тревог и сопротивления ребенка посещать школу.
  • Успешность в выполнении заданий. Особенно это относится к стандартным обучающим программам, не имеющим профильного углубления.
  • Самостоятельность при выполнении заданий, как в классе, так и дома. Это не исключает, что ребенок будет обращаться за помощью к взрослым. Но прежде всего он должен приложить все усилия, чтобы справиться самостоятельно.

Если возникают значительные трудности при изучении иностранного языка или профильного предмета, имеет смысл перевести ребенка в другой класс или школу, где нагрузка на эти предметы меньше. При испытании ребенком сильного дискомфорта или при очень сложной программе обучения есть риск развития психосоматических расстройств.

https://www.youtube.com/watch?v=suLdLXyO08o

Несмотря на значимость всех критериев успеваемости в учебе, наиболее достоверным показателем адаптированности является удовлетворенность ребенка взаимоотношениями в коллективе.

Если у него появились друзья, он с увлечением рассказывает о том, чем они занимались, значит, все идет хорошо, а успеваемость можно наладить.

Когда проблемы начинаются на уровне коллектива, то пропадает любой интерес к учебе, вплоть до отказа посещать школу.

Какова продолжительность адаптации?

Привыкание к новым условиям и требованиям может занимать различное время: от нескольких недель до полугода. Индивидуальная скорость адаптации ребенка зависит от следующих условий:

  • психофизиологические особенности;
  • педагогическая подготовка к школьному обучению;
  • уровень сложности образовательных программ;
  • тип учебного заведения и количество учащихся в классе;
  • поддержка семьи и атмосфера дома;
  • особенности отношений в новом коллективе сверстников, а также с учителями.

Дети, посещавшие детский сад, адаптируются быстрее, чем те, которые воспитывались дома, поскольку они имеют более высокоразвитые коммуникативные и социальные навыки.

Те, кто ходил в различные студии раннего развития, также будут испытывать меньший стресс, столкнувшись со школьным обучением.

Все это связано не столько с уровнем интеллектуальной подготовки, которая на домашнем воспитании может быть выше, сколько с тем, что ребенок уже готов выполнять необходимые требования и общаться в социуме.

Признаки готовности к школе

Чем выше изначальная готовность к школе, тем легче протекает весь период адаптации. Самостоятельно оценить, насколько легко ребенок вольется в новую среду, можно по наличию следующих признаков:

  • Высокий уровень самостоятельности – умение одеться, обуться, собрать необходимые вещи, а также возможность оставаться без родителей определенное время.
  • Концентрация внимания, сила воли, усидчивость – способность в течение получаса заниматься каким-то одним видом деятельности.
  • Выполнение инструкций взрослого – важно как правильное понимание того, что просят сделать ребенка, так и выполнение сказанного. В школе это будет касаться не только непосредственных заданий, но также и поведения в стенах учебного заведения, отношений с одноклассниками и прочих моментов.
  • Хорошая память и достаточный словарный запас – также необходимое требование для успешной учебной деятельности.
  • Развитые коммуникативные и социальные навыки – ребенок умеет устанавливать адекватные отношения со всеми возрастными категориями и комфортно чувствует себя в коллективе.

Если возникают какие-либо сомнения, то перед поступлением в первый класс можно проконсультироваться с предполагаемым учителем или же пройти соответствующее тестирование у детского психолога.

Уровень готовности к школе оценивается по определенным методикам.

В семейном центре Эмбер дети могут пройти диагностику,  а родители получат индивидуальные рекомендации от специалиста, как обеспечить условия для более мягкого протекания адаптационного процесса.

Адаптация к школе в 5 классе

Кризис середины школы для многих приходит неожиданно, поскольку наибольшие тревоги связаны с началом обучения.

Сложности, которые возникают в 5 классе, связаны с переходом из начальной школы в среднюю, физиологическими и психологическими изменениями, связанными с вступлением в пубертат, появлением множества учителей, предметов, кабинетов, а также с необходимостью завоевания нового авторитета.

Ребенок испытывает значительный стресс в связи с тем, что теперь его знания будет оценивать не один привычный учитель, а несколько разных в соответствии с предметами. Психологически это так же трудно, как и оказаться первый раз в школе. В 5-м классе снова ломаются привычные стереотипы, подвергаются сомнению выработанные успешные стратегии поведения и отношений в классе.

Часто именно в 5 классе может меняться внутренняя структура взаимоотношений детей. Лидерами становятся те, кто таковыми являются по природе, а не те, кто больше нравился учителю. Появляется возможность проявить себя в каком-то одном предмете без влияния оценок другого. На первый план в этот период для ребенка выходят:

  • межличностные отношения;
  • установка собственного авторитета;
  • поиск собственного “Я” и его социальная реализация.

Однако это не значит, что учеба становится абсолютно неинтересной.

Наоборот, переживания относительно своей успеваемости могут приобретать очень большой вес, но не каждый подросток начнет это демонстрировать, поскольку приоритетом является мнение класса.

Данные личностные изменения нельзя предотвратить, можно только постоянно оставаться доступным для своего ребенка, чтобы тот в любой момент мог обратиться за советом.

https://www.youtube.com/watch?v=BsMV0KMxFnM

Преодолеть новые перемены в образовательном процессе могут помочь родители – заранее рассказать, как теперь будет выглядеть обучение, показать, какие плюсы ребенок получит от этого. Возможны варианты знакомства с каждым преподавателем отдельно, если это будет снижать тревогу.

Проблемы с адаптацией к школе

Не все проблемы адаптации к школе связаны со сложностью усвоения материала или с поведением. Поэтому, прежде чем наказывать ребенка или усиливать дисциплину, необходимо разобраться в истинных причинах дезадаптивных процессов.

Факторы, затрудняющие адаптацию к школе у детей:

  • несформированность/ незрелость определенных отделов мозга, которые служат основой формирования учебных навыков. Например, нарушение межполушарного взаимодействия или дисфункция области мозга, отвечающей за пространственные представления. Заметить такие особенности может только специалист (логопед-дефектолог или нейропсихолог) при проведении специальных тестов;
  • имеющиеся с дошкольного возраста трудности развития: проблемы с устной и письменной речью (дислексия, дисграфия, дизорфография, заикание/логоневроз и пр.);
  • гиперактивность, дефицит внимания, проблемы с памятью и самоконтролем и другие (при переходе из садика в школу данные проблемы имеют свойство усугубляться);
  • сильный стресс или повышенный уровень тревожности;
  • проблемы семейного воспитания и атмосферы дома;
  • полученные ранее психотравмы и пр.

Сигналами, которые должны послужить поводом для обращения к специалисту, являются:

  • ребенок не может усвоить простые элементы школьной программы. Например, все дети уже освоили чтение, а ребенок с нарушением адаптации до сих пор читает с трудом, по слогам, неверно ставит ударения. Или пишет с огромным количеством ошибок, «зеркалит» буквы, сливает несколько слов в одно, пропускает буквы и слоги, иногда целые слова даже при списывании текста с доски или учебника;
  • ребенок плохо себя ведет – не может усидеть на одном месте, постоянно крутится, может посреди урока встать и начать ходить по классу, дерется, конфликтует с одноклассниками;
  • ребенку не хватает внимательности и сосредоточенности, не может ответить на вопрос по материалу, который только что рассказал учитель. Также регулярно теряет вещи, не может самостоятельно делать уроки;
  • ребенок неловкий – ломает предметы, часто падает, имеет трудности координации даже в простых движениях.

Иногда причин трудностей адаптации может быть несколько. Родителям и педагогам порой бывает сложно разобраться, что именно происходит с ребенком и почему.

Например, при высоком интеллекте школьник может очень медленно читать, писать с большим количеством ошибок, быть крайне неусидчивым, провоцировать драки, из-за чего вызывать негативное отношение к себе у учителя.

В подобных случаях в нашем центре проводится психолого-педагогический консилиум, то есть комплексная первичная консультация нескольких специалистов: психолога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога. Каждый специалист тщательно анализирует ситуацию ребенка и его семьи, определяет наличие нарушений/дисфункций по своему профилю.

И уже вместе специалисты делают выводы о структуре и сложности факторов, вызвавших нарушение адаптации ребенка в школе (при необходимости может быть оформлено заключение от всех специалистов на бланке центра). После такой консультации семье предлагается план занятий для устранения нарушений:

  • занятия с логопедом – для улучшения речи, чтения и письма;
  • занятия с дефектологом – для развития познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, компенсации имеющихся «пробелов» в знаниях, повторении материала для ребенка в доступной форме;
  • занятия с детским психологом, песочная терапия, сказкотерапия – для снижения уровня тревожности, стресса, напряжения, устранения страхов, снижения уровня агрессии, улучшения поведения;
  • консультации с семейным психологом для родителей – для помощи ребенку со стороны родителей, устранения семейного стресса, если такой момент существует;
  • занятия с нейропсихологом – для устранения имеющихся дисфункций мозга, развития необходимых нейронных связей и компенсации имеющихся нарушений (например, дискалькулия, дисграфия, дислексия, СДВГ).
  • сеансы Томатис – для развития внимания, улучшения речи, устранения синдрома гиперактивности, снижения тревожности, развития моторных навыков, способностей к языкам.

Видео:ТРИ КИТА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ.Скачать

ТРИ КИТА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ.

Адаптация в 1 классе

Адаптация ребенка к школе

По статистике, большинство деток с восторгом ждут момента, когда они впервые переступят порог школы. А она берет и встречает целым набором требований, которые кардинально отличаются от привычных условий дома, детского сада или подготовительных занятий.

Беззаботный период, когда можно было проводить время размеренно и играючи, сменяется уроками, необходимостью ежедневного умственного труда, требующего от новоиспеченного первоклашки повышенного внимания, усидчивости и правильности осанки в течение всего урока.

А ведь еще нужно найти «общий язык» с учителем, многочисленными одноклассниками, научиться быть дисциплинированным, соответствуя новым правилам… Психика еще недавнего малыша напрягается, ей требуются время и помощь, чтобы перестроиться и свыкнуться с теперешними условиями.

Этот период привыкания и овладения новыми навыками называется адаптация школьников.

Адаптация к школе

Адаптация 1-классников в школе – это становление социализации ребенка, его включение в систему новых отношений, привыкание к нормам и правилам учебного заведения и переход к систематическому обучению. Сколько времени она займет и насколько легко пройдет для ребенка, всецело зависит от согласованной работы родителей, учителя, психолога, школьной администрации, а также влияния ряда условий:

  • личности самого первоклашки (характер, возраст, развитость социальных навыков);
  • уровня учебной подготовки;
  • специфики школьного учреждения;
  • сложности учебного процесса и заложенной в него нагрузки, пр.

Стандартно психологи отводят на период адаптации к школе от 1 недели до полугода. Выделяют три уровня:

  1. Высокий. Ребенок быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, учиться идет с удовольствием, не нуждается в дополнительной мотивации. Без проблем находит общий язык с одноклассниками, не испытывает страха или стеснения перед учителем, с легкостью осваивает основной материал, справляется с более сложными задачами, выходящими за рамки программы. Он здоров, невротические реакции не наблюдаются.
  2. Средний. Привыкание к условиям школьной жизни растягивается до 2-3 месяцев. Школьник внимателен, усидчив, отношения с другими ребятами дружелюбные. Посещение учебного заведения не вызывает негативных эмоций, равно как и положительных. Могут наблюдаться отставание от программы, «уходы в себя», перепады настроения. Выполнять задания самостоятельно не получается, требуются постоянный контроль и стимулирование.
  3. Низкий. Первоклассник не испытывает радости от посещения школы. Тяжело просыпается утром, постоянно находит причины, чтобы пропустить занятия. У него наблюдаются невротические состояния: страхи, потеря аппетита, расстройства сна, вялость, или наоборот, чрезмерная возбудимость. Школьный материал для него сложен, ребенок усваивает его отдельными фрагментами. Нарушает дисциплину, не общается с одноклассниками (даже не знает их имен), не видит в учителе авторитета.

Трудности

1 класс сопряжен для детей с ростом психоэмоциональной нагрузки, т. к. уже первые школьные дни вынуждают мобилизоваться, изменить привычное поведение соответственно новой обстановке. На особенности адаптации первоклассников влияют:

  • личность учителя и коллектив одноклассников;
  • новый режим дня и непривычные обязанности;
  • необходимость ограничивать двигательную активность, заменяя ее повышенным вниманием и сосредоточенностью.

Ориентируясь на эти факторы, психологи выделяют базовые проблемы учебной мотивации, дисциплины, адаптации:

  1. Хроническая неуспеваемость. Обусловлена низкой работоспособностью, недостаточностью формирования учебных навыков и умений. Впрочем, далеко не редкость случаи, когда неуспеваемость провоцируется родительским отношением к учебе и школе в целом. С одной стороны – это страх, что сыну или дочери будет сложно, некомфортно, чадо будет мерзнуть/голодать/простужаться/болеть. С другой – повышенные требования к ребенку, ожидания только высоких отметок, постоянных учительских похвал, существенных школьных достижений.
  2. Отказ/нежелание что-либо делать, отлынивание от учебной деятельности. Школьник находится на уроке, а одновременно с тем – «витает в облаках». Вопросы учителя не слышит или делает вид, что не слышит, задания не выполняет.
  3. Негативистская демонстративность. Педагог постоянно жалуется на отвратительное поведение ребенка и несоблюдение им дисциплины. Парадоксально, что выбранные взрослыми формы наказания воспринимаются маленьким нарушителем порядка как поощрения.
  4. Вербализм. Это специфический тип развития личности, когда речевая деятельность находится на высоком уровне, а вот логическое и образное мышление отстают. Первоклассник кажется крайне смышленым, он бойко разговаривает и отчетливо отвечает на вопросы, у него завышенная самооценка, но на практике ребенок не может решить большую часть задач и творческих заданий.
  5. Проявления лени. Возникают в силу разных причин, например, особенности темперамента, низкий уровень учебной мотивации, малый процент познавательных мотивов, стремление избежать неудач и т. д. В любом случае лень снижает интерес к школьной жизни и замедляет процесс получения знаний.

Когда первоклассник демонстрирует устойчивое нежелание ходить в школу, причины трудностей в адаптации могут крыться в следующем:

  • завышенные требования родителей и/или педагога;
  • открытая демонстрация неудовлетворенности учебными успехами со стороны взрослых;
  • непонимание школьного материала;
  • систематические неудачи;
  • отсутствие признания ребенка «своим» классом;
  • внутренние причины (страх перед неудачей, зажатость, отсутствие мотивации и пр.);
  • большой объем внеурочной деятельности (секции, кружки, домашние обязанности), из-за которой ученик сильно устает или попросту не успевает уделить должное внимание учебе.

Этапы

С 1 сентября и до момента фиксации положительной динамики адаптация детей в 1 классе проходит три взаимосвязанных периода (при благоприятном течении событий):

  1. «Физиологическая буря». Этап стрессового состояния, который имеет место задолго до сентября, еще когда будущий школьник начинает посещать подготовительные занятия. Длится до 3 недель. Школьные привычки и рефлексы едва зарождаются.
  2. Непосредственно начало полноценной учебы. Ребенок становится спокойнее, постепенно свыкается с новой социальной ролью, адекватно воспринимает поставленные перед ним задачи и обязанности. Начинает приспосабливаться к условиям новой социальной среды. Длительность – 2-3 недели.
  3. Фаза устойчивого приспособления детского организма, когда ученик уже четко понимает, что от него требуется, он меньше напрягается, мобилизует свои умения и возможности. Энергозатраты становятся пропорциональными поставленной перед ним задаче.

Программа адаптации

Перед каждым учителем начальных классов стоит важная задача – приложить все усилия, чтобы адаптация в 1 классе прошла быстро, без показательных детских истерик.

Изначально ребят знакомят друг с другом, со школой и ее территорией, создают в классе благоприятную, доброжелательную атмосферу. Для этого проводятся всевозможные спортивные, внеклассные и прочие профилактические мероприятия.

Используются современные, востребованные педагогические и психологические методики.

https://www.youtube.com/watch?v=TZn1r-ajG70

Во втором периоде внимание педагога должно быть сконцентрировано на воспитании детей: выработке режима дня, освоении и закреплении школьных правил, закладке понимания критериев оценки школьной деятельности.

Учитель оказывает всяческую психологическую поддержку первоклассникам и их родителям, старается выявить индивидуальные особенности и способности у каждого из ребят, учесть эту информацию при построении учебного процесса.

Одновременно с тем педагог ведет карту наблюдений за школьной жизнью первоклашек в адаптационный период и фиксирует основные изменения и трудности отдельных учеников. Далее с ними будет проводиться коррекционно-психологическая работа для устранения проблем учебного процесса.

В плане ФГОС-программы (федеральные государственные образовательные стандарты) предусматривается индивидуальный подход к каждому первокласснику (следует быть предельно внимательным к его мыслям, чувствам, помочь ребенку найти свое место в коллективе) со стороны не только классного руководителя, но и всего педсовета. Основные задачи, которые ставятся перед учителем:

  • сформировать у каждого воспитанника адекватную самооценку и уверенность в своих силах;
  • обучить коммуникационным навыкам и самоанализу;
  • правильно мотивировать к получению знаний, заложить в сознании важность учебы;
  • научить уважительно относиться к школьному окружению, их чувствам и желаниям;
  • помочь найти свое место в учебном процессе.

Школьная социализация детей в 1 классе делится на 3 равнозначные составляющие: психологическую, физиологическую и социальную адаптации. Далее о каждой из них.

Психологическая

Состоит из таких параметров, как учебная мотивация, степень сформированности психологических процессов, преобладающее настроение ученика, его умение адекватно оценивать свою деятельность.

Проще говоря, ребенок ходит в школу с радостью, учеба не кажется ему трудной, он подружился с одноклассниками, увлеченно рассказывает домочадцам о том, как прошел школьный день.

Важную роль играет мотивационная адаптация, ведь часто все сложности из-за того, что дети в целом не понимают, для чего вообще им нужна школа.

Физиологическая

По сути, это уровень адаптации первоклассника нагрузке, оценивается он по таким критериям: степень работоспособности, ежедневное самочувствие, показатели аппетита и сна, частота возникновения ОРЗ и прочих простудных заболеваний, обострение хронических патологий.

Социальная

Социальная адаптация первоклассников к школе проходит благоприятно при условии: формирования адекватного поведения, налаженного контакта с учителем и классом, овладения навыками учебной деятельности. Для реализации этих задач педагог и психолог проводят регулярные занятия с первоклассниками, способствующие приобретению коммуникативных навыков.

Советы родителям

Часто социальные педагоги проводят занятия с родителями будущих первоклассников, на которых подробно рассматривают процесс адаптации детей к школе, играют в специальные игры, изучают психологические упражнения, позволяющие ускорить процесс. Если подобные мероприятия посетить не довелось, возьмите на вооружение ряд общих рекомендаций, которые помогут вашему чаду легче справиться с адаптационным периодом:

  1. Не совмещайте начало школьной жизни с обилием дополнительных внеурочных занятий и всевозможных секций.
  2. Серьезно подойдите к режиму дня своего школьника.
  3. Не расширяйте список его домашних обязанностей, мотивируя это новым статусом «школьника».
  4. Не требуйте завышенных результатов, при недостижении которых в малыше генерируется чувство вины.

Как помочь ребенку

В период адаптации активно поддерживайте обратную связь с учителем и родителями тех деток, с которыми ваш ученик подружился. Не бойтесь обсуждать моменты, которые тревожат вас в поведении сына или дочери. Кроме того:

  • Будьте в курсе, комфортно ли ребенку в классе, нет ли сложностей в общении с другими ребятами, не нужна ли ему помощь в налаживании отношений с ними.
  • Помогайте с уроками, учите, как их правильно выполнять, но не делайте это вместо него. Научите сосредотачиваться и удерживать внимание.
  • Хвалите, поддерживайте, подчеркивайте его успехи, да и в целом – больше времени проводите вместе.
  • Объясняйте, что каждый может ошибаться, ребенок должен понимать, что ошибка – это повод все исправить, и не терял веру в свои силы.
  • Следите за своей речью – то, что вы говорите своему школьнику, должно мотивировать на исправление поведения и дальнейшее развитие, а не обижать или унижать. Например, вместо того, чтобы отрезать «не ври мне!», скажите мягче – «мне неприятно, что ты меня обманываешь».

Действуйте в подобном позитивном ключе и вам удастся не только совместными усилиями незаметно преодолеть адаптационный период, но и поддержать детскую индивидуальность, поспособствовать ее дальнейшему развитию.

Заключение

Проблемы адаптации детей в 1 классе – злободневная тема для всей образовательной системы.

Ребенок любого возраста, приходя первый раз в школу, очень волнуется и ждет поддержки от взрослых – как родителей, так и учителя.

Не оставляйте его чаяния без должного внимания, ведь именно от течения адаптационного периода во многом зависит, каким будет социальный статус вашего новоиспеченного первоклассника в ближайшие несколько лет.

(: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

Видео:Школьная адаптация: Как сделать первоклассника счастливым учеником?Скачать

Школьная адаптация: Как сделать первоклассника счастливым учеником?

Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации

Адаптация ребенка к школе

Проблема школьной адаптации не нова. Однако в силу современных условий (мобильность и глобализация мира; социальные, экономические и политические изменения) и устройства системы образования (системно-деятельностный подход; смена цели образования – «научить учиться», новые стандарты) актуальность данной проблемы возросла в разы.

Особенности современной адаптации

Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.

  • Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
  • В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.

Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.

Что такое адаптация к школе

Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.

  • Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
  • Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.

Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.

https://www.youtube.com/watch?v=Mx38xxTVnOE

С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:

  • Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
  • Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
  • Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
  • Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).

Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.

Структура и виды адаптации

Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

  • ориентировочную фазу (2-3 недели);
  • неустойчивое приспособление (2-3 недели);
  • относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

Социальная адаптация

Предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация

Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация

Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям».

Влияние адаптации

Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать (таблица ниже).

Компоненты адаптацииКритерииПоказатели
КогнитивныйУровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школеОсознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений  о том, для чего нужна школа
ЭмоциональныйСамооценка, уровень притязанийАдекватная самооценка, высокий уровень притязаний
ПоведенческийПоведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьмиСтремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)

Признаки успешной адаптации к школе

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.

Уровни адаптации

А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).

Уровень адаптацииХарактеристика ученика
НизкийОтрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
СреднийПоложительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
ВысокийПоложительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

Факторы успеха адаптации

Успешность адаптации к школе зависит от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации.

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. До конца сей вопрос не изучен. Но многие психологи и педагоги (С. Н. Верейкина, Г. Ф. Ушамирская, С. И. Самыгин, Т. С.

Копосова, М. С. Голубь, В. И. Долгова) сходятся во мнении, что первостепенна семья.

От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Роль семьи в адаптации

В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

  • в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
  • высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
  • снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.

https://www.youtube.com/watch?v=U-XHNAog4Ho

Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:

  • активны (социально, физически и коммуникативно);
  • инициативны;
  • независимы;
  • эмпатийны и доброжелательны.

Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

Видео:Адаптация ребёнка к школе и школьный неврозСкачать

Адаптация ребёнка к школе и школьный невроз

Адаптация к школе – рекомендации специалистов и особенности привыкания детей

Адаптация ребенка к школе

Одним из самых сложных этапов в развитии ребенка является поступление в школу. В этот период увеличивается число обязанностей, повышается уровень требований. Не каждый дошкольник может легко справиться с такой нагрузкой.

Родителям важно понять, как правильно пройти адаптацию к школе их чаду и с какими сложностями они могут столкнуться. От этого будет зависеть уровень последующей социализации, успеваемость и состояние здоровья.

Особенности адаптации к школе

Ребенок – это личность со своей индивидуальностью, особым темпераментом, характером, набором привычек, состоянием здоровья. Переход к школьной жизни у детей проходит неодинаково.

Он зависит и от таких факторов, как:

  • умственная, физиологическая, психологическая готовность к обучению в школе;
  • уровень социализации, способности к общению и взаимодействию с взрослыми и другими школьниками.

Начало школьного периода это тяжелое время, когда проявляются все сложности адаптации детей к новым условиям и образу жизни. Если раньше для 6-7 летнего крохи все строилось в игровой форме, то теперь от него требуют внимания, порядка, собранности в процессе неизвестной ему учебной деятельности.

Именно поэтому ребенок нуждается в поддержке и помощи со стороны взрослых, а времени на адаптацию может потребоваться до 2-6 мес.

Если процесс адаптации прошел удачно, то первоклассник ведет себя спокойно, не чувствует дискомфорта и сложностей в выполнении домашних заданий. У него хорошее настроение, он позитивно отзывается о педагоге и одноклассниках, завязывает новые знакомства, соблюдает правила и нормально относится к замечаниям старших.

Однако часто встречается противоположная ситуация, когда малыш не справляется с нагрузками, и у него возникает дезадаптация:

  • утомляемость и проблемы со сном;
  • жалобы на отношения с учителем и одноклассниками;
  • непринятие порядка, постоянные капризы;
  • проблемы с успеваемостью.

В таком случае необходимо обратиться к опытным педагогам и психологам с целью получить советы для индивидуального подхода в период адаптации.

Социально-психологическая адаптация

Несмотря на то, что равновесие между возбуждением и торможением уже близко к достижению, возбуждение продолжает превалировать у первоклассников. Поэтому им сложно выдержать длительные уроки без физической активности.

https://www.youtube.com/watch?v=WiZNDshpHpE

К концу первого урока работоспособность падает. Эмоциональная перенасыщенность приводит к утомляемости ребенка, а родители стремятся занять и внеурочное время, записывают во всевозможные кружки и секции.

Мышление играет роль основной психической функции, определяет работу восприятия, внимания, памяти, а также речи. Возникает и такое качество личности как рефлексия. Ребенок начинает осознавать себя как часть социума, рассматривает себя в рамках шкалы «хороший-плохой».

Чувствуя поддержку близких или их критику, первоклассник может ощущать компетентность социального и психологического типа или же неполноценность.

Кризис 6-7 лет связан с появлением новой роли ученика, а также со сменой эмоциональной составляющей. Обида на критику в дошкольном возрасте не оказывала существенного влияния на личность. Однако теперь она вызывает ощущение своей неполноценности. Поэтому важно, чтобы родители отмечали каждый успех малыша, давали оценку поступку, а не ему самому.

Рассматривая социальный и психологический уровни адаптации детей к школе, следует отметить три ее вида:

  • Благоприятная – первоклассник в течение 2 мес. привыкает к школьной программе и требованиям, заводит друзей и адекватно реагирует на изменения.
  • Средняя – адаптация длится 6 мес.

    Ребенку сложно дается обучение, он конфликтует с одноклассниками, может стать замкнутым, слезами и обидами реагирует на замечание учителя.

  • Неблагоприятная – первоклассник не может принять школьную программу, у него возникают сложности с обучением, проявляет негативные эмоции.

Проблемы с социально-психологической адаптацией

Недисциплинированность ребенка, его безответственность и невнимательность во многом обусловлены чрезмерным напряжением, которое испытывает психика.

Причин этому может быть несколько:

  • чрезмерно высокие требования учителей и родителей;
  • проблемы с усвоением материала;
  • личные неудачи;
  • недовольство и постоянная критика близких, учителей;
  • тревожность и настороженность первоклассника.

Дополнительные внеурочные нагрузки ведут не только к усталости, но и стремлению выполнить требования, пожертвовав учебой. Проблемы в общении со сверстниками выливаются в протестное настроение и ухудшение поведения.

Советы по облегчению адаптации к школе

Многие родители интересуются, как помочь ребенку с адаптацией. Чтобы облегчить переход ребенка от дошкольного периода к школьному обучению, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Объясните малышу, что представляет школа, почему она важна, как соблюдать правила.

  • Оптимизируйте режим дня первоклассника, не перегружайте его секциями.
  • Расскажите о самооценке и каковы ее критерии.
  • Учите любознательности, не прививайте стыд за вопросы.
  • Мотивируйте ребенка к учебе, показывая реальные преимущества образованности.

  • Обучите обращению с эмоциями, говорите о необходимости подчинения правилам школы и нежелательности замалчивания проблем.
  • Помогайте малышу в общении.
  • Интересуйтесь школьной жизнью и поддерживайте его.
  • Не критикуйте, а делайте акцент на заслуженном поощрении.

  • Не приуменьшайте значение детских проблем.
  • Принимайте во внимание темперамент первоклассника.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми и не разрешайте делать это ему самому.
  • Первый класс не означает резкого насыщения жизни обязанностями в семье. Делайте это постепенно.

  • Ваш интерес к успеваемости не должен передаваться малышу в виде тревоги.
  • При чрезмерно болезненном отношении к отметкам переведите акцент с них. Покажите свою любовь независимо от успеваемости.
  • Создайте дома условия для отдыха. Обстановка должна быть благожелательной.

  • Прогулки на свежем воздухе очень важны. Не возводите уроки в положение культа – после школы требуется полноценный отдых. А ночной сон не должен сокращаться даже в угоду урокам.

Чтобы не допустить проблем в учебе и жизни первоклассника, стройте доверительные с ним отношения. Важно создание позитивного настроя относительно посещения школы и жизнедеятельности в целом. Успеваемость, образованность всегда ценились в обществе, но не следует идти к этому ценой здоровья детей.

Фото адаптации к школе

Также рекомендуем просмотреть:

🎥 Видео

«Адаптация к школе без проблем» | Марьяна Безруких | Цикл «Учить учиться»Скачать

«Адаптация к школе без проблем» | Марьяна Безруких | Цикл «Учить учиться»

Советы психолога. Проблемы социальной адаптации у детейСкачать

Советы психолога. Проблемы социальной адаптации у детей

"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила Петрановская

Как адаптировать ребенка к школе? Советы психолога по адаптации ребенка.Скачать

Как адаптировать ребенка к школе? Советы психолога по адаптации ребенка.

10 советов родителям первоклассников. Школьная адаптация первоклассниковСкачать

10 советов родителям первоклассников. Школьная адаптация первоклассников

Адаптация ребенка в иммиграции. Мой опыт 🇪🇸Скачать

Адаптация ребенка в иммиграции. Мой опыт 🇪🇸

РЕБЕНОК ИДЕТ В 1 КЛАСС. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.Скачать

РЕБЕНОК ИДЕТ В 1 КЛАСС. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Счастливый ребенок: Проблемы адаптации в новой школеСкачать

Счастливый ребенок: Проблемы адаптации в новой школе

Выбор няни для ребёнка. Адаптация малыша к няне. Декрет в удовольствие. Жизнь в Краснодаре.Скачать

Выбор няни для ребёнка. Адаптация малыша к няне. Декрет в удовольствие. Жизнь в Краснодаре.

Адаптация ребенка к школе. Александр Венгер. ПсихологияСкачать

Адаптация ребенка к школе. Александр Венгер. Психология

Адаптация ребенка к школе. Воспитание детей. Мамина школаСкачать

Адаптация ребенка к школе. Воспитание детей. Мамина школа

Вопросы адаптация ребенка к школе. Помощь родителей - психолог Ольга Юрасова #психологонлайнСкачать

Вопросы адаптация ребенка к школе. Помощь родителей - психолог Ольга Юрасова #психологонлайн

Адаптация первоклассниковСкачать

Адаптация первоклассников

💢 Проблема адаптации ребёнка к школеСкачать

💢 Проблема адаптации ребёнка к школе

Что должны знать родители первоклассника для лучшей адаптации ребенка к школеСкачать

Что должны знать родители первоклассника для лучшей адаптации ребенка к школе

Счастливый ребенок: Адаптация первоклассников к школеСкачать

Счастливый ребенок: Адаптация первоклассников к школе
Поделиться или сохранить к себе: