Современное общение

Современное общение Полезно
Плюсы и минусы интернет-общения. Заменит ли оно реальные контакты

Современное общение

Лет десять назад общение через интернет в основном использовалось в развлекательных целях: чаты, социальные сети, аськи и подобное.

Но сегодня интернет-общение еще и полноценный инструмент работы: вебинары и консультации по скайпу, решение групповых задач в общей беседе, обсуждение родителями школьных проблем, уточнение информации при удаленной работе и даже курсы обучения в режиме онлайн. Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.

Содержание
  1. Особенности интернет-общения
  2. Плюсы интернет-общения
  3. Минусы интернет-общения
  4. Интернет-общение как способ самовыражения
  5. Послесловие
  6. Искусство общения в современном мире, как научиться общаться
  7. Цели и стратегии личностного общения
  8. Искусство общения, как правильно вести разговор
  9. Заключение
  10. В чем заключается искусство общения — видео
  11. Виды общения — классификация, особенности и нормы
  12. Содержательный компонент процесса общения
  13. Цели общения
  14. Средства общения
  15. Временной критерий коммуникации
  16. Другие виды общения
  17. Количество участников в процессе коммуникации
  18. Классификация по Е.И. Рогову
  19. Императивное
  20. Манипулятивное
  21. Диалогическое
  22. Педагогическое общение
  23. Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития
  24. В чем заключается суть понятия «общение»
  25. Особенности общения в современном обществе
  26. Помаши мне рукой: как мы будем общаться в будущем | РБК Тренды
  27. Социальные связи
  28. Жизнь онлайн
  29. 🎥 Видео

Особенности интернет-общения

Общение в сети – особый вид коммуникации, при котором люди взаимодействуют через гаджеты и интернет. Стоит определить, что именно подразумевается под общением через интернет: электронная почта, социальные сети, скайп и видеочаты, чаты, онлайн-игры, комментарии под видео или статьями, форумы – в общем, практически все, что дарует интернет.

К особенностям интернет-общения относится:

  • Отсутствие невербальных источников информации (везде, где общение ведется не через камеру).
  • Отсрочка во времени (ответ можно дать гораздо позже полученного сообщения).
  • Устранение каких-либо барьеров (локальных, временных, языковых).
  • Привычное и комфортное место общения, что придает человеку уверенность и спокойствие.
  • Высокий риск дезинформирования и ложных представлений, манипуляций, обманов (О безопасности в сети читайте тут).
  • Возможность разговаривать на любые темы и говорить о себе все. Странно, но факт: людям проще рассказать что-то особо постыдное и мучающее их душу (и тем самым освободить себя) незнакомцу в сети, нежели близкому другу.
  • Возможность быть самим собой или наоборот побыть в какой-то другой роли, образе.
  • Отработка письма, если сознательно следить за своей речью. Интернет-общение способно помочь повысить грамотность и улучшить изложение мыслей. А, например, ведение дневника – популярный метод психотерапии.
  • Ухудшение устной речи. На бумаге (клавиатуре, виртуальном листе) проще излагать свои мысли. А если не следить за письмом, то постепенно в речь войдут сокращения и сленги.

Интересный факт: в интернете люди склонны преувеличивать действительность, приукрашать свою жизнь и свой образ, а также показывать себя с лучшей стороны. Общаясь в интернете, мы узнаем только 3 % информации о человеке.

Общение по скайпу приближено к реальному взаимодействию, но все-таки уступает ему. Можно запланировать время соединения, подготовиться к нему и при желании воплотить какой-то образ.

Плюсы интернет-общения

Сам факт общения с разными людьми, устранение любых барьеров – плюс, особенно если речь идет о работе. Именно виртуальное общение позволяет многим людям работать, не выходя из дома. А для тех, кого реальные контакты энергетически истощают (чаще люди интровертированного типа) это настоящая находка.

Все, что касается работы и связано с интернетом – плюс. Не считая сохраняющегося нюанса в виде недостатка невербальных элементов общения. Это может иногда провоцировать непонимание или неверные представления о человеке. Но это решаемо. На том остановимся и поговорим о досуговом времяпрепровождении в интернете.

Среди плюсов можно назвать следующее:

  • возможность людей, страдающих от застенчивости, комплексов или страхов, заводить знакомства, находить друзей и партнеров по жизни;
  • добровольность взаимодействия;
  • возможность контролировать смысловую, содержательную, грамматическую и другие стороны информации;
  • возможность тут же найти дополнительный материал и уточняющие факты;
  • возможность прервать общение и отправить человека в черный список (плюс, но спорный);
  • стимулирование собственной мотивации, повышение самооценки и придание уверенности в себе (например, ведение дневника и общение с «братьями по разуму» при похудении);
  • развитие мелкой моторики.

Минусы интернет-общения

Общение в интернете ради развлечения мне кажется ущербной формой коммуникации. Да, иногда это единственная возможность (разделяют километры), но в остальных случаях я за реальные контакты. И вот почему:

  • При реальном общении мы видим все реакции собеседника по принципу «здесь и сейчас»: тон и скорость речи, жесты, мимику и так далее. Это снижает риски неверной трактовки информации или обмана.
  • Реальное общение живое. Оно не дает возможности удалить первую мысль. В интернете же человек четко фильтрует то, что пишет.
  • В интернете мы получаем и видим то, что нам хотят показать. В то время как в жизни удается разглядеть гораздо большее, тайны подсознания. Можно хранить гигабайты переписки и по сути не узнать о человеке ничего (а это потраченное время и силы), а можно за получасовую встречу получить полноценное представление о личности.
  • Сколько ни украшай общение в сети смайликами, оно остается сухим и безэмоциональным. Это, как я уже говорила, хорошо для деловых отношений (хотя тоже не на все 100 %), но плохо для неофициальных отношений.
  • Как правило, в интернете речь претерпевает изменения: сокращения, ошибки, сленг. Постепенно это усваивается и переходит в реальную жизнь (одно виртуальное «СПС», которое так же произносится некоторыми людьми в жизни, чего стоит). Качество речи – важный элемент личности. Интернет не развивает коммуникативно-ораторские способности.
  • Иллюзорное восприятие, мнимость сходства интересов и взглядов на мир, как следствие – разочарование и чувство утраченного времени. Особенно актуально для знакомств в сети интернет. Что мы видим, если речь идет о печатном варианте общения? Фотографии, картинки, смайлы, знаки и символы – информацию, которую нам хотят сообщить.
  • Взаимодействие через интернет оставляет только само общение как деятельность, хотя в жизни оно чаще является элементом другой деятельности (труда, учебы, игры), а поступки и действия ценятся больше, чем слова.
  • Случайная отправка письма не тому адресату, скрины, записи и другие «компроматы».
  • Пока виртуальное общение остается виртуальным, можно создавать и поддерживать любой свой образ. Именно это и формирует у некоторых людей зависимость от интернета. Уход от реальности в выдуманный мир – неадекватная стратегия поведения, а не решение проблем. На какие только ухищрения не идут люди, даже виртуальный секс придумали. Как этот процесс может быть виртуальным? Да, нет шанса забеременеть или заболеть, а в чем истинная проблема? Страх близости, неуверенность в себе, комплексы, несостоятельность в жизни – вот истинные проблемы.
  • Общение в виртуальном пространстве меняет сознание человека, речь и способы взаимодействия с миром. Чрезмерно «тепличные» условия вредны для личности так же, как и хронический стресс. Если в интернете человек создает свой идеальный и комфортный мир, то постепенно совсем отучается адекватно реагировать на внешние раздражители (а в реальном мире их всегда хватает). Чем чаще раздражение, тем выше желание окончательно погрязнуть в виртуальном общении.

Не будем забывать о возможности анонимного общения. К сожалению, часто это выливается в чувство безнаказанности и вседозволенности. Хотя иногда и проще высказаться анонимно, почувствовать себя увереннее, но можно этим преувеличить свои возможности.

https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0

К слову, влияние анонимности и ее использование зависит от индивидуально-личностных особенностей человека. Например, подростки с обусловленной возрастом нестабильной психикой и индивидуальными психологическими проблемами (неуверенность, страхи) подвержены развитию вседозволенности, распущенности в интернете, которая позже переходит в реальную жизнь.

Интернет-общение как способ самовыражения

Безусловно, весь интернет – поле для самовыражения. Чем и пользуются блогеры и видеоблогеры, редакторы журналов, авторы страниц и групп в социальных сетях. Все это – формы общения в сети. Возможность самовыражения сама по себе прекрасна.

Вопрос в том, как именно человек решит самовыражаться, что он хочет донести людям и что берет сам.

Главное, чтобы не возникло «одиночества в сети»: когда и зрителей много, и почитатели есть, и друзья виртуальные, и комментариев хватает, а счастья в жизни нет, и за помощью обратиться не к кому.

Послесловие

Подводя итоги, хочется сказать, что я за совокупность реального и виртуального общения. Технологическим прогрессом нужно пользоваться, но делать это с умом. Например, можно вечером обсудить что-то с другом и сойтись на том, что при личной встрече все окончательно выяснится.

Как это часто бывает, проблема интернет-общения имеет две стороны. Нельзя оценивать ее по критериям «хорошо/плохо». Важен не сам факт виртуального общения, а суть этого общения и участвующие стороны. Можно общаться с интересными людьми и самореализовываться, а можно просто «убивать время», бегать от самого себя, создавая иллюзию жизни и общения.

Потому нельзя судить о рисках, не зная конкретного контекста. В статье я условно разделила факты об интернет-общении на плюсы и минусы, но, как вы наверняка заметили, каждый из них имеет две крайности: преимущество и недостаток общения в рамках всемирной паутины.

Заменит ли виртуальное общение реальное? Возможно. Хорошо ли это? Нет. Человек – социальное существо, общение – самостоятельная деятельность и составной элемент многих видов деятельности. Без реального эмоционально окрашенного общения мы не можем развиваться и становиться личностью, человеком, индивидуальностью.

Виртуальное общение – в определенной мере депривация. В сети мы общаемся не с людьми, а с их образами (составленными ими или нами), многократно переработанным суррогатом личности. Реальное общение сложнее, выше риски обид и конфликтов, не всегда есть шанс на ошибку и возможность быть неидеальным, самим собой, но оно гораздо интереснее и полезнее.

Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Искусство общения в современном мире, как научиться общаться

Современное общение

Искусство общения — очень важная для любого человека способность, с помощью которой он может преодолевать возможные психологические барьеры и осуществлять правильный подход к собеседнику. Коммуникабельному человеку гораздо проще, чем другим, организовать беседу или вступить в разговор, также ему не сложно удовлетворить свою повседневную потребность в общении.

Цели и стратегии личностного общения

Для того чтобы во время коммуникации достигнуть поставленной цели, потребуются различные стратегии. Например, при неформальном общении двух и более людей возникает ситуация, которую можно охарактеризовать как межличностное общение.

Чаще всего, при этом не ставятся определенные задачи. Участники коммуникативного процесса бывают настолько увлечены интересным разговором, что даже не замечают, как летит время. Им просто приятно видеть друг друга и общаться между собой.

В таком общении можно выделить несколько основополагающих факторов:

  • установление контакта между собеседниками;
  • передачу определенной информации личного характера, зачастую с собственной оценкой говорящего (коммуникатора);
  • использование различных техник слушания — рефлексивного (активного), нерефлексивного (пассивного), эмпатического (сопереживания) для получения удовлетворенности от разговора;
  • стирание коммуникативных барьеров, препятствующих общению;
  • применение различных приемов аргументации.

Эффективность межличностного общения зависит от национальных, половозрастных и других особенностей собеседников, которые оказывают влияние на результаты взаимодействия.

https://www.youtube.com/watch?v=LIwHnoAQAY4

Его цель — удовлетворение потребности в общении, построенном на общих интересах. С их исчезновением или изменением, желание общаться с определенным человеком может исчезнуть.

В ходе беседы участники могут меняться ролями. Рассказчики становятся слушателями и наоборот. Причем реципиенты также проделывают большую работу — они не только воспринимают информацию, но и расшифровывают ее. Коммуникаторы передают свои сообщения, закодировав их — в виде слов, мимических выражений, жестов и поз.

Искусство общения, как правильно вести разговор

Люди, хорошо владеющие искусством общения, всегда успешны как в обычной жизни, так и в трудовой деятельности. Они легко заводят знакомства, отлично ладят с большим коллективом.

Есть несколько условий, соблюдение которых поможет способствовать улучшению навыков общения и провести беседу корректно:

  1. Нельзя начинать разговор с малознакомым человеком с серьезных вопросов. Лучше всего обсудить капризы погоды, премьеру интересного фильма, новинки литературы. После чего переход к важной теме произойдет незаметно.
  2. Касаться проблем со здоровьем в светской беседе недопустимо. Также как и плохих новостей, неприятностей на работе или семейных конфликтов. Не следует обсуждать поведение и внешний вид человека в его отсутствие. Это не соответствует моральным нормам, принятым в обществе.
  3. В разговорах на любые темы нужно проявлять гибкость. Нельзя быть излишне категоричными, постоянно убеждать всех в своей правоте, так как бурный спор выходит за рамки беседы.
  4. Тон общения должен быть спокойным и сдержанным. Во время обсуждения спорных моментов голос повышать не стоит. Таким образом не добраться до истины, а вот поссорится вполне возможно.
  5. В попытках развеселить компанию нельзя без конца вспоминать смешные истории или анекдоты, многие из которых всем давно известны. Небольшая короткая шутка, рассказанная вовремя не только, рассмешит собеседников, но и запомнится ими надолго.
  6. В одной компании не следует использовать фразы и намеки понятные только некоторым. Остальные собеседники почувствуют в этот момент себя лишними, им будет очень некомфортно.
  7. Делать замечания чужим детям допускается лишь в том случае, если их родители отсутствуют.
  8. Бестактно публично расспрашивать человека о его болезни и уточнять диагноз. А также спрашивать причину, если люди хотят поскорее закончить разговор.

Одним из главных факторов, выдающих искусного собеседника, является ясная речь. Все слова проговаривают четко, их окончания не приглушают. Нельзя спешить или медлить.

Темп речи должен быть средним, а она сама — выразительной. Также необходимо соблюдать ее тональность. Вопросительные и восклицательные предложения произносят с соответствующей интонацией.

Заключение

Искусство общаться вежливо, с соблюдением норм этикета, позволит человеку лучше раскрыться и выработать подходящие способы убеждения, а также использовать слова и выражения более точно.

Благодаря развитому искусству общения, собеседники могут не только внимательно слушать говорящего, но и правильно понимать содержание сказанного, определять цели беседы, стремиться к конструктивному диалогу.

В чем заключается искусство общения — видео

Видео:Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

Виды общения — классификация, особенности и нормы

Современное общение

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, ые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое — люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

  • кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=CJny3KCmFg4

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека.

Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей.

Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

https://www.youtube.com/watch?v=LZbWmxX_dQM

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Видео:Comedy Club: Современное общение | Антон Иванов, Константин Бутусов, Роман СафоновСкачать

Comedy Club: Современное общение | Антон Иванов, Константин Бутусов, Роман Сафонов

Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития

Современное общение

Определение 1

Общение — это один из наиболее важных инструментов социализации человека. С его помощью он существует, удовлетворяет свои базовые потребности и регулирует их. Помимо этого общение является главным каналом взаимодействия между людьми.

Обычно, общению человек начинает учиться с самого раннего детства. Овладение этими навыками напрямую зависит от того, какая среда и какие люди окружают его. Этот процесс происходит стихийно, на базе житейского опыта.

Для повседневного общения, особенно в своей среде, таких навыков оказывается достаточно. Однако в профессиональной сфере, в особенности если она напрямую связана с людьми или передачей информации/знаний такого базиса будет недостаточно и потребуется получение теоретических знаний в этой области.

В чем заключается суть понятия «общение»

Само понятие «общение» (как и прочие) было разработано в психологии на основании работ многих исследователей, поэтому у него имеются различные трактовки. У непосредственно термина «общение» нет аналога, который в точности передавал бы его суть, в традиционной социальной психологии (западной). Как отмечает Г. М. Андреева:

Цитата 1

«Его содержание может быть рассмотрено только в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности».

В отечественной психологии сформировалась устойчивая традиция, согласно которой понятия «деятельность» и «общение» связывают между собой (например, «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность»). К тому же, бывают случаи, когда общение определяют еще и как условие деятельности.

Определение 2

Общение — это необходимое условие любой деятельности, которую требуется проводить совместно. Оно представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия друг друга его участниками и их дальнейшего взаимодействия.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Такой подход был сформулирован впервые в 70-е годы XX века советским психологом Б. Д. Парыгиным. Он же выделил основные параметры, из которых состоит процесс общения:

  • психологический контакт, который возникает между его участниками и реализуется в ходе их взаимного восприятия друг друга;
  • обмен информацией (при помощи вербального и невербального общения);
  • взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.

Согласно этому подходу в отечественной социальной психологии было выделено основное содержание общения (согласно Г. М. Андреевой, 1976 г.):

  • передача информации (коммуникация);
  • взаимодействие (интеракция);
  • познание людьми друг друга (перцепция).

Рисунок 1. Составные элементы категории общения

Считается, что наиболее объемно характеристика общения была представлена Л. П. Буевой.

https://www.youtube.com/watch?v=TO4xfIGxMmY

Определение 3

Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (как отдельных личностей, так и их групп), он характеризуется обменом информацией, деятельностью, опытом, умениями, навыками, способностями и результатами деятельности. Это одно из самых необходимых условий формирования и развития отдельной личности и всего общества в целом, которое имеет всеобщий характер.

Это определение имеет общий характер и служит для изучения любых социальных взаимосвязей.

Понятие «общение» можно анализировать и как самостоятельное.

Определение 4

Общение — это взаимодействия между несколькими людьми (двумя и более), которое заключается в обмене информацией, имеющей познавательный или аффективно-оценочный характер.

Согласно этому определению, структура общения состоит из следующих компонентов:

  • когнитивный (познавательный);
  • аффективный (эмоциональный);
  • поведенческий.

Вывод

Резюмируя, можно сказать, что общение — это сложный, многоплановый процесс, в результате которого между людьми устанавливаются и развиваются контакты, которые были порождены потребностями в совместной деятельности. Этот процесс включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Особенности общения в современном обществе

Современный мир таков, что общение в нем связано с ценностями, вносящими в жизнь каждого социальный контроль, технические средства и массовую культуру.

Цивилизация развивается таким образом, что происходит непрестанное совершенствование средств связи и в наличии всегда имеется многообразие информационных каналов. Это приводит к противоречию между формой/средствами общения и его содержанием/глубиной.

Сейчас человек способен без затруднений устанавливать контакты даже с теми субъектами, которые находятся от него на большом расстоянии. Однако, такое совершенствование средств общения не обеспечивает его качество и глубину.

  • Межличностные взаимоотношения в группе детского сада

    • Вид работы:Контрольная работа
    • Выполнена:23 октября 2017 г.
    • Стоимость:4 100 руб

    Заказать такую же работу

  • 35 Психологические условия профилактики межличностных конфликтов в молодых семьях

    • Вид работы:Дипломная
    • Выполнена:27 августа 2012 г.
    • Стоимость:6 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Влияние эмоционального состояния на эффективность работы оператора

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:29 сентября 2016 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Самопонимание и групповое психологическое консультирование участников образовательного процесса.

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:3 июня 2016 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Этика консультационных отношений

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:14 апреля 2016 г.
    • Стоимость:1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка. Заказ: 387350

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:21 ноября 2015 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по психологии

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Видео:Камеди Клаб «Современная семья» Антон Иванов Костя БутусовСкачать

    Камеди Клаб «Современная семья» Антон Иванов Костя Бутусов

    Помаши мне рукой: как мы будем общаться в будущем | РБК Тренды

    Современное общение

    Tyler Nix / Unsplash

    Пандемия стала событием, которое возможно изменит наше поведение на многие годы. Разбираемся, войдет ли соблюдение дистанции и другие правила в привычный образ жизни и как в целом будут общаться люди в будущем

    Сейчас социальные контакты постепенно возвращаются, но теперь соседствуют с применением антисептиков. Говоря языком коммуникаций, старый инструментарий дополняется новым.

    Текущая ситуация с самоизоляцией позволила увидеть, что у каждого человека сохранился очень близкий круг общения, которому он доверяет и с которым отношения практически не изменились. Однако от более широкого круга люди начали отстраняться, чтобы сохранить свою безопасность и не создавать риски для остальных.

    Но чтобы прижилось любое изменение социального поведения, нужно, чтобы оно давало существенное преимущество в адаптации к окружающим условиям. При этом давление биологии человека никуда не денется, и для эволюции на этом уровне нужно много времени.

    https://www.youtube.com/watch?v=PwdzfjsXWxc

    Поэтому люди будут продолжать стремиться к непосредственному контакту друг с другом, и перекрыть это стремление могут только радикальные требования ситуации и тотальное непрекращающееся давление общества. Ни того ни другого текущий уровень угрозы COVID-19 не дает — свидетельство тому люди на улицах, в парках, кафе и торговых центрах.

    Полноценное живое общение не способны заменить и многочисленные, на первый взгляд удобные технические возможности, считают эксперты. Евгения Лютова, клинический психолог, отмечает, что лишь оно способно обеспечить человеку эмоциональную близость. Именно настоящее общение, не ограниченное ни зарядом батареи, ни деньгами на счету, может приносить истинную радость от ощущения себя человеком.

    «Интонация, выражение лица, жестикуляция, мимика, артикуляция — сколько всего есть у человека для максимально точного выражения мысли, чувства, для выражения самого себя», — говорит психолог.

    Стремление к общению находится внутри людей. Ситуация не меняется даже с точки зрения бизнеса: во время диалога по переписке труднее договориться, по телефону проще, а вживую — еще лучше. Поэтому «цифра» никогда не вытеснит живой диалог.

    Гор Нахапетян, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО:

    «В базовые психологические потребности, которые есть у человека, входят не только уединение, игровой контакт, признание личности, работы и вклада, но и потребность в тактильном контакте.

    И если отдельные потребности могут быть удовлетворены онлайн, то тактильный контакт все еще представляется затруднительным без личного взаимодействия.

    Многочисленные исследования вопросов ранней депривации (психического состояния при неудовлетворении различных жизненных потребностей) показывают фундаментальное значение телесного контакта для всестороннего развития человека. Иными словами, одиночной камере человек всегда предпочтет пытки».

    Социальные связи

    После пандемии люди станут больше внимания уделять своему здоровью, а потому близкие контакты между посторонними людьми в общественных местах (транспорт, кинотеатр и т.д.) могут стать пережитком прошлого.

    Можно также предполагать, что со временем дистанционная форма общения с посторонними войдет в привычный образ жизни. Ведь люди все больше уходят в онлайн — это касается и работы, и обучения, и бытового общения.

    Такое развитие сильно поменяет конфигурацию социальных связей.

    Человек будет больше времени проводить в кругу семьи — в какой-то мере возвращаясь в модель крестьянских предков, у которых большая часть трудовой и жизненной активности протекала в окружении домочадцев.

    Однако воспроизведение этого опыта в ситуации типичной современной городской семьи будет нести значительные психологические вызовы.

    Владимир Коровкин, эксперт программы MOOVE от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС:

    «Замкнутое пространство квартир, отсутствие рабочей кооперации с другими членами семьи, банальное отсутствие привычки к общению днями напролет — все это создает феномен «семейного выгорания».

    Почти наверняка мы сможем найти к нему противоядие, однако процесс займет некоторое время. Возможно, что в краткосрочной перспективе неожиданное экономическое преимущество окажется у тех, кто имеет психологически более комфортную семейную обстановку.

    Они будут более эффективны в работе, вопреки расхожей поговорке «Хороший человек — не профессия».

    Эксперты считают, что у каждого человека останется определенный круг близких друзей — хотя и общение с ними не избежит определенной степени виртуализации.

    Однако главным феноменом цифрового мира становится взрывной рост «знакомств», поддерживаемый цифровыми социальными сетями.

    Связь такого рода существенно отличается от традиционного понимания дружбы — недаром в русском языке используется слово «френд», ведь язык не поворачивается назвать «друзьями» тех, кого ни разу в жизни не видел воочию.

    Многое также сводится к разнице поколений. Люди возраста 25+ не утратят стремление к живому общению, потому что они выросли и сформировали социальные привычки до появления удаленных коммуникаций. У людей младшего поколения уже сформированы другие коммуникационные привычки.

    Многие из них даже не заметили, что был карантин и изоляция — они просто продолжили общаться с друзьями с помощью компьютера или смартфона.

    Именно они станут главными потребителями новых технологий дополненной реальности, потому что виртуальное общение им уже понятнее и комфортнее, чем живое.

    Жизнь онлайн

    Еще недавно, лет десять назад, доступ к электронной почте на телефоне был не у всех. Но все понимали, что это очень удобно, и человек становится более мобильным. Сейчас — это норма. Виртуальная коммуникация является неотъемлемой составляющей деятельности и свободного времяпрепровождения многих людей.

    https://www.youtube.com/watch?v=LpP0ypg_4mM

    Драматичный поворот в виде пандемии коронавируса лишь продемонстрировал необходимость создания новых и модернизации существующих привычек в общении, вдумчивого использования цифровых технологий, которые значительно упростили взаимодействие между людьми и повысили эффективность многих процессов.

    Пандемия позволила нам внезапно не только заглянуть в будущее примерно пяти лет, но и даже пожить в нем, когда никаких прочих опций для общения, ни для межличностного, ни для профессионального, кроме виртуальных, не осталось. Экстравертам пришлось экстренно учиться быть в одиночестве, консерваторы чтобы не оголодать, освоили онлайн-шопинг, кто-то начал учиться онлайн.

    Через три-пять лет все это станет нормой, а физическое присутствие и задействованность будут восприниматься, с одной стороны, как что-то архаичное, с другой — как роскошь и проявление особого отношения.

    В создании материала участвовали:

    • Марк Шерман, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency;
    • Павел Мясоедов, партнер и директор компании «Интеллектуальный Резерв»;
    • Антон Куликов, CPO Selectel;
    • Алексей Карфидов, сооснователь «Карфидов Лаб»;
    • Лилия Алеева, директор по маркетингу ICL Services;
    • Екатерина Здесенкова, исполнительный директор iConText Group;
    • Вероника Кулешова, генеральный директор Frisquet;
    • Александр Изряднов, сооснователь Vinci Agency;
    • Марина Арканникова, доцент, директор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института.

    Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

    🎥 Видео

    Почему современное общение "токсично"?Скачать

    Почему современное общение "токсично"?

    Камеди Клаб «Братский брат» Демис Карибидис, Алексей Кривеня, Максим Конюхов @ComedyClubRussiaСкачать

    Камеди Клаб  «Братский брат» Демис Карибидис, Алексей Кривеня, Максим Конюхов @ComedyClubRussia

    Павел Воля - Про миллениалов и новое поколение (Comedy Club, 2017)Скачать

    Павел Воля - Про миллениалов и новое поколение (Comedy Club, 2017)

    Камеди Клаб «Табличка» Харламов, Батрутдинов, Кравец, Иванов, Аверин, Скороход, СмирновСкачать

    Камеди Клаб «Табличка» Харламов, Батрутдинов, Кравец, Иванов, Аверин, Скороход, Смирнов

    УРАЛЬСКИЕ ПЕЛЬМЕНИ. Современное общение. 1января 2022 гСкачать

    УРАЛЬСКИЕ ПЕЛЬМЕНИ. Современное общение. 1января 2022 г

    КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.Скачать

    КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.

    Ревва на свидании с современной девушкой - Золотой номер КВНСкачать

    Ревва на свидании с современной девушкой - Золотой номер КВН

    Как нас меняют социальные сети?Скачать

    Как нас меняют социальные сети?

    Современное общение. Кто нам дорог и кто наши друзья.Скачать

    Современное общение. Кто нам дорог  и кто наши друзья.

    Современное общениеСкачать

    Современное общение

    Юрий Стоянов и современная молодежь | Гости из прошлогоСкачать

    Юрий Стоянов и современная молодежь | Гости из прошлого

    Современное общениеСкачать

    Современное общение

    Современное общениеСкачать

    Современное общение

    Обществознание 10 класс (Урок№14 - Современное общество.)Скачать

    Обществознание 10 класс (Урок№14 - Современное общество.)

    Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)Скачать

    Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

    Камеди Клаб «Пункт выдачи» Антон Иванов, Константин Бутусов @ComedyClubRussiaСкачать

    Камеди Клаб «Пункт выдачи» Антон Иванов, Константин Бутусов @ComedyClubRussia
    Поделиться или сохранить к себе: