Жанры речевого общения

Жанры речевого общения Полезное
§ 2. Жанры речевого общения

Жанры речевого общения

Дляразговорной речи характерно делениеее на жанры. Первое четкое разделениеформ речевого общения было произведеноАристотелем. Большая роль в выделениибытовых речевых жанров принадлежитМ.М.Бахтину, который охарактеризовалнеобходимые прагматические составляющиеречевого общения.

М.М.Бахтин определилречевые жанрыкак относительно устойчивые и нормативныеформы высказывания, в которых каждоевысказывание подчиняется законамцелостной композиции и типам связимежду предложениями-высказываниями(Бахтин М.М. Эстетика словесноготворчества. – М., 1982. С. 264).

Средижанров речевого общения можно выделитьустные и письменные, диалогические имонологические. Кустным диалогическим жанрам речевогообщения можно отнести беседу, разговор,спор; к устным монологическим – историю,рассказ; к письменным – письмо, записку,дневник.

Рассмотримтакой жанр устной разговорной речи, какбеседа. Беседа– это жанр речевого общения, в которомпроисходит обмен мнениями по каким-либовопросам, обмен сведениями о личностныхинтересах каждого из участников общения,а также бесцельный обмен мнениями,новостями, сведениями. Соответственносуществуют разные типы беседы.

Кинформационной беседе можно отнестиобмен мнениями по наиболее актуальнымполитическим, экономическим, социокультурнымпроблемам, беседы по вопросам литературы,культуры, искусства.

Второйтип беседы представляет собой обменмнениями, составляющими личностныеинтересы участников. Это похвалы,одобрения, комплименты, признания.

Третийтип беседы представляет собойпраздноречевое общение, в которомучастники снимают эмоциональноеперенапряжение, упражняются в остроумии,рассказывают анекдоты. Для этого типабесед характерна высокая эмоциональность,экспрессивность.

§ 1. Стилевые и языковые черты научной речи

Научный стильотносится к системе книжных стилейрусского литературного языка. Емуприсущи такие специфические особенности,как предварительное обдумываниевысказывания, монологический егохарактер, строгий отбор языковых средств,тяготение к нормированной речи (РозентальД.Э. Практическая стилистика русскогоязыка. М., 1987. С. 32-38).

Научныйстиль речи используется внаучно-профессиональной, научно-учебнойсфере, среди ученых, инженерно-техническихработников, специалистов-профессионаловв той или иной области. Поэтому научнаяречь имеет и своего адресата. Адресатамипроизведений научного стиля являютсяпреимущественно специалисты – лица,подготовленные к восприятию научнойинформации.

Стильнаучных работ определяется содержаниеми целями научного сообщения. Как писалакадемик В. В.

Виноградов, функциянаучного мышления – это “осознаниемира через логическое освоение егопутем превращения фвактов познания всмысловые (логические) категории,понятия, лишенные экспрессивной окраскии эмоциональных оценок (соответственнофункция художественного мышления –осознание мира через освоение его путемтворческого воссоздания)”

Такимобразом, основной целью научного стиляявляется сообщение объективнойинформации, точное и полное описаниефактов действительности, доказательствоистинности научного знания, установлениепричинно-следственных связей междуявлениями, выявление закономерностейисторического развития и т.д.

Научныйстиль осознается таковым прежде всегопотому, что существуют другие функциональныестили, которым он противопоставляетсяи с которыми, наоборот, соотносится. Ихотличия определяются рядом специфическихчерт, которые присущи данному стилюречи, а также прослеживаются вколичественном и качественномраспределении лексем, морфологическихформ, синтаксических конструкций.

Научныйстиль речи отличается рядом черт,обусловленных особенностями научногомышления, прежде всего отвлеченностью,обобщенностью и строгой логичностьюизложения. М.Н.

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

https://www.youtube.com/watch?v=BbW8g36F5iw

Кожина отмечает, чтосамыми общими специфическими чертаминаучного стиля, вытекающими изабстрактности и строгой логичностимышления, являются отвлеченно-обобщенностьи подчеркнутая логичность изложения.Производными стилевыми чертами приэтом являются смысловая точность(однозначность) и объективность изложения.Н.М.

Разинкина отмечает, что “логическаястрогость, объективность, последовательностьи точность – вот те свойства, которыесчитаются идеалом научной прозы”(Кожина М.Н. Стилистика русского языка.М., 1983. С. 175).

Наиболее общиестилевые черты, присущие научной речи,предопределяют использование в нейспецифических языковых средств икатегорий.

Характерной чертой практическивсех без исключения научных работявляется их насыщенность научнойтерминологией, в частности интернациональной,без которой невозможен обмен современныминаучными знаниями, взаимопонимание нанациональном и межнациональном уровне,поступательное движение современнойнауки.

Терминомназывается слово или словосочетание,которое определяет то или иное понятиеспециальной области знаний илидеятельности.Термину свойственна функция дефиниции,т.е. определения, толкования понятия.

Специфическими свойствами термина какособой единицы лексической системырусского языка являются: 1) системность;2) наличие дефиниции; 3) тенденция коднозначности в пределах своеготерминологического поля; 4) стилистическаянейтральность; 5) отсутствие экспрессии.

Причем все эти свойства термин реализуеттолько внутри терминологического поля,за пределами которого теряются егодефинитивные и системные характеристики(Культура русской речи: Учебник длявузов. Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева.М., 1998. С. 170).

Отвлеченно-обобщенностьнаучного стиля речи требует и использованияв нем абстрактной, отвлеченной лексики(например, слов значение,внимание, состояние, типология,классификация),глаголов с обобщенным значением действияили состояния (существует,имеется, состоит, используется,употребляется).Почти каждое слово, используемое внаучной речи, обозначает абстрактноепонятие или явление. В целом научнойречи присущ именной характер изложенияинформации; наблюдается преобладаниеимени существительного над глаголом.

Широкоупотребляются имена прилагательные,выполняющие в основном терминологическуюфункцию. Например, в юридической речиможет быть обнаружено использованиеимен прилагательных в составе юридическихтерминов (мягкойнаказание, ножевое ранение, тяжкиепоследствия).

Языкунаучных работ свойствен и ряд грамматическихособенностей. В области морфологии этоиспользование более кратких вариантныхформ имен существительных (клавишвместо клавиша,манжетвместо манжета(кольцо для скрепления концов труб),банкнотвместо банкнота)в целях экономии языковых средств.

Внаучных расчетах часто употребляетсяформа единственного числа именсуществительных в значении множественного:Рыба дышитжабрами, Волк – хищное животное отрядасобак(называется целый класс предметов суказанием их характерных признаков).Вещественные и отвлеченные существительныенередко употребляются в формемножественного числа: атмосферныеосадки, низкие температуры, тяжкиепоследствия.

Длянаучного стиля в целом не характерноиспользование личных местоимений. Вчастности, в нем не употребляетсяместоимение 1-го лица единственногочисла “я”, вместо него для обозначенияпишущего – автора данного научногосочинения – используется местоимение1-го лица множественного числа мы(так называемое “авторское” мы).

“Авторское” мыиспользуется в целях скромности, когдапишущий как бы скрывается за авторитетомнауки.

Поэтому в научном стиле низокпроцент глаголов 1-го лица, в основномэто глаголы множественного числа всочетании с авторским мы(В даннойстатье мы наблюдаем…; Исходя извышеизложенного, мы можем наблюдатьразвитие следующей тенденции…).

Какпоказывают специальные исследования,синтаксические структуры научной речисложнее и насыщеннее, чем в художественнойпрозе. Научная речь в целом отличаетсясложным, но ясным синтаксисом.

https://www.youtube.com/watch?v=dcIlEXWK9-4

Объективностьнаучной речи проявляется в прямомпорядке слов, когда изложение информацииидет от известного к неизвестному, от“старого” к “новому”. Обратный,субъективный порядок слов в предложениипрактически невозможен, за исключениемслучаев актуализации информации, когданаиболее важный в коммуникативном планечлен предложения помещается на первоеместо.

Подчеркнутаялогичность научного стиля речи требуетиспользования большого количествавводных слов и предложений, выражающихотношения между частями текста (во-первых,во-вторых, таким образом, следовательно,исходя из вышеизложенного, на основаниивышесказанного, как уже говорилось),специальных слов, подчеркивающих логикуразвития мысли (вначале,затем, далее),производных предлогов (благодаря,вследствие, в течение, в продолжение,кроме). Связьмежду предложениями может осуществлятьсяпутем повторения слов.

Видео:Речевое общениеСкачать

Речевое общение

В научном стилеречи распространены сложноподчиненныепредложения с придаточными изъяснительными,причины, цели, условия, следствия, уступки.

Показательны такие сложноподчиненныепредложения, в которых основная информациясодержится в придаточном предложении;главное же предложение служит дляперехода от одной части высказыванияк другой (Можносказать, что план – это зеркало научнойработы; Следует сказать, что наблюдениянад синтаксисом уголовного законаначаты нами впервые).

Речевое общение

Жанры речевого общения

Русский поэт и мыслитель Сергей Есенин сказал:

Ебите баб на свежем сене, С приветом к вам,

Сергей Есенин!

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

Пособие «Культура речи» поможет вам:

  • осмыслить и усвоить основные понятия куль­туры речи;
  • приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;
  • сделать свою речь грамотной, яркой и вырази­тельной.

Помните: только терпенье и труд к успеху ведут.

Речевая коммуникация

Речевая коммуникация — это изучение создания, передачи и анализа различных видов сообщений, а также их информационного воздействия.

Студенты, изучающие речевую коммуникацию, исследуют коммуникативные процессы, то, как они возникают между отдельными людьми, в группах, организациях и объединениях; исследуют межличностную и невербальную коммуникацию, риторику и критику, аргументацию и искусство убеждения, художественное чтение и другие аспекты коммуникации.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И РЕЧЬ ОБЩЕНИЯ.

Слово «коммуникация» происходит от лат. слова «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение».

Видео:Русский язык 10 класс (Урок№14 - Речевое общение.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№14 - Речевое общение.)

От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный человек), а также слово «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» — пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и т.п. коммуникациях, о системах коммуникаций.

В этой работе «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, так как объектом нашего изучения является именно общение между людьми.

С этим значением связано и научное определение понятия, взятое из лингвистического энциклопедического словаря: «Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познание, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

https://www.youtube.com/watch?v=NIbinZAAXVc

цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка.

С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п.

«Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза — символ любви, астра — печали, незабудка — памяти и т.д.).

Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. — все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения — язык.

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация — это общение с помощью слов, невербальная — это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т.п.).

Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза.

Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

2. ФОРМЫ И ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.

1. Условия общения:

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

Видео:Русский язык 11 класс (Урок№13 - Культура разговорной речи.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№13 - Культура разговорной речи.)

б) опосредованное общение (например, выступление по радио,

телевидению, в средствах массовой информации).

2. Количество участников:

а) монолог (речь одного человека);

б) диалог (речь двух людей);

в) полилог (речь нескольких человек).

б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

4. Характер ситуации:

а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу. Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать так: устная форма, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовая беседа.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

[1]

Рассмотрев различные условия и факторы, влияющие на процесс речевой коммуникации, вернемся к понятию речевой деятельности. Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования-декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение — это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Видео:Русский речевой этикетСкачать

Русский речевой этикет

Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении — графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Оттого насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

https://www.youtube.com/watch?v=gDLvNz5RP6U

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе ее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1. Отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек.

2. Получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек.

3. Сообщение — текст в устной или письменной форме — неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации. Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом. Например, в диалоге — реплика одного из собеседников.

Читайте так же:  Как самостоятельно избавиться от ипохондрии

Таким образом, речевая коммуникация — это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения — обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

Видео:Культура делового общенияСкачать

Культура делового общения

• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неприемлемый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «речевое общение»:

  • Задания ребёнку надо давать в форме двигательных рассказов, постоянного речевого общения.
  • Очень важна интонация речевого общения, стимулирующая двигательную деятельность.
  • Новой формой взаимодействия ребёнка с родителями должно стать не физическое воздействие, а речевое общение.
  • (все предложения)

Понятия, связанные со словосочетанием «речевое общение»

🎦 Видео

Видеолекция Тема 5 Культура речевого общения и речевой этикетСкачать

Видеолекция  Тема 5 Культура речевого общения и речевой этикет

Речевой этикет. Видеоурок.Скачать

Речевой этикет. Видеоурок.

"Речевой этикет. Культура речи"Скачать

"Речевой этикет. Культура речи"

Русский язык 10 класс (Урок№18 - Культура научного общения.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№18 - Культура научного общения.)

Русский язык 11 класс (Урок№2 - Культура делового общения.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№2 - Культура делового общения.)

Понятие и предмет культуры речи.Три аспекта культуры речиСкачать

Понятие и предмет культуры речи.Три аспекта культуры речи

#Речевой этикет и культура общения// Искусство беседы, запретные темы, "Ты" или "Вы"Скачать

#Речевой этикет и культура общения// Искусство беседы, запретные темы, "Ты" или "Вы"

Культура разговорной речиСкачать

Культура разговорной речи

Культура речи. Речевая ситуацияСкачать

Культура речи. Речевая ситуация

Культура делового общенияСкачать

Культура делового общения

Культура речи: Правила речевого общения.Скачать

Культура речи: Правила речевого общения.

Понятие речевого произведенияСкачать

Понятие речевого произведения

Речевые жанры в работе редактора: аннотацияСкачать

Речевые жанры в работе редактора: аннотация

Текст и его основные признаки. Типы речи. Стили речи| Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Текст и его основные признаки. Типы речи. Стили речи| Русский язык ЕГЭ, ЦТ
Поделиться или сохранить к себе: