Воспитание духовности у детей

Воспитание духовности у детей Статьи по психологии
Напрвления и задачи духовно нравственного развития и воспитания

Воспитание духовности у детей

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни.

Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни.

С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитие – основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Содержание
  1. Значение слов «дух», «духовный»
  2. Значение слов «нравственность», «нравственный»
  3. Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»
  4. Основы духовно-нравственного воспитания
  5. Цель  духовно-нравственного развития и воспитания
  6. Направления духовно-нравственного воспитания и развития
  7. Религиозное направление
  8. Семейное направление
  9. Творческое направление
  10. Патриотическое направление
  11. Социальное направление
  12. Итоги
  13. Нравственность, воспитанность, духовность, или Как передать ребенку нравственные ценности?
  14. Что же является основой воспитаниянравственности у детей?
  15. Воспитанность
  16. Пробуждение духовности
  17. Духовное воспитание детей в семье: основные правила, нюансы, советы и рекомендации родителям
  18. Что это такое
  19. Основные правила
  20. Советы и рекомендации родителям
  21. Духовно-нравственное воспитание дошкольников
  22. Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?
  23. Принципы воспитания
  24. Цели, задачи воспитания
  25. Средства воспитания духовности
  26. Методы воспитания
  27. Игра в жизни дошкольника
  28. Художественное слово при воспитании нравственности
  29. Духовно-нравственное воспитание посредством сказки
  30. 🎬 Видео

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей».

(святитель Игнатий Брянчанинов).

Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии.

Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей.

Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается.

Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек.

Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов.

Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

https://www.youtube.com/watch?v=pdKGwr_qrEM

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах.

Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так.

Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон.

Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель  духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души.

Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

https://www.youtube.com/watch?v=RKsoY3ZozNU

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры – один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе.

Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения.

Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Видео:Чего избегать при воспитании детей? — Осипов А.И.Скачать

Чего избегать при воспитании детей? — Осипов А.И.

Нравственность, воспитанность, духовность, или Как передать ребенку нравственные ценности?

Воспитание духовности у детей

Как объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо? Как сделать так, чтобы у него возникала «правильная» мотивация поступков? Эти вопросы рано или поздно задают себе все родители. Подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды.

В вашей семье растет малыш. И, хотя он еще совсем маленький, как и всем родителям, вам хочется, чтобы он стал человеком высоко нравственным и не совершал подобные проступки.

Миша Пьяных и Ваня — друзья с детского сада. В первый день, когда дети пришли в школу, мальчишки из их класса, конечно, тут же нашли себе развлечение, придумывая дразнилки с фамилией Миши. Ваня мог бы вступиться за Мишу, но не сделал этого.

Он вместе со всеми бегал вокруг парты Миши и кричал обидные слова. В ситуации, когда все были против одного, Ваня проявил малодушие. Он и не пытался защитить друга или сказать нечто подобное: «Перестаньте.

Вам ведь не понравится, если над вами станут смеяться из-за вашего имени».

За неделю до события Вика была приглашена на день рождения к Наташе. Вика с радостью приняла приглашение, а ее мама купила подарок для подружки дочери. Было известно, что придут еще две девочки, бабушка испечет пирог и устроит для них чаепитие.

Но в день праздника к Вике зашла Катя и предложила поехать с ней и ее папой в детское кафе. Это приглашение показалось очень лестным для Вики.

Она тут же побежала к телефону, чтобы сообщить Наташе «радостную» весть: к ней она не придет, потому что едет на машине есть мороженое в кафе, где выступают клоуны.

https://www.youtube.com/watch?v=w3Gc94RGFbg

На даче Сережа и его друзья решили провести «научный эксперимент». Они поймали «ничейного» котенка, поместили его в автомобильную покрышку, крепко привязали проволокой и спускали с горы. Этого показалось мало.

Котенка сбрасывали с крыши сарая, учили «подавать голос» и плавать в местном пруду.

Вечером «исследователи» посадили котенка в металлическую бочку, наглухо закрыли крышкой, и Сережа сообщил друзьям, что утром они отнесут котенка в лес, завяжут ему глаза и посмотрят, найдет ли он дорогу к их поселку.

Что же является основой воспитаниянравственности у детей?

О процессе воспитания ребенка в ранний период можно говорить как об общем его развитии в кругу тесных семейных отношений. Данный процесс нельзя разделить на физическое и нравственное воспитание. За начальный этап жизни ребенка полностью отвечают родители.

Как вы кормите и одеваете малыша, как ласкаете и наказываете его, как разговариваете и играете с ним — все это имеет огромное значение не только для его физического, но и духовного роста. Любовь и забота, спокойствие и доброта не должны «превращаться» в смятение и грубость, безразличие и эгоизм по отношению к маленькому человечку.

Ребенок, не знающий горя и страха, радостно открывающий и познающий мир, легко приобщается к морально-нравственному опыту взрослых.

Сама жизнь предоставляет малышу возможности чисто физически ощутить истинные ценности бытия. Он держит в руках пушистого котенка, трогает и целует портрет бабушки, висящий над его кроваткой, нюхает цветы и любуется красками природы…

Его губы ощущают вкус меда, он чувствует капли холодной речной воды на своем теле, слушает пение птиц, поет и танцует вместе с вами, даже если все это кажется ему игрой. Все эти предметы, чувства, переживания не являются третьестепенным, что потом, во взрослом состоянии, отвергают.

Все это на протяжении жизни человека не теряет значимости и смыла, будь то действие, жест или эмоции. Ребенок, соприкасаясь с ними, приобретает свой подлинный духовный опыт.

Нравственность не является автономной областью знаний или каким-то предметом, который необходимо преподавать детям. Нравственность — это то, как вы все живете, что одухотворяет вашу жизнь. С ребенком не стоит рассуждать о нравственных ценностях — правдивости, любви, ответственности, послушании, добре, зле — как об отвлеченных понятиях.

Нравственные ценности должны воплощаться в реальный опыт его существования. Хотя и нельзя говорить о нравственном воспитании малыша, но его целостное миросозерцание все же подготавливает его к восприятию нравственных ценностей.

Открытие и осознание свободы и запретов, безопасности и любви, удовольствия от одобрения, веселой атмосферы семейных праздников и многого другого вливается в основу его нравственного развития.

Воспитанность

Мы часто слышим словосочетание «воспитанный ребенок». А что такое воспитанность?

Воспитанность ребенка — это его личностные качества, в которых органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура).

Ядром этой своеобразной триады является культура общения. Стержнем, основой истинной культуры общения считается гуманное отношение человека к человеку.

Для этого у ребенка формируют позицию открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие правильного, хорошего воспитания. Культура общения не исчерпывается лишь одной вежливостью.

Ее главный атрибут — тактичность, умение понять чувства и настроения другого человека, поставить себя на его место, представить, какую эмоциональную реакцию вызовут у него те или иные слова. Основным средством общения является речь.

По тому, как ребенок владеет этим средством коммуникации, судят и о его воспитанности. Он должен уметь завязывать и поддерживать беседу, приветливо и внятно отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, избегая при этом резкости и категоричности.

Культура внешности проявляется в том, как ребенок выглядит, как он одет. Воспитывают культуру внешности путем формирования у него привычки к безупречной чистоплотности, потребности выглядеть привлекательно, умения одеваться модно, со вкусом, в соответствии со временем и местом нахождения.

Не меньшее значение для характеристики воспитанности имеют походка, позы, жесты, мимика ребенка. Если он сутулится, втягивает голову в плечи, шаркает ногами, то это, безусловно, снижает уровень так называемой культуры внешности.

Ребенок должен знать, какую походку для мальчиков и девочек принято считать правильной и красивой, как управлять своим лицом: открытым, приветливым, живым. Границы дозволенного для жестов и движений должны быть ему хорошо известны.

https://www.youtube.com/watch?v=WTeJCAtvvek

Культура удовлетворения бытовых потребностей прививается ребенку с самого раннего детства, когда у него формируются представления о приличном и неприличном.

Понятно, что если ребенок шмыгает носом, трет кулаком глаза, не умеет пользоваться столовыми приборами и т.п., то воспитанным его никто не назовет.

Также важно научить ребенка сводить к минимуму всякое публичное проявление физиологических процессов: чихания, сморкания, зевоты и т.п.

В идеале воспитанный человек — это тот, кто приятен в общении, у которого безукоризненная внешность и безупречные манеры поведения.

Пробуждение духовности

Ваш ребенок неплохо разбирается в компьютерных играх, изучает английский язык, знает все марки автомобилей, занимается спортом и т.д. Но вы понимаете, что этого мало, что надо пробуждать в ребенке духовность. Что это за «штука» такая — духовность?

Отечественные мыслители прошлого оставили нам богатое философское наследие. Некоторые из них в своих трудах рассуждали о том, что воспитать хорошего человека можно лишь при одном условии — если в детстве пробудить в нем духовность.

Известно, что образование не воспитывает, а «полуобразованность» развращает людей. Образование без воспитания — дело опасное.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему моральных проповедей. Задача воспитания не в развитии памяти и интеллекта, а в зажигании сердца.

Обогащенная память и подвижная мысль — при мертвом и слепом сердце — создают ловкого, но черствого и, возможно, злого человека.

Не следует сводить сущность ребенка к его сознанию, мышлению, рассудку: он больше всего этого. Он глубже своего сознания, проницательнее своего мышления, богаче своего разума. Человек, даже маленький, определяется тем, что он любит и как он любит.

Где-то в глубине человеческого бессознательного находится то «святое место», где дремлет первоначальное духовное естество. В детстве душа еще не обросла той грубой «корой», которая будет образовываться в течение дальнейшей жизни.

Душевная оболочка у ребенка еще тонка и чувствительна, поэтому в нем легко пробудить духовность, пока он не пережил острые и тяжелые, болезненные и мучительные впечатления, травмы души.

В том, что называется «пробудить духовность», главную роль играет мама. Ее ласковый взор и приятный голос уже начинают это дело. Каждая женщина, поющая своему младенцу колыбельную, пробуждает в нем первые ростки духовности.

Малыш растет, и надо сделать так, чтобы он полюбил простые задушевные мелодии — их так много в русских народных песнях! Вообще в искусстве есть изумительные, одухотворенные образцы слова, музыки, живописи, танца, и надо способствовать тому, чтобы их благотворное влияние коснулось ребенка и дохнуло на него.

Природа полна чудесных состояний красоты — естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. Надо показать их ребенку и постоянно радовать его ими. У дошкольника, наблюдающего внешний мир, чувства уже открыты для восприятия и переживаний. Надо стремиться давать ему богатство духовных впечатлений.

Направляйте внимание ребенка на самые красивые и изящные формы, явления природы, чтобы он осознавал их таинственную целесообразность. Иногда достаточно того, чтобы он заметил совершенство, иногда можно что-то объяснить ему. Любуйтесь вместе с ним красотой бабочек и цветов, их нежными тонами, изысканными формами. Не забывайте напоминать о хрупкости всего живого на земле.

Всматривайтесь в величавое и легкое, а порой и грозное зрелище плывущих по небу облаков, вслушивайтесь в тишину молчаливого леса или пенье птиц, понаблюдайте за поведением добродушно-задумчивой коровы и поговорите ласково с ней…

Ребенок обязательно вместе с вами оценит и лукавое изящество кошки, и верный нрав собаки, и утренний клич петуха, он непременно ощутит богатство и тайну природной жизни: величие грозы, волшебство инея, запахи весны, коварство мороза.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, беречь, ценить, помогать и т.п.

Необходимо научить его отличать добро от зла, хотеть добра и избегать, стыдиться зла.

Если вы пойдете таким путем в воспитании, то поселятся в его сердце благоговение перед природой и искусством, чуткость и благодарность по отношению к людям. А это и есть не что иное, как духовность.

https://www.youtube.com/watch?v=h7NoAPRN41U

Татьяна Порецких

Видео:О духовном воспитании детей. (Как воспитать ребёнка духовным? Духовное воспитание) — Осипов А.И.Скачать

О духовном воспитании детей. (Как воспитать ребёнка духовным? Духовное воспитание) — Осипов А.И.

Духовное воспитание детей в семье: основные правила, нюансы, советы и рекомендации родителям

Воспитание духовности у детей

Главную роль в духовном воспитании граждан Российской империи традиционно играла православная церковь. В 1918 году новая власть издала Декрет об отделении церкви от государства. После распада СССР государство демонстрирует сотрудничество с православной церковью и толерантное отношение к другим конфессиям.

В целом, влияние церкви на жизнь общества в начале третьего тысячелетия существенно снизилось, школы превратились в «образовательные организации». Ответственность за духовное здоровье и духовное воспитание детей все больше ложится на семью.

Что это такое

Разговоры об очередном «кризисе духовности», о бездуховности каждого нового поколения ведутся испокон веков. Поколения сменяют друг друга, объекты критики занимают места критиков.

Общий уровень духовности и нравственности человеческого сообщества по сравнению с веками рабства, мрачным средневековьем, периодом зарождения фашизма в Европе и сталинских репрессий не снижается. Основная заслуга в этом по-прежнему принадлежит семье.

Родители любят своих детей безусловной искренней любовью. Они хотят видеть их хорошими людьми и интуитивно выбирают правильное направление духовного развития.

Все лучшее, чем живет душа отца или матери, они стараются передать детям. В традиционной патриархальной семье отец был примером трудолюбия и верности долгу. Мать находилась рядом с детьми всегда.

Забота о духовном и физическом здоровье наследников была ее главной и единственной миссией.

Особую роль в традиционной семье играли бабушки и дедушки, вступавшие в тот возраст, когда появлялась возможность «подумать о душе», и не только собственной.

Сегодня для решения задач духовного воспитания в семье взрослым людям не хватает желания, умения и времени.

Находить это время, видеть возможности совместного духовного совершенствования в ежедневной жизни, выбирать ту совместную деятельность, которая особенно полезна для духовного здоровья детей, отказываться от ненужной, глупой и суетной деятельности в пользу и нравственной – основной показатель родительской зрелости и родительского мастерства.

Основные правила

Христианство – главное духовное и нравственное сокровище человечества. Ортодоксальных христиан, соблюдающих большую часть православных ритуалов, среди молодых родителей не так уж много. К счастью, семей, отказывающихся от крещения новорожденных, еще меньше.

Крещение – важнейшее таинство, которое помогает младенцу стать частью православной духовной общности еще в бессознательном возрасте, защищает душу от дурных влияний в первый период духовного развития, когда прямое воздействие словом еще невозможно.

Инициативу в этом вопросе чаще всего проявляют старшие члены семьи. Доверять их опыту молодым родителям можно и нужно. Крещение важно не только для младенца.

Оно очищает жизнь и сознание всей семьи, перенастраивает мысли, помогает установить правильные приоритеты в воспитании. В жизни ребенка появляются новые и важные люди – крестные отец и мать.

В течение всей жизни человека они должны помнить о своей функции, участвовать в духовном воспитании, нести в жизнь крестника или крестницы духовное начало.

Важно не только и не столько дарить ребенку подарки, сколько читать ему правильные книги, рассказывать о традициях православия, водить в церковь.

Но в последние десятилетия многие молодые родители увлекаются восточными религиями, считают йогу, медитации, сознание Кришны интересными и комфортными духовными практиками.

Они исповедуют свободу совести и пренебрегают отечественным духовным опытом.

https://www.youtube.com/watch?v=BfalekywdWg

Таким родителям можно посоветовать обратить внимание на традиционные мусульманские семьи, где национальные духовные традиции сохраняются в целости. Женщины занимаются семьей и детьми, младшие уважают старших, большинство детей вырастают здоровыми и разумными.

Особенности духовного воспитания ребенка и подростка:

Крещение и дошкольный период. После совершения церковного таинства на младенца надевают крест.

Колыбельные песни, сказки, стихи для чтения и заучивания можно подбирать так, чтобы там присутствовали образы святых и ангелов-хранителей. В комнате ребенка (в красном углу) могут находиться семейные иконы.

Основные праздники года, связанные с христианскими традициями, можно насыщать духовным содержанием (чтение отрывков из книг, просмотр фильмов, посещение церкви).

При этом важно быть искренними, не давить и ничего не навязывать, с чистым сердцем вспоминать лучшее из того, что было связано с религией и духовностью в вашей собственной жизни.

Начальная школа. Большим потенциалом духовного образования обладает русская и советская классическая литература. Круг чтения первоклассника может включать и Гайдара, и Толстого, и жития святых. Ребенок постепенно научится видеть то общее, что объединяет людей, искренне заботящихся о его душе и нравственности. Это общее и есть подлинная духовность.

Средняя школа и подростковый период. Сложности становления и самоопределения личности помогут преодолеть искренние разговоры с родителями, понимание того, что они не навязывают подростку мертвые догмы, но сами находятся в постоянном духовном поиске, испытывают сомнения, но не перестают верить в добро.

Отдельного разговора заслуживает тот момент, когда подросток пожелает снять крест. В поисках новых авторитетов он может не отвернуться, а вновь обратиться к церкви уже сознательно, может найти духовного отца в лице православного священника, новых друзей в воскресной школе.

Советы и рекомендации родителям

В сознании современного представителя европейской культуры понятие духовности настолько глубоко связано с религией, что, желая оставаться свободным светским человеком с мышлением, независимым от церковных догм, он теряет полноту и радость духовной жизни.

Пустоту и неуверенность очень хорошо видят дети и подростки. Очень важно не оставлять их без духовной поддержки даже в том случае, если вы не чувствуете себя в силах говорить о христианстве и посещать церковь.

В духовном общении с детьми важнее всего честность и искренность. Поговорите с ними открыто и объясните, что в вопросах духовной жизни не являетесь авторитетом.

На подростка такое доверие может произвести настолько серьезное впечатление, что он захочет самостоятельно разобраться в вопросе. А затем помочь родителям.

Помимо чтения классических произведений, написанных людьми не церковными, но по-настоящему духовно зрелыми, посещения концертов классической музыки, в семейном духовном воспитании может помочь и «модернизированное язычество», экология, которую некоторые считают настоящей религией третьего тысячелетия.

Совместные путешествия, походы, участие в экологических акциях, просто прогулки на природе – все, что позволит вашим детям полюбить «матушку-землю», научиться заботиться о ее благополучии и процветании, сделает вашу жизнь богаче, духовнее и нравственнее.

Хорошие условия для духовного развития создает и избавление от дурных привычек, сознательный выбор здорового образа жизни.

Еще несколько интересных мыслей на тему духовного воспитания детей в этом видео:

Если, прочитав эту статью, вы поняли, что не услышали ничего нового, значит, с духовным воспитанием в вашей семье все хорошо.

Если ваши дети охотно проводят с вами время, предпочитают ваше общество обществу чужих людей, они понимают и поддерживают вас, несмотря на разногласия, в их глазах вы видите любовь и радость иметь именно таких родителей, значит, семья успешно движется по пути духовного развития.

https://www.youtube.com/watch?v=vaoKkXDzgNY

Вмешиваться в жизнь вашей души и давать вам советы никто из посторонних не имеет права.

Видео:Дети Будущего. Духовно-нравственное воспитаниеСкачать

Дети Будущего.  Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Воспитание духовности у детей

Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формирование духовности. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?

Проблема становления моральных качеств подрастающего поколения быстро набирает свою остроту. Ее актуальность особенно касается дошкольников.

Дошкольный возраст – наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания.

Не воспользоваться им – значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется.

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение.

Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы.

Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность.

Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров.

Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Принципы воспитания

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

  • Гуманность – воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;
  • Естественнонаучный принцип – учет понимания законов развития личности;
  • Культурологический принцип – воспитание в культуре, с учетом традиций народа;
  • Государственный принцип – воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.

Усвоение дошкольником норм, требований морали, образцов действий происходит всегда на основе подражания. А чаще всего дети подражают родителям. Поэтому так важно помочь осознать их важность при воспитании своего ребенка; помочь понять то, что только они ответственны за развитие своего ребенка, как нравственно развитой личности.

Цели, задачи воспитания

цель любого типа воспитания – формирование развитой личности.

Развитие нравственности, духовности в дошкольный период ставит цели:

  • сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой личности, основы взаимодействия с людьми;
  • воспитывать у дошкольников главные общечеловеческие нравственные качества: сострадание, терпимость, милосердие, гуманность, честность.

Задачи:

  • Содействовать раскрытию нравственной и духовной одаренности каждого ребенка, его способностей, возможностей;
  • Обучать этическим нормам, самодисциплине;
  • Воспитывать дружеские отношения, положительное отношение к совместному труду, игре, формировать умения договариваться, потребности помогать;
  • Формировать потребность радовать старших хорошими и полезными поступками;
  • Формировать самосознание гражданина, доброжелательное отношение к людям, природе;
  • Воспитывать на основе важнейших моральных понятий: добро, зло, любовь, доброта, единение, человечность. Формировать отзывчивость, справедливость.
  • Содействовать защите физического, духовного здоровья;
  • Ориентировать родителей на духовное развитие подрастающего поколения;
  • Стремиться развивать умение ограничивать себя в желаниях, преодолевать сложные препятствия, выполнять требования взрослых, установленные нормы поведения, ориентироваться на положительный пример в поступках;
  • Формировать самооценку;
  • Развивать гендерные качества, свойственные полу.

  Патриотическое воспитание в ДОУ

Средства воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток.

Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств.

В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.

https://www.youtube.com/watch?v=jA4BSTizQvs

Подбор средств зависит от задачи, возраста, уровня общего, интеллектуального развития.

Методы воспитания

Средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов. Методов очень много. Среди них выделяются общие воспитательные и специфические, предназначенные для формирования только нравственных качеств.

Комплекс методов включает:

Могут применяться:

  • наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр);
  • словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
  • практические методы (организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).

Игра в жизни дошкольника

Игра – главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

В дошкольном возрасте игра становится деятельностью, в которой формируется личность, обогащается внутреннее ее содержание. В игровой деятельности радость движения, сочетаясь с нравственным обогащением, учит гармонии. Только в игре дети осваивают роли, развивают навыки межличностного общения, учатся выражать эмоции.

Результатом игр становится первоначальный несложный банк нравственных представлений. Дети начинают учиться соотносить свои нравственные знания со своими поступками. Они учатся соблюдать усвоенные нормы и правила, делать несложный, но уже самостоятельный моральный выбор.

Главное значение игры связано с воображением: у маленького человека появляется потребность преобразования действительности, способность созидания. Игра соединяет реальные и вымышленные явления, появляются новые свойства знакомых предметов.

Взяв роль, ребенок примеряет на себе профессию, особенности личности: он входит в ее образ, вживается, проникает в чувства, настроения, обогащая, углубляя собственную личность.

  Виды мышления у детей дошкольного возраста

Игра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки; может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Игра, в которую ребенок охотно включается, способствует получению важнейшего опыта – опыта чувств. Она становится личным достоянием, которое может всегда применять в реальной жизни.

Художественное слово при воспитании нравственности

Одним из самых действенных средств является художественное слово. Читая или слушая, ребенок знакомиться с жизнью, трудом, природой.

Через художественную литературу он познает примеры общения между людьми, их радости, неудачи. Художественные произведения воздействуют на сознание, поступки.

У него появляется желание становится лучше, быть похожим на героев произведений, сделать что-то очень хорошее.

Литература позволяет восполнить недостаток общения, расширить кругозор, разнообразить нравственный опыт. Появляется эмоциональное отношение к происходящим событиям, явлениям, людям. Произведения литературы содержат оценку событий или персонажей. Они задевают душу ребенка, рождают сопереживание и сочувствие.

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Сказка – самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.

Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке.

Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках.

Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.

https://www.youtube.com/watch?v=MzlKRVk2ifs

Самый распространенные методы работы со сказкой – чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.

Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период – прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.

🎬 Видео

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели РоссииСкачать

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели России

С ЧЕГО НАЧАТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА?Скачать

С ЧЕГО НАЧАТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА?

О воспитании наших детей. #иннасеменова #воспитание #воспитаниедетей #оренбуржьеСкачать

О воспитании наших детей. #иннасеменова #воспитание #воспитаниедетей #оренбуржье

Разоблачение канала «Воспитание детей. Духовный взгляд»Скачать

Разоблачение канала «Воспитание детей. Духовный взгляд»

Воспитание и развитие детей | СемьяСкачать

Воспитание и развитие детей | Семья

Почему миллиардеры не дают своим детям гаджеты? #пасторголубев #домгоршечника #воспитание #детиСкачать

Почему миллиардеры не дают своим детям гаджеты? #пасторголубев  #домгоршечника #воспитание #дети

Что делать для духовного воспитания ребёнка! Торсунов лекцииСкачать

Что делать для духовного воспитания ребёнка! Торсунов лекции

2 главных правила для родителей // Алексей ОсиповСкачать

2 главных правила для родителей // Алексей Осипов

Духовное воспитание детей. Олег ГадецкийСкачать

Духовное воспитание детей. Олег Гадецкий

🕉 ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА? #детиСкачать

🕉 ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА? #дети

Татьяна Черниговская: Как воспитывать детей?Скачать

Татьяна Черниговская: Как воспитывать детей?

Духовное воспитание детей | Принято считатьСкачать

Духовное воспитание детей | Принято считать

А.И. Осипов. О духовно-нравственном воспитании. Часть 1Скачать

А.И. Осипов. О духовно-нравственном воспитании. Часть 1

ДЕТИ в зоне повышенного риска. #проповедь #ткачев #православие #дети #воспитаниеСкачать

ДЕТИ  в зоне повышенного риска. #проповедь #ткачев #православие #дети #воспитание

Торсунов О.Г. Как происходит духовное воспитание детейСкачать

Торсунов О.Г.  Как происходит духовное воспитание детей
Поделиться или сохранить к себе: