трансакция в психологии

трансакция в психологии Полезно
Трансактный анализ Эрика Берна. Взаимодействия

трансакция в психологии

Эрик Леннард Берн

Согласно теории трансактного анализа [1], которую предложил и развил в начале прошлого века американский психотерапевт Эрик Берн, наше искусство убедительно говорить, адекватно мыслить, чувствовать и реагировать на происходящее определяются одним из наших трех эго-состояний – Ребёнка, Взрослого или Родителя.

Введение в трансактный анализ. Эго-состояния по Эрику Берну:

Наши эго-состояния – это наша психологическая реальность. Каждое из них имеет для нас определенную ценность. Все три в целом и каждое из них по отдельности чрезвычайно важны для нашего выживания и равно необходимы для плодотворной жизни и общения.

Содержание
  1. Трансакции – кирпичики наших отношений
  2. Дополняющие или комплиментарные трансакции
  3. Пересекающиеся или перекрестные трансакции
  4. Скрытые трансакции
  5. Общение в радость
  6. Анализ трансакций
  7. Виды трансакций
  8. Комплементарные трансакции
  9. Перекрёстные трансакции
  10. Формы общения
  11. Группы игр
  12. Развлечение
  13. Деятельность (Процедура)
  14. Ритуал
  15. Близость
  16. Уход в себя
  17. Литература:
  18. Трансакция в психологии: виды
  19. Понятие и суть
  20. История открытия и изучения
  21. Теории
  22. Виды
  23. Параллельные
  24. Пересекающиеся
  25. Скрытые
  26. Угловые скрытые
  27. Как определить свое состояние?
  28. Трансакционный анализ
  29. Три эго-состояния по Эрику Берну
  30. Как выяснить, в каком состоянии вы находитесь?
  31. Трансакции
  32. Поглаживания
  33. Книги
  34. Транзактный анализ в психологическом консультировании
  35. Как применяется транзактный анализ в психологическом консультировании
  36. Упражнения транзактного анализа
  37. Упражнение «Отрезок моей жизни»
  38. Упражнение «Похороны»
  39. Упражнение «Вызов»
  40. Упражнение «Жизненные циклы»
  41. Упражнение «Я беру ответственность»
  42. Упражнение «Разговор с внутренними симптомами»
  43. 📽️ Видео

Трансакции – кирпичики наших отношений

Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.

Согласно структурному анализу Берна, общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я.

Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся.

Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.

Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:

  1. Дополняющая или комплиментарная
  2. Пересекающаяся или перекрестная
  3. Скрытая

Дополняющие или комплиментарные трансакции

Поскольку все мы разные, то в процессе общения какие-то из состояний остаются активными, взаимодействуя друг с другом, как основные или дополняющие, а какие-то заметно для нас себя не проявляют. На рисунках ниже простейшие дополняющие трансакции обозначены параллельными линиями.

На рис. 1, стрелками отображены активные эго-состояния между двумя супругами. Хотя в общении все три эго-состояния, активную роль от каждой стороны играет одна. Стимулирующее дополняющее воздействие (стимул) направлено из состояния мужа «Я-Родитель» – к состоянию «Ребёнка» жены (РРе). Её реакция, – в противоположном направлении, из состояния «Я-Ребёнок» – к состоянию «Родитель» мужа (РеР).

Таким образом, дополняющее воздействие в нашем примере – это параллельная трансакция, протекающая по сценарию РРе – РеР. В идеале такая трансакция схематически отражает отношения в семье, когда муж по-отечески заботится о жене, а она принимает такую заботу с благодарностью.

Дополняющими или комплиментарными Берн назвал трансакции, в которых стимулирующее воздействие исходящее от одного из собеседников дополняется соответствующей реакцией другого участника общения.

При этом вектор стимула и вектор реакции совпадают. Пример: «Который час?» – стимул, «Без двадцати семь» – реакция.

Дополняющие трансакции – обычное дело, когда контактируют «Взрослые» Я-состояния собеседников.

Важно: Пока трансакция исполняется как дополняющая, она может развиваться неограниченное время, вне зависимости от её содержания, поскольку ситуация полностью устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта.

Три базовых эго-состояния способны составить 9 различных типов простых дополняющих трансакций – РР, РВ, РРе, ВР, ВВ, ВРе, РеР, РеВ, РеРе. (рис. 2).

В практической работе психологи выделяют:

  1. Три типа дополняющих равноправных трансакций, в которых общение происходит между одними и теми же состояниями участников диалога (РР, ВВ, РеРе):

    • По линиям РР мы обычно чешим языки и повторяем банальности: …Молодежь потеряла всякий стыд — Полностью согласен…
    • По линиям ВВ – контактируем по работе: … Подай-ка вон тот шуруповерт — Возьми… или обмениваемся оперативной информацией: …Который час? — Полночь…
    • По линиям РеРе – любим и придаемся развлечениям: …Может сходим в кино? — Отличная идея…

    Линии, соединяющие Я-состояния во всех перечисленных случаях на рис. 2 параллельны друг другу.

  2. Неравноправные трансакции, возникающие в ситуациях опеки, заботы, подавления или восхищения.

Пересекающиеся или перекрестные трансакции

Если стрелки стимула и реакции пересекаются, то такие взаимодействия на языке трансактного анализа общения называются пересекающимися или перекрестными. Пересекающаяся трансакция возникает, когда в ответ на стимул одного из собеседников, направленный к одному эго-состоянию собеседника, последний реагирует от имени другого своего эго-состояния.

Пересекающиеся трансакции – один из самых вероятных источников межличностных конфликтов.

— Муж, к жене: «Куда ты положила мои запонки?».
Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

— Жена: «Когда ты последний раз вспомнил, куда положил свою вещь?».
Реакция РВ – «Родитель» жены наставляет «Взрослого» мужа.

https://www.youtube.com/watch?v=L_qFJdZoQaQ

Имеет место пересекающаяся трансакция ВВ – РВ. Почва для развития конфликта подготовлена.

— Муж, к жене: «Где мой галстук?».
Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

— Жена: «Почему ты всегда и во всем пытаешься обвинить меня?».
Реакция РеР – «Ребёнок» жены обиженно надувает губки и взывает к «Родителю» мужа.

Ясно, что дальнейший разговор о галстуке становится невозможен, поскольку, на языке психотерапии, здесь имеет место классический «перенос» акцентов с проблем бытового уровня на уровень взаимоотношений. Перед нами пересекающаяся трансакция 1-го типа ВВ – РеР. Трансакции такого рода – основной источник наших бытовых конфликтов.

Начинаясь со взаимных упрёков на бытовом уровне, перекрестные трансакции зачастую оканчиваются бурными ссорами, сопровождающимися хлопаньем дверью и стремительной сменой эго-состояний у каждого из участников конфликта.

— Коллега по работе: «Ты не в курсе, шеф сегодня собирает планёрку?».
Стимул ВВ – «Взрослый» одного из служащих обращается к «Взрослому» другого, равного по статусу.

— Второй коллега: «Я то в курсе, а когда на подобные вопросы сможешь отвечать мне ты?».
Реакция РРе – «Родитель» того коллеги, которому был адресован стимул, тоном покровителя поучает «Ребёнка» коллеги, задавшего вопрос.

Пересекающаяся трансакция 2-го типа ВВ – РРе, соответствующая описанной ситуации проиллюстрирована на рис. 2б. Такие трансакции в психиатрии соответствуют реакциям контрпереноса. Они часто питают конфликты в личной жизни и на дипломатической почве.

Важно: Пересекающиеся трансакции – признак нарушения в коммуникации и потенциального конфликта. Бурно протекая, такие конфликты, как правило, быстро затухают, но будут происходить до тех пор, пока не будет найдена и устранена их причина.

Три базовых эго-состояниях согласно теории трансактного анализа раскладываются на 9 х 9 = 81 различных схем реализации простых трансакций. За вычетом 9 дополняющих трансакций остается 72 варианта. – Многовато даже для трансактного аналитика.

На «прикладном» уровне обычного человека для продуктивного анализа структуры взаимоотношений оказывается вполне достаточно научиться распознавать и оперировать с 4-мя наиболее распространенными схемами парных трансакций одного уровня:

  1. ВВ – РеР – вариант реакции переноса (пример на рис. 2а).
  2. ВВ – РРе – вариант реакции контрпереноса (пример на рис. 2б).
  3. РеР – ВВ – реакция раздражения, характеризующая состояние человека, рассчитывающего на сочувствие и получающего вместо него сухие факты.
  4. РРе – ВВ – дерзость. Вместо ожидаемой жалобы автор стимула слышит ответ, который воспринимает как вызов и апеллирует к фактам.

Скрытые трансакции

Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.

Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях.

Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника.

Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.

Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.

https://www.youtube.com/watch?v=VfnG5DjND1M

Пример угловой трансакции 1:

— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить».
Стимул ВРе.

— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал».
Реакция РеВ.

Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману».

При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе).

Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.

Пример угловой трансакции 2:

— Официант ресторана: «Что будете пить?»
Стимул ВРе.

— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк».
Реакция РеВ.

Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый.

В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе).

В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».

Пример сдвоенной трансакции:

— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей».

Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.

Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я. Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику.

Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.

Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.

Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.

Общение в радость

Идеи трансактного анализа Эрика Берна обретут для вас видимые и осязаемые очертания, когда будут подкреплены личным опытом. Внимательно наблюдая за вербальной и невербальной стороной поведения окружающих, со временем вы научитесь распознавать и диагностировать эго-состояния так же легко, как читать любимую книгу.

С этого момента игры с вашим триединым Эго, из опасного дайвинга среди острых рифов сумбурных трансакций превратятся в увлекательное, а главное, приятное и осознанное путешествие под парусом, наполняемым попутным ветром. Вы научитесь общаться даже с теми людьми, которых избегали ранее и совершите одно неожиданное и приятное открытие: общение почти с любым человеком может доставить истинное удовольствие.

Видео:Эго-состояния. Транзактный анализ. Эрик Берн. Родитель. Взрослый. Ребенок. Дисфункциональная семья.Скачать

Эго-состояния. Транзактный анализ. Эрик Берн. Родитель. Взрослый. Ребенок. Дисфункциональная семья.

Анализ трансакций

трансакция в психологии

Коммуникация между людьми представляет собой набор трансакций. Трансакция – это единица вербального и невербального общения.

Виды трансакций

Трансакции делятся на истинные — единица общения между людьми, при осуществлении которой происходит соподстройка и псевдотрасакции (или манипуляции). Истинные трансакции могут быть комплементарными, перекрёстными или скрытыми.

Комплементарные трансакции

Такая трансакция основана на взаимодополнении сообщения и реакции на него. Реакция Ребёнка дополняет сообщение Взрослого. Реакция Родителя дополняет сообщение Ребёнка. Реакция Взрослого дополняет сообщение другого Взрослого.

Примером модели общения Родитель- Родитель являются сплетни или пустые разговоры. К модели общения Взрослый- Взрослый можно отнести разговоры во время рабочего процесса или просто обмен информацией. Сочетание эго- состояний Ребёнок- Ребёнок отвечает за такие проявления, как любовь или радость от интересного времяпрепровождения.

Перекрёстные трансакции

Возникают в ситуации, когда на коммуникативное сообщение следует неожиданная реакция. После такой трансакции процесс общения временно прекращается, так как субъекты коммуникации не получают результата, на который рассчитывали.

К примеру, когда Взрослый задаёт вопрос с намерением получить ответ от эго-состояния Взрослого, а получает реакцию Ребёнка или Родителя. После чего начинается борьба, которая идёт до тех пор, пока векторы трансакций не будут уравновешены.

Для решения проблемы одной из сторон необходимо изменить своё эго-состояние.

Формы общения

Э. Бёрн рассматривает следующие формы общения: игра, развлечение, деятельность, ритуал, близость, уход в себя. Игра совокупность скрытых трансакций, ведущих к конфликту. При данной форме общения один из субъектов всегда проигрывает, так как нет равноправия интересов, взаимодополняемости.  

Группы игр

Несмотря на то, что игра может стать причиной психозов и неврозов, у этой формы общения есть свои плюсы.

Если «играть» дозировано или на начальных этапах общения, то таким образом можно сблизиться с человеком (приёмы для такого сближения описывает, в своей книге «Включаем обаяние по методике спецслужб», бывший агент ФБР, Джек Шафер), получить эмоциональную разрядку или просто убить время.

Развлечение

Это форма общения, цель которой направлена на то, чтобы занять свободное время. Например, разговоры во время обеденного перерыва в офисе.

 Для того чтобы избежать конфликта при данной форме общения необходима поддерживать общую линию, выбранной темы.

Если подруги обсуждают недостатки своих мужей и цепляют на них штампы из разряда « все мужики ходят налево», то они примут с негативом противную позицию одной из собеседниц.

Деятельность (Процедура)

Это форма общения, при которой коммуникация выстраивается исходя из модели Взрослый- Взрослый. Например, рабочий процесс или учёба.

Как правило, люди, которые постоянно общающиеся друг с другом используют деятельность как способ уйти от конфликта.

Например, если в семейных отношениях назревает конфликт, то партнёры с головой уходят в работу, в таких случаях возможен невроз выходного дня.

Ритуал

Форма общения, связанная установками общества и общими морально- ценностными концепциями социальной среды, в которой находится человек. Ритуал представляет собой модель Родитель- Родитель.

Такое общение не ведёт к созданию конфликта. Ритуалы делятся на формальные и неформальные.

Трансактный анализ помогает не воспринимать близко к сердцу действия и слова, произведенные во время ритуала, так как это своего рода свидетельства  прошлого.

Близость

Э. Бёрн характеризовал близость, как «искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом мыслями и чувствами, исключающим извлечение выгоды». Эрик Бёрн считал, что именно данная форма общения помогает сохранить здоровье и избежать конфликтов.

Уход в себя

Погружение человека в свой внутренний мир. Такая модель общения характерна для людей, получивших какие- либо эмоциональные травмы в процессе коммуникации с другими людьми, выражается в форме внутреннего диалога. Уход в себя носит функцию успокоения и очищения от лишних эмоций. Однако если уход в себя затянется надолго, то это может перерасти в психоз навязчивых состояний.

https://www.youtube.com/watch?v=6s2il10C-BA

Целью трансактного анализа является определения эго-состояния того субъекта общение, который посылает сообщение и того субъекта, который реагирует на это сообщение. Т.

е, анализ игры, в которой находится человек и поиск способов выхода из этой игры. Э.

 Бёрн считал, что человек начинает обучаться играм еще в детстве и самым верным способом защитить ребёнка от невротических проблем во взрослом возрасте это правильное воспитание.

Литература:

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансакционный анализ и психотерапия»;
  3. Шафер Д. «Включаем обаяние по методике спецслужб»;
  4. Стьюарт и. Джоинс В. «Современный ТА»

Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории

Текст публикуется в авторской редакции

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Видео:Транзактный анализ Эрика БернаСкачать

Транзактный анализ Эрика Берна

Трансакция в психологии: виды

трансакция в психологии

Трансакция в психологии — способ взаимодействия между людьми, при котором два человека контактируют между собой. При этом выстраивается трансакция по простому принципу. Один человек запускает реакцию, второй отвечает на нее, чем подерживает дальнейший механизм построения общения.

Понятие и суть

Трансакция — способ коммуникации между разными людьми, при котором один человек что-то предлагает, а другой на это отвечает. Производная трансакций — трансакционный анализ. Это психологическая модель, которая нужна для изучения, описания поведения индивида отдельно от социума или в составе социальной группы.

История открытия и изучения

История открытия, изучения понятия «трансакция» связана с несколькими известными учеными. Основатель учения — Эрик Берн. Благодаря работам этого человека появилась трансактивная психология.

Другими учеными, которые продвинули данное учение, объединив его с гештальт-терапией, были Мэри и Роберт Гулдинг.

Западный институт транзактивного анализа было основан Фанита Инглиш. Находится в Филадельфии.

Яркие последователи учений Эрика Берна — Джули Хей, Клод Штайнер. Еще одним ученым, который внес вклад в развитие транзактного анализа, былТайби Калер. Он изобрел уникальную систему подбора астронавтов.

Теории

Краеугольный камень учения — теория сценариев:

  1. Контрсценарий. Набор действий, которые выполняются в определенной последовательности. С их помощью человек может отойти от первоначального сценария. Если в оригинальном сценарии человек чувствует горечь, обиду, боль, то в контрсценарии он довольный, радостный, счастливый.
  2. Сценарий. Составленный заранее план жизни, который формируется в детстве. Составляется из основ, которые ребенок воспринимает от окружающих, воспитания родителей, обучения воспитателей. На результат воздействуют внешние факторы, регулирует его воля ребенка.
  3. Антисценарий. Создается, когда у человека не получается жить по составленному в детстве сценарию. Он не может забыть про него, продолжает действовать согласно интересам основного сценария, что приводит к двойственности.

Антисценарий — стиль жизни. Сценарий — судьба человека. Теории были разработаны Эриком Берном.

Виды

Эго-состояния человека:

  1. Родитель. Понять, как находиться в данном состоянии, будет проще, если поставить себя на место ребенка, которые воспринимает новую информацию от взрослых. Когда малыш наблюдает за родителями, у него в памяти откладываются их образы. В психологии данные явления называются интроектами. Существует два интроекта. Заботливый — забота, доброта, любовь. При переходе в данное состояние человек успокаивается, забывает о проблемах окружающего мира. Второй образ родителя — контролирующий. Характеризуется постоянной критикой, самобичеванием, угнетением. Образ мешает индивиду развиваться, постоянно снижает его самооценку. Эго-состояние родителя помогает человек освоиться в жизни, завести новые знакомства.
  2. Ребенок. Характеризуется богатым эмоциональным опытом. Он начинает получать его еще утробы матери. Если сравнивать эго-состояние ребенка и родителя, второе характеризуется контролем, запретами, заботой, добротой. Ребенок действует, опираясь на эмоции, чувства, мечты, желания. Существует 3 вида эго-состояния ребенка. Первый — бунтующий. Проявляется усталостью от всего, желанием ощутить что-то новое, неизвестное. Второй — адаптивный. Проявляется подавленностью, страхами, формированием взглядов под воздействием чужого мнения. Третий — свободный. Такое состояние характерно для индивидов, которым в детстве все позволялось. Проявляется жизнерадостностью, креативом, развитым творческим мышлением. У таких индивидов постоянно меняются интересы.
  3. Взрослый. Является промежуточным между ребенком, взрослым. Проявляется полным игнорированием правил, запретов. Индивиды контролируют свои желание, поведение, адекватно воспринимают мир вокруг себя. Перед принятием важного решения они взвешивают риски, продумывают варианты развития событий.

Существует 4 вида трансакций. Каждый из них имеет особенности, которые важно учитывать при контакте с окружающими.

Параллельные

Взаимодействие между людьми, при котором стимулы дополняются с двух сторон. Для построения разговора с незнакомым человеком, должна произойти реакция. Пример — один индивид спросил у прохожего — «Сколько времени» или «Как пройти на площадь». Если человек ответил на вопрос, реакция произошла, дверь в дальнейшему общению приоткрыта. В подобных ситуациях конфликты возникают редко.

Пересекающиеся

Чаще проявляются конфликтными ситуациями. С одной стороны взаимодействия говорит эго взрослого человека, с другой стороны ему отвечает эго ребенка, проявляя капризы, истерики, нежелание выполнять просьбу. Жизненные ситуации с проявлением пересекающихся трансакций часто приводят к ссорам, которые могут закончиться расколом в семье.

Скрытые

Особый вид трансакций, характеризующийся смесью эго-состояний. Пример — человек общается с собеседником на интересующего его тему. Он может говорить одно, думать другое, а скрывать третье. Это вызывает недопонимание, недоверие, что приводит к ухудшению взаимоотношений.

Угловые скрытые

Второе название — манипулятивные. Это изменчивый процесс, в котором могут быть задействованы все эго-состояния. Пример — человек пришел в магазин выбрать телевизор. Консультант показывает ему лучшую модель и делает ход эго-взрослого, чтобы зацепить эго-ребенка у покупателя.

Ход заключается во фразе «Скорее всего для Вас это слишком дорого». Развитие событий зависит от контроля своего Я покупателем. Если он даст волю ребенку, покупка будет совершена невзирая на траты. Если в игру вступит взрослый, деньги будут сохранены, покупатель не пойдет на уловку.

Как определить свое состояние?

Любой индивид может самостоятельно определить свое эго-состояние. Для этого нужно обратить внимание на особенности собственного поведения, мысли, манеру общения, поступки. Чтобы определить стиль личного эго, нужно знать их характерные черты:

  1. Ребенок — эгоистичные фразы при общении, неумение врать. Индивид всегда говорит правду в лицо, не умеет скрывать эмоций. У него может быстро меняться настроение.
  2. Родитель — указание на недостатки окружающих, контроль ситуации. Часто имеют суровый взгляд, скрещивают руки на груди, качают головой при общении. Эмоции стараются скрыть.

Для взрослого характерно сокрытие эмоций, холодный расчет, рассудительность.

https://www.youtube.com/watch?v=BUUG_-SLr9I

Личное эго не всегда сопровождает индивида. Оно может изменяться под воздействием разных факторов. Это смена жизненной ситуации, активный карьерный рост, смена круга общения, переезд в другую страну, взросление. Важно научиться контролировать свое эго-состояние, чтобы получать результат от контактов с социумом.

Видео:Эрик Берн. Транзактный анализ. Практическое применение.Скачать

Эрик Берн. Транзактный анализ. Практическое применение.

Трансакционный анализ

трансакция в психологии

Трансакционный анализ (транзактный, трансактный анализ) – это психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.

В 1960-ые годы трансакционный анализ развился из психоанализа, в первую очередь благодаря работам Эрика Берна и ряда других психотерапевтов. Популярность ТА объясняется тем, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы несложны.

Функции ТА анализа заключаются в том, чтобы помочь человеку:

  • Выявить непродуктивные стереотипы своего поведения.
  • Сформировать новую систему ценностей и принимать решения, исходя из собственных потребностей и возможностей.
  • Понять самого себя.
  • Понять особенности своего взаимодействия с окружающими.
  • Открыто выражать свои чувства.
  • Научиться доверять себе.

Трансакционный анализ можно практиковать где угодно – дома, на работе, в школе. Словом, там, где есть люди. За эту простоту его и любят и критикуют. Ведь по мнению многих психиатров, качественные изменения возможны только под присмотром профессионалов.

Три эго-состояния по Эрику Берну

Эрик Берн утверждает, что в каждый момент жизни наши мысли, чувства, слова, действия и реакции определяются одним из 3 возможных эго-состояний:

  • Я-Родитель: содержит поведение и установки, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим и в предубеждениях. Внутренне – принимают вид старых родительских назиданий.
  • Я-Взрослый: состояние ориентировано на восприятие текущей реальности и получение обратной связи. В нем человек является хорошо приспособленным, организованным, находчивым и действует, спокойно рассчитывая и оценивая свои возможности.
  • Я-Ребенок: в этом состоянии человек содержит в себе все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом, а также записи детских переживаний, позиций и реакций в отношении себя и других. Помимо этого, включается творческое проявление личности.

Что любопытно, время от времени человек может существовать в двух из трех состояний одновременно, а их смена может происходить быстро и часто. Например, утром в кровати многие из нас борются между Родителем и Ребенком – один хочет поспать еще час, а второй говорит, что пора вставать и идти учиться или зарабатывать деньги.

Нельзя сказать, что одно эго-состояние важнее другого. Скорее так – гармония состояний помогает оставаться вменяемым человеком, не скатываться к нравоучительству, но и не веселиться сверх меры. Всему свое время.

Ребенок может быть:

Спонтанным. Это импульсивное, эгоцентричное, хитрое и естественное поведение.

Приспосабливающимся. Боязливое, беспомощное, уступчивое и приспосабливающееся к нормам поведение.

Бунтующим. Протестующее, бросающее вызов поведение.

Родитель может быть:

Заботливым. Исправляет, утешает, помогает.

Критическим. Критикует, грозит, приказывает.

Взрослый же играет роль своеобразного арбитра между Родителем и Ребенком. После анализа информации, Взрослый решает, какое поведение будет адекватным данному обстоятельству, от каких стереотипов можно отказаться, а какие желательно включить.

https://www.youtube.com/watch?v=WvHFUpPqTNE

Несмотря на то, что для полноценно счастливой жизни требуется периодическая смена эго-состояний, наиболее важным является Взрослый. Именно он должен принимать большинство решений.

Как выяснить, в каком состоянии вы находитесь?

Сделать это можно при помощи наблюдения за вербальными и невербальными элементами поведения.

Ребенок внутри нас, как правило, использует фразы и мысли: «Я хочу!», «Я ненавижу», «Меня это злит», «Какое мне дело». Внешне это проявляется в потупленном взоре, дрожащих губах, выражении восторга, пожимании плечами.

Родителю характерны фразы и мысли: «Мне нельзя», «Тебе нельзя», «Я должен», «Ты должен», «Прекрати это», «Я бы на твоем месте». Внешне это проявляется в качании головой, нахмуренном лбе, скрещенных на груди руках, грозном виде.

Главные слова и мысли Взрослого: «Давайте посчитаем», «Это целесообразно», «Где польза?». Выражается это в задумчивости, размышлениях и концентрации.

Трансакции

Трансакции – это вербальные и невербальные взаимодействия между людьми, обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Они состоят из стимула и реакции. Например, стимул: «Что ты здесь делаешь?», реакция: «Да вот, с работы пораньше отпустили».

Типы трансакций:

  • Дополняющие (параллельные): это такие трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. К примеру, стимул: «Который час?» дополняется реакцией: «Половина восьмого». В этом случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников. Во время этих трансакций не возникает конфликтов и взаимодействие может продолжаться длительное время.
  • Пересекающиеся (перекрестные): здесь уже возможны конфликты и скандалы. К примеру, муж спрашивает: «Где мои запонки?», а жена отвечает: «Я всегда у тебя во всем виновата!». Муж посылает стимул Взрослого к Взрослому своей жены, а ее реакция исходит от ее Ребенка. Такие трансакции начинаются с колких реплик, взаимных упреков и могут продолжаться на протяжении всей семейной жизни, если оба участника сознательно не решат включить Взрослых.
  • Скрытые: это самые сложные трансакции, потому что включают более одного эго-состояния на человека, так как сообщение маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Все это является почвой для развития психологических игр, которые были описаны Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Многие проблемы в семейной жизни можно разрешить, если их выявить и исправить.

Поглаживания

Каждый Ребенок внутри нас ищет одобрение со стороны Родителя другого человека. Одобрение в трансакционном анализе называется «поглаживанием». Их существует три типа:

  • Вербальное: виде комплиментов или похвалы.
  • Невербальное: кивки, подмигивание, жесты.
  • Физическое: рукопожатие, похлопывание по спине, поглаживание по спине.

Мы «поглаживаем» человека либо за существование (безусловное), либо за поступки (условное). При этом «поглаживания» могут быть позитивными (теплые слова, дружеское физическое прикосновение, доброжелательные жесты) и негативными (хмурые взгляды, шлепки, брань).

Книги

Если вы хотите узнать о трансакционном анализе больше, ознакомьтесь с психологическими играми, прочитайте следующие книги:

  • «Трансакционный анализ и психотерапия» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн.
  • «Групповая психотерапия» коллективная монография клиники неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и Института психиатрии и неврологии в Варшаве.
  • «Я о’кей, ты – о’кей» Томас Э. Харрис.
  • «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  • «Техники транзактного анализа и психосинтеза» Ирина Малкина-Пых.
  • «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике» Николай Васильев.

Желаем вам удачи!

Видео:Трансакционный анализ. Часть первая. Теория: эго-состояния и наше общениеСкачать

Трансакционный анализ. Часть первая. Теория: эго-состояния и наше общение

Транзактный анализ в психологическом консультировании

трансакция в психологии

14th Апрель , 2019

По Эрику Берну, основоположнику транзактного анализа, любая личность имеет три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. В своей теории он вводит понятие «игра». Это модель поведения человека, в которой он стремиться избегать контактов с другими людьми по средствам манипуляторного поведения.

Коррекция необходима людям, которые не довольны своей жизнью и отношениями в обществе. С ее помощью человек осознает свой жизненный сценарий, сможет разрешить конфликт между своими эго-состояниями и понять, для чего, чем и кем он манипулирует.

Это поможет человеку освободиться от навязанных стереотипов, стать независимым и свободным от чужого мнения. Также позволит ему строить новые отношения и открываться людям.

А в итоге он сможет стать главным в своей жизни и сам управлять своей судьбой, неся ответственность за свои поступки и решения.

https://www.youtube.com/watch?v=inZ2eNpFsQs

Чтобы коррекция привела к успеху, необходимо построить доверительные отношения со своим психологом. Это должны быть, прежде всего, партнерство и грамотное отношение к позиции ученик-учитель.

Опытный психолог должен уметь различить, какое эго-состояние пациента «включено» в данный момент. Он должен говорить со Взрослым, не обращая внимания на капризы Ребенка и не пытаться расслабить злого Родителя.

Легко заметить непрофессионализм психолога по использованию в речи большого количества непонятной терминологии, что помогает ему скрывать свою неуверенность.

Как применяется транзактный анализ в психологическом консультировании

На первом занятии с психологом стоит обговорить, какие цели Вы хотели бы достигнуть, пути, которые позволят это сделать и составить список требований друг к другу, которые впоследствии будут выполняться.

В достижении цели всегда что-то мешает, это могут быть какие-то убеждения, неумение контролировать эмоции, навязанные стереотипы. С ними нужно бороться, чтобы достичь успеха.

Психолог поможет Вам проанализировать Вашу жизнь и решения Вы принимали. Объяснив, почему Вы это делали, Ваш взгляд на последующее решения изменится.

Вы будете иметь возможность понять себя и свои чувства и поступать только так, как считаете нужным именно Вы.

Одной из техник транзактного является техника семейного моделирования. Находясь в группе, человек сопоставляет свои эго-состояния со своей семьей.

Так психолог замечает, какой сценарий жизни у Вас составлен, устанавливает Вашу позицию в семье, замечает проблемы игр и манипуляций.

Это позволяет скорректировать модели поведения, выйти за установленные Вами самими рамки, разорвать шаблоны и принять другую структуру поведения. Обрести независимость и свободу.

Упражнения транзактного анализа

Предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений, которые используются в групповой терапии.

Упражнение «Отрезок моей жизни»

Очень простое, но эффективное упражнение. Вам дают чистый листок бумаги и предлагают нарисовать отрезок, где начало – Ваше рождение, а конец – смерть. Вам следуют точкой отметить момент, где Вы находитесь сейчас. Дают время подумать и проанализировать. Это упражнение полезно делать людям, уставшим от жизни, вечно обеспокоенным и раздражительным.

Упражнение «Похороны»

Психолог включает расслабляющую музыку и просит Вас закрыть глаза и погрузиться в себя. Просит попробовать войти в трансовое состояние и ответить на неожиданный вопрос: «Как Вы видите свои похороны, переживите их». В таком состоянии приходит понимание, боитесь ли Вы смерти и почему, насколько Вам важна жизнь и чего Вы хотите успеть добиться.

Упражнение «Вызов»

Психолог просит группу разделиться на тройки. Они садятся в круг и начинают беседовать, предварительно написав на отдельных листочках бумаги свои имена. Все эти листочки перемешиваются в темном мешочке, и психолог достает один из них.

Затем он называет имя вслух и тот, кому оно принадлежит – разворачивается спиной к своим собеседникам, прервав разговор.

Позже их просят рассказать о своих чувствах. Обычно после этого упражнения люди понимают, насколько случайны события в жизни, и как легко из нее выпасть.

Упражнение «Жизненные циклы»

Психолог предлагает человеку пережить каждый цикл жизни, который им предстоит. Обычно это старость и смерть. Они должны целыми днями жить жизнью стариков. Им предлагают гулять в одиночестве, одеваясь в одежду для старых людей, временно сделать волосы седыми, попробовать состарить голос.

У каждого из них есть примеры таких людей – их и нужно играть. Советуют даже сходить на кладбище и подумать о неминуемой смерти в одиночестве, как они постепенно теряют здоровья и уже не способны жить полноценно, боясь умереть незаметно для окружающих. Представить, как их хоронят, кто льет слезы, а кто делит наследство.

Если же это упражнение выполняет подросток – ему предлагают пожить жизнью взрослых, ходить целыми днями на работу, приходить в дом с непослушными детьми и выполнять всю домашнюю работу, не покладая рук.

https://www.youtube.com/watch?v=cB5UVYDcoIw

Такое упражнение помогает осознать ценность каждого момента, проживать каждый жизненный цикл с мыслью, что он больше не повторится, а более того, он приближает к концу. Также это помогает быстрее осуществить поставленные цели и жить в свое удовольствие, обеспечивая себе счастливую старость с верными людьми.

Упражнение «Я беру ответственность»

Психолог предлагает после каждой фразе о себе говорить «и я беру ответственность за это».

Например, «Я осознаю, что поднял свою руку, и я беру ответственность за это», «Я говорю о своих чувствах, и я беру ответственность за это», «Я не знаю, как поступить в этой ситуации, и я беру ответственность за это».

Такое упражнение позволяет осознать свою значимость в жизни других людей и ответственность за каждое свое слово и действие.

Упражнение «Разговор с внутренними симптомами»

Психолог предлагает обратить внимание на свои внутренние ощущения и понять, что все это тоже сделал ты и нести ответственность только тебе. Например, при мысли о предстоящем деле в животе появился ком. Значит, нужно проанализировать эту ситуацию и понять, для чего нужен этот ком, и как от него избавиться.

Для этого нужно «поговорить» с ним и самим собой. Такой внутренний диалог позволит найти источник проблемы и пути её решения.

Занимайтесь собой, следите за своими чувствами – это обеспечит Вам гармоничную и счастливую жизнь!

📽️ Видео

Теория игр Эрика БернаСкачать

Теория игр Эрика Берна

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕРЫ ДИАЛОГОВ. #ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. #Транзакционный анализ. Транзактный..Скачать

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕРЫ ДИАЛОГОВ. #ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. #Транзакционный анализ. Транзактный..

Структурный анализ Эрика БернаСкачать

Структурный анализ Эрика Берна

Эрик Леонард Берн. Трансактный анализ.Скачать

Эрик Леонард Берн.  Трансактный анализ.

Трансакционный анализ. Часть четвертая. Практика: работа с эго-состояниями, психологические игрыСкачать

Трансакционный анализ. Часть четвертая. Практика: работа с эго-состояниями, психологические игры

Что такое транзактный анализ?Скачать

Что такое транзактный анализ?

Транзактный анализ. Что такое транзакция? #психология #психологияотношений #отношения #психологиproСкачать

Транзактный анализ. Что такое транзакция? #психология #психологияотношений #отношения #психологиpro

ЭРИК БЕРН ЦИТАТЫ: сценарный и трансакционный анализ из книгСкачать

ЭРИК БЕРН ЦИТАТЫ: сценарный и трансакционный анализ из книг

Урок 2. ТрансакцииСкачать

Урок 2. Трансакции

Немотивированный клиент - это...Скачать

Немотивированный клиент - это...

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Скачать

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ и ЗАЦЕПКИ. Как определить зацепки? Эрик #Берн. #Игры в которые играют люди. КакСкачать

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ и ЗАЦЕПКИ. Как определить зацепки? Эрик #Берн. #Игры в которые играют люди. Как

Изучаем транзактный анализ с Аллой Далит. Подписывайтесь на канал #shortsСкачать

Изучаем транзактный анализ с Аллой Далит. Подписывайтесь на канал #shorts

Техники транзактного анализа. Василий ПузиковСкачать

Техники транзактного анализа. Василий Пузиков

Транзактный анализ. Родитель, Взрослый, Ребенок и люди, которые играют в игры. [Психотерапия #88].Скачать

Транзактный анализ. Родитель, Взрослый, Ребенок и люди, которые играют в игры. [Психотерапия #88].
Поделиться или сохранить к себе: